Первая программа. Среда разработки IDLE

Сегодня мы напишем свою первую программу в среде разработки IDLE.
После загрузки и установки python открываем IDLE (среда разработки на языке Python, поставляемая вместе с дистрибутивом).
Здесь и далее буду приводить примеры под ОС Windows, так как именно она у меня сейчас под рукой.
Запускаем IDLE (изначально запускается в интерактивном режиме), после чего уже можно начинать писать первую программу. Традиционно, первой программой у нас будет «hello world».
Чтобы написать «hello world» на python, достаточно всего одной строки:
Вводим этот код в IDLE и нажимаем Enter. Результат виден на картинке:
Поздравляю! Вы написали свою первую программу на python! (если что-то не работает).
С интерактивным режимом мы немного познакомились, можете с ним ещё поиграться, например, написать
Но, всё-таки, интерактивный режим не будет являться основным. В основном, вы будете сохранять программный код в файл и запускать уже файл.
Для того, чтобы создать новое окно, в интерактивном режиме IDLE выберите File → New File (или нажмите Ctrl + N).
В открывшемся окне введите следующий код:
Первая строка печатает вопрос ("Как Вас зовут? "), ожидает, пока вы не напечатаете что-нибудь и не нажмёте Enter и сохраняет введённое значение в переменной name.
Во второй строке мы используем функцию print для вывода текста на экран, в данном случае для вывода «Привет, » и того, что хранится в переменной «name».
Теперь нажмём F5 (или выберем в меню IDLE Run → Run Module) и убедимся, что то, что мы написали, работает. Перед запуском IDLE предложит нам сохранить файл. Сохраним туда, куда вам будет удобно, после чего программа запустится.
Вы должны увидеть что-то наподобие этого (на скриншоте слева — файл с написанной вами программой, справа — результат её работы):
Поздравляю! Вы научились писать простейшие программы, а также познакомились со средой разработки IDLE. Теперь можно немного отдохнуть, а потом начать изучать python дальше. Можете посмотреть синтаксис python, циклы или условия. Желаю удачи!
Для вставки кода на Python в комментарий заключайте его в теги
Написание кода — Жизнь программиста
Не волнуйтесь, если что-то не работает. Если бы всё работало, вас бы уволили.
Mosher’s Law of Software Engineering
Насколько важным является процесс кодирования в программировании? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Некоторые считают, что это и есть программирование, но на самом деле это не так.
Факты о программировании
Вот некоторые неочевидные факты о программировании:
- Только 10-20% времени тратится на кодирование
- Большая часть времени тратится на размышления
- Существенная часть времени тратится на отладку
- В день пишутся лишь десятки строк кода, которые пойдут в конечный продукт
Действительно, профессиональные разработчики тратят лишь 10-20% времени непосредственно на написание кода. Сравним, как выглядит работа программиста в реальной жизни с тем, как она обычно представляется в кино. В фильмах программисты постоянно набирают что-то на клавиатуре, но в обычной жизни вы скорее увидите человека, который чешет голову и задумчиво смотрит в экран, записи или вообще в пустоту. Зачастую тот код, который пишет программист, не является конечным. Он может постоянно его дорабатывать, переписывать, и в конечном итоге в день будет написаны несколько десятков строк готового кода, которые пойдут в конечный продукт.
Рассмотрим график, который показывает распределение рабочего времени в зависимости от уровня программиста: от начинающего до профессионального.
Ось Х отражает уровень программиста, а ось Y — его рабочий день. Видно, что есть очень сильная корелляция между уровнем разработчика и тем, на что уходит его рабочее время. Когда человек только начинает учиться программированию, то большую часть времени занимает именно процесс кодинга и отладки. Причем на отладку будет уходить даже больше времени, нежели указано на графике — не менее 90%. Отладка — это процесс поиска ошибок в коде. Именно количество времени, которое уходит на отладку, является одним из показателей уровня программиста. Помимо отладки новичок много занимается и кодингом, потому что ему нужно набивать руку. Кодинг можно сравнить с любым ремеслом, даже боевым искусством. Это такой процесс, который в конечном итоге, когда вы становитесь профессионалом достаточно серьёзного уровня, автоматизируется и становится просто способом реализации того, что вы придумали. И для ремесленника, и для художника, и для программиста первоочередная и самая сложная задача — это создать идею, продумать, что она в себя будет включать и как её воплотить в жизнь. А сам процесс воплощения обычно протекает гораздо проще.
Из чего состоят языки
Процесс кодинга — это непосредственная работа с языком. Пришло время разобраться, что из себя представляет язык. Любой язык программирования, равно как и язык естественный, состоит из 3 элементов.
Лексика
Первый элемент — это лексика. Лексика включает в себя словарь языка — набор слов, который в нём используется. В языках программирования такой набор слов гораздо более ограничен: в нём могут использоваться несколько десятков слов и спецсимволов против десятков тысяч слов в естественном языке. С другой стороны, выучить лексику языков программирования, а значит и усвоить его основы, гораздо проще. Ключевые слова учатся в процессе обучения и очень похожи во многих языках.
Синтаксис
Второй элемент языка — синтаксис, то есть те слова и конструкции, которые в нём присутствуют. Они записываются в виде программ, которые должны быть синтаксически корректными — это означает, что слова должны стоять в определенном порядке и подчиняться определенным правилам. Нарушение синтаксиса — это ошибка, и, в отличие от естественных языков, синтаксис в языках программирования — штука очень строгая, его нарушение сразу приводит к ошибке. Именно с этими ошибками в первую очередь сталкиваются программисты, которые пишут свои первые программы. Синтаксические ошибки просто отслеживать — нужно лишь немного набить руку. Знание синтаксиса — это основа, с которой начинается программирование.
Семантика
Третьим элементом языка является семантика. Одно дело — просто написать синтаксически верную конструкцию, но совершенно другое — чтобы она еще и правильно работала. Семантика подразумевает, что должно происходить под синтаксисом, и как это будет работать. Знание семантики — это уже более глубокий уровень и требует хорошего понимания того, что происходит в том или ином коде, начиная от уровня конкретных конструкций и заканчивая программами в целом. Она сопровождает разработчиков всегда и везде, поэтому важно понимать, зачем выполняется какое-то действие и почему оно так работает.
Чем на самом деле является язык программирования
Языки программирования существуют в 2 формах:
- Стандарт языка
- Реализация стандарта
Первая форма языка — это его стандарт, определяющий синтаксис и семантику. Не у всех языков есть стандарты, и они не всегда появляются до появления самого языка. Обычно появляется какой-то язык, и если он становится популярен, создается его стандарт и спецификация. Большинство современных языков имеют такие стандарты в том или ином виде.
Вторая форма языка — это реализация стандарта. Их может быть несколько, они все могут быть разработаны разными производителями, иметь свои особенности, но все без исключения должны подчиняться спецификации (стандарту). Подчинение спецификации даёт возможность исполнять код в разных средах.
Разобраться в разнице между стандартом языка и его реализацией можно на примере популярнейшего языка программирования JavaScript, который используется абсолютно везде и часто идёт вторым языком почти в каждом проекте, особенно в веб-разработке. Есть стандарт ECMA-262 или ECMAScript, а есть язык JavaScript, который является его реализацией. Существует несколько реализаций ECMAScript, среди которых TypeScript и JScript, которые написаны Microsoft, ActionScript от Macromedia (Adobe) и другие. При этом сам язык JavaScript остаётся такой же реализацией, которая имеет несколько сред исполнения.
Одной из таких сред является браузер. Есть несколько разных браузеров, у каждого из которых своя реализация JavaScript. Существует еще серверная, бэкенд-реализация — она называется NodeJS — которая позволяет исполнять тот же самый JavaScript. Некоторые теряются и не понимают разницы между JavaScript и NodeJS, выбирая, что же из этого им нужно учить. На самом деле, выбор здесь прост: в первую очередь надо осваивать JavaSсript, как самую популярную реализацию стандарта ECMAScript, и только после этого погружаться в специфики сред исполнения. Примерно такая же ситуация с другими языками.
Для любого языка истина в последней инстанции — это его спецификация. Зачастую её очень непросто читать, и есть более человечные способы знакомства с синтаксисом и семантикой языка, но помните о первоисточнике — к нему всегда можно обратиться и найти ответ на вопрос, как работает тот или иной элемент языка.
Заблуждение
Знание синтаксиса языка программирования и семантики и есть программирование?
Есть одно очень важное заблуждение, которое касается практически всех начинающих программистов. Его распространению способствует огромное количество курсов на просторах сети, разговоров на форумах, чатах, где бы то ни было. У молодых разработчиков возникает ощущение, что знание синтаксиса языка и его семантики — это и есть программирование, но на самом деле это не так. Да, это знание очень сильно приближает к освоению программирования, и без него нельзя стать разработчиком, но оно не является определяющим. Точно так же, как покупка фотоаппарата и изучение его документации не делает из человека фотографа, знание синтаксиса и семантики языка программирования не делает из человека программиста.
![]()
Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»
Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты
Написать код в одну строчку
:= — оператор, допускающий присваивание внутри выражений. Присваивает значение переменной и возвращает это значение.
a = int(input()); [print(a + i) for i in range(3)]
; позволяет на одной строчке разместить несколько несоставных инструкций.
for (. ): ляляля — состоит из двух частей, поэтому не поместится на одной строчке с другой инструкцией. Поэтому использован сгенерированный список.
Немного извращений в придачу:
for k in range( *(lambda a: (a, a + 3))( int(input()) ) ): print(k)
lambda a: (a, a + 3) — Функция, возвращает кортеж из двух чисел.
(lambda a: (a, a + 3))( int(input()) ) — сразу же вызывается с аргументом int(input()) , параметр a получает введенное значение.
* — полученный кортеж распаковывается, элементы попадают в генератор range в виде аргументов, как если бы вызвали range(*(a, a + 3)) → range(a, a + 3)
Как написать код на Python, чтобы можно было ввести только корректный возраст например от 1 до ста, если писать больше то выбивало ошибку
Не знаю как написать программу, в которую при вводе возраста от 1 до 100 было указано, что это правильно. При вводе иных числовых значений выводилась ошибка. Моя попытка выглядит так:
for i in range(1, 100): print('Круто') if range not True: print('Введите свой корректный возраст')
Отслеживать
366 2 2 серебряных знака 14 14 бронзовых знаков
задан 2 дня назад
user571214 user571214
user571214 — новый участник сайта. Будьте снисходительны, задавая уточняющие вопросы, комментируя и отвечая. Почитайте про нормы поведения.