Как научиться учиться
Перейти к содержимому

Как научиться учиться

  • автор:

Как научиться учиться: 4 правила

Как научиться учиться: 4 правила

Процесс обучения – технология, освоив которую, изучение нового станет гораздо эффективнее. Эти правила помогут это сделать.

Для того, чтобы повысить свою компетенцию, необходимо постоянно учиться, мы все это знаем. Но не каждый понимает, каким образом нужно наладить процесс обучения не только для себя, но и для всей команды в компании.

Современный мир требует от нас быстрой адаптации и освоения новых навыков, что невозможно без обучения. Чтобы сделать процесс изучения информации эффективным, нужно понимать технологию обучения.

Казалось бы, мы учимся всю жизнь: сначала в школе, затем в университете, на профильных курсах и т. д. Но, на самом деле, большинство людей не умеют учиться. Итак, четыре базовых правила, как освоить технологию обучения, которая поможет научиться учиться за каких-то 4-5 часов.

Первое правило: захотеть

При обучении чему-то первое, что нужно, — это желание.

Невозможно научить человека, если он думает, что уже все знает об этом. Поэтому, научиться могут только те, кто действительно хотят получить эти знания. К тому же, если спросить у человека, хочет ли он научиться чему-нибудь в какой-то области, он, скорее всего, просто попытается уклониться от ответа, так как на самом деле имеет ошибочное представление, что он и так все об этой области знает.

Второе правило: поставить четкую цель

Ключевой момент в области обучения — это ваша цель.

Целью обучения не может быть обучение. Когда мы что-то изучаем, целью изучения не является само изучение. Цель всегда другая.

Цели — это очень определенное желание достичь чего-то, но, обратите внимание, чего-то в реальной жизни. То есть, чему бы мы не обучались, мы должны иметь некую реальную цель в жизни.

Когда у человека есть цель, то у него есть энергия. Цели заставляют нас генерировать энергию, может быть, цели — это и есть энергия.

Поэтому, когда вы проходите любой курс, никогда не принимайте такую точку зрения: «Я прохожу этот курс, потому что его надо пройти, но я не знаю почему».

Когда вы начинаете что-то изучать, необходимо поставить практическую цель: как я смогу это применить? Зачем мне это нужно?

Третье правило: понять и принять, почему мы не любим учиться

Обычно желание впитывать новые знания пропадает по трем причинам.

1. Нет четкого понимания, что вы изучаете

Независимо от того, что вы изучаете — должно быть четкое представление о предмете. Допустим, вы решили научится планировать, и автор рассказывает о блокноте, деленном на разделы и с определенным наполнением. Если вы не будете держать этот блокнот в руках, то вряд ли сможете разобраться в применении планирования, используя данный блокнот. То, что можно потрогать, почувствовать, увидеть о вещах, которые вы изучаете, называются «массой». Вы не будете понимать каких размеров должен быть планер, какие разделы в нем, количество листов, вес и т. д. Без этой «массы» новые знания кажутся неподъемными и очень сложными.

Когда невозможно получить предмет изучения, используйте схемы, фильмы, картинки.

2. Нарушена постепенность

Это значит, что учиться делать что-то не сразу, а шаг за шагом.

Если то, что вы изучаете, кажется слишком трудным, значит, вы пропустили какие-то шаги или не полностью усвоили знания на предыдущих этапах. Нельзя стать программистом за один день. Нужно начать с основ и двигаться, увеличивая свою экспертность в области.

Чтобы устранить нарушение, нужно выяснить, что вы понимали хорошо, и когда начали появляться мысли о том, что все сложно. Затем постепенно усваивать материал дальше.

3. Слово не было понято, или было понято неправильно

Если вы что-то изучаете, а по завершении появляется чувство пустоты в голове или вовсе хочется уснуть, это не означает, что книга плохая. Скорее всего, в ней использовалось слово, которое было непонятно вам, и без которого был лишен смысла весь материал.

Для того, чтобы справиться с этим, нужно обратиться к словарю или к «Википедии», например. Прочитать все значения слова и составить 3–5 предложений с ним.

Четвертое правило: применить навыки, и довести их до автоматизма

Как сделать так, чтобы все то, что мы изучили, начинало применяться очень легко и весело?

Знание какого-то предмета — это наше понимание, это область идеи. Когда у нас есть правильное представление о чем-то, это далеко еще не означает, что мы можем это с легкостью и изящностью применять, и получать результат настоящего мастера. Изучение и понимание предмета сразу же не приводит к мастерству.

Для того, чтобы легко пользоваться каким-то знанием, нужно выработать этот механизм в разуме, создать этот автоматизм.

Автоматизмы вырабатываются очень просто. Нужно просто повторять применение навыка некое количество раз, то есть количество физических повторений, которое вы сделаете. При этом время имеет более важное значение, чем скорость, когда вы учитесь. Когда вы создали какой-то автоматизм, он начинает работать на вас.

Для того, чтобы достичь профессионализма, необходимо:

  • получить знания;
  • выработать автоматизм, навык;
  • использовать его.

Существует закономерность: сильная команда идет за сильным лидером, а сильный лидер притягивает в команду сильных людей. Я уверен, что в компетентность необходимо вкладывать силы и средства. Возвратная инвестиция часто оказывается гораздо больше ожиданий. Для меня обучение стало привычкой, и повышению своей компетентности я уделяю не менее 2−3 часов в день вне зависимости от загрузки на работе.

Читайте также:

Как научиться учиться

Как научиться учиться

Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий. Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.

Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.

Чего не надо делать

Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить английский язык как быстро научиться скорочтению, как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение — это процесс постоянный.

Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь — либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровываетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.

Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное — проблемы видны наглядно.

Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, кто вы есть и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.

Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.

Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.

Почему одни учатся быстро, другие медленно?

Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь — вот что идеально для изучения чего угодно.

Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяете изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.

А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.

Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.

У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и мотивировать себя живым примером.

Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете — вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны — какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».

Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. Планирование хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.

Моментальная практика

Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, развитию памяти), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж. Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.

Каждодневная практика

Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.

Чему учиться

Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать психологию и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.

Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос — вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.

Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».

Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.

Повышайте свои когнитивные способности

Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.

Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).

Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство — они легче других людей учатся. Правда, многие из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои когнитивные способности, это будет иметь для вас цену.

Что прекрасно в когнитивных способностях — повышение одной повышает другую. Одна тренировка памяти способна творить чудеса с вашим мозгом.

21 век идеален для обучения

При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.

Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.

А как вы думаете, как еще можно научиться учиться? Оставляйте свои комментарии.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как выучить иностранный язык: подборка полезных материалов
  • Быстрое обучение иностранным языкам
  • Как выучить иностранный язык быстрее
  • Что взять с собой в другую страну
  • Метод Кауфмана: как освоить (почти) что угодно за 24 часа
  • Как выучить любой язык за несколько месяцев – советы полиглота
  • Экосистема изучения английского: как она помогает учить язык
  • Мнемотехники для начинающих
  • Кривая обучаемости и эффект плато в обучении
  • Иностранный на раз-два: учим языки быстро и легко!

Как научиться учиться

Можно ли научиться учиться? На самом деле да! Собрали простые рекомендации, которые легко внедрить в повседневную рутину. Попробуй и, возможно, ненавистная учеба станет чуть интереснее.

Учиться — это важный навык, который поможет в будущем. Да, да! Учеба не заканчивается в школе или вузе. Если хочешь в будущем стать крутым профессионалом в выбранной сфере — учиться придется всё время. Всё потому, что мир и технологии очень быстро меняются. И в любой профессии нужно успевать осваивать новое.

Вот советы, которые помогут прокачать навык учиться ещё в школе:

Организуй учебный процесс

Сделай собственное расписание и придерживайся его. Распиши, в какие дни и часы что ты изучаешь. Поставь дедлайны. Они помогут тебе не забивать на учебу, когда очень хочется.

Обязательно учти в расписании время на отдых. Если всё свободное время заполнить уроками — получишь обратный эффект и возненавидишь учебу ещё больше. Поэтому старайся чередовать отдых и обучение.

Организуй рабочее место

Лучше учиться за удобным столом и сидя на удобном стуле. Организуй рабочее место так, чтобы находиться за ним было приятно. Например, продумай хранение книг, тетрадей и канцелярских принадлежностей. Подготовь снеки и чай, чтобы не отвлекаться во время учебы, если проголодаешься.

Выбери способ обучения

Помни, учиться можно не только штудируя учебники. Сейчас есть много других способов получать знания. Например, можно смотреть видео-уроки или слушать подкасты. Выбери тот способ, который подходит именно тебе. Только сначала проверь источники: не стоит учиться по первому видео на ютубе или сомнительной статье в интернете. Проверяй, чтобы источником информации были сертифицированные преподаватели или онлайн-школы.

Поставь цели

Учиться без цели сложно. Но в постановке целей есть нюанс. Например, просто получить «пятерку» — не лучшая цель, потому что больше похоже на синдром отличника . Подумай, зачем знания нужны именно тебе? Возможно, ты хочешь переехать в другой город и поступить в вуз мечты? Или подумываешь освоить крутую и востребованную специальность? А может, твоя цель — возможность совмещать работу и путешествия?

Представь, в чем тебе поможет учеба, какая выгода именно для тебя. Тогда цель будет действительно мотивировать.

Развивай память

Чтобы не начинать каждый раз учить с самого начала (ведь это скучно!), нужно тренировать память и бороться с кривой забывания . С этим может помочь вот что:

Конспекты со схемами и рисунками

Если схематически записать основную информацию, то будет проще и быстрее повторить пройденный материал или «освежить» знания.

Карточки с терминами и определениями

Если нужно запомнить определения, можно написать их на карточках: с одной стороны термин, с другой — определение. С помощью карточек нужно периодически себя проверять. Читать, что написано на одной стороне, и пытаться вспомнить, что — на другой.

Карточки можно сделать не только на термины, но и, например, на даты и события, персонажей произведений, формулы.

Выделение ключевых слов в тексте

Во время чтения выделяй или подчеркивай ключевые слова и предложения с важной информацией. Это поможет лучше ориентироваться в тексте и быстрее находить нужные моменты позже.

Помни, что не нужно ограничиваться популярными методами. Запоминание информации и тренировка памяти — индивидуальный процесс, поэтому пробуй разные подходы и выбирай свой.

Практикуйся

Как только выучишь новое правило или формулу, потренируйся его использовать на практике. Это закрепит знания. Особенно полезно так делать, если готовишься к ЕГЭ или ОГЭ.

Участвуй в уроках

Активное участие поможет использовать время на уроке по максимуму. Вот, как можно включиться в учебный процесс:

Не бойся задавать вопросы, если что-то непонятно. Учитель и одноклассники наверняка готовы помочь. Если возникают сомнения или неясности, задавай уточняющие вопросы. Это поможет лучше понять материал и не мучаться, пытаясь разобраться самостоятельно.

Принимай активное участие в дискуссиях

Когда учитель задает вопросы или начинает дискуссию, не стесняйся высказывать свое мнение или делиться идеями. Активное участие в дискуссиях помогает углубить понимание учебного материала и развить навыки анализа и критического мышления.

Собери команду единомышленников

Многим проще делать домашние задания или готовиться к экзаменам вместе с одноклассниками или друзьями. Работа в группе может быть очень полезной. Обсуждение материала, взаимное объяснение трудных правил и совместное решение задач помогут лучше понять и усвоить учебный материал.

Сложно задавать вопросы учителю, не получается найти единомышленников, которые поддержат в учебе, или не знаешь, как применять теорию на практике? А скоро экзамены и времени, чтобы научиться учиться всё меньше? Без паники!

Попробуй подготовку к ОГЭ или ЕГЭ в «СОТКЕ». У нас есть всё, что поможет тебе полюбить учебу: отзывчивые преподаватели и наставники, поддерживающее коммьюнити и очень много практики! А ещё подготовка к 4 предметам по цене 1. Подробности здесь.

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

Как научиться учиться? 6 главных правил эффективного самообразования

Мотивация при обучении, организация образовательного процесса и осмысление результатов учебы не менее важны, чем сами знания. Американский исследователь Ульрих Бозер написал об этом книгу «Как научиться учиться», которая вышла на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер». Публикуем финальную главу, в которой резюмируются главные уроки книги.

Поставьте перед собой цели

На раннем этапе учения главное — сосредоточенность. Вы должны точно определить, какими навыками хотите овладеть. Следовательно, стоит относиться к учению как к управлению знаниями, и, чтобы достичь в нем успеха, вам нужны цели, сроки и стратегии. Сотни исследований показывают, что те, у кого есть четкие цели, добиваются большего, чем те, кто руководствуется неконкретными принципами типа «проделать хорошую работу».

Цели учебы должны быть точно сформулированы. Чрезмерно завышенные устремления могут дать отрицательный эффект, потому что кажутся слишком далекими. Они игнорируют эмоциональную сторону нашей личности.

Успех будет более вероятен, если вы поставите перед собой ориентиры, которых легко достичь. Поэтому, вместо того чтобы поставить перед собой большую цель научиться танцевать вальс, лучше определить промежуточные этапы — например, ходить раз в неделю на занятия танцами, что гораздо легче осуществить.

При определении целей учебы большое значение имеют усилия, необходимые для их достижения. Поэтому имеет смысл стараться выполнить что-то более сложное, чем то, чему вы привыкли. Так, если вы изучаете историю живописи, то типичным подходом будет начать с повторения того, с чем вы уже знакомы: Рембрандт был голландским художником, Ван Гог относится к постимпрессионистам и т.д.

Однако учение происходит, когда человек немного выходит за рамки того, что ему удобно делать. Чтобы учиться, нам нужно активно тянуться к знаниям, и наиболее эффективной учеба будет тогда, когда мы стараемся освоить самое легкое из того, чего пока не понимаем. Поэтому более эффективными вопросами для того, кто хочет изучить историю искусств, будут: «Кто такой Альберто Джакометти? В чем была значимость Луизы Невельсон? Почему Дега относится к числу первых художников-модернистов?»

Развивайте знания и навыки

На этой стадии учения необходимо оттачивать способности и прилагать усилия к улучшению результатов деятельности. Короче говоря, нужно практиковаться, специально выделяя время на то, чтобы развиваться в избранной вами сфере.

Но одни формы практики больше способствуют развитию мастерства, чем другие. Обязательно используйте метод извлечения знаний. В одном хорошо известном эксперименте группа участников, вспоминавших содержание текста, запомнила гораздо больше, чем группа, которую попросили просто перечитывать его. Вы запомните и выучите гораздо больше, если будете после прочтения текста задавать себе вопросы о его содержании.

Также крайне важна обратная связь. Нам необходимо знать, что мы делаем правильно, а что — неправильно, и даже простой разбор своей деятельности может значительно улучшить результаты.

Одни люди полагаются на дневники обучения. Другие предпочитают видео.

Качественная обратная связь также может служить руководством для вас. Допустим, вы считаете, что «петух» по-испански — pollo. В случае плохой обратной связи вам просто дадут готовый ответ. («Это неверно: „петух“ по-испански — gallo».) Вы можете не получить вообще никакой обратной связи. («Пожалуйста, переходите к следующему вопросу».)

Но самая лучшая обратная связь — та, в которой наблюдение сочетается со структурированным способом поиска правильного ответа. Так, в примере с петухом наиболее эффективны указание, что вы дали неверный ответ, и какая-нибудь подсказка. («Нужное испанское слово начинается с буквы g».)

Если человек все равно не дает правильного ответа, можно прибавить следующую букву, пока он не вспомнит слово gallo.

Расширяйте сферу вашей учебы

На этом этапе учебы нужно выйти за пределы основ и применять полученные знания. Нам нужно расширять и обогащать знания и навыки, и это способно дать нам очень многое. Что, к примеру, нужно делать, чтобы совершенствоваться в публичных выступлениях? Как можно больше выступать на публике — от чтения лекций до интервью.

Люди также способны научиться многому, объясняя идеи самим себе, спрашивая у себя: «Имеет ли это смысл? Как это работает?»

Очень полезно и объяснять идеи или передавать умения кому-то другому. Поэтому эффективна работа в группах: давая инструкции окружающим, люди сами усваивают больше.

Конечно, все эти подходы требуют когнитивного напряжения. Мы должны тратить время и силы, а кроме того, поддерживать себя эмоционально. Необходимы оценка прогресса и поощрение достижений, какими бы незначительными они ни были.

Ищите взаимосвязи

На этом этапе мы видим, как все соотносится одно с другим. Ведь нам не нужно выучить лишь какую-то отдельную деталь или процедуру: мы хотим разобраться в том, как они взаимодействуют с другими деталями и процедурами. Короче говоря, нам нужно понимать общую систему, лежащую в основе области знаний.

Поэтому выходите за рамки отдельных фактов и ищите связи между ними. Задавайте себе вопросы об этих связях: «Какая система существует в этой области знаний? Каковы причинно-следственные связи? Можно ли найти какие-либо аналогии? Как я могу сделать эту информацию ценной для себя?»

Одна из эффективных техник — построение гипотез. Например, если вы изучаете биологию, попробуйте представить себе, что было бы, если бы живые существа не эволюционировали?

Тот же подход можно использовать и при изучении литературы. Хотите лучше понять «Ромео и Джульетту»? Подумайте, что произошло бы, если бы юные любовники в шекспировской пьесе не умерли? Продолжилась бы вражда Монтекки и Капулетти?

Концептуальные карты — еще один хороший способ раскрытия взаимосвязей. Графически отображая связи между знаниями и навыками, мы приобретаем гораздо лучшее понимание. Также стремитесь к разнообразию. Пробуя различные виды практики, мы лучше осознаем взаимосвязи. Хотите научиться создавать сайты? Попробуйте смешать редактирование в Drupal с изучением WordPress.

Переосмысляйте изученное

Во время учения очень просто совершать ошибки, стать слишком уверенным в себе. Поэтому очень важно анализировать свои знания, оценивать степень своего понимания.

По мере учения спрашивайте себя: «Действительно ли я знаю то, что я знаю?» В этом могут очень помочь другие люди, и мы часто учимся лучше, когда общаемся с теми, кто обладает разнообразными способами мышления.

Как доказал политолог Скотт Пейдж, команды обычно оказываются более успешными, если состоят из людей с различным опытом. Поэтому, если вам нужно разрешить насущную проблему, попросите помочь тех, кто имеет иной опыт и другие взгляды. Хотите преодолеть трудности в бизнесе? Пригласите на следующий мозговой штурм уборщицу.

В то же самое время необходима рефлексия, и вам следует размышлять о том, что вы изучили. В частности, спросите себя: «Как изменился образ моего мышления? Как объединить весь этот материал? Чему я научился и чему хочу научиться дальше?»

В конечном итоге мы изучаем что-либо, чтобы суметь понять систему мышления, на которую опирается данная область знаний. Так, если мы изучаем микроэкономику, то учимся думать как специалисты по микроэкономике. Если мы изучаем биохимию, то учимся думать как профессиональные биохимики. Педагоги-психологи утверждают, что «обучение следует воспринимать как процесс ориентации в частях организованной и доступной пониманию системы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *