Словарь программиста: мини-словарь для начинающих разработчиков
Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пиши в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.
А
Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.
Айдишник — id, идентификатор.
Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.
Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.
Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.
Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.
Б
Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.
Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.
Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.
Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.
Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.
Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.
Рекомендация от нас
Если ты только учишься, то рекомендуем пройти Бесплатный Марафон «Основы веб-разработки». Идеально подойдет даже тем, кто впервые слышит слово «веб-разработка».
В
Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.
Войтивайти — шуточное, обозначает процесс переквалификации далёкого от сферы IT специалиста в разработчика.
Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.
Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».
Г
Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.
Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.
Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.
Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.
Д
Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.
Дебажить — устранять ошибки, баги.
Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.
Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.
Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.
Драй — от англ DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.
Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».
Ж
Жаба — язык программирования Java.
Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.
З
Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».
Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.
Змея — язык программирования Python.
И
Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.
Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.
К
Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.
Конфа — конференция.
Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.
Л
Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.
Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.
Лист — от англ. List — список.
Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.
М
Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.
Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.
Меншить — от англ. Mention — упоминание. Речь идёт об упоминаниях в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».
Н
Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.
Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».
О
Овертайм (от англ. «overtime») — переработка после окончания рабочего дня. Сверхурочные часы.
Околоайтишник — человек, который не является айтишником/программистом, но работает в сфере IT/программирования. Например, специалист по кадрам (HR), бухгалтер, финансист.
ООП (сокр. от «Объектно-Ориентированное Программирование») — методология/парадигма программирования, в которой основными концепциями являются объекты и классы.
Опенсорс (от англ. «open source software») — программное обеспечение/софт с открытым исходным кодом, который может использовать/дополнять/изменять любой желающий. В большинстве случаев это программное обеспечение является некоммерческим проектом.
Опенспейс (от англ. «open space») — офис открытого типа, где сотрудники работают в одном помещении (относительно большом) без каких-либо перегородок/стен.
Оперативка — оперативная память, она же «RAM» = «Random Access Memory», она же «ОЗУ» = «Оперативное Запоминающее Устройство».
ОС (или «операционка», сокр. «OS» от англ. «Operating System») = Операционная Система — программное обеспечение, которое позволяет управлять аппаратной частью компьютеров/ноутбуков/смартфонов и т.д.
Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».
Отладка — этап в разработке программного обеспечения, на котором выполняется поиск и исправление ошибок.
Отладчик (или «дебаггер», от англ. «debugger») — программа, с помощью которой выполняется отладка.
Ось — операционная система.
Оффтоп (или «оффтопик», от англ. «off topic») — любое сообщение мимо кассы (т.е. не по теме).
П
Падаван — ироничное название стажёра или джуниора.
Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.
Питон — язык программирования Python.
Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию.
Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.
Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложении.
Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.
Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».
Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».
Р
Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.
Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.
Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.
Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.
Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.
С
Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.
Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.
Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и вёрстки страниц.
Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.
Слетело — сломалось.
Снести — удалить.
Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».
Собес — собеседование.
Софт — от англ. Software — программное обеспечение.
Софт-скилы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.
Т
Темплейт — от английского template — шаблон.
Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.
Тимлид — от английского Team leader — руководитель команды. Координатор группы программистов.
Туториал (от англ. «tutorial») — сборник уроков для обучения чему-либо, учебник.
У
Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.
Утилита (или «утилитка», от англ. «utility») — вспомогательное программное обеспечение, предназначенное для выполнения вспомогательных работ, настройки системного оборудования, операционных систем и прочего. Другими словами, программа, которая помогает что-то сделать.
Ф
Фаервол (от англ. «firewall») — антивирус (антивирусник), который защищает компьютер от вирусов. С английского означает «горящая стена» — здесь следует понимать стену, которая защищает другие здания от распространения пожара. Другое название — Brandmauer (в переводе с немецкого тоже означает «горящая стена»).
Факап (от англ. «fuck up») — неудача, провал, облом. Зачастую подразумеваются более-менее серьёзные ошибки.
Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.
Фича — функция, возможность. От англ. Feature.
Фриланс (от англ. «freelance») — работа из дому, вне штата, иногда на себя, которая приносит деньги и в которой нет постоянного заказчика/начальника.
Фрилансер (от англ. «freelancer») — человек, который занимается фрилансом.
Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.
Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.
Х
Хакатон (от англ. «hack marathon») — мероприятие, на котором собираются специалисты из разных отраслей разработки программного обеспечения (чаще всего программисты, но могут быть и дизайнеры, тестеры) для разработки определённого решения/проекта/приложения/программы. Другими словами, марафоны программирования, на которые собираются программисты попрограммировать.
Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.
Хард скиллы (от англ. «hard skills») — технические знания и навыки.
Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.
Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского hacker и cool hacker.
Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.
Ц
ЦП — центральный процессор (он же «проц» или «процик»).
Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — content management system, система управления контентом.
Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.
Э
Эксплойт (от англ. «exploit») — вредоносная программа, способная выполнять свой код через найденную уязвимость в другой программе.
Эникей (от англ. «any key») — любая кнопка. Часто, при установке или загрузке чего-либо, нас просят “Press any key” — отсюда и термин.
Эникейщик — неопытный пользователь, который не знает, что ему нужно делать — ищет кнопку «эникей». Или низкоквалифицированный IT-специалист (очень редко программист), который занимается рутинными, несложными заданиями.
Ю
Юзать — от английского to use — использовать.
Юзер (или «юзверь», от англ. «user») — пользователь.
Я
Ява — язык программирования Java.
Яваскрипт — язык программирования JavaScript.
ЯП — язык программирования.
Программный код
Программный код — это текст, написанный на языке программирования. Обычно его пишут программисты, и этот процесс называется «кодинг». С помощью кода создают программы: отдают компьютеру команды, которые он выполняет.
«IT-специалист с нуля» наш лучший курс для старта в IT
Когда человек пишет код, про него говорят, что он кодит. Чаще всего этот термин применяют по отношению к программистам, которых еще называют кодерами.
Код программы изначально воспринимается компьютером как простой текст. Чтобы он заработал, нужно передать его специальному инструменту — компилятору или интерпретатору нужного языка. Тот преобразует код в вид, понятный машине. После этого его можно будет запустить.
Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля
Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам
Для чего нужен программный код
Компьютер не понимает человеческие языки. Но и программный код на современных языках программирования ему непонятен: его нужно компилировать или интерпретировать, чтобы он заработал. Возникает вопрос: почему тогда не писать программы на человеческом языке. Но так не получится — код все-таки нужен. Попробуем объяснить простыми словами, почему.
Человеческие языки сложные. Практически невозможно создать компилятор, который переводил бы человеческие естественные языки в понятный компьютеру вид. В программировании есть область их распознавания, которая называется NLP, но она очень сложная и не способна распознать все. Поэтому человеческий язык в качестве языка программирования просто не подойдет.
Код помогает быстрее и лаконичнее отдавать команды. Представьте, что вам нужно отсортировать большое количество данных. Описать задачу обычным текстом будет сложнее, чем написать одну или две строчки кода.
Код понятен и структурирован. Современные языки программирования — высокоуровневые. Это значит, что их уровень абстракции выше, ближе к человеческому пониманию, чем к машинному. Поэтому код на них нужно компилировать или интерпретировать. Исходный «язык машины» — длинные машинные коды из нулей и единиц, и писать на них программы человеку практически невозможно. Будет совершенно непонятно. А по программному коду видно, что он делает — его синтаксис приближен к человеческому пониманию.
Языки программирования служат своеобразным компромиссом между сложными для человека машинными кодами и непонятным для компьютера человеческим языком.
Станьте Fullstack-разработчик на Python и найдите стабильную работу
на удаленке
Как выглядит программный код
Это набор строчек на языке программирования. Языки обычно приближены к английскому: слова из него заимствуются для обозначения команд. По структуре код состоит из команд, связей между ними, различных операторов и знаков препинания, а также переменных и значений. Большие группы команд, которые выполняют конкретное действие, собираются в блоки — функции.
В конце каждой строчки в большинстве языков ставится точка с запятой. Она помогает компилятору или интерпретатору понять, что команда закончилась. Но это не всегда так: например, в Python вместо точки с запятой используется перенос строки.
На картинках с кодом, которые вы наверняка видели в сети, он разноцветный. Это происходит, потому что специальные средства для программирования подсвечивают разные элементы его синтаксиса для наглядности.
Разбираемся с терминами: каким бывает код
Это не классификация — просто список терминов, которые часто можно услышать в контексте написания кода. Они могут быть похожи, но означают разное.
Исходный код, или сурс, source code — Это версия программного обеспечения в его первоначальной форме, как оно было написано разработчиком (то есть введено в компьютер), представленная в виде обычного текста (то есть последовательности буквенно-цифровых символов, которые человек может прочитать). Понятие исходного текста также может иметь более широкое значение, охватывая машинный код и символы на графических языках, но ни один из этих случаев по своей сути не является текстом.
Исходный код может быть открытым или закрытым. Открытый исходный код может просмотреть кто угодно. Закрытый или спрятан от пользователей, или вообще отсутствует в готовом программном продукте — вместо него используются исполняемые коды.
Исполняемый код — код, который может исполнить программа. Иногда противопоставляется исходному. Чаще всего так называют код, который получился в результате компиляции. Компилятор переводит исходный код в машинный, который сможет исполнить операционная система, — на выходе получается исполняемый код.
Чистый код — это понятие другого порядка, которое, скорее, относится к правилам хорошего тона для разработчиков. Чистым называют код, который хорошо написан, не слишком многословен, понятен и лаконичен. Такой код легко прочитать другим разработчикам, а не только автору.
Станьте Frontend-разработчиком
и создавайте интерфейсы сервисов, которыми пользуются все
В чем пишут код
Языки программирования устроены так, что код можно написать в любом редакторе, даже в «Блокноте». Компьютер в таком случае воспримет его как текст, а для запуска нужно выполнить дополнительные действия: сохранить файл в нужном формате, отправить его компилятору или интерпретатору. Если это код на JavaScript, проще всего запустить его в браузере. А если код на внутренних языках операционной системы — в консоли.
Чаще всего программисты пишут код в специальных программах: средах разработки, они же IDE, и редакторах кода. Среда — более мощный инструмент со множеством дополнительных функций. Код можно запустить прямо из нее одной кнопкой. Редактор проще, в нем легче разобраться, и он менее ресурсоемкий.
Специальные средства для написания кода умеют больше, чем текстовые редакторы. Они подсвечивают синтаксис и делают код разноцветным, чтобы разработчику было понятнее. Они помогают находить неудачные места, отлаживать программы, выводить данные и делать много других вещей. Это удобные и наглядные инструменты.
Новичкам мы рекомендуем начать с редакторов кода или IDE. Так удобнее писать и сложнее запутаться.
Из чего состоит код
Набор правил, по которым пишется код, называется синтаксисом. Синтаксис поясняет, какие команды можно использовать, какой должна быть структура кода, как правильно расставлять связи, передавать аргументы и использовать разные операторы. Его можно сравнить с правилами русского языка.
Синтаксис языка программирования ничего не говорит о смысле программы. Он отвечает только за правильность написания.
Код состоит из команд, связей между ними и других элементов синтаксиса. Вот какими они бывают.
Сначала договоримся об общих понятиях.
- Командами мы будем называть непосредственные указания для компьютера, что сделать. Например, напечатать слово: print(“слово”).
- Связями будем называть разные элементы, связывающие команды друг с другом. Чаще всего это знаки пунктуации и различные операторы.
А теперь рассмотрим компоненты более подробно.
Переменные. Когда пользователь оперирует какими-то значениями по нескольку раз, ему бывает нужно куда-то их записать. Для этого в языках программирования существуют переменные. У переменной есть имя, тип и значение.
- Имя показывает, как обращаться к переменной. Например, если мы объявили a = 5, то переменная называется a.
- Значение – это данные, которые лежат в переменной. Для названной выше переменной a это число 5.
- Тип данных показывает, какой вид информации находится в переменной: число, буква, строка или что-то более сложное. Есть простые и составные типы данных. В первых хранятся примитивные значения вроде чисел и строк, во вторых – сложные конструкции из нескольких примитивов или даже функций.
Работа с типами данных в разных языках программирования – тема для отдельной статьи. Они могут сильно различаться: где-то тип надо указывать явно, где-то нет. В некоторых языках можно сравнивать или складывать данные разных типов, в других нельзя. Вариаций много, поэтому стоит сразу смотреть, как устроены типы в выбранном вами языке.
Константы. Так называют переменные, значение которых нельзя изменить. Оно задается раз и навсегда. В некоторых языках программирования, например в функциональных, все переменные по сути являются константами.
Ключевые слова. Ключевые слова — это особые зарезервированные слова, которые используются для технических целей. Например, значения True и False, «истинно» или «ложно». Зачастую эти слова — не команды: они рассказывают компьютеру о каком-то значении или формате. Зарезервированными словами нельзя что-то назвать. Например, в программе не может быть переменной, имя которой True.
Станьте веб-разработчиком и найдите стабильную работу на удаленке
Идентификаторы. Так в информатике называются имена, которые программисты дают сущностям в коде. Например, имя переменной — это ее идентификатор. А если пользователь захочет создать какую-то функцию, то он даст ей имя. Оно тоже будет идентификатором.
Значения и литералы. Литералы еще называют безымянными константами. Это значения какого-то типа, которые используются в коде, но не привязаны к переменной. Они не меняются, ведь их никуда не записывают — это не переменные. Изменить литерал можно только одним способом: переписать исходный код.
Например, когда мы пишем print(“слово”), строка «слово» — это литерал. Нам не нужно записывать ее в переменную, но и обойтись без нее не получится. Она остается в коде как безымянная константа.
Знаки пунктуации и символы. Символы чаще всего бывают связями. Иногда — операторами. Это «знаки препинания» для языка программирования: точка, двоеточие, запятая, точка с запятой и так далее. Они помогают структурировать программу. Например, скобки () после функции обрамляют данные, которые нужно передать ей при запуске. А сами данные перечисляются через запятую, чтобы отделить одно от другого.
Правила пунктуации опять же различаются в зависимости от языка. Но чаще всего в языках программирования можно встретить круглые, квадратные и фигурные скобки, запятые и точки с запятой, а также точки и кавычки. Среди других распространенных символов — двоеточие, значок ^, вопросительный знак, вертикальная или косая черта, процент и многое другое.
Операции, операторы и операнды. Не пугайтесь. Операции — это определенные действия с данными: сложение, вычитание, сравнение и так далее. Причем речь не всегда идет о действиях в математическом смысле — это просто хороший наглядный пример.
Операции состоят из операндов и операторов.
- Операнд – это переменная или литерал, что-то, с чем мы будем работать.
- Оператор – это символ или слово для обозначения действия.
Например, в операции a + 2 переменная a и литерал 2 будут операндами, а знак + оператором.
Функции. Иногда набор команд бывает нужно объединить в один блок, чтобы потом вызывать его как одну большую команду. Это возможно. Такие блоки в программировании называются функциями.
У функции чаще всего есть имя (исключения встречаются, но редко) и список аргументов — данных, которые передаются ей при вызове. Когда программист вызывает функцию, она выполняет заложенные в ней действия.
Встроенные команды языков программирования — обычно тоже функции. Просто они изначально заложены в язык. Но программист может написать и свои. Более того: разбивать код по функциям — хорошая практика, потому что это улучшает читаемость и гибкость программы.
Дополнительные наборы функций для каких-то задач называются библиотеками. Они тоже бывают встроенными, уже существующими в языке, и пользовательскими. Чтобы использовать функции из библиотеки, ее нужно подключить к программе, а если библиотеки нет на компьютере, сначала скачать.
Комментарии. В большинстве языков есть возможность писать комментарии — текстовые блоки, которые ничего не делают и нужны для удобства разработчика. Они выделяются специальными символами. Компилятор или интерпретатор игнорирует комментарии и ничего с ними не делает.
Основных назначений у комментариев два:
- документировать и объяснять. Например, разработчик может оставить комментарий около сложной функции и пояснить в нем, что она делает;
- временно скрывать участки кода. К примеру, человек превращает какую-то строку кода в комментарий, чтобы временно исключить ее из выполнения программы.
Если вы хотите профессионально заниматься программированием, записывайтесь на наши курсы. Мы будем рады помочь вам получить новую профессию.
IT-специалист с нуля
Наш лучший курс для старта в IT. За 2 месяца вы пробуете себя в девяти разных профессиях: мобильной и веб-разработке, тестировании, аналитике и даже Data Science — выберите подходящую и сразу освойте ее.
Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков
Начинающие разработчики не сразу понимают старших товарищей. Фразы вроде «я апишку свитчнул» или «заимпорти другую либу» звучат для новичков как лекция по математическому анализу для первобытного человека. Поэтому мы решили сделать небольшой словарь профессионального сленга программистов.
Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пишите в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.
Бесплатные курсы по программированию в Хекслете
- Освойте азы современных языков программирования
- Изучите работу с Git и командной строкой
- Выберите себе профессию или улучшите навыки
А
Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.
Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, который описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.
Айдишник — id, идентификатор.
Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.
Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.
Апрув, апрувнуть — от англ. Approve. Одобрение, одобрить, утвердить.
Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.
Б
Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.
Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.
Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.
Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.
Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.
Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.
Бэклог — от англ. Backlog. Перечень рабочих задач команды разработчиков, упорядоченный по приотритету.
В
Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.
Войтивайти — шуточное выражение, обозначает процесс переквалификации далекого от IT-сферы специалиста в разработчика.
Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.
Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».
Г
Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.
Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.
Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.
Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.
Грумить — от англ. Grooming. Приводить в порядок, «причесывать».
Д
Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.
Дебажить — устранять ошибки, баги.
Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.
Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.
Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.
Докеризировать — завернуть приложение в докер (платформу для разработки, доставки и запуска контейнерных приложений).
Драй — от англ. DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.
Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».
Дропнуть — от англ. Drop. Удалить, отключить, сбросить или обнулить что-либо.
Ж
Жаба — язык программирования Java.
Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.
З
Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».
Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.
Змея — язык программирования Python.
И
Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.
Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.
Бесплатные курсы по программированию в Хекслете
- Освойте азы современных языков программирования
- Изучите работу с Git и командной строкой
- Выберите себе профессию или улучшите навыки
К
Колл — от англ. Call. Созвон, онлайн-конференция, онлайн-совещание.
Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.
Копипаста — от англ. Copy-Paste. Скопированный откуда-то код.
Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.
Л
Легаси — от англ. Legacy. Морально устаревший код, который не обновляется, но используется. Или код, который разработчик получил по наследству от предыдущих разработчиков.
Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.
Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.
Лист — от англ. List — список.
Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.
М
Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.
Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.
Меншить — от англ. Mention — упоминание. Упоминанать в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».
Н
Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.
Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».
О
Опенсорс, опен-сорс — от англ. Open Source. Программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».
Ось — операционная система.
П
Падаван — ироничное название стажера или джуниора.
Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.
Питон — язык программирования Python.
Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию — контакты, ссылки на соцсети, публичная оферта и т. д.
Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.
Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложения.
Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.
Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».
Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».
Р
Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.
Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.
Релокация — перевод сотрудника или бизнеса в другое место внутри страны или за границу.
Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.
Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.
Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.
С
Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.
Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.
Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и верстки страниц.
Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.
Сорец (Сорцы) — от англ. Source. Исходный код.
Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».
Софт — от англ. Software — программное обеспечение.
Софт-скиллы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.
Спринт — короткий промежуток времени (до 4 недель), в течение которого scrum-команда выполняет определенный объем работы.
Читайте также: Как джуну найти работу и где лучше начинать карьеру в IT: советы от Хекслета
Т
Таска — от англ. Task. Задание, задача.
Темплейт — от английского Template — шаблон.
Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.
Тимлид — от английского Team Lead — руководитель команды. Координатор группы программистов.
У
Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.
Ф
Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.
Фиксить, пофиксить — от англ. Fix. Чинить, починить, исправить.
Фича — функция, возможность. От англ. Feature.
Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.
Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.
Х
Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.
Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.
Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского Hacker и Cool Hacker.
Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.
Хотфикс — от англ. Hotfix. Срочное исправление критических ошибок, уязвимостей или недоработок в программе.
Ц
Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — Content Management System, система управления контентом.
Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.
Ч
Чекать, чекнуть, прочекать — от англ. Check. Проверять, проверить.
Ю
Юзать — от английского To use — использовать.
Я
Ява — язык программирования Java.
Яваскрипт — язык программирования JavaScript.
ЯП — язык программирования.
Бесплатные курсы по программированию в Хекслете
- Освойте азы современных языков программирования
- Изучите работу с Git и командной строкой
- Выберите себе профессию или улучшите навыки
Жаба, крякозябры и костыль: словарь терминов программистов
В каждой сфере есть свой сленг и любопытные слова, непонятные остальным. Программирование — не исключение. Догадываетесь, что значит «апликуха», «батник» или «галера»? Узнайте из нашего справочника программиста.
А
Автогад — система автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD.
Аджайл (от англ. Agile) — общий термин, характеризующий подходы гибкой разработки. Слово стало широко использоваться программистами после Манифеста гибкой разработки ПО в 2001 году.
Адаптив — адаптивный дизайн, то есть дизайн веб-страниц, обеспечивающий правильное отображение сайта на разных устройствах.
Айдишник — идентификатор. Сленговое слово пошло от понятия id (англ. identifier).
Альфа — период работы над программным обеспечением, когда разработчики добавляют новые функции, а тестировщики проверяют корректность их работы.
Апишка — API. Программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.
Апликуха — приложение (англ. application).
Аппрувить — согласовывать что-то (англ. approve).
Апгрейд — качественное улучшение чего-либо, обычно это слово употребляют, описывая обновления начинки компьютера (англ. upgrade).
Апдейт — то же самое, что и апгрейд, только касаемо модернизации программного обеспечения (англ. update).
Аттач — приложение к чему-либо, прикрепляемый файл (англ. attachment). Аттачить — прикреплять.
Артефакт — искажение цветов, форм объектов, несовместное движение частей изображения и т.д.
Аутсорс — аутсорсинг, передача некоторых задач подрядчикам.
Б
Баг — ошибка, всплывающая в программе (англ. bug — клоп, жучок).
Багрепорт — отчёт об ошибке с пояснением причины возникновения (англ. bug report).
Банщик — дизайнер, который верстает рекламные баннеры.
Батник — командный файл с расширением .bat. Используется для работы с командной строкой в Windows.
Батон — кнопка (англ. button).
Бахнуть — за короткое время изменить или дополнить функции программы или приложения.
Бенефит — бонус, премия.
Бенч — режим ожидания. Сленговое слово используется при простое в задачах, когда программист ждёт новые задачи и фактически ничего не делает.
Битый — нерабочий. Например, «битая ссылка».
Бэкап — резервная копия, бэкапить — создавать ее. Бэкапить информацию надо как можно чаще, чтобы вернуть удаленные данные или сохранить работу, если произойдет сбой.
Бэклог — порядок функций в зависимости от приоритета для их использования в следующих версиях продуктов.
В
Валидный — действительный, соответствующий требованиям (англ. valid).
Варез — программное обеспечение, полученное с нарушением авторского права (англ. warez).
Варезник — сайт, на котором размещены пиратские фильмы, музыка, ПО.
Виндузятник — неуважительное название пользователя Windows.
Воркшоп — обучающее мероприятие, включающее в себя практику (англ. workshop).
Ворнинг — предупреждение (англ. warning).
Выкатить — опубликовать обновления программы, приложения, игры и тд.
Выпадашка — выпадающее меню.
Г
Галера — компания, где платят низкие по рынку зарплаты и не ценят программистов.
Гик — фанат своего дела. Слово часто применяется по отношению к программистам.
Гребцы — сотрудники галеры.
Грумить — «причесывать», то есть приводить в порядок и устранять недочеты.
Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.
Гуй — графический интерфейс пользователя.
Грызун — компьютерная мышь.
Д
Дамп — файл с полной или частичной копией содержимого памяти ПК или базы данных.
Движок — системы управления контентом, обычно это слово используют в веб-разработке.
Дебажить код — проверять код на ошибки или «баги» (англ. to debug).
Деплой — публикация рабочей версии приложения в том месте, где оно должно функционировать.
Деплоить — публиковать и переносить. Например, задеплоить сайт = перенести его с тестового на рабочий сервер.
Джун — начинающий специалист с минимальным опытом, младший разработчик.
Драй — принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.
Дропать — удалять что-то. Иногда просто ненужное, иногда — ошибки.
Дропдаун — «выпадашка», выпадающее меню.
Дыра — недочет, лазейка в коде, которую могут использовать хакеры.
Ж
Жаба — язык программирования Java.
Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.
Железо — начинка ПК. Аппаратное обеспечение (комплектующие) устройств.
З
Зазиповать — архивировать файлы в формате zip.
Законнектиться — присоединиться к чему либо, например, к рабочей онлайн-конференции.
Зарарить — архивировать файлы в формате rar.
Запилить — добавить функции.
Звуковуха — звуковая карта.
Змея — язык программирования Python.
И
ИБ — информационная безопасность.
Ибешник — сотрудник отдела информационной безопасности.
Имба — несбалансированный персонаж, предмет или иной элемент компьютерной игры.
Исходник — файл с первоначальным вариантом кода.
Индусский код — длинный и сложно написанный код, в котором есть лишние строки.
Иксы — стандарт X Window System.
К
Капча — картинка, которая позволяет убедиться, что пользователь не робот.
Кастомный — сделанный на заказ под потребности клиента.
Коммитить — сохранять код. Например, скоммитить код в приложении = сохранить код в репозитории.
Костыль — код, который поможет исправить несовершенства имеющегося кода. Метод исправления ошибок без серьёзного вмешательства, чтобы код «не хромал».
Код-ревью — проверка кода.
Кирпич — неработающее или сломанное устройство.
Кракозябры — бессмыслица, набор непонятных символов.
Кресты — язык программирования С++.
Кряк — программа или дополнение к ПО для взлома данного ПО.
Л
Лаг — задержка в реакции программы на действия пользователя.
Ламер — неопытный человек, возомнивший себя профи.
Легаси-код — очень старый код, написанный предыдущей командой.
Линтер — программы, которые анализируют код и предупреждают об ошибках.
Лог-файл — файл, в котором записываются в хронологическом порядке все выполненные действия в программе.
М
Майнинг — добыча чего-либо.
Мамка — материнская плата.
Мержить — объединять или выполнять слияние веток кода.
Меншить — ставить упоминания в чатах или соцсетях.
Митап — встреча специалистов для обмена опытом.
Моб — нестатичный объект в игре.
Мост — сетевое устройство второго (канального) уровня сетевой модели OSI.
Мэтчить — сопоставлять наборы данных из разных источников
Н
Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.
Накатить — внести изменения, загрузить новую версию ПО.
Ноулайфер — человек, который большую часть жизни проводит за компьютером.
Нуб — новичок, у которого ничего не получается.
О
Откатить — вернуть все как было, отменить обновления.
Ось — операционная система.
Оверлокинг — оптимизация, «разгон» компьютера.
Оверклокер — специалист, модернизирующий ПК.
Опенсорс — программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое может использовать/дополнять/изменять любой желающий.
Операнды — данные, с которыми работает выражение.
Откат — возвращение на исходную позицию.
Оффтоп — сообщение не по теме.
П
Падаван — неуважительное название стажера или джуна.
Парсить — собирать данные.
Патч — дополнение или обновление для исправления багов (ошибок).
Песочница — безопасное пространство для выполнения программы.
Пингагуть — проверить доступность определенного IP-адреса, сетевую связность.
Пилот — пробная версия продукта.
Питон — язык программирования Python.
Плюшки — бонусы и подарки.
Профит — выгода, польза.
Подвал — самая нижняя часть страницы.
Пушить — публиковать что-то.
Пэхапэ — язык программирования PHP.
Р
Рандом — произвольный, случайный.
Редирект — перенаправление пользователя с одного сайта на другой.
Релиз — выпуск готовой версии продукта.
Репа — репозиторий, хранилище данных.
Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.
С
Саббатикал — творческий отпуск, чтобы избежать эмоционального выгорания.
Саппорт — служба поддержки.
Свитчнуть, свичнуть — переключить.
Сетка — модульная сетка для дизайна и вёрстки страниц.
Секьюрный — защищённый, безопасный.
Сишка — язык программирования С.
Сионист — программист, пишущий на языке программирования С.
Сиквел — язык SQL или сервер SQL.
Стек — список технологий, использующихся компанией или разработчиком.
Софт — программное обеспечение.
Т
Тимлид — начальник, руководитель IT-команды.
У
Упс — источник (устройство) бесперебойного питания электроэнергией.
Утилита — вспомогательная программа.
Ф
Фаервол — программа до защита сегментов сети или отдельных хостов от несанкционированного доступа.
Фак — часто задаваемые вопросы.
Факапить — делать ошибки и проваливать задачи.
Фидбек — обратная связь.
Фиксить — исправлять ошибки.
Фича — уникальная особенность.
Фреймворк — инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста.
Х
Хаб — класс устройств для объединения компьютеров в сетях Ethernet.
Хакатон — мероприятие для разработчиков, на котором они в течение нескольких дней работают над каким-то продуктом.
Хатэмээль, хатээмэль — язык гипертекстовой разметки HTML.
Хацкер — название начинающего специалиста.
Однако недостаточно просто знать профессиональные слова программистов, важно грамотно их использовать. А как это делать — мы научим! Доверьте своего ребенка опытным профессионалам: Московская Школа программистов уже 20 лет воспитывает победителей олимпиад по информатике и готовит кадры для Google, Apple, Microsoft и др.
Чтобы начать учиться, зарегистрируйтесь на нашей платформе Informatics и выберите дату вступительного испытания. Мы проверим знания ребенка и поможем подобрать программу обучения.
13Dec
Итак, вы твердо решили готовить ребенка к IT-карьере. Математика, алгоритмика и английский — только малая часть того, что придется освоить будущему айтишнику. Что ещё нужно обязательно знать, чтобы стать программистом?
01Dec
Детям младших классов лучше начинать с визуальных языков программирования — Swift Playgorunds, Scratch или MicroPython. Ребята постарше могут изучать практически любой язык, например Python. Он считается одним из самых простых для старта.
29Nov
Сегодня IT — одно из самых популярных направлений как среди взрослых, так и детей. Что неудивительно: программисты очень востребованы на рынке и получают высокие зарплаты. Рассказываем, сколько стоит выучиться на программиста.
22Nov
Казалось бы, зачем айтишнику знать английский язык? Ведь его задача — писать код и решать технические задачи. Безусловно! Вот только без английского стать сильным программистом будет очень сложно.
15Nov
«Мама, хочу быть как Стив Джобс или Марк Цукерберг!», — говорит ребенок. Что ж, отличный выбор. Сейчас в мире катастрофически не хватает программистов, а спрос на IT растет с каждой минутой. Рассказываем, как научить ребенка программированию, чтобы помочь ему стать востребованным и высокооплачиваемым профи.
08Nov
Уже совсем скоро дети начнут учиться программированию в начальной школе. Такое решение еще в 2019 году приняло Минпросвещения, изменения внесли в концепцию преподавания предметной области «Технология». В частности, основы создания кодов и языков программирования планируется в ближайшие годы включить в курс математики для младших классов. Это хорошо или плохо?
- Новости
- События
- Блог
- История
- Методика
- Достижения
- Галерея
- Вопросы и ответы
- Правила безопасного поведения в сети Интернет