Как составить план обучения для себя
В широком смысле слова самообразование — это обучение чему-то новому своими силами. Рассказываем, с чего начать самообразование и как правильно составить индивидуальный план обучения для себя.
Время чтения:
С точки зрения закона, самообразование является одной из форм получения образования. Наравне с семейным, оно позволяет учиться вне школы, при этом речь идёт о получении среднего общего образования (10–11 класс).
Если вы решили окончить школу в форме самообразования или просто хотите прокачать какой-нибудь навык, вам потребуется индивидуальный план обучения для себя. Без него сложно самоорганизоваться и легко потерять мотивацию.
Два способа планирования самообразования
Чтобы заниматься самообразованием наиболее эффективно, а также поддерживать мотивацию, вам понадобится стратегия, следуя которой вы будете приближаться к своей цели. Далее мы поговорим о двух способах планирования, которые можно использовать по отдельности или комбинировать. Но не стоит забывать, что поступление в вуз — не единственная ваша цель, ведь основная школьная программа тоже должна быть освоена.
I . План по самообразованию, основанный на целях
В этом случае обучение выстраивается, исходя желаемого результата, без жёсткой привязки к датам. При реализации такого плана нужна приоритизация: делать только то, что приближает к цели, и отметать всё, что отдаляет от неё.
Так, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» старшеклассники могут построить индивидуальный образовательный маршрут и сфокусироваться на предметах, которые необходимы для поступления в вуз.
II. План по самообразованию, основанный на времени
Здесь достижение цели сопряжено с дедлайном. Например: научиться писать сочинения к 1 декабря, прорешать 50 задач к 15 мая и так далее.
Для реализации такого плана необходимо расписание, в котором на каждый предмет будет отведён определённый отрезок времени.
Как составить план самообразования
→ Найдите мотивацию
Выясните, почему вам необходимо изучать те или иные предметы. Необходимо докопаться до личных глубинных побуждений. Образовательный маршрут должен наполнять вас энтузиазмом. Если намерение навязано родителями или друзьями, то план провалится.
Задайте себе три вопроса:
- Случалось ли вам терять счёт времени на уроках по профильному предмету?
- Получаете ли вы удовольствие, когда сталкиваетесь со сложной задачей в выбранной вами сфере и решаете её?
- Хотели бы вы связать с этой областью знаний своё будущее?
Если есть хотя бы два «да», вы на правильном пути — пора составлять план самообразования.
→ Сформулируйте цель
Прежде чем написать план самообразования, вооружитесь листом бумаги или создайте электронный файл. Выпишите все возможные цели, которых хотелось бы достичь в воодушевляющей вас сфере.
Отложите получившийся список на несколько дней. После чего выберите цель, которая откроет перед вами наибольшее количество возможностей. Она должна быть смелой, но не запредельной. Именно она поможет начать обучение для себя и не бросить его на полпути.
→ Составьте список ресурсов для самообразования
Ресурсы — это то, что поможет достичь цели. Например:
- Курсы «Фоксфорда». Посещайте не только базовые, но и углублённые занятия, обязательно выполняйте домашние задания.
- Книги. Составьте список самых важных произведений в выбранном вами направлении и внесите их в свой план по самообразованию. Одно за другим прочтите их.
- Наставники. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ребятам помогают наставники. Здорово, если он будет разделять ваши интересы.
- Блоги и сайты. Следите за новостями и лидерами мнений в выбранной сфере.
- Конференции, мастер-классы, стажировки, лагеря — обязательно добавьте их в свою программу самообразования. Цепляйтесь за любую возможность обмена опытом и получения практики.
→ Установите распорядок дня
Самообразование — это Солнце, вокруг которого должны крутиться все остальные планы. Обучение должно быть в приоритете.
Создайте распорядок дня и придерживайтесь его в своей программе самообразования. Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.
→ Определите вехи обучения
Процесс обучения долгий и порой утомительный. На пути к цели вы можете не раз захотеть всё бросить. Чтобы этого не произошло, необходимо установить вехи, по которым вы будете отслеживать прогресс.
Предположим, ваша цель — стать программистом. Вехами в вашем плане самообразования могут быть: максимальное количество баллов за курс «Фоксфорда», победа в олимпиаде, пятёрка за год по информатике и так далее.
→ Отслеживайте прогресс в самообразовании
Следить за прогрессом можно с помощью дневника или специальных приложений (Degreed, Diigo и других). Записывайте всё, что изучили, сколько времени на это ушло, какие результаты получены.
Это поможет выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны и вовремя корректировать как поведение, так и план самообразования.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции
Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ДАТА НАЧАЛА
НАЗВАНИЕ
(ХАРАКТЕРИСТИКА)
ЗАДАЧИ
ДАТА ПРОВЕРКИ
РЕЗУЛЬТАТ
Подготовка материала (исследовать материал)
- Выбрать источники информации
- Найти источники информации
- Найти нужные данные
- Обработать данные и сделать конспекты
(изучить процесс планирования)
- Что такое планирование?
- Виды планов
- Как составить план?
- Этапы планирования
- Можно ли отходить от плана?
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее побеседуем о самоорганизации.
Как спланировать обучение на год: чек-лист и советы экспертов
Начало года — самое время для планирования обучения. Как выбрать приоритетные навыки для развития и сделать так, чтобы учеба способствовала карьере? Как спланировать обучение на год вперед, чтобы на него всегда были время, силы и деньги — разбираем вместе с экспертами: карьерным консультантом Марией Консмановой и специалистами по личному и бизнес-планированию — Еленой Бекстер и Татьяной Беззубцевой.
В статье вы найдете практические советы, пример плана обучения и чек-лист, по которому сможете составить собственный маршрут профессионального развития на год.
Определите, какие навыки нужно развить
Планируя обучение, важно понять, какие навыки нужно развить или отточить до мастерства, чтобы справляться с работой или выйти на новый профессиональный уровень.
Например, в будущем году вам предстоит работать с управленческим учетом, а вы изучали тему еще в вузе и многое подзабыли. Однозначно стоит повторить основы и подобрать курс для управленцев с проверкой домашних заданий.
Другое дело, если вы уже работаете с управленческим учетом, но планируете запустить собственный проект или перейти в другую компанию, где будут выше требования. В таком случае, оцените свой уровень навыков с помощью онлайн-тестов. Так вы обнаружите «узкие места» в знаниях и сможете более точно подобрать необходимые ресурсы для обучения.
Определить приоритетные навыки на год можно по вакансиям на работных сайтах и по карьерным целям.
Мария Консманова, основатель и руководитель КА HR-Prof, карьерный консультант:
Отталкиваться при построении плана обучения нужно от целей. Посмотрите, куда вы хотите прийти через год и какую позицию хотите занимать? Зайдите на hh.ru или другой job-портал, и выпишите из соответствующих вакансий требования и обязанности. Напротив каждого неповторяющегося пункта напишите, что у вас уже есть, а что еще только предстоит набрать в свой портфель компетенций. Посмотрите, как вы можете развить необходимые профнавыки — это могут быть платные курсы, ролики на youtube, блоги экспертов или практические задачи.
По soft skills — можно почитать обзоры профессий, посмотреть, какими личностными качествами обладают коллеги. Предыдущий год заставил нас всех проявить организованность, стрессоустойчивость, гибкость. Удаленная работа в следующем году никуда не пропадет. Поэтому развитие этих качеств можно также включить в план.
Поставьте SMART-цели и визуализируйте достижения
После того, как вы определили сферы и навыки, над которыми стоит поработать, задумайтесь, каких успехов хотите достичь в обучении и работе. При постановке целей эксперты советуют использовать технологию SMART. Согласно методике, цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени.
Например, цель «изучить МСФО» звучит размыто. Лучше сформулировать так «Научиться работать с отчетностью по МСФО, получить диплом ДипИФР-рус и найти работу в международной компании». Когда вы понимаете, зачем нужно что-то учить, цель мотивирует и учеба дается легче.
Мария Консманова также рекомендует эту технику и считает, что мы часто не добиваемся поставленных целей, потому что слишком их завышаем.
Если мы не верим в цели, нам будет сложно даже начать что-то делать, — говорит эксперт. — Проверьте все ваши цели по технологии SMART. Одна из метрик здесь — достижимость. Посмотрите, реально ли достичь того, что вы наметили в планируемый срок? Если нет, тогда стоит увеличить срок или снизить ожидания.
Распишите цели обучения на каждый месяц. Это не обязательно должен быть новый курс ежемесячно. Может одно обучение затянется на полгода — тогда пропишите этапы (часто есть программа курса), которым вы планируете уделить внимание в январе, феврале, марте и т.д.
Пробуйте поставленные цели разбивать на более мелкие. А чтобы их не упускать из виду в течение года, используйте «помогаторы»: ежедневники, планеры или приложения для планирования: Trello, Google Keep, Any.do и др.
Как только вы определили цель в обучении на год, ее нужно согласовать с вашими долгосрочными целями на 2-3 года и больше. Как это сделать — рассказывает Елена Бекстер, консультант по планированию и личной эффективности из США:
Решите, чего вы хотите достичь в карьере за год, например, получить повышение или прибавку к зарплате. И как вы планируете достичь этого с помощью обучения.
Можно создать интеллект-карту. Это визуальный инструмент для работы с информацией, который помогает эффективно принимать решения. Есть специализированные программы для работы с интеллект-картами, например, MindMeister или Coggle.
Такую карту целей можно составить бесплатно в MindMeister: самостоятельно либо вместе с карьерным коучем
Важно, чтобы годовые цели соответствовали вашим долгосрочным карьерным планам. Например, через пару лет вы хотите заняться консалтингом по ведению финансового учета. Посмотрите, нужно ли углубить знания в учете, освоить новые инструменты и программы? Нужно ли подтянуть английский или научиться вести переговоры? Это поможет расставить приоритеты в обучении, планомерно двигаться к цели и не хвататься за все и сразу в текущем году.
Визуализировать цели можно на бумаге или просто в голове. Вот одна эффективная методика от Татьяны Беззубцевой, эксперта по планированию и организации бизнеса из Польши:
Один из самых продуктивных методов постановки цели — «заглянуть в будущее». Подумайте о вашем будущем через 5-10 лет. Какой вы там? Что у вас есть? Где находитесь? Представить нужно максимально полно, окунуться в эту картинку. Будучи там, расскажите себе сегодняшнему — как вы к этому пришли.
Из 5-летнего будущего сформируйте несколько реальных, конкретных целей на год. С приоритетами, сроками и промежуточными этапами.
Составьте годовой план обучения
Чтобы от желаний перейти к реальным действиям, важно составить план, как вы будете идти к своей цели и отслеживать результаты. Есть 2 способа планировать обучение — их можно комбинировать или использовать по отдельности.
- Ориентироваться на достижения результата, без строгой привязки к датам. Осваивая навык за навыком, вы будете понимать, насколько приблизились к цели.
- Планировать график обучения с четкими сроками. Например, вы хотите пройти обучение Power BI за 3 месяца. В таком случае, нужно рассчитывать, сколько времени при ваших нагрузках и знаниях понадобится для освоения новой программы.
В нашей академии график обучения для каждого студента составляют методисты. График очень гибкий и при необходимости его можно корректировать, а доступ к курсу приостанавливать или продлевать.
Как еще можно спланировать обучение на год и что при этом важно учесть?
План обучения на год можно строить с использованием тех же инструментов, что и прочих целей, — говорит Мария Консманова.
Методики оценки целей SMART и GROW помогают отсеять лишнее, расставить приоритеты, увидеть возможности. Крупные цели обязательно разбивать на более мелкие и простые. И ставить сроки или период их достижения.
Давайте рассмотрим план обучения на примере менеджера Евгения, который хочет за год стать руководителем отдела.
По Big Data Евгений нашел курс, который займет 2 месяца. С формами отчетности он тоже не работал, и чтобы вывести этот навык на хороший уровень, ему понадобится практика. По управлению командой в компании есть тренинги. Сначала стоит пройти их.
Таким образом, сложную задачу «получить практический навык работы» Евгений разбил на 6 более четких. Возможно, позже нашему герою еще понадобятся навыки самопрезентации и переговоров — для достижения начальной цели «стать руководителем».
Учтите загруженность и выделите ресурсы
Любая учеба требует времени и сил. Поэтому курсы и тренинги необходимо согласовать с повседневном жизнью и выделить на них ресурсы. Не исключено, что придется чем-то пожертвовать на время учебы: хобби, общение с близкими, отдых. Но прежде чем вгонять себя в жесткие рамки, попробуйте пересмотреть свои дела на предстоящий год и избавиться от всего, что отвлекает от приоритетов.
Как спланировать обучение на год с учетом вашей загрузки и возможностей, советует консультант по планированию Елена Бекстер:
При выборе форматов и длительности обучения, учитывайте рабочий график, семейные обстоятельства, сезонность и другие факторы, которые могут повлиять на выполнение учебного плана. Пусть он будет четким, но при этом гибким.
После того как выбрали курсы, внесите их в свое расписание. Отметьте в календаре командировки, праздники, семейные дела. Потом отметьте даты, связанные с обучением: начало и окончание учёбы, дни, когда надо присутствовать на занятиях, сроки сдачи работ и тестов. Также учитывайте дни, когда вы наиболее энергичны и эффективны.
Мария Консманова также советует еще при планировании оценивать собственные возможности и договариваться с близкими.
Решите, сколько вы готовы потратить времени на обучение. И как вам удобнее осваивать материал: каждый день понемногу или одним спринтом за выходные. Если программа обучения длительная, посмотрите на свой рабочий график — нет ли в нем сложных проектов, напряженных периодов (например, закрытия отчетности).
Есть убеждение, что в обучение нужно вкладывать много денег. Но существует масса бесплатных возможностей: экспертные блоги, youtube и telegram-каналы, вебинары, книги, статьи. На дорогостоящие курсы рекомендую откладывать фиксированную сумму ежемесячно или с каждого дохода, если вы фрилансер. Также обучение сейчас модно дарить. Попросите родных и близких к очередному празднику, подарить деньги или конкретный курс.
Еще в процессе обучения нам нужна поддержка окружения. Как моральная — поддержать словом, подбодрить. Так и организационная: от родных — взять часть обязанностей по дому, не шуметь во время вебинаров, от руководителя и коллег — отпустить в отпуск в нужное время, подхватить по рабочим задачам. Перед обучением обсудите вышеперечисленные моменты с родными и коллегами. Вам будет проще идти вперед, зная, что у вас есть договоренность и поддержка.
Не дайте ошибкам в планировании все испортить
Как сделать так, чтобы ваши учебные планы не остались на бумаге, а весь год мотивировали и приближали к цели? Эксперт по планированию Татьяна Беззубцева, рассказала про 5 главных ошибок в долгосрочном планировании и поделилась советами, как их не допустить.
- Ставить завышенные цели
Например, в доходах кратно х100 за год. С точки зрения огромной горы, любые ваши действия будут едва заметны. Самый органичный рост происходит с коэффициентом в 1,3 – 4 раза за год. - Ставить цели раз и навсегда
Не пересматривать, не менять, ни шагу в сторону. Будто вы диктатор сам себе и постоянно в состоянии «должен». Помните, ваш план — как живой организм, он может меняться вместе с вами. - Запланировать все свое время
Так чтобы не осталось свободных пяти минут. А потом очень переживать, когда случаются форс-мажоры. - Думать, что реализуешь 100% поставленных целей
Люди — не роботы. Случается разное. Здоровый показатель, когда выполняется порядка 50-80% годовых планов. - Планировать только обучение и работу
Не учитывать здоровье, семью, заботу о себе и отдых. Самые действенные планы охватывают все сферы вашей жизни.
К чему приводят такие ошибки? В первую очередь, к выгоранию, к постоянному стрессу, а в итоге — обесцениванию собственных возможностей. Планирование не должно давить. Его задача — помогать вам и мотивировать, приближая вас к поставленным целям.
Проверьте свой учебный план по чек-листу
Вместе с экспертами мы составили чек-лист, по которому вы сможете определить цели в обучении и приоритетные навыки на год, найти необходимые ресурсы и подходящее время для развития.
План обучения не даст забыть о новогодних обещаниях и облегчит ваш путь к амбициозным целям. А еще он очень мотивирует. Когда вы после курсов получите новую работу или смело возьметесь за сложный проект, вам захочется ставить все новые и новые цели, и развиваться дальше.
Спланировать обучение проще, когда перед глазами программа курса. Загляните в наши курсы бесплатно, чтобы выбрать подходящую программу для развития и попробовать свои силы в онлайн-обучении.
Над материалом также работали:
Мария Консманова
основатель и руководитель КА HR-Prof, карьерный консультант
Татьяна Беззубцева
эксперт по планированию и организации бизнеса, управляющий, ментор проектов. Профиль в Facebook
Елена Бекстер
консультант по планированию и личной эффективности, автор проекта «Планирование — это просто»
Два высших образования для успешной карьеры — хорошо
А два высших + курсы повышения квалификации — идеально
Рекомендуем посмотреть бесплатный вебинар:
Як стати кадровиком у Польщі: освіта, обов’язки, навички для кар’єри
Также рекомендуем
Эту книгу можно скачать бесплатно:
Трекинг по карьере в финансах 2020-2025: автоматизация, финтех и новые профессии будущего
Самообразование
Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс).
Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс). Он имеет равные права со стандартным школьным обучением и семейным образованием, на которое школьники переходят в старших классах для подготовки к итоговым экзаменам Школьники выбирают самообразование по всем предметам школьной программы или по одной-двум дисциплинам, которые им наиболее важны для поступления в вуз. Отличие самообразования от других форм обучения — расчёт исключительно на свои силы. Никаких учебных планов, подсказанных педагогами, в данном случае нет. Поэтому важно внимательно подойти к составлению плана работы — без этого самообразование может обернуться разочарованием.
Общая схема самообразования
Работа по самообразованию начинается с подготовительного этапа. Обучение — это не просто прочтение учебников по выбранному предмету. Новая информация должна быть тщательно обработана и закреплена. Самостоятельное изучение любого предмета, независимо от поставленных целей, проходит по следующей схеме.
- Составление индивидуального плана по самообразованию. Поможет школьный учебник, в котором перечислены основные темы. Рабочий план по самообразованию включает в себя перечисление нужных тем, распределение учебных часов, составление расписания работы.
- Составление списка учебных пособий. Список включает учебники, дополнительную литературу по предмету, интернет-ресурсы, видеолекции, видеоуроки. Пособия подбирают в соответствии с включёнными в план работы по самообразованию темами. Для каждой темы в плане прописывают учебное пособие.
- Перерыв в подготовительном этапе. Нужно на несколько дней отойти от интенсивных занятий, чтобы осознать проделанную работу, понять цели. Это поможет не упустить главное при самообучении.
- Старт самообразования по установленному расписанию. Важно не пропускать занятия, следуя составленному графику.
- Комбинация учебных пособий. При работе над темой необходимо комбинировать учебники, видеоматериалы, другие источники. Это поможет глубже понять тему, лучше усвоить новую информацию.
- Составление конспектов. При краткой записи информации включаются отделы мозга, отвечающие за запоминание. Перечитайте составленные конспекты в конце занятия.
- Повторение. Мысленно проговаривайте новую информацию, связывая её с имеющимися знаниями, пробуйте на практике.
По этой схеме идёт изучение каждой темы. После того как тема закреплена и отработана на практике, она повторяется при работе со следующей порцией информации.
Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Плюсы самообразования
Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.
Другие плюсы самообразования
- Глубина изучения темы. Школьник не привязан к разработанной для всех учебной программе. Он изучает материал основательно, пользуясь не только школьным учебником, но и альтернативными источниками информации. Главное — научиться находить актуальную информацию и не закопаться в большом количестве источников. Сделать это поможет составленный график работы.
- Экономия. При самостоятельных занятиях платить придётся только за учебники и канцтовары. Иногда для изучения темы требуется заплатить за курсы. Можно учиться и без вложений, по доступным в Интернете учебным видеолекциям и видеоурокам.
Важный плюс самообучения — оно развивает дисциплинированность. Подросток планирует время на работу и отдых. Он привыкает жить по графику, что поможет ему и во взрослой жизни.
Минусы самообразования
Свобода обучения в самообразовании становится и главным минусом. Личная ответственность за обучение может напугать. Снижение мотивации со временем приведёт к потере сосредоточенности, ребёнок будет отвлекаться на посторонние дела, в знаниях появятся пробелы. Над ним нет учителя, который побуждает начать занятия или трудиться усерднее. Никто не подскажет альтернативный способ решения задачи, не укажет на ошибку, которая может остаться непонятой и потянуть за собой другие ошибки.
Другие минусы системы самостоятельного обучения
- Мало общения. В школе ребёнок постоянно общается со сверстниками и учителями. Самообразование оставляет его в одиночестве, что может вызвать проблемы с социализацией. Выход: записаться на кружки, секции, свободное время проводить с друзьями.
- Не всегда можно изучить предмет самостоятельно. Самообразование возможно только по тем предметам, которые уже изучались в школе при поддержке учителей. Для самообучения важно иметь базовые знания. Изучать что-то с нуля без помощи специалистов сложно.
- Могут появиться неизученные предметы. Если школьник полностью ушёл на систему самообразования, важно включить в рабочий план все изучаемые в школе предметы. В конце обучения предусмотрен итоговый контроль по всем предметам, прохождение которого даёт допуск к итоговым экзаменам.
Чтобы эти сложности не повлияли на успех в учёбе, чётко ставьте перед собой цели. Перед принятием решения о начале самообразования необходимо проанализировать свои возможности, разработать строгий план занятий.
Индивидуальное обучение
Индивидуальное обучение ребенка представляет собой освоение учеником обязательной школьной программой, которое не предусматривает посещение школы. Один из возможных вариантов организации процесса.
Постановка цели
Постановка цели — первый шаг при принятии решения о самообразовании. Чётко поставленная цель — основа плана занятий. На основе цели школьник принимает решение о самостоятельном изучении отдельных дисциплин или всего школьного курса. Чаще всего целью самообразования для школьника становится поступление в вуз.
Необходимо помнить, что самообразование не даёт свободы от школы. Даже при полном уходе старшеклассника на систему самообразования он остаётся приписанным к школе, должен приходить на контрольные занятия и проходить промежуточную и итоговую аттестацию по всем предметам.
Составление плана
План представляет собой подробно проработанную программу самообразования с перечислением тем, распределением их по датам, с указанием времени на изучение каждой. Составить план быстро не получится — на проработку программы уйдёт много времени. Но чётко составленный план поможет не запутаться в большом количестве доступных материалов, даст направление всей системе самообразования. Рабочий план станет учебным календарём. Распечатайте и повесьте его на видном месте — так он будет постоянно напоминать о расписании занятий. Также визуализация плана повысит самодисциплину.
При составлении плана самообразования используют один из четырёх подходов.
- Основа — время. Наиболее привычный школьнику план, суть которого — отведение определённого времени на изучение каждого предмета. Можно воспользоваться школьным расписанием занятий.
- Основа — локация. План состоит в выборе места для обучения. Место может быть любым — библиотека или ближайший парк. Суть подхода — школьник отправляется в выбранное место с единственной целью — учиться.
- Основа — свобода. Не подразумевает постановку цели и чёткое планирование тем для обучения. Обязательное условие — нужно выделять себе определённое количество часов ежедневно и учить то, что хочется. При этом необходимо вести дневник, в который записывать все изученное. Плюс такого плана — постоянная новизна, высокая мотивация. Минус — не всегда школьник захочет учить то, что действительно важно. Поэтому такие планы редко применяют для самообразования школьников.
- Основа — поставленные цели. Перед разработкой такого графика необходимо определить три цели для обучения. На основе целей школьник выстраивает программу занятий.
При составлении рабочего плана самообразования можно взять один тип или комбинировать их друг с другом. Например, план с основой на времени комбинируется с графиком с основой на локации.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Отслеживание прогресса
Не всегда видимые результаты обучения заметны с самого начала выполнения плана самообразования. Поэтому может снизиться мотивация, случиться разочарование в своих способностях. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно отслеживать прогресс. Для этого можно применять любые способы — завести дневник, записывая в нём все пройденные темы и результаты контрольных тестирований, чертить графики, рисовать схемы. Оценивать прогресс можно творчески — например, записывать не пройденные темы, а свои впечатления от процесса. Можно найти компьютерное приложение, где прогресс будет отслеживаться автоматически.
Главное — работа должна вестись систематически. В таком случае даже небольшое продвижение в изучении предметов не останется незамеченным, а мотивация к обучению не пропадёт.