Как размер шины влияет на тормозной путь
Перейти к содержимому

Как размер шины влияет на тормозной путь

  • автор:

Не большое анкетирование. От чего зависит тормозной путь?

Ответьте пожалуйста:
Зависит ли тормозной путь?
1) от массы авто;
2) ширины шин;
3) размера тормозов (имеется ввиду увеличены тормоза относительно стока).

Чуть позже я прокомментирую ответы.

Примерно пол года назад я натолкнулся на пост, в котором участник Maxpawerscars сообщил, что тормозной путь не зависит от массы автомобиля. Я просто не мог в это поверить! И даже скептически прокоментировал этот пост))))

Возможно я несколько не корректно и не точно задал вопросы. Интересовала лишь суть в целом, без частностей. Не имелись ввиду крайности (размеры шин тормозов масс и т.п.)

Фактически дела обстоят так.

1) «с одной стороны, масса увеличивает инертность машины и создает препятствие тормозам. С другой стороны, масса увеличивает сцепление шин с дорогой и помогает тормозам. Эти два эффекта компенсируют друг друга в равной степени, и, в конечном итоге, масса не влияет на длину тормозного пути»

2) Изменение ширины шины не меняет площадь контакта, лишь форму пятна. Само по себе это не меняет коэффициент сцепления и соответственно тормозной путь.

3) Размеры тормозных дисков, материалы колодок и прочее устройство тормозных механизмов важны для машины, но не могут влиять на тормозной путь напрямую, поскольку он ограничивается сцеплением шин с дорогой. Вопрос лишь в том сколько энергии могут поглотить тормоза без потери работоспособности.

Я как-то проводил эксперимент и сравнивал тормозной путь с subaru sti с огромными шестипоршневыми современными тормозами, он был одинаковый.

В коментариях мне подсказали, что при замене тормозов можно получить лучший баланс тормозов между осями, что приведет к сокращению тормозного пути.
Большая уверенность в качестве тормозной системы конечно поможет ехать быстрее)

В целом можно сделать вывод, что большинство заблуждаются)

Размер имеет значение: выбирайте шины и диски грамотно

На что опираются водители при выборе шин и дисков для автомобиля? Внешний вид, авторитет фирмы-производителя, удобство использования машины — важно, но не первостепенно. В первую очередь нужно обращать внимание на качество, от которого, собственно, зависит главное — будущая безопасность самого водителя и пассажиров.

Очевидно, что производители автомобилей не зря выдвигают рекомендации по типоразмеру шин и дисков, — во многом от правильного их выбора зависит управляемость машины, что непосредственно и влияет на безопасность движения. Однако многие автолюбители при выполнении тюнинга просто не задумываются об этом и выбирают слишком большие или, наоборот, маленькие диски, из-за чего не создается должное сцепление колес автомобиля с дорогой.

Аквапланирование и тормозной путь

Размер резины и дисков напрямую влияет на длину тормозного пути и показатели управляемости. В случае, если размер колеса или его элементов не подходит модели транспортного средства, все просто: чем больше разница с нормой — тем длиннее тормозной путь.

Такая же схема работает и для аквапланирования. Колеса автомобиля, покрышки к которому подобраны неправильно, наезжая на лужу, теряют контакт с асфальтом. Как следствие — заносы, перевороты и неконтролируемое скольжение колес в принципе.

Динамические показатели автомобиля

Этот фактор, в первую очередь, зависит от размера шин. Больше типоразмер — быстрее автомобиль. Так, например, установив вместо рекомендуемых 15-дюймовых покрышек, резину 17 или 19 дюймов, можно достичь разгона до 100 км/ч в течение нескольких секунд. Для водителей, любящих использовать тюнинг, конечно, это очень приятный результат — потому и способ популярный.

Динамика автомобиля, кроме того, безусловно, зависит и от непосредственно установленных на автомобиль шин. Для любителей скорости компании-производители предлагают специальные коллекции спортивных покрышек. Благодаря особому рисунку протектора, обеспечивается лучшее сцепление колеса с дорогой. Однако и здесь есть минусы — как правило, такая резина не отличается особой износоустойчивостью и хватает ее всего на 10-15 тысяч километров пробега (в то время, как средний пробег обычных шин — 45 тысяч километров).

Комфорт использования автомобиля

Намеренное использование увеличенных размеров или, наоборот, низкопрофильных шин существенно снижает качество езды и, соответственно, ее комфорт. Чем меньше профиль покрышек — тем жестче ощущается дорога, при этом большая часть нагрузки приходится на подвеску. Очевидно, что в таком случае передвигаясь по разбитой дороге (а таких в нашей стране достаточно), и вы, и ваш автомобиль будет испытывать дискомфорт. И вряд ли вам это нужно.

Самый оптимальный вариант — найти золотую середину. Шины, которые смогут обеспечить вашему автомобилю достаточную динамичность и управляемость, а вам — комфортные, легкие и, главное, безопасные поездки.

Как сделать правильный выбор?

В первую очередь, обратите внимание на рекомендации автопроизводителей — все-таки не просто же так они их создают. Всю необходимую информацию вы найдете в инструкции к вашему автомобилю, которую все-таки придется достать с дальней полки и оттряхнуть от пыли.

Если же вам хочется, чтобы ваша машина выделялась в общем потоке, — пробуйте, но все равно оценивайте адекватно условия ее эксплуатации и подбирайте варианты, соответствующие модели. Не стоит устанавливать на экономный городской хэтчбек 17-дюймовые диски просто потому, что, во-первых, в колесных нишах может просто не хватить для них места, а, во-вторых, если даже они и поместятся, автомобиль сам по себе будет очень жестким. А это вряд ли то, чего вы хотите от своей машины.

Размер шин. Как это влияет на тормозной путь?

Размер шин. Как это влияет на тормозной путь?

Размер шин. Как это влияет на тормозной путь?

Более широкая низкопрофильная шина может обеспечить более короткий тормозной путь. Что еще стоит знать при выборе шин для автомобиля?

Правильный выбор шин

Правильный выбор шин определяет не только комфорт вождения, но прежде всего безопасность на дороге. Стоит напомнить, что площадь соприкосновения одной шины с землей равна величине ладони или открытки, а площадь соприкосновения четырех шин с дорогой – площади одного листа формата А4.

Более мягкий и эластичный состав протектора, используемый в зимних шинах, лучше работает при +7/+10ºC. Это особенно важно на мокрых поверхностях, когда летняя шина с жестким протектором не обеспечивает должного сцепления при такой температуре. Тормозной путь при этом значительно удлиняется — и это также относится ко всем полноприводным автомобилям!

Обратите внимание на размер шин

При выборе подходящей шины важно не только ее качество. Размер, помимо стилистических соображений, влияет, прежде всего, на поведение автомобиля на дороге.

Маркировка на шине «195/65 R15 91T» означает, что это шина шириной 195 мм, профиль 65 (отношение высоты боковины к ее ширине, выраженное в процентах), внутренний диаметр 15 дюймов, индекс нагрузки 91 и рейтинг скорости T .

Читайте также: Как сэкономить топливо?

Рекомендуется покупать шины с тем же индексом нагрузки и индексом скорости, что и у автомобиля производителя.

Размер шин и тормозной путь

Нужно знать, что чем больше шина, тем больше она обеспечивает нам лучшее сцепление с сухим покрытием, менее чувствительна к мелким дефектам асфальта и эффективнее передает мощность на колеса. В долгосрочной перспективе использование таких шин может увеличить расход топлива. Все потому, что более широкая шина означает большее сопротивление качению.

Изменение ширины также часто уменьшает профиль шины, то есть высоту боковины. Ширина шины также оказывает большое влияние на тормозной путь, как показал тест ADAC.

Эксперимент показал, что Фольксваген Гольф, использовавшийся для эксперимента с шинами 225/40 R18, требовал в среднем почти на 2 м меньше до остановки со 100 км/ч чем с шинами 195/65 R15.

Более низкое поверхностное давление более широкой шины и, следовательно, лучшее распределение сил влияют на прогнозируемый срок службы шины. Если сравнивать крайние размеры, то в среднем это даже больше 4000 км..

Смотрите также: Внедорожники Škoda. Кодиак, Карок и Камик. Тройняшки включены

Как глубина протектора шин влияет на тормозной путь и почему на этом нельзя экономить?

Высота протектора нового летнего колеса для «массового потребителя» колеблется в пределах 7,5-8,5 миллиметров. Так называемые скоростные шины имеют протектор в пределах 5-6 мм, а на гоночных автомобилях (в зависимости от дисциплины) — так и вовсе в пределах 4,5 мм. Зимние покрышки должны иметь глубину протектора — уже 10-11 мм, и здесь контроль нормы, как вы понимаете, куда более важен, чем в любом другом случае.

Чем опасен неглубокий протектор

Скажу банальность, но, тем не менее: «мелкий» протектор на зимней не шипованной покрышке неэффективно работает на скользком покрытии, повышается риск налипания снега, ослабевает способность шины к самоочищению, что, в свою очередь, ведет к ухудшению сцепления колеса с дорогой, уменьшается продольный и поперечный зацеп, а самое главное — увеличивается тормозной путь.

Так, например, при глубине протектора 7,5 мм (вместо 10-ти мм) на автомобиле самых массовых классов «В», «С» и «D» тормозной путь увеличивается на 25-30%; а в реальном исчислении — это около 12-15 метров. Представляете, как можно покорёжить машину или сколько сбить пешеходов?

Тяговое усилие от силовой установки (двигатель + трансмиссия) на дорожное полотно при такой «глубине» протектора падает на 40%, а при глубине в 4 мм — уже на все 60%. Это результаты официальных исследований, коих сегодня полон интернет.

Именно поэтому производители покрышек (и автомобилей) НЕ РЕКОМЕНДУЮТ (а ПДД даже запрещают) эксплуатацию колеса с протектором менее 1,6 мм.

Рекомендация от водителя со стажем: самое печальное, что «особо экономные» автомобилисты, как это говорится, тянут до последнего. Мол, если есть ещё 1,7 мм по центру колеса, значит ездить можно.

Ведь зимняя покрышка, помимо центральных и боковых водоотводящих каналов (где мы обычно измеряем эту самую глубину протектора), имеет еще множество ламелей, мелких прорезей в блоках протектора. Кроме них еще имеются боковые зацепы (и тоже с прорезями-ламелями), которые как раз и отвечают за цепкость зимней резины.

…и которые, в процессе езды, стираются в первую очередь!

А мы продолжаем и продолжаем мерить глубину центральной водоотводящей канавы…

Контроль протектора

Контроль глубины протектора разные производители обозначают по-разному. Как правило, это перегородки («пупырышки») в глубине центральной канавки водоотвода. Если высота этой перегородки сравнялась с плоскостью всей остальной поверхности покрышки, значит покрышку — в утиль!

Иные производители располагают индикаторы не только на дне центральной канавки, но еще и на боковине, на самом краешке «бокового зацепа». Причем не только цифрами, а ещё и специальной аббревиатурой «TWI», и различными «треугольничками», и «галочками», и «крыльями», а то пиктограммами собственных фирменных логотипов.

Также ещё, например, производители практикуют тарированную прорезь вглубь покрышки с обозначением в цифрах. Катаешь монетку в этой прорези и видишь: там, где она «выкатилась» на поверхность, — это и есть остаточная глубина.

Ну и, разумеется, пользуемся выдвижным «жалом» штангенциркуля либо специальным карманным измерителем, такие сегодня продаются на каждом углу. А большинство из нас суёт в эту канавку ключ от замка зажигания и — «на глазок»: ого! …да тут еще ездить и ездить…

Высота протектора всегда колеблется в пределах 0,5-1,5 мм не только у одной модели, но порой даже в одной купленной вами партии колес. Этот «разнобой» зависит от множества факторов:

  • от производителя;
  • от стандартов, принятых в стране или регионе мира;
  • от состояния промышленного оборудования — его поколения, степени износа пуансонов и прессов и так далее.

Индикаторы износа производители шин, как правило, располагают не на той высоте, как указано в «гостах» и правилах ПДД, а с небольшим допуском в большую сторону, надеясь на «дольшую» эффективность работы покрышки и на большее количество отведенной воды из пятна контакта.

Но главное — в надежде на имидж! Опять — маркетинг! Тут, как говорят в одном южном городе, «лучше переспать, чем недоесть».

Если взять для примера колесо Continental Premium Contact 6 (не реклама, а факт) и измерить специальным щупом «глубиномером», на какой высоте (глубине) находится индикатор износа в центральном канализационном канале, то увидим даже 1,74 мм, а не «предписанные» Правилами 1,6 мм.

Факторы риска

Почему нельзя эксплуатировать шину со значительной степенью износа? Ответ очевиден: потому что это наша с вами безопасность! Чем ниже остаточная высота протектора (или глубина, если хотите), тем хуже зацеп и «лучше» — аквапланирование; то есть колесо «всплывает» над дорожным покрытием при гораздо меньшей скорости, чем мы ожидаем.

Об «ущербной» позиции всесезонных шин мы говорили в статье о выборе зимних покрышек. И если говорить о глубине протектора для ТАКИХ шин, то следует иметь в виду, что они «обязаны» иметь минимальную глубину даже не 1,6 мм, а 4 миллиметра. Производители всесезонных шин обычно на дне канавок своих изделий размещают не один, а даже 2 (два) индикатора — зимний и летний.

Примечание. Что касается летних шин (и особенно так называемых мокрых дождевых), то в качестве ремарки добавлю, что некоторые производители наносят на эти свои шины еще и другие маркировки, которые позволяют оценить эффективность ее работы в таких условиях, как, например, осень и дождливая погода. Это — изображение капельки на самом стыке протекторной части и боковины колеса. «Капелька» в процессе эксплуатации шины банально стирается по ходу износа протектора (и, кстати, вместе с протектором) до критических его значений. «Стёртая» капелька указывает, что после этого предела шина «максимально неэффективно» начинает отводить в воду из пятна контакта, и риск аквапланирования критически возрастает!

А ведь это наша с вами жизнь!

Об эксплуатации зимних шин летом

Совет от водителя со стажем: имеется ещё один момент, который ни в коем случае нельзя тут упустить — это эксплуатация зимних шин в жаркий период. Если на летней резине (и к тому же потёртой) по зимней дороге мало кто хотел бы прокатиться, то зимнюю частенько «донашивают» уже и поздней весной, и даже летом в жару. Делать этого я категорически не советую.

Ведь не зря производители автомобилей и автомобильных шин рекомендуют менять резину на стыке среднесуточной температуры «в районе» 7-8 градусов Цельсия. Ниже этого температурного «передела» зимняя покрышка работает вполне корректно, а при более высоких температурах резиново-каучуковая смесь не «работает» от слова «совсем». Во-первых, зимняя резина на горячих дорожных покрытиях изнашивается едва ли не с трёхкратной скоростью, а во-вторых, она… банально «плавится». При торможении такая покрышка буквально скользит по собственной же саже, оставляемой на асфальте.

Весьма и весьма неприятное ощущение, когда ты пытаешься остановиться на голом сухом ( ! ) асфальте, а машина даже не пытается сбавить скорость.

Кто хочет сделать приятный, полезный подарок своим друзьям, а может и себе, то тогда обязательно посмотрите обзор кухонных весов, нажав по этой ссылке.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Об авторе

&#128175 Telegram-канал &#129321 со смешными и полезными товарами, а также с промокодами и купонами (Telegram: WhatElephant).

Cooperation for product reviews:

Почта: info@niyazych.ru
Телеграм: @https://t.me/niyazkalimullin

Для предложений по сотрудничеству пишите на почту или в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *