Чем отличаются vst2 от vst3
Перейти к содержимому

Чем отличаются vst2 от vst3

  • автор:

VST 2 или VST 3 — в чем разница и что лучше?

VST 2 ili VST 3 v chem raznitsa i chto luchshe

В 2013 году Steinberg заявили, что больше не будут поддерживать комплект разработчика программного обеспечения (SDK) для формата подключаемого модуля VST2, но сам SDK по-прежнему будет доступен в качестве подмножества VST3 SDK. Затем в мае 2018 года Стейнберг объявили, что, начиная с октября, подмножество будет ликвидировано. Если вы нетерпеливы и просто хотите подвести итоги этой статьи, вот они: плагины VST 2.4 будут прекрасно работать еще очень долго. Большинство хостов более чем довольны версиями VST3. Они по крайней мере так же хороши, как версии VST 2.4 и могут даже предложить некоторые преимущества.

Итак, насколько важна миграция на VST3? Давайте начнем с разрушения нескольких мифов.

VST 2 или VST 3 — в чем разница и что лучше?

МИФ 1: плагины VST3 более эффективны

VST — это интерфейсная спецификация того, как плагин взаимодействует с хостом, поэтому эффективность зависит от кода, а не от спецификации. Плагины VST2.4 и VST3.0 имеют общую кодовую базу, и практически весь внутренний код идентичен, потому на обработку аудиоматериала это не сказывается.

МИФ 2: плагины VST3 не более эффективны

plaginy VST3 ne boleye effektivny

Плагины — нет, но их можно отключить, когда не прорабатываются данные. Это не уникально для VST3; Разработчики смогли реализовать это, используя старые технологии. Тем не менее, VST3 представляет собой стандартизированный метод, который работает до тех пор, пока его реализуют как хост (см. Рис. 1), так и производитель плагинов (как и MIDI, производители могут выбирать, что поддерживать в спецификации VST3 — например, только потому, что клавиатура поддерживает MIDI, не означает, что она реализует полифоническое последующее касание).

МИФ 3: VST3 глючат, поэтому лучше сейчас придерживаться VST 2.4

Спецификация VST3 существует уже 10 лет, и внедрение было относительно медленным, поскольку ранний релиз работал стабильно. Но в течение этих 10 лет производители усовершенствовали свой код и, в общем-то, исправили любые возможные ошибки, так что плагины VST3 столь же надежны, как и v2.4. Помните, проблема не в самой спецификации, а в ее реализации. Вы можете установить оба типа, если хотите, потому что сами плагины обычно не занимают много места (в инструментах занимают место их библиотеки и семплы). Но также обратите внимание, что многие компании более активно разрабатывают и отлаживают свои версии VST3, тогда как ранние версии обновляются с задержками.

МИФ 4: Теперь, когда есть VST3, плагины VST 2.4 устаревают

vst 2, vst 3

Любой хост может свободно поддерживать VST 2.4 и/или VST3 (рис. 2). Если программа поддерживает ваши плагины VST 2.4, она будет продолжать это делать, если производитель специально не удалит данную поддержку. Обратите внимание, что нижняя часть графического значка отличается для двух типов, и если щелкнуть плагин, в информационной полосе внизу отображаются поставщик, тип и категория, а также ссылка на веб-сайт производителя. В конце концов, разработчики могут прекратить выпуск VST2.4, как только VST3 захватит большую часть музыкального рынка.

МИФ 5: Ableton Live не может использовать плагины VST3

Несмотря на то, что нет встроенной поддержки VST3, плагин Metaplugin DDMF поможет их установить. Вы можете поставить его как подключаемый модуль в Ableton Live, а затем поставить в него VST3.

МИФ 6: Вы должны установить плагины VST3 в определенном месте на системном диске

Это предпочтение, а не обязательно железное правило. На самом деле это может быть хорошо, потому что, когда вы создаете образ системного диска, вы создаете резервные копии и своих плагинов. Но вы, как правило, можете устанавливать их там, где хотите (в Windows соединения каталогов могут указывать на стандартную папку VST3 на любом диске).

МИФ 7: У вас должны быть плагины VST3 для боковой цепи

Не обязательно. Несколько хостов и плагинов в течение многих лет внедряли боковое связывание с VST 2.4

МИФ 8: VST3 обладает множеством интересных новых функций, которых нет в версиях VST 2.4

Потенциально да. Если продукт был разработан исключительно для VST3, он, вероятно, воспользуется хотя бы некоторыми улучшениями. Однако во время перехода, многие разработчики создали подключаемые модули VST3 с теми же базовыми функциями, что и их версии VST 2.4.

МИФ 9: VST3 ничем не отличается от VST 2.4. Это просто обман; нет никаких реальных улучшений

VST3 является переделкой VST 2.4 и, по сути, является новой платформой.

Рассмотрим некоторые преимущества:
  • Образец точной автоматизации. Производитель должен реализовать это, но это значительное изменение по сравнению с VST 2.4.
  • Иерархический плагин и классификация параметров автоматизации. Некоторые считают, что категоризация плагинов (рис. 3) является недостатком, поскольку они не могут организовывать их, как им нравится (хотя большинство хостов предоставляют какой-либо менеджер, в этом случае не имеет значения). Но когда вы хотите автоматизировать параметры, плагины VST3 могут значительно облегчить жизнь, если производитель воспользовался опциями категоризации параметров.
  • Группировать все параметры автоматизации фильтра в категории «Фильтр» гораздо лучше, чем огромный список параметров автоматизации с, казалось бы, случайным расположением.
  • VST3 SDK — это бесплатная технология, доступная любому разработчику.
  • Динамическое распределение ввода / вывода. Плагины VST 2.4 раньше имели фиксированное количество входов и выходов, но это уже не так — плагины VST3 могут адаптироваться к конфигурации канала, в которую они поставлены. Поместите плагин на стерео шину, и это будет стерео. Вставьте его на BUS объемного звучания, и он будет объемным. Вы также можете создавать звуковые шины, что упрощает кросс-модуляцию и вокодер. Но опять же, эти функции зависят от производителя.
  • С помощью VST3 вы можете отключить неиспользуемые выходы, но в случае необходимости снова включить их.
  • Изменение размера окна. Это, безусловно, приветствуется, учитывая, что мониторы имеют более широкий спектр разрешений, чем когда VST был представлен еще в 1996 году (и для перспективы, «Macarena» была лучше песней года. Просто на заметку).
  • Виртуальные инструменты поддерживают несколько MIDI-портов, которые вы можете переключать на лету. А кому не нравятся несколько MIDI-портов?
  • Гораздо проще выполнить поиск и найти свои плагины. VST3 имеют суффикс .vst3 вместо общего суффикса.
  • У плагинов может быть выделенная «шина событий». Хотя в настоящее время она предназначена для управляющего ввода MIDI, нет никаких причин, по которым она не могла бы соответствовать какому-либо будущему стандарту, не основанному на MIDI.
  • VSTXML для удаленных контроллеров. Нет, кошка не ходила по моей клавиатуре. VSTXML — это протокол, который упрощает создание удаленных контроллеров для приложения аудио и MIDI. Он может даже отображать нередактируемые параметры, такие как измерение.
  • Многоязычный дизайн. Все строки символов, ориентированные на пользователя, представлены в формате Unicode, что позволяет отображать символы на любом языке (включая русский — что означает «включая русский») для облегчения локализации.

Звучит отлично, правда? Но помните, VST3 не является спецификацией, подобной интерфейсам AES/EBU или компакт-диску Red Book, — это набор хорошо продуманных рекомендаций.

Поделиться ссылкой

Об авторе: mix-master

Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник.

vst3 или vst2? ваши практические доводы (1 онлайн

Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

Greev
Well-Known Member

20 Июн 2017 1.307 1.488 113

Так получилось что до сих пор не прикасался к плагинам в формате vst3 в силу отсутствия контекста применения (был пользователем ableton и reason) . Соответственно при установке плагинов всегда отрубал этот формат что бы место не занимало. Теперь в работу пошел reaper, да и ableton 10.1 не за горами. Посему вопрос к знатокам — какие реальные практические преимущества у vst3 перед старшим собратом, есть ли смысл перекачивать и переинсталировать всю гору плагинов?

Al-eX
Bukovina Music

17 Мар 2004 1.428 805 113

  • Повышена эффективность использования ЦП. Алгоритмы обработки плагина отключаются, если на вход не поступает сигнал. Таким образом, в большом проекте со множеством дорожек каждая из них будет грузить процессор только когда она звучит. Экономия ресурсов налицо.
  • Множество входов/выходов. Плагины VST3 могут иметь множество входов и выходов. Это используется как для обработки многоканального (surround) звука, так и для реализации функций side-chain’а. Стоит отметить, что многие хосты и плагины, использующие VST 2.4 также позволяют подключать несколько каналов, но поддержка данного функционала обеспечивается самим хостом (DAW).
  • Динамическое управление шинами. Выходные шины плагина могут перекоммутироваться как-угодно в реальном времени.
  • Автоматизация с точностью до семпла. Параметры плагина могут быть автоматизированы с высокой точностью. По данному вопросу не могу рассмотреть проблемы старых версий, т.к. не приходилось с таким сталкиваться.
  • Изменяемый размер интерфейса. в VST3 заложена возможность строить UI с изменяемым размером. Существуют и 2.4 плагины, обладающие подобной фичей (например, NI Kontakt), но её работоспособность зависит от поддержки хостом.
  • VSTXML протокол для удалённого управления. VSTXML — коротко говоря, это формат/протокол для сериализации данных удаленного управления плагином.
  • Аудио-входы для VST-инструментов. Теперь пелагин может быть одновременно и эффектом, и инструментом (т.е. принимать на вход как MIDI-сообщения, так и аудио семплы). Таким функционалом обладали и некоторые VST2.x плагины, например, Drumagog 4.x, который может как триггерить входной аудио-сигнал, так и выступать в качестве инструмента, воспроизводя MIDI-партии. Но, важный момент, — он не может это делать одновременно.
  • Множество MIDI входов/выходов. В 2.х есть только один MIDI вход и один выход — это по 16 каналов для передачи MIDI-нот, контроллеров и других событий. В третьей версии таких портов по 16 каналов может быть множество.

Последнее редактирование: 6 Фев 2019

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113
1. Беспроблемная установка.
2. Сайдчейн шина.

fakeitback
Super Moderator

Команда форума
6 Май 2005 14.033 14.666 113 42 Москва
3. В рипере VST3 иногда глючат

Vosk
Moodиратыр

14 Ноя 2003 20.077 12.237 113 В ссылке soundcloud.com
4. В Vienna Ensemble vst3 плагины не работают.

Dmitry Anderson
современный монах

8 Окт 2006 9.403 3.495 113 39 Запорожье
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.

@Greev,
1. давно есть куча стафа, выпускаемого только в вст3
2. типа отрубается, если не играет, но для того же Лайва это неактуально, он и вст2 выключал, если в аранже не использовался
3. миди-порты
всё

Сайдчейн шина

А в чём от вст2 отличие?

какие реальные практические преимущества у vst3 перед старшим собратом
Есть что-то старше вст3?

Phonexx
Active Member

14 Апр 2012 398 225 43 Планета Земля
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.

типа отрубается, если не играет, но для того же Лайва это неактуально, он и вст2 выключал, если в аранже не использовался

А вот VST 3 Live, по крайней мере пока что, не выключает.
[DOUBLEPOST=1549489580][/DOUBLEPOST]
Беспроблемная установка
В смысле? VST 2 проблемная установка?

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113

@Phonexx, в отличие от VST2, VST3 не спрашивает путь установки и устанавливается сам куда надо. Для тех, кто до сих пор путает папки Program Files и Program Files(x86), не находит установленных инструментов и т.д., это хорошее подспорье

Phonexx
Active Member

14 Апр 2012 398 225 43 Планета Земля
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
в отличие от VST2, VST3 не спрашивает путь установки и устанавливается сам куда надо
Я на маке, поэтому и не в курсе, всё ставится куда положено.

Dmitry Anderson
современный монах

8 Окт 2006 9.403 3.495 113 39 Запорожье
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.

в отличие от VST2, VST3 не спрашивает путь установки и устанавливается сам куда надо. Для тех, кто до сих пор путает папки Program Files и Program Files(x86), не находит установленных инструментов и т.д., это хорошее подспорье

Это на виндовс может так. Но есть ещё и мак. Внутри что вст, что вст3 всё одинаково — кто-то прячет в подпапки, под именем своего бренда, кто-то кидает в корень, потому что ему не до этого. Единственный плюс вст3 в этом плане — это возможность каталогизации по типу или названию вендора.

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113
А в чём от вст2 отличие?
в том, что в VST2 нет шины сайдчейна

Dmitry Anderson
современный монах

8 Окт 2006 9.403 3.495 113 39 Запорожье
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
в том, что в VST2 нет шины сайдчейна
В смысле?
[DOUBLEPOST=1549492717][/DOUBLEPOST]

А это что тогда?

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113

@almazmusic, не знаю, что это. Скрин компрессора. На него можно подать управляющий аудиосигнал с другого канала в виде посыла?

Wham_48
Sneiro Member

15 Дек 2006 7.849 5.514 113 45 Валдай-Минск

Моя за вст2. В вст3 нкиаких преимуществ не открыл, ни в производительности ни вообще. Только траблы с ним запомнились в период начала его распостранения, у разных вендоров (и похоже всё ещё не устаканилось). Исключения наверное это штайнберг плугины, или редкие случаи когда сайдчейн есть только в вст3 версии плагина (такое вроде попадалось толи у браинворкс толи ещё гдето).

в том, что в VST2 нет шины сайдчейна

Вот и я тоже думал раньше что нет, пока не стали попадаться вст2 с точно также работающим сайдчейном. Причина наверное толкьо в том что в вст3 его просто легче прикрутить, вплане тому кто пишет плугин.

Dmitry Anderson
современный монах

8 Окт 2006 9.403 3.495 113 39 Запорожье
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
не знаю, что это.

Это компрессор в формате VST2 (причём не специальная версия, а самая обычная). Собственно что угодно в вст2 может иметь сайдчейн.

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113
@almazmusic, а, ну ок Пусть себе может.

Wham_48
Sneiro Member

15 Дек 2006 7.849 5.514 113 45 Валдай-Минск

Както раньше это явление «сайдчейн только в вст3» было более распостранено. Потом всё както странным образом уравнялось.

RockMeister
Banned

19 Авг 2008 8.142 4.689 113
@Wham_48, верю; так как года три не менял парк плагинов.

Aleksandr Oleynik
Well-Known Member

16 Янв 2007 26.372 20.057 113 61 Киев

Ну, в Рипере любой параметр любого плагина можно сайдчейнить, даже если этого вовсе не предусмотрел производитель плагина. Так что — для Рипера VST3 помогает в очень мизерных добавках функционала, связанного с ограничением по миди.

Последнее редактирование: 7 Фев 2019

basЫl
атрофировал юмор.

5 Янв 2004 6.942 4.731 113

в Рипере любой параметр любого плагина можно сайдчейнить, даже если этого вовсе не предусмотрел производитель плагина.

но только не с точностью до семпла, а с точностью до гранулярности автоматизации , которая может быть и в семпл, а может и не быть

andy felon
Well-Known Member

19 Окт 2006 7.608 3.974 113 38

@almazmusic, ну в q3 например сайдчейн между плагинами работает без нажатий всяких кнопок. Причем я соединял 4 q3 между собой, и для этого я просто их загрузил и все и они сами друг друга видят, при чем один плагин сразу видит 3 остальных и сайдчейн работает во все стороны.

Alex Longard
Well-Known Member

10 Май 2015 1.941 1.229 113 36 München->Deutschland, Київ->Україна

@almazmusic сказал(а):
Единственный плюс вст3 в этом плане — это возможность каталогизации по типу или названию вендора.
Странно, я вот наверно машиной времени для vst2 константы притащил:
effGetPlugCategory: effGetVendorString: (файл aeffectx.h из vst sdk v2.4 2006)

Это надо к разрабам хостов притензии предъявлять а не к плагинописателям, по части поддержки всех возможностей vst v2.4 это куб и рипер, и то последний 10% плюсиков нереализовано, но они и некритичны.
Другие хосты больше заморочены какими-то внутренними удобствами и красивостями, но до поддержки vst3 им как до Марса раком, так как они даже на 50% возможности vst2 неиспользуют.

Форматы плагинов для обработки звука: гид для начинающего музыканта

Рассказываем, чем отличаются разные форматы плагинов и какие программы совместимы с VST, AU, AAX и другими видами плагинов.

Форматы плагинов для обработки звука

ПОДЕЛИЛОСЬ
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Появление формата VST в 1999 году навсегда изменило музыкальный мир — технология подарила возможность перенести реальные инструменты и эффекты в виртуальную среду, и превратила компьютер в мощную студию звукозаписи. В последующие годы на рынке появились и другие форматы плагинов для обработки звука — AU, RTAS, ReFill и другие, что несколько усложнило вход в мир музыки для начинающих музыкантов. Из этого материала вы узнаете, какие форматы плагинов существуют, чем они отличаются и какими программами поддерживаются.

Современную индустрию сложно представить без плагинов — специальных программ, подключающихся к DAW, и имитирующих работу реальных аналоговых эффектов и музыкальных инструментов. Плагины сделали вход в индустрию проще: для сбора производительной студии больше не надо тратиться на винтажное железо, ведь любые обработки стали доступны прямо на компьютере.

За прошедшие годы с момента появления формата VST, индустрия получила ещё несколько форматов плагинов, выполняющих ту же задачу — имитацию реальных инструментов и оборудования в компьютерной среде. Но есть ли реальные отличия между форматами?

СОДЕРЖАНИЕ

  • Война плагинов, которой не было
  • Основные форматы плагинов для обработки звука
    • VST
    • AU
    • AAX
    • CLAP
    • RTAS
    • DX/DXi
    • ReFill
    • LV2
    • Методы поставки
    • Разрядность

    Война плагинов, которой не было

    В 1996 году компания Steinberg, известная, в первую очередь, по разработке DAW Cubase, представила формат VST — Virtual Sound Technology. Анонс навсегда изменил музыкальную индустрию и принципы создания музыки с помощью компьютера. Двери в мир творчества открылись всем и каждому: технология перенесла студийные аналоговые эффекты в цифровую среду, благодаря чему любой человек мог создать дома студию с копиями реальных устройств.

    Постепенно компьютер стал играть более заметную роль в процессе создания музыки. Фактически, машина смогла заменить огромный парк профессионального оборудования.

    В 1999 году Steinberg представила вторую версию формата — VST2, а звуковая революция пошла на новый виток. Новая версия позволила копировать не только эффекты и обработки, но и музыкальные инструменты. Стараниями сторонних разработчиков домашние музыканты получили в своё распоряжение виртуальные версии реальных гитар, ударных установок, синтезаторов и других инструментов. Теперь компьютер мог заменить не только «железки», но и реальных музыкантов.

    Популярность VST не могла пройти незаметно для конкурентов, создавших собственные форматы плагинов. Оценив перспективы технологии, Apple адаптировала VST под среду macOS, тем самым создав новый формат — AU. В дело также включилась Avid, тогда называвшаяся Digidesign, создав собственный формат RTAS, совместимый с DAW Pro Tools. Не отставала и Microsoft, придумавшая DX — формат плагинов на основе популярной технологии DirectX.

    VST-плагины позволяют имитировать реальное оборудование в виртуальной среде

    В музыкальных кругах принято разделять форматы между собой во избежание путаницы. Тем не менее сегодня термин «VST-плагин» стал нарицательным — в разговорной речи им обозначают любые виртуальные инструменты и эффекты, вне зависимости от их реального формата. Беда в том, что обобщение вызывает множество вопросов у начинающих: до конца не понятно, какие форматы плагинов для обработки звука поддерживают разные DAW, в чём между ними разница, и каким вариантам нужно отдавать предпочтение.

    Однако не всё так страшно: для начинающих музыкантов и продюсеров SAMESOUND подготовила короткий гид по форматам плагинов и их совместимости с современными DAW. Этот материал ответит на все вопросы, которые волнуют новичков в отношении плагинов.

    Основные форматы плагинов для обработки звука

    Популярность VST привела к появлению нескольких новых форматов плагинов. Тем не менее конкуренции не получилось — VST так и остался самым популярным форматом.

    С точки зрения конечного пользователя, форматы не отличаются друг от друга. Если не считать внутренних особенностей и разных названий, все форматы представляют собой реализацию VST для конкретной программы.

    Сегодня в музыкальной индустрии существует три основных формата:

    Ряд продуктов поставляется в устаревших или узкоспециализированных форматах RTAS, DXi и ReFill. Отдельного упоминания также заслуживают форматы CLAP, обещающий снять ограничения VST, и NKI, представляющий виртуальные инструменты из множества аудиофайлов и упакованные в патч для сэмплера Native Instruments Kontakt.

    VST

    VST (сокр. англ. Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии) — самый популярный формат плагинов, работающий в Windows, macOS и Linux. Изначально формат создавался для переноса аналоговых аудиоэффектов (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов) в цифровую среду, однако сегодня под термином «VST-плагин» подразумеваются любые виртуальные инструменты и эффекты.

    VST разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead (ныне — Reason Studios), но спустя некоторое время Propellerhead покинула проект, чтобы сосредоточиться на собственном формате Reason ReFill.

    VST-плагины напрямую зависят от ресурсов компьютера — это нативные приложение, которые подключаются к музыкальным программам. Плагины работают в режиме реального времени и обрабатывают звук за счёт ресурсов компьютера (в основном, процессора).

    В 1999 году Steinberg представила обновлённый формат VST2, который ввел понятие VSTi (сокр. англ. Virtual Studio Technology instrument — инструмент технологии виртуальной студии). В отличие от VST, VSTi-плагины представляют собой независимое приложение, способное генерировать звуковой сигнал.

    VSTi переносит реальные инструменты в цифровое окружение. Все библиотеки (например, виртуальные барабаны), программные синтезаторы и сэмплеры работают на его основе. Несмотря на появление термина VSTi, сегодня виртуальные инструменты принято обозначать термином VST.

    В мае 2018 года Steinberg прекратила поддержку формата VST2, сосредоточившись на развитии VST3, представленного ещё в 2008 году. В отличие от первой и второй версии, VST3:

    • существует только в 64-битном формате;
    • поддерживает большее количество виртуальных аудиовходов и MIDI-входов и выходов, что позволяет создавать инструменты, способные генерировать более сложные звуки;
    • предлагает улучшенную работу с MIDI-событиями, отвечающими за артикуляцию, силу звукоизвлечения и динамику нот (см. Что такое MIDI-события и зачем они нужны, MIDI 2.0 уже здесь: что нового);
    • предлагает лучшую оптимизацию и меньшую требовательность к ресурсам компьютера.

    Несмотря на прекращение поддержки VST2 и плюсы третьей версии формата, многие разработчики до сих пор выпускают обработки и инструменты в формате VST2. Что же касается DAW, то для обеспечения максимальной совместимости DAW поддерживают все три формата.

    AU

    Формат AU (сокр. англ. Audio Units) был разработан компанией Apple вскоре после появления VST2. Формат представляет собой набор API и прочих инструкций, позволяющих операционным системам macOS и iOS генерировать, обрабатывать, воспроизводить и манипулировать звуковым сигналом с минимальным уровнем задержки.

    Если не считать возможности работать как в роли виртуальных инструментов, так и эффектов, отличий между AU и VST/VSTi нет. Фактически, AU представляет собой доработанную для лучшей совместимости с macOS итерацию VST. Сходство с VST позволяет разработчикам конвертировать VST-плагины в AU-плагины для упрощения переноса продуктов в среду macOS.

    По мере развития смартфонов и планшетов, Apple представила улучшенную версию формата — AUv3. Обновление представляет собой расширенный набор API, совместимый с iOS и iPadOS. Разработчики могут создавать универсальные плагины для iPhone, iPad и Mac, а пользователи получают набор плагинов, совместимый как с настольными, так и мобильными DAW (например, Garage Band или Cubasis).

    AAX

    В 2013 году, вместе с выходом Pro Tools 11, компания Avid представила формат AAX (сокр. англ. Avid Audio eXtension), представляющий собой форк VST и созданный для лучшей совместимости с DAW. Выпуск собственного формата компания объясняла закрытостью VST и AU для сторонних разработчиков — вносить изменения в принципы работы этих форматов могут только Steinberg и Apple.

    Как отмечали Avid, разработчиков также не устраивала нативность VST и AU, зависящих от ресурсов компьютера и не способных работать с внешними DSP-процессорами, требующими совместимых версий плагинов. Pro Tools одинаково хорошо работает как с компонентами компьютера, так и с встроенными в аудиоинтерфейсы DSP-чипами, поэтому разработчики инвестировали средства в создание собственного формата плагинов.

    Основное отличие AAX от VST заключается в возможности работать в двух режимах: Native и DSP. Первый полагается на мощность процессора компьютера, второй — на возможности DSP-чипа аудиоинтерфейса. В последнем случае обработка происходит ещё до попадания сигнала в компьютер, благодаря чему пользователь на слышит уже обработанный сигнал, что, в свою очередь, экономит ресурсы компьютера.

    CLAP

    Формат аудиоплагинов, разработанный Bitwig GmbH — создателями DAW Bitwig Studio — и u-he, и представленный широкой публике в июне 2022 года. CLAP (сокр. англ. Clever Audio Plug-in) представляет собой открытый формат плагинов с богатой функциональностью, обещающий более эффективную работу обработок.

    В отличие от VST и AU, CLAP использует собственную систему метаданных, обеспечивающую более быстрое сканирование плагинов. Формат также позволяет DAW хранить файлы плагинов не в отдельном каталоге на диске, а внутри проекта DAW, благодаря чему снимается проблема с невозможностью открытия проекта из-за отсутствия плагинов в операционной системе.

    Разработчики заявляют полную поддержку стандарта MIDI 2.0, включая автоматизацию каждой ноты и расширенные модуляции. Разработчики полифонических виртуальных инструментов смогут модулировать параметры по каждому голосу. В дополнение к этому формат предусматривает систему расширений, призванную быстрее интегрировать любые изменения в стандарте MIDI.

    По состоянию на конец 2022 года формат поддерживается только в DAW Bitwig Studio. По словам разработчиков, Avid, Apple, Ableton и другие разработчики популярных DAW уже ведут работы по интеграции нового формата в свои программы.

    Узкоспециализированные и устаревшие форматы плагинов

    Несмотря на распространённость VST, AU и AAX, в сети встречаются эффекты и инструменты в других форматах — RTAS, DXi и ReFill. Первые два являются устаревшими форматами, третий — предназначен для DAW Reason от Reason Studios.

    RTAS

    Ограничения формата VST не давали покоя Digidesign (ныне — Avid Technologies) с момент появления виртуальных эффектов. В какой-то момент разработчики Pro Tools решили отказаться от поддержки VST и придумать собственный формат RTAS (сокр. англ. Real-Time Audio Suite), совместимый только с Pro Tools.

    RTAS представлял собой форк VST, якобы более эффективно работающий внутри Pro Tools. Формат применялся до выхода Pro Tools 10, а позднее был заменён на новый AAX, способный работать с процессором и DSP-чипами. Каких-либо отличий RTAS от VST и AU нет, если не считать эксклюзивности для DAW от Avid.

    DX/DXi

    Вместе с выходом VST2, в гонку форматов включилась Microsoft, которая совместно с Cakewalk создала формат DXi (DirectX Plugin). Если не считать того, что формат полагается на технологию DirectX, принцип работы DX-плагинов ничем не отличается от VST, AU и AAX.

    Как и в случае с VST, DX-плагины делятся на два вида:

    1. DX — плагины эффектов (эмуляции ревербераторов, компрессоров и других обработок);
    2. DXi — виртуальные инструменты.

    Идея DX-плагинов в том, что использование библиотек DirectX позволяет обработкам взаимодействовать не только с DAW, но и вообще с любыми звуковыми программами в среде Windows. Благодаря этому DX-плагины могут подключаться к аудио- и видеоплеерам, видеоредакторам и другому софту.

    Для обычных DAW DX-плагины выглядят как обычные VST-обработки.

    ReFill

    Изначально формат VST разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead (ныне — Reason Studios). В какой-то момент Propellerhead отделилась от проекта, сосредоточившись на разработке собственного формата Reason ReFill, совместимого только с DAW Reason.

    По принципу работы ReFill представляет собой звуковую библиотеку, объединяющую сэмплы, MIDI-файлы, грувы, патчи и даже целые проекты композиций. Плагины ReFill могут работать как виртуальный инструмент с собственным набором эффектов, как обычная эмуляция реального аналогового аппарата или набор сэмплов.

    Формат предназначен только для DAW Reason и не подходит для использования в других программах для записи музыки. В 2019 году Reason Studios прекратила активное развитие ReFill и внедрила поддержку VST в Reason. Более того, теперь сама DAW Reason может работать как плагин в других DAW, а пользователям доступны эффекты и плагины ReFill из состава Reason в любых программах.

    LV2/LADSPA Version 2

    Формат LV2 (LADSPA Version 2) представляет собой открытый стандарт аудиоплагинов, позиционирующийся как бесплатная альтернатива VST и AU. Стандарт используется в среде операционных систем Linux (Ubuntu, Debian) и поддерживает DAW и аудиоредакторы, работающие на этих ОС — Cockos REAPER, Audacity.

    С технической точки зрения LV2 повторяет возможности VST/AU. Как и более знаменитые аналоги, формат позволяет разрабатывать виртуальные инструменты и обработки с поддержкой MIDI, собственного графического интерфейса.

    В сравнении с VST и AU, LV2 встречается значительно реже. Основная причина проста: Linux — далеко не самая популярная система для производства музыки. Тем не менее ряд как крупных, так и независимых разработчиков выпускает LV2-версии своих продуктов, а сообщество создателей ведёт базу сторонних проектов, существующих в виде LV2-плагина или поддерживающих формат.

    А как же NKI, SFZ и NKS?

    NKI (сокр. англ. Native Instruments Kontakt Instrument) — ещё один популярный формат для работы со звуками в DAW. NKI создан Native Instruments для использования в сэмплере Native Instruments Kontakt и представляет собой архив с сэмплами, звуками и обработками.

    Открыть архив в формате NKI может только Native Instruments Kontakt, поставляющий в виде плагина в форматах VST, AU и AAX. Сэмплер воспринимает файл как отдельный самостоятельный виртуальный инструмент. Другого способа открыть NKI в DAW нет: сэмплер — обязательная прослойка между программой и виртуальным инструментом, без которой архивы в NKI попросту бесполезны.

    SFZ (сокр. Sforzando) — ещё один узкоспециализированный формат для хранения музыкальной информации. Формат представляет собой стандарт для определения поведения виртуальных музыкальных инструментов и определяет, как именно будут звучать библиотеки и эффекты. Таким образом SFZ предлагает альтернативу проприетарному NKI и позволяет создавать виртуальные библиотеки.

    Что касается NKS, то NKS (сокр. англ. Native Kontrol Standard) нельзя назвать полноценным форматом плагинов. Технология NKS обеспечивает более глубокую интеграцию аппаратных контроллеров (например, MIDI-клавиатур) с виртуальными библиотеками NKI и VST/AU-плагинами. Иконка NKS всего лишь обозначает поддержку интеграции со стороны плагинов и оборудования, однако сам NKS не является самостоятельным форматом.

    Поддержка форматов плагинов в цифровых рабочих станциях

    DAW VST AU AUv3 AAX CLAP RTAS DX/DXi ReFill LV2 32-бит
    Ableton Live
    Acoustica Mixcraft
    Adobe Audition
    Audacity
    Bitwig Studio
    Cakewalk SONAR/
    Cakewalk by BandLab
    Image-Line FL Studio
    Image-Line FL Studio Mobile
    GarageBand
    Logic Pro
    MAGIX Samplitude
    MAGIX Music Maker
    PreSonus Studio One
    Pro Tools
    до 10.3.9
    Reason Studios Reason
    REAPER
    Steinberg Cubase
    до 8.0
    Steinberg Cubasis
    Steinberg Nuendo
    Roland ZenBeats
    Roland ZenTracker
    Tracktion Waveform
    UAD LUNA

    Чем на самом деле отличаются форматы плагинов?

    С точки зрения практики, отличий между форматами нет. Основное отличие кроется в технических моментах, не влияющих на работу конечного пользователя, — особенностях разработки, разрядности плагина и методах его поставки.

    С особенностями разработки всё просто: разработчики создают плагины так, как умеют. В то же время истории о методах поставки и разрядности требуют дополнительных пояснений.

    Методы поставки

    Сегодня, когда быстрый доступ в Интернет имеется в большинстве стран мира, плагины поставляются в виде загружаемого установщика. После запуска установщик скачивает необходимые файлы и устанавливает их в систему.

    Тем не менее некоторые разработчики продолжают выпускать коробочные версии своих продуктов: так, например, обширные комплекты плагинов наподобие Native Instruments Komplete или виртуальных барабанов Toontrack Superior Drummer поставляются на SSD-диске. Такой подход экономит время, необходимое для скачивания всех компонентов, и позволяет работать с инструментами с внешнего диска.

    Native Instruments Komplete поставляется на отдельном SSD-диске

    В зависимости от операционной системы, после покупки плагина пользователю предоставляют файл в формате EXE, DMG или PKG. Некоторые виртуальные инструменты и плагины поставляются в виде архива в формате ZIP. Внутри него обычно лежит один или несколько файлов плагина:

    • DLL — для установки VST в Windows;
    • VST/VST3 — для установки VST в macOS;
    • AAX — для установки AAX-плагина в Windows и macOS;
    • Component — для установки AU-плагинов в macOS.

    В случае, если плагины поставляются архивом, их установка происходит ручным копированием файлов из архива в соответствующие каталоги для хранения плагинов в системе.

    Разрядность

    Плагины могут поставляться в двух видах — 32-битном и 64-битном. 32-битные плагины не могут использовать более 4 ГБ оперативной памяти, при этом они могут быть не совместимы с 64-битными операционными системами и программами для записи музыки. Более того, при достижении предела выделяемой памяти плагин может начать работать нестабильно.

    В случае с 64-битными плагинами таких ограничений нет. 64-битные версии плагинов могут использовать всю доступную в системе оперативную память, при этом операционная система будет более гибко расходовать ресурсы компьютера, распределяя их между всеми инструментами и плагинами, используемыми в проекте.

    Распределение происходит по принципу «каждому по потребностям»: более требовательные к памяти в конкретный момент времени инструменты получат больше оперативной памяти, менее требовательные — меньше. При этом те плагины, которые не используются в текущий момент, уходят в своего рода режим ожидания — ОС забирает у них ресурсы и передаёт их другим процессам, и выделяет их обратно в те моменты, когда они понадобятся.

    Плагины в форматах VST3, AU и AAX практически всегда поставляются в 64-битном формате. В свою очередь, разработки в форматах VST2, RTAS и DX чаще выпускаются в 32-битном формате. Чтобы обойти ограничения 32-битного формата, DAW оснащаются конвертерами, заставляющими операционную систему думать, что она работает с 64-битным приложением, хотя на самом деле это не так.

    Чем отличаются форматы плагинов, или какой же VST выбирать при установке

    Эта небольшая статья посвящается тому, какой же формат VST (Virtual Studio Technology) выбрать при установке очередного синта или FX-а. Чтобы разобраться, затронем историю форматов и их принадлежность.

    На самом деле существует немало форматов, но мы сфокусируемся на самых важных и основных:

    Формат VST

    Первый по списку VST (он же VST2). Это древний формат, разработанный Steinberg ещё в далёком 1996 году, на сегодняшний день являющийся базой в индустрии. Изначально его создали для того, чтобы имитировать аппаратные процессоры эффектов, которые вы видели на фотках из дорогих студий, но с версией 2.4, выпущенной в 1999 году, он стал поддерживать и MIDI ввод, а значит — стал универсальным. Этот формат хорош, разработчики ПО и плагинов давно научились с ним работать. Миди/аудио эффекты, синтезаторы, ромплеры — всё делается с помощью доступного формата VST. По сути, используй его, и всё будет топово, но. Steinberg от него отказалась в 2013 году. Теперь этот формат мёртв. Это не запрещает ему исправно функционировать, но обновлений с новыми фишками он уже никогда не получит.

    Формат VST3

    Так как изначальная версия VST была создана очень давно, очевидно, она имеет и свои ограничения, которые невозможно было ранее предусмотреть. Именно поэтому в 2008 году появился VST3.0, а затем, в 2011 — VST3.5.
    Нововведения — топчик. Завезли поддержку технологии ARA , возможность масштабировать интерфейс плагинов, многоканальные MIDI входы и выходы, оптимизацию использования ресурсов компьютера (когда плагин не играет, он автоматически «выключается»), и многое другое. Фишек много, это круто, но есть одно НО — поголовно все эти новшества зависят от разработчиков плагинов и DAW. По сути, формат-то обновился, но вот никто никого не заставляет допиливать софт. Так, та же ARA до сих пор отсутствует в любимых для многих Ableton и FL Studio, что, лично для нас, совсем непонятно. Или, как делают некоторые — обновляют VST2 до VST3, но внутри плагинов ничего не меняют, что очень сильно разочаровывает 🙁

    Если вопрос ставить прямо — устанавливай и используй VST3, так как они новее, и некоторые разработчики, типа FabFilter, всё же добавляют новые фишки в свои плагины.

    Маленький нюанс: если ты п*рат, на всякий случай придерживай и VST2 версии. Весят они немного, но в единичных случаях на вз*оманных плагинах вылазят странные баги, которых на VST2 версии может и не быть. На нашей практике такое встречалось 1 раз за всё время 🙂 Конкретно — автотюн от Waves не хотел принимать midi сайдчейн. Но это, скорее, был баг не плагина, а самой DAW. Лично мы полностью отказались от VST2 плагинов, там где есть современная альтернатива.

    Формат VSTi

    VSTi это те же VST2 и VST3 плагины, но буква i в конце обозначает, что плагин является инструментом или другим плагином, который работает с помощью midi нот и пиано ролла.

    Формат AAX

    AAX Это проприетарный стандарт плагинов в программе Pro Tools. Ни в одной другой DAW эти плагины никогда не заработают, поэтому смело игнорируйте их при установке, если вы, конечно, там не работаете.

    Формат CLAP

    CLAP — это свежее дыхание в мире плагинов. Он имеет открытый исходный код , имеет бесплатную лицензию для некоммерческого использования, то есть юридических проблем при создании и распространении такого плагина будет меньше. Конечно, он несовершенен, и пока что имеет поддержку всего в нескольких DAW ( Bitwig , Reaper и MultitrackStudio ), но он постоянно развивается, и его будущее многообещающее. Затестить его можно на примере бесплатного синта Vital , которые уже давно запилили поддержку CLAP, и она отлично работает!

    Формат AU

    AU, он же Audio Units, это разработка компании Apple специально для своих устройств на системах macOS и iOS. По сути, это клон VST, оптимизированный под mac. Работают ли эти плагины лучше? Спорно, ведь многие разработчики, что было отмечено профессионалами, тупо кладут болт, и конвертируют VST в AU (Ситуация прямо как с некоторыми VST3 плагинами :D). Если ты маковод, и тебе нет дела на совместимость проектов между macOS и Windows — используй эти плагины. Но для коллабов, когда пересылаешь проекты целиком, лучше всё же придерживаться VST. Тем более, как уже сказано выше, преимуществ AU перед VST практически нету.

    Итог

    Мы разобрали актуальные форматы плагинов и выяснили, какие следует устанавливать, а какие нет. Надеемся, что материал был полезен, и в будущем у тебя не возникнет проблем с тем, ставить ли AAX или нет ��

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *