Как стать технарем если ты гуманитарий
Перейти к содержимому

Как стать технарем если ты гуманитарий

  • автор:

Может ли гуманитарий быть техническим переводчиком?

Мы не раз писали о том, что перевод как сфера деятельности дает обширную свободу выбора: каждый найдет направление по душе. Устный перевод, письменный или аудиовизуальный.

Требования к техническому переводчику
Знание терминологии
Понимание логики процессов в выбранной области перевода
Владение стилистикой технических текстов
Знание стандартов, ГОСТов
Владение приемами перевода в целом
Как понять, стоит ли выбирать это направление?
Заключение

Литературный или специализированный прикладной — медицинский, юридический, экономический, технический… О последнем сегодня поговорим подробнее — что нужно для работы техническим переводчиком и может ли им стать гуманитарий?

Требования к техническому переводчику

Одно дело, когда у вас технический склад ума, вы получили специальное техническое образование и по воле судеб стали переводчиком. И совсем другое — если вы закончили гуманитарный факультет и получили диплом переводчика, но специализированных технических знаний у вас нет.

технический перевод картинка

Переводческое образование — ваша отправная точка, но для работы техническим переводчиком его, скорее всего, будет недостаточно. А что ещё для этого нужно?

Знание терминологии

Чтобы переводить техническую документацию в какой бы то ни было области знаний, необходимо владеть терминологией. Если есть глоссарии, принятые стандарты перевода тех или иных терминов, похожая документация, переведенная ранее, — уже легче.

Но не всегда переводчику так везет, часто переводить приходится с нуля. Тогда у вас два варианта — либо изучить тематику самостоятельно (прочесть хотя бы пару учебников, посмотреть обучающие видео и т.д.), либо найти специалиста в нужной вам области, чтобы у него консультироваться.

Понимание логики процессов в выбранной области перевода

Сложно переводить специализированные тексты, например, из нефтегазовой отрасли, не имея представления о том, как добывают нефть, как ее очищают, как выглядят и работают нефтяные вышки. Этот пункт перекликается с первым — знанием терминологии — но одной терминологии недостаточно, важно понимание процессов.

инновации в нефтегазовой промышленности

Владение стилистикой технических текстов

В русской технической литературе сложилась определенная стилистика, которой нужно придерживаться при переводе. Например, в инструкциях к оборудованию английское please не переводится как «пожалуйста», а опускается.

Знание стандартов, ГОСТов

Технический перевод относится к таким направлениям перевода, где цена ошибки может быть очень высока — из-за ошибки в инструкции прибор могут эксплуатировать неправильно, что приведет к его поломке. А если ошибка в переводах документации для воздушного судна, буровой установки или атомной электростанции?

Владение приемами перевода в целом

Одних только знаний в определенной области недостаточно, чтобы хорошо переводить специализированную литературу. Более того, экспертные знания могут дать человеку ложное чувство уверенности в себе, которое приводит к ошибкам.

Опытные водители иногда попадают в ДТП по небрежности и из-за самоуверенности, в то время как новички за рулем ведут себя осторожно и внимательно. Так и специалист может сделать ошибки из-за небрежности, а переводчик в новой для себя тематике перестрахуется и несколько раз все проверит.

К тому же перевод текстов, в том числе специализированных, должен выполняться с помощью арсенала переводческих приемов и в соответствии с нормами языка перевода. Иначе имеем то, что имеем — переводы технических специалистов, хоть и с верно переведенными терминами, бывает сложно прочесть и понять.

стопка книг и очки

Как понять, стоит ли выбирать это направление?

Итак, мы уже выяснили, что гуманитарий может быть техническим переводчиком. При определенной подготовке, обучении и постоянной работе над ошибками. Но еще один важный вопрос в том, нужно ли гуманитарию быть техническим переводчиком?

Чтобы это для себя выяснить, откройте для начала школьный учебник физики и попробуйте его прочитать. Вам понятно в целом устройство двигателя внутреннего сгорания? Не вызывает чувство смертной тоски глава про оптику и преломление света? Забыли, как работает переменный ток, но захотелось перечитать и вспомнить?

Если скорее да, чем нет, возможно, технический перевод — это ваше.

Пробовать свои силы в техническом переводе поначалу можно на простых текстах: инструкциях к бытовым приборам, технической документации к несложным механизмам. Если не хватает знаний, можно найти похожие инструкции, чтобы сравнить тексты, подключить логику.

И все же будет хорошо, если ваши переводы вычитает редактор или опытный коллега-переводчик. Не стоит сразу браться за сложные темы, если не чувствуете себя в них уверенно (а поначалу чувствовать себя уверенно в технических текстах ой как сложно).

преодоление трудностей

Постепенно вы поймете, к чему лежит душа и какие области технического перевода вам наиболее интересны, и сможете развиваться в выбранном направлении. Иногда переводчики углубляются в новую тематику настолько, что получают соответствующее профильное образование.

Несмотря на то, что переводческие курсы не дают фундаментальных знаний в изучаемой области в том же объеме, что и вузовские программы, их главный плюс — практика отраслевого перевода, проработка часто встречающихся ошибок начинающих переводчиков.

Кроме того, при обучении на большинстве курсов сейчас создаются чаты для общения, где легко можно найти единомышленников и при необходимости получить помощь.

Заключение

Несмотря на то, что «гуманитариев» и «технарей» в нашем обществе часто противопоставляют друг другу, профессия переводчика в целом предполагает вдумчивость и способность разобраться в тематике, будь то машиностроение, косметология или виноделие.

студенты иллюстрация

А если знаний и опыта не хватает, всегда можно обратиться за помощью к специалисту из нужной области, особенно в наш век технологий и общения без границ.

Поэтому, если вы чувствуете в себе хоть какой-то интерес к техническим процессам, интересуетесь новыми областями знаний и умеете мыслить логически, вам стоит попробовать силы в техническом переводе. Кто знает, вдруг это ваше призвание?

Из гуманитария в технаря — возможно ли такое?

Людей, склонных к точным наукам, принято считать более одарёнными. В свою очередь люди, которые предпочитают называть себя гуманитариями, как правило, не особо верят в то, что у них получится развить свои логические способности. Профессор Барбара Оакли из США уверена, что это реально и гуманитарии вполне могут стать технарями. Важно в этой ситуации просто знать, как достичь желаемого.

Из гуманитария в технаря

Насколько вероятно, что если открыть холодильник, там окажется зомби, которое спокойно вяжет носки? Шансов мало. Как и в том, что получится сделать разум более острым, а затем и вовсе превратиться в преподавателя технических дисциплин. Профессор Оакли отмечает, что она является творческим человеком, поэтому на протяжении всей своей жизни имела достаточно серьёзные проблемы с точными науками. Изучение математики началось только тогда, когда Барбаре исполнилось 26 лет. Будучи ребёнком, она на протяжении долгого периода не могла научиться определять время с помощью часов. Спустя некоторое время, как и многие другие гуманитарии, будущий специалист начала чувствовать себя в некоторой степени глупой.

Оакли говорит о том, что математика может казаться не просто доброй мамой, но и вполне злой мачехой, которая не сможет простить ни единой, даже незначительной ошибки. К примеру, каждый школьник знает теорему Пифагора, но верной она будет оставаться только в том случае, если прямоугольный треугольник будет помещён в евклидову плоскость. Если фигура будет помещена в какую-то другую плоскость, это сделает теорию неправильной.

Огромную роль в понимании точных наук будет играть ещё и то, насколько хорошо преподаватель объясняет ту или иную тему. К примеру, когда Барбара училась в школе, на математике её просто заставляли решать задачи, но при этом ничего не объясняли. Когда она выросла, то столкнулась с тем, что ей потребовалась математика. После этого Барбара не просто изучила незнакомый ей мир, но ещё и смогла достичь весьма неплохого успеха. В своей книге она рассказывает о том, какими именно инструментами она пользовалась.

Виды мышления

Условно мышление человека можно поделить на два вида — сфокусированное и рассеянное. Сфокусированное мышление позволяет сконцентрироваться на определённой задаче. Отличным примером станет решение какой-то задачи в уме или умножение. Если говорить о рассеянном мышлении, то оно начинает более активно действовать тогда, когда человек отдыхает. Можно предположить, что отвлечение не играет совершенно никакой роли и не влияет на умственный труд. На самом же деле этот этап упускают многие люди ещё в школе.

Рассеянное мышление положительно влияет на развитие математических способностей и играет очень важную роль. Иногда оно даже важнее, чем сфокусированное. Для того чтобы появилась возможность изучения не только естественных, но ещё и точных наук, нужно чередовать эти два типа.

Стоит время от времени разгружать свой мозг и отдыхать. Для этого можно послушать музыку, где не будет слов, принять душ или прогуляться на свежем воздухе. При этом важно, чтобы мозг переключился и начал принимать участие в других действиях человека. За счёт этого произойдёт активация рассеянного режима. Спустя некоторое время человек может найти решение той или иной задачи, которое возникнет внезапно, в качестве озарения.

На самом деле любой гуманитарий может улучшить свои навыки, овладеть математикой и другими точными науками. Главное — прилагать усилия и развивать когнитивные способности. Отличное средство для этого — тренажёры Викиум.

Из гуманитария в технари — реально ли? ⁠ ⁠

Я — гуманитарий. Да, сейчас модно говорить, что это разделение чушь, но у меня это так. Всякие такие гуманитарные вещи мне всегда нравились, даже если я бралась за них, абсолютно ничего в этом не смысля — будь то необходимость красиво оформить территорию около дома, написать сочинение или выучить чужой язык. Мне всегда нравилось в этом разбираться, и успехи в таких областях приносили радость, а когда что-то не получалось — это только придавало азарта, надо решить проблему, вперед, шашки наголо!

Но недавно я осознала суровую реальность — миром сейчас правят технари. Не буду расписывать, как именно, но в итоге я пришла к мысли о том, что надо стать технарем. В профессиональном плане, в плане работы, а не свободного времяпровождения.

Начать я решила с подтягивания устаревших и забытых знаний по обычной школьной математике, все-таки это база для поступления в любой технический вуз. Приготовившись к марафону по учебникам, уже через неделю я понимаю, что меня тошнит от математики. Формулы, законы, задачи — это просто невероятно чуждо мне и неприятно, что в школе было так, что сейчас, ничего не изменилось. Как и тогда, я обожала писать сочинения и ненавидела искать решения задачи. Даже когда я наконец разобралась и систематизировала непонятную мне тему, это не принесло никакого удовлетворения, просто идешь страдать дальше по книге.

Я была готова пересиливать себя, но не ожидала настолько негативной реакции. Я уверена, что могу потерпеть и поскрипеть зубами, перестраивая мозг на логический лад (3-5 лет) но что если эта ненависть и отчаяние, которую я испытывала всю эту неделю, уча старые формулы, останется на всю жизнь? В гугле говорят совершенно противоположные вещи, от «занимайся только тем что любишь, не пытайся перекроить себя» до «если ты в чем-то разберешься, оно перестанет вызывать негатив, просто потерпи немного»

Поэтому я хочу спросить вас, пикабушники. Доводилось ли вам резко перестраивать свою деятельность в сторону совершенно чуждой и неприятной вам? И, самое главное, проходила ли эта ненависть со временем (мол, выучился, разобрался и перестал гореть с этого) или нет?

Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?

Родитель замечает, что ребенок любит читать, горячо обсуждает проблемы общества, пишет стихи, легко запоминает иностранные слова и исторические даты. Что поделать, точные науки — «явно не его»… Или нет?

гуманитарии vs технари - статья от ЛогикЛайк

Два «лагеря»: технари vs. гуманитарии

Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
– «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»

Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?

«Откуда дровишки?»

Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.

Бытовое Научное
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства.

Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:

в чем сила

Кто выглядит более наивным?

если не может уснуть

Кто выглядит умнее?

как объясняет непонятные вещи

У кого лучше получается найти подход к ребенку?

Источник иллюстраций: AdMe.ru

Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!

Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:

  • Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
  • Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
  • Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
  • Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.

Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂

ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.

Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.

А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?

Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:

  • В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
  • Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
  • Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
  • Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.

Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:

  • Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
  • Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
  • Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.

При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *