§ 18. Этапы формирования навыков
Цель всякого трудового обучения — формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. «Умение,— пишет К. К. Платонов,— это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправленность, произвольность и то, что Е. А. Милерян называет наиболее сложной, синтетической особенностью умений, «вариантная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности».
В. процессе упражнения происходит автоматизация некоторых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения новыми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.
Различают четыре основных этапа формирования навыков. Эти этапы более четко выражены в моторных навыках и были выделены именно при их исследовании. Однако основные характеристики процесса формирования навыков являются общими как для моторных навыков, так и для сенсорных и интеллектуальных.
Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.
Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).
Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.
Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.
В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, а затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.
Затем, согласно А. Н. Леонтьеву, данное действие вводится в состав более сложного целостного действия, в котором оно окончательно отрабатывается. Из самостоятельного действия, имевшего собственную цель, навык превращается в отдельную операцию, служащую средством достижения ‘более широкой цели и потому выполняющуюся лишь под контролем сознания. Дальнейшее повышение обобщенности усваиваемого действия достигается повторением его в условиях вариативных, требующих разнообразия приемов выполнения.
Для образования умений нужны планомерные упражнения, основанные на последовательном варьировании и усложнении условий деятельности, с тем чтобы человек .мог сознательно учесть влияние этих факторов, приобрести чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и навыков в решении новых задач. Таким образом, вариативность условий обучения является необходимым фактором формирования гибких, легко переносимых в новые условия умений.
Перерыв в стаже: Как получить работу после длительного перерыва?
Самая большая трудность из всех, что вас подстерегает — это убедить работодателя в том, что вы не соберетесь паковать чемоданы и покидать рабочее место через месяц или два. Будьте позитивны. Может быть, за время перерыва от работы вы справились с какой-то личной проблемой. Или научились чему-то новому. Это уже повод гордиться собой. О причине своего перерыва говорите кратко, акцентируйте внимание интервьюера на ваших прошлых достижениях. Каждому соискателю нужно собрать максимум информации о компании, в которой он хочет работать. Для того, кто выходит на работу после долгого перерыва, это особенно важно. Нужно показать, что вы конкурентоспособны, что вы в курсе текущих дел в сфере, где планируете работать.
Отвечаем на самые популярные вопросы.
1. Я хочу выйти на работу после отпуска по уходу за ребенком. Как убедить работодателя в моей профпригодности?
В первую очередь работодатель будет интересоваться не вашей профпригодностью, а готовностью полностью включиться в работу. Скорее всего, ему бы не хотелось, чтобы вы часто уходили на больничный или переживали за ребенка, а не за работу. Вы можете сказать, что в случае болезни ребенка с ним готова сидеть бабушка. Можете признаться, что с ребенком сидеть некому, но вы уже записаны в садик, и что теперь вам нужна надежная и стабильная работа на долгие годы.
Что касается профпригодности, расскажите на собеседовании, что во время декретного отпуска вы следили за всеми изменениями, которые происходили в вашей профессиональной сфере деятельности. За этот год накопилось много сил для реализации новых целей, поэтому вы готова активно браться за работу и поддержать инициативы будущего начальника.
2. Я долго болел. Боюсь, что работодатель не захочет принимать соискателя, который столько времени провел на больничном. Что делать?
Убедить работодателя в том, что теперь вы здоровы. Возможно, показать справки и заключения врачей. Однако если у вас есть какие-то ограничения по здоровью, об этом лучше сразу предупредить.
Полезно будет рассказать работодателю, что за время болезни вы интересовались тем, что происходит в вашей профессиональной области, и ваших компетенций достаточно для той вакансии, на которую вы претендуете. Апеллируйте к вашему опыту, обязательно скажите, что готовы развиваться дальше.
3. Есть диплом, хочу работать по специальности. Но перерыв в стаже больше пяти лет. Мне нужно дополнительно чему-то учиться или диплома достаточно?
Да, дополнительно учиться нужно. Сейчас очень быстро происходят изменения практически во всех сферах деятельности. Поэтому важно убедить работодателя в том, что вы в курсе всех нововведений в вашей профессиональной сфере деятельности и владеете новейшими знаниями и инструментами.
4. А если у меня по документам большой перерыв, а на самом деле я работал неофициально. Как это отразится на результатах собеседования?
Работодатель может поинтересоваться причинами, по которым вы выбрали неофициальную занятость. Но если уровень ваших компетенций подходит для предлагаемой вакансии, проблем, скорее всего, не возникнет.
5. Что нужно сказать работодателю, чтобы убедить его в том, что я после такого большого перерыва готов хорошо работать?
Самое убедительное — это ваша мотивация. Расскажите работодателю, почему вы заинтересованы в этой работе. Что вы можете предложить компании, какие ваши компетенции позволят справляться с поставленными задачами. Молодые мамы, как правило, хорошо знают, что такое многозадачность. Длительное лечение дает навык терпения, последовательности и внимательности к деталям.
Но самое главное, нужно донести до работодателя мысль о том, что вы — профессионал в своем деле и готовы развиваться дальше.
Демонстрируйте свою готовность работать. Пробелы в резюме будут проблемой лишь в том случае, если их нельзя объяснить. И не извиняйтесь за них, уверенность — ключ к успеху!
Ольга Лосева, ведущий профконсультант,
отдел занятости населения Первомайского района
Этапы формирования навыков
(более четко выражены в моторных навыках и были выделены именно при их исследовании. Но также явл-ся общими для др видов навыков (сенсорных, перцептивных, мнемических, имажинитивных, интелл-х, коммун-х и пр.).
1 этап — предварительный. Происходят форм-е программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентир-е движения. Характерна избыточная информация. Благодаря ориент-м движениям из всей массы информации выбирается только та, кт необходима для данного действия.
2 этап — аналитический. Движения выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи.. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает) .
3 этап — синтетический. Отдельные эл-ты действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят послед-ть движений, их вз-связь, иерархия.
4 этап — этапавтоматизации. Происходит устранение излишних движений, излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.
В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизациянавыка, а затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, а способ их выполнения автоматизируется, и они превращаются в навык.
Однако надо помнить, что навык, выполняемый на уровне автоматизма, когда сознательный контроль отсутствует, может быть причиной брака, аварий.
Перенос и интерференция навыков
Перенос (положительный перенос) навыка, позволяет успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности
Условия положительного переноса навыков:
• Сходство или тождество выполняемых действий. Особенно если ч-к ясно понимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.
• Любой навык, которым обладает человек, оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Формир-е опред-го круга навыков способствует обострению восприятия у человека.
Интерференция навыков (отрицательный перенос)- «старый» навык препятствует форм-ю «нового» навыка, необх-го для успешного осущ-я нектновойдеят-ти. Одна из причин интерференции навыков — так называемое ассоциативное торможение.
Условия преодоления интерференции навыков:
• Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отриц-е влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия (движения), входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы.
• Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее ч-к проанализирует особ-ти действий (движений), хар-х для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отриц-е влияние «старого».
Развитие человека как субъекта труда
Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух «рождениях личности»: первый раз — в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз — в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением. К этому можно было бы добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими. Именно в профессиональной деятельности, когда уже повзрослевший человек максимально реализует свой развивающийся потенциал, полезно поразмышлять о том, ради чего человек не только трудится, но и вообще живет, как собственно профессиональная деятельность позволяет ему передать все лучшее, что у него есть, другим людям.
В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):
· усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование «физического Я» личности);
· формирование «социального слоя личности»;
· формирование «духовного центра личности» (ценностно-нравственное самоопределение.
Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом)
Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.
У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).
· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации
· Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса
· Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)
· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда
Психологические признаки сознания субъекта труда:
1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение)
2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)).
3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение
4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)
Компоненты субъекта труда:
1)Психические регуляторы труда (макродинамика в онтогенезе) Опыт, знания-умения-навыки, чувственные представления. Ценностные ориентиры, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.
2)Функциональные состояния в труде (микродинамика в течение дня, недели) Работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния: стресс, утомление, монотония и пр.
3)Индивидуально-личностные свойства (относительно устойчивы) ПВК, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т.п.
Уровни изучения: уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью), уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий
Уровень деяний. Деяние — целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных перспективной цели. Уровень определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. Основные компоненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценности, профессиональные личные планы; характер; ориентировка в конкретной жизненной ситуации; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего «Я», своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.
Уровень действия. Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Категория субъективная; определяется динамикой непосредственных целей. Делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты: способность построить адекватное «логике вещей» представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном, или интеллектуальном, или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания).
Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия («ускорить темп», «усилить нажим» и т.п.).
Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическуюсаморегуляцию.
Характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека – это…
b. внимания
Вопрос 2
Имажинитивные свойства – это свойства
c. воображения
Вопрос 3
К мнемическим свойствам относят свойства…
b. памяти
Вопрос 4
Текст вопроса
Как изменяются индивидуально-типологические свойства на протяжении профессионального пути?
a. мало изменяются
Вопрос 5
Какое свойство нервной системы является основным фактором, обуславливающим возможность длительной сосредоточенности на чем-либо?
c. сила нервной системы
Вопрос 6
Планирование рабочими процесса труда изучал…
c. С.Н.Архангельский
Вопрос 7
Укажите три параметра трудовых действий
a. силовой, пространственный, временной
Модуль 2. Особенности человека, проявляющиеся в трудовой деятельности
Вопрос 1
Для уменьшения эффекта какого явления Д.Уолф предлагал переходить к тренировке другого навыка только после усвоения предыдущего?
b. интерференции
Вопрос 2
Какие работники лучше переучиваются?
b. имеющие больший опыт работы
Вопрос 3
Кто из ученых предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации в системе «человек-машина»?
c. Ю.З. Гильбух
Вопрос 4
На каком этапе формирования навыка происходит устранение лишних движений и излишней мышечной напряженности?
b. автоматизации
Вопрос 5
Умения, которые обеспечивают восприятие информации об отдельных свойствах предметов и явлений – это умения…
d. сенсорные
Вопрос 6
Текст вопроса
Что происходит с навыком в случае длительного перерыва в деятельности?
d. деавтоматизация
Вопрос 7
Поделитесь с Вашими друзьями:
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации