Язык ктулху как называется
Перейти к содержимому

Язык ктулху как называется

  • автор:

Язык Ктулху

~ Ктулху читает скороговорку «На горе Арарат растёт красный виноград» по просьбе логопедиков призывной комиссии районного военкомата р’лайховского военного округа.

Порко мадонна диум песто пербакко кастелло ди мио брано кьямаре ин че сервести хамдураля!
~ Итальянский язык про язык Ктулху
На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.
~ Язык Черномырдина про язык Ктулху
Иногда лучше жевать, чем говорить.
~ Ктулху про свой язык
Язык мой — враг мой!

Язык Ктулху (англ. Zhzhosh stsuko) — полуживой ныне язык, гибрид японского, олбанского, суахили и языка Черномырдина. По современной версии, язык Ктулху произошёл от Ктулху.

Язык Ктулху образуется из любого другого языка путём удаления всех гласных, кроме одной (максимум кроме двух, но в очень длинных словах), и замены некоторых из них апострофами. Последнее очень важно — иначе вы получите банальную фразу на хорватском.

Одно из фундаментальных исследований языка Ктулху содержится в работе отечественного лингвиста-популяризатора И. В. Сталина «Марсионизм и вопросы языкознания», посвящённой проблеме логопедии у мультитентаклевых монстров.

История [ править ]

Язык Ктулху зародился в недрах Ктулху, когда тому было около месяца от роду. По свидетельствам очевидцев, вначале было слово, а потом уже появился и язык. Язык Ктулху быстро распространился среди культистов, которые и разнесли его по всему земному шару. Среди известных носителей языка Ктулху следует отметить Л. И. Брежнева (пользовавшегося языком Ктулху при поцелуе руководителей братских и не очень стран), Н. А. Хомского, группу «Муммий Тролль» и Дарта Лойтуму.

Неоценимый вклад в развитие языка Ктулху внёс Хомский, который обнаружил, что удаление большинства гласных из языка ведёт почти к 20%-ной экономии места. Опубликование этого научного открытия привело к проникновению языка Ктулху практически во все сферы общественной жизни, в частности, в Интернет.

Одно из наиболее используемых слов языка Ктулху — цццю . В разговорной речи часто встречается также ghbdtn (вариант — ghtdtl).

Самое известное слово языка Ктулху — Фхтагн.

Произведения на языке Ктулху [ править ]

  • «Б’кварь»
  • «О вкусной и здоровой пище»
  • «О вкусных и здоровых людях»
  • «Windows XP»
  • «Гарри Поттер и шумерская кухня»

Примечание [ править ]

Язык Ктулху является собственностью Ктулху и охраняется законами Канады и Соединённых Штатов Р’лайха. Незаконное использование языка Ктулху преследуется по закону и зохавывается Ктулху.

Ктулху

Ктулху (лавкрафт. , Cthulhu, реже Ктулу, Катулу, Зелёный Дедушка, Древний) — хтоничное божество с тентаклями и гипнокинезом, персонаж повести Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» и популярный мем рунета.

  • 1 Внешний вид и основа мифологии
    • 1.1 Bloop
    • 1.2 Реальные мифы
    • 3.1 Ктулху и криветко
    • 4.1 Музыка
    • 4.2 Игры
    • 4.3 Фильмы
    • 4.4 Писатели
    • 4.5 Астрономия
    • 4.6 Биология

    Внешний вид и основа мифологии [ править ]

    Медаль ордена Ктулху

    На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта, он зелёный, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. В более позднем рассказе «Нечто из дерева» даётся описание менее антропоморфного и более хтонического образа сабжа, но беда в том, что рассказ чуть менее, чем полностью написан Августом, не к ночи будь помянут, Дэрлетом, наглым плагиахтунгом и дописателем руками рассказов за Лавкрафтом по его неопубликованным черновикам, так что каноном описание из «Нечты» не стало.

    Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’льех (Р’лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’льех поднимется с морского дна и Ктулху проснется (правда, по Лавкрафту выходит, что сам он проснуться не может и его надо будить). В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди инуитов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. Центром и родиной культа совершенно ВНЕЗАПНО является аравийская пустыня. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

    Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей, таких как художники, поэты и сумасшедшие. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их и порой доводят до невменяемостей и/или самоубийств.

    Bloop [ править ]

    Блуп собственной персоной

    В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «бульк»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных. Неплохо было бы исследовать, что (или кто) издало такой силы звук. По размерам подходят как раз таки Ктулху и Левиафан (последний — гигантский библейский НЁХ-змей), но что-то там не срослось, и официальной причиной отмены стала низкая важность информации. То есть в океанах воет какая-то хрень гигантских размеров, но оно не нужно. Есть мнение, что исследователям стало просто страшно — оно и понятно, ибо приобщение к тайне Ктулху чревато не только нервными расстройствами, но и тесным и плодотворным общением с тайными агентами культа Ктулху. В результате сабж храпнул без особых последствий. Ну, разве что американцы, обнаружившие сей ужасный звук, потеряли неплохие портки.

    С другой стороны гибель отряда спецназа аквалангистов-глубоководников, самовыпилившегося в результате коллективного помешательства, вряд ли стала бы достоянием мировой прессы.

    Недавно яйцеголовые опомнились и заверили всех, отчаянно скрывая дрожь в коленках, что такой звук порождён всего лишь трескающимся гигантским айсбергом. Но мы-то знаем.

    Ранее, 22 июля 1973 года, звуки наподобие «чу-чу» или «вуф-вуф» были услышаны незадолго до падения в воду пассажирского самолёта Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways близ Таити, к северо-западу от Р’льеха. В итоговом отчёте об аварии комиссия указала, что точную причину катастрофы установить невозможно.

    Реальные мифы [ править ]

    Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря. Также стоит сказать о Кракене, морском божестве полинезийцев Каналоа в виде гигантского кальмара, и уже упомянутом Левиафане, который тоже спит на дне океана и проснётся в момент наступления БП. Ну и как не вспомнить викингского мирового змея Ёрмуганда?

    Произношение имени [ править ]

    Имя Его произносится на языке смертных примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo [kə’θulu] — так завещал нам дедушка Лавкрафт:

    …первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.

    Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts, тогда как буква с читается как русское с перед буквами e, i и y («фифти сентс», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом, Цтулху в английских источниках быть не может, равно как и Стулху, ибо буквосочетание «ct» может читаться только как «кт». Исключения — аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).

    Бытует мнение, что один из русских переводчиков придумал вариант Цтулху специально. Мол, персонажи книг постоянно бубнили о том, что мантры ктулхистов звучат необычно для человеческого уха. А раз в английском языке (носителям которого эти самые персонажи являются) буквы ц нет, значит, Цтулху звучит вполне необычно.

    Ктулху как мем [ править ]

    Kredit0.JPG

    Творчество на тему

    Мясной торт «Ктулху»

    The Adventures of Lil Cthulhu

    KtulhuTat.JPG

    Неизвестно, с чего именно пошла популяризация Ктулху в Рунете. Можно предположить, что всё началось с появления в ЖЖ сообществе ru_unspeakable , на которое почти сразу дал ссылку Илья Прутов, например. Также есть версия, что популяризация Ктулху произошла после флешмобного голосования за вопрос В. В. Путину, который должны были задать на конференции в Яндексе — «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?». Несмотря на то, что вопрос попал в топ, он задан не был. Впрочем, однажды неофициально ВВП таки на него ответил.

    С Ктулху было создано множество быдлоконтента. Существуют фразы:

    • Ктулхо зохаваит всех!
    • — Ктулху фхтагн!
      — Воистину фхтагн!
    • Ктулхо уснул за наши грехи!
    • Да идите вы уже нахуй со своим Ктулху

    В таких шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например, поедание человеческого мозга (из-за сходства с иллитидами, созданными под впечатлением от обложки одной из книг Лавкрафта. И да, они на самом деле едят мозги, проникая в череп ротовыми щупальцами).

    Также существует мнение, что популяризация Ктулху в России началась благодаря игре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», созданной по рассказам Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху», «Тень над Иннсмутом», «Дагон». Самого сабжа там, правда, не показали, но на статуи полюбоваться можно было. Игра вышла весной 2006 года, к зиме была локализована. Компания планировала выпуск трилогии, в последующих частях которой Ктулху таки появился бы, но разорилась. Не стоит, однако, забывать о том, что как к выходу игры, так и к конференции на Яндексе образ Ктулху, как мема, был полностью завершен.

    Пробуждение Ктулху считается началом Большого Пиздеца.

    Ну и наконец, Ктулху вовсю пиарится Абсурдопедией, являясь чуть ли не её маскотом — ссылки на него проставлены в каждой третьей статье. Причины столь яростного обожания неизвестны.

    Ктулху и криветко [ править ]

    Некоторые считают, что Ктулху связан с башорговским мемом «криветко», однако известно, что последний появился на башорге позднее — как раз в начале спада популярности сабжа. Обычно в таких кроссоверах криведко противопоставляется (или просто подразумевается антиподом) грозному величию Ктулху своей мелкостью, шустростью и малой значимостью™ для морского мира. Например .

    Референсы, отсылки и просто плагиат [ править ]

    Ктулху, как и почти всё творчество Лавкрафта, достаточно известен и популярен у музыкантов, игроделов и других странных личностей. И не только. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей комик-стрипа «UserFriendly». При этом где-то Ктулху именуется как положено, а в более других местах зачастую попадаются «оригинальные» хтонические чудовища, слизанные с Него куда более, чем наполовину.

    Перечислим наиболее интересные отсылки к Дедушке вплоть до полного погружения в лавкрафтовские миры. Более полный список можно посмотреть, например, в Википедии.

    Музыка [ править ]

    • Басист Металлики Клифф Бёртон очень любил произведения Лавкрафта. Однажды он принес ребятам рассказик под названием «The Call of Cthulhu». Творчество Лавкрафта так понравилось остальным членам группы, что они даже переименовали в «The Call Of Ktulu» инструментальную композицию выпиленного Мастейна, за которую в 2001 году выиграли премию Грэмми «Лучшее рок-инструментальное исполнение». Сам Мастейн чуть позже сочинил к ней слова и издал под названием When, но никакой премии не выиграл.
    • Живет и процветает британская drone doom/dark ambient группа Ungl’Unl’Rrlh’Chchch, творческая концепция которых полностью базируется на произведениях Лавкрафта. Название коллектива позаимствовано из рассказа «The Rats in the Walls» (в оригинале эти слова (?) выглядели несколько иначе — «ungl… ungl… rrrlh… chchch»).
    • Полностью посвятили свое творчество произведениям Лавкрафта итальянские чернушники Abgott — к примеру, песни «Book 3: The Eye Yog-Sothoth», «Book 4: From Thy Beyond Shub-Niggurath», «Book 7: Thy Evocation Cthulhu (Parts I—IV)» (альбом «Fizala»).
    • Существует французская формация Arkham, играющая lovecraftian dark metal со всеми вытекающими последствиями.
    • Нельзя не упомянуть питерский ЕВМ-проект «Cthulhu Biomechanical». Известно, по крайней мере, два их альбома: «Es ist Kalt Hier» (исполнение текстов на расовом арийском языке) и совсем уж москоломный «Ph’nglui Mglw’nafh Cthulhu R’Lyeh Wgah’nagl Fhtagn».
    • Древнему спящему посвящены дваальбома финских блэкарей Dawn Of Relic.
    • Мало кому известное сообщество H. P. Lovecraft Historical Society помимо всего прочего характерно двумя альбомами в стиле англо-американских рождественских песен, в которых тема Ктулху раскрывается чуть менее, чем полностью. Весьма доставляют сочетанием позитивных мелодий и почти академических голосов с текстами в духе сурового норвежского блэк митола. Также ребята немало потроллили ЕРЖ, переделав таки кошерный мюзикл «Скрипач на крыше» в тролльский «Шоггот на крыше» — с блекджеком, шлюхами, зомби и лично Ктулху, который в финале таки зохавывает фсех. ZOG негодує и запрещає.
    • Михаил Елизаров русский писатель и автор-исполнитель. В песне Елизарова — «Некрономикон» 2019 года, Ктулху обращается к протагонисту с просьбой убить всех. Официальным «промо-плакатом» песни выбрана фотожаба Сталина с лицом Ктулху, и надписью «Фхтагн великому Ктулху!».

    Игры [ править ]

    Ктулхи в Final Fantasy 9

    • В 1987 году игродизайнер Ричард Лауниус создал и опубликовал Arkham Horror, первую игру по произведениям ГФЛ. Игра настольная и представляет собой смесь CCG карточной и командной pen-and-paper. Игроки берут на себя роли частных детективов, чья основная задача — не спятить в процессе расследования очередного дела о Великих Древних. Впрочем, в ход идут также актёры, художники, мистики, сновидцы, полицейский, готовый во имя Аркхэма стать героем, федерал, обезумевший из-за гибели своей любимой от рук НЁХ солдат и даже монахиня! И это еще не конец.
      Главным ролевым параметром игрока является Sanity (вменяемость), а не какая-нибудь экспа. Отличием от прочих современных настолок является наличие отдельных полей, названных «Иные Миры» [1] , и многочисленные дополнения и расширения (продающиеся отдельно, разумеется), что делает ее бесконечно разнообразной. Игра издается по сей день издательством Fantasy Flight Games. Популярность темы породила также клон MtG — Call of Cthulhu LCG, издается там же. Кстати, Arkham Horror переведен на русский как «Ужас Аркхэма», а на западе к этой настолке имеется аж 7 аддонов и софт, позволяющий клепать своих героев и коллег Ктулху. Воистину вин!
    • В 1992 году появилась культовая Alone in the Dark, действие которой происходит в особняке, принадлежащему некоему ктулхофагу. На протяжении геймплея приходится отбиваться от назойливых детишек Дагона путем протыкания, простреливания и прочего деструктива последних. Среди прочих прелестей в одном из коридоров висит портрет безумного араба, сам же Некрономикон можно найти в одной из библиотек. Также повсеместно по особняку и прилегающим служебным помещениям разбросаны цитаты Лавкрафта, помогающие осознать персу всю глубину первобытного ужаса пришествия Великого в наш мир. Сам Великий предстает в конце игры во всей своей древовидной красе и дает персу шанс доказать, что круче напалма дуста нет.
    • В Quest for Glory IV: Shadows of Darkness Священная книга культа называется Некрофиликон (Necrophilicon). А в буклете к игре есть глава «Call of Avoozl» автора «P. H. Craftlove». А также фраза «In his Vacation resort at Club Dead, Avoozl lies twitching». В целом, культ и божество со своими последователями взяты прямиком из Лавкрафта, только изменены с достаточной долей юмора.
    • В хорроре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, являющейся компиляцией всех рассказов Лавкрафта, Ктулху занимает огромное место, хоть и не появляется в сюжете напрямую. Он здесь — главный бог Иннсмаутских культистов. Ему читают молитвы, строят храмы, с его именем связаны заклинания, под конец игры его статуи встречаются всё чаще и чаще, в одном из эпизодов Ктулху в своём храме пытается воздействовать на мозг главного героя. Также в игре можно найти несколько документов, в которых содержится описание Ктулху и предсказание его пробуждения.
    • В гоблоигре «Санитары подземелий 2: В поисках чёрного квадрата» есть квест, где нужно призвать и изничтожить Ктулху (в целях конспирации его переименовали во «Втулку», а фраза «Ктулху фхтагн» звучит как «Втулку в танк», что само по себе уже является плагиатом, ибо уже за два года до выхода игры самообразовалась конфессия т. н. « втулкианцев »).
    • На сайте Fido 2.0 после прохождения одного «скрытого теста» ваш мозг поедает Ктулху. После чего вы получаете «свиток призыва Ктулху» и можете натравливать своего Ктулху на пользователей интернетов. Чем больше Ктулху съел мозгов, тем лучше он растёт. В результате получается Ктулху-тамагочи.
    • Ктулху, а также несколько других персонажей из произведений Лавкрафта, появляются в серии игр Persona. Там они являются воплощениями коллективного бессознательного людей.
    • В StarDrive можно поиграть за расу… Ктулху!
    • В Warcraft III в одной из сюжетных миссий врагами выступают Безликие, образ которых чуть менее, чем полностью скопипизжен с Ктулху.
    • В MMORPG The Secret World босс в виде Ктулху предстаёт аж дважды — в данжене и в рейде. Что характерно, оба раза является слабейшим в своей категории. Зато умеет делать разрывы пространства и пучить глаза не хуже гипножабы, нанося при этом урон.
    • В идеологически верном Quake Champions на карте Tempest Shrine Ктулху благословляет игроков в виде носовой фигуры расхераченного корабля, на палубе которого лежит ракетница. Карта посвящена одному из четырех Древних Богов вселенной Квача, богине по имени Cthalha, ну ты понел. На карте Church of Asathoth на фоне можно лицезреть пронзающие облака тентакли. Да и вообще там половина карт такая.
    • Разработанная в Хохляндии криповая экшен-головоломка Magrunner: Dark Pulse, в которой Ктулху является объектом поклонения главного антагониста.

    Фильмы [ править ]

    Творчество Лавкрафта вдохновило и не устаёт вдохновлять множество режиссёров. Причём начали уже возникать своего рода сюжетные штампы, и имеется подозрение, что режиссёры уже сами не до конца осознают, откуда растут корни их сценариев.

    • В 2005 году по одноименной повести Лавкрафта был снят фильм «Зов Ктулху». Авторы — Историческое общество Г. Ф. Лавкрафта (HPLHS). Фильм стилизован под старинное немое черно-белое кино начала века, что, по мнению фанатов ГФЛ, является лучшим способом экранизации произведений Мастера. Однако есть мнение, что при бюджете в 50 тыс. долл. у создателей фильма банально не хватило денег на цветную пленку и микрофон.
    • В 2001 году режиссёром Стюартом Гордоном снят фильм ужасов «Дагон» (англ. Dagon).

    Картман на фоне сабжа

    • В 11 серии 14 сезона «South Park» нефтяная компания BP, впоследствии переименованная в DP — double penetration , спровоцировала пробуждение Ктулху, пытаясь загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе. В следующей за ней серии можно лицезреть Картмана, заигрывающего с Ктулху, сидя у него на брюхе, а затем путешествующего на нем верхом и уничтожающего все ему стольненавистное.
    • В аниме Shin Koihime Musou OVA-2 Ктулху изображен в образе бога-осминога-извращенца.
    • В 2007 году вышел фильм под названием… каким бы вы думали? «Ктулху». К сожалению, фильм уныл чуть менее, чем полностью и являет собой перелопаченный рассказ «Тень над Иннсмутом». Повествует он о пареньке с интересными увлечениями, который, приехав в город своего детства, Иннсмут, наложив кирпичей от встреч с разной мразью и вдоволь потрахавшись в задницу, под конец понимает, что он — потомок Абеда Марша и, соответственно, глубоководный.

    Писатели [ править ]

    • Когда Лавкрафт двинул кони, кроме бесценного литературного наследия после него остались тонны макулатуры в виде разрозненных черновиков, недописанных рассказов и забракованных идей, записи о которых у него при жизни руки не дошли сжечь. Этим воспользовался его коллега по литературному журналу Август, будь он трижды проклят, Дэрлет. При жизни он почитал Лавкрафта как своего учителя и идейного вдохновителя, а потому после его смерти заявил права на интеллектуальную собственность покойного, создав издательский дом «Arkham House», где хорошо, годно издал все вещи Лавкрафта, прежде видевшие свет исключительно со страниц литжурналов. За это фанаты Лавкрафта тут же начали носить Дэрлета на руках. И всё заверте.
      Начал Дэрлет с издания неопубликованных рассказов покойного. Потом перешёл на доработку напильником и дописывание руками его черновиков. С последующим извлечением профита через издание оных, разумеется. И вот наступил час «Х», когда в свет вышло нечто невыносимо отвратительное — сборник «Маска Ктулху». На обложке гордо красовалась фамилия Лавкрафта, и только открыв предисловие, читатель обнаруживал, что от Лавкрафта там осталось полтора доработанных Дэрлетом черновика, а в остальном книга чуть менее, чем полностью состоит из авторских произведений Дэрлета. Излишне говорить, что произведения эти более чем унылы и отношение к «Мифам Ктулху» имеют более чем опосредованное. Непостижимые и хтонические высшие существа, чуждые всему человеческому, превращены в подобие христианских демонов, научное обоснования происходящей мистики отсутствует как класс, а вполне себе годный лавкрафтовский синтез мистического ужаса с научной фантастикой превратился в банальное фэнтези, на которое труъ-поклонники Лавкрафта не могут смотреть иначе как на издевательство. Название сборника говорит само за себя — творчество Дэрлета — это обычная попсовая фэнтезятина, на которую лишь напялена внешняя оболочка, маска мифологии Ктулху.
    • У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола, в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц. Алсо, из произведений Лавкрафта им был спизжен практически весь пандемониум (Азаг-тот, Нъярлатхотеп, Йог-Сотхотх и т. д.). Прочитать произведения на сайте писателя уже невозможно, ибо он зажыдился и выпилил их во имя Литреса (но в сети достать ещё можно и бесплатно). На Литрес Рудазов перенес их со своего сайта после того, как неоднократно просил не размещать на других ресурсах свои тексты целиком, но был проигнорирован. При этом против ссылок на свой сайт Рудазов не возражал.
    • В романе «Марш экклезиастов» известных писателей Успенского и Лазарчука действуют столь зловещие силы, что в качестве одного из злодеяний они убивают Ктулху.
    • В двух романах Вадима Панова из цикла «Тайный город» раскрывается тема Ктулху и прочих лавкрафтовских персонажей. С немалой долей доставляющего юмора, надо заметить. Так Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов. Панов вообще очень вольно обращается с чужой мифологией. Так, Мифос (Mythos) Лавкрафта был безжалостно смешан с каким-то бредом, не имеющим никакого отношения к оригиналу, Ктулху превратили в кентавра, ездящего на боевой саранче. Хотя Носящий Желтую Маску почти не пострадал ни внешне, ни по характеру. Это не единственная претензия к Панову (взять хотя бы сеттинг Vampire: The Masquerade), но в целом автор и цикл «Тайный город» доставляют убогим слогом, маразмом сюжетов и копипастом.
    • Верные своему делу АБС задумали напейсать нечто про Ктулху, однако не сложилось.

    14.12.68. «Арк приехал в Лрд. Раздумали ЛиБ, задумали «Кракена». » Тоже старая наша тема – столкновение людей с гигантским, древним, почти вечным головоногим, обладающим способностью прямого воздействия на человеческий мозг. К этому моменту был хорошо разработан и отчасти даже и написан сюжет с Кракеном, попавшим в московский научно-исследовательский институт, где он превратил всех сотрудников в ледяных эгоцентриков, не знающих пощады в достижении своих вполне низменных целей. В новом «Кракене» события должны были развиваться на некоем морском побережье, где рыбаки стали вдруг видеть один и тот же сон и декламировать друг другу классику (к собственному своему изумлению).

    • Некий немецкий пейсатель Вольфганг Хольбайн написал роман «Колдун из Салема» и его продолжение «Возвращение колдуна», главному герою которых приходится сталкиваться с Йог-Сототхом на протяжении сюжета первой книги и Шуб-Нигуратхом во второй. Сам Ктулху лично не присутствует, но постоянно даёт о себе знать. Также в книгах обитает прочий лавкравтовский бестиарий, в особенности Шоготы в обильном количестве. На удивление, сам Лавкрафт является одним из персонажей этой книги.
    • Отметился и английский писатель Чарльз Стросс: Ктулху присутствует в новелле «A Colder War» и в серии «The Laundry Files».

    Астрономия [ править ]

    Вы таки не поверите, но на Плутоне есть регион, названный в честь Ктулху. Фхтагн!

    Биология [ править ]

    Британские ученые назвали в честь Ктулху обнаруженный древний вид, который является родственником морских беспозвоночных животных из класса голотурий (морских огурцов). Вид получил название Sollasina cthulhu.

    В сухом остатке [ править ]

    Приблизительно 99,97% людей, которые произносят имя Ктулху всуе, не прочитали ни одного рассказа или повести Лавкрафта. Примерно 4,98% читателей этой статьи, дойдя до этого места, краснеют и идут искать «Зов Ктулху» в онлайн-библиотеках.

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим местам Лавкрафта

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта

    В предыдущей части нашего путеводителя по лавкрафтовским местам мы рассказали об Аркхеме и других придуманных городах Новой Англии. Но на Земле, согласно мифам Ктулху, немало циклопических строений и городов, воздвигнутых существами за пределами людского понимания. Трепещите, ибо мы отправляемся в города, не предназначенные для человека!

    Другие части

    Аркхем, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта 1

    Аркхэм, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта

    Алексей Мальский | 20.06.2019 | 13423

    Первая часть нашего путеводителя: зловещие городки Новой Англии, где таится зло.

    Каркоза, Юггот и далее: путеводитель по иным мирам Лавкрафта

    Каркоза, Юггот и далее: иные миры Лавкрафта

    Алексей Мальский | 10.07.2019 | 7756

    Мы отправляемся в миры, отделённые от нашего бездной времени и пространства и недоступные человеческому пониманию!

    Селефаис, Ултар, Кадат: путеводитель по Миру грёз Лавкрафта 14

    Селефаис, Ултар, Кадат: путеводитель по Миру грёз Лавкрафта

    Алексей Мальский | 14.07.2019 | 2220

    Истории о нём так отличаются от «Мифов Ктулху», что некоторые даже не считают их частью одной вселенной. Но у Лавкрафта связано всё — и мы попробуем понять, как именно!

    Р’льех

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 5

    Ктулху фхтагн! (François Baranger для французского издания «Зова Ктулху»)

    Затонувший остров Р’льех, наверное, известен каждому — ему посвящён знаменитый «Зов Ктулху» (1926). В неведомые времена эта обитель Древних погрузилась в океан и должна восстать из пучин, лишь когда «звёзды сойдутся». В рассказе культисты всеми силами приближали час, когда Ктулху, жрец Древних, пробудится от вечного сна и впустит в наш мир весь лавкрафтовский пантеон. А ничего не подозревающие моряки наткнулись в Тихом океане на остров, геометрия которого выглядела жуткой и невозможной.

    В районе 47°09′ южной широты и 126°43′ восточной долготы они увидели прямо перед собой вздымающийся из океана гигантский каменный монолит и некоторое время плыли вдоль окружённой накипью из грязи, ила и водорослей циклопической стены, которая — как я понимал — не могла быть ничем иным, как осязаемым воплощением наивысшего земного ужаса, кошмарным городом-трупом Р’льехом, построенным в неизмеримо далёкие доисторические времена отвратительными существами, прибывшими на Землю откуда-то с тёмных звёзд. Здесь покоится великий Ктулху со своими неисчислимыми ордами, которые из гробниц и посылают наверх, преданным приспешникам, мысли-сновидения, повелевающие способствовать их освобождению, возврату к жизни и к былому господству.

    «Зов Ктулху»

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 4

    Эндрю Леман стилизовал свой фильм «Зов Ктулху» (2005) под немецкий экспрессионизм 1920-х годов: в этом течении тоже любили нагнетать тревогу с помощью искажённой геометрии декораций

    Идея затонувшего острова прежде всего перекликается с Атлантидой — хотя саму Атлантиду Лавкрафт описывал отдельно в рассказе «Храм» (1920). Главное отличие в том, что Р’льех изначально был нечеловеческим: лишь некоторым из людей дозволялось туда являться и общаться с лежавшими в гробницах Великими Древними. Интересно и расположение этого города: указанные координаты находятся южнее Австралии, рядом с «Полюсом недоступности» — точкой, которая расположена дальше всего от любой суши. В какую сторону ни плыви, до берега больше двух с половиной тысяч километров… Разве не идеальное место, чтобы спрятать целый паноптикум неведомых сущностей?

    Видимо, когда персонажи настольного «Ужаса Аркхэма» бродят по залам Р’льеха, имеется в виду, что они перенеслись в прошлое. В рассказе Ктулху проснулся лишь ненадолго, а Р’льех не успел до конца подняться из пучин и погрузился обратно. Однако с тех пор в произведениях по миру Лавкрафта кто-нибудь — кто с надеждой, кто со страхом — то и дело произносит: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн». «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит и ждёт своего часа».

    Город Старцев

    Как известно, продвинутая технология неотличима от магии — и Лавкрафт за декорациями из заклинаний и демонических гримуаров скрывал научно-фантастические концепции. В поздних произведениях он подробно описывал историю Земли на заре времён, когда её по очереди колонизировали развитые инопланетные расы. Именно знания о них легли в основу пронизанных священным ужасом пассажей из «Некрономикона». Первой из этих рас и были Старцы (Elder Things, или Old Ones), подробно описанные в повести «Хребты безумия» (1936).

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 3

    Самая характерная черта Старцев — головы, похожие на морские звёзды (Tom Ardans, CC BY-SA 3.0)

    Старцы явились на Землю около миллиарда лет назад, когда на планете не было даже многоклеточной жизни. Первый свой город, ставший центром их цивилизации, они основали на территории современной Антарктиды, на огромном горном хребте, который высотой превосходил Гималаи. Часть зданий они воздвигли прямо на горах, увенчав их огромными кубическими сооружениями и пронизав сетью пещер, а часть построили на широком плоскогорье. Как и в случае с Р’льехом, Лавкрафт указал координаты этой горной цепи — увы, современные спутники не в силах её рассмотреть.

    Картина напоминала циклопический город мало что невиданной — невообразимой архитектуры, где обширные скопления чёрных как ночь каменных построек являли чудовищное надругательство над законами геометрии, гротескные крайности мрачной фантазии. На усечённых конусах, то ступенчатых, то желобчатых, громоздились высокие цилиндрические столбы, иные из которых имели луковичный контур и многие венчались зазубренными дисками; множество плит — где прямоугольных, где круглых, где пятиконечных звёздчатых — складывались, большая поверх меньшей, в странные, расширявшиеся снизу вверх конструкции. Составные конусы и пирамиды стояли сами по себе или на цилиндрах, кубах, низких усечённых конусах и пирамидах; игольчатые шпили встречались странными пучками по пять штук. И все эти бредовые конструкции соединяла воедино сеть трубчатых мостов, тянувшихся то здесь, то там на головокружительной высоте.

    «Хребты безумия»

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим местам Лавкрафта

    Гильермо дель Торо до сих пор мечтает снять фильм по «Хребтам безумия». Интересно, как бы выглядел этот город у него? (художник: Ivan Laliashvili)

    Именно Старцы создали жизнь на Земле — сначала для пропитания, а потом, возможно, и для экспериментов. Одним из самых жутких их созданий стали шогготы — огромные сгустки протоплазмы, которые умели под гипнозом менять облик и выполнять задания. На рабском труде шогготов и держалась цивилизация, но твари мутировали, вышли из-под контроля и начали охотиться на Старцев. Обледенелый заброшенный город до сих пор лучше обходить стороной: в пещерах по-прежнему рыщут гигантские хищные шогготы.

    Аркхемские учёные Дайер, Данфорт и Лейк, обнаружив это поселение в «Хребтах безумия», решили, что заснеженное плоскогорье — это легендарное Плато Ленг, с трепетом упоминавшееся в «Некрономиконе». За Хребтами таилась ещё одна горная цепь — священные горы, которых страшились даже Старцы. Дайер верил, что там скрывается легендарный Неведомый Кадат — главное средоточие земного зла. Авторы игры «Древний Ужас» согласились с догадкой Дайера и разместили плато в Антарктиде. Но на самом деле местоположение Ленга и Кадата — очень запутанный вопрос, поэтому к нему мы вернёмся в другой части этой статьи.

    Пнакотус (Город Великой расы)

    Я увидел бесконечные ряды окруженных садами монументальных строений, протянувшиеся вдоль мощёных улиц, каждая шириною в добрых двести футов. Здания сильно отличались одно от другого по внешнему облику, но редко какое из них не достигало пятисот футов в поперечнике и тысячи футов в высоту. Иные простирались на несколько тысяч футов по фасаду, а иные врезались вершинами в серые пасмурные небеса.

    Всё это было построено из камня или бетона с использованием того самого изогнутого типа кладки, что был отмечен мною ещё в самом начале. Крыши были плоскими, часто с небольшими садами на них и почти всегда с зубчатыми парапетами. Иногда мне попадались на глаза террасы, приподнятые над уровнем земли открытые площадки и широкие поляны посреди сплошного моря растительности.

    «За гранью времён»

    Пришельцам с планеты Йит и их невероятному городу Лавкрафт посвятил рассказ «За гранью времён» (1935). «Великой» эту расу называли потому, что они умели переносить своё сознание в чужие тела, на миллионы лет в прошлое или будущее. На этом и строилась их цивилизация: странствуя по эпохам, они заимствовали чужие изобретения и знания; те же, с кем йитианцы менялись телами, оказывались в их городах и обязаны были пополнять их библиотеки своими записями.

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 6

    Библиотека занимает в городе самое почётное место (David Demaret для Call of Cthulhu LCG)

    На Землю йитианцы переселились перед гибелью своей планеты — для этого они захватили тела гигантских разумных конусообразных землян, сочетавших животные и растительные черты. После этого города Великой расы возникли по всей планете и простояли по меньшей мере до конца палеозойской эры — она завершилась 150 миллионов лет назад. В рассказе описан только один такой город, развалины которого сохранились в глухой австралийской пустыне. Как водится, Лавкрафт щепетильно указал координаты — и добраться туда тоже непросто!

    Великая раса была чрезвычайно развитой: для освещения они использовали сферы из загадочных кристаллов, возводили огромные автоматические подземные заводы, ездили по дорогам на тяжёлых остроносых машинах, строили многопалубные корабли и летающий транспорт на электромагнитной подушке. Именно их перу принадлежат загадочные «Пнакотикские рукописи» — придуманный Лавкрафтом манускрипт с древними тайными знаниями. Считается, что город Великой расы — это и есть Пнакотус, хотя в рассказе его название не упоминается.

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 7

    Колдовские гримуары Лавкрафта — всего лишь инструкции от высокотехнологичных пришельцев! (Paul Carrick для Call of Cthulhu LCG)

    Несмотря на миролюбивый нрав йитиан (по сравнению с другими лавкрафтовскими тварями), в их городе тоже таится опасность. Среди прочих строений резко выделяются чёрные базальтовые башни без окон и колодцы из таких же чёрных глыб, надёжно опечатанные металлическими полосами. Построены эти сооружения не Великой расой — йитиане их откровенно боятся. Ещё до Великой расы, 600 миллионов лет назад, Землёй и тремя другими планетами Солнечной системы владели жуткие пришельцы из иной Вселенной, напоминавшие полипы и умевшие управлять ветрами. В рассказе они называются просто Старшими (Elder Things), но у последователей Лавкрафта прижилось название «летучие полипы» — чтобы избежать путаницы со Старцами, поскольку звездоголовые жители Антарктиды в «За гранью времён» упомянуты отдельно. Великой расе удалось отвоевать у полипов Землю и загнать чудовищ в недра планеты — но, судя по всему, те вырвались, и йитианской цивилизации пришлось эвакуироваться. Сейчас печати в городе сорваны — поэтому в австралийскую пустыню лучше не соваться…

    Впрочем, в настольном «Ужасе Аркхэма» игроки могут посетить Пнакотус во времена его расцвета — как и герой рассказа, ставший жертвой насильного обмена телами. Во время такого путешествия окружающие будут с удивлением наблюдать, как знакомый им человек на ломаном языке расспрашивает всех о последних достижениях прогресса. Пока вы изучаете Великую расу, Великая раса изучает вас!

    Безымянный город

    Таинственно и зловеще выступал он из песков — так высовываются части трупа из неглубокой, кое-как закиданной землёю могилы. Ужасом веяло от источенных веками камней этого пережившего Великий потоп древнего чуда, этого пращура самой старой из пирамид; а исходившее от него легкое дуновение, казалось, отталкивало меня и внушало мысль отступиться от жутких древних тайн, которых не знает и не должен знать ни один смертный.

    «Безымянный город»

    Эти таинственные руины скрываются где-то в песках Аравийской пустыни. Впервые Лавкрафт описал их в одноимённом рассказе 1921 года, который считают первой историей по вселенной «мифов Ктулху». В «Зове Ктулху» говорится, что в тех же краях находится главный центр культа Древних, — и неудивительно, ведь как раз отсюда родом зловещий гримуар VIII века «Некрономикон». Именно после того, как автор «Некрономикона», безумный Абдул Альхазред, увидел во сне Безымянный город, он сложил знаменитое двустишие:

    То не мертво, что вечность охраняет,
    Смерть вместе с вечностью порою умирает.

    Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим руинамЛавкрафта 2

    Безымянный город (Alexander Joseba)

    Арабы сторонятся древних руин и говорят о них только шёпотом — и недаром. Храмы и пещеры Безымянного города хранят историю четвероногой крокодилоподобной расы, которая жила на Земле в течение десяти миллионов лет — ещё до того, как Африка поднялась из воды. Судя по всему, эти существа были бессмертными, — но сейчас город служит им склепом, в котором хранятся их мумифицированные тела. Однако духи до сих пор охраняют город: похоже, именно они были теми вихрями, которые когда-то на глазах жителей Дамаска растерзали Альхазреда на куски. Связаны ли они с летучими полипами, которые управляли ветрами, или эта способность не редкость для инопланетных рас? История умалчивает.

    Из «Истории „Некрономикона“» (1927) можно заключить, что Безымянный город находится на территории Саудовской Аравии, в пустыне Руб-эль-Хали (или же в соседней с ней пустыне Дехна), поскольку перед написанием «Некрономикона» Альхазред провёл в этих краях, якобы охраняемых духами смерти, десять лет — и говорили, что он нашёл Безымянный город и наяву. Но редактор и последователь Лавкрафта Август Дерлет размещает эти руины рядом с оманским городом Салалах и утверждает, что там располагаются владения чудовищного бога Хастура. Персонажи Дерлета находят в одном из залов могилу Альхазреда и общаются с духом безумного араба, который, оказывается, был похищен, а не растерзан. Вряд ли Лавкрафт согласился бы с этой версией, но если где и раскрывать тайны Альхазреда, то именно в аравийских песках!

    На этом мы заканчиваем рассказ о лавкрафтовских местах на Земле — но это лишь начало! В продолжениях мы перейдём к иным мирам и далёким планетам из мифов Ктулху и совсем уж непостижимой реальности сновидений. Трепещите!

    Первая часть статьи

    Аркхем, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта 1

    Аркхэм, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта

    Алексей Мальский | 20.06.2019 | 13423

    Первая часть нашего путеводителя: зловещие городки Новой Англии, где таится зло.

    masterok

    Заканчивается ноябрь. Продолжаю выполнять заявки своих френдов из стола заказов. Сегодня дважды приятное задание, т.к. в свое время сильно зачитывался Говардом Филлипсом Лавкрафтом. Итак читаем заказ от schastlivtsev :

    Как ни странно, хочу узнать истоию появления Ктулху.
    Весь генезис, так сказать.

    Ктулху (англ.Cthulhu) в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудовище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

    На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу от Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

    Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

    В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприноения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху ждет, сны видит».

    Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумаествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

    Вот как об этом говорят мифы:

    КТУЛХУ (также КУТУЛУ, КТУЛХУТ, ТХУ ТХУ, ТУЛУ). Бесформенный Великий Древний, которого наиболее часто описывают как когтистое, осьминого-головое существо с большими крыльями, как у летучей мыши. Ктхулху спит в смертном трансе в Р»льехе, но однажды он простнётся, дабы ещё раз править миром.

    Записи о Ктхулху обрывочны, но похоже он был порождён в мире Вурл в двадцать третьей туманности. Позже Он бродил зеленой двойной звездой Хотх, где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога. Далее Ктхулху и его потомство полетели на Юггот, откуда сошли на Землю.

    По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р»лиэх. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа, обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктхулху. После войны, в которой потомки Ктхулху разрушили все города Старших Существ, оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг с другу.

    За сим, Ктхулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктхулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктхулху. Но однажды черный Р»лиэх постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктхулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р»лиэх погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктхулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала большинство их телепатических сигналов, исключив любой контакт с их слугами кроме как через случайные сны. Ктхулху не мог ничего сделать, и ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.

    С тех пор, могила Ктхулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктхулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р»лиэх снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда черный город не вернётся к морскому дну. Засим Ктхулху будет убивать и метаться по всему миру.

    Культы Ктхулху широко распространены; следы его поклонения остались на Гаити, Луизиане, на Юге Тихого Океана, в Мехико, Аравии, Сибири, К»н-йан, и Гренландии. Бессмертные жрецы поддерживали культ где-то в горах Китая, но истинный центр культа был расположен где-то в Аравии, около Ирема. Первая работа Профессора Анжелла и его преемников дала много информации о скрытых культах.

    В основном этот культ остался тайным, но на Гавайских островах всё ещё ходят легенды о Кана-лоа, злом боге-кальмаре, который заключён в преисподней. Ритуалы Ктхулху часто исполняются близ океана или большого залива, и считается, что Хэллоуин – один из его высших празднеств. Ходят слухи, что Ктхулху – просто высший жрец Йог-Сотхотха. Некоторая вражда существует между Ктхулху и его братом, Невыразимым Хастуром. Однако никто не знает из-за чего возник конфликт между ним.

    В некоторых текстах, Ктхулху назван водным элементалом, не смотря на то, что океан блокирует его телепатические сигналы к человечеству. Рукопись Сассех упоминает Ктхулху, как проявление Ньйарлатхотепа, хотя никакой другой источник не интерпретирует его таким образом. Франсис Ланей попытался связать Ктхулху Куиха-Айар с богом войны Хуитзилопохтли. Это явная несуразица; Хуитзилопохтли – бог Ацтеков и он вовсе не похож на Ктхулху. Наконец, некоторые провели параллели между Ктхулху и К»тхулу Соухисом, высшим жрецом Му, который сбежал в Южную Америку. Некоторые принимают любую из этих гипотез.

    На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта он зеленый, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. Впервые упоминается ещё в рассказе «Дагон» (1917) всё того же дедушки.

    Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’лье (Р’Лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’лье поднимется с морского дна и Ктулху проснется. В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

    Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия.

    В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’лье был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

    Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря.

    …первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.

    Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts, тогда как буква с читается как русское с перед буквами e, i и y («фифти сент», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом Цтулху в английских источниках быть не может, ровно как и Стулху, ибо буквосочитание «ct» может читаться только как «кт». Исключения − аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).

    Культ Ктулху, вызывающего вполне справедливые опасения глав многих государств, от Северной Кореи до Франции и Соединённых Штатов, долгое время пребывал во мраке научного забвения со стороны этнографов и религиеведов, будучи достоянием немногочисленных разрозненных и изолированных друг от друга сект. Первое упоминание о поклонении Ктулху встречается в «Китаб аль-Азиф» арабского путешественника и оккультиста Абдуллы ибн-Хазреда (или Абдула Алхазреда, как его часто называют в англоязычных источниках). Эта книга была написана в Дамаске около 730 года и представляет собой не столько мистический, сколько исторический трактат престарелого скитальца о том, что было и ушло. Сочинений такого рода встречалось немало на просвещённом арабском Востоке. Уроженец Йемена Абдулла ибн-Хазред много странствовал, от Пенджаба до Магриба, легко усваивал иностранные языки и не упускал случая похвалиться умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее учёным людям.

    Ибн-Хазред проявлял довольно специфический интерес к забытым верованиям, тайным культам и тёмным суевериям различных племён и сект, встреченных на своём пути. Известный американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт незаслуженно называет его «безумным арабом». В действительности, если даже по современным стандартам ибн-Хазред и вёл себя несколько эксцентрично, порой рискуя жизнью, чтобы добраться до занесённых песками руин «города колонн» Ирема, такие поступки вполне оправданны известным любому серьёзному путешественнику стремлением к достижению цели.

    В итоговой книге всей своей жизни — «Китаб аль-Азиф» ибн-Хазред рассказал о секте или, вернее, группе сект, которые поклоняются Старейшим Богам и стремятся помочь им подчинить своей власти всю Землю. Немаловажную роль в этом играет первосвященник Старейших Богов чудовищный Ктулху, спящий мёртвым сном в бездне моря и под толщей воды ждущий своего часа, когда звёзды и планеты выстроятся в определённом порядке. Тогда при помощи воли адептов Ктулху проснётся сам и разбудит Старейших Богов. А до тех пор приверженцы не дают угаснуть своей религии, регулярно проводя ритуалы и песнопения.

    Все эти мрачные верования так и остались бы достоянием исследователей истории религий, если бы в начале XX века не было точно установлено местонахождение затонувшего города Р’Лайх и склепа спящего жреца Старейших Богов — Ктулху.

    Впервые о Ктулху цивилизованные белые люди заговорили в 1860 году. Арктическая экспедиция Принстонского университета искала в Исландии и Гренландии древние стоянки викингов и высеченные на камнях рунические надписи. Проверялась популярная в те годы гипотеза открытия Америки скандинавскими мореходами. Надписи не нашли, зато на западном побережье Гренландии обнаружили вымирающее племя эскимосов, которые поклонялись дьяволу — торнасуку. Во всяком случае, так утверждали соседние племена, старавшиеся держаться подальше от приверженцев пугающей религии. Это было вдвойне странно, учитывая жестокие и местами изуверские языческие обряды, распространённые среди эскимосов Гренландии и канадской Арктики. Руководитель экспедиции профессор антропологии Джоэл Корн посетил угасающее в изоляции племя и даже сумел разговорить главного шамана — ангекока. У племени имелся фетиш: небольшая статуэтка из пористого чёрно-зелёного камня, стоящая на высоком гранитном валуне. Эскимосы танцевали вокруг него, встречая восход солнца после долгой полярной зимы. Там же, у валуна, совершались человеческие жертвоприношения пленников или соплеменников. Профессора Корна заинтересовали доселе неизвестные у эскимосов обряды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времён. Особенный интерес вызвало песнопение, с которым обращались к фигурке, символизирующей торнасука. Это были слова совершенно другого языка, неизвестного науке и ни на что не похожего! Ангекок тщательно воспроизвёл фонему слов дьявольской литургии для любопытного профессора. Эскимосы поклонялись спящему на дне моря могущественному Ктулху и ему же приносили жертвы, заверяя в своей верности ко дню пробуждения.

    Публикация отчёта Джоэла Корна в ежегодном сборнике Королевского Географического общества, членом которого профессор являлся, вызвала интерес просвещённого мира. Придворный британской поэт Альфред Теннисон сразу отреагировал на это стихотворением «Ктулху»:

    Вдали от бурь, бушующих над ним,
    На дне пучин, под бездной вышних вод,
    Глубоким сном, извечным и глухим,
    Спит Ктулху крепко; редкий луч блеснет
    В бездонной тьме; укрыта плоть боков
    Гигантских губок вечною броней.
    И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
    Из многих потаенных уголков,
    Раскинув чутко сеть живых ветвей,
    Полипов исполинских хищный лес.
    Он спит века, чудовищных червей
    Во сне глотая; но дождется дня —
    Наступит час последнего огня;
    И в мир людей и жителей небес

    Впервые он всплывет — и всем придёт конец.

    Интерес к вырождающемуся племени эскимосов быстро угас и в другой раз о Ктулху заговорили в 1908 году. На заседание американского Археологического общества в Новом Орлеане полицейский инспектор Джон Р. Леграсс принёс с целью опознания статуэтку из чёрно-зелёного камня. Статуэтка была захвачена во время полицейского рейда в лесах Луизианы. Секта идолопоклонников, подозреваемая в человеческих жертвоприношениях, проводила свои отвратительные богослужения на островке посреди болота. Захваченные врасплох метисы почти не сопротивлялись. Полицейским удалось обнаружить разложившиеся останки и восьмифутовый гранитный столб с несообразно крошечной фигуркой каменного идола наверху. Поскольку Леграссу, проводившему расследование по этому делу, не удалось идентифицировать странный культ, добросовестный инспектор обратился к специалистам.

    К его удивлению, фигурка вызвала неистовый интерес профессора Уильяма Чаннинга Уэбба, почти полвека назад принимавшего участие в арктической экспедиции Корна. Уэбб заявил, что фетиш метисов сильно напоминает идола эскимосских дьяволопоклонников. Но как статуэтка могла попасть из далёкой Гренландии на юг Америки? Очевидно, что это было два разных изваяния. Профессор Уэбб осведомился, известно ли Леграссу о песнопениях сектантов? В бумагах инспектора было зафиксировано и это. Странная литания на неизвестном языке звучала как » Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn», жалкая имитация фонетики абсолютно нечеловеческих слов, определённой физиологическим устройством речевого аппарата, совершенно не похожего на земной.

    Именно эти слова слышал Уильям Уэбб на западном побережье Гренландии!

    Два одинаковых культа, две одинаковые статуэтки у дикарских племён в разных уголках Земли — это было невероятно! Инспектор Леграсс добавил, что в ходе допросов выяснил перевод языческого пения: «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне». Арестованные метисы много рассказали о Старейших Богах и великом жреце Ктулху в тёмном склепе на дне моря. Гостивший в Новом Орлеане Говард Филлипс Лавкрафт зарисовал изваяние Ктулху.

    Лавкрафт, необычайно эрудированный человек, установил связь между этими двумя странными сектами и описанием забытых культов, сделанных в «Китаб аль-Азиф». Свои наблюдения он изложил в рассказе «Зов Ктулху», благодаря которому Ктулху приобрёл массу почитателей, особенно, в нынешней России. Современные сектанты проводят ролевые игры, а итоги интернет-голосования, когда о пробуждении Ктулху одновременно думало более шестнадцати тысяч человек, хороший пример бешенной популярности Старейших Богов.

    Финальным аккордом в этой истории стало обнаружение в 1925 году экипажем яхты «Алерт» странных руин, поднявшихся со дна Тихого океана в результате сейсмической активности в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы. Так был найден город Р’Лайх. Остров не успел оказаться размытым, как вскоре снова ушёл под воду. Исследования, произведённые ВМС США во второй половине двадцатого столетия, недолго оставались государственной тайной. Феномен Р’Лайх был признан реально существующим. Главы государств оставили Ктулху в покое до лучших времён. Относясь к нему с подозрением, и с опаской ожидая, когда великий спящий проснётся.

    Ктулхуизм — пародийная религия по типу пастафарианства. Ктулхианцы утверждают, что Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».

    Ктулхианцы практикуют несколько шутливых религиозных ритуалов:
    Принесение жертв. Каждый культист обязан не реже раза в месяц производить ритуальное зохавывание. Для этого необходимо зохавать что-нибудь вкусное и громко произнести: «Зохавано во имя Ктулху!»
    Подношения. Любой культист, потративший, потерявший или другим способом расставшийся с некоторым имуществом, обязан считать это членским взносом на пользу Ктулху, о чём должен немедленно уведомить окружающих, произнеся «Ктулху зохавал!»

    Хотя ктулхуизм — российское явление, в других странах также существуют пародийные культы Ктулху, например, американский Campus Crusade for Cthulhu.

    Ктулхуизм, как течение, породил, в свою очередь, новые псевдокультовые проявления: в частности, в Челябинске появилось учение, названное фхтагнизмом. Приверженцы фхтагнизма, воспринимая ктулхуизм как своего рода Ветхий Завет, обобщают его и утверждают, что внутри каждого существует неведомая сила, способная проснуться и произвести поистине глобальные перемены. Основной постулат фхтагнизма гласит: «В своём доме каждый проснётся в назначенный час!» Он проводит параллель с главным заклинанием культа Ктулху: «Пхнглуи мглунавх Ктулху Рлайх угахнагл фхтагн!» (В своём доме мёртвый Ктулху проснётся в назначенный час), приводимым самим Говардом Ф. Лавкрафтом.

    В июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» оказался среди лидеров по популярности. За него проголосовали 16682 человека. На самой конференции ответ на него, как и на остальные вопросы «неестественно завышенной популярности», не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал: «Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *