Как обучиться геймдизайну с нуля и нужно ли образование
Здравствуйте! В статье мы расскажем, как стать геймдизайнером. Разберемся, кому подойдет профессия, как освоить ее с нуля, где учиться навыкам game design, что для этого нужно и с чего лучше начинать карьеру.
Кому подходит профессия
Чтобы работать геймдизайнером, понадобятся не только профессиональные, но и гибкие навыки. Представителю профессии нужно уметь общаться с разными людьми. Если вы коммуникабельны, то с лёгкостью найдёте общий язык с интровертами и экстравертами, сможете донести до членов команды свои идеи, обрисовать задачи и вдохновить на работу.
Ответственность и самоорганизованность — те качества, которые помогут стать успешным в мире дизайна игр. Это связано с тем, что game designer — ключевое звено в проекте, на нём завязаны многие процессы.
Если вы умеете планировать время и работать в режиме многозадачности, вам точно подойдет геймдизайн. У вас будет целый набор разноплановых задач: составить техническое задание для программистов, отрисовать эскиз для художника и даже прописать план продвижения. В этом потоке важно владеть тайм-менеджментом, выделять главные и второстепенные задачи.
В процессе создании игры вы будете много работать с текстами, и здесь пригодится грамотность. Конечно, не нужно филологическое образование, но знание правил обязательно. Не лишним окажется и иностранный язык — профессиональная литература часто написана на английском.
А вот возраст для профессии не имеет значения. Учиться на геймдизайнера можно начинать даже после 9 класса.
Как обучиться геймдизайну с нуля
Стать геймдизайнером с нуля можно тремя способами: самообучение, получив высшее образование или пройдя онлайн-курсы. Ниже рассмотрим подробно каждый вариант и выберем оптимальный.
Самостоятельно
Самостоятельное обучение лучше начать с чтения профессиональной литературы, просмотра лекций и интервью с участием известных геймдизайнеров, а также можно подписаться на Youtube-каналы по геймдеву.
Новичку будет полезно прочитать следующие книги:
- Raph Koster «Theory of Fun for Game Design».
- Михаил Кадиков «Проектирование виртуальных миров. Теория и практика дизайна уровней».
- Jesse Schell «The Art of Game Design: A Book of Lenses».
- Джесси Шелл «Как создать игру, в которую будут играть все».
- Steve Swink «Game Feel: A Game Designer’s Guide to Virtual Sensation».
- Дональд Норман «Дизайн привычных вещей».
- Scott Rogers «Level Up! The Guide to Great Video Game Design».
У самообучения есть существенный минус — отсутствие системности. Дело в том, что game design — это профессия, которая требует набора навыков из разных областей. Нужно уметь писать коды, создавать миссии и разбираться в технических вопросах, а это, значит, что придётся по крупицам собирать знания из различных источников. Самому делать это сложно и долго. При этом в интернете много устаревшей информации, изучая которую вы только потратите время.
В вузе
Обучиться на геймдизайнера можно в нескольких российских вузах. Например, в Высшей школе экономики открыто направление «Геймдизайн и виртуальная реальность». В Санкт-Петербургском государственном университете есть кафедра «Анимации и графики компьютерных игр».
Выбор учебных заведений, где можно обучиться, широкий, но учитывайте, что вузовские учебные программы рассчитаны минимум на 4 года. При поступлении нужно сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку и ИКТ.
Сократить срок обучения в высшем учебном заведении можно в случае, если вы до этого отучились в колледже, к примеру, на факультете программирования. Если поступаете после 11 класса, то первые два курса в университете будете изучать школьные предметы: историю, физкультуру, ОБЖ и другие не связанные с геймдизайном.
На онлайн-курсах
Главное преимущество обучения геймдизайну на онлайн-курсах — экономия времени. Не придётся осваивать профессию несколько лет, параллельно изучая ненужные предметы. Вы освоите специальность за 1-12 месяцев. Сначала изучите теорию, состоящую только из актуальной информации, а затем под руководством опытных наставников будете решать реальные задачи.
На нашем сайте собраны курсы от ведущих онлайн-школ для новичков и опытных game designer. Вы сможете найти платные и бесплатные обучающие программы с помощью удобного фильтра — по цене, длительности, формату занятий, наличию диплома или трудоустройства.
По окончании курса вы уже не будете новичком в game design — в ваше портфолио добавится до 5 проектов. А умение монетизировать готовые продукты, которое вы получите от ведущих геймдизайнеров, сделает вас топовым специалистом.
Подборка курсов Все онлайн-курсы по геймдизайну в 2023 году
Посмотреть подборку
Что нужно, чтобы стать геймдизайнером
Пошаговая инструкция для тех, кто хочет развиваться в сфере дизайна игр:
- Изучите особенности профессии. Много читайте об игровой индустрии, следите за трендами.
- Подпишитесь на профильные сообщества и общайтесь с опытными специалистами. У них можно узнать все тонкости работы.
- Начинайте нарабатывать опыт, став частью небольшой команды или заняв должность джуниора в игровой студии. Таким образом вы увидите работу изнутри и поработаете в связке с профессиональными геймдизайнерами.
- Создавайте свои проекты. В первое время это могут быть не целые игры, а отдельные уровни или персонажи.
- Проходите собеседования в больших коммерческих проектах. Будьте готовы к тому, что вам предложат выполнить тестовое задание.
Чтобы стать частью игрового мира, потребуется:
- умение анализировать рынок и желания аудитории;
- знание английского языка;
- эрудиция в области истории, сценаристики и сторителлинга.
А также специалист из game design разбирается в смежных сферах: в программировании, маркетинге и саунд-дизайне.
Как начинали самые известные game designers
Истории самых известных геймдизайнеров поражают. В основном, это простые ребята или небольшие команды энтузиастов.
Например, компания Playrix была создана не группой профессионалов, а двумя братьями из небогатой семьи. Над Ubisoft трудилось пятеро друзей, а сейчас их студии располагаются более, чем в 20 странах. Всеми известная игра Tetris была создана Алексеем Пожитновым, который даже не запатентовал ее. При этом объёмы продаж Тетриса составляют около 5 миллиардов.
Игра Minecarft появилась благодаря стараниям начинающего геймдизайнера Маркусу Перссону и пожертвованиям игроков. Проект сделал его одним из самых самым успешных специалистов в области разработки. Хидео Кодзима вообще не интересовался геймдизайном, пока не устроился в игровую компанию дизайнером проектов. Спустя 4 года после трудоустройства появилась игра Metal Gear 2 и сделала Кодзима известным во всем мире.
ТОП-5 советов для начинающих
Мы собрали рекомендации экспертов для новичков в сфере игрового дизайна:
- Изучайте разные языки программирования. Если говорить о движках, то познакомьтесь с Unity.
- Старт в геймдизайне начните с любимого жанра — это мотивирует к работе. Но не забывайте играть и отсматривать другие жанры. Профессиональный game designer с одинаковым успехом может создать как стратегию, так и шутер.
- Читайте литературу по смежным областям. Необязательно быть супер-специалистом в области создания звука, но базовую терминологию и ограничения вы должны знать.
- Учитесь и повышайте свою квалификацию. Например, с помощью онлайн-курсов — без отрыва от работы и с практикой на реальных проектах.
- Чаще общайтесь с представителями профессии, не стесняйтесь задавать вопросы опытным коллегам. Во-первых, так у вас появится шанс найти наставника, а, во-вторых, в профильных сообществах легко собрать единомышленников, с которыми можно создать свою первую команду разработчиков. Вы ведь помните о тех 5-ти энтузиастах, которые создали Ubisoft?
Гейм-дизайнер: сознательный геймер
Работа гейм-дизайнера совсем не похожа на работу художника или иллюстратора. Он ничего не рисует, а придумывает и проектирует игровые миры. И да, он очень, очень много играет в компьютерные игры.
Реальные герои
Валерий Прокофьев
дизайнер игры World of Speed в Mail.Ru Group
Федор Сорокин
дизайнер игры World of Speed в Mail.Ru Group
О профессии
Работа гейм-дизайнера заключается в том, чтобы создавать правила игры и прорабатывать логику игрового мира до мельчайших подробностей.
Работа гейм-дизайнера похожа на постоянную борьбу с гидрой: на каждую решенную проблемы вылезают две новых.
Как правило, в любой игре всегда есть главный идеолог, который придумывает её основной замысел. После этого к процессу подключаются гейм-дизайнеры, которые прорабатывают все подробности игрового мира: пишут сценарии, проектируют игровую механику, создают миссии и уровни, определяют правила игры.
Гейм-дизайн — это очень кропотливый труд. Дизайнеру приходится редактировать кучу цифр, параметров в игре и решать многочисленные проблемы, которые появляются в процессе её создания и развития.
По большому счёту игра — это большой набор свойств, параметров и ограничений, и функция дизайнера — редактировать эти параметры, формируя таким образом логику и возможности игры. Дизайнер должен создать в игре как можно больше возможностей, но при этом сделать так, чтобы они «выдавались» игроку постепенно. Так появляется прогресс и возникает история персонажей. Правила игры — это набор ограничений, введенных для того, чтобы игра не сломалась. Искусственные подпорки, необходимые для того, чтобы игроки могли пройти её только честно.
Для создания разных игр нужно разное количество людей. Например, «Тетрис» сделал один человек — это был советский программист Алексей Пажитнов. А вот в команде World of Warcraft уже на старте было более 500 человек. В среднем, для производства одной небольшой игры нужно пять человек: гейм-дизайнер, художник и три программиста.
Знания и навыки
Что должен уметь гейм-дизайнер:
- 1 Иметь хорошую логику и уметь считать
- 2 Уметь решать изобретательские задачи
- 3 Быть хорошим коммуникатором
- 4 Разбираться в психологии
- 5 Любить играть в игры
Проектирование игры — это всегда большое количество расчётов. Поэтому гейм-дизайнер должен иметь железную логику и любить математику, в том числе теорию вероятностей. Полезно также разбираться в физике, понимать основы механики, поскольку действие многих игр основано на физических законах.
Дизайнеру точно не помешают навыки работы в Adobe PhotoShop, Autodesk 3ds Max, CorelDraw, Adobe InDesign. Полезным будет и умение программировать, хотя бы на начальном уровне.
В процессе разработки игр приходится сталкиваться с нестандартными задачами и проблемами, искать для них нетривиальные решения и изобретать новые подходы. Каждому дизайнеру стоит прочитать «Теорию решения изобретательских задач» (ТРИЗ), которую разработал советский ученый Генрих Альтшуллер.
Дизайнеру нужно хорошо прокачивать свой коммуникационный скил, чтобы ясно и понятно доносить свои идеи, описывать решения, общаться с игроками и получать от них нужный фидбек. Ещё один важный навык гейм-дизайнера — это знание поведенческой психологии. Нужно хорошо понимать пользователей и то, что им нравится, быть способным ставить себя на их место.
Почему важно играть в игры
Конечно же, гейм-дизайнер обязан любить игры. В неделю нужно тратить 60 часов на игры, помимо 40 часов, которые уходят на её разработку. При этом важно не «залипать», а играть осознанно: анализировать игру, думать о том, как разработчики приняли то или иное решение, что хорошо и что плохо в игре, что в ней можно было бы доработать или сделать по-другому.
Почему меч бьет огнем, а не тайной магией? Почему архангел перезаряжается пять минут, а не три? В общем, в играх возникает очень много вопросов.
Нужно играть в игры и одновременно читать patch notes, которые делают гейм-дизайнеры. Ведь всё, что в игре кажется случайным, скорее всего, является «багом», который кто-то забыл или не успел исправить.
Как начать делать игры
Самый простой способ начать заниматься гейм-дизайном — освоить автоматические инструменты для создания игр. Например, RPG maker и Stencyl, программы, которые позволяют сделать игру, не разбираясь в программировании. Один из самых популярных движков, позволяющий создавать игры под разные платформы, — Game Maker Studio. Известная игра Hotline Miami была сделана с помощью этой программы и заработала очень много, хотя ее создали всего пять человек.
Можно создать игру на базе карт из World of Warcraft, Quake, Counter Strike или Portal. Например, знаменитая игра Dota2 изначально была всего лишь пользовательской картой в Warcraft3. Двое ребят сделали ее для себя, а затем эту карту у них выкупила Valve Corporation.
В гоночной игре TrackMania одни пользователи делают гоночные трассы, а другие их проходят. Там можно наглядно увидеть, почему один трек хороший, а другой нет. Тоже самое в Little Big Planet: здесь одни пользователи делают уровни, другие их проходят.
Гейм-дизайнеру полезно указывать в резюме свой геймерский опыт: от пяти до 10 лет. 10 лет игр — это бесценно. Ведь сейчас переиграть во все игры, которые были сделаны 10-20 лет назад, уже невозможно. Это будет не тот опыт. Так что человек, который играл во времена, когда не было Pentium, будет для компании, создающей игры, самым ценным.
Образование и карьера
В России профильного образования в сфере гейм-дизайна пока, к сожалению, практически нет. В Москве гейм-дизайн хорошо преподают разве что в Sсream School. На Западе игровая индустрия развита гораздо больше (только в Калифорнии работает порядка 1 500 студий), поэтому есть и много мест, где можно этому научиться, в том числе в ведущих западных университетах. Также есть и много специализированных онлайн-курсов, например, Game Theory Стэнфордского университета на Coursera.
Где учиться
Scream School
Курс по гейм-дизайну
Стэнфордский университет
Онлайн-курс Game Theory на Coursera
Мичиганский университет
Онлайн-курс Principles of Game Design
Университет Абертей
Бакалавриат Game Design & Production Management
Конференции
В игровой индустрии проводится много конференций и выставок, которые очень полезно посещать гейм-дизайнеру, чтобы быть в курсе последних новостей и трендов. В России самые крупные — это Конференция разработчиков игр и Игромир. Среди мировых конференций — E3 (Electronic Entertainment Expo), GDC (Game Developers Conference) и ChinaJoy (China Game Business Conference).
Кто такой геймдизайнер? Что нужно для освоения этой профессии?
В очередной статье из цикла материалов про актуальные современные специальности мы представим вашему вниманию профессию геймдизайнер. Прочитав ее, вы узнаете о том, чем занимается этот специалист, что ему нужно знать и уметь, какие бывают типы геймдизайна и как освоить эту профессию.
На сегодняшний день гейм-индустрия является одной из самых перспективных и быстрорастущих сфер бизнеса, которая продемонстрировала поистине взрывной рост во время пандемии и вызванных ею локдаунов. Интенсивное развитие индустрии видеоигр сделало чрезвычайно востребованными многих связанных с нею специалистов, прежде всего, разработчиков игрового контента — геймдизайнеров.
Геймдизайнер — кто это? Как и когда появилась эта специальность?
Прежде всего, для раскрытия этой темы нужно разобраться с термином геймдизайн. Он обозначает довольно обширную область, возникшую на стыке графического дизайна, программирования и компьютерных наук. Геймдизайн по праву считается одним из важнейших инструментов разработки современных видеоигр, он гибко сочетает в себе творческую и техническую составляющие.
Итак, геймдизайнер это специалист, который проектирует игровой контент и геймплей, разрабатывает правила, цели и механику игры, создает базу для формирования игрового опыта пользователей. Важно, что в обязанности профессии входит не только разработка концепта и дизайна игры, но и полное управление процессом ее производства. Таким образом, специальность геймдизайнер можно сравнить с профессией продакт менеджера или кинорежиссера.
Профессия “разработчик геймплея” появилась в 70-е годы и тогда она была востребована только в нескольких геймдев-студиях, а полноценной специализацией геймдизайн стал уже в 80-х. В то время большинство компьютерных игр создавалось небольшими группами энтузиастов, в них художник работал в паре с программистом. Даже в наши дни эта связка из геймдизайнера и программиста работает над многими игровыми инди-проектами, а кое-где обе функции выполняет один человек. В крупных же студиях можно встретить отдельные подразделения геймдизайнеров со своей иерархией, каждый из которых имеет определенную специализацию и направление работы.
Что делает геймдизайнер?
Эту специальность не зря называют “всемогущий геймдизайнер”, так как она может иметь самые разнообразные задачи и обязанности, в зависимости от конкретной студии и проекта. Именно поэтому геймдизайн считается очень широким понятием, в больших студиях он включает в себя различные сегменты, в том числе создание игрового контента, дизайн игровых миров и нарратива, разработку интерфейса и т.д.
На сегодняшний день выделяют такие основные направления в работе геймдизайнера:
- Системный дизайн. Одно из важнейших направлений геймдизайна, которое отвечает за создание общих правил и концепции игры. Работающие в этом направлении специалисты продумывают игровые механики и их реализацию, ключевые особенности (фичи) игры, пишут краткий синопсис ее сюжета. В некоторых студиях составлением баланса игровых механик занимается отдельный сотрудник — Balance Designer. Он следит за тем, чтобы игра была не слишком простой или сложной, а игроки и неигровые персонажи (NPC) находились в равных условиях (насколько это возможно).
- Контент-дизайн. Еще одна из ключевых задач геймдизайна, которая отвечает за разработку всевозможного игрового контента. К нему относится создание персонажей, предметов, объектов, квестов и т.д. Также на этом этапе продумываются сценарии поведения и взаимодействия персонажей с главным героем и между собой.
- Левел-дизайн. Это направление игрового дизайна полностью посвящено проработке уровней игры. Левел-дизайнер создает ландшафты карт и игровых локаций, описывает окружение, продумывает расположение объектов на карте и т.д. Сюда же относится дизайн мира, в ходе которого специалисты продумывают локации и пространства для одиночных и многопользовательских игр с открытым миром.
- Дизайн нарратива. Данный тип геймдизайна отвечает за правильную подачу повествования и его связку с геймплеем и другим игровым контентом (изображениями, текстом, аудио, видео). Нарративный дизайнер продумывает создание и взаимосвязь персонажей/объектов/сцен/квестов для последовательного раскрытия сюжета игры. Также они уделяют особое внимание текстовому контенту: тексты квестов, гайдов, дневников, компьютерных терминалов — это тоже часть дизайна нарратива.
- Дизайн интерфейсов (UI). Это направление геймдизайна не только создает детали пользовательского интерфейса в игре, но также обеспечивает все аспекты взаимодействия игрока с игрой. Геймдизайнер интерфейсов следит за тем, чтобы игроки получали своевременный отклик на свои действия в игре, продумывает вид и расположение кнопок, окон и прочих элементов UI.
Обязанности геймдизайнера
Рабочие обязанности современных геймдизайнеров являются весьма обширными и разнообразными. Среди них можно выделить такие:
- Создание концепции игры. Именно гейм-дизайнер придумывает идею игры и прописывает ее базовую концепцию. В ней фиксируются игровые фичи и механики, краткий синопсис сюжета, а также список похожих игр. Вся эта информация кратко упорядочивается в концепт-документе (concept document).
- Разработка прототипов. Создание рабочего прототипа позволяет дизайнерам и другим участникам проекта оценить перспективы будущей игры. При необходимости они могут внести определенные изменения в концепт-документ или свернуть проект на подготовительном этапе по причине его бесперспективности.
- Проработка игрового процесса. Game designer отвечает не только за создание отдельных механик и особенностей игры, но и за проработку геймплея в целом. В ходе этого процесса специалисты продумывают так называемое “ядро игры” — основные действия игрока и детали игрового процесса (например, исследование подземелий, сражения с монстрами, сбор монет/драгоценностей и т.д.).
- Коммуникация с командой. Важнейшей частью обязанностей геймдизайнера является делегирование задач другим участникам проекта: программистам, художникам, аниматорам, 3D моделлерам и т.д. Он должен контролировать все этапы процесса разработки игры: своевременно распределять задачи между специалистами и контролировать результаты их выполнения.
- Продвижение проекта и поиск издателей. После создания рабочего прототипа игры гейм-дизайнер готовит презентацию (питч) и начинать представлять ее потенциальным издателям. Также он продолжает вести общение с издателем на всех этапах реализации проекта и после его релиза. Если же команда/студия разрабатывает игру без издателя, то тогда геймдизайнер занимается поиском альтернативных источников финансирования.
- Ведение проектной документации. Гейм-дизайнер должен не только создать общую концепцию игры, ее механики и фичи, но также следить за тем, чтобы у всех участников было одинаковое видение проекта. Для этого разработка каждой игры сопровождается написанием проектной документации, а обновляет и поддерживает ее в актуальном состоянии именно геймдизайнер. К ней относится как краткий концепт-документ, так и подробный дизайн-документ (game design document), а еще технические задания на конкретные задачи для специалистов.
- Планирование и контроль этапов разработки. Так как геймдизайнер по сути является тимлидом игрового проекта, то еще ему приходится составлять план реализации проекта и следить за равномерной загрузкой задачами всех участников команды. Чаще всего для этих целей используется методология Scrum, но бывают и другие варианты. Также game designer должен регулярно отслеживать ход выполнения проекта и корректировать план в случае возникновения сложностей с реализацией какой-либо задачи или этапа.
- Аналитика. Еще одной важнейшей обязанностью специальности геймдизайнер является комплексная аналитика проекта. Перед началом разработки он анализирует актуальные тренды рынка, чтобы создать действительно перспективную игру, которая будет иметь успех у аудитории. Для этого ему нужно следить за современными тенденциями игровой индустрии и смежных сфер (фильмы, мультфильмы, сериалы, комиксы и т.д.), разбираться в популярных жанрах, сеттингах и механиках игр. После релиза этот специалист ведет мониторинг метрик выпущенной игры, отслеживая количество загрузок или покупок, число новых и ежедневно активных пользователей, проведенное ими за игрой время, показатели монетизации игры и т.д.
Этапы работы гейм-дизайнера
Что касается основных этапов работы геймдизайнера над созданием какой-либо игры, то, как правило, они идут в следующей последовательности:
- Перед запуском проекта game designer продумывает условия и требования, необходимые для его реализации. Для этого он запрашивает необходимые данные у аналитиков и проводит исследования рынка. Результатом этого этапа выступает базовая концепция, которая доносит основную суть игры, а также ее механики, сеттинга и ключевых особенностей (фич).
- После составления базовой концепции геймдизайнер представляет ее команде. На этом этапе проходит внутрикомандное обсуждение будущего проекта, также возможно внесение изменений в базовую концепция на основе пожеланий или замечаний участников.
- После того, как базовая концепция была утверждена на уровне команды, гейм-дизайнер начинает работу над концепт-документом. В нем механика и другие аспекты игры описываются уже более подробно, включая все фичи и внутриигровую логику, нередко концепт-документ включает ТЗ для программистов, художников или иных специалистов.
- Далее команда разработчиков приступает к последовательной реализации всех намеченных этапов. Геймдизайнер же контролирует ход работы, принимает выполненные специалистами задачи и следит за тем, чтобы их результат соответствовал изначальному видению, описанному в концепте и питче.
- После того, как разработка продукта завершена и он готов к релизу, дизайнер оценивает полученный результат. Он проводит ревью всего комплекса поставленных задач, проверяет соответствие результата поставленным целям, проводит оценку пользовательского опыта и т.д. После проверки и верификации проекта гейм-дизайнер представляет его издателю/продюсеру. В случае поступления каких-либо замечаний или рекомендаций он организовывает и контролирует доработку игры.
- Наконец, после финального релиза игры гейм-дизайнер продолжает сопровождение проекта. На этом этапе он отслеживает данные аналитики и пользовательского фидбека, на основании которых им создаются задачи на исправление багов и доработку фич, готовятся релизы обновлений.
Что должен знать и уметь геймдизайнер?
Если вы собираетесь начать работу геймдизайнером, то для этого вам понадобится определенный набор хард и софт скиллов. Прежде всего, данный специалист должен обладать навыками аналитического мышления, так как именно успешная аналитика на этапах подготовки, реализации и после релиза игры является главным фактором ее успеха.
Как с нуля стать разработчиком игр – геймдевом
У работы в игровой индустрии много плюсов: хорошая зарплата, творческая атмосфера, интересные задачи, саморазвитие и результат – это проекты, которыми пользуются миллионы людей Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
В последние два десятилетия создание видеоигр – один из наиболее крупных сегментов рынка развлечений: по масштабу игровая индустрия сопоставима с производством кино. Как с нуля стать разработчиком игр и войти в gamedev, «ПрофГид» расспросил опытных создателей игр.
Кирилл Коломбет
Senior Frontend Game Developer at Omnigame (ведущий разработчик игр в Omnigame), Копенгаген, Дания
Как с нуля стать разработчиком игр?
Самый быстрый способ научиться необходимым навыкам – это начать работать по специальности. Но без опыта найти работу непросто. Компании не хотят брать стажеров, потому что они могут отнимать время более опытных разработчиков. Чтобы получить первую работу, надо быть готовым поначалу поработать в любой компании за минимальную зарплату, чтобы в дальнейшем получить опыт и перевестись туда, где будет интересно. Сейчас есть много работы в мобильном сегменте разработки игр для casual-аудитории, где можно изучить современные игровые движки и технологии, это хорошая возможность получить первый опыт.
Самостоятельная учеба
Для увлеченного игродела нет никаких ограничений! Чтобы попробовать себя в этом деле, не требуется ничего, кроме компьютера и интереса. Для обучения все есть в интернете: много статей, книг, документации и видеоуроков по разработке игр, движкам и программированию. Но для изучения этих материалов чаще всего требуется знание английского, переведенных материалов гораздо меньше.
Рекомендую книги изучать более фундаментальные, про разработку в целом. Вся актуальная информация по разработке написана на английском и к тому времени, как ее переводят, обычно устаревает. Поэтому движки лучше изучать на практике, в процессе разработки игры. А когда возникают вопросы или проблемы, не стоит стесняться задавать вопросы на Stack Overflow и в других сообществах специалистов. Для игрового разработчика знание английского языка хотя бы на уровне чтения технической литературы – навык, без которого не обойтись.
Рекомендации по книгам:
- «Игровой движок. Программирование и внутреннее устройство» (Грегори Джейсон).
- «Шаблоны игрового программирования» Боба Найстрома.
- «Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C#». 2-е межд. издание
- «Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации». 2-е изд. (Бонд Джереми Гибсон)
- Creating Games from Scratch Using SDL 2.0 (William Sherif).
Статьи легко найти, используя поисковики. Если статья свежая, то она, скорее всего, поможет с решением проблемы. Качественные статьи обычно опубликованы на известных площадках (например, «Хабр»). У статей обычно бывают хорошие комментарии, дополняющие или исправляющие неточности. Бесплатные обучающие видео можно найти не YouTube, например на каналах «Школа разработки игр» и ITVDN.
Доступные онлайн-курсы с видео (требуют знания английского языка) на Edx:
- CS50’s Introduction to Game Development (Harvard University)
- Computer Science for Game Development (Harvard University)
- Introduction to video game development with Unity
Вопреки слухам, что для создания игр требуется высшая математика и образование, знания математики нужны всего лишь минимальные. Вся математика уже заложена в игровой движок, а программисту требуется только вызывать правильные методы. Сейчас можно самостоятельно изучить Unity или Unreal, либо взять что-то попроще вроде GameMaker Studio или Construct. Знаю человека, который разрабатывал игры и побеждал в конкурсах игровой разработки, не написав ни одной строчки кода, – всю игру можно собрать в редакторе. Чтобы начать разрабатывать небольшие игры самому, нужно только желание.
Высшее образование: быть или не быть?
Раньше вузы не предлагали образовательных программ по направлению «разработчик игр». Сейчас есть как большой выбор курсов и вузов, так и материалов для самостоятельного обучения. Все технические вузы очень хороши в качестве дополнения к самообразованию. Нетворкинг с другими студентами позволит быстро найти единомышленников для создания команды. Для тех, кому важны фундаментальные знания (C++, разработка графических/физических движков), рекомендую обучаться в более серьезных вузах по направлениям, связанным с фундаментальной информатикой, математикой или физикой, а движки изучать самостоятельно.
Из Российских университетов, которые учат разработке игр, могу порекомендовать ИТМО (Питер) и МИРЭА (Москва). Но также подойдут лучшие московские технические вузы: МГУ (факультет ВМК), МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ. В них дадут фундаментальные знания, а разработку игр придется изучать самостоятельно.
Программы обучения на разработчика игр в российских и зарубежных вузах:
- Университет МИРЭА (бакалавриат), направление «Программная инженерия», профиль «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений»;
- Университет ИТМО (магистратура), программа «Технологии и разработки компьютерных игр»;
- Университет «Синергия» (бакалавриат), на направлении «Информационные системы и технологии» программа «Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности»;
- БГУИР, Минск. Специальность «Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)»;
- IT University of Copenhagen Master of Science in Games.
Курсы: «за» и «против»
Сейчас много курсов, обещающих легкий путь в игровую индустрию. То, что изучают на курсах, можно пройти самостоятельно, в удобном вам темпе. Часто курсы не дают фундаментальных знаний, а учат работе с одним конкретным движком. Люди без фундаментальных знаний, но со знанием инструмента могут быть полезными в рутинной работе, например в UI-разработке. Курс может мотивировать, но в игровой индустрии обычно у людей с мотивацией проблем нет. Если же вы уже безуспешно пытались изучить разработку самостоятельно и вам нужна помощь или команда, курсы с этим могут помочь.
Разработчик игр – очень широкая профессия со множеством направлений. И разработчик игровых движков занимается одними задачами, для которых нужен набор навыков, отличающийся от навыков разработчика игровых интерфейсов – ведь у него уже совершенно другие задачи. Причем разработчиком игр можно стать даже без способностей к программированию. В современных игровых движках можно создавать игры с помощью визуального программирования.
Те, кто хотят стать игровыми разработчиками, сначала могут попробовать стать программистами. Можно разработать игру без движка, используя встроенные в языки программирования низкоуровневые библиотеки или графические API. Большинство разработчиков игр используют игровой движок Unity, в котором основной язык разработки C#. Знание этого языка сильно облегчает вход в профессию.
Сергей Голицын
Senior Java Developer в команде Zillion Whales
Попасть в разработку игр я мечтал с самого детства. И вот наконец-то я смог заниматься созданием игр. Наверное, если бы у меня появился шанс начать сначала, я бы немного изменил свой путь. Скорее всего, себе прошлому можно было бы начать читать Unity in Action еще в школе. Невероятно интересная книга. С доступным объяснением и кучей примеров. В то же время я бы рекомендовал посмотреть в сторону backend. Ведь никто не знает заранее, что может понравиться именно тебе. Также у Unity есть отличные обучающие материалы, где подробно объяснят, что такое движок Unity и как не потеряться в богатом интерфейсе этого движка.
Конечно, после ознакомления с литературой, о которой говорилось выше, я бы рекомендовал начать придумывать свою простенькую игру, чтобы протестировать и почувствовать весь флоу от написания игры до размещения ее в сторе. Если вы будете делать мобильную игру, то можно еще попробовать поиграться с рекламой в играх и собрать фидбек.
После того как вы освоитесь в Unity, необходимо более детально изучить ваш язык программирования. С Unity обычно используют C#. Очень рекомендую изучить несколько книг по нему. Конкретные книги я советовать не буду, так как все воспринимают по-разному информацию из книг.
Когда вы уже спокойно разбираетесь в Unity и C#, можно начать задумываться о более серьезной игре. Практически всегда в играх присутствует игровой сервер. И вам нужно понять, хотите ли вы писать сервер? Если хотите, то C# и тут вам поможет, и вы сможете создать игровой сервер. При создании сервера вам придется где-то хранить информацию об игроках и различную метаинформацию. Вот и пришло время познакомиться с базами данных и SQL. Если вы не планируете углубляться в северную разработку, то не стоит тратить много времени на это. Тогда лучше сосредоточиться на UI/UX, а сервер оставить тому, кому нравится заниматься разработкой на backend.
Стоит понимать, что соло-разработка и разработка в компании невероятно сильно отличаются. И в соло-разработке вам придется заниматься практически всем. Участвовать на всех позициях и на всех этапах жизненного цикла вашей игры. При разработке в компании вас нанимают на определенную должность, и вы должны закрывать потребности компании. Очень важно понять, для чего вы хотите делать игры и действительно ли вы этим горите? Ведь мы слышим истории только успешных проектов, забывая про миллионы приложений, которые так и не стали популярными.
Константин Сахнов
Научный руководитель и основатель программы «Менеджмент игровых проектов» ВШБ НИУ ВШЭ. Эксперт инвестиционного фонда Сколково в области игровой индустрии
Самый лучший вариант как для трудоустройства в игровую индустрию, так и для начала самостоятельной разработки игровых продуктов – это собраться в небольшую команду и начать разработку. Собственная игра, пусть даже маленькая, пусть даже прототип игры, – это прекрасное портфолио и отличное начало.
На практике собрать команду бывает непросто, еще сложнее для большинства людей найти мотивацию довести проект до конца. Законченная игра – это то, что ценится работодателями крайне высоко. Неважно, заработала она деньги или нет, потому что этот момент зависит от слишком большого количества факторов. Но само то, что человек смог довести до конца работу и сделать свой небольшой продукт, говорит о нем как о целеустремленном и, вероятно, исполнительном сотруднике.
Что касается образования, конечно, я всячески советую его получать. Но тут уже все не так однозначно. Когда я сам начинал свой путь в индустрию разработки игр, не было ни конференций, ни курсов, ни тематических порталов, где можно было бы обменяться знаниями. Сейчас же ситуация противоположная. Их очень много, но качество такого образования иногда вызывает вопросы. Рост рынка онлайн-образования в России, усилившийся во время пандемии, привел на рынок не только экспертов отрасли, но и недобросовестных предпринимателей, желающих быстро заработать на растущем спросе.
В этой связи я рекомендую крайне внимательно относиться к выбору курсов и образовательных программ. Наша программа профпереподготовки в Вышке демонстрирует лучшие результаты на рынке: 75 % трудоустройства выпускников, десятки команд и сделанных игр. Однако это очное образование в смешанном формате, предполагающее очное или онлайн-посещение в течение 9 месяцев. И не для всех такой вариант будет приемлем по деньгам и временным затратам.
Тот же Skillbox занял другую нишу – массового онлайн-образования, основанного на просмотре предзаписанных видеоуроков. Здесь будет ниже цена, проще обучение. Это массовый продукт, который проходят тысячи человек. При таком подходе нет личного общения с каждым студентом, формирования команд из студентов и т. д. Тем не менее для многих это очень удобно. А Вышка не может физически запускать более 2 потоков в год по 50–60 студентов, но Skillbox также активно движется в сторону работы со студентами и помогает делать свои продукты.
При выборе курса я бы рекомендовал всегда смотреть на преподавателя, его опыт и как разработчика игр, и как преподавателя. Потому что умение делать игры вовсе не эквивалентно навыку обучения других людей разработке игр.
Также хочу напомнить читателям, что корреляция не значит каузация. Проще говоря, то, что выпускники той или иной программы имеют больше шансов на трудоустройство и успех в индустрии, не значит, что они получили это благодаря обучению. Может, они сами по себе более замотивированные, раз нашли время и деньги на учебу? Может, они лучше социализированы, более целеустремлены и финансово обеспечены? Анализируя статистику и рекламу курсов, не попадайтесь на громкие объявления об успехе одного выпускника. Узнайте, какая участь постигла тысячи остальных. Прочитайте отзывы и посоветуйтесь с людьми из индустрии.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на стремительный рост зарплат в индустрии, на колоссальную нехватку кадров, геймдев сейчас становится все более закрытой и сложной сферой. Требования к специалистам растут. Именно поэтому актуальность образования сейчас высока как никогда.
Образование не даст вам гарантий трудоустройства. Только Mail.ru может пообещать трудоустроить в Mail.ru. Если кто-то обещает гарантированное трудоустройство, поинтересуйтесь, как это общение закреплено юридически в договоре на оказание образовательных услуг.