Поймать бандита — целая наука
Этого молодого человека вчера «задерживали» не один десяток раз.
НА БАЗЕ Всероссийского института повышения квалификации работников МВД РФ в Домодедово проходит Российский конкурс профессионального мастерства среди милиционеров групп задержания подразделений вневедомственной охраны. Члены 65 экипажей из разных регионов страны демонстрируют свое знание правил дорожного движения, умение стрелять и оказывать медицинскую помощь пострадавшим.
Вчера проходил наиболее зрелищный конкурсный экзамен — обнаружение и задержание преступников, которых сыграли сами сотрудники вневедомственной охраны. Задержание проходило по одному сценарию. На рацию экипажа поступало сообщение о том, что в дом, оборудованный сигнализацией, проникли воры. Конкурсанты подъезжали на машине к одному из садовых домиков, стоящих на территории Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России. Не обнаружив преступников, они «встречали» на обратном пути «потерпевшего», который сообщал приметы людей, укравших у него кошелек. Затем конкурсанты задерживали «преступников» и около столика с табличкой «Дежурная часть» рассказывали, что они напишут в протоколе.
![]() |
Конкурсанты демонстрируют свое владение приемами самбо. |
Первый экипаж остановился на довольно приличном расстоянии от домика с табличкой «Лесная, 2», где якобы сработала сигнализация. Перебегая от одного дома к другому, конкурсанты приблизились к нужному строению. Перед тем как войти в дом, они обошли его со всех сторон. Осмотрев после этого близлежащие кустарники, сели в машину.
Как объяснили обозревателю «НГ» сотрудники вневедомственной охраны, перед тем как зайти в жилище, следует «блокировать» окна и двери. Бывали случаи, когда воры, увидев приближающихся сотрудников вневедомственной охраны, выпрыгивали из окон, причем не только с первых этажей.
![]() |
Захлопнувшиеся на руках «преступника» наручники потом долго не могли снять. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) Этого молодого человека |
По существующим нормативам, экипажи должны приезжать к охраняемому объекту в течение 5 минут после того, как на пульт поступил сигнал о взломе. Если же милиционеры не уложатся в это время и подъедут уже после того, как воры скроются с вещами, им придется выплатить пострадавшим довольно приличную сумму, которая оговаривается при заключении договора об охране помещения. Но, как показывает практика, в 99% случаев все попытки обворовать охраняемое помещение оканчиваются неудачей.
Отъехав от дома, конкурсанты посадили в свою машину «потерпевшего», стоявшего на обочине, и завернув за угол, притормозили около двух молодых людей, стоявших с бутылками пива у разбитого автобуса. «Это они! — закричал «потерпевший». — «Всю зарплату забрали! Попросили — я бы сам дал!» «Какой из них?» — спрашивает конкурсант. «Потерпевший» долго путается, а потом кричит, показывая на одного из молодых людей: «Он! Вот он, подлец!» На запястьях «подлеца» застегиваются наручники. Второму молодому человеку надеть наручники не удается — они оказываются сломанными. И только после того, как экипаж выходит из «Дежурной части», выясняется, что другие наручники тоже сломаны — конкурсанты и экзаменаторы долго пытаются снять их с рук «задержанного», используя скрепки и другие острые предметы. Это удается сделать только после того, как «отстрелялись» несколько экипажей.
Никаких драк при задержании не было. «Зачем они друг друга будут калечить? Мы проверяем только правильность тактики», — сказали обозревателю «НГ» экзаменаторы. Правил, которые должны соблюдать милиционеры при встрече с преступниками, не так уж и мало. Так, при задержании милиционеры должны находиться в 3-4 шагах от нарушителей. Когда один из сотрудников вневедомственной охраны начинает проводить досмотр, то есть искать в карманах подозрительных личностей оружие, другой обязан его подстраховывать — следить за тем, чтобы ни сам обыскиваемый, ни его товарищи не перешли в наступление.
Сценарий с кошельком, который предлагался конкурсантам, по словам сотрудников вневедомственной охраны, самый «скользкий». При проведении досмотра вор может бросить кошелек под ноги и заявить, что это не его вещь. Да и людей, которые захотели бы стать понятыми и письменно подтвердить, что на их глазах из кармана человека достали чужой кошелек, не так-то просто найти. С каждым годом становится все меньше людей, готовых помогать милиционерам.
Комментарии для элемента не найдены.
Патрулирование столицы с воздуха: как поймать бандита на лету
«Мне сверху видно все, ты так и знай», — пели летчики в знаменитом советском фильме «Небесный тихоход». Эти слова могли бы стать отличным девизом для тех, кто сегодня ежедневно следит за правопорядком сверху. Корреспондент «МК» на днях побывал в авиа-отряде столичной полиции. Где выяснил, что наши пилоты не хуже крутых парней из голливудских блокбастеров, которые преследуют злодеев в сценах полицейской погони.
Сосновый бор наполняет воздух чистейшим кислородом, а широкие поля взлетно-посадочных полос располагают к релаксу, но никак не к работе. Хочется растянуться на шезлонге и смотреть на спортивные самолеты, садящиеся на аэродром, да на замершие на вертолетной парковке винтокрылые машины с синей маркировкой.
Старый стереотип — все пилоты маленького роста — рушится, едва к нам приближается богатырь в форме полицейского пилота с явно военной выправкой. Богатырь оказался заместителем командира отряда подполковником полиции Андреем Киселевым. Все его подчиненные ему под стать. У каждого за плечами минимум десять лет службы в Вооруженных силах и полетов на вертолетах. Пилотов ниже 1-го класса в авиаотряде нет.
— Не скучно ли военному пилоту после службы в армии работать в полиции?
— Это рост! Летчик должен прогрессировать. Задачи, которые мы выполняем в небе столицы, куда интереснее и сложнее. Наши маршруты — это не полет от точки А до точки Б по прямой, как у военных. Мы должны учитывать огромное количество факторов вроде проводов, высотных домов и дыма от труб разнообразных ТЭЦ — со всем этим военные пилоты не сталкиваются.
Коллег Андрея Николаевича я встречаю у крыльца двухэтажного здания.
— Чем занимаетесь? — интересуюсь я у летчиков.
— Отдыхаем. Задача пилота до и после задания обязательно отдыхать, так что в поте лица выполняем сейчас именно эту работу. А вы чего парашюты не взяли? — смеется один из пилотов, прихлебывая чай.
Отдых для пилота почти обязанность, за этим следят командиры. Даже если днем работы нет, пилоты спят — вдруг ночью придется работать.
Обязанности у полицейских вертолетчиков самые разные: воздушные перевозки групп захвата и полицейских, доставка следователей и оперативников к месту преступления, контроль массовых мероприятий, слежка и задержание преступников.
Москву обслуживают всего четыре машины: три вертолета Ка-226 и один пассажирский вертолет. Но эта махина используется лишь для особых случаев вроде заброски спецназа на крышу здания.
Мы вылетаем на задание — патрулирование зеленой зоны в Восточном округе на Ка-226. Это небольшой маневренный вертолет, способный принять до шести человек десанта. Меня сажают в пассажирский отсек, два пилота впереди. Единственный способ общения между нами — наушники и микрофон. Через полминуты начинаю понимать почему. Как только винт начинает раскручиваться, в салоне поселяется адский грохот. Я попробовал петь и через секунду понял, что не слышу своего голоса.
С геликоптера действительно видно все как на ладони. Специальное оборудование — «дальнобойные» камеры, установленные на винтокрылой машине, фиксируют каждый сантиметр земной поверхности. Если во время маршрута патрулирования что-то покажется подозрительным, об этом можно сообщить в штаб, и там сразу изучат видео.
— Многие считают, что наша работа не дает результата, — сквозь шум винта по микрофону поясняет мне пилот Алексей, — это неправда! Вон территория складов и промзон просматривается как на ладони. Чтобы узнать, что там происходит, с земли понадобилось бы несколько патрульных экипажей. А в таких промзонах бывает много чего незаконного. К счастью для нас, злоумышленники по-прежнему верят, что заборы их спасают.
Задача нашего экипажа — просмотреть «Лосиный Остров» и Измайловский парк. Для этой цели нам нужно взять на борт сотрудника УВД ВАО. Мы заходим на посадку рядом с Измайловским прудом. На берегу, несмотря на будний день, есть отдыхающие. Появление вертолета, который заходит на посадку, вызывает легкую панику. Видно, как люди прячут в пакет бутылки, а кто-то даже скорее выскакивает из пруда на берег, вспоминая, видимо, что табличка «купаться запрещено» установлена не просто так.
Полицейский внимательно вглядывается в каждый квадрат зеленого моря «Лосиного Острова». Если где-то будет замечен дым от костра или какие-то нарушения вроде незаконной застройки, сотрудник, добравшись до земли, об этом расскажет. Внезапность — главное оружие полицейских вертолетчиков. Они появляются там, где их никто не ждет.
— Это плановый облет, мероприятия вроде сегодняшнего заранее согласовываются. Чтобы мы два часа полетали, люди неделю работают, и механики и диспетчеры, которые этот полет согласовывают, — поясняет командир экипажа. — Но бывают задачи и поинтереснее. Недавно, к примеру, работали с Центром по противодействию экстремизму. Подозреваемый в экстремизме приехал в Москву и возглавил один ЧОП, состоящий из соплеменников. Ютился в промзоне. Сами понимаете, это огромные заборы, кольцо охраны и видеокамеры. Как взять его, чтобы он не успел уйти по подземным коммуникациям или не оказал сопротивление? Тут-то мы и понадобились. Высадили десант на крышу, на территории позади и камер наблюдения, и его охранников. Он потом оперативников после задержания раз сто спрашивал: «Как вы смогли спецназ закинуть так, что мои бойцы не заметили?!»
Нашим совместным облетом лесопарков сотрудник УВД ВАО был явно доволен. Нарушений нет, а значит, на земле все спокойно. Вертолет дает удивительное чувство информированности. Ты летишь и видишь город не просто как территорию, а как единый организм со своими почками и сердцем.
По словам бойцов из авиаотряда, четыре вертолета на сегодняшний день — слишком мало. По словам подполковника Андрея Киселева, у города должно быть минимум семь винтокрылых машин. Тем более что столица приросла новыми территориями. В случае чего лететь до Новой Москвы с авиабазы почти полтора часа. Соответственно, времени на работу почти нет. Выход — строить новые площадки, где можно будет не только сесть на посадку, но и заправить летательный аппарат. Еще одна сложность, о которой мне говорили все летчики, — отсутствие преемственности поколений. Фактически свои знания передавать некому. А институтов, где готовили бы летчиков гражданской авиации, в стране фактически нет.