Как делать электронные конспекты
Перейти к содержимому

Как делать электронные конспекты

  • автор:

Варианты для ведения полностью электронного конспекта?

Я студент, в последнее время стараюсь перевести ведение конспекта полностью на электронную основу (под этим я подразумеваю, например, запечатывани текста лекций вместо записи, etc). И если с предметами, где лекционный материал в основном текстовый проблем не возникает, то там где надо рисовать рисунки/писать формулы начинаются проблеммы. Какие варианты для быстрого удобного ввода графической информации/формул (+ желательно с интеграцией в текст лекции по факту) существуют?

  • Вопрос задан более трёх лет назад
  • 70315 просмотров

Комментировать
Решения вопроса 0
Ответы на вопрос 9

Как преподаватель Вам говорю:
Договоритесь с лектором и поставьте у доски видеокамеру HD, чтобы записать все лекции. Если Вы потом все тексты наберете и рисунки отрисуете в Corel Draw (к примеру) и, естественно, сделаете копию всех материалов преподавателю — то он Вам только спасибо скажет.

Конечно, копирайт — у преподавателя. Вы можете выступать только техническим редактором при публикации, даже несмотря на то, что всю основную работу по набору и рисованию сделаете сами.

Но я бы только приветствовал студента, который сделал бы эту работу. Весьма вероятно, что можно было бы думать об издании в соавторстве минимальным тиражом (для библиотеки) и дальнейшем размещении на сайте вуза для свободного скачивания студентами.

Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 10 Комментировать
AlexanderG @AlexanderG

Microsoft OneNote и планшет, разумеется. В программе есть поддержка рукописного ввода с распознаванием текста и форум, возможность рисования, создания аудиозаметок и т.п. Можно как-то делать синхронизацию через Live, но я ей не пользовался. Плюс возможно работать с книжкой через веб-интерфейс.

Ответ написан более трёх лет назад
Нравится 3 4 комментария
Stvad @Stvad Автор вопроса

текст, наверное я все-таки предпочел бы запечатывать, в этом ракурсе я смотрел в сторону Asus transformer + какое-нибудь перо, но как под adroid с по для подобных задач?

AlexanderG @AlexanderG

Недавно видел реализацию OneNote под андроид. Она неполная, но совместима с «родным» приложением. Возможно, есть еще альтернативы, не искал особо.

В OneNote хотите — печатаете, хотите — рисуете. Записи можно группировать по блокнотам.
Главное — скачайте и попробуйте, т.к. более удобный _софт_ вы вряд ли найдёте.

На андроиде из софта, позволяющего легко переключаться между клавиатурным и рукописным вводом в рамках одного документа — знаю только FreeNote. Но на хоть сколь-нибудь больших объёмах он окажется неюзабелен, как мне кажется.
Плюс, весьма ограниченные, либо отсутствующие возможности экспорта — специфика мобильных платформ.

Я пользуюсь OneNote, но у него есть неприятный подводный камень: рисунки пером не вставляются в блок текста.
То есть если вы что-то писали, потом что-то нарисовали на планшете (схему например), а потом решили выше нарисованного добавить текст — рисунок уедет относительно текста. Очень неудобно.

Электронный конспект или бумажный? Разбираемся в плюсах и минусах

Электронный конспект или бумажный? Разбираемся в плюсах и минусах

Информационные технологии с каждым днем все активнее проникают во все сферы жизни. Учебный процесс не исключение, достаточно вспомнить, как этой весной студенты Белорусского национального технического университета перешли на обучение по индивидуальному графику с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тогда вуз отлично справился со своей задачей. А если говорить о лекциях? Большинство студентов привыкли конспектировать их под четкую диктовку преподавателя в блокноте или тетради. Тем не менее есть ребята, которые предпочитают не носить стопку бумажных носителей и не отмывать потом руки от чернил, а вести конспекты на своих ноутбуках. Каких больше, узнаем позже.

В Instagram мы создали опрос, чтобы узнать, какие конспекты предпочитают вести наши студенты: бумажные или электронные. И совсем скоро будет известен результат, но для этого вам нужно дочитать материал до конца.)

Сейчас же разберемся в плюсах и минусах ведения электронных и бумажных конспектов. Для этого обратимся к научному исследованию.

Психологи из Принстонского и Калифорнийского университетов провели сравнительное исследование эффективности записей лекций от руки и при помощи компьютера. Использование ноутбуков становится более популярным, а конспектирование на бумаге некоторым студентам кажется старомодным. Кроме того, печатать быстрее, но, оказывается, писать от руки эффективнее.

Есть две гипотезы, почему ведение бумажных конспектов эффективнее. Первая называется гипотезой кодирования . Считается, что когда студент делает заметки, прописывая все ручкой, он лучше запоминает. Вторая же называется гипотезой внешнего хранилища: д елая записи, вы можете перелистнуть пару страниц назад и вспомнить, что вы проходили на прошлой лекции.

С другой стороны, психологи пришли к выводу, что студенты могут печатать быстрее, чем писать, соответственно тратят на это меньше времени и успевают сделать записи за преподавателем.

В исследовании, опубликованном в журнале «Psychological Science», Пэм А. Мюллер из Принстонского университета и Дэниел М. Оппенгеймер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе попытались проверить, как ведение записей вручную или с помощью компьютера влияет на обучение.

«Когда люди печатают свои заметки, у них есть тенденция делать стенографические заметки и записывать как можно больше лекций», – говорит Мюллер Рэйчел Мартин из NPR. – «Студенты, которые вели стенографические записи в наших исследованиях, были вынуждены быть более избирательными, потому что вы не можете писать так быстро, как печатаете. И эта дополнительная обработка материала, которую они делали, пошла им на пользу» (перевод – Ирина Журик) .

Выводы исследования заключаются в том, что студенты, которые ведут бумажные конспекты, имеют лучшую успеваемость.

Следует отметить, что данными об этом исследовании мы ни в коем случае не призываем вас к выбору бумажных конспектов. Советуем делать так, как вам удобнее.

Мы также решили пообщаться со студентами БНТУ, чтобы узнать, каким образом они предпочитают вести конспекты.

Яна Гапутина, студентка второго курса факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства.

В моей группе большинство ведут бумажные конспекты. Мы пробовали печатать на ноутбуке, но это оказалось не слишком удобно: ноутбук тяжелее и объемнее тетради, и нужно искать розетку, чтобы подключить зарядное. Для меня самое главное преимущество бумажного конспекта над электронным – скорость и удобство оформления. Я не успеваю в Microsoft Word быстро вставлять формулы или латинские буквы, схемы, диаграммы, тогда как в тетради легко все быстро зарисовать. Я использую одну кольцевую блочную тетрадь для всех лекций, и она в несколько раз легче ноутбука. А еще, переписывая рукой материал, мне легче его запомнить.

Диана Завацкая учится на пятом курсе машиностроительного факультета. Девушка является отличницей и стипендиатом специального фонда президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Электронный конспект студентка ведет второй год и уже не представляет, что это такое – писать ручкой.

В моей группе электронные конспекты ведут пару человек. Для меня это очень удобно, мой макбук весит меньше двух килограммов, а в нем и конспекты лекций, и рефераты, и контрольные, и курсовые. У меня все расформировано по папкам, поэтому ничего не пропадает. Я быстро печатаю (примерно в два раза быстрее основной массы группы), поэтому у меня остается время на то, чтобы проверить социальные сети (иногда грешу этим в силу специфики своей работы), но это никак не отражается на плодотворности учебы. Зарядки макбука хватает на весь день, поэтому искать розетку в аудитории не приходится. А еще, электронный конспект – это удобно, красиво и понятно (особенно актуально для тех, у кого с почерком беда).

Анастасия Рудович учится на третьем курсе строительного факультета. Девушка также предпочитает вести электронный конспект.

Когда я училась на втором курсе, стала не успевать записывать за преподавателем, поэтому решила конспектировать на смартфон. Я печатаю конспекты в своих заметках, там можно делать таблицы, рисунки, вставлять фото. Уже дома переношу все на ноутбук. Конспектировать сразу на ноутбук мне неудобно, потому что не успеваю, а использовать смартфон комфортно: он занимает мало места и легкий.

Даниил Куган, третьекурсник энергетического факультета, всегда вел бумажные конспекты и отказываться от них не собирается.

У нас есть ребята, которые конспектируют лекции на электронных устройствах, но не всем преподавателям это нравится, и они просят записывать в тетради. Да, и мне вести бумажный конспект гораздо проще: в ноутбуке может зарядка сесть или он может просто зависнуть .

Интересно, а что думают непосредственно педагоги о ведении электронных конспектов? Спросили у Наталии Александровны Григорьевой, преподавателя строительного факультета.

Будучи студентом, я всегда задавалась вопросом оптимизации работы над конспектом дисциплины. Пробовала писать сокращенно и печатать лекции под диктовку. Сейчас как преподаватель точно могу сказать, что от руки записанная и изображенная информация лучше откладывается в памяти. В то же время электронный конспект сложно читать в сокращенном виде, скорее это полуфабрикат шпаргалки. Тем более, что изображения, графики и чертежи важны именно процессом их создания, а не копирования. Поэтому истина где-то посередине: лучшим вариантом считаю распечатанный основной многостраничный материал с большим количеством пометок, уточнений, выделений и зарисовок на широких полях.

Итак, в завершение публикуем данные нашего небольшого исследования. Судя по голосованию, 93 % ведут бумажные конспекты, электронные предпочитают лишь 7 % опрошенных. К слову, если вы все же решили вести электронный, обязательно обговорите этот момент с лектором: уместно ли будет записывать его лекции на электронные устройства.

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

До сих пор конспектирование остается одним из основных способов работы с текстом и звучащей речью в университете и колледже.

Конспекты с записями лекций позволяют оперативно и системно запоминать услышанную информацию и быстро воспроизводить нужные детали при необходимости.
Конспекты монографий, научных статей и определенных глав из учебника, сделанные от руки, задействуют моторную память (кстати, одну из самых долговечных) и способствуют осмыслению только что прочитанного.
Напечатанный на компьютере текст-конспект удобен для его дальнейшего использования в электронно-цифровой среде.

Так или иначе, пусть даже в какой-то обновленной и осовремененной форме (например, в электронном формате), но конспекты как вид обязательной университетской повинности работы останутся.

Поэтому не удивительно, что и ЛаЛаЛань писала о конспектах и их подготовке.

  • Хотите попробовать новый формат ведения конспекта, узнать больше о майндмэп, или ментальных картах, навести порядок в тетради?
  • Находитесь в поисках новых сервисов и электронных инструментов, которые помогают с написанием текстов, их переводом, с вычислением результатов по формулам?

Сегодня разбираемся именно с конспектами и с работой с текстом. Как ее, эту работу, которой не избежать, можно упростить, ускорить, автоматизировать?

В новой статье ЛаЛаЛани — 6 онлайн-сервисов и мобильных приложений, которые помогут в этом.

Преобразовать речь в текст

Как пользоваться сервисом при записи звука с микрофона в реальном времени? Выберите «Включить запись» (поле ввода находится ниже, опуститесь в конец страницы с помощью полосы прокрутки), разрешите использование микрофона — и можно начинать работать.

Сервис бесплатный, но несовершенный. Так, свою роль играет особенность русского языка, в котором звучание не совпадает с написанием, поэтому какие-то звуки и их скопления могут быть распознаны некорректно. Лучше всего диктовать не в очень быстром темпе, гиперболизируя произносимое и сближая его с написанием, например, говорить [корова] вместо [кΛро`въ] (звучит как «карова»).

Еще одна тонкость связана со знаками препинания. Некоторые из них можно произносить, чтобы они появились в письменном тексте, но иногда программа пишет «запятая», а иногда ставит «,». Нужно приноровиться.

Во всем остальном это неплохой сервис для преобразования речи в текст, но будьте готовы к последующей вычитке и корректуре.

Это диктофон, обладающий возможностью быстро переводить звучащий текст в написанный. В основе программы — те же технологии распознавания речи, что используют и в Google Assistant.
Приложение позволяет загрузить языковые пакеты для более чем
60 языков (русский там тоже есть), а также работать без подключения к Интернету.

Можно сделать шрифт чуть более небрежным, напоминающим ваш стиль письма, настроив параметры приложения. Меняйте шрифт, кегль и наклон текста, уменьшайте или увеличивайте расстояние между словами и строками, меняйте цвет и стиль начертания.

  • сервис «Писец»

Интерфейс сервиса очень прост и понятен: два поля, в поле слева вводите печатный текст, в поле справа получаете конвертированный текст. «Рукописный» текст далее сохраняется в формате .png, что позволяет распечатывать фото, накладывая его на тетрадный лист.
Кое-где сервис даже оставляет помарки при конвертации, чтобы создать максимально естественный эффект.

Но будьте осторожны: ходят слухи, что нераспознаваемые символы программа заменяет не на ◻, а на интерпретированное изображение, связанное с мужской физиологией. Не знаем, так ли это, но обязательно перечитайте свои конспекты перед сдачей (тем более что не лишним будет повторить важные детали перед экзаменом или зачетом).

Разумеется, обе эти программы позволяют в быстром темпе выполнить большой объем работы по написанию конспектов, но при ближайшем рассмотрении все равно заметно отличие рукотворного письма от машинного: например, отсутствуют следы нажима ручки и пр. Так что если вы знаете, что лектор или семинарист будет вчитываться в ваши работы, то, возможно, стоит их написать самому от руки.

Сделать свои конспекты системными (и красивыми)

  • Конструктор конспектов отCanva

Сервис содержит более 20 профессиональных типов графиков и разработанные профессиональными дизайнерами шаблоны, которые упростят вашу работу.

Конспекты, созданные с помощью функционала конструктора, могут стать готовым вложением для вашей презентации или отчета, а для создания красивой и понятной картинки не нужно обладать профессиональными компетенциями графического дизайнера.

Этот сервис, как и другие предложения от Canva, где можно сделать отличную презентацию, буклет и плакат, бесплатный, но требует регистрации. Для желающих получить доступ к определенному перечню фотографий и анимаций есть платная подписка, но сделать что-то крутое можно и на базовом формате.

Читать и писать конспекты в одной программе

  • Возможности «читалки» отЭБС Лань

Функционал «читалки» среди прочих возможностей предлагает создание конспектов по изучаемой литературе в том же окне. Эти конспекты сохраняются и легко доступны в личном кабинете пользователя. В той же «читалке» текст можно выделять цветом, цитировать и автоматически выгружать библиографическую запись, необходимую, например, для списка литературы в реферате или ВКР.

Как вести конспекты – 4 универсальных инструмента…

В этой статье в рамках проекта Мастер Продуктивности, я кратко рассмотрел тему “Как вести конспекты” и сравнил 4х основных инструмента, которые помогут тем, кому нужно вести конспекты и всегда иметь к ним доступ. Эта статья будет актуальна как студентам, так и руководителям и менеджерам, которые делают конспекты как для себя, так и инструкции для коллег и сотрудников.

Основные требования к инструментам для ведению конспектов:

а) в этом конспекте были и картинки, и текст и схемы (нарисованные самостоятельно);

б) конспект должен быть доступен в любое время с любого устройства (ноутбук, рабочий компьютер, телефон);

в) конспектом должно быть легко поделиться с коллегами/друзьями;

г) когда конспектов много – их можно будет структурировать в систему с понятной интуитивно понятной навигацией;

Какие инструменты отпали после фильтра критериев:

  • Локальные документы Word – т.к. они доступны только на вашем компьютере и страшно неудобно их редактировать на разных девайсах
  • Mind-карты (mind-maps) – главный минус этого шикарного инструмента – это то что в них содержатся только самые важные мысли, а когда много текста или много картинок, они не сильно пригодятся. Их хорошо использовать когда нужно составить основные выводы (или например “скелет”) основного большого конспекта
  • Google Keep – очень классный онлайн-сервис для заметок, но там нет нормального форматирования текста и можно вставлять или картинки или текст, а совмещать их в заметках нельзя. Этот сервис отлично подойдет для ведения списков покупок, дел и т.д.

Какие инструменты ведения конспектов мы рассмотрим:

1. Evernote (Эверноут) – скачать можно на сайте Evernote.com.

Сервис для ведения заметок, из основных его особенностей: версии для различных устройств (компьютер, телефон и веб-версия), таким образом ваши заметки всегда под рукой.

Есть утилита Web Clipper для браузера – с помощью которой удобно сохранять интересные статьи или их куски.

2. Google Slides (Гугл Слайды или Гугл Презентации) – доступны на сайте drive.google.com.

Сервис для создания онлайн-презентаций для тех кто использует почту Gmail. В нем удобно реализована функция вставки картинок и рисования схем самостоятельно + можно настраивать анимацию.

3. Google Docs (Гугл Документы) – доступны на сайте drive.google.com.

Сервис для создания онлайн-документов для тех кто использует почту Gmail.

4. Google Sites (Гугл Сайты) – доступны на сайте sites.google.com.

Сервис для создания сайтов для тех кто использует почту Gmail. Очень удобен тем, что можно делать закрытые сайты (например внутренний корпоративный портал) с четкой иерархической структурой и настройкой уровня доступа внутри него.

Сравнительная таблица с инструментами ведения конспектов (скачать в .PDF):

Как вести конспекты - 4 универсальных инструмента.

Вот основные выводы сравнения Evernote, Google Slides, Google Docs и Google Sites:

1. Evernote (Эверноут) – скачать можно на сайте Evernote.com.

ВЫВОД: больше подходит для личного использования когда делается один конспект (лекции, совещания и т.д.) и не нужно делать много разделов конспекта, которыми нужно поделиться

2. Google Slides (Гугл Слайды или Гугл Презентации) – доступны на сайте drive.google.com.

ВЫВОД: хорошо подходит когда в документе много схем, которые нужно рисовать вручную, а также когда нужно демонстрировать кому-то конспект с анимацией

3. Google Docs (Гугл Документы) – доступны на сайте drive.google.com.

ВЫВОД: хорошо подходит когда в документе много текста и таблиц (например книги, должностные инструкции и т.д.), но при этом документ один. Если документов больше 10, то становится трудно их организовать в единую структуру (вариант с организацией по папкам плох тем что нет общей картины всего списка документов)

4. Google Sites (Гугл Сайты) – доступны на сайте sites.google.com.

ВЫВОД: хорошо подходит для созданий должностных инструкций в рамках единого корп. портала когда не нужно потом выгружать страницы в один общий документ. У вас может быть много страничек, которые отлично организовываются в понятную структуру с разделами, по которым легко осуществлять навигацию

Как работать с Evernote, Google Docs, Google Slides и Google Sites?

Какие-то вещи про Evernote и Google Slides я рассматривал в 2016 году в одном из занятий курса Мастер продуктивности: https://www.youtube.com/watch?v=br4wcnB8ZNk

По остальным ищите на Youtube, там огромное количество инструкций уже сделали.

Несколько советов, чтобы конспекты лучше запоминались:

  • конспекты которые для вас – пишите от руки (мелкая моторика рук работает и визуально вы запоминаете лучше то что пишете от руки). Потом фотографируйте эти конспекты и складывайте в Evernote заметки или в фотоальбомы на телефоне через приложение Google Photo (потом их можно смотреть с компьютера на сайте Photos.google.com)
  • после написания конспекта повторите его еще 2 раза: 1й на след. день, второй через 3-4 дня. Чтобы совсем хорошо усвоить составьте Mind-карту по памяти конспекта через неделю
  • перечитывайте конспекты случайным образом когда вы куда-то едете или стоите в очереди;

С уважением Александр Цыглин,

основатель проекта Мастер продуктивности

P.S. Если вам понравилась статья – поделитесь ей пожалуйста со своими знакомыми в социальных сетях и открывайте бесплатный аккаунт в замечательном редакторе Evernote по нашей партнерской ссылке на официальном сайте Evernote

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *