Сборка проекта на С++ в GNU/Linux
Язык С++ является компилируемым, то есть трансляция кода с языка высокого уровня на инструкции машинного кода происходит не в момент выполнения, а заранее — в процессе изготовления так называемого исполняемого файла (в ОС Windows такие файлы имеют расширение .exe , а в ОС GNU/Linux чаще всего не имеют расширения).
hello.cpp
Пример простой программы на С++, которая печатает «Привет, Мир!»:
#include int main() std::cout <"Hello, World!" <std::endl; return 0; >
Для вывода здесь используется стандартная библиотека iostream , поток вывода std::cout .
Исполняемые операторы в программах на С++ не могут быть сами по себе — они должны быть обязательно заключены в функции.
Функция main() — это главная функция, выполнение программы начинается с её вызова и заканчивается выходом из неё. Возвращаемое значение main() в случае успешных вычислений должно быть равно 0, что значит «ошибка номер ноль», то есть «нет ошибки». В противном процесс, вызвавший программу, может посчитать её выполнившейся с ошибкой.
Чтобы выполнить программу, нужно её сохранить в текстовом файле hello.cpp и скомпилировать следующей командой:
$ g++ -o hello hello.cpp
Опция -o сообщает компилятору, что итоговый исполняемый файл должен называться hello . g++ — это компилятор языка C++, входящий в состав проекта GCC (GNU Compiler Collection). g++ не является единственным компиляторм языка C++. Помимо него в ходе курса мы будет использовать компилятор clang , поскольку он обладает рядом преимуществ, из которых нас больше всего интересует одно — этот компилятор выдаёт более понятные сообщения об ошибках по сравнению с g++ .
Упражнение №1
Скомпилируйте и выполните данную программу.
Ввод и вывод на языке С++
В Python и в С ввод и вывод синтаксически оформлены как вызов функции, а в С++ — это операция над объектом специального типа — потоком.
Потоки определяются в библиотеке iostream, где определены операции ввода и вывода для каждого встроенного типа.
Вывод
Все идентификаторы стандартной библиотеки определены в пространстве имен std , что означает необходимость обращения к ним через квалификатор std:: .
std::cout "mipt"; std::cout 2018; std::cout '.'; std::cout true; std::cout std::endl;
Заметим, что в С++ мы не прописываем типы выводимых значений, компилятор неким (пока непонятным) способом разбирается в типе выводимого значения и выводит его соответствующим образом.
Вывод в один и тот же поток можно писать в одну строчку:
std::cout "mipt" 2018 '.' true std::endl;
Для вывода в поток ошибок определён поток std::cerr .
Ввод
Поток ввода с клавиатуры называется std::cin , а считывание из потока производится другой операцией — >> :
std::cin >> x;
Тип считываемого значения определяется автоматически по типу переменной x .
Для всех типов, кроме char , считывание будет производиться с пропуском символов-разделителей и до следующего символа-разделителя. При этом пробел и табуляция так же, как и символ перевода каретки, являются корректными разделителями. Считывание в char происходит посимвольно независимо от типа символа.
Например для введенной строки «Иван Иванович Иванов»,
std::string name; std::cin >> name;
считает в name только первое слово «Иван».
Считать всю строку целиком можно с помощью функции getline() :
std::string name; std::getline(std::cin, name);
Считывать несколько значений можно и в одну строку:
std::cin >> x >> y >> z;
Упражнение №2
Напишите программу, которая считает гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам. Ввод и вывод стандартные.
Ввод | Вывод |
3 4 | 5 |
Сумма первых n натуральных чисел
Пример программы, которая подсчитывает сумму первых n натуральных чисел:
#include int main() int n = 0; std::cin >> n; int sum = 0; for (int i = 1; i n; i++) sum += i; > std::cout <sum <std::endl; return 0; >
Как известно, если сложную задачу разбить на несколько простых подзадач, то её решение сильно упрощается. Поэтому не стоит писать весь код в одной функции main() . Лучше разбивать код на отдельные функции, каждая из которых решает свою несложную подзадачу, но делает это хорошо. Например, в предыдущем примере можно вынести функциональность подсчёта суммы первых n натуральных чисел в отдельную функцию:
#include int GetNaturalsSum(const int n) int sum = 0; for (int i = 1; i n; i++) sum += i; > return sum; > int main() int n = 0; std::cin >> n; std::cout <GetNaturalsSum(n) <std::endl; return 0; >
Эмперическое правило: каждая функция не должна превышать по размеру 1 экран вашего монитора.
Этапы сборки: препроцессинг, компиляция, компоновка
Компиляция исходных текстов на Си в исполняемый файл происходит в три этапа.
Препроцессинг
Эту операцию осуществляет текстовый препроцессор.
Исходный текст частично обрабатывается — производятся:
- Замена комментариев пустыми строками
- Текстовое включение файлов — #include
- Макроподстановки — #define
- Обработка директив условной компиляции — #if , #ifdef , #elif , #else , #endif
Компиляция
Процесс компиляции состоит из следующих этапов:
- Лексический анализ. Последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
- Синтаксический анализ. Последовательность лексем преобразуется в дерево разбора.
- Семантический анализ. Дерево разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) — например, привязка идентификаторов к их декларациям, типам, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д.
- Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла.
- Генерация кода. Из промежуточного представления порождается объектный код.
Результатом компиляции является объектный код.
Объектный код — это программа на языке машинных кодов с частичным сохранением символьной информации, необходимой в процессе сборки.
При отладочной сборке возможно сохранение большого количества символьной информации (идентификаторов переменных, функций, а также типов).
Компоновка
Компоновка также называется связывание или линковка. На этом этапе отдельные объектные файлы проекта соединяются в единый исполняемый файл.
На этом этапе возможны так называемые ошибки связывания: если функция была объявлена, но не определена, ошибка обнаружится только на этом этапе.
Упражнение №3
Выполните в консоли для ранее созданного файла hello.cpp последовательно операции препроцессинга, компиляции и компоновки:
$ g++ -E -o hello1.cpp hello.cpp
- Компиляция:
$ g++ -c -o hello.o hello1.cpp
- Компоновка:
$ g++ -o hello hello.o
Принцип раздельной компиляции
Компиляция — алгоритмически сложный процесс, для больших программных проектов требующий существенного времени и вычислительных возможностей ЭВМ. Благодаря наличию в процессе сборки программы этапа компоновки (связывания) возникает возможность раздельной компиляции.
В модульном подходе программный код разбивается на несколько файлов .cpp , каждый из которых компилируется отдельно от остальных.
Это позволяет значительно уменьшить время перекомпиляции при изменениях, вносимых лишь в небольшое количество исходных файлов. Также это даёт возможность замены отдельных компонентов конечного программного продукта, без необходимости пересборки всего проекта.
Пример модульной программы с раздельной компиляцией на С++
Рассмотрим пример: есть желание вынести часть кода в отдельный файл — пользовательскую библиотеку.
program.cpp
#include "mylib.hpp" const int MAX_DIVISORS_NUMBER = 10000; int main() int number = read_number(); int Divisor[MAX_DIVISORS_NUMBER]; int Divisor_top = 0; factorize(number, Divisor, &Divisor_top); print_array(Divisor, Divisor_top); return 0; >
Подключение пользовательской библиотеки в С++ на самом деле не так просто, как кажется.
Сама библиотека должна состоять из двух файлов: mylib.hpp и mylib.cpp :
mylib.hpp
#ifndef MY_LIBRARY_H_INCLUDED #define MY_LIBRARY_H_INCLUDED #include //считываем число int read_number(); //получаем простые делители числа // сохраняем их в массив, чей адрес нам передан void factorize(int number, int *Divisor, int *Divisor_top); //выводим число void print_number(int number); //распечатывает массив размера A_size в одной строке через TAB void print_array(int A[], size_t A_size); #endif // MY_LIBRARY_H_INCLUDED
mylib.cpp
#include #include "mylib.hpp" //считываем число int read_number() int number; std::cin >> number; return number; > //получаем простые делители числа // сохраняем их в массив, чей адрес нам передан void factorize(int x, int *Divisor, int *Divisor_top) for (int d = 2; d x; d++) while (x%d == 0) Divisor[(*Divisor_top)++] = d; x /= d; > > > //выводим число void print_number(int number) std::cout <number <std::endl; > //распечатывает массив размера A_size в одной строке через TAB void print_array(int A[], size_t A_size) for(int i = A_size-1; i >= 0; i--) std::cout <A[i] <'\t'; > std::cout <std::endl; >
Препроцессор С++, встречая #include «mylib.hpp» , полностью копирует содержимое указанного файла (как текст) вместо вызова директивы. Благодаря этому на этапе компиляции не возникает ошибок типа Unknown identifier при использовании функций из библиотеки.
Файл mylib.cpp компилируется отдельно.
А на этапе компоновки полученный файл mylib.o должен быть включен в исполняемый файл program .
Cреда разработки обычно скрывает весь этот процесс от программиста, но для корректного анализа ошибок сборки важно представлять себе, как это делается.
Упражнение №4
Давайте сделаем это руками:
$ g++ -c mylib.cpp # 1 $ g++ -c program.cpp # 2 $ g++ -o program mylib.o program.o # 3
Теперь, если изменения коснутся только mylib.cpp , то достаточно выполнить только команды 1 и 3. Если только program.cpp, то только команды 2 и 3. И только в случае, когда изменения коснутся интерфейса библиотеки, т.е. заголовочного файла mylib.hpp , придётся перекомпилировать оба объектных файла.
Утилита make и Makefile
Утилита make предназначена для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. По отметкам времени каждого из имеющихся объектных файлов (при их наличии) она может определить, требуется ли их пересборка.
Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile , который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:
- целями (то, что данное правило делает);
- реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
- командами (выполняющими данные преобразования).
В общем виде синтаксис Makefile можно представить так:
# Отступ (indent) делают только при помощи символов табуляции, # каждой команде должен предшествовать отступ : .
То есть, правило make это ответы на три вопроса:
—> [Как делаем? (команды)] —>
Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:
Простейший Makefile
Для компиляции hello.cpp достаточно очень простого мэйкфайла:
hello: hello.cpp gcc -o hello hello.cpp
Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — hello , реквизита — hello.cpp , и команды — gcc -o hello hello.cpp .
Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:
Makefile для модульной программы
program: program.o mylib.o g++ -o program program.o mylib.o program.o: program.cpp mylib.hpp g++ -c program.cpp mylib.o: mylib.cpp mylib.hpp g++ -c hylib.cpp
Попробуйте собрать этот проект командой make или make hello . Теперь измените любой из файлов .cpp и соберите проект снова. Обратите внимание на то, что во время повторной компиляции будет транслироваться только измененный файл.
После запуска make попытается сразу получить цель program , но для ее создания необходимы файлы program.o и mylib.o , которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make`вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что `make выполняет правила рекурсивно.
Фиктивные цели
На самом деле в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов, должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:
$ make $ make install
Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем о скрипте configure ). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install , а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:
all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать; clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции; install — произвести инсталляцию; uninstall — и деинсталляцию соответственно.
Для того чтобы make не искал файлы с такими именами, их следует определить в Makefile , при помощи директивы .PHONY . Далее показан пример Makefile с целями all , clean , install и uninstall :
.PHONY: all clean install uninstall all: program clean: rm -rf mylib *.o program.o: program.cpp mylib.hpp gcc -c -o program.o program.cpp mylib.o: mylib.cpp mylib.hpp gcc -c -o mylib.o mylib.cpp program: program.o mylib.o gcc -o mylib program.o mylib.o install: install ./program /usr/local/bin uninstall: rm -rf /usr/local/bin/program
Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.
Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит program . Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить, как будет работать этот скрипт. Также следует обратить особое внимание на то, что если файл program уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так, например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов (а надо включать!), можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:
$ make clean $ make
P.S. Неплохая статья с описанием мейкфайлов.
Сайт построен с использованием Pelican. За основу оформления взята тема от Smashing Magazine. Исходные тексты программ, приведённые на этом сайте, распространяются под лицензией GPLv3, все остальные материалы сайта распространяются под лицензией CC-BY-SA.
LibreBay
Статьи про ОС Ubuntu. Языки программирования Си и C++.
Инструменты разработки и многое другое.
понедельник, 5 декабря 2016 г.
Как скомпилировать программу на C/C++ в Ubuntu
Помню, когда я только начинал программировать, у меня возник вопрос: «Как скомпилировать программу на C в Ubuntu?» Для новичков это не легкая задача, как может показаться на первый взгляд.
Мой путь изучения C начался с бестселлера «Брайан Керниган, Деннис Ритчи, Язык программирования C, 2-е издание». Там рассказывается как скомпилировать программу в операционной системе Unix, но этот способ не работает в Linux. Авторы книги выкрутились, написав следующее:
В других системах это процедура будет отличаться. Обратитесь к справочнику или специалисту за подробностями.
Побуду специалистом 🙂 и расскажу в данной статье, как скомпилировать первые программы на C и заодно на C++ в терминале Ubuntu.
Текстовый редактор gedit
Для написания первых программ подойдет обычный, используемый по умолчанию в Ubuntu, текстовый редактор с подсветкой синтаксиса — gedit.
Рис. 1. Запуск текстового редактора. |
Первой программой по традиции является «Hello, World!», выводящее приветствие на экран:
#include int main(int argc, char **argv)
Печатаем или копируем текст программы в gedit и сохраняем в файл Hello.c , например, на рабочий стол. Не самое лучше место для сохранения, но это позволит рассмотреть случай, когда в имени директории содержится пробел.
Рис. 2. Программа hello, World. |
Компиляция программы на C
Теперь запускаем терминал, можно через Dash, а можно с помощью горячих клавиш + + . Здесь в начале установим инструменты сборки, куда входят необходимые компиляторы gcc для языка C и g++ для языка C++:
sudo apt install build-essential
Для установки требуется ввести пароль, при вводе которого может сложиться впечатление, что ничего не происходит, но на самом деле терминал просто в целях безопасности не отображает символы.
Далее в терминале нам необходимо перейти в директорию, куда сохранили файл с текстом программы. Перемещение выполняется командой cd (англ. change directory — изменить каталог). Чтобы воспользоваться командой в начале пишется cd , затем через пробел путь , куда нужно перейти.
Для перехода на рабочий стол, команда будет следующей:
cd ~/Рабочий\ стол
Обратите внимание на символ обратной косой черты \ в имени директории Рабочий стол . Обратная косая экранирует пробел, и сообщает команде cd , что пробел и следующие за ним символы являются частью имени. Символ ~ в начале пути обозначает путь до домашней папки пользователя.
Для просмотра содержимого директории применяется команда ls (сокращение от англ. list).
Рис. 3. Работа в терминале. |
Команда компиляции для программы на C выглядит следующим образом:
gcc -Wall -o hello hello.c
- gcc — компилятор для языка программирования C;
- -Wall — ключ вывода всех предупреждений компилятора;
- -o hello — с помощью ключа -o указывается имя выходного файла;
- hello.c — имя нашего исходного файла, который компилируем.
В завершение запустим hello , вводом имени программы с префиксом ./ :
./hello
Префикс ./ сообщает терминалу о необходимости выполнить программу с заданным именем в текущем каталоге. (Точка — это условное название текущего каталога.)
Рис. 4. Работа в терминале, продолжение. |
Компиляция программы на С++
Программы на C++ компилируются аналогично, как и программы на C. «Hello, World!» на C++ можно написать так:
#include int main(int argc, char **argv)
Сохраняем текст программы в файл под именем hello2.cpp . Таким образом, команда компилирования будет иметь вид:
g++ -Wall -o hello2 hello2.cpp
Для запуска результата вводим в терминале:
./hello2
Заключение
Данный способ позволяет скомпилировать программу лишь из одного файла с исходным кодом. Но этого вполне достаточно, чтобы начать изучение языков программирования C/C++ по книгам или по статьям в интернете.
- Иванов Н. Н. — Программирование в Linux. Самоучитель. — 2-е издание;
- Нейл Метьэ, Ричард Стоунс — Основы программирования в Linux: Пер. с англ. — 4-е издание;
- Колисниченко Д. Н. — Разработка Linux-приложений.