Drm free что это
Недавно открыл для себя такой интересный сервис Humble bundle,где вроде как можно покупать целые пачки из десятков игр по довольно привлекательной цене.Да, я обнаружил сие чудо только сейчас,прошу не бейте.В общем оно все выглядит красиво и привлекательно,но я сразу унюхал какой-то подвох. Потом прочитал,что в этих bundle-ах все игры DRM-free,то есть, насколько я понял,это не ключи для Стима или других магазинов,а эдакая безвирусная пиратская версия.Так вот возник вопрос,что это вообще такое?Я правильно понял что это просто такие себе безвирусные пиратские игры?Или все же это ключи от стимовских версий игр,но каких-то. немного измененных или как это сказать. В общем нужно пояснение и желательно как можно проще и понятнее,как для человека, который во всем этом не разбирается от слова совсем.
Сообщения 1 – 15 из 16
19 мар. 2022 в 17:00
DRM-free // там вместо ключей будут ссылки на скачивание.
эти ссылки будут у тебя в личном кабинете и ты в любой момент можешь их скачать.
19 мар. 2022 в 17:10
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Так вот возник вопрос,что это вообще такое?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Технические_средства_защиты_авторских_прав
DRM-free означает, что файлы игры не содержат средств защиты от копирования. Тоесть получив такой ключ, вы можете легально активировать его в указанном сервисе (обычно это GOG, Стим или внутренние средства Хамбла), скачать клиент игры и играть себе спокойно без всяких проверок, типа той же Denuwo и проклятого StarForce, без интернета, на любом компе (ещё раз привет Денуве). Такие игры не требуют (как правило) каких то запущенных клиентов (типа Стима/Юплея/ЕА-рыжего бублика и прочего).
Ещё раз: это НЕ пиратки. Это ЛИЦЕНЗИОННЫЕ копии игры, файлы которых НЕ изменены. Просто не содержат встроенных защит.
И такие игры есть даже в Стиме. Буквально в конце января (вроде) у разраба какой то инди игры были какие то проблемы (особо не запоминал что и как) и он прямо на форуме у себя написал мол «Если вы купили игру в Стиме — запускайте прям из папки, пока я не найду решение, ибо игра ДРМ-фри».
Отредактировано Zorgul; 19 мар. 2022 в 17:39
19 мар. 2022 в 17:40
Если не указано иное, игры как из обычных бандлов Humble, так и из месячного (Choice) активируются в Steam. В противном случае всегда будет пометка, например: «Redeemable via Rockstar Social». Иногда вместе с ключом для Steam Вы получите и DRM-free версию игры или, например, дополнительных материалов.
От бандлов существенно отличаются Humble Vault (раньше назывался Trove) и Humble Game Collection. Это коллекции игр, доступ к которых Вы получаете вместе с подпиской Humble Choice.
Humble Vault — коллекция DRM-free игр, которая постепенно обновляется, игры как добавляются, так и удаляются из неё. Но поскольку эти игры DRM-free, Вы можете скачать их, пока Ваша подписка активна, и играть потом в любое время.
Игры из Humble Game Collection требуют Humble App для запуска, то есть не являются DRM-free. Для запуска таких игр нужна активная подписка Humble Choice. В случае приостановки или отмены подписки возможность использования этих игр теряется.
19 мар. 2022 в 17:44
Автор сообщения: Zorgul
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Так вот возник вопрос,что это вообще такое?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Технические_средства_защиты_авторских_прав
DRM-free означает, что файлы игры не содержат средств защиты от копирования. Тоесть получив такой ключ, вы можете легально активировать его в указанном сервисе (обычно это GOG, Стим или внутренние средства Хамбла), скачать клиент игры и играть себе спокойно без всяких проверок, типа той же Denuwo и проклятого StarForce, без интернета, на любом компе (ещё раз привет Денуве). Такие игры не требуют (как правило) каких то запущенных клиентов (типа Стима/Юплея/ЕА-рыжего бублика и прочего). И такие игры есть даже в Стиме. Вроде бы все понятно,но тогда такой ещё вопрос.Как понять для какого сервиса будет ключ если игра есть сразу в 2-х или 3-х?Если игра есть скажем в Стиме и Epic store,а я хочу именно стимовскую версию
19 мар. 2022 в 17:48
Автор сообщения: Roleri
Если не указано иное, игры как из обычных бандлов Humble, так и из месячного (Choice) активируются в Steam. В противном случае всегда будет пометка, например: «Redeemable via Rockstar Social». Иногда вместе с ключом для Steam Вы получите и DRM-free версию игры или, например, дополнительных материалов.
От бандлов существенно отличаются Humble Vault (раньше назывался Trove) и Humble Game Collection. Это коллекции игр, доступ к которых Вы получаете вместе с подпиской Humble Choice.
Humble Vault — коллекция DRM-free игр, которая постепенно обновляется, игры как добавляются, так и удаляются из неё. Но поскольку эти игры DRM-free, Вы можете скачать их, пока Ваша подписка активна, и играть потом в любое время.
Игры из Humble Game Collection требуют Humble App для запуска, то есть не являются DRM-free. Для запуска таких игр нужна активная подписка Humble Choice. В случае приостановки или отмены подписки возможность использования этих игр теряется.
Понял, спасибо
19 мар. 2022 в 17:49
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Вроде бы все понятно,но тогда такой ещё вопрос.Как понять для какого сервиса будет ключ если игра есть сразу в 2-х или 3-х?Если игра есть скажем в Стиме и Epic store,а я хочу именно стимовскую версию
Для бандлов сразу справа в окне информации указывается, для какой платформы (в случае, если несколько их, — сразу напишут, что для нескольких). Для Steam без приписок, в особых случаях информация указана о другой платформе или особые условия, будь то срок активации.
19 мар. 2022 в 18:07
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Как понять для какого сервиса будет ключ если игра есть сразу в 2-х или 3-х?
Как верно уже заметили выше, если не указано ничего — то скорее всего активация в Стиме. Так же кликнув на игру в бандле будет указано, где её активировать. Например, в текущем бандле (который в поддержку Украины) есть Max Payne 3 под которым синим текстом написано «Redeemable via Rockstar Social». Тоесть ключ активируется НЕ в Стиме, а в лаунчере Рокстаров и в Стиме вы эту игру НЕ получите.
Просто смотрите внимательно — и вы всё поймёте. Да и в бандлах игры НЕ для Стима не так чтобы уж и часто бывают.
19 мар. 2022 в 18:08
Автор сообщения: Zorgul
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Как понять для какого сервиса будет ключ если игра есть сразу в 2-х или 3-х?
Как верно уже заметили выше, если не указано ничего — то скорее всего активация в Стиме. Так же кликнув на игру в бандле будет указано, где её активировать. Например, в текущем бандле (который в поддержку Украины) есть Max Payne 3 под которым синим текстом написано «Redeemable via Rockstar Social». Тоесть ключ активируется НЕ в Стиме, а в лаунчере Рокстаров и в Стиме вы эту игру НЕ получите.
Просто смотрите внимательно — и вы всё поймёте. Да и в бандлах игры НЕ для Стима не так чтобы уж и часто бывают. Уже увидел, спасибо
19 мар. 2022 в 20:55
по-разному бывает, дрм и стим-ключи. не очень сайт, по мне. у fanatical и система интереснее, и выбор чаще богаче.
20 мар. 2022 в 8:34
Автор сообщения: Sturisoma
по-разному бывает, дрм и стим-ключи. не очень сайт, по мне. у fanatical и система интереснее, и выбор чаще богаче.
Если честно,я и там не нашел ничего интересного,но может что-то появится в скором времени.Я так понял,все подобные сайты в основном продают по дешевке только всякие малоизвестные инди игры,а я таким совсем не интересуюсь.Но кто знает,может там появится что-то стоящее.Вообще гораздо проще и дешевле найти ключ к конкретной игре на каком-нибудь сайте типа steambuy или zaka-zaka,но они все сейчас под санкциями,поэтому я не могу там ничего покупать своей украинской картой.Печально,ведь цены на той же Заке очень щедрые.Я там раньше брал супердорогие ААА игры за 1/10 цены Стима.А humble bundle и fanatical насколько я понял в основном продают бандлы всяких никому не нужных инди игр,поэтому и цена такая низкая
20 мар. 2022 в 9:45
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Автор сообщения: Sturisoma
по-разному бывает, дрм и стим-ключи. не очень сайт, по мне. у fanatical и система интереснее, и выбор чаще богаче.
Если честно,я и там не нашел ничего интересного,но может что-то появится в скором времени.Я так понял,все подобные сайты в основном продают по дешевке только всякие малоизвестные инди игры,а я таким совсем не интересуюсь.Но кто знает,может там появится что-то стоящее.Вообще гораздо проще и дешевле найти ключ к конкретной игре на каком-нибудь сайте типа steambuy или zaka-zaka,но они все сейчас под санкциями,поэтому я не могу там ничего покупать своей украинской картой.Печально,ведь цены на той же Заке очень щедрые.Я там раньше брал супердорогие ААА игры за 1/10 цены Стима.А humble bundle и fanatical насколько я понял в основном продают бандлы всяких никому не нужных инди игр,поэтому и цена такая низкая Ага. А потом Valve скажут — сорян, эти игры вы запускать не можете. A Ведьмак 3 в DRM-free исполнении даже без интернета можно поставить и играть.
20 мар. 2022 в 10:10
Автор сообщения: Sturisoma
по-разному бывает, дрм и стим-ключи. не очень сайт, по мне. у fanatical и система интереснее, и выбор чаще богаче.
Даже сравнивать нельзя Humble bundle один с первых начал продавать таким способ. Fanatical основном наборах старье или инди игры.
20 мар. 2022 в 12:21
Автор сообщения: deathclaw
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Если честно,я и там не нашел ничего интересного,но может что-то появится в скором времени.Я так понял,все подобные сайты в основном продают по дешевке только всякие малоизвестные инди игры,а я таким совсем не интересуюсь.Но кто знает,может там появится что-то стоящее.Вообще гораздо проще и дешевле найти ключ к конкретной игре на каком-нибудь сайте типа steambuy или zaka-zaka,но они все сейчас под санкциями,поэтому я не могу там ничего покупать своей украинской картой.Печально,ведь цены на той же Заке очень щедрые.Я там раньше брал супердорогие ААА игры за 1/10 цены Стима.А humble bundle и fanatical насколько я понял в основном продают бандлы всяких никому не нужных инди игр,поэтому и цена такая низкая
Ага. А потом Valve скажут — сорян, эти игры вы запускать не можете. A Ведьмак 3 в DRM-free исполнении даже без интернета можно поставить и играть. не понял,что это значит?если игра официально моя,тогда почему это я не смогу ее запускать?на интернет мне пофиг,всегда играю со включенным и пока что даже не было необходимости отключать
20 мар. 2022 в 12:56
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
Автор сообщения: deathclaw
Ага. А потом Valve скажут — сорян, эти игры вы запускать не можете. A Ведьмак 3 в DRM-free исполнении даже без интернета можно поставить и играть.
не понял,что это значит?если игра официально моя,тогда почему это я не смогу ее запускать?на интернет мне пофиг,всегда играю со включенным и пока что даже не было необходимости отключать Игра находиться у вас в аренде ( бессрочной) и вам не принадлежит. Издатель, может в любой момент отобрать/запретить запускать вам игру и вы ничего не сможете сделать. Пока, таких случаев не было, но технически это возможно
20 мар. 2022 в 13:40
Автор сообщения: Scerkrou
Автор сообщения: $ D@rk Re@per $
не понял,что это значит?если игра официально моя,тогда почему это я не смогу ее запускать?на интернет мне пофиг,всегда играю со включенным и пока что даже не было необходимости отключать
Издатель, может в любой момент. установление факта,имеющего юридическое значение,превеликое множество,согласно закону рассматривают суды. А не обычные пользователи.
Для обычного понимания,когда иностранная компания в одном лице (как разработчик и издатель) приходит в любую страну со своим бизнесом,сама должна знать и соблюдать законы страны в которой они делают бизнес и не нарушать их. Эта аксиома понятна всем
во всём мире.
Есть ли DRM-Free игры в Steam и как продают «право на использование» под видом продукта
DRM в играх довольно распространенное явление, но есть ли свободные от ограничений игры в массивной DRM-площадке Steam? Это я и собираюсь проверить.
2 апреля 2022, суббота 14:16
Chimbal [ ] для раздела Блоги
реклама

реклама
Внимание! В результатах могут быть неточности так как подсчет и проверка игр это ручная работа.
Предисловие и лицензия под видом продукта
Про DRM я уже писал в общем плане: Цифровое порабощение и почему DRM это плохо, теперь посмотрим на более конкретный случай DRM-платформы Steam.
DRM в играх довольно распространенное явление, но есть ли свободные от ограничений игры в массивной DRM-площадке Steam? Это я и собираюсь проверить.
реклама
Однако Steam не показывает какие игры под DRM-костылями, а какие DRM-Free, потому я буду проверять игры «в лоб» из своей библиотеки Steam, судя по профилю у меня 326 игр на аккаунте:

При этом следует понимать что я не владею играми за которые заплатил, ибо Steam как DRM-система продает лицензию (право на использование) вместо игры и может все отобрать в любой момент:

реклама
Если провести аналогию с реальным миром, то получилась бы следующая ситуация:
Steam как «продавец» имеет машину клонирования (кнопка копировать) в которую помещает предмет изготовленный сторонним разработчиком, а на выходе может забрать бесконечное количество копий этого предмета со встроенным «DRM» не затрачивая никаких ресурсов.
«DRM» нужен, чтобы следить за всеми действиями покупателя, и в случае если покупатель сделает что-то «нехорошее» или уйдет слишком далеко от «продавца» то «DRM» сразу же заблокирует «лицензионную» копию предмета.
Таким образом «продавец» продает покупателю копию предмета с DRM-закладкой, и работать эта копия будет только с разрешения «продавца», это и есть «право на использование», и «продавцы» будут всеми силами поддерживать такой порядок, ведь покупатель не может забрать обратно деньги в любой момент как это может сделать «продавец» заблокировав уже проданную копию предмета.
реклама
И при этом покупателя могут преследовать пытаясь наказать физически если вдруг он решит своей личной «машиной клонирования» сделать копию уже купленной копии предмета.
Есть конечно так называемый «возврат», якобы покупатель может вернуть деньги за игру, однако это работает при жестких ограничениях, и DRM-костыли никуда не исчезают после того, как пользователь лишился возможности вернуть деньги, таким образом «продавец» присваивает не только деньги покупателя, но и держит под своим контролем проданную копию.
И здесь же Steam наглядно подменяет «право на использование» (лицензию) выставляя его как «продукт»:

Покупатель настолько ущемлен в своих возможностях что есть всего две недели на возврат при условии что Steam насчитал менее 2 часов работы.
Кто-то скажет что все логично, в магазине же не будешь возвращать изношенную вещь, однако цифровая копия игры не подвержена износу в принципе.
А вот «ошибки» и преднамеренные «закладки» от разработчиков бывают, таймер Steam может продолжить насчитывать время даже если игра закрыта (покупатель не видит игру на рабочем столе и панели задач) тем самым лишая покупателя возможности «сдать обратно» лицензию на использование игры/приложения.
Видите игру? А она запущена и вполне незаметно для покупателя может накручивать таймер Steam, «вытащить» игру можно через Alt+TAB:
![]() |
![]() |
Тем более не стоит забывать что разработчик может преднамеренно создавать игру чтобы первые 2 часа были потрачены на обучение которое невозможно пропустить, бесконечные ролики и т.п., а когда покупатель дойдет до самой игры и поймет что зря выбросил деньги уже не будет возможности сделать «возврат».
Ну и конечно же «пункт» позволяющий Steam отбирать даже это сомнительное «право на возврат» обосновав свое решение «подозрениями на злоупотребление системой»:

В довесок пункты позволяющие Steam в любое время изменять пользовательское соглашение как захочет:

А если не согласен с новыми правилами то просто уходи. Правда игры и деньги заставят оставить в «системе»:

А еще бывают случаи когда даже уйти не разрешают, Garena в свое время стала ярким примером насильно удерживая пользователей без возможности удалить аккаунт или даже изменить данные.

Но вернемся к основной теме.
Первый этап сортировки
Практически все «игры» (за исключением единичных бесплатных экземпляров) стоили денег на момент покупки, сейчас же некоторые из игр могли стать бесплатными, а некоторые и вовсе были удалены.
К сожалению когда в Steam удаляют игру, исчезает и страница в магазине, я не могу наглядно показать как удаляют игры просто потому что Steam перенаправляет на главную страницу магазина без какой-либо информации об удаленной игре.
Но я могу показать как выглядят уже давно запрещенные «подарки» содержащие в себе игры, которые были удалены:

Как же проверить повязана ли игра на DRM или нет? Очень просто казалось бы на первый взгляд, нужно закрыть Steam и запустить исполняемый файл из папки игры, но игра будет принудительно вызывать Steam, чтобы спросить разрешение на запуск.
Потому я переименовал исполняемый файл Steam чтобы его нельзя было вызвать для проверки разрешения на запуск игры:

Если игра повязана DRM-костылями, то это сразу видно:


Таким образом я начал проверять игры на работоспособность без Steam, завел список в текстовом формате куда заносил названия игр ибо у меня было недостаточно места на установку всех игр:

Когда все установленные игры проверены я возвращался в Steam и удалял игры которые наверняка содержат в себе костыли препятствующие нормальному использованию игры без доступа к DRM-платформе, после начинал установку следующей «пачки» в освободившееся место.
Просто так удалить папку с игрой нельзя, Steam недостаточно «разумен» чтобы обнаружить отсутствие игры в папке, а это приводит к проблемам.
![]() |
![]() |
Порой случались неприятности, но кое-как я выкачал оставшиеся игры для проверки.
![]() |
![]() |
В итоге после первой стадии сортировки у меня осталось игр на 176 ГБ из более чем 600 ГБ.

Так выглядит библиотека Steam после сортировки, 129 игр явно не стартуют без доступа к Steam, 29 игр от Valve и завязанные на «Online/облачных сервисах», и 230 игр которые в той или иной степени запустились.
![]() |
![]() |
На этом можно было закончить и сказать что игр без DRM больше чем игр с DRM-костылями, однако не все так просто оказалось.
Второй этап сортировки
Некоторые игры содержали в себе актуальную информацию которую можно было взять только из моего аккаунта Steam, а некоторые игры явным образом говорили что не могут подключиться к Steam, но при этом можно было полноценно играть, или не очень в зависимости от желания разработчика завязать игру с DRM-платформой Steam.

При этом я обнаружил множество игр которые неявным образом пытались вызвать Steam.
А значит нужно еще раз сортировать, игры прошедшие первый этап сортировки я отправлю на автономный ПК операционная система которого никогда не видела Steam.
На скорую руку был собран ПК из R7 2700X, RX 560 4 GB, 16 GB ОЗУ 3200 МГц авто тайминги, и два SATA SSD по 240 ГБ от Crucial и SmartBuy.
Немного побаловался, проверил что работает без проблем и хватит на этом, карта захвата все же невероятно полезная вещь, недавно я умудрился спалить одну карту захвата и воскресить обратно, именно она использовалась для получения следующих скриншотов:
![]() |
![]() |
![]() |
К сожалению у карты захвата ничего не переклинило, видеокарты по-прежнему ограничивают RGB диапазон когда определяют что это карта захвата.
Хм, вдруг драйверы nVidia ошибочно выставляют ограниченный RGB на обычные мониторы по вине вшитых намертво DRM-костылей (даже управлять HDCP запрещено в драйвере nVidia), если монитор не поддерживает какие-то DRM-костыли то он может выглядеть для «защиты от копирования» как карта захвата, и «на всякий случай» выставляют ограниченный RGB диапазон, чтобы ухудшить качество изображения.
Ладно, это все равно лишь предположение так как драйвер закрыт и nVidia ни за что не откроет начинку драйвера который на секундочку покупатели видеокарт вынуждены устанавливать без вариантов.
Можно бесконечно говорить что это все делают ради светлого будущего и «безопасности», но как доверять самой nVidia когда в их драйвере то и дело всплывают всякие уязвимости?

Как быть с полным отсутствием конкуренции? Где сторонние драйверы доступные рядовому пользователю?
Почему корпорациям можно искусственно ограничивать функциональность ущемляя пользователей старых видеокарт, а пользователям запрещено создавать свои драйверы для тех же видеокарт nVidia ибо все закрыто, а за обход DRM-костылей еще и преследовать будут?

Так или иначе с играми может случиться то же самое, писать игры/софт будет разрешено только «избранным» а все остальные просто будут заблокированы и клеймены «пиратами».
Впрочем, снова я отклоняюсь от основной темы статьи, хотя это все связано между собой в глобальном масштабе.
На текущем этапе сортировки я собирался полноценно проверять игры, чтобы выявить возможные ограничения при запуске без разрешения со стороны DRM-платформы.
Однако проверив почти три десятка игр я решил упростить процесс, все же проверять две сотни игр это не «excel» таблицы вытягивать из пальца, на этом же этапе я отказался от работы через карту захвата, задержки уровня сервисов «облачного гейминга» кардинально снижали общую скорость проверки игр.

После я начал сортировку, и еще раз перепроверил ради снижения количества ошибок.

Теперь настало время верстать таблицу на основе полученных результатов чтобы наглядно посмотреть на свои результаты, ну и записать примечания ибо одно лишь название мало что говорит об игре.
Результаты
В общем плане вышли следующие цифры:

Первая пачка состоит из игр в которых я не обнаружил библиотеки от Steam в явном виде, и в принципе они работают без проблем отдельно от DRM-площадки.

Следующая пачка состоит из игр в которых явным образом присутствуют библиотеки от Steam, но игры работают если библиотеки удалить вручную, некоторые игры с явными проблемами я не включил в список.
Но следует понимать что я не проходил каждую игру от начала до конца.

Игры, которые запускались только при наличии библиотек от Steam я не стал проверять и тестировать, в этом просто нет смысла ибо нет никаких гарантий что игру не заблокируют используя вшитые библиотеки Steam.
По-хорошему игры следует еще проверить на попытки сетевой активности без ведома пользователя, это позволить заметить сомнительные «закладки» со стороны разработчика, но это уже выходит за рамки текущего исследования.
К слову, игры на движке Unreal Engine постоянно требуют внести себя в исключения брандмауэра даже если вообще не рассчитаны на сетевую работу, ох уж эта слежка (телеметрия).
Заключение
Игры без DRM-костылей в Steam есть, но они никак не отмечены самой DRM-платформой Steam, единственный вариант обозначить игры с DRM-костылями это использовать систему меток Steam, но я не могу назвать этот метод пометки игр надежным.

А еще лучше бежать из DRM-платформ.

Особое упоминание «заслуживает» Capcom, ведь они выпустили Resident Evil 7 Teaser: Beginning Hour:

Почему они достойны особого упоминания? Просто потому что внедрили DRM в «демо» версию игры, оно вроде и бесплатно, но запустить можно только с разрешения DRM-платформы, а то не дай бог кто-то без разрешения поиграет в этот обрезок и захочет в полноценную игру поиграть.
Даже если я захочу проверить этот обрезок на другом ПК/ноутбуке, то мне нужно будет подключать эту систему к интернету, наваливать туда DRM-площадку сжирающую ресурсы и только после разрешения со стороны DRM-площадки я смогу запустить это бесплатное демо.
Следующий этап это платные демо версии игр?
Японские компании просто помешаны на запретах и контроле, не знаю вина ли это США близким союзником которой является Япония, но даже несчастный бесплатный обрубок и тот хотят держать под полным контролем.
Я уже молчу про «вещи» за которые потребитель заплатил.
Так или иначе я уже давно не вкладываю деньги в DRM-площадку Steam, ведь из более чем 300 игр я смог собрать всего 74 игры которые не повязаны со Steam и DRM-костылями в явном виде.
Да и не каждая игра адекватно реализована, на скриншоте очевидные проблемы с локализацией, но бывают случаи где даже меню не удосужились реализовать, и это в играх за которые просят деньги.

Хотя игру на скриншоте в данный момент просто изъяли из продажи, но в целом я могу в эту игру спокойно поиграть и перенести на любую из своих систем возможных:

Другое дело игры с DRM-костылями которые невозможно запустить без разрешения DRM-платформы, вроде и заплатил за игру, а теперь она недоступна в моем регионе.
Меня просто дискриминирует Steam как DRM-платформа не разрешая даже посмотреть текущую стоимость игры и её описание не говоря уже про отзывы и множество прочей информации «открытой»:

Примечательная история и паразитирование за счёт пользователя
Я узнал про Half-Life 2 когда еще продавались в магазинах CD-DVD диски с играми, естественно я был еще школьником и не разбирался в играх, но ПК в доме уже был хотя я не особо в нем разбирался.
ПК состоял из Epox 8KDA7I, Sempron 754 сокета вроде с рейтингом 2500+, спустя некоторое время я его разогнал ровно на 50% по шине, radeon 9250 вроде на 128МБ, в будущем она познала отвал ибо пассивное охлаждение, SP0802N жесткий диск из бракованной серии, отлетающие сектора конечно доставили проблем, но этот ЖД до сих пор в исправном состоянии.
Как-то один раз в магазине я уговорил купить мне диск с игрой, и мой выбор пал на Half-Life 2, стоит ли говорить что это была «пиратская» версия игры? Но тогда я вообще не понимал ничего в этом, тем более «пиратский» диск с игрой стоил адекватных денег в отличие от лицензионной копии, и я спокойно играл не имея даже доступа к сети интернет.
К текущему моменту я уже обзавелся и лицензионной копией игры, но я не рад такой «лицензии» ибо я могу её использовать только с разрешения DRM-платформы.

Я не могу просто так взять игру и перенести на ноутбук или другой ПК, DRM-костыли вшитые в «лицензионную» копию игры будут требовать от меня DRM-клиент Steam и доступ к интернету, чтобы спросить разрешение на запуск.
Правообладатели/компании привыкшие принуждать к покупке «лицензии» почему-то умалчивают о ресурсоемкости DRM-клиентов вроде Steam, Origin и т.п., я еще ни во что не играл, а уже ~900 МБ ОЗУ выделено на один только DRM-клиент:

А если на сутки оставить Steam то вполне спокойно он может занять 1.1 ГБ ОЗУ и даже больше, не каждая игра столько памяти способна растратить, а тут всего лишь DRM-клиент через который «лицензионные» игры спрашивают разрешение на запуск.

Может Valve мне подарит модуль памяти дополнительный? А что, принуждать к DRM это нормально по мнению правообладателей и корпораций, а как покрыть расходы на содержание этих DRM-костылей так это уже забота пользователя которого хотят принудить покупать «лицензию» абсолютно всегда?
Может и дополнительный SSD/HDD пользователю подарят, чтобы покрыть затраты на хранение DRM-костылей? Или опять это забота пользователя против которого DRM-костыли создают?

А оплатить доступ в сеть интернет через который DRM-костыли спрашивают разрешение на запуск игры/софта? Или эту прихоть правообладателей/корпораций тоже пользователь должен из своего кармана оплачивать?
За электроэнергию, потраченную на работу DRM-костылей, тоже пользователь обязан платить? DRM-костыли тратят вполне реальный вычислительный ресурс системы, это сказывается не только на производительности самих игр, но и на уровень энергопотребления и количестве ошибок.
Пользователю нужно более производительный, а следовательно более прожорливый ПК собирать, чтобы нивелировать пагубное влияние DRM-костылей и нормально поиграть, что-то я не видел чтобы разработчики того же Denuvo хотя бы частично оплачивали игрокам расходы на электроэнергию:

А что там в плане безопасности за которую так молятся правообладатели и адепты DRM-костылей? Мало того что игры и софт могут содержать в себе уязвимости, так еще DRM-костыли дополнительную пачку уязвимостей заносят в систему пользователям.
Учитывая что некоторые правообладатели и корпорации/компании имеют стремление к монополии чтобы максимально контролировать потребителей, такие уязвимости имеют централизованный характер и подвергают опасности огромную массу пользователей, а сколько уязвимостей еще неизвестны локально/публично? Или специально заложены разработчиками и сокрыты от «чужих глаз»?

Вот когда правообладатели и компании начнут полностью покрывать расходы на содержание DRM, и при этом должна быть конкурирующая сторона без DRM, тогда я подумаю прежде чем заплатить за копию игры в том же Steam или любой другой DRM-платформе.
Пока что есть DRM-Free площадки вроде (GOG.com), (itch.io) и другие, но не стоит забывать про «Microsoft Pluton» который в одностороннем порядке корпорации планируют внедрять во все ЦП на рынке, а это уже власть в руках Microsoft и союзников над системами что содержат такое ядро, не стоит забывать бурную историю судебных исков против Microsoft за нарушение антимонопольных законов и злоупотребление своим доминирующим положением.
DRM и DRM-free
В заключительной части цикла статей “CD Projekt: Путь к независимости” мы рассказали вам историю становления сервиса цифровой дистрибуции Good Old Games (GOG.com) и о том, как поляки вершат DRM-free революцию. Так уже вышло, что сейчас все знают о Steam, но, в большинстве своем, игроки из RU-региона понятия не имеют о значении термина DRM-free. Мы еще раз убедились в этом после новостей о распродаже на GOG.com, нескольких опросов, которые провели в нашей группе, и комментариев к ним. Исходя из статистики, стало понятно, что наши читатели также мало знакомы с DRM-free. Сегодня мы постараемся рассказать вам немного об этой системе, с помощью которой польская компания CD Projekt проводит революцию в игровой индустрии.
DRM
Начнем с определения. DRM (от англ. Digital Right Management, что в переводе означает Технические средства защиты авторских прав) — это набор технологий, который используется производителями комплектующих, издателями, владельцами авторских прав, частными лицами с целью контролировать цифровой контент после его продажи. В русском языке для описания DRM часто используется понятие “защита от копирования”, хотя оно не совсем верно.
В 1998 в США был принят “Закон об авторском праве в цифровую эпоху” — Digital Millennium Copyright Act. На тех, кто разрабатывал средства, позволяющие обходить DRM-защиту, заводились уголовные дела.
Разумеется, были те, кто поддержал этот закон. Конечно же, нашлись и те, кто выступил против. Первые соглашались с тем, что система DRM-защиты позволит избежать незаконного копирования интеллектуальной собственности. Вторые отвечали тем, что пользы от DRM нет никакой, ведь всегда найдутся те, кто сломает защиту любых цифровых товаров, зачастую уже в день или даже раньше релиза. Кроме того, цифровые товары могли стать недоступными, если менялся алгоритм защиты или если сервис, к которому была привязана его DRM-защита, больше не поддерживался…
Несмотря на то, что основная цель DRM — это предотвратить нелегальное копирование контента, законные права пользователей, купивших контент, ограничивались и нарушались. Так, например, покупатели не могли создать резервную копию диска, защищенного с помощью DRM.

DRM и компьютерные игры
Существуют несколько технологий DRM-защиты в играх. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Ограниченное число установок.
Иногда в играх можно встретить такую технологию защиты, при которой игра может быть установлена пользователем лишь определенное количество раз. В большинстве игр лимит установок равен 3 или 5, хотя бывают ситуации, когда после удаления игры счетчик доступных установок увеличивается.
Наверняка существуют геймеры, у которых дома есть три, пять или более компьютеров… И они имеют право проводить время в игре с каждого из них. Но мы рассмотрим более реальный пример: представьте, что вы решили перейти на новую операционную систему или попросту переустановить ее. Представьте, что вы захотели сделать апгрейд, обновить конфигурацию своего ПК. В таком случае вам придется установить игру заново, а счетчик допустимого количества установок уменьшится… Отметим, что каждая такая установка сопровождается аутентификацией на сайте издателя.
Постоянное онлайн-соединение.
Здесь все понятно из названия: вы должны быть постоянно онлайн, чтобы наслаждаться игрой. Однако, есть некоторые необычные случаи. Например, в первых играх в системе Uplay как пиратам, так и пользователям, купившим игры, были доступны только начальные уровни. Далее, первые заканчивали игру, а вторые должны были быть постоянно онлайн, так как Uplay постоянно докачивал контент. Ничем хорошим это не кончилось — даже такую защиту сломали, а позже за-DDoS-или сервера Ubisoft, за что последним пришлось извиняться перед геймерами.
Другой пример: постоянный коннект к серверам для доступа к логике игры… Этот способ использовали Blizzard c Diablo III и EA с SimCity. Как мы уже упоминали , этот подход не принес обеим компаниям ничего хорошего. В результате, первая отказывается от DRM, а вторая до сих пор разгребает проблемы и ищет возможность убрать DRM-защиту с игры, что, честно говоря, выглядит нереально, поскольку она с самого начала разрабатывалась с упором на это.
Не можем не вспомнить слова Гила Рамбурга, управляющего директора GOG.com:
– Кроме того, DRM иногда могут просто сломать игру. Сейчас существуют игры, которые требуют постоянного подключения к Интернет. Это не только неудобство для людей с плохим Интернет-соединением. Это сокращает продолжительность «жизни» игр.
Вмешательство в игру.
Самая редкая технология DRM в играх. Зафиксированы два таких вмешательства. Bohemia Interactive в Operation Flashpoint понижала точность оружия у игроков, получивших игру незаконно. A Croteam в Serious Sam 3 ввела монстра, которого невозможно было убить.
DRM-free
Главной мыслью, которую пытаются донести современной аудитории критики DRM-защиты, является то, что DRM отнюдь не борется с пиратством, а лишь помогает ему развиваться. С этим трудно не согласиться, ведь пираты получают большую свободу в использовании контента (вспомните уже приведенный пример, когда покупатели не могут создать резервную копию).
Споры вокруг нужности и ненужности DRM-защиты сейчас настолько горячи, что это привело даже к созданию “Движения против DRM”. Мы не будем подробно останавливаться на этом, поскольку DRM вредит (сами мы стоим на стороне тех, кто считает, что DRM-защита именно вредит) не только играм, но и многим другим областям: фильмам, музыке, электронным книгам, программам…
Мы же упомянем тех, кто несет DRM-free философию в области игровой индустрии:
• GOG.com;
• Humble Bundle.
Еще раз напомним, что про становление и развитие сервиса Good Old Games вы можете прочитать в нашей статье из цикла “CD Projekt: Путь к независимости”.
О Humble Bundle мы тоже неоднократно писали. Например, в недавней новости “Миллион на благотворительность”.
Так что же такое DRM-free? Чем отсутствие DRM помогает играм? Почему делает лучше?
• DRM-free не ограничивает и не нарушает ваши права, не запрещает делать вам резервные копии приобретенной вами продукции (игр).
• DRM-free продукцию вы можете устанавливать на любом количестве ваших ПК.
• Вы можете смело обновлять операционную систему.
• Вы можете смело менять конфигурацию своего компьютера.
• При переустановке игры не нужно заходить на сайт издателя и регистрировать игру по новой.
• Играм без DRM-защиты абсолютно все равно на то, где вы находитесь, и на качество вашего Интернет-соединения: вы можете быть в мегаполисе с “гигабиткой” или в деревне с Интернетом “на флешке”. Более того: подключение к Интернет не требуется вообще.
• При DRM-free не существует привязки ПО к региону: вы можете играть из любой точки земного шара.
• При покупке DRM-free игры вы получаете ее целиком и полностью, т.е. в самом разгаре сюжета не возникнет зависаний, поскольку игре нужно докачать контент.
• Вы сами выбираете когда захотите поиграть в игру, а не зависите от работоспособности серверов издателей.
• DRM-free не испортит вашу игру никаким другим способом.
Мы очень надеемся, что эта статья оказалась полезной для вас и для вашего понимания, что такое DRM и почему без него жить легче. Если у вас возникнут какие-то вопросы — задавайте их в комментариях, мы попытаемся ответить и на них.
Стало ли вам понятно, что такое DRM-free?
GOG vs Steam. Какие ограничения налагает DRM-защита?
Некоторое время назад я задался вопросом: «а в чём конкурентное преимущество платформы GOG.com?». Самым простым ответом было то, что у игр, распространяемых через GOG.com, отсутствует DRM-защита. Проблема в том, что для меня это пустой звук. Я не понимаю, какие ограничения налагает эта защита, и к каким сценариям использования она закрывает доступ. Всё что я знаю — включённая защита влияет на производительность игры.

Задавшись этим вопросом я начал экспериментировать и вот какие сценарии использования я выявил и сравнил. Получилась вот такая таблица:
Сценарии использования
1. Автономный режим
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 1.1 | Автономный запуск игры | Да | Да |
| 1.2 | Автономный запуск игры без запуска клиента | Нет | Да |
| 1.3 | Автономный запуск игры без первичного запуска игры в он-лайне | Нет | Да |
2. Параллельный запуск игр
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 2.1 | Параллельный запуск более одной разных игр на одной машине | Да | Да |
| 2.2 | Параллельный запуск более одной разных игр на разных машинах в он-лайн режиме | Нет | Да |
| 2.3 | Параллельный запуск одной и той же игры на разных машинах в он-лайн режиме | Нет | Да |
| 2.4 | Параллельный запуск более одной разных игр на машине в он-лайн режиме и на машине в офф-лайн режиме | Да* | Да* |
| 2.5 | Параллельный запуск одной и той же игры на машине в он-лайн режиме и на машине в офф-лайн режиме | Да* | Да* |
3. Установка игр
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 3.1 | Установка игры с помощью клиента | Да | Да |
| 3.2 | Установка игры без помощи клиента | Нет | Да |
| 3.3 | Установка игры в он-лайн режиме | Да | Да |
| 3.4 | Установка игры в офф-лайн режиме | Нет | Да |

4. Деление играми с другими
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 4.1 | Поделиться игрой с помощью семейного доступа | Да | Нет** |
| 4.2 | Поделиться игрой дав установщик | Нет | Да |
5. Владение играми
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 5.1 | Игры сохранятся во владении, если платформа прекратит своё существование | Нет | Да |
| 5.2 | Игры сохраняются во владении в случае блокировки учётной записи | Нет | Да |
6. Geforce Now
| № | Сценарий | Steam | GOG |
|---|---|---|---|
| 6.1 | Возможность играть в игры через Geforce Now | Да | Нет |
* Скорее всего «Да».
** Скорее всего «Нет».
Вывод
На мой взгляд, главным преимуществом GOG в отличии от Steam, является то, что он допускает параллельность запуска игр на разных машинах из одной учётной записи в он-лайн режиме и даёт возможность делиться играми с людьми, у которых нет учётной записи на платформе.
Насколько это действительно сильное преимущество мне сказать сложно, поскольку у меня нет знакомых геймеров, а необходимость запуска разных или одной и той же игры на разных машинах у меня возникала 1-2 раза за всё время, и те в качестве эксперимента по антигринду или автоматизации гринда.
Также стоит обратить внимание на то, что в случае закрытия GOG образы игр придётся где-то ещё хранить.
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Автор DraWol НА Рейтинг +6.80
Блог Компьютерные и мобильные игры 1326 5093 RSS Вступить Подписаться
Не упускай интересное! Подпишись на нас в ВК и Telegram.
Пожаловаться на комментарий
16 комментариев
Добавить комментарий
Купив игру в gog у вас есть автономный установщик ПО который вы можете устанавливать когда хотите и не зависеть ни от работы серверов steam ни от работы интернет соединения.
В gog помимо клиента с доступом по логину паролю, есть возможность загрузить автономный установщик для любой игры. Вы можете скачать и устанавливать когда хотите.
Другое дело что все выбирают сервис который больше нравится, более удобен и это к сожалению не gog.
Я сам стал пользоваться в основном steam хотя периодически и в gog покупаю игры.
В steam вам приходится запускать клиент навязанный вам компанией. В gog у вас есть ПО которое вы купили, вы можете установить его используя автономный установщик или если вам больше нравится, использовать их клиент.
>Я не понимаю, какие ограничения налагает эта защита
вы не можете скопировать игру и запустить без проверки привязки к учетной записи клиента как в случае с steam.
Кстати в steam есть игры без DRM защиты и их можно запускать без запуска клиента steam. Они могут также запустится если просто скопировать папку с игрой на другой компьютер.
Некоторые не любят Epic games store а там многие игры без DRM защиты, их можно запускать из папки не запуская клиент, например игру Control. Control в steam теперь тоже есть, но не знаю можно его запускать без клиента из папки или нет.
К тому же DRM защита типа Денуво очень плохая, производительность в играх падает если нет запаса мощности.
Кстати когда вышел mass effect первый там как была организована DRM защита — там половина файлов игры была зашифрована. И при запуске игры она начинала их расшифровывать. На слабых компьютерах из-за ошибок допущенных в коде игры или DRM защите игра вылетала. 1С вынуждены были выпустить патч который предоставлял расшифрованные файлы для игры и убирал DRM защиту.
Денуво наверняка тоже шифрует файлы с игрой что негативно влияет на производительность.
О чём и написал, вроде.
В GOG вы покупаете копию игры в собственность. В Steam вы покупаете копию игры в бессрочную аренду. В этом основная разница. GOG — это в некоторой степени легальный аналог торрент-трекера.
Возможность установки игры из автономного дистрибутива — это возможность установки игры на компьютер на даче, где никакого интернета может вообще не быть. Для кого-то это актуально, для кого-то нет. По мне так в этом случае можно купить игру в «Стиме», а на дачу со спокойной совестью скачать с торрента. Все равно никакого переноса настроек и сохранений из облака не получится.
«включённая защита влияет на производительность игры»
Из современных — только Denuovo, причем не до конца понятно, насколько сильно. И скорее всего, для всех игр по-разному.
Зато защита часто требует постоянный онлайн даже для одиночных игр. То есть в автономном режиме играть нельзя. И если связь хотя бы на миг пропадет или просто соединение с сервером защиты отвалится (возможно, по вине самого сервера), то некоторые игры просто вылетают на десктоп с потерей несохраненного прогресса. Но все равно, по сравнению со старым не добрым StarForce, из-за которого я когда-то полностью отказался от покупок лицензионных дисков с играми, это просто мелкие неприятности.
Ну, тут видимо зависит от игр, я тестил на Deus EX MD и WildFire. Они обе запускались в автономном режиме.
1. В гоге игра твоя. Хочешь храни там, а можешь скачать себе и тебе будет все равно даже если завтра гог закроется а на Польшу упадет атомная бомба. А в Стиме тебя могут забанить и все твои иры превратятся в тыкву.
2. Можешь играть на чем захочешь и где захочешь. У тебя есть слабый комп на котором XP? Не вопрос, если игра не требовательная (у стима уже нет клиента). Будешь играть на даче в 100км от ближайшего интернета? Если тебе не нужен онлайн или игра только для одного игрока — запросто.










