Кто был архитектором
— декабрь. 17, 2021
Все историки единодушны по поводу того, что могольские правители лично контролировали всю государственную документацию. По этой причине у нас очень мало подлинных свидетельств, связанных с процессом строительства Тадж-Махала – императоры не любили раскрывать некоторые свои секреты, пишет Манджит Тхакур.
Как сообщает «Исламосфера», на протяжении почти двух столетий строительство Тадж-Махала приписывают божественному вдохновению Шах-Джахана и его любви к своей жене Мумтаз-Махал. Но для того, чтобы мечта императора стала реальностью, были задействованы тысячи художников и ремесленников.
В рукописях XVII века, связанных с Тадж-Махалом, фигурирует имя Устада Исы (мастера Исы), который по происхождению был турком-османом. Согласно им, он и спроектировал гробницу. Историки считают, что Устад Иса может быть реальным человеком, но он был картографом, а не архитектором. В соответствии с этим, он, должно быть, создал план Тадж-Махала. А настоящим архитектором этого несравненного памятника, согласно недавним исследованиям, является персидский художник-архитектор Ахмад Лахори, придворный Шах-Джахана. Он был также известен под именем Ахмад Мимар (архитектор Ахмад), и считается создателем Красного форта в Дели.
По мнению историков, первые наброски Тадж-Махала были подготовлены Устадом Ахмадом в Лахоре. Он жил и работал в этом городе, у себя дома, неподалеку от мечети Вазир-хана. После к нему присоединился турецкий архитектор Исмаил-эфенди, который спроектировал купола. Устад Ахмад связался со своим другом Касимом Ханом из Лахора, чтобы тот спроектировал золотые крепления для куполов, а также со знаменитым Чиранджи Лала из Дели, известным в то время мастером-дизайнером по мозаичной плитке. Таким образом, проект Тадж-Махала следует рассматривать как результат совместных усилий нескольких творцов.
Известны имена еще нескольких знаменитых мастеров того времени, которые были привлечены к работам над Тадж-Махалом. Из Шираза был привезен каллиграф Устад Аманат Хан, из Белуджистана – художник-резчик по камню Амир Али. Мухаммад Ханиф из Мултана занимался изготовлением мраморной плитки, Мукаримат Хан из Дели и Мир Абдул Карим из Шираза были главными руководителями и администраторами проекта.
Сохранились сведения о том, сколько было заплачено художникам и ремесленникам. Тысяча рупий были вручены Устаду Исе. На эти деньги тогда можно было купить 3330 граммов золота. Устад Исмаил Хан Руми, мастер по куполам, получил 500 рупий. Мухаммад Шариф из Самарканда, устанавливавший навершия, получил 500 рупий, Касим-хан из Лахора – 295 рупий, главный каменщик Мухаммад Ханиф из Кандагара – 1000 рупий, каменщик Мухаммад Саид из Мултана – 590 рупий. Каллиграфу Аманат Хану Ширази заплатили 1000 рупий, а другому каллиграфу Мухаммаду Хану из Багдада – 500 рупий. 300 рупий было передано Рошан Хану из Сирии.
История о том, что Шах-Джахан выколол глаза Устаду Ахмаду Лахори и отрубил ему руки, чтобы он не создал еще один памятник, подобный Тадж-Махалу, является чистой выдумкой. Существуют документы, которые подтверждают, что Устад Ахмад вернулся в Лахор после завершения работ и умер в 1649 г. естественной смертью.
Время от времени муссируется версия, что архитектором Тадж-Махала является итальянец Джеронимо Веронио, который приехал в Индию из Венеции, был заключен Шах-Джаханом в Лахорский форт и казнен после завершения строительства. Такой человек действительно существовал, но к Тадж-Махалу он отношения не имеет. Он был известным ювелиром и создавал украшения для императорской семьи. Его обвинили в краже драгоценных камней и крупного алмаза, за это и приговорили к смертной казни.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Кто был архитектором
5 известных архитекторов Венгрии (часть 1)
архитектурные шедевры Будапешта
23.04.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Приезжая в любой город, мы изучаем его историю, обычаи, пробуем национальную кухню, фотографируем и изучаем местную архитектуру. В нашей статье мы познакомим вас с самыми известными венгерскими архитекторами, определившими облик Будапешта. В следующей публикации мы представим вашему вниманию пятерку венгерских архитекторов, добившихся успехов за пределами своей родины.
Михай Поллак (1773-1855) – от готики до неоклассицизма
Михай Поллак был одним из самых ярких представителей венгерского неоклассицизма. Он обучался архитектуре в Вене и работал на завершающей стадии строительства Собора Рождества Девы Марии в Милане. В 1798 г. он переехал в Будапешт и уже спустя 7 лет вошел в архитектурную комиссию по благоустройству города. Его архитектурные предпочтения в течение жизни менялись от поздней готики и барокко до неоклассического стиля. По проекту Поллака построены здания Венгерского национального музея, дворца Шандора в Буде, евангельской церкви на площади Деак и бывшей военной академии Людовики. Будучи членом архитектурного комитета, он сыграл огромную роль в оформлении градостроительной структуры и внешнего облика Будапешта. Площадь перед зданием Венгерского национального музея Будапешта названа в честь Михая Поллака.
Миклош Ибль (1814-1891) – представитель историзма
Миклош Ибль, как и Поллак, получил образование в Вене, учился в Мюнхене и ездил на стажировку в Италию и Великобританию. Ибль был одним из главных представителей историзма, использовал богатые декорации как в экстерьерах, так и в интерьерах зданий. Его архитектурная мысль со временем эволюционировала от барокко и романтики к неоклассическому стилю. Ибль был одним из ведущих архитекторов Европы в середине и конце XIX века, а также самым влиятельным архитектором своего времени в Венгрии. Многие из его зданий стали неотъемлемой частью городского пейзажа Будапешта: базилика Святого Стефана (совместно с Йожефом Хильдом), термальная баня Рац, бывший Дворец таможни (ныне Экономические университет), а также тронный зал и крыло Кристинаварош в Королевском дворце. Он также построил множество церквей и замков по всей Венгрии. По его проектам был проложен парадный проспект венгерской столицы – проспект Андрашши. В 1953 году была учреждена премия в его честь – одна из самых престижных венгерских государственных премий в области архитектуры.
Имре Штейндль (1839-1902) – создатель символа Будапешта
Имре Штейндль был одним из самых выдающихся архитекторов своего времени. Получил образование в Техническом университете в Будапеште и Академии художеств в Вене, специализировался на готической архитектуре. По его проекту в 1870-75 гг. была построена Новая ратуша объединённого Будапешта. Главное же творение архитектора – это здание парламента Венгрии, ставшее символом венгерской столицы и архитектурной жемчужиной Дуная. В его творчестве сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижского бозара. Имре Штейндль не дожил пяти недель до торжественного открытия своего детища, которое состоялось в 1902 году. По замыслам архитектора, здание Парламента, его внутренние интерьеры должны напоминать посетителям о 1000-летней истории венгерского государства. В строительстве было задействовано около ста тысяч человек, было использовано 40 миллионов кирпичей, полмиллиона драгоценных камней и 40 килограммов (88 фунтов) золота.
Эдён Лехнер (1845-1914) – венгерский Гауди
Эдён Лехнер был одним из первых представителей венгерского сецессиона. Учился в Политехническом институте в Будапеште, Академии художеств в Берлине, в учебных заведениях Франции и Англии. Первые работы Лехнера были в стиле эклектики, позднее он стал ярчайшим представителем модерна, за что и получил прозвище «венгерский Гауди». Свои архитектурные шедевры он украшал рисунками из мозаики фарфоровой мануфактуры Жолнаи, вдохновляясь при этом древним венгерским и тюркским народным искусством. Он совмещал керамическую плитку с таким современным на то время материалом, как бетон и железо. К самым известным постройкам Лехнера относятся здания Музея прикладного искусства, церковь Святого Ласло, Дворец Дрешлера. Именем Лехнера названа аллея в Будапеште, площадь в Сегеде и улица в Кечкемете.
Имре Маковец (1935-2011) – «органический архитектор»
Имре Маковец был одним из самых выдающихся представителей органической архитектуры. Он начал свою карьеру как главный критик соцреализма в архитектуре и единообразия, заложенного в нем. После падения железного занавеса в 1989 году он также подверг критике идеи глобализации и корпоративной культуры. На него в разной степени оказали влияние взгляды архитектектора Фрэнка Ллойда Райта, философские труды Рудольфа Штайнера и традиционное венгерское искусство. Маковец был набожным католиком и национальным романтиком. Философия архитектурного воплощения гармонии природы, основоположником которой является Маковец, легла в основу его многочисленных творений, в числе которых церкви и павильоны, рынки, торговые центры и дома культуры. Его основные работы включают в себя: зал прощания на будапештском кладбище Фаркашрети, Дворец культуры в Шарошпатаке, лютеранская церковь в Шиофоке и католическая церковь в Пакше. Имре Маковец был одним из основателей Венгерской Академии Художеств.
В период с 2016 по 2019 г. Венгерский культурный центр при поддержке Венгерской Академии Художеств организовал российский тур для выставки «Имре Маковец: . Соединяя небо и землю…».
Виртуальная экскурсия «Будапешт и окрестности. Такой странный Имре Маковец» от проекта «Москва глазами инженера»