Как улучшить качество звука в audacity
Перейти к содержимому

Как улучшить качество звука в audacity

  • автор:

Улучшить звук в аудиодорожке в audacity

Найдите исполнителя для вашего проекта прямо сейчас!
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.

В нем очень плохой звук (кажется, это эхо).

Надо выдрать из него звуковую дорожку (скачав видео с ютуба в формате mp4), и улучшить в получившемся звуковом файле качество звука (если это из-за эха — эхо убрать, если нет — разобраться как именно это исправлять) в бесплатной программе audacity и рассказать с какими настройками и эффектами это улучшение было сделано (чтобы мы потом могли сами по той же схеме улучшить звук на других записях, записанных с того же микрофона).

Как улучшить качество звука в audacity

Довольно часто попадаются хорошие подкасты или аудиотрансляции с семинаров и конференций, однако интересная тема и интригующая манера подачи материала сводятся на нет невысоким качеством самой записи. Это может быть, как низкий уровень звука, так и сильные перепады громкости на разных отрывках. Они сильно портят впечатление и заставляют слушателя интенсивно мучать кнопки «громче-тише».

Отдельную проблему представляет фоновый шум, а также резкие вопли-кашли-чихания. Впрочем, все эти и многие другие недостатки можно устранить с помощью бесплатной программы Audacity. В данной статье я расскажу об обязательной минимальной обработке записи голоса или собственного подкаста, позволяющей сделать прослушивание комфортным.

Звуковой редактор Audacity бесплатен и имеет русский язык, он скачивается с официального сайта. Инсталляция не вызывает никаких проблем – опции при установке менять не требуется. Однако после инсталляции необходимо доустановить пару модулей, чтобы программа понимала различные аудиоформаты, а также самостоятельно могла экспортировать звук в mp3. Дело в том, что автор не стал связываться с юридической стороной вопроса легальности использования закрытых форматов и переложил эти проблемы на пользователя.

Настройка библиотек в Audacity

Настройка библиотек в Audacity. Сначала скачиваем, потом распаковываем, далее указываем.

Заходим в Правка-Параметры-Библиотеки. Здесь требуется установить библиотеки LAME и FFmpeg. Нажимаем на кнопку Скачать и в браузере откроется ссылка на нужную библиотеку – соответственно «LAME download page» и «Go to the external download page». После скачивания распаковываем содержимое архивов в папку с программой и указываем файл кнопкой Указать. Теперь редактор полностью готов к работе. Открываем нужную аудиозапись.

Необработанная аудиозапись в Audacity

Необработанная аудиозапись в Audacity видна невооруженным глазом. Сильно выделяются пики, а общий уровень сигнала низкий.

В качественной записи общий уровень звука должен быть примерно одинаков, без резких скачков и всплесков. Зашкаливающие пики, мало того, что неприятно отдают в наушниках и колонках, так еще и будут мешать программе Audacity определить максимальный уровень сигнала. Удаляем всплески первым делом.

Удаление скачков и пиков

Заходим в Эффекты-Limiter (или Hard Limiter в зависимости от версии Audacity и плагина). На изображении показаны рекомендуемые параметры. Единственное, с чем стоить поиграться – Limit to (dB) – собственно он и указывает выше какого уровня пик будет срезаться. Конкретное значение дать затруднительно, многое зависит от характера звука, но я рекомендую от -2 до -6 dB.

Настройка плагина Limiter и Hard Limiter в Audacity

Настройка плагина Limiter (Hard Limiter) в Audacity.
Главный параметр — Limit to (Db)

Сделайте несколько попыток. Контролируйте визуально, чтобы после применения фильтра срезались только скачки. Если упал уровень основной части, значит вы перестарались со значением Limit to (dB). В настройках есть кнопка Preview, позволяющая сразу прослушать обработанный фрагмент.

После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity

После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity. Все пики срезаны, их остатки не превышают средний уровень.

Нормализация

Заходим в Эффекты-Нормировка сигнала (Normalize). Данный плагин поднимает (или снижает) общий уровень всей записи сразу. Тихий сигнал станет громче, а громкий еще громче.

Настройка нормализации в Audacity

Настройка нормализации в Audacity. Минус один Децибел обычно дает хороший результат.

Если вы видите, что голос получился тихим по всей длине, то ему явно требуется нормализация. Параметр Normalize maximum amplitude to указывает уровень под который будет выполняться подгонка. Рекомендую -1 dB.

После применения нормализации в Audacity

После применения нормализации. Обратите внимание, как вырос уровень, хотя характер сигнала почти не изменился.

Компрессор

Следующий плагин – Компрессор, – он один из самых важных. При этом виде обработки слабые и тихие звуки делаются громче, а слишком громкие – тише. То есть после проведения компрессии шепот и громкий вопль будут почти одинаковы по уровню, не придется крутить слайдер громкости. После окончания работы плагина вы визуально должны увидеть выравнивание сигнала.

Настройка фильтра Компрессор в Audacity

Настройка фильтра Компрессор в Audacity

Результат действия компрессора может сильно отличаться в каждом конкретном случае. Он может снизить или поднять общую громкость или же привести к появлению пиков (если не установлена галочка Компрессия по пикам в настройках плагина). Поэтому, если требуется, можно повторно применить Limiter или Нормализатор.

После использования фильтра Компрессор в Audacity

Посмотрите, как Компрессор изменил форму записи. Теперь и писк комара, и рев турбины имеют почти одинаковый уровень. Слушать такой аудиофайл комфортно.

Удаление шума

В этом разделе речь пойдет о негромком монотонном и непрерывном шуме, сопровождающем всю запись. Это может быть шелест вентилятора ноутбука или гул кондиционера, работающего неподалеку. Для чистки звука нам понадобится небольшой (3-10 сек) участок только с этим шумом (без голоса).

Удаление шума в Audacity

Удаление шума в Audacity

Программа проанализирует полученные характеристики, составит модель шумодава и попробует безболезненно изъять составляющие шума из общего спектра. Выделяем небольшой участок с шумом (и только с ним), далее запускаем плагин Эффекты-Подавление шума. Нажимаем Создать модель шума. Теперь можно применить фильтр на всей записи. Снимаем выделение (или выделяем весь файл целиком) и повторно запускаем плагин, но на этот раз выполняем саму чистку, нажав ОК. Дать конкретные рекомендации сложно. Сделайте несколько попыток с разными параметрами. Ползунок Подавление шума указывает насколько сильно снижать шум, а Sensivity указывает чувствительность – чем она выше, там сильнее может пострадать голос после чистки. Важно понимать, что предыдущий фильтр Компрессор поднимает слабые звуки, в том числе и шум. Поэтому запускать шумодав нужно перед компрессором.

Удаление вздохов, кашля и др

К сожалению фильтров, которые могли бы автоматически сделать удаление этих звуков нет (имеется в виду — без значительной потери качества основного сигнала), – это кропотливая ручная работа. Нужные участки выделяются курсором и либо заменяются тишиной (Создание–Создать тишину), либо вырезаются (кнопкой Del). В особых случаях, когда удаляемый участок звучит на фоне речи, его можно заглушить. Проблемные звуки все еще будут слышны, но они не будут привлекать внимание и портить речь.

Эквалайзер.

Даже если с уровнем сингала у вас все в порядке, голос говорящего может не понравится. Например, слишком басовитый или слишком писклявый. Иногда это результат применения некачественного или ненастроенного микрофона, и исправляется эквалайзером (Эффекты – Эквалайзер). Не буду особенно вдаваться в настройки – это потребует отдельной статьи, скажу лишь, что на диаграмме кривыми показаны занижаемые или поднимаемые частоты.

Для простоты можете пользоваться пресетами, многие из которых полезны – Bass boost (усиление басов), Bass cut (удаление басов), Treble boost (усление высоких), Treble cut (удаление высоких), 100Hz Rumble (удаление самых низких составляющих баса – особенно хорошо подходит для живых выступлений, где микрофон дает слишком много басов при выдохе). Крутизна кривой показывает насколько сильно будет подниматься/опускаться определенная частота. По аналогии с предыдущими плагинами можно сразу прослушать результат обработки и что-то подстроить.

Эквалайзер в Audacity

Эквалайзер в Audacity.
В данном примере срезаются частоты ниже 100 Гц

Сохранение полученного результата. Выполняется командой Экспорт аудио (пункт Экспорт выделенного аудио сохраняет только выделенный фрагмент). Далее выбираем формат – я использую MP3 и OGG. Последний хоть и имеет лучшее качество, но все же менее распространен, и может не воспроизводится старыми плеерами и бытовой техникой.

Для MP3 задается битрейт, чем он больше, тем лучше качество, но тем больше размер файла. Рекомендую использовать битрейт 192-320 kbps для стерео и в два раза меньший — для монофонической записи. Для OGG качество задается в условных единицах от 0 до 10.

В конце скажу, что статья дает лишь начальные знания по обработке звука, но даже проведя минимальную обработку и потратив всего лишь 20 минут, можно добиться существенного улучшения итогового качества звучания, приемлемого для прослушивания большой аудиторией. Через некоторое время, набрав опыта, вы будете без проблем выставлять нужные параметры плагинов на глаз.

Обычно при записи подкастов с участием одних и тех же голосов список фильтров почти не меняется. Можно воспользоваться встроенным руководством и детально изучить требуемые плагины, доведя обработку своего аудио до совершенства.

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity - картинка

Каким бы качественным не был диктофон, практически всегда требуется последующая обработка голоса. На записи могут присутствовать шум или посторонние звуки, громкость голоса может плавать или быть недостаточной, а сам голос бубнить. Поэтому, если вы готовите запись для последующего прослушивания или, например, для озвучивания ролика на ютубе, то обработка голоса крайне желательна .

Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.

Обработку звука лучше производить в наушниках. Желательно, чтобы это были не купленные в переходе за 50 рублей наушники. В идеале желательно использовать мониторные наушники, но подойдут и просто нормальные наушники.

Если ваши наушники сломались и нужно срочно их починить, то сделать это можно даже без паяльника. Как? -Читаем в статье: Ремонт наушников голыми руками, без паяльника!

Заказать обработку

Если вам не хватает времени или нет желания вникать, то вот отличный сервис — Kwork . Я и сам им часто пользуюсь. Это проверенная биржа фриланс-услуг. Тут за небольшую плату, Вы можете выбрать профессионального исполнителя для обработки вашей записи или других услуг.

обработка звука, улучшить ка

Audacity — бесплатная программа для обработки голоса

Обработка голоса — это редактирование аудиофайла. Поэтому первым делом обзаведемся программой для работы со звуком. Работать будем в бесплатном, но при этом очень функциональном аудиоредакторе — Audacity. Программа доступна под все операционные системы и очень проста в использовании.

Бесплатно скачать Audacity для любой ОС можно по этой ссылке.

Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно.

Если в записи присутствует мат, который нежелателен, то исправить ситуацию поможет статья: Запикивание мата в записи

Обработка голоса — импорт записи

Итак, имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.

Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.

как улучшить качество записи звука диктофона, программа для улучшения качества звука

Нормировка уровня громкости

Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…

как улучшить качество записи звука диктофона, программа для улучшения качества звука

После нажатия, откроется меню настройки эффекта:

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity - нормировка

Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview, т.е. Предпросмотр, или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.

Удаляем лишние звуки и щелчки

Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift.

Я специально захватил на картинке временную шкалу, чтобы показать, что длительность пика около 0.1 секунды . Для того чтобы заглушить выделенное нажимаем в панели инструментов кнопочку (либо комбинацию Ctrl+L):

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete. Но в таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе, удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки.

Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:

как улучшить качество записи звука диктофона, программа для улучшения качества звука

В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R, нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.

Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбирается так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного вами значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.

Как удалить шум в записи

Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.

Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума.

Как быстро и просто улучшить запись с диктофона в Audacity

На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню ЭффектыПодавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом:

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity - картинка

Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза., а 3дБ это полтора раза. Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ, создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ.

Эквализация — в ыделяем голос на записи

Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты→Эквалайзер…

Тему эквализации просто невозможно раскрыть двумя абзацами, поэтому по ней была написана отдельная статья: Эквализация записи голоса в Audacity

Если уж совсем в двух словах, то речь, как мужская так и женская укладываются в диапазон 200-7000 Гц. Большинство шумов, как правило, лежит выше это диапазона, а гудение — ниже. Поэтому громкость остальных частот стоит снизить ввиду их неинформативности и даже паразитности.

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity - картинка

Подобная форма эквалайзера возможно подойдет при обработке на скорую руку. Но все очень сильно зависит от того, как и на что производилась запись. Поэтому рекомендую все-же заглянуть в статью про эквализацию.

Компрессия

Обработка голоса всегда включает в себя выравнивание записи по громкости. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да и не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся 🙂

Выделяем всю запись и переходим в меню Эффекты => Компрессоры…

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity - картинка

Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:

Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity - картинка

Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.

Экспорт и сохранение

Для того чтобы сохранить обработанную запись в виде аудио файла перейдите в Файл→Export

В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат. Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.

Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл→Сохранить Проект. Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.

Вернемся к первоисточнику для сравнения

как улучшить качество записи звука диктофона, программа для улучшения качества звука

Как говорится, найдите 10 отличий….

Заключение

Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…

Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)

Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .

Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru

Небесный Андрей/ автор статьи

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂

Простая компрессия звука в Audacity

В принципе, записанный голос сразу же можно выкладыать в виде подкаста. Но лучше немного посидеть, разобраться хотя бы в азах и провести простую обработку звука. Есть одно минимальное действие, совсем не сложное ни в понимании, ни в реализации, при этом структура звучание резко изменится в лучшую сторону. Речь идет о компрессии звука.

Когда я впервые услышал о компрессии, я конечно подумал о mp3 или ogg, или любых других форматах, позволяющих сжать звуковые файлы в размере. Как оказалось, компрессия — вовсе не сюда 🙂

Чтобы понять, что такое компрессия, давайте сразу начнем с практики и по ходу будем вникать в суть дела. Перед вами фрагмент моей речи без какой-либо обработки (из какого-то выпуска первого сезона «Кадров»):

А вот так этот звук выглядит графически, в редакторе Audacity:

На первый взгляд, звук как звук. Но все познается в сравнении. У этого фрагмента есть один недочет — звук «скачет». По графику можно легко увидеть, как мой голос становится то тише, то громче, передвигаясь по стулу я менял в процессе разговора расстояние до микрофона, да к тому же то шептал, то активно что-то доказывал, повышая голос и тон. В итоге, если слушать такую запись, звук будет то бить по ушам, то его будет слышно черезчур тихо.

Задача компрессии — «сжать» звучание, усреднить, сделать плотнее, уменьшить расстояние между самыми тихими моментами и самыми громкими. Вот и все! Это все, что делает компрессор!

Делает он это, конечно же, не как ему захочется, а как мы ему укажем. Здесь и начинается вроде как сложные термины и непонимание, на деле же все — проще простого.

Давайте выделим весь фрагмент (Ctrl+A, от английского «all» — «все») и зайдем в Эффекты->Компрессор (Effects->Compressor). На скриншоте ниже я поставил все значения в максимум, просто чтобы показать, как выглядит это окно.

Здесь три ползунка.

Первый — «порог» (пороговое значение, threshold). Все, что выше указанного порога будет звучать тише после компрессии. Грубо говоря, порог — это значение, при достижении которого срабатывает компрессор, некая точка кипения.

Второй — «коэффициент» (ratio). Это значение выставляется как отношение число к числу. Максимальное значение на скриншоте — 10:1. Это означает, что как только сигнал достигнет порога, громкость уменьшится в 10 раз. Это происходит очень просто — на каждые 10 децибел входного сигнала, компрессор пропустит только 1, в результате громкость уменьшится.

Третий — время атаки (attack time). Это значение времени, за которое компрессор будет реагировать на повышение сигнала. В примере выше стоит значение 1,0 секунда. Вот как это работает: сигнал достигает значения порога, компрессор думает 1 секунду, если сигнал так и остается в этой зоне (не снижается ниже порга), то громкость понижается. Если в записи звучит выстрел из пистолета, то при значении 1 секунда его громкость даже не изменится — выстрел слишком быстрый, компрессор «не успеет» среагировать». В более продвинутых редакторах компрессор имеет больше настроек, как минимум есть еще и release time — время восстановления. Это то же самое, только с другого конца: сколько времени нужно компрессору, чтобы перестать понижать громкость.

Галочка «Нормализовать до 0 Дб после компрессии» говорит сама за себя. После компресси общий уровень сигнала как правило уменьшится, звук станет хоть и плотнее, но тише. С этой галочкой звук станет громче, достигнет уровня 0 Дб, что является стандартом для подкастинга.

Это и есть весь механизм компрессии звука! Давайте попробуем на практике применить эти знания. Вот что я сделаю:

  • Значение порога выставлю в -25 Дб
  • Значение коэффициента — в 6:1
  • Значение времени атаки — в 0,1 секунд
  • Поставлю галочку «Нормализовать до 0 Дб после компрессии»
  • … и нажму ОК 🙂


После недолгого процесса мы увидим следующую картину:

А звуком — такое вот:

Чувствуете разницу? Даже если вы скажете «нет», то это поспешный вывод. Переслушайте первые 6 секунд обоих записей и вы поймете, что скомпрессированный звук слушать приятнее, не нужно прислушиваться «че он там промямлил. ». А если вы слушаете подкаст в полтора часа (О, Кадры. ), то плохо скомпрессированного или вообще без компрессии звука просто устают уши и мозг. Хорошее качество звучания не отвлекает, расслабляет.

Нужно понимать, что описанное в статье действие: во-первых, не самое лучшее. Этот же фрагмент звука можно скомпрессировать куда как лучше. Во-вторых, не является универсальным для всех записей: в вашем конкретном случае возможно понадобятся другие значения.
.
Как видите, совсем не сложно, а результат влияет на очень многое! Хотя бы из уважения к слушателям, им стоит преподносить хороший звук. Приятный.

  • Компрессия (зачем она нужна)
  • Как выглядит скомпрессированный звук в картинках
  • Компрессия без использования мозга
  • компрессия звука
  • audacity
  • подкастинг
  • обработка звука

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *