Как учить науки
Перейти к содержимому

Как учить науки

  • автор:

Как учить науки

О том, что российская наука зашла в тупик, многие из наших читателей знают не понаслышке. Отсутствие финансирования и, как следствие этого, утечка мозгов за рубеж привели к невиданному кризису во всех ее областях. Не последнюю роль в критическом положении науки сыграла потеря престижа научных исследований в целом. Однако кардинальные изменения, произошедшие в стране за последние годы, показали, что без высоких технологий и сильной фундаментальной науки вряд ли удастся стать частью информационного общества. Но развивать современные технологии невозможно без знаний. С другой стороны, качество получаемых знаний напрямую зависит от уровня развития науки. Именно поэтому на слушаниях «Роль науки в современном мире и ее влияние на развитие России», прошедших в апреле 2003 года в Государственной думе под председательством спикера российского парламента Г. Селезнева, известные ученые и политики в выступлениях акцентировали внимание на проблемах высшего образования в России.

Мы живем в мире постоянно ускоряющегося научного прогресса. Так, если сумма человеческих знаний в 50-60-е годы удваивалась каждые десять лет, а в 70-е — каждые пять, то в начале ХХI века удвоение информации происходит каждые два года. Области знаний, которые еще вчера относились к фундаментальной науке, сегодня становятся достоянием прикладных исследований, а затем незамедлительно переходят в разряд новых технологий. Пока еще культурно-образовательный уровень россиян отвечает наивысшим требованиям, но складывается ситуация, когда даже самые крупные университеты не поспевают за развитием науки. Плачевное положение науки пагубно отразилось на ее связи с образованием и ведет к резкому падению уровня преподавания в российской высшей школе в целом.

Пожалуй, самое тяжелое положение — в области технических и естественно-научных дисциплин. И это неудивительно. Чтобы вырастить специалиста в этой сфере, необходима научная база: современные лаборатории, хорошее оборудование и, самое главное, рабочая обстановка и квалифицированный научный руководитель. В общем, нужно все то, что принято называть термином «научная школа». Кроме того, будущий специалист должен осознавать необходимость получаемых знаний и навыков, то есть ощущать свою востребованность обществом. Школа предполагает преемственность. На деле же в системе высшего образования остались в основном представители старшего поколения. Прослойка сорокалетних профессоров и доцентов малочисленна, и они зачастую рассматривают свою преподавательскую деятельность как хобби по отношению к основной деятельности — бизнесу, приносящему реальный доход. И как результат — все более и более увеличивающееся отставание российского образования от мирового научного процесса. Да и сами студенты и аспиранты не заинтересованы в получении навыков экспериментальной работы, рассматривая высшее техническое образование только лишь как средство для устройства на высокооплачиваемую работу. Отсюда — формальное отношение к выполнению дипломных и курсовых проектов, написанию диссертаций. Неудивительно, что из именитых академий и университетов выходят специалисты, не имеющие никаких навыков научных или инженерных исследований. Так вымирают когда-то передовые научные школы, так падает уровень высшего образования в России.

По мнению выступавшего на слушаниях главного редактора научно-популярного журнала «В мире науки» (русскоязычной версии американского журнала «Scientific American») профессора Сергея Петровича Капицы, наука не востребована обществом в целом и системой образования в частности. С его точки зрения изменить отношение российского общества к науке могла бы информационная поддержка научных знаний всеми средствами массовой информации. В своем выступлении он подчеркнул, что одной из основных задач по поднятию роли науки в современной России является формирование общественного сознания, причем выполнение этой задачи практически не требует капиталовложений. На первых порах было бы достаточно начать широкое освещение научных проблем на российском телевидении и радио. Однако этого не происходит. Капица отметил, что пока практически единственной трибуной ученых остаются научно-популярные издания, например журнал «Наука и жизнь», но этого явно недостаточно.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Николаевич Смолин очень точно заметил, что во второй раз в российской истории интеллигенция стала жертвой революции, которую сама же и подготовила. Последствия демократической революции оказались особенно трагическими для науки. Сегодня в России на нужды науки выделяется около 0,3% от ВВП, в то время как развитое общество должно расходовать на науку не менее 2%. Но, как в прежней, так и в нынешней системе, финансирование науки осуществляется по остаточному принципу, причем его уровень постоянно пересматривается бюджетной комиссией. В результате «в загоне» остается не только наука, но и такие сферы человеческой деятельности, как (в порядке убывания финансирования) сельское хозяйство, культура, образование, наука и медицина. Из этого списка видно, что в худшем положении по отношению к науке у нас находится только медицина. Немалую роль в плачевном финансовом положении науки и высшего образования сыграло решение Думы о снятии налоговых льгот с некоммерческого сектора. Такое решение Смолин назвал одним из парадоксов казарменного либерализма. Что же касается образования, то на его нужды должно выделяться не менее 10% национального дохода, или примерно 7% от ВВП. На высшее же образование следует тратить не менее 3% расходной части федерального бюджета, а средние ставки в сфере образования должны быть не ниже средней заработной платы в промышленности. По словам Смолина, для достижения этих показателей финансирование образования в России необходимо увеличить в 4 раза.

На слушаниях были приведены и другие цифры. Оказывается, высшие учебные заведения тратят на образование программиста около 25, экономиста — 15, а гуманитария — 5 тысяч долларов в год. Можно предположить, что ученый биолог или физик «стоит», по крайней мере, не меньше программиста. По данным Российского фонда фундаментальных исследований, с начала 90-х годов за рубеж выехало не менее 80 тысяч ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов, в результате чего казна недосчиталась 60 миллиардов долларов, а с начала 70-х годов потери от утечки мозгов составили не менее триллиона долларов. Вот какой огромный вклад внесла и продолжает вносить Россия в развитие науки других стран! Если ситуацию не переломить в ближайшие годы, то у России не будет шансов стать частью информационного общества. Ведь развитое информационное общество предполагает занятость 60-80% населения интеллектуальным трудом.

Но помимо «безвозмездной помощи» в виде высококвалифицированных научных кадров, которую наша страна оказывает и без того экономически развитым государствам, в последнее время также усилилась тенденция вывоза российского капитала на нужды высшего образования. Так, по данным Всемирного банка, в России он возрос за последние два года в 3 раза и составил около 5 миллиардов долларов в год. То есть все больше и больше наших граждан предпочитают вкладывать деньги в образование детей за рубежом, а значит, Россия финансирует систему высшего образования других стран. И это — прямое следствие нехватки специалистов в российской высшей школе. Многие россияне (те, кому не по карману получить образование за границей) платят за заочное обучение в зарубежных вузах по системе дистанционного обучения. Например, на территории России 10(!) новозеландских университетов заочно обучают наших студентов. Российская же высшая школа современные информационные технологии дистанционного обучения практически не использует. Между тем в последние годы оно получило широкое развитие во многих странах. Так, университет штата Мэриленд в США дает дипломы 360 тысячам студентов в год. Это в 6 раз больше, чем количество выпускников этого университета всего несколько лет назад. Такой прогресс достигнут исключительно благодаря дистанционному обучению через системы спутниковой связи.

Падение уровня образования в российской высшей школе отмечали многие выступавшие. Ректор Российского народного университета Владимир Алексеевич Зернов назвал систему российского образования дорогой и неэффективной. Правительство глухо к проблемам высшей школы, и интеллектуальное богатство страны продолжает разбазариваться.

Не только крупные концерны и корпорации, но и даже коммерческие образовательные учреждения могли бы субсидировать проведение научных исследований. Но новые русские капиталисты предпочитают отправлять своих детей учиться за границу, нимало не заботясь о падении уровня высшего образования в собственной стране. Также налицо отсутствие разума и воли у армии чиновников от Минпромнауки. Но есть и объективные причины затянувшегося кризиса в науке и высшем образовании. Вину в том многие выступавшие на слушаниях видят в недостаточной капитализации российской экономики и соответственно в отсутствии экономической оценки интеллектуальной собственности. Но тем не менее некий поворот к инновационной деятельности в науке и образовании все же наметился. В 2001 году правительство РФ приняло постановление об интеграции науки и высшего образования России на 2002-2006 годы, в текущем году правительством объявлен конкурс по программам Инновационного проекта развития образования. Правда, средства от него пойдут на поддержку инициатив и повышение качества образования только в области социально-экономических наук. Но и технические отрасли не остаются без финансирования. Министерство промышленности, науки и технологий РФ вместе с рядом российских технических университетов также проводят международный конкурс инновационных проектов. Определены приоритетные направления инноваций на 2003-2006 годы. Остается надеяться, что все эти события — индикатор перемены государственной политики по отношению к науке и высшей школе.

Мученик науки: 10 предметов, которые стоит освоить самостоятельно

Фото: u4eba.net.

Убедить начальника в том, что вы заслужили повышение, достойно станцевать на корпоративе, «прикинуться» умным в высоком обществе, защитить свои права в милиции – все это возможно, если вы обладаете специальными навыками.

К сожалению, некоторому мастерству невозможно научиться в университете – его нужно постигать самостоятельно.

Чем и – главное – для чего нужно заниматься факультативно выяснял Vgorode.ua.

Что думаете, харьковчане?

Прежде, чем составить топ-10, мы поинтересовались у горожан, какие знания, на их взгляд, должен получить факультативно каждый человек с претензией на интеллигентность.

Выяснилось, что большинство харьковчан не прочь разбираться в чужих мыслях и мотивах: 22,8% опрошенных считают, что необходимо постигать азы психологии. 18,3% с удовольствием изучили бы правоведение, чтобы ориентироваться не только в своих обязанностях, но и правах. Мечтают стать домашними лекарями 16,8% наших соотечественников и отдают голоса за валеологию и медицину. Прослыть образованными в высшем обществе хотят 13,4% харьковчан, голосуя за факультативное изучение искусства (будь то литература или живопись). 6,9% мечтаю танцевать, как боги, по 5,4% «лайков» получили религия, необычные языки и культурология. Избыток политики в повседневной жизни привел к тому, что только 4,5% опрошенных хотели бы углубиться в политологию. Совсем непопулярна сегодня среди горожан астрология – только 1% харьковчан находят романтичным погрузиться в мир звезд и планет.

Психология

Сайты курсов психологии обещают научить вас разбираться в себе, управлять окружающими и гипнотизировать знакомых, программировать себя на успех и личное счастье, правильно выходить из конфликтов и…перечню нет конца.

Психологи готовы проводить как отдельные тренинги (от 850 до 2400 гривен за несколько дней), так и целые курсы переподготовки (от 3 тысяч гривен).

Верить или нет в эффективность такого обучения – дело каждого, в любом случае, после курсов вы научитесь паре приемов и вполне можете мнить себя психологом.

Харьковчан более всего привлекает психология. Фото: kalliopa.com.

Правоведение

Подтянуть свои знания по праву в Харькове можно только с помощью частных репетиторов. Они напомнят вам школьную программу, а при желании поделятся своими университетскими (если повезет — практическими) знаниями.

Стоимость одного академического часа занятий – от 60 гривен. Помните, что за 45 минут вы вряд ли успеете получить нужный багаж информации, поэтому «брать» придется как минимум два часа в неделю.

Валеология, медицина

Ставить диагноз самостоятельно при помощи Интернета – это так современно, так по-нашему. Харьковчане почему-то не особо доверяют докторам и предпочитают самостоятельно лечить себя и близких. Для таких начинающих «медиков» проводят занятия диагностические центры и частные специалисты. В нагрузку с лекциями по валеологии идут знания по фитотерапии.

Курсы валеологии не сделают вас врачом. Фото: sxc.hu.

Стоимость трехдневных курсов начинается от 1000 гривен. На всякий случай оговоримся для тех, кто считает, что сможет вылечить себя самостоятельно, прослушав курс лекций по медицине – перелом не лечится подорожником, а гипертонический криз не побороть без квалифицированной медицинской помощи.

Необычные языки

«Изъясняться на французском» — со времен Пушкина эта фраза не перестает звучать красиво и романтично. Сегодня изучение иностранного языка не является большой проблемой, но все же остаются те, кому мало стандартного английского или немецкого. В Харькове найти приличную языковую школу не проблематично, но самым дешевым вариантом являются курсы при университетах.

Арабский, голландский, китайский, португальский – самые необычные, на первый взгляд, языки можно изучать группой (от 600 гривен в месяц) или индивидуально (около 150 гривен за академический час).

Астрология

Все, кого манит ясновидение, таро и гороскопы, могут записаться на курсы по астрологии. Подобные школы предлагают широкий спектр услуг: начиная от истории науки и заканчивая определением судьбы и характера по дате рождения.

Научиться составлять и считывать натальные карты – удовольствие не из дешевых. Четыре занятия в месяц обойдутся от 400 до 800 гривен. Если учесть, что все секреты практикующие преподаватели обещают раскрыть за год-три обучения, Vgorode.ua может предсказать судьбу будущего астролога прямо сейчас – ваш кошелек опустеет.

Чтобы стать астрологом нужно выложить кругленькую сумму. Фото: sxc.hu.

Как бы не интересовали харьковчан религия, культурология, политология и искусство, изучить их в нашем городе можно либо на лекциях в университете (как вариант – «втихую» зайти в аудиторию и попробовать присоседиться к студентам), либо заниматься саморазвитием (изучать специальную литературу, посещать выставки, влиться в круг искусствоведов или почитывать политические статьи).

Танцы

Чему-чему, а танцам научиться в Харькове – не проблема. В многочисленных школах преподают фитнесс dance, боди-балет, восточные, степ, джаз фанк, хип-хоп, танцы у пилона и множество других направлений. Стоимость занятий приятно удивляет – в среднем от 240 до 450 гривен в месяц (за групповое занятие два раза в неделю).

Ораторское искусство

Мы почитали комментарии наших читателей в социальных сетях, оценили их красноречие и сделали вывод, что в топ-10 не хватает одиннадцатого предмета – ораторское искусство. Всего 600 гривен (за 2-3 дня) обучения риторике и вы – король аудитории, мастер «выкручивания» из провокационных ситуаций, импровизатор и спокойный обаятельный оратор.

Тратить ли деньги и время на дополнительные знания – вопрос индивидуальный. Превратить факультативные занятия в дальнейшую профессию или оставить в разряде «хобби» — решение сугубо личное. Выбирайте занятие себе по душе и живите ярко!

Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter или эту кнопку Нашли ошибку Обсудить в чате

Как изучать естественные науки

Как изучать естественные науки

1. “Что?” Приступая к изучению новой темы, важно выяснить, какова сущность этой темы, и чем она является сама по себе. В случае изучения химии это может быть составление химических уравнений, или решение типичных заданий. При изучении физики важно уяснить для себя основные понятия, которые будут использоваться в дальнейшем. То же касается и биологии.

2. “Как?” Ответом на этот вопрос должно служить то, как действует очередной закон или алгоритм решения очередного задания. После шага “А” должен следовать шаг “Б”, который является очередной ступенькой для того, чтобы решить задачу.

3. “При каких условиях?” Этот вопрос один из самых важных. Применение закона или алгоритма, также закономерности, определяется условиями, в которых сформулировано задание.

Герой детективных романов сэра Артура Конан Дойла Шерлок Холмс любил повторять, что всё можно свести к цепи логических умозаключений.

Даже само условие задачи может подсказать, каким образом и наиболее целесообразно её решить. Вчитываясь в условие, можно найти отправную точку, с которой и возможно начинать решение.

Как изучать естественные науки

4. “Каковы следствия?” При изучении тем по естественным наукам, стоит узнать, что следует из очередного закона. Если явных следствий нет, то можно немного пофантазировать. Для этого стоит лишь припомнить то, что было изучено ранее. Даже те взаимосвязи между явлениями и процессами, которые казались неявными, могут стать в этом случае очевидными.

5. “Где и как можно применить?” После изучения очередной темы по физике, химии или биологии, важно уяснить, в каких случаях полученные знания можно применять. Таким образом, можно будет решать “типичные” и комбинированные задания, которые требуют знаний по различным темам, которые не связанные друг с другом.

Для того чтобы качественно и в короткие сроки изучить естественные науки, необходимо не только задаваться вышеупомянутыми вопросами. Составление графика занятий и рациональное распределение материала также играет важную роль. Наблюдение за окружающей средой может стать существенным фактором в понимании действия законов природы.

“Человеку свойственно ошибаться” – так в своё время говорили древние римляне. Но на ошибках тоже учатся. Если есть необходимость изучать естественные науки, то и познание их будет сопряжено с ошибками. Они помогут уяснить взаимосвязь между явлениями и законами природы. Наблюдая за тем, что нас окружает, можно порой самостоятельно выделить законы, которые описаны в учебниках естественных наук. И после этого изучение химии, биологии или физики станет намного легче.

Как выучить что угодно в 7 раз быстрее и эффективнее

Представьте себе, что в мире есть волшебное средство, которое в 7 раз повышает эффективность обучения — быстрее выучить английский, быстрее освоить программирование, быстрее понять что угодно в мире.

Удивительно, но такое средство было найдено в 1990 году американским социологом Майклом Хоу. Он провел серию тестов среди студентов и определил, что пользователи «волшебного средства» в 7 раз лучше запоминали материал, легко вспоминали факты и легко применяли знания на практике.

Тот, кто использовал «волшебное средство» был наголову выше обычных студентов. «Обычные» хуже помнили материал и хуже его понимали, более того, даже одаренные отличники были слабее тех, кто использовал это «волшебное средство».

Это удивительное средство — заметки. Но!

Майкл Хоу не только доказал, что заметки колоссально повышают эффективность обучения, но и сформулировал правила их использования. Только соблюдение этих правил ведет к росту результативности обучения в 7 раз!

Автор делает заметки своими словами

Правило №1. Никогда не записывайте материал в точности

Когда вы просто переписываете материал в свою тетрадь, то работаете как ксерокс — информация проходит сквозь вашу голову без остановки. Вы просто шлепаете текст на бумагу и думаете, что сделали полезную работу, но на самом деле вы только навредили себе, потому что потратили время зря.

Вместо прямого копирования нужно обдумывать идею. Сформулируйте её так, как вы её понимаете и почему она вам будет полезна, и только после этого записывайте её блокнот своими словами.

Обдумывая материал вы обрабатываете его на глубоком уровне, вы формируете его, шлифуете и сохраняете в удобном для себя виде. По крайней мере, это делает ваш мозг, когда вы думаете о пользе идеи и её смысле.

Это путь к обучению с максимальной отдачей — обдумывание и запись в своем стиле. Это и есть «волшебная сила» заметок.

Правило №2. Не пользуйтесь компьютером для записывания заметок в первый раз

В 2014 году Пристонский университет исследовал 10 тысяч студентов двух категорий: пользователей ручки с блокнотом и пользователей ноутбуков.

Во всех без исключения тестах победили студенты, которые делают заметки от руки. Ученые связывают эффективность «ручного» метода с тем, что движения кистью сильнее стимулирует кору головного мозга, чем нажатия клавиш.

Т.е. сильнее стимуляция коры, сильнее обучение и запоминание. Поэтому оставьте компьютер для будущего и купите себе дорогую ручку и красивый блокнот А4.

Уолтер Паук — профессор Корнельского университета и автор американского бестселлера «Как учиться в колледже». Основатель метода ведения заметок «Метод Корнелла».

Правило №3. Ведите заметки по особой методике, а не просто пишите текст

Ведение записей сплошным текстом создает много проблем: в массиве рукописного текста трудно найти нужно информацию и нет выделений особенно важных идей. Чтобы избежать этих проблем и избавиться от долгих поисков нужной заметки используйте «Метод Корнелла».

Этот метод предложил в 1940 году американский профессор Кор- нелльского университета Уолтер Паук. «Метод Корнелла» позволяет структурировать информацию и делать её удобной для поиска и использования. Его эффективность подтверждается тем, что 84% отличников Корнелльского университета постоянно используют метод в своем обучении. Вот как им пользоваться:

Слева — ключевую мысль своими словами, справа — короткое пояснение мысли и её развитие тоже своими словами!

Первый шаг — разделение листа.

Проведите вертикальную линию ближе к левому краю листа. Так вы отделите две зоны — первая зона для ключевых идей, вторая зона для развернутых пояснений своими словами.

Второй шаг — запись ключевой идеи.

При изучении материала Вы наткнулись на важное правило или факт, например, «правильное ведение заметок повышает эффективность обучения в 7 раз». Вы записываете эту ключевую идею в левом узком столбике.

Третий шаг — запись пояснения своими словами.

В правом широком столбике вы записываете развернутый комментарий:

«Заметки являются инструментом обучения, а не фиксации информации. При их ведении своими словами мы обдумываем то, что предстоит написать. Такое “обдумывание” и есть самое ценное в ведении заме- ток. Оно ускоряет обучение во много раз.»

С «Методом Корнелла» ваши заметки будут выглядеть опрятно. Они всегда будут доступны для повторения и поиска нужно места. Любые ценные знания теперь будут у вас под рукой.

Правило №4. В конце обучения повтори свои заметки

Ну и финальное правило использования заметок — после записи их нужно сразу повторить.

Например, вы читаете книгу о покерной математике и сделали шесть классных заметок о подсчете карт. Вы использовали правильные принципы — обдумывали методы подсчета и их пользу, а также записывали их от руки по Методу Корнелла. После это вы решили отдохнуть за чашкой чая. Как правильно закончить работу? Просто закрыть книжку и идти ставить чайник? Нет.

Перед тем, как закончить прочитайте с самого начала все заметки, которые вы только что сделали. Это будет первое и самое важное повторение материала, которое займет всего минуту. Но эта минута второй по важности секрет во всем руководстве.

В 2007 году исследование Калифорнийского университета показало, что такое быстрое повторение заметок в конце занятия утраивает запоминаемость информации на следующий день. Это ключ к тому, чтобы помнить всё, знать всё и понимать больше других.

Заключение

Представьте себе космические полеты. Чтобы космонавт мог выйти в космос, ему необходим «скафандр» — специальный костюм, который помогает ему выжить в бесконечном вакууме. Т.е. можно сказать, что скафандр делает выход в открытый космос возможным.

С заметками всё точно также. Только они делают эффективное обучение возможным. И если вы скептик на этих словах говорите, что выучили многое без них, то можно сказать одно — с заметками вы бы выучили гораздо больше и глубже понимали изученное. В десятки раз.

Материал подготовлен на основании руководства по эффективному обучению «От охранника до Эйнштейна».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *