Как нарисовать форму
Перейти к содержимому

Как нарисовать форму

  • автор:

Как нарисовать форму предмета

Как нарисовать форму предмета

Чтобы научиться изображать предметы на плоскости, в первую очередь нужно изучить их форму. Эти сведения необходимы в работе над любым рисунком, они помогут разобраться в конструкции предметов, распределении света и тени. Любой сложный предмет можно разбить на составные части, геометрические фигуры, такие как сфера, куб, цилиндр, призма, конус.

Понятие формы предметы

Форма – неотъемлемый атрибут любого объекта, характеризующий его внешний вид. Научившись правильно понимать ее, художник сможет создать пропорциональное и достоверное изображение. Чтобы избежать механического копирования, необходимо определить форму. Любой предмет можно представить как совокупность простых элементов. Животное состоит из кругов, овалов и трапеций, здание – из кубов и параллелепипедов разного размера.

Как бы не была сложна форма предмета, важно понять конструкцию, откинув мелкие детали. Правильная передача формы необходима для сохранения индивидуальности натуры, особенно если речь идёт о портрете. Понимание формы позволяет передать особенности телосложения, характер, осанку. Начинающему художнику важно уметь разбить предмет на мелкие детали, это умение – залог создания узнаваемого изображения независимо от стиля.

Изучение принципов рисования фигур

Так как любой предмет состоит из отдельных фигур, начинающему художнику нужно научиться правильно их изображать.

  1. Научитесь рисовать от руки ровные красивые круги, треугольники, квадраты, ромбы, овалы, звёзды. Наметьте вершины, основные линии и прорисуйте их. Детально прорисуйте видимые линии.
  2. Переходите к объёмным фигурам. Начните с куба. Нарисуйте квадраты на небольшом расстоянии друг от друга, соедините их. Попробуйте изобразить куб в другом ракурсе. Таким же образом изобразите конус, цилиндр.
  3. Окружность на листе бумаги не похожа на шар, необходимо добавить тень в форме полумесяца. Учитывайте, в каком месте находится источник света. Проделайте эту операцию с другими предметами – кубами, конусами, цилиндрами.

Это поможет вам не только научиться рисовать простые фигуры, но и освоить штриховку. Она повторяет форму предмета. Усложните задачу, создайте конструктивный рисунок, используя какой-либо сосуд – вазу, бутылку, кувшин. Разбейте предмет на мелкие детали, не забудьте нанести тень для создания объема.

  1. Главное правило – от общего к частному. Начинать рисунок необходимо с определения нахождения отдельных элементов на листе бумаги. После этого уточните место расположения фрагментов относительно друг друга, пропорции. Нарисуйте основу каждого элемента, затем займитесь деталями. Например, при создании портрета художник первоначально изображает голову, шею, плечи, затем переходит к мелким деталям – ушам, губам, носу, глазам. Заключительной этап – индивидуальные черты (складки, морщинки, родинки). Таким же образом создаются натюрморты и пейзажи.
  2. Работа над всей картиной. Если начали рисовать руки, делайте это одновременно с изображением ног. Если работаете со светом, нанесите тень на всех предметах. Такой комплексный подход поможет избежать исправлений, так как даёт возможность видеть работу в целом.
  3. Не увлекайтесь мелкими деталями, перегруженность мешает понять главную идею картины.
  4. Выделяйте основные детали. В портрете тщательно прорисуйте глаза, не стоит такое же внимания уделять мелким предметам костюма. В букете подробно изобразите один цветок, ещё несколько – не очень подробно, остальные – условно. Задача пейзажа – создание изображения букета, а не каждого отдельного цветка.
  5. Серьёзное внимание обратите на перспективу, единую конструкцию, общий цвет или тон. Придерживайтесь единой манеры штриховки. Предметы рисунка должны гармонично сочетаться друг с другом.

Школа рисования Арт-квартира приглашает жителей Санкт-Петербурга и Москвы приобщиться к творчеству. Предлагаем интересные программы. На наших курсах вы изучите:

  • основы рисунка;
  • академический рисунок;
  • основы акварели;
  • работу маслом, пастелью;
  • портрет.

В школе преподают дипломированные профессионалы, разработавшие авторские курсы и методики. Группы небольшие, преподаватель имеет возможность уделить внимание ученикам. Занятия проводятся в удобное время. Не придётся беспокоиться о материалах, предоставим бумагу, холсты, краску, кисти, они включены в стоимость. Возможны индивидуальные занятия.

Последние новости

Школа рисования АРТ-Квартира это:

Просторные светлые помещения

самый центр Санкт-Петербурга и Москвы: Невский пр., 60 и ул. Петровка, 23/10, стр. 5

Качественные материалы

материалы отечественных и зарубежных производителей

Лучшие художники-преподаватели

только дипломированные профессионалы

Занятия в мини-группах

максимум 6 человек, всем комфортно

Авторские курсы и методики

весь уникальный накопленный опыт преподавателей для Вас

Индивидуальные занятия

в любое удобное для Вас время, по записи

Интерьерные картины

У нас вы можете приобрести картины для домашнего декора

Форма, объем, конструкция

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

001-1.jpg

Главная задача при обучении рисунку — научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Для этого рассмотрим более детально строение предметов. В физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту. Не отвлекаясь на подобного рода объекты, перейдем к предметам реальным, окружающим нас повсюду, включая формы живой натуры. Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид.

7.JPG

Всякий предмет или объект в природе, от микрочастиц до гигантских космических тел, имеет определенную форму, и форма человеческого тела здесь не исключение. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем. Эти два понятия — форма и объем — неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют.

Для примера возьмем плоский предмет — лист бумаги, внешний вид которого характеризуют плоские очертания прямоугольной или обрывистой формы. Его объем будет определяться толщиной сечения, каким бы оно ни было тонким. Разумеется, этот пример применительно к рассматриваемой конкретной теме не совсем удачен. Было бы лучше, если бы лист бумаги был скомкан или ему была бы придана другая объемная форма. В этом случае предмет выглядел бы более выразительно. Возьмем книгу, внешние очертания которой при первоначальном рассмотрении имеют ту же форму, что и лист бумаги. Однако толщина книги вместе с общей площадью создают ее объем, делая этот пример более наглядным. Объем предмета — это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину, даже в относительном их измерении).

4.JPG

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность.

THE GEOMETRIC ELEMENTS IN THE BODY.jpg

Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы. Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме.

Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

1.jpg

При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрическую конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить не-сколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина — цилиндр, корпус — шар, основание — конус. Конструктивная форма двухэтажного дома — прямоугольник, его крыша — трехгранная призма.

2.jpg

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. Сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости.

Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Объемно-пространственное и конструктивное построение форм предметов

Традиционный метод построения изображений в классических восточных школах

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.

Нарисовать форму

Для выполнения измерений на карте, сбора линейных и площадных объектов вы можете вручную рисовать и редактировать объекты. Вы также можете собрать объект в автоматическом режиме, используя опцию потокового режима.

Рисование новой геометрии вручную

Использовать мое местоположение

При сборе данных или измерении вы можете добавить точку на карту вручную. Либо вы можете выбрать Использовать мое местоположение , чтобы создать точки на основе данных устройства GPS.

Красная точка является активной, а все ранее добавленные отображаются синими квадратиками. В процессе отрисовки, следующая точка, помещенная на форму, будет следовать за активной точкой. Новая точка становится активной точкой и соединяется с предыдущей точкой отрезком прямой линии. Внутри площади она также соединяется с исходной точкой геометрии сегментом линии.

Активные и неактивные точки

Продолжайте добавлять точки, чтобы завершить форму.

Рисование новой геометрии в потоковом режиме

При сборе объектов вы также можете нарисовать объект, используя опцию потокового режима. Потоковый режим автоматически собирает геометрию, используя GPS устройства, что позволяет вам двигаться вдоль объекта и захватывать его форму без необходимости ручной расстановки точек.

Пока карта открыта, выберите линию или полигон для сбора. Если вы готовы начать сбор, выберите Начать сбор в потоковом режиме Начать работу в потоковом режиме. В потоковом режиме вы не можете вручную редактировать геометрию. Если вы хотите временно приостановить сбор, выберите Приостановить сбор в потоковом режиме Приостановить поток. По окончании сбора объекта, для сохранения изменений, выберите Отправить Отправить.

Точки были добавлены в потоковом режиме

Примечание:

Настройки сбора

Для работы в потоковом режиме точность определения вашего местоположения должна находиться в определенном диапазоне. В меню Настройки сбора обновите Точность местоположения , которая требуется для сбора вершин, введя значение в текстовое поле.

Настройки сбора

В меню Настройки сбора обновите Точность местоположения , которая требуется для сбора вершин, передвинув слайдер. Интервал потока определяет, как часто ставятся точки при сборе линии или полигона в потоковом режиме. Чем меньше временной интервал, тем более детализированной будет ваша форма. По окончании задания настроек выберите Закрыть для возврата к карте.

Редактировать форму

Редактировать

Вы можете отредактировать объект или измерение посредством Collector . При редактировании объекта выберите его на карте и нажмите Редактировать . Цвет контура выбранного вами объекта изменится с голубого на темно-синий и появятся точки, входящие в объект. При измерении геометрия уже представлена таким образом. Красная точка является активной, а все ранее добавленные отображаются синими квадратиками.

Выбранная геометрия

Перетащите точку в новое местоположение и сделайте ее активной.

Передвинутая точка

Использовать мое местоположение

Вставленные точки добавляются вслед за активной. Добавьте точку на карту вручную, или выберите Использовать мое местоположение для использования данных GPS.

Точка, добавленная после активной

Выполните долгое нажатие или перетащите центральную точку сегмента линии, чтобы добавить точку на линии.

Точка создана из середины

Удалить вершину

При редактировании объекта можно удалить активную точку, выбрав Удалить вершину .

При использовании устройства с сенсорным экраном в случае долгого нажатия появляется увеличитель, позволяющий вам точно передвинуть либо вставить точку.

Точка, созданная с помощью увеличителя

Вы можете отменить изменения для точек и вы можете удалить форму, чтобы начать отрисовку с пустой формы. Чтобы отменить последние внесенные вами изменения (добавление, удаление или перемещение точки), выберите Отмена Отменить. Чтобы очистить геометрию, выберите Удалить Удалить, а при редактировании выберите Отменить геометрию .

В этом разделе
  1. Рисование новой геометрии вручную
  2. Рисование новой геометрии в потоковом режиме
  3. Редактировать форму

Как нарисовать форму предмета

Ф орма – это неотъемлемое свойство любого предмета, которое активно используется художниками при построении всех объектов. Правильно определив ее, можно создать пропорциональный и анатомически правильный рисунок. Именно поиск формы – залог грамотного изображения объектов, а не их механического копирования.

Определение формы и объема

Форма предмета в рисовании – это геометрическое понятие, которое описывает общие очертания изображаемого объекта. Оно присуще всему от небольших объектов до людей, зданий, природных массивов. Например, для яблока упрощенной формой будет круг, для ели – треугольник. Сложные объекты разбиваются на более мелкие формы: для человека это будет круги и трапеции, для зданий – прямоугольники и треугольники разной конфигурации.

рисунок головы римского гражданина белый натюрморт натюрморт с гипсовой головой натюрморт с бутылками

Определение формы конкретного предмета важно в рисовании, так как оно придает индивидуальность изображаемому объекту. К примеру, рисуя яблоко, нужно сначала определить именно его форму, а не передавать по памяти очертания других ранее увиденных фруктов. Это позволит передать его особенности: вмятины и выпуклости, размер, форму черенка. Особенно это важно при изображении людей, так как позволяет в точности перенести на лист не только фигуру и телосложение, но и характер, осанку и даже походку. Форма деревьев позволяет передать их вид, возраст, размер, время года, форма зданий – их назначение, атмосферу, которую они создают на рисунке. Таким образом можно сказать, что форма – это залог индивидуальности рисунка и правильной передачи идеи художника.

Для тех, кто учится рисовать, наиболее важно научиться определять форму предмета. Без нее это будет бездумное копирование в попытке перенести увиденное на лист, что приведет к нарушению пропорций, размеров, потере перспективы. Такое рисование не приносит опыта и не дает возможности перестать совершать однотипные ошибки.

гипсовые части лица рисунок крестьянский натюрморт копия картины озеро рисунок голова молодого апостола

Форма неразрывно связана с объемом предмета, без передачи которого картина будет выглядеть плоской и неестественной Импрессионист Эдуард Мане писал, что в природе нет четких линий, а только контрастные пятна цвета. Эти пятна – окружающие объекты – и есть тесная взаимосвязь формы и объема, правильно определив которые, можно научиться создавать реалистичные картины, далее если они будут стилизованы.

Рисование сложной формы с помощью простых геометрических фигур

Большинство объектов в природе имеют сложную форму, поэтому для удобства построение художники разбивают их на более мелкие геометрические фигуры. Простой пример: грушу можно разделить на на круг и прямоугольник, вазу – на круг и трапецию. Начинающему художнику важно научиться видеть эти мелкие формы, так как благодаря ним изображать окружающие объекты будет проще. Наиболее наглядный пример – это рисование тела человека. Его предлагают разбивать на разные фигуры в зависимости от стиля рисования, телосложения, позы.

боксерские перчатки натюрморт с бидоном натюрморт с лимоном и рыбой подсолнухи

Один из вариантов: круг для головы, две трапеции для грудной клетки и таза, прямоугольники – для изображения ног и рук, небольшие трапеции – для кистей. Таким образом, сложная для восприятия фигура разбирается на небольшие, легкие для изображения формы. Их удобно исправлять отдельно друг от друга, не меняя общую концепцию, но подстраивая соседние объекты. Нарисовать пропорционального, анатомичного человека без разделения на формы практически невозможно, а для новичка эта задача окажется непосильной. Зато разбивая сложное на множество простого, форма становится понятной. В будущем, при наличии достаточного опыта, такие вещи будут выполняться автоматически.

Анализ форм предмета

Разобравшись, что такое форма предмета, перед начинающим художником стоит основная задача – научиться самостоятельно находить ее и разбивать сложный объект на более простые фигуры. Это умение появляется с опытом, и приобрести его можно, рассматривая уже готовые наброски профессиональных художников.

греческий натюрморт лесное озеро натюрморт с астрами натюрморт с осенними листьями

Как правило, на них можно рассмотреть поэтапный процесс создания эскиза и заметить наброски грубых форм. После этого стоит начать анализировать окружающие объекты, стараясь проследить их составляющие. Рассмотрим пример пейзажа: одиноко стоящее дерево на переднем плане на фоне лесного массива на заднем. Из каких геометрических фигур состоят видимые предметы? К примеру, переднее дерево представляет собой прямоугольник для ствола и шар неправильной формы для кроны, а лесной массив имеет форму треугольника. Стоит проследить, как они соотносятся между собой, и запечатлеть это на бумаге. После этого нужно проанализировать, выглядит ли грубый набросок похожим на пейзаж? Если нет, то почему? Что нужно изменить? На этом этапе не обязательно детализировать рисунок, важно научиться видеть и чувствовать форму объектов.

То же самое касается и рисования людей. Стоит понаблюдать за близкими и прохожими, посмотреть на фото людей в журналах или в Интернете. Какую общую форму имеет их лицо: круг, овал, прямоугольник?

натюрморт с физалисом цветущий сад калитка натюрморт с белым кувшином

Может быть, его можно разбить на более мелкие детали? На что похожа фигура конкретного человека: на овал, прямоугольник, круг? Передает ли это их черты характера? Научившись отвечать на эти вопросы и переносить форму на бумагу, рисунки станут более достоверными, индивидуальными и живыми.

Форма предмета – это его основное свойство и верных помощник художника. Правильное определение формы – залог узнаваемого изображения объекта независимо от того, создает он свои картины в реализме или в стилизации.

Читайте также:

*В статье использованы работы учеников Художественной школы «Вдохновение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *