Какие предметы нужно сдавать на программиста?
Современные школьники, как мальчики, так и девочки, все больше хотят связать свою будущую трудовую деятельность с компьютерными технологиями. Для этого им приходится еще в период учебы в школе осваивать азы программирования. Однако не только эти знания необходимы при поступлении в колледж или университет на эту специальность. На какие предметы еще стоит обратить внимание будущему программисту – читайте в статье.
Особенности
Как ни странно, но история программирования началась довольно давно, хоть и считается, что это современное направление, связанное с техническим прогрессом. Еще до нашей эры были придуманы механизмы, например калькулятор, в основе которых лежат простейшие программы.
Основателем программирования является Ада Лавлейс, дочь знаменитого деятеля искусств Д. Байрона. Она первая в истории человечества написала программу, предназначенную для аналитической машины.
Это было её единственное творение, которое сохраняет свою актуальность по сей день. В ее честь назван один из языков программирования – Ада.
В нашей современности IT-технологии очень востребованы. С этим связана популярность профессии. Заработная плата кодера – в среднем 100–150 000 в месяц. И это справедливо даже для стран СНГ, где оплата труда намного ниже. К тому же языки программирования универсальны – работать можно в любой стране.
Сейчас модно говорить о фрилансе, когда можно работать через интернет и путешествовать одновременно. Данная профессия в этом случае подходит идеально, потому что ноутбук очень просто взять с собой и вести деятельность из любой точки мира.
Основные предметы
Наша современность такова, что компьютеры стали неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Они часами проводят за ним, мечтая стать программистами, как, например, Стив Джобс. Однако стоит отметить, что данная профессия не так проста, как кажется. При поступлении будут учитываться баллы ЕГЭ и ОГЭ, а также следует подтянуть такие предметы, как математика, физика, русский, английский, информатика, – конечно, если вы хотите поступить в высшее учебное заведение. Если планируется подавать документы в колледж или поступать на курсы, то требования могут меняться. Вообще, каждое учебное заведение устанавливает свои правила поступления.
Поэтому вначале следует выбрать, где хотите учиться, а потом целенаправленно работать в этом направлении.
Математика
Математика является базовым предметом. Профессия техническая и связана с расчетами и цифрами. На первых курсах в вузе преподают много предметов, связанных с математикой, и желательно быть готовым к этому.
Сейчас на выпускных экзаменах предлагают сдать математику базовую или профильную. Базовая математика сильно упрощена и подойдет тем, кому она совсем не пригодится для поступления, например будущим гуманитариям или дизайнерам.
Программист часто занят поиском решения, которое может быть и математическим в том числе. Для творческой работы необходимы глубокие знания в данной области.
Русский язык
Является также базовым предметом. Если вы планируете жить в своей стране и создавать программы здесь, то знание родного языка обязательно. Грамотность в письме – важный момент. Программы нужно будет писать без ошибок.
Детям с выраженным математическим складом ума русский порой дается нелегко. Но без него никак. Следует заранее подтянуть предмет, наняв репетитора или приступив к самостоятельному изучению дисциплины.
Дополнительные
Один из дополнительных предметов – английский. Программисты создают и усовершенствуют программы и часто пользуются английским языком. Большинство литературы издается на нем же. Чтобы изучать ее в оригинале, знание языка очень пригодится.
Во время самой работы используется технический английский. Большинство работодателей обязательным условием при выборе сотрудника считают знание языка.
Если вы станете первоклассным специалистом, но упустите этот момент, то можете пропустить много выгодных предложений.
К тому же некоторые клиенты могут быть англоговорящими, возможно, вы будете работать удаленно, и язык понадобится для общения с работодателем.
Многие студенты уезжают на стажировку в другие страны, где разговаривают только на английском.
Информатика – это начало программирования. Простым, доступным языком она излагается для подростков. Вообще, странно будет, если ребенок, не любивший в школе информатику, захочет стать программистом.
Физика как прикладная наука к математике тоже важна для данной специальности. Вообще, придётся искать решения, алгоритмы, и знание законов физики очень упростит процесс. Тут необязательно знать наизусть все возможные формулы – достаточно будет иметь общие представления.
Что сдавать в колледже?
Помимо учебы в вузе, существуют другие способы получить профессию программиста. Что же сдают в колледже студенты, поступающие после 9 класса? Надо сдать базовые предметы: математику и русский. В некоторых учебных заведениях будет достаточно ГИА, но балл должен быть довольно высоким.
Если будущий программист хочет поступать в колледж после 11 класса, то дополнительно могут включить экзамены по информатике и физике.
В колледже можно получить универсальную профессию, связанную с программированием, и потом устроится работать, например, системным администратором. Вообще, все зависит от самого студента. Если много практикуется, берется за дополнительную работу, набирается опыта и может писать разные программы, то будет больше возможностей, чтобы устроиться на хорошую работу. На рынке труда ищут специалистов, способных решать конкретные задачи, а не демонстрировать дипломы.
Не следует забывать об английском языке. Его очень много в профессии программиста, преимущественно с техническим уклоном. И при устройстве работодатель воспринимает знание английского как большой плюс.
Что нужно, чтобы поступить на курсы?
Если у вас нет возможности учиться в вузе и даже в колледже, но профессия программиста вас привлекает, то есть другой альтернативный вариант – это курсы. Чтобы поступить на них, нужны только материальные средства. Пойти на курсы может каждый независимо от итоговых оценок. Как правило, на них дают только основную информацию, необходимыу программисту. Не идет отвлечение на дополнительные дисциплины, такие как социология, физкультура и так далее, как в высших учебных заведениях. Курсы можно пройти весьма быстро и сразу приступить к работе, наращивая опыт и доучивая все по мере поступления задач. Это довольно бюджетный вариант, и в плане времени также экономичный.
Как вариант можно поступить на курсы после 9 класса и проходить их вместе с учебой в школе, подрабатывать программистом несколько часов в день. К моменту поступления у вас уже будет конкретный опыт, будет легче учиться и будет больше возможностей для развития. Кто знает, может и платить за обучение студент уже сможет самостоятельно. Это неудивительно, потому что профессия программиста считается второй по оплачиваемости после юристов.
В любом случае следует взвесить все за и против, прежде чем поступить на данную специализацию. Она интересная, творческая, высокооплачиваемая. Но следует учитывать свой характер, свои способности. Если вы гуманитарий, то будет сложно осваивать много технических предметов. Также следует учиться усидчивости. В большинстве случаев это кропотливая работа, требующая внимательности и умения писать без ошибок. Слишком общительным людям тоже сложно будет проводить много часов наедине с компьютером.
Как сказано выше, чтобы выучиться на программиста, есть несколько путей. Они разные по бюджету, по затратам временным, по престижности. В конечном счете значение будет иметь только конкретная работа конкретного специалиста. Если вы профессионал и хорошо выполняете работу, то предпочтут вас, а не двоечника, который 5 лет просидел в вузе и ничему не выучился.
Какая математика нужна программистам
Опытные разработчики рассказывают нужны ли программисту знания математики и на какие ее разделы следует обратить внимание. Спойлер — каждому свое. Для разных типов задач нужны (или не нужны вовсе) свои разделы царицы наук. Подробнее об этом мы поговорим на бесплатном интенсиве по основам программирования.
Александр Баталов, технический директор Zavento:
Если вы планируете заниматься графикой, то, скорее всего, вам пригодятся дифференциальные уравнения и геометрия. Если моделированием естественных процессов (например, в области энергетики), то нужны: математический анализ, дифференциальные уравнения, математическая физика и вычислительная математика. Если финансовой сферой, то необходимо разбираться в теории вероятности и математической статистике, а также математической логике, алгебре, теории чисел и вычислительной математике. Для создания игр пригодятся все разделы математики, так как там есть и отрисовка графики, и моделирование физических процессов, ну и, конечно же, создание искусственного интеллекта.
Лично в моем опыте больше всего пригодились математический анализ, дифференциальные уравнения и вычислительная математика.
Ярослав Никонов, аналитик департамента разработки программного обеспечения компании «Аэроклуб ИТ»:
Даже тем программистам, которые не принимают непосредственного участия в разработке программ для научных и математических нужд, знания по математике могут пригодиться как минимум для уменьшения объема хранимых данных или прогнозирования.
Я бы советовал в первую очередь обратить внимание на дискретную математику и математическую статистику. Например, при написании баз данных или построении поисковых систем не обойтись без знаний дискретной математики. Она же пригодится в логистике и построении маршрутов. Data mining в свою очередь требует владения математической статистикой, как и биржевой сектор, где большинство игроков — боты, при написании которых также требуются знания по матстатистике, как и при любом прогнозировании.
Разберу пример из моего недавнего проекта в компании «Аэроклуб». Задача состояла в построении дешёвых или быстрых маршрутов из города А в город Б, используя перелёты и ж/д поездки. С одной стороны, задача выглядит довольно простой, ведь мы можем построить ориентированный граф, где вершинами являются города, а ребра — перелётом или ж/д переездом, где вес ребра — это стоимость или время. Далее можно воспользоваться алгоритмом поиска кратчайшего пути, например, алгоритмом Дейкстры. Но есть несколько сложностей:
- Цены не статичны и могут отличаться в зависимости от дат.
- Хранить данные о ценах на каждую дату за год практически невозможно (за сутки осуществляется более миллиона перелетов).
- Получить данные о ценах по всем направлениям на заданную дату очень долгая процедура (измеряется в 10-ах минут, и пользователь обычно не готов столько ждать).
- Нужен не самый дешевый маршрут, а несколько дешевых маршрутов (т.к. пользователь хочет увидеть несколько вариантов и выбрать тот, которым ему будет комфортнее добираться).
Проблема, описанная в 3 пункте, не решается известными алгоритмами быстрого поиска кратчайшего пути, так как практически все они ищут один путь, а нам необходимы несколько. На помощь в таких случаях может прийти теория графов — один из разделов дискретной математики, и хорошее логическое мышление. Проблемы под пунктами 1, 2 и 3 можно решить математической статистикой.
Поскольку мы не можем хранить довольно большой объем данных, необходимо его сократить. Каким образом можно сократить данные? Скажем, хранить только одну стоимость за сутки из города А в город Б, но при этом эта цена должна быть правдоподобной по сравнению с ценами перелетов из других городов, т.е., если цены из А в Б дешевле цен из А1 в Б1, то и единственная цена должна быть дешевле.
Для решения этой проблемы можно прибегнуть к простому способу хранения минимальных или средних цен за сутки. Хотя и это далеко не всегда правильный выход, так как может быть ровно один перелёт стоимостью в 1000 рублей и 10 перелётов стоимостью в 5000 рублей, таким образом получаем минимальная цену — 1000 рублей, а среднюю — чуть менее 5000. Минимальная цена очевидно слишком сильно отличается от средней. А поскольку маршруты строятся не на реальных ценах в данный момент, то мест на дешевый тариф может не остаться, и маршрут не окажется дешевым, как планировалось изначально.
Правильный выход при подсчете цены за сутки из пункта А в пункт Б должен быть относительным, и строиться относительно цен из других пунктов. Для таких оценок помогает математическая статистика. Построив относительные цены по разным направлениям за сутки, мы решаем проблемы пунктов 1, 2 и 3 и расставляем ровно один вес на каждое ребро, соединяющее вершины графа (города). А используя дискретную математику (теорию графов) можем построить эффективный алгоритм поиска нескольких дешевых (быстрых) маршрутов из пункта А в пункт Б.
Михаил Вайсман, CEO студии мобильной разработки Trinity Digital:
В будущем люди разделятся на два типа — созидающие, разрабатывающие — программисты, и потребляющие. Поэтому знание математики — обязательный атрибут не только программиста, но и любого человека, причисляющего себя к образованной, культурной части человечества, созидающей части.
Насчет разделов математики — обратите внимание на матанализ, очень хорошо структурирует мысль, и на линейную алгебру — пригодится для работы с компьютерной графикой.
Алексей Смирнов, технический директор ИТ-компании «Нетрика»:
Если изучать только отдельные области, образование программиста не будет полным. Например, трудно обойтись без дискретной математики — пожалуй, самой применимой в области общего программирования. Теория алгоритмов сильно зависит (как минимум) от знаний алгебры и математического анализа.
Большая часть разработчиков веб-приложений скажет, что им вполне достаточно школьной базы и самообразования — просто потому, что каких-то особенных математических навыков в этой сфере разработки ПО не требуется. Программистам, работающим на более сложном уровне, понадобятся более фундаментальные знания — например, в индустрии разработки компьютерных игр (Game Development) очень полезны знания алгоритмов, линейной алгебры и геометрии. В любом случае, прежде чем начать строить свою профессиональную карьеру в программировании, крайне важно заложить те самые базовые знания, которые в обязательном порядке даются в сильных технических вузах.
Николай Добровольский, вице-президент Parallels:
Программисты бывают разные. Математика и алгоритмика нужны в вещах связанных с низкоуровневыми оптимизациями и алгоритмами обработки данных. Но это далеко не вся и даже не самая большая часть работы. Например, наиболее трудоемкий процесс — написание пользовательского интерфейса. Здесь математика практически не нужна нигде. Требуется понимание подходов к построению удобных в использовании сервисов.
В этом есть сложность нашей, еще советской, школы программирования. У нас очень развита академическая составляющая, математика, комбинаторика, алгоритмика и слабые навыки создания приятных в использовании ИТ-продуктов. Это крайне важных аспект при их коммерческой реализации. Продукты должны красиво выглядеть, быть интуитивно понятны и простыми в использовании. С этим у нас в России далеко не все просто. Отчасти это связано с факторами внешней среды. Там где нет понятий сервиса, культуры и удобства обслуживания, прививать подобные ценности непросто. Но это крайне важный аспект, поскольку именно он позволяет программистам на всех уровнях делать удобные и ориентированные на конечного пользователя продукты.
Подобные навыки можно получить на курсах product management, program management и других дисциплинах. Десять, двадцать, тридцать лет назад слово «программист» объединяло в себе все, что так или иначе было связано с компьютерами, системами связи, программированием и так далее. Сейчас же все очень быстро развивается. Огромное количество технологий появляются каждый день. Что-то появляется, что-то умирает достаточно быстро.
Цикл порой может быть в год-два. Например, с точки зрения пользовательского опыта или web-технологий, то что сейчас считается мейнстримом, через три года может быть никому не нужно. При этом, крайне важно оставаться в информационном поле, следить за трендами, осваивать новые технологии.
Правило «10 000 часов», предполагающее трансформацию специалиста из «чайника» в профессионала» через практический опыт никто не отменял. Если говорить о книгах, то, на мой взгляд, одна из интереснейших работ в области эргономики была написана Дональдом Норманом и называется «Дизайн привычных вещей» (Designer everyday things). Написанная в 1988 году, она и по сей день дает основные ответы на вопросы создания удобных вещей.
Андрей Хромышев, старший программист-разработчик ПО компании Acronis:
Я думаю, здесь будет вполне уместна цитата великого Эдсгера Дейкстра: «Программирование — не набор пассов и заклинаний, не шаманство, не танцы с бубном, а математическая дисциплина. А всякая дисциплина, если она претендует на нечто большее, чем на внешний эффект, должна строиться на прочном фундаменте». Таким фундаментом для Дейкстры является математическая логика, а точнее — исчисление предикатов.
В большинстве случаев современному прикладному программисту нет необходимости иметь огромный багаж знаний по матанализу, статистике, линейной алгебре и прочим дисциплинам, но математическую логику знать практически необходимо — хотя бы ради того, чтобы понимать принципы работы и логически мыслить. Также справедливо утверждение, что программист с математической подготовкой пишет код лучше, понятнее, структурнее.
Стоит отметить, что многое зависит от задач, над которыми трудится программист: кто-то программирует сигнальные процессоры, а кто-то специфическое ПО для работы с ДНК.
В завершении скажу так: чем профессиональнее становится разработчик, тем «глубже» он идёт в предметную область, а в ней, безусловно, существует ряд инженерных решений, основанных на применении математического аппарата.
Роман Моисеенко, технический директор и сооснователь Мерката:
Мы устроили опрос разработчиков в нашей компании и они отметили, что очень пригодилась комбинаторика и комбинаторные алгоритмы, в основном — при оптимизации различных алгоритмов, работающих с перестановками, сочетаниями, размещениями, разбиением на подмножества, обходы графов, а также при оценке сложности того или иного алгоритма.
Также в прикладной разработке местами полезна тригонометрия. Из менее популярных, но все же полезных разделов — это теория множеств при работе со сложными массивами, числовые ряды, дифференциальное и интегральное счисление, статистика, однако их применение довольно специфично и сильно зависит от продуктов, которые разрабатывает компания.
Павел Чистов, руководитель отдела обучения компании «Инфостарт»:
Для будущих программистов важны комбинаторика, алгоритмирование, статистика и матанализ. В целом нельзя сказать, что изучение математики является гарантированно залогом к пониманию алгоритмов и построению алгоритмического мышления, но без нее, крайне тяжело развить эти навыки.
Для разного уровня программирования полезны свои разделы математики. Для низкоуровневого программирования, для 3D моделирования, для задаче-ориентированного программирования — будут полезны свои разделы. Кому геометрия, кому дискретная математика. К примеру, без знаний линейной алгебры и статистики невозможно программировать в области шифрования.
Даже без математики: профессия «Веб-разработчик».
Освоить востребованную профессию в Data Science можно всего за полтора года на курсах GeekBrains. После учёбы вы сможете работать по специальностям Data Scientist, Data Analyst, Machine Learning, Engineer Computer Vision-специалист или NLP-специалист.
Мечтаю стать программистом, но плохо знаю математику. Что делать?
Профессии, связанные с информационными технологиями, считаются самыми востребованными и высокооплачиваемыми. Но как быть тем, у кого нет врожденных способностей к математике? Реально ли стать программистом или же стоит обратить свое внимание на гуманитарное направление?
Существует мнение, согласно которому хороший программист просто обязан отлично знать математику. И оно не безосновательно. Но можно ли как-то обойтись без математических навыков?
Действительно ли математика так необходима программисту?
Да, это действительно так. Можно даже сказать, что математика жизненно необходима для данного специалиста. При этом для старта в профессии будет достаточно базовых знаний, которые получают в школе. Главное ― уметь совершать простые математические действия: умножение, деление, сложение и вычитание. В наше время программированию малышей учат в начальной школе и даже в детском саду. Разумеется, у них еще нет глубоких познаний в математике. Несмотря на это, они усваивают программу, им ничего не мешает.
Если же вы мечтаете стать настоящим профессионалом и построить карьеру, то постепенно вам придется приобрести углубленные познания в математике. ВАЖНО: программисты бывают разные. Например, для создания сайтов в большинстве случае углубленные знания в математике могут не потребоваться. Все не так категорично. Если вам хочется и вы питаете интерес к компьютерам, то поступайте.
Приступив к изучению программирования, независимо от того, какие языки вы выберете, вы все чаще будете попадать в ситуации, выход из которых потребует математических знаний. Что же произойдет дальше? У вас есть несколько вариантов:
- Вы определяете, какую именно тему вам нужно изучить. Далее начинаете добывать знания самостоятельно, обращаетесь к репетитору или же записываетесь на образовательные курсы. Вариант учебы вы выбираете по своему желанию.
- Вы начинаете изучать высшую математику в процессе работы. Знаний будет недостаточно для профессионального роста, но вы сможете решить стоящую перед вами конкретную задачу и приобретете полезный опыт.
На какие разделы математики следует обратить внимание будущим программистам?
Во время своей работы программисты сталкиваются с задачами, решение которых требует знаний из разных разделов математики. Изначально они могут показаться достаточно сложными, но со временем, набравшись определенного опыта, программист легко со всем разберется.
Прежде всего программистам понадобятся следующие разделы:
- Статистика и комбинаторика. Базовые знания ребята получают в общеобразовательной школе. Это основной раздел для специалистов, чья деятельность связана с созданием программ.
- Дискретная математика и логика. Как и предыдущий раздел, изучается в школе. Он описывает теории чисел, множеств, графов и т.д.
- Математический анализ. Знания из данной области пригодятся специалистам, планирующим работать по направлению Computer Science. Без соответствующих знаний им придется постоянно прибегать к помощи коллег.
- Теория алгоритмов. Изучение данного раздела требует наличия серьезной математической подготовки. Знания раздела помогут понять, как устроена работа алгоритмов.
- Линейная алгебра. Развивает абстрактное мышление. Необходима программистам, связанным с виртуальной реальностью, созданием игр, графики и т.д.
Создание компьютерных программ, мобильных приложений, игр ― очень увлекательный процесс. С некоторыми задачами может справиться даже начинающий специалист, обладающий базовыми навыками. Но со временем он поймет, что для серьезной карьеры и создания уникальных продуктов жизненно необходимо знание математики. Без соответствующих навыков невозможно грамотно оптимизировать ПО, сделать его привлекательным для пользователя. Человек, считающий программирование делом своей жизни, в любом случае пройдет математическую подготовку, даже если этот предмет тяжело ему давался в школе.
Подойдет ли вам профессия программиста? Ответ на этот вопрос даст профориентационный тест.
Посмотров 5495
Если у вас остались вопросы о поступлении, закажите персональную консультацию с личным разъяснением всех вопросов и подбором вузов, в которые вы сможете пройти. Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению
Нужна ли математика программисту
Абитуриенты, которые выбирают профессию программиста, часто задаются вопросом: нужна ли математика?
В материале мы расскажем, нужна ли профильная математика на программиста, и можно ли стать программистом без математики.
Другие интересные публикации из мира образования сможете найти на нашем Telegram-канале. Еще там вас ждут интересные предложения для вашей учебы.
Зачем программисту математика
Чтобы понять, нужна ли математика в программировании, нужно разобраться, что она дает на базовом уровне:
- развивает память и мышление;
- повышает уровень концентрации внимания;
- развивает самодисциплину и интуицию;
- учит понимать природу разных операций и действий;
- учит думать логически.
Помимо этого, когда изучаете математику, параллельно приобретаете такие навыки, которые понадобятся программистам:
- Математика учит следовать алгоритмам, на основе которых и строится программирование.
- Комбинаторика, которая есть в математике, помогает сделать расчеты в программировании. Например, с помощью знаний о комбинаторике создатели игр могут просчитать и скомбинировать разные сюжетные линии.
- Общая математика развивает аналитические навыки, без которых стать программистом не получится.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Какая математика нужна программисту
Мы разобрались, что знания математики, хотя бы на базовом уровне, программисту все же нужны. Но возникает другой вопрос: какой уровень математики нужен для программиста. Все зависит оттого, в какой отрасли будет работать программист. Посмотрите, где в программировании нужна математика и какая:
- Для работы тестировщика будет достаточно и базового уровня математики.
- Для моделирования процессов понадобятся знания матанализа и вычислительной математики.
- Дата-сайентисты работают с большим объемом информации, и им понадобятся знания из дискретной математики.
- Линейную алгебру используют специалисты по искусственному интеллекту и разработчики игр.
- В графическом дизайне понадобятся знания о дифференциациальных уравнениях.
Получается, что для конкретной специализации нужны разные разделы математики.
Нужно ли на программиста сдавать профильную математику
Многие выпускники и абитуриенты не знают, какую математику нужно сдавать на программиста. Для поступления на факультет информационных технологий понадобится сдать ЕГЭ по школьному курсу математики. Дополнительных испытаний при поступлении на программиста, обычно, нет.
Нужна ли высшая математика программисту? В большинстве случаев для программирования достаточно знаний по математике на уровне 1-3 курсов вуза. Но есть области, в которых без высшей математики не обойтись — это разработка компьютерных игр и искусственного интеллекта. Тут нужно знать почти все разделы математики. Но профильную математику будущие программисты начнут изучать уже в вузе.
Теперь вы знаете, для чего нужна математика в программировании. Если возникнут затруднения с ее изучением, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут разобраться с любыми учебными вопросами.
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа от 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.