Автомобильные коды стран мира (IVR коды)
Распознавание транспортных средств, автомобильных номеров по странам. Все мы прекрасно разбираемся в регистрационных знаках транспортных средств нашего государства, но часто при виде нестандартных, иностранных номеров мы задаемся вопросом — откуда авто? Если с кодами стран бывшего союза все понятно, то с Европой, Евросоюзом и остальными странами все намного сложнее.
Порядок вывода комментариев:
+1
в подмосковье встретил номер 01TF707 откуда номер найти не могу, думаю что это номера Евросоюза
Ответ: Добрый день,
TF — Французские Южные и Антарктические территории, по ISO 3166-1, заморское особое административно-территориальное образование Франции.
Но на автомобильном номере в данной комбинации TF, скорее всего, не обозначает страну.
В регистрационных номерных знаках Германии TF — Федеральная земля Бранденбург, но в данном государстве другая система расположения знаков в номере.
Автомобильный номер может быть старого образца одной из стран мира.
Киношники любят обозначения несуществующих регионов или экзотических стран.
—>Добавить комментарий: —>Регистрация | —>Вход
Таблица кодов авто-номеров стран мира
Регистрационный номерной знак — это специальный символический знак, изготовленный как правило из металлической пластины или нанесенный прямо на транспортное средство. Номера используются для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.
Устанавливаются на передней и задней частях техники (на прицепы и мотоциклы — только сзади).
В большинстве стран в номере присутствует буквенное обозначение страны присвоения регистрационного знака. Эти буквы приведены в таблице ниже.
Комментарии и отзывы отсутствуют Комментировать!
Последние новости на сегодня
09.08.23
Запасы золота Российской Федерации — год 2023
11.09.23
Банк России выпустил в обращение инвестиционную золотую монету номиналом 50 рублей «Георгий Победоносец» 2023 года
Все используемые в текстах товарные знаки и логотипы компаний являются собственностью их законных владельцев.
Копирование и перепечатка статей без согласия автора запрещена.
Авторские права защищены законом. Copyright © Официальный сайт Банкирша.com .2023
By номера какой
перечень буквенных кодов стран (некоторых из которых уже нет…)
Номера авто
Английское название
Русское название
UAE (TO)
United Arab Emirates
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
Antigua and Barbuda
Антигуа и Барбуда
Антильские о-ва (NL)
ANG
Восточное Самоа (US)
Босния и Герцеговина
BDS
BRN
BN (DY)
BRU
CDN
Cocos (Keeling) Islands
Кокосовые (Киилинг) о-ва (AU)
ZAI (ZRE)
Congo , Democratic Republic of the
Демократическая Республика Конго [Заир]
RCA
Central African Republic
RCB (CGO)
RCH
Falkland (Malvinas) Islands
Фолклендские (Мальвинские) о-ва (GB/AR)
Federated States of Micronesia
Фарерские о-ва (DK)
Great Britain (United Kingdom)
Французская Гвиана (FR)
GBZ
WAG
South Georgia and the South Sandwich Islands
Южная Георгия и Южные Сандвичевы о-ва
GCA
Heard and McDonald Islands
Херд и Макдональд о-ва (AU)
British Indian Ocean Territory
Британская территория в Индийском океане (GB)
EAK
Saint Kitts (Christopher) and Nevis
Сент-Кристофер и Невис
Северная Корея (КНДР)
ROK
Южная Корея (Республика Корея)
Каймановы о-ва (GB)
Lao People’s Democratic Republic
Libyan Arab Jamahiriya
RMM
MYA (BUR)
Northern Mariana Islands
Северные Марианские о-ва (US)
MS (RIM)
Монсеррат о . (GB)
MAL
MOC
Новая Каледония о. (FR)
NIG (WAN)
Papua New Guinea
RP (PI)
St. Pierre and Miquelon
Сен-Пьер и Микелон (FR)
Palestinian Territory (occupied)
Russia (Russian Federation)
KSA
Святой Елены о . (GB)
SLO
Svalbard and Jan Mayen Islands
Свалбард и Ян Мейен о-ва (NO)
WAL
RSM
SME
Sao Tomea and Principe
Сан-Томе и Принсипи
Turks and Caicos Islands
Теркс и Кайкос о-ва (GB)
French Southern Territories
Французские Южные территории (FR)
Trinidad and Tobago
Тринидад и Тобаго
EAT
EAU
United States Minor Outlying Islands
Вы не знаете как перевести? (US)
United States of America
Соединенные Штаты Америки
Vatican (Holy See)
Saint Vincent and the Grenadines
Сант Винцент и Гренадины
Virgin Islands, British
Виргинские о-ва (GB)
Virgin Islands, US
Виргинские о-ва (US)
Wallis and Futuna Islands
Уоллис и Футуна о-ва (FR)
Южно-Африканская республика (ЮАР)
СССР (устар. — была Страна…)
исп.в России для консульских учреждений
исп.в России для дипломатических представительств
1. В первой колонке обозначения, используемые в номерных знаках автомобилей. Для российских знаков – RUS – смотри Типы номерных знаков
2. В первой колонке в скобках – используемые ранее обозначения
3. Последние три колонки – ISO -3166 – Международный стандарт обозначения стран (используется в доменных именах Интернета – формат А2, в присвоении номеров печатных изданий и т.д.). Как видно в большей части первая колонка и две предпоследних совпадают. Где есть не совпадения, я выделил жирным курсивом
4. Таблица отсортирована по А2. Если ищете в первой колонке – используйте поиск: Ctrl / F
Что означают буквы и цифры на иностранных автомобильных номерах
Французская пословица «В каждом замке своя гильотина» имеет русский аналог: «Во всякой избушке свои погремушки». Смысл в обоих случаях одинаковый, распространяющийся и на автомобильные регистрационные знаки. Правда, в разных странах свои национальные особенности, порой весьма забавные. Речь не только о применяемом шрифте, цветах, но и сочетаниях.
Дальнее зарубежье. Европа
Например, автомобильные регистрационные знаки Словении начинаются с кода страны SLO — Slovenia. Как и в других странах Евросоюза, слева расположена синяя полоса (используется с 2004 года), далее следует защищенный от несанкционированного доступа текст. Он набран черными буквами на белом фоне удобочитаемым шрифтом Helvetica. Двухбуквенный блок означает один из 11 регионов, и самым «красивым» является сочетание КК — Кршко. В остальных вариантах буквы в коде региона не повторяются, например: СЕ — Целе, GO — Нова-Горица, KR — Крань, MB — Марибор, MS — Мурска-Собота и т. д. Самые желанные номера — с тремя одинаковыми цифрами и дублирующимися буквами.
Княжество Монако выдает компактные регистрационные знаки с синими символами на белом фоне, обрамленном синей каймой. Есть и синие номера с белыми символами, которые часто встречаются на ретро-автомобилях. Текущий стандарт введен в действие 9 января 1978 года. На переднем алюминиевом знаке размерами 290х90 мм слева располагается изображение герба Монако, а под ним — текущий год. В нижней части задней таблички размерами 340х110 мм нанесена надпись «Principaute de Monaco», что в переводе с французского означает «Княжество Монако». Критерий «крутости» — полностью одинаковые цифры, зеркальные сочетания с нулями по краям или в середине, спаренные блоки одинаковых цифр и, конечно, версии с тремя нулями перед последней цифрой. Самым «козырным» автомобилисты называют сочетание «0001». А вообще все знаки, начинающиеся с «000», принадлежат семье принца Монако Альберта II.
Новейший номерной стандарт в Венгрии введен с 1 июля 2022 года. Он предусматривает наличие семи символов: четырех букв и трех черных цифр на белом фоне. До этого вид автомобильных номеров здесь меняли в 2007 году, ранее — в 1990‑м, а еще раньше — в 1959‑м. Разновидностей регистрационных табличек столько, что хоть справочник издавай. На самом деле на улицах городов и сел полно транспорта, поставленного на учет с номерами предыдущего образца, действующего с 2007 года. При этом флаг появился с мая 2004‑го, а затем он в соответствии с единым стандартом ЕС исчез. Осталась литера «Н», означающая название страны: Hungary — Венгрия.
В период 1959–1990 гг. номера для легковушек, грузовиков, прицепов и мотоциклов имели разные размеры и простенький формат в виде двух цифр и двух пар цифр через дефисы. Выделялись дипломатические, временные, общегражданские номера и регистрационные знаки для сельхозтехники. В 1990 году новые венгерские знаки начинались с серии «ААА-001», а к 2005‑му последовательные комбинации достигли первой буквы «К». Тогда венгры с 2008 года ввели буквенное разделение. Номера для легковушек стали начинаться на литеру «L», для грузовиков — «F», для прицепного состава — «Х», для мотоциклов — «U». Дипкорпус получил знаки с белыми символами на синем фоне и буквы «DT», полиция — «RB», скорая помощь — «МА» и т. д. Персональные номерные знаки можно заказать за деньги, гдестоимость услуги достигает 1320 евро. Самые красивые буквенные сочетания встречаются на автомобилях обычных сотрудников диппредставительств (СС), а также прицепах и полуприцепах (ХХХ).
Номерная Германия
Интересная история со служебными автомобилями европейских компаний, включая технику пресс-парка для проведения тест-драйвов. Богатая палитра в этом смысле в Германии. Каждый уважающий себя автопроизводитель стремится выделиться среди конкурентов. Отсюда и стремление регистрировать свои «колеса» соответствующим образом.
Скажем, служебные Audi встречаются на буквенном коде «AU» от Aue — названия небольшого городка Ауэ в Саксонии. Есть они и с обозначением «А» от Augsburg, баварского города Аугсбург на юге Германии. Есть код «B» — Berlin BM — Erftkreis in Bergheim, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. А вот сочетания «BMW» единым неразрывным блоком на номерах ФРГ не существует.
Некоторые автомобили Mercedes-Benz ставят на учет транспортной полиции со знаками, содержащими литеры «МВ». На самом деле такие знаки означают принадлежность к Miesbach — райцентру Мисбах в Верхней Баварии. Повторяющиеся сочетания на немецких автомобильных номерах существуют в таких вариантах:
АА — Aalen Ostalbkreis (Баден-Вюртемберг);
BB — Boblingen (Баден-Вюртемберг);
СОС — Cochem-Zell/Mosel (Рейнланд-Пфальц);
DD — Dresden (Саксония);
EE — Elbe-Elsten (Бранденбург);
FF — Frankfurt (Бранденбург);
GG — Drosse-Gerau (Гессен);
HH — Hanselstadt Hamburg (Гамбург);
LL — Landsberg/Lech (Бавария);
MM — Memmingen (Бавария);
TUT — Tuttingen (Баден-Вюртемберг);
WW — Westerwald in Montabaur (федеральная земля Рейнланд-Пфальц);
ZZ — Zeitz (федеральная земля Саксония-Анхальт).
Нередко обыватели слишком произвольно трактуют применяемые сочетания. Например, буквы на знаках тестового грузовика иногда подобраны так, чтобы намекать на страну происхождения автомобиля (GER — Germany) и пресс-парк (PR — Public Relations или общественные связи). На самом деле GER — это Germersheim, город Гермерсхайм в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, а PR — Prignitz in Perleberg, город Перлеберг района Пригниц в составе федеральной земли Бранденбург.
Ничто человеческое немцам не чуждо, и «продвинутые» автомобилисты всеми правдами и неправдами стремятся заполучить «красивые» номерные знаки. Это необязательно зеркальные, повторяющиеся цифры или одинаковые буквы. Иногда для «крутости» достаточно цифрового сочетания, совпадающего с номером модели или внутризаводским индексом кузова.
Транспорт родины Пеле
Из множества государств, в которых россияне могут побывать без оформления визы, стоит упомянуть Бразилию. Новый стандарт регистрационных знаков Меркосур здесь введен в 2018 году, а предыдущий действовал с 1990 года. Номера стали размерами 400х130 мм, преимущественно на белом фоне, с рамкой и символами шрифта FE-Schrift черного цвета. Применяемые комбинации кажутся сложными: три буквы, цифра, буква, две цифры. Символы бывают красными, синими, серыми, зелеными, золотыми. Последние выдают дипломатам; синие — полицейским, пожарным, коммунальщикам и другим госслужбам; красные — автобусам, такси, грузовикам. Черный шрифт на белом фоне относится к транспорту частников. Существуют и знаки с черным фоном и белым шрифтом. Как говорится, без бутылки не разобраться! Выдает эти знаки департамент транспорта каждого из 26 штатов Бразилии.
В старой бразильской системе 1990–2018 гг. действовало несколько категорий знаков. В их числе: черные символы на белом фоне (полиция, пожарная охрана, госслужбы), черные на сером (частные автомобили), белые на красном (автобусы, такси), красные на белом (автошколы). Серым по черному фону отмечали олдтаймеры и коллекционные автомобили, белым по зеленому — машины для тест-драйва и дилерских центров, белым по синему фону — дипломатический транспорт. «Красивых» номеров в старой системе насчитывалось больше, т. к. комбинация была проще: три буквы и через дефис — четыре цифры. Тем не менее, встретить «красивые» номера вне Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу крайне сложно, потому что их немного.
Автомобильный чайна-таун
У китайцев по номерным знакам свои заморочки. Например, они всячески стараются избегать цифру «4», которая по их философии означает «смерть». Самый кошмарный сон гражданина КНР — ужасная комбинация 24, которую трактуют как быстрый «легкий уход из жизни». С другой стороны, цифра «5» звучит как «нет» и в сочетании с четверкой (45) означает «смерти не будет».
Старые автомобильные знаки насчитывали пять цифр. А начинались номера с иероглифа, обозначающего китайскую провинцию. Впритык к нему размещали латинскую букву. Все символы были белого цвета. Синий фон присутствовал как на машинах юридических лиц, так и на транспортных средствах частников. Впервые такое решение применили в крупных городах с внушительным автопарком.
Бурный рост транспорта Китая привел к тому, что действующий стандарт пришлось совершенствовать. Город Нанкин в инициативном порядке заменил первую цифру кода на буквы латинского алфавита, за исключением «О», которую можно было спутать с нулем и буквы «I», по написанию похожую на единичку. Количество возможных комбинаций выросло до 340 тыс. Дальнейшим шагом стала замена двух цифр, и это расширило количество знаков до 792 тыс. Конечно, для Китая это капля в море, но в любом случае лучше, чем совсем ничего.
Внутризаводской транспорт Китая регистрируется на знаках с желтым фоном, даже если это электрокар, а не автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Вообще разобраться в многообразии автомобильных номеров КНР с ходу сложно, особенно если вы не владеете китайским языком. Тем не менее, понять, «красивые» перед вами ГРЗ или нет, можно не прибегая к услугам переводчика.
Регистрационные таблички КНР встречаются и с белыми символами на черном фоне. В этом случае в начале комбинации применяется красный иероглиф, а далее — сочетание формата «I 30‑003». Белые комбинации иероглифа, буквы латинского алфавита и пяти цифр на черном фоне применялись и на знаках образца 1992 года. Выдавали такие ГРЗ на автомобили, принадлежащие иностранным гражданам и зарегистрированные на юридических лиц.
Более ранние варианты — знаки, введенные китайскими нормативами 1986 года. Практически весь транспорт, начиная с легковых автомобилей и автобусов и заканчивая грузовиками и трейлерами, получил таблички размерами 300х165 мм. Скромнее оказались знаки для двух- и трехколесного транспорта — мопедов, мотороллеров, мотоциклов. Их владельцам выдавали номера размерами 200х120 мм. Для «взрослого» транспорта были предусмотрены знаки на белом, желтом, синем, зеленом, фиолетовом и черном фоне. Для «малыше» использовали таблички на белом и светло-зеленом фоне. В числе современных престижных сочетаний находятся DDDDD, LLDDD, DDLDD, LDDDL, DDDLL, DLDDL. Среди дипломатических кодов автомобилей в КНР назовем следующие:
101 — Афганистан;
111 — Беларусь;
121 — Камбоджа;
131 — Кипр;
141 — Фиджи;
151 — Исландия;
161 — Казахстан;
171 — Малайзия;
181 — Мьянма;
191 — Перу;
200 — Саудовская Аравия;
202 — Сейшельские острова;
212 — Швеция;
222 — Объединенные Арабские Эмираты;
232 — Замбия;
242 — Молдова;
252 — Гаити;
262 — Ямайка;
272 — Барбадос.
Код «300» закреплен за Европейским союзом, «303» — за Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, «313» — за Международным валютным фондом.
Приоритеты Азии: Япония
Для расшифровки автомобильных номеров Страны восходящего солнца неплохо бы знать японский язык и «читать» их иероглифы. Впрочем, и без этого цифровые блоки понятны всем без исключения. Между тем, рачительные японцы практикуют свой подход к регистрации транспортных средств. Например, мотоциклы и микролитражки на учет ставят местные муниципалитеты. Другой транспорт знаками обеспечивают управления наземного транспорта Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма.
В верхней строке, так сказать, «на чердаке», зашифрован код транспортного средства. Он начинается с «0» до «9» и предусматривает особенности техники: рабочий объем двигателя и габаритные размеры. Скажем, легковушки с моторами объемом 2000 см 3 и более получают код, начинающийся с цифры «3», до 2000 «кубиков» — код с цифрой «5». Такими, например, является большинство легковых такси, получающих номерные знаки с верхним кодом «500».
Какие сочетания применяют в Японии? Зеленый текст на белом фоне — для частных автомобилей с двигателем объемом более 660 см 3 . Белый шрифт на зеленом поле — для коммерческих автомобилей того же класса. Черные символы на желтой подложке — для компактных кей-каров с моторами объемом менее 660 см 3 . Малогабаритные LCV с двигателями до 660 «кубиков» получают черные номера с желтым шрифтом, микрокары с моторчиками до 49 см 3 комплектуют лазурными знаками с синими символами, двухколесные ТС аналогичного класса — белыми табличками с синими цифрами и буквами.
У двухколесного транспорта в рамках действующего стандарта своя раскладка. По сочетанию цветов поля и символов номерного знака made in Japan несложно понять, что за «колеса» перед нами. Например, зеленый шрифт на белой табличке с зеленой рамкой предназначен для двухколесников с мотором объемом 250 см 3 и более. Зеленые надписи на белой «простыне» отведены под мотоциклы с двигателями рабочим объемом 125–249 см 3 . Синие надписи на розовой поверхности — это мототехника с движками кубатурой 90–124 см 3 . И для очень маленьких мопедов с силовыми агрегатами объемом 50–89 см 3 придуманы синие символы на желтом фоне.
Японцы классифицируют автомобильные номера и по размерам. Большой габаритами 440х220 мм используют на грузовиках полной массой свыше 8 т и автобусах вместимостью 30 пассажиров и более. Средний размер — это 330х165 мм, маленький — 230х125 мм, очень маленький — 200х100 мм. При этом критерии «счастья» и «крутости» японцы определяют сами, никому их официально не навязывая.
Сами жители островного государства классифицируют три основных поколения автомобильных номерных знаков послевоенной поры. Речь о стандартах периода применения 1962–1971 гг., 1967–1999 гг. и с 1998 года по настоящее время. Действующие с 1998 года коды номерных знаков определяются так:
000 — Строительное оборудование;
100 — Грузовики с двигателем объемом более 2 л, длиной более 4,7 м, шириной менее 1,7 м, высотой более 2 м;
200 — Автобусы малого и среднего класса;
300 — Легковые автомобили с двигателем объемом свыше 2 л и габаритами, превышающими стандарт для компактных ТС;
400 — Фургоны, универсалы, грузовики с мотором объемом 660–2000 см 3 и/или длиной кузова до 4,7 м, шириной менее 1,7 м, высотой до 2 м;
500 — Легковые автомобили с двигателем объемом 660–2000 см 3 , длиной до 4,7 м и шириной менее 1,7 м;
600 — Трехколесные грузовики с мотором рабочим объемом до 360 см 3 ;
700 — Трехколесные легковые автомобили, специальные ТС с мотором объемом до 660 см 3 ;
800 — Специальные ТС с двигателем рабочим объемом свыше 660 см 3 ;
900 — Трактора и погрузчики.
BY — значит Белоруссия
Самые крутые номерные знаки, естественно, у президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Передний номер представляет собой прямоугольную табличку с государственным флагом по всей площади. Задний номер на белом фоне содержит посередине изображение флага РБ, слева — цифры «001», справа — буквы «BY». У простых смертных представления о «крутости» номеров проще: все одинаковые цифры, «зеркалки», парные блоки одинаковых символов, приятное сочетание нулей.
Первые автомобильные номера появились в Белоруссии еще во времена Российской империи. С 1931 года началась выдача регистрационных знаков для Белорусской ССР как части СССР. В то время существовала единая республиканская серия. Период оккупации 1941–1944 гг. характеризовался выдачей знаков рейхскомиссариатов, но это, как говорится, не в счет. Рост парка автомобилей и потребность четкой идентификации региона приписки привели к тому, что с 1946 года ввели серии с учетом областного деления БССР.
После обретения независимости новые автомобильные знаки стали выдавать в 1992 году. Они были довольно простыми и хорошо читаемыми. Для регистрации хватило четырех цифр и двух букв белорусского алфавита, совпадающих по написанию с латинским шрифтом — чтобы можно было ездить за границу без смены номера. Между символами красного цвета на белом фоне располагался герб «Погоня», на тот момент считавшийся элементом государственной геральдики. В 1996‑м изменилась государственная символика, а на номерах появился национальный орнамент и надпись «Belarus». В 2000‑м для легковых машин буквенный блок увеличили с двух до трех символов, а заодно видоизменили знаки для иностранных граждан. При этом у сотрудников ГАИ была негласная классификация по символам ГРЗ. Например, сочетание «Ко» называли «козел отпущения»: такие номера выдавали бывшим «залетчикам» — терявшими права, попадавшимися за вождение в нетрезвом мире, имевшим большое количество штрафов и виновникам ДТП с тяжелыми последствиями.
Только в 2004‑м в действие вступил действующий и поныне стандарт с указанием цифрой кода региона. Для иностранцев их распределили так: 0, 1, 2 — Минск, 3 — Брестская область, 4 — Витебская область, 5 — Гомельская область, 6 и 7 — Гродненская область, 8 — Минская область, 9 — Могилевская область. Между тем, для внутреннего пользования кодировка иная:
0 — для а/м Министерства обороны РБ, Государственного пограничного комитета РБ, внутренних войск МВД РБ (с 2007 г.);
1 — Брестская область (в СССР — БНх);
2 — Витебская область (в СССР — ВТх);
3 — Гомельская область (в СССР — ГСх);
4 — Гродненская область (в СССР — ГКх);
5 — Минская область (в СССР — МБх);
6 — Могилевская область (в СССР — МГх);
7 — Минск (в СССР — МИх);
8 — на транзитных номерах Минска на новых МАЗах (с 2010 г.).
На красном фоне с белыми буквами и цифрами белорусские номера выпускали для дипломатов, МВД, автомобильных прицепов, мотороллеров и мотоциклов. На желтом фоне с черными символами шли номера для транспорта, перевозящего пассажиров (с 2004 г.), а также иностранных граждан и компаний (образца 1992 и 2000 гг.). Зеленый фон и белые символы с 1992 года традиционно принадлежали Госкомитету погранвойск РБ. Наконец, белые символы на черном фоне образца 1992 года использовались для автомобилей Министерства обороны.
Любая действующая комбинация состоит из сочетания белорусских букв и арабских цифр (не путать с римскими!). В ходу используются только 12 букв: A, B, E, I, K, M, H, O, P, C, T, X. Отдельно стоящая в начале или конце знака цифра обозначает код региона, а дополняет картину государственные знак Республики Беларусь и знак «BY» (Belarus). До 1 июля 2020 года он был черным, а затем стал зеленым. Для дипломатического корпуса в алфавитном порядке закреплены коды иностранных государств, где 02 — это Армения, 08 — Грузия, 09 — Израиль, 33 — Туркмения и т. д. При этом по два кода присвоено Германии (07 и 67), Казахстану (14 и 83), Ливии (20 и 71), США (31 и 69), Швеции (39 и 48). Больше всех — три кода — досталось России: 27, 68, 88. В этой подборке есть и особые номера. Например, коды 01 и 66 принадлежат Исполкому СНГ, 43 выдают Международному научно-техническому центру, 45 — МИДу и Управлению делами президента РБ, 58 — Международному валютному фонду, 84 — Евразийскому банку развития и т. д. «Красивые» двухразрядные коды распределены так: 11 — Ирак, 22 — Молдавия, 33 — Туркмения, 44 — Экономический суд СНГ, 55 — Международный комитет Красного Креста, 66 — Исполком СНГ, 77 — Бахрейн, 88 — Россия.
Грузинские хроники: GE — значит Georgia
История грузинских номерных знаков для автомобильного транспорта началась со времени вхождения в состав Союза ССР. В советский период машины ставили на учет в рамках так называемой общереспубликанской маркировки. В нее входили буквенные серии ГА, ГГ, ГД, ГР. Повторяющееся сочетание «ГГ» шутники расшифровывали как «Гиви-Гиви» или «Гога-Гога». «Красивыми» считались знаки с нулями, «зеркалки» и повторяющимися цифрами.
Свой национальный стандарт был введен в 1993 году, когда появилось обозначение «GEO» от слова Georgia (Грузия). Столица получила небольшой приоритет над провинцией: для транспортных средств Тбилиси на номерах рисовали старый грузинский флаг, а на остальных он отсутствовал. Кодировка автомобильных номеров Грузии образца 1993 года выглядела так:
ААА-AAZ — Тбилиси;
DDD — Кутаиси;
EEF, EEP, EEQ — Болниси;
EEK, EES, EEY, EAD, EAK, EAQ, VYV, VCV, VIV, IID — Марнеули;
KZZ, KZY — Ткибули.
Престижными считались все сочетания с одинаковыми буквами (ААА, DDD, KKK и т. д.) и «говорящие» аббревиатуры вроде KGB (от КГБ — Комитет государственной безопасности) или USA (United States of America, Соединенные Штаты Америки).
Следующая редакция автомобильных номеров состоялась в 2004 году, когда вместо старого флага Грузии стали наносить изображение нового. А на стыке десятилетий обозначение «GEO» ушло в прошлое, уступив место более компактному сочетанию «GE». И здесь владеющие собственным транспортом грузины не растерялись, выбирая желанные сочетания символов, как говорится, не просто так, а за деньги. Что поделаешь: это в крови кавказцев, не жалеющих средств на укрепление собственного имиджа человека состоятельного, ни в чем не нуждающегося. Очень хорошо это отражено в комедии «Мимино», снятом в 1977 году режиссером Георгием Данелия на киностудии «Мосфильм».
Сентябрь 2014 года принес с собой новый формат номерных знаков, чему многие очень обрадовались. Стандарт выглядел так: две буквы, три цифры, две буквы. Флаг Грузии и код «GE» разместили наподобие стран Евросоюза — на синем фоне. В это время модными стали буквенные повторы вроде «МА-МА», зеркальные серии типа «АВ-ВА», одноформатные наподобие «GG-GG». Их, кстати, можно официально купить, уплатив установленную госпошлину. Такие серии престижно иметь не только на периферии, но и в грузинской столице. И встречаются подобные «коллажи» не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, которые нынче частенько находятся в личной собственности.
Наряду со стандартными в Грузии применяются автомобильные номера специальных серий разного колера. Например, белые символы на черном фоне вроде «АА-222» относятся к транспорту Министерства обороны. Белые символы на зеленом поле типа «001 АА 01» характерны для знаков иностранных компаний. Наблюдателям Евросоюза адресованы голубые номера с белыми буквами и цифрами, скажем, такие: «EUMM 111». Автомобили дипломатического корпуса регистрировали красными номерами с белыми символами наподобие «001 D 01».
Уход бывших союзных республик единого СССР по национальным квартирам повлек за собой принятие новых стандартов государственных регистрационных знаков. Ни в одной из новообразованных стран автомобильные номера по стилю и комбинациям буквенно-цифровых блоков не повторяются. При этом они регулярно обновляются или меняются кардинальным образом. Наверное, поэтому до сих пор никто так и не издал каталога автомобильных номеров стран СНГ и других государств ближнего зарубежья. Возможно, такой фолиант со временем появится, а сейчас даже энтузиастам отечественной автоистории просто не до него.
Что еще почитать: