6 вещей, которые даёт учёба в университете помимо знаний
Высшее образование позволяет не только сформировать в голове систему знаний и навыков, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности, но и получить ценный жизненный опыт. В чём он заключается? Адукар вспомнил свои университетские годы и описал их значимость в шести пунктах.
Социализация и связи
Учёба в вузе — это всегда новые знакомства, друзья и (что самое главное!) деловые связи, которые несомненно пригодятся тебе при поиске работы. Без инициативности и предприимчивости, конечно, полезные контакты работодателей получить не выйдет. А ещё ты учишься общаться по-взрослому, то есть принимать людей со всеми их достоинствами и недостатками, пытаться находить компромиссы. Также нарабатываешь навык взаимодействия с разными людьми: одногруппниками, сокурсниками, соседями по комнате, с тётечкой из столовой, в конце концов. Если тебе удалось почувствовать себя комфортно среди преподавателей и таких же студентов, как ты, то и в свободном плавании будет легко.
Мобильность
За первый семестр в вузе понимаешь, что без быстрой реакции на изменения обстановки не обойтись. Подготовиться к тесту за перерыв, ответить на вопрос преподавателя, на который ты, вроде бы, не знаешь ответа, наконец, организовать весёлую вечеринку в общаге из ничего — все эти задачи по силам студенту. У выпускника университета при появлении проблемы всегда рождается стройный план действий выхода из сложившейся ситуации.
Стрессоустойчивость
Жизнь взрослого человека, как ни крути, связана со стрессом. Задача студента — научиться как можно легче переживать трудные минуты. Тебе не раз придётся столкнуться с большим объёмом домашних заданий, конфликтом с преподавателем или необъяснимым страхом завалить сессию. Но зато потом подобные препятствия будут казаться тебе сущей мелочью.
Умение говорить
Университет повышает общий уровень образованности человека, учит быстро впитывать знания, думать и анализировать. Вследствие чего более грамотно и ясно выражаешь мысли письменно и устно. И даже когда срочно нужно сформулировать ответ, находчивый студент всегда сможет лаконично и содержательно изложить суть вопроса.
Ответственность и самостоятельность
Хочешь не хочешь, а самостоятельным стать придётся. Преподаватели воспринимают студентов не как детей, которых нужно за ручку водить, а как полноценных личностей, хоть и не сильно обременённых опытом. Решать, как его будут воспринимать окружающие: трудолюбивым и отзывчивым человеком или ленивым и безразличным, — личное дело каждого.
Впечатления
Как же без этого! Первая работа, возможные стажировки за границей, международные и республиканские конференции, захватывающие экскурсии, общение с близкими по духу людьми запомнятся навсегда. В студенчестве многие находят действительно надёжных друзей и вторую половинку. Весёлые ситуации со временем превратятся в легенды и будут передаваться из уст в уста, а плохое сотрётся из памяти.
Учёба в университете не время для застоя. Для тебя открывается возможность стать личностью, способной справиться с чем угодно. Просто не забывай о саморазвитии и не сиди на месте!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом?
10 лет назад, в 2011 году, один из подопечных «Альбиона», тогда ещё московский школьник Олег Фальков уехал учиться в Англию, поступив в британскую частную школу Royal Russell School. После школы продолжил образование на инженерном факультете валлийского университета Кардиффа, где получил магистерскую степень и опыт летних стажировок в горнодобывающей компании в Африке. Сегодня он заканчивает магистратуру в Берлине и уже работает в одной из крупнейших консалтинговых компаний Ernst & Young. Мы расспросили Олега о том, как прошли эти десять лет, что дало обучение в Великобритании и почему он переехал в Германию.
— Образование за рубежом для вас началось с английской частной школы, но, как я понимаю, в планах было поступление в британский университет?
— Да, в 14 лет родители отправили меня в частную школу-пансион Royal Russell School, а до этого 3 года ездил в Англию в международные летние лагеря. С выбором школы мне помогал «Альбион», и можно сказать, что это определило мою дальнейшую судьбу.
Тогда я ещё не задумывался о том, куда поступать, какую профессию выбрать, но в долгосрочной перспективе, конечно же, речь шла об университете в Великобритании. Когда пришло время определяться со специализацией и профильными предметами (два последних года английской школы, предуниверситетская программа A-level, IB, pre-U или BTEC – Прим. автора), я, если честно, не очень понимал, чего хочу. На помощь пришли родители: изучили, какие специальности будут в тренде в будущем, с каким дипломом проще будет найти работу, и предложили машиностроение (Mechanical Engineering).
Не могу сказать, что это меня сильно вдохновило, но поскольку никакой альтернативы с моей стороны не было, а технические предметы мне давались легко, то я согласился. Соответственно, для A-level я выбрал математику, физику, химию и истории. Через год, не очень хорошо сдав промежуточный экзамен по химии, я от неё отказался.
В процессе предуниверситетской подготовки выяснилось, что те самые «лёгкие» технические предметы при углубленном изучении не так уж легко и идут. На финальных экзаменах по физике и математике я получил четвёрки (B) вместо ожидаемых пятёрок (A), зато отлично сдал историю и русский, что, конечно, мало связано с инженерным профилем, но суммарно, по совокупности баллов, позволило мне поступить на выбранный факультет.
— А не было желания подать документы на какой-то другой курс, раз машиностроение не вызывало большого энтузиазма?
— Мне нравилась математика и работа с цифрами, но я не был фанатом физики и механики. Я поступал на инженерный факультет с мотивацией, что мне надо это сделать — получить хороший диплом с востребованной специальностью, которые позволят найти работу где угодно.
В начале последнего года обучения в школе, когда подаются заявки в вуз, я стал изучать университеты, ориентируясь на такие критерии, как рейтинг по специальности «машиностроение», проходной балл и удобное местоположение. В принципе, никакую другую специальность, даже смежную, я не рассматривал. Решение уже было принято. Я выбрал 5 университетов – Эдинбургский, Кардиффский, Квин Мэри, Суонси и Брайтон.
Все эти университеты прислали мне подтверждение о так называемом условном зачислении (conditional offer): это значит, что тебя возьмут, если ты наберёшь необходимое количество баллов на выпускных экзаменах в школе. Так что я мог спокойно оставить Эдинбург в качестве основного университета, а Кардифф в качестве запасного, отказавшись от всех остальных. А дальше всё определилось просто: в Эдинбург я не прошёл по оценкам – не хватило двух баллов, а Кардифф они устроили.
— Как началась ваша студенческая жизнь? Какие были первые впечатления от университета и города?
— О Кардиффе я знал только, что это столица Уэльса и один из четырёх основных городов Соединенного Королевства. Но я не ездил туда на дни открытых дверей, не изучал буклеты университета, не вникал глубоко в программу. Я понимал, что буду изучать инженерное дело, какие-то предметы мне будут нравиться больше, какие-то меньше. Никакой особенной подготовки к учёбе в этом университете и жизни в этом городе у меня не было.
Я также знал, что Кардифф не Лондон: он более тихий, спокойный и дешёвый, что тоже немаловажно. Я приехал в город ночным поездом, добрался до студенческого общежития и понял, что с жильём мне не очень повезло. К тому моменту, когда я занимался бронированием комнаты в общежитии, все лучшие места уже были заняты. Мне досталось, что осталось: я разместился на этаже, где было 10 комнат, общая кухня и санузел. Прожив там один год, я переехал в съёмную квартиру.
В Кардиффе вся жизнь строится вокруг университета. Такое ощущение, что большая часть его жителей – студенты, и когда они разъезжаются на каникулы, город пустеет.
— А что можете сказать об учёбе в университете: что нравилось, а что нет?
— В моей студенческой жизни были как положительные, так и отрицательные моменты. Для местных студентов учёба в университете стоит гораздо дешевле, чем для иностранцев, и среди моих однокурсников были люди разного достатка и социального статуса. Некоторые из них считали меня одним из «тех богатых русских», и это вызывало и недопонимание, и дискомфорт.
Но были и плюсы. Как только ты становишься студентом, твоя прошлая школьная жизнь уже не имеет никакого значения: никого не волнует, как ты учился, как вёл себя, чем отличился, кто твои родители. Ты как бы начинаешь строить свою жизнь с чистого листа.
Я сразу решил, что буду избегать общения на русском и не стану кучковаться с соотечественниками, как это зачастую происходит в школе. Впрочем, Кардифф и не может похвастаться большим количеством русскоговорящих студентов. Мне было важно завести международные знакомства, участвовать студенческих сообществах, объединяющих студентов из разных стран, пробиться в европейский социум.
— Что было самое сложное в университетском курсе?
— Первая сложность, с которой пришлось столкнуться, – это терминология. Но это наверное относится к любым техническим предметам на иностранном языке. Как называются шурупы, винтики, шайбы – всё это приходится зазубривать, другого пути нет. Для меня это был тёмный лес: первые два месяца я сидел на лекциях с гугл-переводчиком.
Непросто давались и некоторые инженерные дисциплины, особенно сопромат, который я пересдавал два раза. Но как только со второго курса появились предметы на выбор, учиться стало немного проще, а главное – интереснее. Я увлекся робототехникой, были и другие предметы, которые мне нравились.
Первый курс даёт базовые знания по специальности. За год у нас было 8 теоретических модулей плюс лабораторные работы, а также занятия по развитию профессиональных навыков. Что хорошо, оценки за первый курс не засчитываются в дипломе, то есть ты должен набрать минимальный балл, чтобы перейти на следующий курс, но на дипломе это никак не отразится.
На первом курсе у нас были совместные лекции со студентами другой специальности – биомедицинской инженерии, в аудитории собиралось до 200 человек. Потом началась специализация, нас разделили, кто-то отсеялся, и обучение стало, можно сказать, более персонализированным.
— А были ли предусмотрены программой какие-то практические работы, стажировки?
— Мой четырёхгодичный курс, объединяющий бакалавриат и магистратуру, не включал стажировку. Но при подаче заявления на мою специальность можно было выбрать и программу с практикой. В этом случае продолжительность курса увеличивалась на один год. Поскольку я не был уверен, что хочу связать свою жизнь с инженерией, то мне было важно побыстрее получить диплом, дополнительный год практики никак не входил в мои планы.
Другое дело, что во время каникул я сам себе организовывал стажировки – на протяжении четырех лет каждое лето уезжал в Африку и работал в горнодобывающей компании в Судане.
— Если говорить в широком смысле, чему вы научились на инженерном факультета Кардиффского университета?
— Мне очень понравились 3 и 4 курсы, и я с удовольствием занимался программированием и робототехникой. Знание языков программирования помогало мне и при поиске стажировок, и при устройстве на работу. Дипломная работа за курс бакалавриата тоже была посвящена проекту с роботом: мне очень нравилось что-то делать своими руками и видеть результат.
Последний, магистерский, год включал в себя два групповых проекта – по автомобильному дизайну и дизайну здания.
Мы проектировали и строили машину в рамках международной программы Formula Student (студенческий вариант «Формулы-1», см. возможность такой практики в Москве – Прим. «Альбиона»), в которой участвуют более 600 университетов мира. Задачей моей команды было спроектировать двигатель гоночного болида, а другие студенты нашего университета повезли его на испытания и гонки.
В рамках второго проекта «Дизайн здания» мы проектировали госпиталь. Нам выделили участок земли в Кардиффе, надо было провести работы от исследования грунта до проектной документации. Группа состояла из шести студентов с разной инженерной специализацией: два электрика, два механика и два строителя. Было очень интересно участвовать в этом процессе, когда буквально из ничего рождается проект полностью оборудованного и готового к эксплуатации сооружения.
— И всё же, хоть четвёртый курс и был таким интересным и продуктивным, именно в это время вы приняли решение сменить специальность и получить ещё одно образование?
— Да, на четвёртом курсе произошли важные события, которые мотивировали меня изменить жизнь и заняться тем, что мне нравится. Я встретил девушку, сейчас она моя невеста. Первый год мы общались на расстоянии: я заканчивал университет в Великобритании, она – в своей стране. Но мы хотели жить вместе, и надо было решить, где. В результате выбрали Германию – из-за большей доступности образования. И я, и моя девушка хотели продолжить учёбу.
К тому моменту я уже окончательно понял, что инженерное дело не совсем моё, и если раньше я готов был работать по специальности, то теперь нет. Меня привлекал менеджмент, хотелось получить специализацию, связанную с финансами, и я начал искать университет и программу на английском языке в Германии.
К сожалению, выбор оказался небольшой, поскольку для большинства программ требовалось первое профильное образование, связанное с экономикой и управлением.
Родители настаивали на Мюнхенском технологическом университете, они считали, что менеджмент и технологии более перспективно, чем менеджмент в широком смысле. Мне же понравился берлинский университет ESMT (European School of Management & Technology).
ESMT основан относительно недавно 25 ведущими частными компаниями с целью подготовки кадров для себя. То есть он изначально ориентирован на практическое обучение и трудоустройство, что большой плюс, к тому же у него высокий рейтинг, а программа включает стажировку. Я решил, что ESMT открывает лучшие карьерные перспективы и надо поступать именно туда.
— Что требовалось для поступления?
— Я поступал на двухгодичный магистерский курс MSc in Management. Система подачи документов в ESMT была простой и понятной. Надо было написать, где ты учился, приложить результаты теста GMAT и одну рекомендацию от работодателя, если за плечами уже была работа или стажировка. Дальше назначалось интервью по телефону. На мой взгляд, именно собеседование и повлияло на то, что меня приняли. GMAT я сдал ниже минимального проходного балла, и на интервью меня в том числе спросили, почему так случилось. Я объяснил свою позицию, сказав, что не считаю, что этот тест оценивает критическое мышление и умение решать задачи, а заставляет зазубривать шаблоны ответов. Видимо, этот ответ им показался убедительным.
— Расскажите поподробнее о своей учёбе и жизни в Берлине. Какие основные отличия от Великобритании, где вы провели так много лет?
— В магистерской программе по менеджменту ESMT, кроме эксклюзивных стажировок и карьерных возможностей, мне понравилось еще и то, что она включает несколько направлений, позволяя каждому выбрать что-то своё, будь то предпринимательство, инвестиции или инновационный бизнес. Поскольку Берлин считается европейской столицей стартапов, многие мои сокурсники приезжали именно за этим и выбирали соответствующую специализацию. У меня же была другая цель –попасть в крупную корпорацию, поэтому я сконцентрировался на финансах и инвестициях.
Главное отличие от учебы в Британии – я впервые поступил туда, куда хотел сам, и это очень сильно мотивировало. Я с удовольствием учусь и занимаюсь любимыми предметами в области корпоративных финансов, бухучета, финансовой аналитики. В ESMT приезжает много эксклюзивных гостей с лекциями и мастер-классами, в том числе управляющие крупнейших корпораций, например, перед нами выступал гендиректор «Даймлера». И это реальный шанс познакомиться с вип-персонами и первыми лицами большого бизнеса.
Ну и кроме того, мне всегда хотелось пожить в Берлине. Университет находится в здании Парламентского совета ГДР, потом здесь был офис канцлера Шрёдера. Сам по себе Берлин больше напоминает о доме, много похожей архитектуры и интерьеров, особенно в восточной части, я очень комфортно себя чувствую. В то время как в Англии, помню, отсчитывал дни, когда поеду на каникулы к родителям.
— То есть вы так и не сроднились с Англией за восемь лет учёбы там?
— Нет, хотя у меня осталось много хороших знакомых и друзей в Великобритании. Особенно из университета, где я играл за студенческую хоккейную команду. Но при этом я не хотел бы жить и работать в Англии. Люди разные везде, но если говорить в целом, то у британцев больше высокомерия, чем у европейцев. Они живут и ведут себя так, как будто им по-прежнему принадлежит полмира, как будто это всё та же империя, над которой не заходит солнце. Немцы гораздо сдержаннее и скромнее.
Другой вопрос, что английский за время учёбы стал для меня вторым родным, а немецкий я все еще учу и не могу сказать, что говорю на нём абсолютно свободно. В нашем университете обучение идёт на английском, но отдельные семинары могут проводиться на немецком. Немецкий язык входит в программу, как и другие языки. Но по моему мнению, за два года университетских занятий не удастся довести его до должного уровня – на работе требуется C1. Поэтому я занимаюсь индивидуально с репетитором.
— А чем отличается именно учебный процесс в магистратуре Великобритании и Германии?
— В моём университете и на моей специальности в Германии больше практических заданий и групповых работ, которые дают профессиональные навыки. Например, по бухучету мы составляли финансовую отчетность для реальной компании, используя её данные.
Нравится и структурирование учебного года в Германии, при котором последовательно изучаются отдельные предметы. То есть, например, в течение недели мы проходим один предмет (и больше ничего), потом сдаём по нему экзамен и переходим к следующему. По-моему, это очень правильно и эффективно.
Проходной балл на экзамене в Германии выше, чем в Англии – 50% вместо 40%. Но в то же время учиться проще, хотя я прекрасно понимаю, что невозможно сравнивать инженерию и менеджмент. Однозначно, обучить инженера менеджменту легче, чем наоборот.
— Чем вы планируете заниматься дальше? Как представляете своё будущее?
— Мои карьерные планы связаны с Европой и миром. Мне легче ориентироваться в западной культуре и больше нравится прозрачность рабочих отношений за границей. Имея хорошее образование и профессиональные навыки, как мне кажется, здесь больше шансов на успех, а главное – понятно, как строить карьеру и чего ждать в будущем.
Могу сказать, что ESMT мне дал всё, за чем я туда пришёл. После первого года обучения в магистратуре благодаря университету я получил стажировку в компании Kellogg’s. И постоянную работу нашёл тоже с помощью университетской карьерной службы. Раз в неделю они присылают сводки о вакансиях. Один из таких мейлов был на немецком языке, видимо, чтобы сразу отсечь тех, кто этим языком не владеет. Аудиторско-консалтинговая компания из «Большой четвёрки», Ernst & Young, приглашала студентов последнего года обучения побеседовать на тему будущей работы. В конце января они как раз собирались приехать к нам в университет на ярмарку карьеры.
Тогда я старался найти работу в инвестиционных банках, но как-то всё не получалось, а тут всё получилось само собой. Мы пообщались на ярмарке карьеры, компании понравился мой профиль. Через две недели мне позвонили и пригласили на собеседование, которое из-за коронавируса проходило онлайн. Мы проговорили полтора часа, а спустя ещё две недели мне предложили постоянный рабочий контракт.
— Что вы можете посоветовать тем, кто только задумывается об учёбе за границей и поступлении в зарубежный университет?
— Я бы посоветовал иметь здравое представление о будущем, понимать, для чего вам нужна учёба за рубежом. Важно правильно выбрать университет – и с точки зрения той специальности, которая вас интересует, и с точки зрения карьерных перспектив и трудоустройства. Он может быть далеко не самым первым в рейтингах, но высоко котироваться у работодателей.
А уже учась в университете, стоит заводить как можно больше профессиональных знакомств, находить контакты в LinkedIn, общаться, задавать вопросы, спрашивать совета – поверьте, это работает и приветствуется корпоративными HR. Как и умение грамотно подать себя, этому тоже можно научиться в зарубежном университете.
Публикации
- Среднее образование за рубежом
- Высшее образование за рубежом
- О компании «Альбион»
- Зарубежные летние школы и языковые курсы
- Зарубежная пресса об «Альбионе»
- Обучение и студенческая практика в России и за рубежом
- Говорят выпускники
Участник обучения, который стал преподавателем
«Основные факторы, которые повлияли на выбор: информативный, удобный, хорошо структурированный сайт, актуальные и интересные темы занятий, кураторы, которые с момента подачи заявки всегда были на связи и помогали по всем возникающим вопросам». Честный отзыв об обучении в РШУ.
08.09.2023 10:00 199
Илья Дорохов, заместитель руководителя юридического управления АО «КОНЦЕРН СОЗВЕЗДИЕ», поделился историей своей учебы на курсах Русской Школы Управления. У меня два высших образования — педагогическое и основное юридическое. Сейчас являюсь заместителем руководителя юридического управления в одной из крупных оборонных компаний нашей страны (компания входит в топ-100 военных компаний мира). Если коротко, в мои обязанности входит правовое сопровождение компании и защита ее интересов в судебных и контрольных органах.
О решении получать бизнес-образование
- Информативный, удобный, хорошо структурированный сайт.
- Актуальные и интересные темы занятий.
- Кураторы РШУ, которые с момента подачи заявки всегда были на связи и помогали по всем возникающим вопросам, им отдельное спасибо.
О пользе и важности
Все темы были интересны, в тот момент я сопровождал судебный спор с налоговыми органами в целях экономии для компании десятков миллионов рублей налоговой льготы, которую в итоге удалось получить, благодаря, в том числе и каким-то практическим моментам, полученным в РШУ. Понравился как профессионализм преподавателей, так и сама организация учебного процесса, все вплоть до мелочей было на высоком уровне.
Об опыте обучения в РШУ
Слушатели РШУ проходят обучение в разных форматах: очно в аудиториях, в формате онлайн-трансляции, самостоятельно в формате видеоуроков. Я проходил обучение несколько раз очно, у этого есть свои преимущества — возможность вырваться из цейтнота, сменить обстановку, пообщаться с коллегами из других сфер деятельности, задать вопросы, интересующие именно тебя. Однако, будущее за онлайн-обучением, сейчас уже есть возможность общаться в чате, задавать вопросы, прикреплять документы для их обсуждения. Отзывы моих коллег об онлайн- и видеокурсах, внедренных в РШУ, однозначно положительные. Кроме того, большим преимуществом является возможность проходить обучение в любом удобном месте и в любое время.
О влиянии обучения на работу, переменах и карьерных перспективах
Обучение однозначно расширит горизонты, позволит на многие вопросы взглянуть с другого ракурса. С момента первого обучения в РШУ я прошел несколько ступеней карьерной лестницы. Возможность обмена опытом, желание живого общения с коллегами привело меня к тому, что я сам стал преподавать. Следует отметить, что во время обучения и потом, после начала моей преподавательской деятельности, юридический департамент, в котором я работаю, неоднократно признавался лучшим в России, став победителем многих престижных конкурсов.
Смотрите отрывок из учебного курса Ильи Дорохова в РШУ:
Совет тем, кто пока еще раздумывает, стоит ли ему получать бизнес-образование: обязательно попробуйте — результат не заставит себя долго ждать.
Подпишитесь
на полезные статьи
Что мне дало обучение на программе
Уверенность. Вот, наверное, самое главное, что выкристаллизовывается в процессе обучения на программе. Эта уверенность — от знакомства собой, наверное. В процессе обучения на программе есть возможность постоянной отработки навыков, в реальных командах с опытными бизнес-психологами. В результате ко второму году обучения ты уже УМЕЕШЬ эти навыки применять сам. Ты себе доверяешь, как профессионалу. Наверное, это самое ценное.В итоге у большинства из нас к финалу программы уже реализовались или начались собственные проектные инициативы. Когда я поступала на Программу, переживала, конечно, что времени будет мало и я не смогу совмещать это с и без того крайне плотным графиком. Программа очень насыщенна, но, оказалось, что она не занимает дополнительное время, а помогает решать собственные бизнес-задачи. Все практики я сразу же применяла в работе.
Те, кто учился вместе со мной — профессионалы очень разных областей, что само по себе делает обучение ещё более насыщенным с точки зрения нетворкинга. Мы всегда и с удовольствием поддерживаем начинания друг друга. Преподавательский состав восхитил на момент поступления и в процессе я ни разу не разочаровалась.Из сильных сторон очень важно отметить уникальную организацию процесса обучения.Лично я такого бережного отношения к студентам и такой отзывчивости к любым инициативам не встречала ни разу. Это, однозначно, любимое из моих образований.
Александра Хавкина, Специалист по управленческому учету Lectera Rus
Уникальное 2-х годичное путешествие, наполненное проектами, мастер – классами, спикерами международного уровня, единомышленниками из разных отраслей и бэкграундов, а главное атмосферой, при которой появляется смелость познавать новое и учиться – вот так я могу описать МП «Психология в бизнесе». Лично для меня эта программа стала отправной точкой к самоактуализации. Отдельная благодарность за высочайший уровень организации и поддержки со стороны преподавательского состава.
Обучение на программе носит практико-ориентированный характер, что позволяет студентам получить новый опыт, знания, усилить компетенции и, при желании, начать свою профессиональную практику. Студенты могут самостоятельно простраивать свою образовательную траекторию и изучать именно то, что интересно им: