Как подчеркивать все части речи
Иногда в русском языке можно запутаться и допустить ошибку, что нельзя делать, ведь от этого зависит смысл предложения и качество речи. Для выделения главных элементов предложения мы обычно подчёркиваем их. Но так как частей речи много и все они важны, то мы подчёркиваем их по-разному.
Как подчёркивать главные члены
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это первое из главных слов в предложении, которое является существительным, отвечающим на вопросы «кто?» и «что?». Подлежащее подчёркивают обычной прямой линией. Однако, подлежащее может быть и прилагательным, и местоимением, и наречием, и чем угодно. Чтобы не запутаться, нужно запомнить, что подлежащее – субъект темы, о которой говорится в предложении.
Сказуемое – второй главный член предложения, который определяется вопросами: «что делал?», «что сделал?», «что происходит с объектом темы?». Обычно, хоть и не всегда, сказуемое выражено глаголом, или другим элементом, указывающим на происходящее с объектом темы. Сказуемое подчёркивается двумя прямыми линиями.
В качестве примера можно взять предложение: “машина едет по дороге”. В этом случае «машина» — подлежащее, а «едет» — сказуемое.
Как подчёркивать второстепенные члены
Существует несколько второстепенных членов предложения:
- Определение.
- Дополнение.
- Обстоятельство.
Определения обычно предстаёт в виде прилагательного как характеристика предмета. Отвечают на вопросы «какой?», «чей?», и подчёркиваются волнистой линией. Дополнение подчёркивается пунктирной линией и является объектом сказуемого, например, в предложении: “отправить посылку”. Также дополнение может быть представлено в разных падежах. А вот обстоятельство выражает признак самого действия. Признаком может быть время, образ и степень, место, цель, причина, условие или какое-либо сравнение характеризующее тему, о которой говорится в предложении, например, предложение: «Зимой идёт снег» или «Магазин продуктов расположен на площади». Обстоятельство подчёркивается пунктирной чертой с точками.
Как подчеркнуть ссылку пунктиром
В рунете иногда используется такой приём — подчёркивание ссылки прерывистой линией. Обозначает, что это на самом деле не ссылка, а какая-то штука, которая сработает прямо на странице.
Я называю такие ссылки «недоссылками», а Артём говорит «дыдыдышка» (изображает прерывистость линии словом dash).
Это редко когда годится, поэтому общий совет: не уверены — не используйте.
Но если уж взялись использовать, рисуйте нормально. Хорошо выглядит вот такое подчёркивание, где галочка:
Остальные варианты на этой картинке не годятся.
Когда точки идут слишком часто, не видно отдельных штрихов, получается просто более тонкая линия. Когда штрихи слишком длинные, они становятся сравнимы по размеру с буквами, возникает ненужное взаимодействие. Вот это отстой:
И саму линию надо делать тоньше. Но всё же толще, чем для сплошного подчёркивания, чтобы оно не потерялось. В моём хорошем примере линия полупиксельная. Если сделать четвертьпиксельную — уже плохо видно. А сплошному подчёркиванию вполне бы хватило.
Опытным путём установлено, что идеальный паттерн — это чередование трёхпиксельных штрихов и двухпиксельных пробелов (это как раз то, около чего галочка):
Непунктирные ссылки по теме:
- как понять «тоньше пикселя»,
- почему надо делать тонкое подчёркивание,
- почему тонкое подчёркивание лучше делать через бордер,
- как делать пунктирное и тонкое подчёркивание в Фотошопе (видео);
- галочки для шрифтов.
Как подчеркивать части речи
Подчеркнуть части речи в предложении не так сложно. Хоть их не мало, это очень простая процедура. Нужно просто изучить пару правил, и дело сделано!Вам понадобится
Начнем с изучения всех членов предложения. Есть главные — это подлежащее и сказуемое. А также есть второстепенные — определение, обстоятельство и дополнение.
Подлежащее — это чаще всего существительное, оно отвечает на вопросы «кто?», «что?». Подчеркивается одной прямой линией. Сказуемое — это глагол, отвечает на вопрос «что делает?». Подчеркивается двумя прямыми линиями. Дополнение отвечает на вопросы «чего?», «кого?», «чему?», «кому?», «чем?», «кем?, «с чем?», «с кем?». И подчеркивается пунктиром. Определение — это чаще всего прилагательное, отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Подчеркивается волнистой линией. Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «чей?». Подчеркивается точкой и пунктиром.
Правила подчеркивания частей речи в предложении
В процессе синтаксического разбора предложения каждое слово в нем подчеркивается определенным образом – одинарной или двойной чертой, волнистой линией или пунктиром. Тип подчеркивания определяется в зависимости от синтаксической роли слова, которую нужно выявить в ходе анализа предложения.
Казалось бы, к чему такие сложности? Не проще ли выучить, как нужно подчеркивать каждую из частей речи, и следовать этой инструкции? Увы, нет. Понимание, к какой морфологической группе относится слово, не дает однозначного ответа о его синтаксической роли в предложении.
Что это такое?
Часть речи – это название для группы слов, имеющих ряд общих признаков. Для отнесения слова к какой либо из этих групп анализируют его морфологию, семантику, способность к изменению, способ, которым слово было образовано и только в последнюю очередь – возможные для него роли в предложении и допустимые связи с другими элементами синтаксической конструкции.
В нашем языке существует несколько вариантов распределения слов по частям речи (морфологическим группам). В зависимости от способа классификации, выделяют от 4 до 15 разных групп.
Например, часть лингвистов выделяют причастия и деепричастия в отдельные морфологические категории. Другие же считают эти слова не отдельными частями речи, а одной из разновидностей глаголов. Сходные ситуации наблюдаются и в отношении остальных морфологических групп.
В школьной программе изучают традиционную классификацию слов, в которую входит 12-13 частей речи. Это известные всем:
- имена существительные – Кто? Что?;
- имена прилагательные – Какой? Каков?;
- имена числительные – Который? Сколько?;
- местоимения – Кто? Что?;
- глаголы – Что делает? Что сделал?;
- причастия (Какой?) и деепричастия (Что делая? Что сделав?);
- предлоги;
- союзы;
- наречия – Где? Когда? Откуда? Куда? Зачем? Почему?;
- частицы;
- междометия.
В зависимости от образовательной программы в список могут входить также слова категории состояния, модальные слова, звукоподражания.
В процессе синтаксического разбора предложения необходимо определить, к какой части речи относится каждое из присутствующих в нем слов. Обычно это делают по упрощенному алгоритму – выяснив, на какой вопрос отвечает слово. Но иногда этой информации бывает недостаточно. Тогда анализируют лексическое значения слова и его семантику.
Поняв, к какой из морфологических групп относится слово, можно сократить возможный для него список синтаксических ролей.
Что такое синтаксическая роль?
Каждое слово в предложении имеет определенный смысл и в соответствии с ним взаимодействует с другими словами. В соответствии с принципом этого взаимодействия, слово принимает на себя определенную синтаксическую роль, то есть, становится каким-то членом предложения. В лингвистике выделяют два типа синтаксических ролей:
- главные (подлежащее и сказуемое) – несущие в себе основной смысл высказывания;
- второстепенные (определение, обстоятельство и дополнение) – поясняющие обстоятельства и подробности описываемых действий.
Предложения без второстепенных членов существуют, но являются сухими, малоинформативными и часто неинтересными читателю или слушателю.
Классификацию слов в предложении по синтаксическим ролям придумали не зря. Все фразы в нашем языке строятся по определенным законам, учитывающим взаимодействие между словами. Их несоблюдение приведет к тому, что вместо информативного предложения читатель получит бессвязный набор слов, смысл которого не поймет вовсе, либо поймет искаженно.
Похожая статья Определение и характеристика слов категории состояния
Чтобы строить предложения грамотно, необходимо понимать, из каких частей оно состоит, и в каком порядке его элементы должны следовать друг за другом.
Как видно из таблицы, роль слова в предложении отчасти определяется его морфологической принадлежностью. Например, сказуемое связано с действием, выполняемым или претерпеваемым объектом повествования, поэтому в данной роли чаще всего выступают глаголы.
Определение связано с признаками предметов, соответственно, зачастую эту роль берут на себя прилагательные. Но практически любое слово может принимать несколько синтаксических ролей, в зависимости от смысла предложения. Например.
- «Мой мяч улетел за забор». Здесь слово «мой» описывает характеристику мяча, выступая в роли определения.
- «Брошенный чемодан — мой». В этом предложении слово «мой» обозначает, чем является предмет, то есть, выступает в роли сказуемого.
Кроме того, иногда членом предложения может выступать не слово, а словосочетание, в которое входят представители разных частей речи. Поэтому информацию о морфологической принадлежности можно применять при разборе предложения только как вспомогательную.
Как подчеркиваются члены предложения?
В процессе анализа предложения над каждым входящим в него словом подписывают, каким членом этого предложения оно является. Дополнительно, для более удобного восприятия информации, слова подчеркивают определенным образом, в зависимости от их синтаксической роли.
Существуют следующие типы подчеркивания:
- одна сплошная черта – подлежащее;
- две параллельные горизонтальные сплошные черты – сказуемое;
- волнистая линия – определение;
- штрихпунктирная линия (точка-тире-точка) – обстоятельство;
- пунктирная линия (тире-тире-тире) – дополнение.
Если несколько слов в предложении составляют неделимую синтаксическую группу, то есть, выступают в качестве одного его члена, они все подчеркиваются непрерывной линией в соответствии со своей ролью. Если же слово не имеет никакой синтаксической принадлежности, как, например, служебные части речи, оно не подчеркивается вовсе.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи?
У каждой части речи есть определенный перечень доступных ей синтаксических ролей. Их стоит знать, чтобы при разборе предложения сразу откинуть для каждого слова заведомо неподходящие варианты.
Подлежащее | Сказуемое | Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
Существительное | + | + | + | + | + |
Прилагательное | + (полное и краткое) | + (полное) | |||
Числительное | + (количественное) | + (порядковое) | |||
Местоимение | + | + | + | + | + |
Глагол | + (инфинитив) | + | + (инфинитив) | +(инфинитив) | + (инфинитив) |
Причастие | + (полное и краткое) | + (полное) | |||
Деепричастие | + | ||||
Наречие | + | ||||
Неделимое словосочетание | + | + | + (причастный оборот) | + | + (деепричастный оборот) |
Как видно из таблицы, практически любая часть речи способна принимать на себя одну из двух и более синтаксических ролей. Имя существительное может являться любым членом предложения, в зависимости от его семантики, как, впрочем, и местоимение.
Однозначно роль определяется только у наречия. Но оно способно составить синтаксически неделимую пару с прилагательным или существительным, и вместе с ними выступить в качестве дополнения или определения.
Заключение
При синтаксическом разборе тип подчеркивания слова определяется не принадлежностью его к какой-либо из частей речи, а ролью в предложении. По морфологической принадлежности невозможно однозначно определить, каким членом предложения станет слово – это определяется контекстом и рядом других факторов.
Для успешного разбора нужно знать, как минимум, типы подчеркиваний членов предложения, перечень частей речи и допустимые синтаксические роли для каждой из них. А дальше – анализировать смысл предложения и связи слов в нем, выяснять морфологическую принадлежность каждого, отсеивать лишние варианты, и уже на основании полного анализа выбирать, какой линией нужно подчеркнуть слово.