Fixed gear. В чём прикол гонять на трековом веле по улице?
Статей по теме множество, но все что я читал, о том как покупать и катать, и о том какая это модная штука, как круто влиться в четкий движ и затусить… О технической части минимум. Попробую это исправить. Я новичок, так что будем считать и этот текст, и свежесобранный вел, чем-то типа дипломной работы. Проверим — насколько я сам что-то понял по теме. 🙂
Что такое фиксед гир (фикс)? Буквально — фиксированная передача. То есть одна задняя звездочка, жестко закрепленная на втулке. И педали крутятся всегда, пока крутятся колеса. Непривычным это может показаться только современникам, первые велосипеды были именно такими. И сейчас таким может быть любой. Хоть горный, хоть прогулочный. Однако по факту — фикс — это не просто абы какой вел без свободного хода, а более-менее близкий к гоночному трековому.
Почему? Отправляться на таком в дальнобой накладно в первую очередь из-за рельефа. Чем больше спусков и подъемов, тем сложнее подобрать оптимальное соотношение звезд, чтоб и в гору въехать, и с горы не притормаживать рискуя переборщить с каденсом (частотой вращения педалей). До сих пор помню, как в детстве с растопыренными ногами (между которых бешено вращались педали) летел с горы и тормозил в забор… То есть шоссейный и туристический вариант отпадают. А наваливать на горном не выйдет еще и потому, что специфика езды по бездорожью заставляет часто ехать стоя на педалях. Что затруднительно, когда они вращаются… Та же история с трюковым байком (BMX). А любителям прогулок на расслабоне вообще непонятно — зачем всю дорогу крутить педали.
А и в самом деле — зачем? Стандартная отмазка большинства обзоров — простота конструкции, из которой вроде бы логично следуют легкость, доступность и надежность. Но любой продвинутый автолюбитель знает, что зависимость эта весьма и весьма опосредованная. Надежность определяется скорее качеством, а не количеством деталей, да и легкость тоже. Производители для выставок делают шоссеры весом по 2,5 кило, но в велогонках тоже есть регламент, и в том числе по весу — аж 6,8 кг в снаряженном виде. А то ветром сдует, да и дорого. Хотя дешево все равно не выходит, и вовсе не из-за «лишних» деталей вроде передач и тормозов. Хорошая гоночная рама — произведение инженерного искусства, что шоссейная, что горная, что трековая. И ценники соответствующие. Доступность не синоним минимализма. В Ашане полно дешевых байков, обвешанных что твоя новогодняя елка не только тормозами и передачами, но звонками, катафотами, насосами, багажниками, подножками и прочей лабудой.
Да, минимализм это красиво, но мы собрали очень симатичный вел из того самого ашанбайка, просто сняв с него весь этот сказочный обвес, ободрав наклейки (и наклеив свои), и заменив некоторые детали. Та же одна передача, минимум деталей, и тормозов не видно, тормоз-то ножной, в задней втулке, как в старые-добрые времена. Внешний эффект ровно тот же, хотя с фиксом вообще ничего общего. Доступно, красиво, и никакого экстрима. Мне этого байка показалось мало, захотелось больше скорости и драйва, вот и решился на фикс. В деталях еще не зная — что за зверь, в целом сразу понял — оно.
А хитрость вот в чем. На обычном как? Разогнал и катишься, отдыхаешь… А тут та же инерция работает не только на накат, но и вращение педалей. На обычном усилие ног с каждым кругом начинается по сути с нуля, а на фиксе — нет. Психологически кажется, что всю дорогу крутить — масса лишней работы, а оказывается — наоборот. Сами крутятся, на поддержание движения нужно минимум усилий. А настоящая работа начинается на большой скорости.
И вот здесь возникает масса конструктивных особенностей, который отличают фикс буквальный, от фикса реального, как дорожной ипостаси трековой пушки-гонки. Легкость, конечно, важна, как и минимальные потери в трансмиссии, но интереснее, да и актуальнее, наверное, жесткость и аэродинамика. С жесткостью все просто — любая податливость, рамы, вилки, колес, педалей, даже руля… Любой прогиб будет засчитан в потери ватт, накрученных ногами. Если взять горный велосипед, как наиболее наглядный пример, и представить как от нажатия на педаль не только прокручивается заднее колесо, но и прогибается вся хитромудрая амортизация, толстые колеса с низким давлением, даже шашечки протектора. От каждого нажатия! Сколько энергии, добытой в неравной борьбе с педалями, тупо уходит в землю… Повторюсь, это просто пример, отговаривать людей ездить по городу на MTB примерно так же бессмысленно, как на TLC. 🙂
Рассказ о том, какое непреодолимое аэродинамическое сопротивление создают ручки, тросики, переключатели, натяжители и «лишние» звездочки, мог бы вызвать усмешку, если бы мы не знали как поклонники шоссеров любят тросы, убранные в раму… На самом деле история с аэродинамикой похожа на историю с весом. Сопротивление отдельного взятого компонента вряд ли почувствует даже профи, но все в комплексе дает очень ощутимый эффект. А самый большой вклад в обтекаемость, как и в общую массу, дает сам ездок. Шмотки само-собой, но главное — посадка. Именно поэтому на трековом байке руль стоит значительно ниже, чем на шоссейном. Тем более, что у трекового каретка стоит выше, чтобы не цеплять педалями при наклонах. А значит и педали, и зад, и нагибаться надо еще ниже. А это не только требует отдельных тренировок на растяжку и ухудшает обзор, но еще и затрудняет дыхание, что, в свою очередь, ухудшает снабжение мышц кислородом. И ничего не попишешь, скорость требует жертв.
Долго ты так протянешь? Далеко ли уедешь? В спринте вопрос не актуальный, а в городе? А что такое 20 км для участника веломногодневки а-ля Тур де Франс? Чисто перекур. Особенно если город не в горах, как те же Москва и Питер. Так зачем весь этот тюнинг в бетонном зоопарке? Чтоб коленки не болели проще ездить на мопеде. Спорт это боль, иначе… «Была без радости любовь, разлука будет без печали.» Да и никто на самом деле не заставляет ехать в город с трека прям как есть. Ставь выше руль, ставь тормоза, меньше звезды, толще шины… Но ездить по городу на гоночной технике… Даже медленно… Никто не хочет Caterham на номерах, да? 🙂
Начинающим ФИКСопедистам на заметку
Купил себе фиксед и делюсь впечатлениями, которые, вероятно помогут новичкам в этом виде вело-покатушек.
Все описаное ниже является исключительно личным опытом езды на фиксед гире и автору(то есть мне) немного насрать на троллей и идиотов. Шо понЯл — то написал. Конструктивная критика приветствуется.
Фиксед гир. Основы. (16+ присутствует ненормативная лексика, блять!)
Основано на реальных событиях.
Что такое фиксед гир? Это велик на котором нет тормозов, а заднее колесо крутится вместе с педалями постоянно, не зависимо от твоего желания. Крутится колесо — крутятся педали. Крутятся педали — крутится колесо. И никак иначе.
Эпиграф, мать его в дышло.
«Забудь все чему учили тебя ранее. ща будем учиться заново»©Любой препод/работодатель
Ты посмотрел крутой фильм про велосипедистов, типа «Летучий шотландец» или «Срочная доставка» и загорелся фикседом. Ты уверен, что фикс для города это круто и охрененно. Не буду тебя разочаровывать — это реально круто. По сравнений с классическим МТВ-шником(горником) разница разительная. В ощущениях при езде, в скорости. В проходимости. Дам несколько советов от своей собственной шкуры.
Придется учиться заново.
И так. Ты какими-то правдами или неправдами раздобыл себе фиксер(он же фиксед, он же фикс, он же «смотрищаёпнется!»).
Нулевое и вообще то, что стоит сделать в самом начале. Если у тебя втулка флип-флоп — разворачивай колесо на фикс-сторону и снимай нахрен тормоза. Сингл-спид ты можешь и у деда на даче взять покататься.
1. До этого ты катал на МТВ, шоссейнике, циклокроссе — не важно. УЧИСЬ! Это совершенно другой тип велосипеда к которому ты привык. Будь готов к постоянным подпрыгиваниям на седле и педали одновременно. Переучиться с фривила(когда передача не фиксирована и колесо крутится постоянно) ОЧЕНЬ сложно. По началу старайся ездить там, где как можно меньше машин, роллеров, других велосипедистов, зевак. Последнее дабы не уязвить свое эго. Выбирай для начала длинные, прямые, ровные отрезки и учись просто ехать постоянно крутя педали, не зависимо от твоего желания. Запомни — педали крутятся пока ты движешься. Это кстати касается даже пешего перехода.
Позже, когда почувствуешь уверенность, что ты научился ездить прямо — переходи на длинные, прямые отрезки с припаркованными машинами, лежачими полицейскими, горбатыми люками, рельсами и прочей херотой что попадается на дороге. Когда ты ёбнешься с десяток раз — возвращайся на первый участок и снова катай. Можешь попетлять.
2. Ты научился ездить прямо, по выбоинам. ЗАБУДЬ про свободный ход! Его просто нет! Видишь впереди какую угодно выпуклость просто привстань на педалях и крути их дальше, будто ты набираешь разгон. Нет! не надо давить со всей дури, блять! Тебе сейчас надо просто не ёбнуться! Педали и скорость никуда не денутся, просто привстань и крути. Не спеши. Помнишь что я сказал в начале? — «Придется учиться заново».
Всех лежачих полицейских, которых ты привык объезжать по самой кромке, по той узенькой полоске асфальта между поребриком и самим полицаем, придется преодолевать поверх. Да, вилка не амортизирует. Да, трясет, Да, в жопку отдает. Но если ты хочешь распластаться на асфальте в позе буквы «ЗЮ» — вперед. Не! Может тебе и повезет на этот раз, но очень велика вероятность, что ты зацепишь педалью одну из сторон(поребрик, полицай) и ёбнешься. Оно тебе надо? Лучше привстань на педалях и аккуратно крути.
3. Скажу пару слов о тормозах. Начнем с того что их нет. Не совсем нет, а в привычном для тебя смысле. «ИХ, БЛЯТЬ, НЕТУ. » — Это первая мысль которая посетит твой светлый ум при попытке затормозить, легонько нажав на ручку тормоза. Передний, задний — без разницы. ИХ НЕТ. Потом ты вспомнишь как тормозят крутые фиксеры — «ну типа как то они там ноги напрягают и колесо заднее клинится. » и резко(в зависимости от скорости) подпрыгнешь на седле. В лучшем случае. В худшем — асфальтовая болезнь в тяжелой форме(зависит от собственного веса). Такой способ торможения называется «Скид»(от англ. — skid — пойти юзом). Не бойся, мой юный друг, я скажу тебе как можно тормозить на фиксе, без таких, как оказывается сложных, трюков. Вспомни видео про BMXеров. Они там ставят ногу на заднее колесо. На первых порах это тебе поможет, только ногу ставь не носком на колесо, а пяткой, ближе к середине стопы и дави. Примерно тот же финт проходит и с передним колесом — ставишь аккуратно(АККУРАТНО, БЛЯТЬ!) ногу(носком уже) на колесо со своей стороны вилки и придавливаешь. Ты ведь уже ездил на великах с хорошими передними тормозами? Знаешь чем чревато заклинивание переднего колеса на скорости? Ну и помни об этом. Все же не забывай про скид. Штука эффектная и даже эффективная(хотя хз, сам еще не научился. Научусь — напишу чо как). Ах да! Про скид. Скидить у тебя получится либо в контактных педалях, либо с туклипсами, либо у тебя пиздец ниибаца раскачанные ноги. Купи туклипсы. Эти пиздюлины стоят не дорого(в сравнении с контактами или качалкой), а пользы от них реально дохера.
4. Про проходимость можешь забыть! Если на горнике ты смело срезал по газону в любую погоду, плевал на ямы и колдобины(вилка то амортизирует-на!) то на фиксе придется просчитывать маршрут точнее, с учетом более менее ровного асфальта. Так стоит помнить что ПЕДАЛИ КРУТЯТСЯ ПОСТОЯННО! У тебя не получится на педальках замереть, закинуть переднее колесо на бордюр/поребрик, перекинуть вес на передок, дождаться пока заднее колесо упрется в препятствие и крутануть педали дабы вылезти с проезжей части. Нет! тут все надо делать быстро и одновременно.
В грязи завязнешь, в жидкой грязи забуксуешь. Говорят какие то сумасшедшие зимой на фиксах катают. КАК. Я на зубастой резине по гололеду или наледи убирался в дорогу с ходу.
В общем езди по асфальту. По ровному асфальту
Во! Чуть не забыл! Если колеса мокрые — тормозной путь увеличивается в 5, а то и в 7 раз! И это без разницы — ногой по колесу, скидом или «штатными» тормозами, ободными.
По основному пока все. Разве что мелочи остались:
— руками размахивай аккуратнее. тут управление чувствительнее и каждый твой дёрг в сторону отзывается на траектории движения.
— оборачивайся аккуратнее! тут управление. ну ты понял.
— тормозной путь! учитывай что он тут, сука, длиннее!
— если чувствуешь что рукам не удобно на прямом руле — МЕНЯЙ НАХУЙ! булхорн или баран тебе в помощь. Рекомендую булхорн, с ним и хват универсальнее(ну типа и прижаться к рулю удобнее при разгоне, и вкручивать легче) и выглядит круто.
Надеюсь тебе это помогло.
Пост зайдет в массы — напишу еще чего про велики. Нет — ограничусь «техникой скида». А то я чет искал по сетям «как правильно скидить» — нигде нет нормального описания для чайника(ха-ха! я чайник епта!)
Fixed Gear Moscow
Fixed gear, или фиксед гир — это велосипед с фиксированной передачей. Максимально упрощенный, без скоростей и тормозов, зато с прекрасным минималистичным дизайном. С относительно недавних пор в Москве существует клуб любителей таких велосипедов — Fixed Gear Moscow.
Fixed Gear Moscow в интернете
В середине двухтысячных годов поднялась новая волна популярности велосипедов с фиксированной передачей: на них стали кататься дизайнеры, актеры, музыканты, журналисты — люди творческих профессий. Ездить на фиксе стало модно. В 2007 году райдеры из Сан-Франциско сняли фильм о субкультуре фиксед-гир. Фильм под названием MASH стал своего рода откровением — культовой картиной для велосипедистов. А заодно и вдохновением для создателей российской фиксед-культуры. Первые фиксед гиры появились на улицах Москвы в 2007-2008 годах, а в 2009 году оформилось сообщество Fixed Gear Moscow.
Велосипед fixed gear
Сперва на форуме «Веломания» появилась ветка о велосипедах с фиксированной передачей. Тогда это было поднято на смех — сама идея не была понятна велосипедистам, привыкшим к сложным техническим наворотам и большому количеству скоростей. Но в ходе долгих обсуждений и жарких дискуссий лагерь сторонников фиксед-движения расширился.
В 2008 году был создан блог в Живом Журнале, а вскоре стало тесно и там: тогда появился самостоятельный сайт fixedgearmoscow.ru. Теперь субкультуре фиксед гир в Москве посвящен сайт с собственными форумами, блогом и аккаунтами в социальных сетях — Фейсбуке, Твиттере и Вконтакте.
Движение Fixed Gear Moscow
Главной функцией движения его создатели называют популяризацию красивого и стильного образа велосипедиста. Долой шорты из лайкры и шлем! Цель сообщества — развить распространение самих фиксов и того образа жизни, который за ними стоит. По сути, это ролевая модель стильного молодого человека, который любит движение, скорость и облекает все это в красивые формы. И этот образ популярен!
Уже на первую гонку, которую ребята из Fixed Gear Moscow устроили на Воробьевых Горах, пришло около пятидесяти человек. Потом было катание, ни много ни мало, на крыше Олимпийского — нелегальное и захватывающее дух.
Движение фиксед гир исповедует свободу на дороге — со здравым смыслом, конечно, ведь основная масса райдеров — это взрослые люди лет 27-35, зачастую пришедшие из скейтбординга и BMX. Хотя возраст не ограничен никакими рамками, как и все в фиксед гир культуре.
Рыцарский турнир и не только
Велосипед фиксед можно купить в магазине — готовый, а можно собрать фикс самому — подобрав руль, колеса, раму — и он будет уникальным. В городе появляются мастерские, в которых можно дать волю своей фантазии и собрать велосипед мечты — такого уж точно ни у кого не будет!
А потом можно поехать на этом велосипеде на одно из мероприятий, организованных Fixed Gear Moscow. Это не только традиционные для субкультуры гонки Аллейкэт и соревнования на треке, но и поло на велосипедах, и спринты, даже художественные выставки и лекции.
Афиша для проводимых Fixed Gear Moscow гонок Аллейкэт
А один раз ребята возвели в Нескучном саду огромный картонный замок и устроили настоящий рыцарский турнир — зимой! Участники скатывались на велосипедах с горы и старались выбить противника из седла с помощью импровизированного копья с боксерской перчаткой на конце.
Fixed gear для новичков
Культура fixed gear привлекает многих, входя в моду в разных уголках земного шара, в том числе и в России. Если вы решили присоединиться к этому движению, первым делом стоит спросить себя — с какой целью вы это делаете. Вам хочется кататься по городу на красивом и модном велосипеде или же вы стремитесь участвовать в гонках, выполнять трюки и участвовать в фиксед гир движении.
Спокойное катание
Даже сами фиксед велосипеды разделились на два класса: утилитарные (курьерские) и трюковые. Хотя по большому счету разницы нет, значение имеет лишь то, чего хотите вы сами. Если вам просто нравятся фиксед гир велосипеды, их лаконичный и изящный внешний вид, то, возможно, вам стоит поставить на свой байк передний тормоз. Менее красивым он от этого не станет, зато вы будете чувствовать себя куда увереннее.
Велосипед с фиксированной передачей
Особую сложность поначалу будет вызывать преодоление препятствий, таких как бордюры. Ведь мы привыкли к тому, что на обычном велосипеде можно перестать крутить педали и сгруппироваться — а вот на фиксе такой номер не пройдет. Проявите осторожность и терпение, и после месяца катания вы даже не будете обращать внимания на такие мелочи.
Полное погружение
Многие горят желанием не просто купить фиксед гир, но и овладеть им в полной мере, выучить различные трюки, принять участие в гонках и соревнованиях. Первый совет, который мы можем дать вам — тренируйтесь упорно, но постепенно. Не стоит в первый же день пытаться затормозить скидом и побить рекорд скорости!
Во-первых, вам необходимо приобрести специальные застежки для ноги на педали, они называются туклипсами. Эти застежки помогут вам лучше контролировать педали и предотвратят съезжание ноги. При торможении они тоже обязательно пригодятся. В целом, для новичков на фиксед гир существует три самых больших трудности:
- Преодоление препятствий, о котором мы уже упоминали.
- Проблемы при торможении, так как привычные тормоза на велосипеде отсутствуют.
- Сложность педалирования — не каждый привык крутить педали без остановки, тем более, что на большой скорости педали могут вращаться до ста семидесяти оборотов в минуту.
Все эти нюансы осваиваются опытным путем, поэтому нужно просто кататься и привыкать к особенностям велосипеда. Следует помнить о том, что во время торможения скидом идет большая нагрузка на колени — негативное влияние на сустав неминуемо. Вообще, физическая форма и выносливость очень важны, особенно, если вы собираетесь принимать участие в гонках.
Вам будет проще, если до фикса вы занимались экстремальным спортом вроде скейтбординга или bmx. Но даже если у вас нет такого опыта, ничего страшного — при желании у вас обязательно все получится!