#5 — Функции в программировании
Если вы внимательно просмотрели наши предыдущие уроки, то уже знаете, что программа состоит из алгоритма, а алгоритм состоит из команд, переменных и. функций. Что же такое функция? Об этом и пойдет речь на нашем сегодняшнем видеоуроке.
Что же представляет собой функция в программировании
Функция — это именованная отдельно выделенная часть кода, которая решает конкретную задачу. Она создается для того, чтобы не повторять одну и ту же последовательность команд (инструкций) несколько раз, к функции можно обратиться из другого места программы. Это как бы алгоритм в алгоритме. По имени функции ее в любой момент можно вызвать. И вызов функции — это уже команда. Таким образом, командой в одном алгоритме можно вызвать другой алгоритм (функцию).
В параметры функции можно передавать переменные (числа, строки и т. д.). Эти переменные, которые мы используем внутри функции, называются аргументами.
При вызове функции язык программирования находит содержащиеся в ней команды и выполняет их. После этого программа возвращается к строке, откуда функция была вызвана, и переходит к следующей команде.
Объявление функции
В python определение функции всегда начинается с ключевого слова def и имени функции:
В javascript c помощью ключевого слова function:
Если в окне консоли ввести имя функции, а затем круглые скобки, она будет вызвана, и на экране появится результат
Аргументы функции
Значения, которые мы передаем функции, — аргументы — записываются в круглых скобках после ее имени. Например,
означает, что в функцию greeting передаются значения переменных a,b,c.
означает, что в height передаются значения 1 и 45:
total = (100 * m) + cm
print (total, ‘cm tall’)
Возврат функции
Удобно, когда функции передают данные обратно в программу — возвращают значение. Чтобы функция возвращала значение, необходимо добавить в нее команду return, а следом значение, которое нужно вернуть:
Все это будет рассмотрено и детально разобрано на нашем видеоуроке курса по основам программирования. И если вы планируете связать свою жизнь с программированием, то благодаря внимательному изучению урока, функции станут для вас добрыми друзьями и помощниками.
Приятного всем просмотра! Учитесь с удовольствием!
Функция (программирование)
Фу́нкция — в программировании — это поименованная часть программы, которая может вызываться из других частей программы столько раз, сколько необходимо. Функция, в отличие от процедуры, обязательно возвращает значение.
С точки зрения теории систем, функция в программировании — отдельная система (подсистема, подпрограмма), на вход которой поступают управляющие воздействия в виде значений аргументов. На выходе функция возвращает результат, который может быть как скалярной величиной, так и векторным значением (структура, индексный массив и т.п.). По ходу выполнения функции могут выполняться, также, некоторые изменения в управляемой системе, причём как обратимые, так и необратимые.
Побочный эффект
Основная статья: Побочный эффект (программирование)
Побочным эффектом функции называется любое изменение функцией состояния программной среды, кроме возвращаемого значения: изменение значений глобальных переменных, выделение и освобождение памяти, ввод-вывод и тому подобного. Теоретически наиболее правильным является использование функций, не имеющих побочного эффекта (то есть таких, в результате вызова которых возвращается вычисленное значение, и только). В функциональной парадигме программирования любая программа представляет собой набор вложенных вызовов функций, не вызывающих побочных эффектов. Наиболее известный язык программирования, реализующий эту парадигму — Лисп. В нём любая операция, любая конструкция языка, любое выражение, кроме константы, являются вызовами функций. Наиболее полно парадигма функционального программирования реализуется в языке Хаскелл.
Функции и процедуры
В некоторых языках программирования (например, в Паскале) функции и процедуры (подпрограммы, не возвращающие значения) чётко разграничены синтаксисом языка. В других — например, в языке Си, — процедуры являются частным случаем (подмножеством) функций, возвращающими значение типа (псевдотипа [источник не указан 757 дней] ) void — пустое значение.
Аргументы и параметры
При вызове функции, ей передаются аргументы. Если аргумент является ссылкой на область памяти (переменной, указателем или ссылкой), то функция, в зависимости от типа своего параметра, может либо воспользоваться её значением (например, создать переменную, скопировать туда значение аргумента), либо самим аргументом (создать ссылку на область памяти, на которую ссылается аргумент).
Функция без аргументов
Такая функция не требует никаких аргументов.
См. также
- Анонимная функция
- Функция (математика)
Ссылки
Понятие функции в программировании
Программа представляет собой последовательность выражений языка. Нередко случается, что какая-то часть программы (блок кода) неоднократно повторяется. Чтобы устранить подобного рода избыточность программного кода, используют понятие функции. Функция — это именованный блок кода, который вызывается в нужных местах программы по имени. Другими словами, функция представляет собой подпрограмму, которую можно вызвать из основной программы, причем неоднократно. Повторяющийся (да и не только) блок программного кода обычно обозначают некоторым уникальным именем, чтобы потом при необходимости обратиться к нему по этому имени. Как видно, это простая и естественная идея, направленная на облегчение реализации сложных проектов, состоящих из более простых программ.
Подпрограмма или, другими словами, функция должна быть связана (интегрирована) с основной программой, так сказать, со своим внешним окружением. С целью обеспечения взаимодействия с остальной частью программы для функции можно предусмотреть так называемые вход и выход.
Вход в функцию — это передача ей аргументов — данных, полученных во внешней части программы. Получив данные из своего внешнего окружения (внешней программы), функция должна их как-то обработать: выполнить некоторые действия, вычислить какое-то значение. Выход из функции — значение, вычисленное блоком кода данной функции и передаваемое во внешнюю часть программы. Входные данные называют параметрами, а выходные — возвращаемым значением. Впрочем, функция может и не принимать никаких параметров, а также ничего не возвращать. Что принимает в качестве параметров и что возвращает функция в результате своей работы, определяет программист, т. е. автор-разработчик программного кода.
Функция, создаваемая разработчиком, должна иметь определение, а ее применение в программе называют вызовом функции. Например, в JavaScript и РНР (а также в большинстве других языков) такое определение начинается с ключевого слова function , за которым следуют имя функции, пара круглых скобок, внутри которых можно указать список параметров, а затем блок кода, заключенный в фигурные скобки:
funсtion имя_функции(список_парамeтров)
Замечу попутно, что блок кода в фигурных скобках называют еще телом функции. В нем записывают выражения языка, которые функция должна выполнить, если будет вызвана из основной программы. Таким образом, само по себе определение функции в программе еще ничего не выполняет. Оно только указывает интерпретатору, что должно быть выполнено при обращении к данной функции.
Для вызова функции в том или ином месте программы указывают следующее выражение:
имя_функции(список_параметров)
Круглые скобки после имени функции записывают независимо от того, предусмотрены для нее входные параметры или нет. В программе вы можете один раз задать определение функции, а затем, по мере необходимости, вызывать ее столько раз, сколько требуется. Таким образом, вам не придется многократно воспроизводить в программе код тела функции.
Отсюда следует, что основная программа может содержать как определения, так и вызовы функций. В программе, содержащей вызовы функций, должны быть доступны их определения. Простейший, но не единственно возможный способ обеспечить это заключается в том, чтобы заключить определения функций в тот же программный код, в котором они где-то вызываются. Опытные программисты обычно размещают определения функций в одном месте, например, в конце или, наоборот, в начале программного кода.
Легко представить, что в некоторых ситуациях может потребоваться передать какой-то функции данные из основной программы. Но зачем функция должна что-то возвращать? Ведь она может выполнить предусмотренные действия, например, отправить данные по электронной почте, открыть или закрыть окно, отобразить картинку и т. п., а внешней программе не потребуется от нее какое-либо значение.
Результат работы функции
Если вызывающей программе ничего не требуется получить от вызванной функции, то программист может определить эту функцию как ничего не возвращающую. Это разрешается в JavaScript и РНР, но может быть недопустимо в других языках. Если даже практически не важно, что именно возвращает функция, все равно желательно определить для нее некоторое возвращаемое значение. В таких случаях, часто указывают, например, пустое значение, обозначаемое как null . Возможны и другие варианты. Кроме того, функции, возвращающие какие-то значения, можно использовать в выражениях с операторами (например, арифметическими), а также в качестве параметров других функций. Если функция ничего не возвращает, то ее применение в выражениях с операторами обычно чревато сообщениями об ошибках.
Чтобы функция что-то возвращала, необходимо записать в ее теле специальный оператор возврата:
return \возвращаемое значение\;
Оклад = 10000; Процент = 15; Выплата = Оклад + Премия(Оклад, Процент); function Премия (Оклад, Процент) < return Оклад * Процент / 100; >
В этом примере переменным Оклад и Процент сначала присваивают некоторые числовые значения. Затем вычисляют выражение, определяющее объем выплаты некоторому сотруднику с учетом его оклада и премии. Премия рассчитывается с помощью функции Премия (Оклад, Процент) , принимающей два параметра: оклад и процент от оклада; данная функция возвращает величину премии (символом * обозначен оператор арифметического умножения). Возвращаемое значение прибавляется к значению переменной Оклад , а полученный результат присваивается переменной Выплата . Определение функции Премия (Оклад, Процент) размещено в конце текста программы.
Данный программный код написан на вымышленном (абстрактном) языке. Я хотел сказать, что рассмотренный пример иллюстрирует принцип применения функции, а потому не важно, какой именно язык выбрать. Главное, что все изложенное ранее должно позволить вам понять данный код. Тем не менее, признаюсь, что приведенный мной пример написан и на языке JavaScript. Напишите в обычном текстовом редакторе, например, в Блокноте Windows следующие строки:
Оклад = 10000; function Премия(Оклад, Процент) < return Оклад * Процент / 100; >alert(«Выплата Выплата reading-position-indicator-end»>
This entry was posted in Блог and tagged JavaScript, начинающим, программирование, функции.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Функции. Зачем они нужны и как их писать, чтобы вас уважали программисты
Сложная важная статья для тех, кто хочет стать крутым программистом.
Хороший программист старается делать свои функции чистыми. Если знать, что это такое, можно сойти за своего, а заодно написать читаемый код.
Если вы не совсем понимаете, что такое функция и зачем она нужна — добро пожаловать в наш кат:
Что такое функции и зачем они нужны
Что такое функция
Функция — это мини-программа внутри вашей основной программы, которая делает какую-то одну понятную вещь. Вы однажды описываете, что это за вещь, а потом ссылаетесь на это описание.
Например, вы пишете игру. Каждый раз, когда игрок попадает в цель, убивает врага, делает комбо, заканчивает уровень или падает в лаву, вам нужно добавить или убавить ему очков. Это делается двумя действиями: к старым очкам добавляются новые, на экран выводится новая сумма очков. Допустим, эти действия занимают 8 строк кода.
Допустим, в игре есть 100 ситуаций, когда нужно добавить или убавить очки — для каждого типа врага, преграды, уровня и т. д. Чтобы в каждой из ста ситуаций не писать одни и те же восемь строк кода, вы упаковываете эти восемь строк в функцию. И теперь в ста местах вы пишете одну строку: например, changeScore(10) — число очков повысится на 10.
Если теперь изменить, что происходит в функции changeScore(), то изменения отразятся как бы во всех ста местах, где эта функция вызывается.
Зачем нужны функции
Функции нужны, чтобы заметно упрощать и сокращать код, адаптировать его для разных платформ, делать более отказоустойчивым, легко отлаживать. И вообще порядок в функциях — порядок в голове.
Возьмём тот же пример с подсчётом очков. Что если при добавлении очков нужно не только выводить их на экран, но и записывать в файл? Просто добавляете в определении функции дополнительные команды, связанные с файлами, и они теперь будут исполняться каждый раз, когда функцию снова вызовут в основной программе. Не нужно ползать по всему коду, искать места с добавлением очков и дописывать там про файлы. Меньше ручного труда, меньше опечаток, меньше незакрытых скобок.
А что если нужно не только писать очки в файл, но и следить за рекордом? Пишем новую функцию getHighScore(), которая достаёт откуда-то рекорд по игре, и две другие — setHighScore() и celebrateHighScore() — одна будет перезаписывать рекорд, если мы его побили, а вторая — как-то поздравлять пользователя с рекордом.
// Объявляем новую функцию. Она будет называться changeScore и принимать один аргумент, который мы для этого фрагмента назовём howMuch. Дальше мы просто будем подавать в функцию число. function changeScore(howMuch) < // Прибавим к старым очкам новые playerScore = playerScore + howMuch; // Выведем новые очки на экран $('#scoretext').text(playerScore) // Узнаем, какой у нас рекорд. Для этого объявим новую переменную highScore, вызовем функцию getHighScore(), запишем её результат в эту переменную var highScore = getHighScore(); // А теперь сравним, больше ли наши очки, чем рекорд по игре if (playerScore >highScore) < //Рекорд побит, значит, надо его записать setHighScore(playerScore, playerName); // Делаем тут что-то, что обычно делают, когда ты побил рекорд игры. Фейерверки? Музыка? Мигание рекордных очков на экране? Мы не знаем пока, что именно будет делать эта функция, и нам это сейчас неважно celebrateHighScore(); >>
Теперь при каждом срабатывании changeScore() будет вызывать все остальные функции. И сколько бы раз мы ни вызвали в коде changeScore(), она потянет за собой всё хозяйство автоматически.
Сила ещё в том, что при разборе этой функции нам неважно, как реализованы getHighScore(), setHighScore() и celebrateHighScore(). Они задаются где-то в другом месте кода и в данный момент нас не волнуют. Они могут брать данные с жёсткого диска, писать их в базу данных, издавать звуки и взламывать Пентагон — это будет расписано внутри самих функций в других местах текста.
Без функций трудно повесить действия на какие-либо кнопки в интерфейсе. Например, у вас на сайте есть форма, и при клике на кнопку «Отправить» вы хотите проверять, что данные в форме правильно введены. Вы спокойно описываете где-то в коде функцию validateForm() и вешаете её на нажатие кнопки. Кнопку нажали — функция вызвалась. Не нужно вписывать в кнопку полный текст программы.
А без функции пришлось бы писать огромную программу-валидатор прямо внутри кнопки. Это исполнимо, но код выглядел бы страшно громоздким. Что если у вас на странице три формы, и каждую нужно валидировать?
Хорошо написанные функции резко повышают читаемость кода. Мы можем читать чужую программу, увидеть там функцию getExamScore(username) и знать, что последняя каким-то образом выясняет результаты экзамена по такому-то юзернейму. Как она там устроена внутри, куда обращается и что использует — вам неважно. Для нас это как бы одна простая понятная команда.
Можно написать кучу вспомогательных функций, держать их в отдельном файле и подключать к проекту как библиотеку. Например, вы написали один раз все функции для обработки физики игры и потом подключаете эти функции во все свои игры. В одной — роботы, в другой — пираты, но в обеих одна и та же физика.
Функции — это бесконечная радость. На этом наш экскурс в функции закончен, переходим к чистоте.
Что такое чистые функции
Есть понятие чистых функций. Это значит, что если функции два раза дать на обработку одно и то же значение, она всегда выдаст один и тот же результат и в программе не изменит ничего, что не относится непосредственно к этой функции. То есть у чистой функции предсказуемый результат и нет побочных эффектов.
Один и тот же результат
Допустим, мы придумали функцию, которая считает площадь круга по его радиусу: getCircleArea(). Для наших целей мы берём число пи, равное 3,1415, и вписываем в функцию:
function getCircleArea(radius) < // Задаём наше местное определение числа пи var localPi = 3.1415; // Считаем площадь: пи на радиус в квадрате. Это то же самое, что пи умножить на радиус и ещё раз умножить на радиус var circleArea = localPi * radius * radius; // Говорим функции вернуть то, что мы сейчас рассчитали return circleArea; >
Теперь этой функции надо скормить число, и она выдаст площадь круга:
- getCircleArea(2) всегда выдаст результат 12,6060
- getCircleArea(4) всегда выдаст 50,2640
Разработчик может быть уверен, что эта функция всегда выдаст нужную для его задачи площадь круга и не будет зависеть от каких-либо других вещей в его программе. Эта функция с предсказуемым результатом.
Другой пример. Мы пишем программу-таймер, которая должна издать звук, например, за 10 секунд до конца отведённого ей времени. Чтобы узнать, сколько осталось секунд, нам нужна функция: она выясняет количество секунд между двумя отметками времени. Мы даём ей два времени в каком-то формате, а функция сама неким образом высчитывает, сколько между ними секунд. Как именно она это считает, сейчас неважно. Важно, что она это делает одинаково. Это тоже функция с предсказуемым результатом:
- getInterval(’09:00:00′, ’09:00:12′) всегда выдаст 12
- getInterval(’09:00:00′, ’21:00:00′) всегда выдаст 43 200
А теперь пример похожей функции: она определяет время от текущего до какого-то другого времени. При исполнении эта функция запрашивает текущее время в компьютере, сравнивает с целевым и делает нужные вычисления. При запуске одной и той же функции с разницей в несколько секунд она даст разные результаты:
- getSecondsTo(’23:59:59′) в один момент даст 43 293 секунды,
- а спустя 2 минуты эта же функция getSecondsTo(’23:59:59′) даст 43 173 секунды.
Это функция с непредсказуемым результатом. У неё есть непредсказуемая зависимость, которая может повлиять на работу программы — зависимость от текущего времени на компьютере. Что если во время исполнения у пользователя обнулились часы? Или он сменил часовой пояс? Или при запросе текущего времени происходит ошибка? Или его компьютер не поддерживает отдачу времени?
С точки зрения чистых функций, правильнее будет сначала отдельными функциями получить все внешние зависимости, проверить их и убедиться, что они подходят для нашей работы. И потом уже вызвать функцию с подсчётом интервалов. Что-то вроде такого:
- var now = getCurrentTime();
- var interval = getInterval(now, ’23:59:59′);
Тогда в функции getCurrentTime() можно будет прописать всё хозяйство, связанное с получением нужного времени и его проверкой, а в getInterval() оставить только алгоритм, который считает разницу во времени.
Побочные эффекты
Современные языки программирования позволяют функциям работать не только внутри себя, но и влиять на окружение. Например, функция может вывести что-то на экран, записать на диск, изменить какую-то глобальную переменную. Взломать Пентагон, опять же. Всё это называется побочными эффектами. Хорошие программисты смотрят на них крайне настороженно.
Мы пишем таск-менеджер. В памяти программы хранятся задачи, у каждой из которых есть приоритет: высокий, средний и низкий. Все задачи свалены в кучу в памяти, а нам надо вывести только те, что с высоким приоритетом.
Можно написать функцию, которая считывает все задачи из памяти, находит нужные и возвращает. При этом на задачи в памяти это не влияет: они как были свалены в кучу, так и остались. Это функция без побочных эффектов.
- getTasksByPriority(‘high’) — вернёт новый массив с приоритетными задачами, не изменив другие массивы. В памяти был один массив, а теперь появится ещё и второй.
А можно написать функцию, которая считывает задачи, находит нужные, стирает их из исходного места и записывает в какое-то новое — например, в отдельный массив приоритетных задач. Получается, будто она физически вытянула нужные задачи из исходного массива. Побочный эффект этой функции — изменение исходного массива задач в памяти.
- pullTasksByPriority(‘high’) — физически вытащит задачи из исходного массива и переместит их в какой-то новый. В старом массиве уменьшится число задач.
- Такие изменения называют мутациями: я вызвал функцию в одном месте, а мутировало что-то в другом.
Программисты настороженно относятся к мутациям, потому что за ними сложно следить. Что если из-за какой-то ошибки функции выполнятся в неправильном порядке и уничтожат важные для программы данные? Или функция выполнится непредсказуемо много раз? Или она застрянет в цикле и из-за мутаций разорвёт память? Или мутация произойдёт не с тем куском программы, который мы изначально хотели?
Вот типичная ошибка, связанная с мутацией. Мы пишем игру, нужно поменять сумму игровых очков. За это отвечает функция changeScore(), которая записывает результат в глобальную переменную playerScore — то есть мутирует эту переменную. Мы случайно, по невнимательности, вызвали эту функцию в двух местах вместо одного, и баллы увеличиваются вдвое. Это баг.
Другая типичная ошибка. Программист написал функцию, которая удаляет из таблицы последнюю строку, потому что был почему-то уверен: строка будет пустой и никому не нужной. Случайно эта функция вызывается в бесконечном цикле и стирает все строки, от последней к первой. Данные уничтожаются. А вот если бы функция не удаляла строку из таблицы, а делала новую таблицу без последней строки, данные бы не пострадали.
Без мутирующих функций, конечно, мы не обойдёмся — нужно и выводить на экран, и писать в файл, и работать с глобальными переменными. Сложно представить программу, в которой вообще не будет мутирующих функций. Но программисты предпочитают выделять такие функции отдельно, тестировать их особо тщательно, и внимательно следить за тем, как они работают. Грубо говоря, если функция вносит изменения в большой важный файл, она должна как минимум проверить корректность входящих данных и сохранить резервную копию этого файла.
Как этим пользоваться
Когда будете писать свою следующую функцию, задайтесь вопросами:
- Нет ли тут каких-то зависимостей, которые могут повести себя непредсказуемо? Не беру ли я данные неизвестно откуда? Что если все эти данные у меня не возьмутся или окажутся не тем, что мне надо? Как защитить программу на случай, если этих данных там не окажется?
- Влияет ли эта функция на данные за её пределами?
И если логика программы позволяет, постарайтесь сделать так, чтобы функция ни от чего не зависела и ни на что за своими пределами не влияла. Тогда код будет более читаемым, а коллеги-программисты сразу увидят, что перед ними вдумчивый разработчик.
Получите ИТ-профессию
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.