Экосистема яндекс что входит
Перейти к содержимому

Экосистема яндекс что входит

  • автор:

Что такое экосистема в интернете на примерах Яндекса, Сбера и Mail ru

Слово «экосистема» является сокращением от «экологическая система». В сфере экологии термин «экосистема» является базовым, основным понятием. Впервые он появился в 1935 году благодаря английскому экологу А. Тенсли.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Экосистема — это взаимосвязь живых организмов и среды их обитания. Примером экосистемы может быть пруд, пустыня, лес, море, тайга и иные. В рамках некоей замкнутой системы все находящиеся там существа получают все, что необходимо для их выживания в этой среде.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Экосистемы человека – такие экологические системы, где непосредственное участие принимает сам человек. Теперь термин «экосистема» становится все более распространенным.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Что значит экосистема в интернете

С появлением компьютеров, смартфонов и всемирной сети появился новый термин –

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

«экосистема в интернете». По сути, он означает интернет в интернете, когда в одном месте пользователь находит и получает практически все, что ему требуется.

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Например, «умный дом», «интернет вещей» являются примерами экосистем в интернете.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Яндекс, Гугл (Google), Сбер, Майл ру, Apple, Microsoft и другие компании создают и развивают собственные экосистемы и достигли значительных успехов в этом направлении. Благодаря таким экосистемам получается, что действия человека, который выходит в интернет, могут находиться в пределах одной компании.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Что такое экосистема Яндекса

что такое экосистема Яндекса

h2 2,0,0,0,0 —>

Допустим, пользователь использует поисковую систему Яндекса или Яндекс.Браузер. В этом случае он может почитать что-то в Дзене, воспользоваться почтой, поискать с помощью поисковика, посмотреть видео на Яндекс.Эфире, воспользоваться платежной системой Яндекса, заказать еду с доставкой и так далее.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Таким образом, строится некая единая система (экосистема), где все сервисы человеку предоставляются исключительно Яндексом и его партнерами.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Экосистема Сбера

экосистема Сбера

h2 3,0,0,0,0 —>

Для пользования сервисами экосистемы Сбер требуется иметь один единственный логин (ID). Для этого, прежде всего, нужно быть клиентом банка Сбер (ранее назывался Сбербанк) с возможностью управления счетами через интернет.

p, blockquote 12,1,0,0,0 —>

Другими словами, необходимо использовать онлайн-банк на своем компьютере или ноутбуке, либо пользоваться мобильным приложением Сбербанка на смартфоне. Тогда тот же логин и пароль, которые пользователь использует для входа в свой онлайн-банк или для своего мобильного банка, подходит для пользования другими сервисами экосистемы Сбер.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

В частности, электронные деньги, которые раньше назывались Яндекс.деньги и принадлежали Яндексу, в 2020 году перешли в собственность Сбера. Новое название электронных денег – Ю Money (читается «юмани» с ударением на букву а). Доступ к ним возможен из экосистемы Сбера. Все ранее заведенные счета действительны, доступ к ним сохранился прежний.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Недавно также запущен облачный диск Сбер Диск. Всем клиентам Сбера бесплатно предоставляется 15 Гб облачного пространства. Экосистема Сбер активно развивается.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Об экосистеме Mail.ru

что такое

h2 4,0,0,0,0 —>

Почта, Одноклассники, ВКонтакте, Облако , Аська (ICQ), Ответы и многие другие сервисы теперь входят в состав экосистемы Mail.ru. Если раньше эти приложения были как бы разрознены, хотя принадлежали одной группе компаний, то теперь это все есть единая экосистема. Так теперь это называется, такая теперь стратегия развития компании Mail.ru.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

p, blockquote 18,0,0,1,0 —>

Итоги

Офлайновые и онлайновые многочисленные сервисы и продукты постепенно сливаются, объединяются, взаимно дополняют друг друга. Простому пользователю интернета пока не очень понятно, в чем особая разница между разрозненными сервисами и целыми экосистемами.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Но раз развитие идет в таком направлении, то усиливается конкуренция между крупными компаниями в офлайне и в интернете. Значит, это кому-то нужно и к чему-то приведет в конечном итоге. Надеемся, что приведет к лучшему, чем теперь.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Видеоформат статьи

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

p, blockquote 23,0,0,0,0 —> p, blockquote 24,0,0,0,1 —>

Российские экосистемы от «Сбера», «Яндекса», МТС и ВК. Что с ними не так и кто выигрывает

На днях случилось одновременно два события, которые хорошо характеризуют происходящее на российском рынке. Для затравки отмечу, что в «Яндексе» решили конвертировать подписку «Яндекс.Плюс» в одно безальтернативное предложение – подписку «Плюс» за 299 рублей. Перед нами реинкарнация «Яндекс.Плюс Мульти», то есть семейной подписки, в которой можно подключить до трех дополнительных человек, а «Кинопоиск» работает на десяти устройствах. Существующие подписчики базового «Плюс» получают за 199 рублей «Мульти», затем их в ноябре переведут на дорогую подписку. Можно будет приобрести подписку на год за 1 990 рублей.

Причины, по которым в «Яндексе» решились на такие изменения, лежат на поверхности: нужно поднять рентабельность «Яндекс.Плюс», эта программа лояльности убыточна, и ситуация не улучшается. В свете грядущего отказа от базовой подписки становится понятным, для чего в «Яндексе» выдавливали своих пользователей на «Мульти», ухудшали условия базовой подписки. В компании таким образом сокращали число тех, кто может возмущаться увеличением стоимости подписки.

09:45, 22 июня

«Яндекс» ухудшает условия «Яндекс.Плюс» в базовой подписке

В «Яндексе» создают боль для своих пользователей, чтобы они платили на 50% больше — новые условия «Яндекс.Плюс». Повышение стоимости всех подписок в 2022 году.

Открытым остается вопрос промопредложений от «Яндекса», за счет которых и увеличивают базу подписчиков «Яндекс.Плюс», многие бесплатно пользуются этой опцией, так как компания создала для этого все условия. И по истечении трехмесячного срока просто подключают подписку снова.

Другое событие, которое совпало по времени и его можно трактовать как ответ на действия «Яндекса», — в МТС снижают стоимость подписки «МТС Premium», она теперь стоит для трех человек не 299 рублей, а 179 рублей.

  • Получается, что в то время как «Яндекс» цену поднимает, в МТС, наоборот, ее снижают. И вот тут возникает смешная ситуация, менеджмент МТС поверил в свою идею фикс о том, что у компании существует экосистема, она востребована у пользователей и далее по списку. А если есть экосистема «Яндекса» за 299 рублей, то можно автоматически выиграть, снизив порог входа в экосистему МТС, не так ли? Подход механистический, но именно он заложен в рассуждения о предоставлении скидок и привлечении людей.

    Неделю использовал смартфон с батареей 10 000 мАч. Какие выводы сделал

    Сегодня на тесте UMIDIGI Power 7 Max. Это смартфон с …

    28 октября

    Субботний кофе №272

    Налейте чашку бодрящего субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Представлены смартфоны серии Xiaomi 14, Qualcomm выпустила свой флагманский процессор, а “Яндекс” обновил карты…

    26 августа

    Тест Livan X3 Pro. Самая дешевая иномарка в России

    На российский автомобильный рынок вышел новый игрок из Поднебесной — Livan. Марка новая не только для нас, но и для родного рынка, так как появилась она лишь в 2022 году…

    21 сентября

    Магия Кабеля, или медь по цене платины

    В сфере Hi-Fi и особенно в его «подразделении» Hi-End очень много всяких баек…

    И вот тут мы приходим к рассуждению о том, что такое экосистема и насколько какая-либо компания в России близка к ее созданию. Выписывать откуда-то определение экосистемы не считаю нужным, для меня это объединение разных продуктов одной компании в единое предложение, которым удобно пользоваться. То есть компания знает обо мне что-то, а дальше я пользуюсь теми продуктами, которые мне нужны. Лучше всего к моему пониманию экосистемы в России приблизился «Яндекс» — у компании есть такси, различные онлайн-сервисы и поиск плюс «Яндекс.Маркет», где можно купить товары, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Драйв» и, помимо этого, прокат самокатов. Никто не заставляет вас пользоваться всеми сервисами компании, например, для меня основное — это такси, использую «Яндекс.Диск», а также периодически «Яндекс.Маркет». Почти не пользуюсь «Лавкой» или доставкой готовой еды. Все остальные сервисы мне, как правило, неинтересны.

    Большой плюс «Яндекса» в том, что баллы от него сквозные, вы можете их накопить или потратить практически в каждом из сервисов компании. За скобками оставлю, сколько баллов и за что начисляется, в контексте нашей истории это совершенно неважно. Важно тут то, что мы получаем удобный инструмент. Но сказать, что экосистема «Яндекса» закрывает все мои потребности в жизни, цифровой или реальной, невозможно. Более того, за исключением такси, где «Яндекс» де-факто монополист, у меня нет преимущественного выбора продуктов этой компании. Самокаты беру от Whoosh, доставка еды дешевле напрямую от ресторанов, у меня есть выбор везде, где «Яндекс» не стал монополистом. При этом «Яндекс» не является мобильным оператором, не может закрыть эту базовую потребность любого современного человека. Равно как и ни одна компания не может охватить все потребности человека, можно смело считать это утопией. Всегда за скобками будут оставаться сервисы, которые нам нужны и полезны. Тот же «Яндекс.Маркет» — одна из нескольких площадок, где я смотрю цены на товары, зачастую покупаю напрямую в магазинах, так как там тот же товар заметно дешевле.

    Мое глубокое убеждение заключается в том, что все компании, создающие экосистемы, выстраивают химеру, нечто невозможное в реальной жизни. Тут много красивых маркетинговых слов, много витиеватых рассуждений, но если поскрести до самой сути, окажется, что за красивой картинкой пустота. Человеку не нужна подписка «Яндекс.Плюс» либо таковая от какого-то иного сервиса, будь то «Сбер» или кто-то иной. Каждому человеку нужны конкретные услуги и товары плюс разумная цена на них. А экосистема воспринимается как своего рода абонемент на скидку в нескольких местах, что дает вам дополнительные преимущества.

    Больше года назад говорил, что «Сбер» составит для «Яндекса» очень серьезную конкуренцию в построении экосистемы — у банка есть видение, помноженное на неограниченные бюджеты. Жизнь внесла свои поправки, дочки «Сбера» попали под санкции, стали избавляться от ассоциаций со своим родителем. Но сама бизнес-среда стала таковой, что создать подобие экосистемы сложно, если не сказать — невозможно. Поэтому можно смело считать, что на время «Сбер» выбывает из этой гонки.

    Ситуация с ВК, с одной стороны, сравнима со «Сбером», с другой стороны, компания собирает активы, нет единого предложения, которое было бы заметным и интересным. Отсюда то, что мало кто воспринимает ВК как некое подобие экосистемы. И фактически у нас остается два игрока — «Яндекс» и МТС. Рассматривать «Тинькофф» не вижу смысла, там нет никакой экосистемы в привычном понимании, это банк с рядом дополнительных услуг.

    Давайте взглянем на то, насколько сравнимы в числах «экосистемы» МТС и «Яндекса». Во втором квартале у «Яндекс.Плюс» заявлено 13.5 млн подписчиков.

    В МТС во втором квартале отчитались о том, что у них 12.3 млн экосистемных клиентов, то есть тех, кто осознанно пользуется двумя и более продуктами МТС.

    К сожалению, никакой статистики о числе тех, кто купил подписку Premium, не приводится, а ведь именно эти данные можно с натяжкой считать отражением экосистемы МТС. Например, покупка смартфона в розничной сети МТС со скидкой, что начисляется в виде баллов на счет телефона любого оператора, это две услуги! Согласитесь, что расчеты несколько удивительны: одна покупка трансформирует человека даже без SIM-карты МТС в клиента двух сервисов компании. Жонглирование цифрами, чтобы придать им весомости, старая добрая игра. Но тут она точно лишняя.

    Среднее количество продуктов, используемых одним клиентом, даже при таком причесывании реальности составляет во втором квартале 1.53. И это очень мало! Про подписку молчим, так как ничего не знаем о ней и о цифрах.

    Яндекс.Эксперименты. Как поисковик превратился в экосистему и что это такое

    Фото Семена Каца для Forbes

    24 мая 2011 года сооснователь российского поисковика «Яндекс» Аркадий Волож покинул здание биржи NASDAQ на Times Square в Нью-Йорке долларовым миллиардером. Размещение акций компании, которую он с Ильей Сегаловичем создавал почти 20 лет, прошло по верхней границе ценового диапазона. Инвесторы были в восторге от их детища: в ходе IPO его оценили в $8 млрд. В первый же день торгов акции подорожали на 55%. «Яндекс» и его владельцы привлекли $1,3 млрд — это был второй после IPO Google результат для интернет-компаний.

    Самый популярный поисковик России (на него приходилось 64% запросов россиян в интернете) зарабатывал на рынке интернет-рекламы. В 2010 году его объем составил 27 млрд рублей, а в 2017-м — уже 166,3 млрд рублей. Но вот уже несколько лет интернет-рекламы для развития компании недостаточно. «Яндекс» стал уступать Google долю в российском поиске. «Ту компанию, которая провела IPO, построило мое поколение менеджмента — «старички», которым уже под 50 лет, — рассуждает в интервью Forbes 54-летний создатель «Яндекса». — И они уже свое большое дело в жизни сделали и свое заработали. Следующее поколение менеджеров должно двигать компанию дальше». После IPO среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера.

    Каким Волож видит «Яндекс» следующего поколения? Это уже, конечно, не только и не столько поисковик, а скорее экосистема, где вырастают новые сервисы и бизнесы, которые начинают подпитывать весь этот организм не только финансово, но и технологически. На первый взгляд, Google делает то же самое. Однако 41-летний директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин такое сравнение с ходу отвергает: «Мы все время объясняем инвесторам, что мы не Google of Russia, а Кремниевая долина или даже все Западное побережье. «Яндекс» — это такая агломерация Amazon, Google, Uber. У Google есть поиск, но нет ретейла и такси. У нас нет YouTube, но есть «Такси», «Музыка», «Авто.ру» и т. д.».

    Волож уверен, что без трансформации компания застряла бы, стагнировала и ничего бы не стоила. Конечно, он преувеличивает. «Яндекс» по-прежнему зарабатывает на своей изначальной рекламной модели: 84 млрд из 94,1 млрд рублей выручки компании в 2017 году принес поиск. Но новые сервисы, такие как классифайды и такси, растут со скоростью 60% и даже 111% в год (соответственно). На NASDAQ «Яндекс» стоит $11 млрд, и примерно треть этой капитализации, по оценке Воложа, уже приходится на «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет» и др. Менеджеры этих сервисов и новых экспериментов «Яндекса» отлично мотивированы и готовы работать круглосуточно. Forbes выяснял, как Волож выращивает новое поколение миллионеров «Яндекса».

    Взаимное обогащение

    Экосистема «Яндекса» в понимании Воложа — это что-то вроде платформы для полета на Марс, но не с Земли, а уже с орбиты. Для разработки современных сервисов нужна серьезная инфраструктура — огромные дата-центры, куча машин и сотрудники. Если сервис делают не пять, а 50 или тем более 500 человек, нужно средство разработки, которое позволяет им каждый день скоординировано разрабатывать один софт. У «Яндекса» есть такие возможности.

    Инфраструктуру новых проектов не нужно разрабатывать с нуля: когда запускается очередной сервис, все имеющиеся в компании технологии находятся в распоряжении внутреннего стартапа. Например, когда сервису «Яндекс.Дзен» понадобилась система рекомендаций, движок и весь machine learning взяли у «Яндекс.Музыки». Каршеринг «Драйв» пользуется картами «Яндекса», а голосовой помощник «Алиса» легко встраивается в навигатор, поисковое приложение и браузер. Эта технологическая платформа значительно лучше Open Source, уверяет Волож. «Есть и другие компоненты экосистемы, которые мы распространяем внутри всех этих компаний: бренд, бэк-офис, рекламная сеть», — рассказывает операционный директор компании Грег Абовский.

    В самом начале в стартапе работает пара десятков человек, и им не нужно нанимать юристов или бухгалтеров, у них есть бухгалтерия и юридический отдел «Яндекса». Или, например, стартапу надо за два месяца нанять 50 человек. HR «Яндекса», который, по словам Воложа, способен набирать по нескольку тысяч сотрудников в год, им в этом поможет. Благодаря единому логину стартапу не нужно уговаривать 10 млн человек регистрировать у себя кредитную карту, люди уже привязали свои карты к логину на «Яндексе», когда ездили на «Такси», покупали билеты на «Афише» или фотоаппарат на «Маркете». У «Яндекса» есть трафик, и он может рекламировать новый сервис на своих ресурсах. И, конечно, у него есть узнаваемый бренд. Когда «Яндекс» что-то запускает, это привлекает внимание.

    «Нашим внутренним стартапам начинать в экосистеме чуть легче, чем совсем с нуля, — резюмирует Волож — Они взлетают с довольно высокой платформы, с ненулевого уровня». Парахин даже говорит, что многие компании готовы с «Яндексом» что-нибудь сделать вместе — хоть «яичницу пожарить», потому что «вероятность успеха сильно выше».

    Но главным бизнесом «Яндекса» всегда был поиск, хотя некоторые из идей, которые кипят в «бульоне» экосистемы, можно было бы превратить в большую самостоятельную компанию. «Вопрос, который перед нами стоял, звучал так: как создать условия, которые позволят этим идеям превратиться в большие бизнесы? — вспоминает Абовский. — Варианты: мы недостаточно быстро бежим, даем недостаточно ресурсов этим командам, мы не привязываем мотивацию этих людей к успехам в их конкретном бизнесе, начинании, проекте и т. д.».

    Для начала нужно было классифицировать существующие проекты внутри «Яндекса». Были бизнесы, которые явно отличались от поиска, — «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси», «Медиасервисы» и «Вертикали» (классифайды). На обсуждение новой структуры у совета директоров ушел год: что делать с людьми, с зарплатами, с переходом сотрудников из одной команды в другую? «Большой вопрос касался программы мотивации людей. Когда и что им выделяется? Это опционы? Это акции? Когда они могут их превратить в деньги, по какой механике?» — рассказывает Абовский.

    «И когда в «Яндексе» появились первые бизнес-юниты со своими руководителями, мы стали наблюдать за этим и подумали: хорошо бы не только растить бизнес-юниты, но и увеличивать их количество», — рассказывает директор по управлению персоналом «Яндекса» Елена Бунина. Компания всегда запускала множество разных сервисов, объясняет Волож: «Что-то из этого прорастало. Но много сервисов и закрыто, их уже никто и не помнит. Помнят только то, что выжило. У нас всегда была такая система: получилось — докидываем ресурсов, растем, не получилось — закрываем». Но сейчас в «Яндексе» это узаконили и поставили на поток через систему экспериментов.

    Внутренние стартапы

    О новой системе экспериментов руководители «Яндекса» рассказали сотрудникам на большом собрании. В изложении Воложа и Буниной она выглядит так. У какого-то человека внутри «Яндекса» или даже снаружи появляется идея, и ему удается заразить ею соседа по офису или коллегу в столовой. В свободное время они делают прототип. Дальше, когда видно, что из прототипа появляется что-то интересное, можно прийти в комитет по экспериментам с «горящими глазами» и «заявить эксперимент».

    Его оценивает «группа из четырех товарищей». Если двое голосуют за, человек становится на «конвейер эксперимента» длиной в два года. Теперь это основная работа экспериментатора. Он получает команду, маленький бюджет, необходимые ресурсы, серверы и т. д. Через полгода проходит review эксперимента, и опять двух голосов достаточно для продолжения. В первый год, как правило, ничего не поймешь, отмечает Бунина, «остается только поверить этим горящим глазам».

    Еще через полгода следующее review, и для продолжения уже нужно три голоса. Еще полгода — снова три голоса. Такие «экзамены» проводятся до четырех раз. В результате стартапер должен показать, что у него есть бизнес-модель. По истечении двух лет эксперимент либо закрывают, потому что он никуда не годится, либо продолжают в виде сервиса для готового бизнеса или как отдельный бизнес. Множество экспериментов в конце концов закрыли, рассказывает Волож. Сейчас у компании десяток-полтора разных экспериментов. Чуть ли не каждую неделю какой-то рассматривается.

    Практически идеальный эксперимент был с «Драйвом» — новым каршеринговым сервисом «Яндекса», рассказывает Абовский. Однажды менеджер по продукту «Яндекс.Карты» Антон Рязанов загорелся идеей создать каршеринг, потому что сам им пользовался. В свободное от работы время со своими знакомыми, коллегами из «Карт» этот «талантливый и амбициозный парень» занялся изучением рынка. «Поговорил, кажется, с миллионом людей, чтобы все это собрать. Построил бизнес-модель, создал презентацию и пришел ко мне, Аркадию, Саше Шульгину. За мои 5,5 лет в «Яндексе» это была одна из самых лучших, глубоко проработанных, структурированных презентаций», — восхищается Абовский.

    Чем он их подкупил? Рязанов пообещал обеспечить доступность автомобилей для пользователей в пяти минутах ходьбы. Кроме того, он сказал, что в каждой машине будет стоять «Яндекс.Авто» — платформа для автомобилей, которая дает доступ к голосовому управлению, навигатору, картам, погоде, музыке и т. д. «Когда они это излагали, это казалось абсолютной магией, — улыбается Абовский. — В ближайшее время все будет выглядеть так: ты находишь машину в пяти минутах ходьбы от тебя или даже менее. Ты ее можешь зарезервировать, открыть, прогреть — все из своего смартфона. Когда ты сел в машину, она может тебя поприветствовать. В навигатор загружены все твои точки («дом — работа»). Подгружается твоя «Яндекс.Музыка» — твои плей-листы или «Яндекс.Радио». Ты садишься и едешь».

    Первая презентация была осенью 2017 года, в декабре запустили внутреннюю бета-версию для сотрудников «Яндекса», а в феврале «выкатили» ее на пользователей. Дальше у «Драйва», кроме закрытия, есть два пути — стать отдельным бизнесом или присоединиться к уже существующему сервису, например, «Такси». «Посмотрим, как будет развиваться, и решим. Пока результаты, конечно, очень бодрят, — доволен Абовский. — Ребята действительно работают день и ночь. Это не наш цифровой бизнес, где можно сидеть где-то в «облаках» и торговать трафиком. Это работа «в полях»: аварии, штрафы, угоны, заправки».

    Рассказ Абовского о «Яндекс.Драйве» и есть экосистема «Яндекса» в действии: все это можно сделать, если ты в ней. Когда запускали «Яндекс.Такси», такой системы встроенных экспериментов еще не было, вспоминает Волож. «Выжил бы он [при системе экспериментов] или нет, неизвестно», — смеется он. Но сейчас в экосистеме «Яндекса» это первый сервис, выделившийся в отдельную компанию, и самый быстрорастущий из всех бизнесов холдинга.

    Путь к независимости

    «Яндекс.Такси» де-юре и де-факто придумал Лев Волож, сын Аркадия. Он пришел с этой идеей в конце 2010-го или в начале 2011 года к Тиграну Худавердяну, который тогда руководил в «Яндексе» созданием мобильных и десктопных приложений, и тому презентация понравилась.

    При этом ради справедливости нужно заметить, рассказывает 36-летний Худавердян, который теперь возглавляет «Яндекс.Такси», что вообще об этой идее много говорили другие менеджеры «Яндекса». В том или ином виде она витала в воздухе еще в начале нулевых и даже обсуждалась, но тогда еще невозможно было представить, как оцифровать всех водителей: не было такого проникновения смартфонов, распространения GPS и интернета — люди просто поднимали руку на улице и ловили машину.

    Худавердян вспоминает, как на одной из встреч по «Такси» обсуждали, что делать, если водитель застрелит пассажира. «Такого не было еще ни разу, но страх был сильный, и это казалось реалистичным», — вспоминает он. Поэтому первоначально подход к сервису был бутиковый, и связано это было именно с безопасностью, ведь «нужно было придумать хоть какой-нибудь способ защитить людей»: договаривались с таксопарками, которыми сами пользовались, перенаправляли им вызовы. Но потом поняли, что «ни название диспетчерской службы, ни название таксопарка не отражает качество и безопасность». О существовании Uber и других будущих конкурентов узнали уже в процессе обдумывания идеи. Правда, тогда Uber был сфокусирован исключительно на лимузин-сервисе в Сан-Франциско.

    Проект шел тяжело. «Такси» стал первым сервисом «Яндекса», который хоть как-то соприкасался с реальным миром, обремененным «шлейфом разных историй, в том числе криминальных». Первая версия приложения была плохого качества: часто водители не приезжали, заказы пропадали. И тогда кто-то из менеджеров «Яндекса» предложил закрыть проект — пусть лучше команда займется чем-то более полезным. «В нашей корпоративной культуре привычно в чем-то сомневаться, нет «священных коров». Периодически мы задаем себе вопрос: а нужно ли этим вообще заниматься?» — рассказывает Абовский.

    Постоянная рефлексия — это хорошо, согласен Худавердян, но тогда он предложил дать проекту еще полгода. А осенью 2014 года решили отправить его в самостоятельное плавание, и началась постепенная трансформация обычного отдела внутри «Яндекса» в отдельную компанию. Как это произошло? По словам гендиректора компании, в работе, как и в жизни, очень много держится на игре, на каких-то моделях. «Создаются какие-то правила: выключается свет, все надеваем что-то и теперь так бежим. Это делает работу более интересной и мотивирует команду, — рассказывает Худавердян. — И в какой-то момент Саша Шульгин и Грег Абовский догадались, что надо придумать правила игры и дать возможность команде поиграть в эту игру. Чтобы придать ускорение, нужно создать какие-то спецусловия».

    Что это за условия? Топ-менеджеры компании становятся совладельцами того бизнеса, которым они занимаются: они должны вложить в проект собственные деньги, но взамен получают опционы, рассказывает Волож. По словам Абовского, получив самостоятельность и вложив собственные деньги, менеджеры «Такси» начали бежать намного быстрее, стали более ориентированы на пользователей.

    «Яндекс.Такси» начал серьезно работать над самим приложением, качеством поддержки. Сразу после запуска доходило до смешного: например, не было оплаты картой. «Почему? Людям, наверное, это не надо. А почему им не надо? Кто так решил? В какой-то момент, конечно, ввели оплату картой, и полетело, — вспоминает Абовский. — Или, скажем, другой пример: у нас раньше нельзя было заказать такси на сейчас — только минимум через 15 минут. Почему? А если я хочу машину прямо сейчас?»

    Потом начали агрессивно снижать цену. Минималка составляла 299 рублей, и это делало такси в Москве дороже такси в Нью-Йорке или Лондоне, хотя средняя заработная плата россиян ниже, чем американцев. И тогда в «Яндексе» начали задаваться вопросом: а почему, собственно, дороже? «И в какой-то момент пришло озарение, — говорит Абовский. — В принципе водителю не особенно важно, сколько он зарабатывает за каждую конкретную поездку. Ему важнее, сколько он заработает за день (за смену). Отлично! Если снизить цену на 60%, то, конечно, появится больше спроса, а для водителя ничего не изменится». Водители считают иначе, с 2014 года они критикуют тарифную политику агрегатора и периодически проводят забастовки, отказываясь выходить на линии. В 2016 году водители пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву, что «Яндекс.Такси» навязывает им «монопольно низкие цены». Пассажиров же волнует не только тариф, но и безопасность, а обеспечить ее круглосуточно работающий водитель не в состоянии.

    Подстегивала и конкуренция с Uber, который отказался от первоначальной модели лимузин-сервиса и ворвался на российский рынок. В 2016-м и первой половине 2017 года многие не верили, что «Яндекс» может хоть как-то конкурировать с Uber. Считали, что Uber — это непобедимая глыба, которая снесет все на своем пути, и ничего от «Яндекс.Такси» не останется. «Нам удалось доказать обратное. Но это требовало огромных усилий», — признает Абовский.

    Летом 2017 года Uber и «Яндекс. Такси» объединили свои бизнесы и сервисы в России и еще нескольких странах СНГ. Сегодня у объединенной компании около $400 млн на счетах и свой совет директоров, в который входят представители «Яндекса» и Uber. Менеджмент хочет тратить деньги на разработку технологий для беспилотных машин. Контроль остался у «Яндекса», Uber принадлежит 36,9%.

    Еще несколько сервисов «Яндекса» работают при участии партнеров. В «Яндекс.Маркете» со Сбербанком — по 45%, оставшиеся 10% зарезервированы на опционный фонд для менеджмента. Сбербанк вложил в проект 30 млрд рублей. Как и у «Такси», у «Яндекс.Маркета» своя отчетность и счета. Партнерство со Сбербанком поможет в продвижении, в повышении доверия к сервису и в платежах, считает Абовский. Есть шансы стать самостоятельным и у «Яндекс.Дзена», с 350 млн рублей выручки ежемесячно и ростом на 100% в год.

    Дорога к миллионам

    «Игра с выделением в отдельную компанию дала ощущение свободы, — рассуждает Худавердян. — Свобода, если есть предпринимательский дух, выражается отчасти в пиратстве — в хорошем смысле слова: теперь у нас свое государство, свой остров, там будем сеять свою картошку. Я считаю важным, чтобы в компании дух такого пиратства сохранялся». Возможность попробовать себя в качестве бизнесмена, не увольняясь из компании, стала для него самого одним из аргументов в пользу того, чтобы заняться «Яндекс.Такси».

    Но, конечно, независимость и свобода — понятия относительные, уточняет Худавердян. Например, «Яндекс. Такси» пользуется офисом головной компании на ул. Льва Толстого, который обслуживается отдельным департаментом. За возможность не отвлекаться на закупку кофе и обустройство офиса, за пользование технологиями и инфраструктурой «Яндекса» «Такси», как и другие бизнес-юниты, платит фиксированный роялти (его размер собеседники Forbes не раскрывают). «Между «Яндексом» и «Яндекс.Такси» есть коммерческие взаимоотношения», — говорит Худавердян.

    Есть и еще одно условие независимо от уровня самостоятельности, формы собственности и состава участников: все бизнесы должны остаться в экосистеме «Яндекса». «И это первое, что мы прописываем, когда делаем совместное предприятие, — объясняет Волож. — Мы помогаем им и раскручиваем всей своей экосистемой, но то, что построится в результате, должно помогать всему остальному». Почему менеджеры разных проектов не конкурируют, а помогают друг другу?

    Система мотивации в «Яндексе» устроена так, что у менеджмента есть заинтересованность в продукте в целом, рассказывает создатель «Яндекса». Стоимость каждого бизнес-юнита можно посчитать с учетом его места в экосистеме, и тогда менеджеры получат дополнительную компенсацию в виде виртуальных акций своего бизнеса. «Когда мы всю эту систему придумали, — рассказывает Абовский, — мы договорились, что будем с регулярностью проводить внешнюю оценку этого бизнеса. Ведь мы хотели сделать долгосрочную систему мотивации — не для того, чтобы человек поработал полгода, получил свои деньги и свалил, а чтобы он посвятил этому делу много-много лет».

    Человек должен проработать 6,5 лет, чтобы полностью реализовать свой пакет. Есть также определенные «окна», в которые он может предложить акции на выкуп самому «Яндексу» по независимой оценке. Но Воложу больше нравится, когда менеджеры конвертируют свои виртуальные акции в реальные акции головной компании: «Мы хотим, чтобы люди, которые развивают эти отдельные компании, эксперименты, бизнес-юниты, были отдельными, независимыми, с собственной инициативой, но помнили о базе. Чтобы они брали из экосистемы, но и возвращали в экосистему». Парахин это подтверждает: «Мне, как владельцу акций «Яндекса», успех Тиграна настолько же выгоден, как и успех «Авто.ру».

    • Смещение образа. О чем говорит визит президента Владимира Путина в «Яндекс»
    • От слов к делу: Давид Ян вошел в рейтинг Forbes
    • Случайное знакомство: как создатель «Мамбы» попал в список Forbes

    СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕННОСТНОЙ ЭФФЕКТ ОТ ПОДПИСКИ НА СЕРВИСЫ ВНУТРИ ЭКОСИСТЕМЫ ЯНДЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

    В статье рассмотрены вопросы создания и развития бизнес-экосистем на российском рынке. Автором проанализировано понятие « экосистема » применительно к бизнесу, описаны основные пути формирования первых появившихся на российском рынке экосистем. Проведен обзор и анализ присоединения сервисов к экосистеме Яндекса , даны краткие характеристики ее ключевых сервисов. Выделены два основных для пользователя элемента любой экосистемы, в том числе для Яндекса : подписка и единый идентификатор пользователя. Описано их влияние на потребительское поведение и синергетический ценностный эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса для ее пользователей. Выделен наиболее эффективный способ привлечения пользователей в программы лояльности экосистемы — доставка продуктов — и показаны его преимущества. Поднят вопрос построения новой экосистемы в бизнесе, сравнимой по масштабу с Яндексом , и привлечения в нее достаточного количества пользователей. Для этого бизнес должен разработать и предложить пользователю уникальный сервис или уникальные условия, отличные от тех, что уже имеются сейчас. Даны рекомендации предпринимателям и прогнозы по дальнейшему развитию экосистем в России.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмаева Л. Г.

    ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПЛАТФОРМЕННЫХ КОМПАНИЙ
    ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ: МИРОВАЯ ПРАКТИКА
    ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ
    БАНКОВСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
    МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА: ОТ ДИЗАЙНА ПРОДУКТА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛАТФОРМ
    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    SYNERGIC VALUE EFFECT FROM SUBSCRIPTION TO SERVICES WITHIN THE YANDEX ECOSYSTEM

    This article examines the creation and development of ecosystems in business in the Russian market. The author analyses the concept of “ecosystem” as it applies to business and describes the main ways in which the first ecosystems to emerge in the Russian market have been formed. The review and analysis of service accession to the Yandex ecosystem is carried out, and brief characteristics of its key services are given. Two main elements of any ecosystem, including Yandex, are highlighted for the user: subscription and a single user identifier (ID). Their impact on consumer behaviour and the synergistic value effect of subscriptions to services within the Yandex ecosystem for its users is described. The most effective way of attracting users to ecosystem loyalty programmes — product delivery — is highlighted and its advantages are shown. The issue of building a new ecosystem in business, comparable in scale to Yandex, is raised, and attract enough users. For this, businesses must develop and offer a unique service to the user or a unique experience different from what is currently available. Recommendations for entrepreneurs and forecasts for the further development of ecosystems in Russia are given.

    Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕННОСТНОЙ ЭФФЕКТ ОТ ПОДПИСКИ НА СЕРВИСЫ ВНУТРИ ЭКОСИСТЕМЫ ЯНДЕКСА»

    СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

    УКД 004.934 JEL M37 DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-65-73

    Синергетическии ценностной эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса

    Ахмаева Людмила Геннадьевна

    Канд. экон. наук, ст. преп. каф. рекламы и связей с общественностью ORCID: 0000-0002-7867-2590, e-mail: LG_Ahmaeva@guu.ru

    Государственный университет управления, г. Москва, Россия

    В статье рассмотрены вопросы создания и развития бизнес-экосистем на российском рынке. Автором проанализировано понятие «экосистема» применительно к бизнесу, описаны основные пути формирования первых появившихся на российском рынке экосистем. Проведен обзор и анализ присоединения сервисов к экосистеме Яндекса, даны краткие характеристики ее ключевых сервисов. Выделены два основных для пользователя элемента любой экосистемы, в том числе для Яндекса: подписка и единый идентификатор пользователя. Описано их влияние на потребительское поведение и синергетический ценностный эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса для ее пользователей. Выделен наиболее эффективный способ привлечения пользователей в программы лояльности экосистемы — доставка продуктов — и показаны его преимущества. Поднят вопрос построения новой экосистемы в бизнесе, сравнимой по масштабу с Яндексом, и привлечения в нее достаточного количества пользователей. Для этого бизнес должен разработать и предложить пользователю уникальный сервис или уникальные условия, отличные от тех, что уже имеются сейчас. Даны рекомендации предпринимателям и прогнозы по дальнейшему развитию экосистем в России.

    Экосистема, бизнес-экосистема, Яндекс, сервисы экосистемы, мультисервисная подписка, единый идентификатор пользователя, пользователь экосистемы

    Для цитирования: Ахмаева Л.Г. Синергетический ценностной эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса//Вестник университета. 2022. № 6. С. 65—73.

    © Ахмаева Л.Г., 2022.

    Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

    STRATEGIES AND INNOVATIONS

    Synergic value effect from subscription to services within the Yandex ecosystem

    Liudmila G. Akhmaeva

    Cand. Sci. (Econ.), Senior Lecturer at the Advertising and Public Relations Department ORCID: 0000-0002-7867-2590, e-mail: LG_Ahmaeva@guu.ru

    State University of Management, Moscow, Russia

    This article examines the creation and development of ecosystems in business in the Russian market. The author analyses the concept of «ecosystem» as it applies to business and describes the main ways in which the first ecosystems to emerge in the Russian market have been formed. The review and analysis of service accession to the Yandex ecosystem is carried out, and brief characteristics of its key services are given. Two main elements of any ecosystem, including Yandex, are highlighted for the user: subscription and a single user identifier (ID). Their impact on consumer behaviour and the synergistic value effect of subscriptions to services within the Yandex ecosystem for its users is described. The most effective way of attracting users to ecosystem loyalty programmes — product delivery — is highlighted and its advantages are shown. The issue of building a new ecosystem in business, comparable in scale to Yandex, is raised, and attract enough users. For this, businesses must develop and offer a unique service to the user or a unique experience different from what is currently available. Recommendations for entrepreneurs and forecasts for the further development of ecosystems in Russia are given.

    Ecosystem, business ecosystem, Yandex, ecosystem services, multiservice subscription, single user identifier, ecosystem user

    For citation: Akhmaeva L.G. (2022) Synergic value effect from subscription to services within the Yandex ecosystem.

    Vestnik universteta. no. 6, pp. 65—73.

    © Akhmaeva L.G., 2022.

    This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

    Впервые термин «экосистема», который впоследствии бизнес позаимствовал из биологии, ввел британский ботаник и эколог Артур Тэнсли в 1935 г. в работе «Правильное и неправильное использование ботанических терминов». Экосистему он определил, как совокупность организмов, обитающих в данном биотопе, которая, по его мнению, является именно системой, с ее составными элементами, единой историей и со способностью к согласованному развитию. Организмы экосистемы взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, соперничают и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним событиям [1].

    По примеру биологического аналога экосистемы бизнес-экосистема — это не случайный набор разноплановых элементов, а их структурированное и постоянно взаимодействующее сообщество. В широком смысле бизнес-экосистема — это отдельные (собственные или партнерские) сервисы со своими доходами и расходами и экономикой, объединенные вокруг одной компании. Их продукты дополняют друг друга и стараются закрыть как можно больше потребностей пользователей своими сервисами.

    В созданной Джеймсом Муром в начале 1990-х гг. концепции стратегического планирования бизнес-экосистем, широко применяющейся в области высоких технологий в наши дни, дано следующее определение бизнес-экосистемы: «экономическое сообщество, состоящее из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц. Экономическое сообщество производит товары и услуги, ценные для потребителя, которые также являются частью экосистемы. В состав экосистемы любого предприятия также входят поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны. Со временем они коэволюционируют свои возможности и роли и стремятся соответствовать направлениям, установленным одной или несколькими компаниями-лидерами. Те компании, которые занимают руководящие роли, могут меняться с течением времени, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, потому что она позволяет членам двигаться к общим видениям, чтобы выровнять свои инвестиции и найти взаимоподдерживающие роли» [2, с. 26].

    Первые появившиеся на российском рынке экосистемы формировались в процессе эволюции собственных, уже существующих и работающих сервисов или интеграции с другими компаниями и включении их сервисов в собственную экосистему. Такой подход позволяет осуществлять контроль над всеми сервисами, входящими в экосистему, но требует значительных ресурсов. Еще один способ развития экосистемы — заключение партнерских соглашений с другими компаниями, что дает возможность оперативно закрыть большее количество потребностей пользователя и одновременно избежать расходов (обычно значительных) на разработку собственных сервисов или покупку других компаний.

    Методологическую основу настоящей статьи составили общенаучные теоретические методы исследования — критический анализ научной литературы, вторичной и первичной эмпирической информации. Тема бизнес-экосистем является новой и на данном этапе недостаточно разработана и раскрыта в научной литературе. Поэтому мы проанализировали в первую очередь данные компании «Яндекс» (далее — Яндекс), как одной из крупнейших экосистем в России, и компаний-партнеров сервисов экосистемы Яндекса, а также данные других экосистем, функционирующих на российском рынке.

    Многие банки (ПАО «Сбербанк» (далее — Сбербанк), АО «Тинькофф Банк» (далее — Тинькофф Банк), ПАО «Банк ВТБ»), компании, работающие в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (Яндекс, VK, МТС, МегаФон), ритейлеры (X5 Retail Group), классифайды (Авито) и маркетплей-сы (Ozon, Wildberries) строят экосистемы вокруг своего основного бизнеса. Компания воспринимается не как отдельная организация, «боевая единица», а как один из команды представителей бизнес-экосистемы, охватывающей множество различных отраслей.

    Экосистемы развиваются в схожих направлениях и создают похожий набор сервисов, несмотря на различия в ключевом бизнесе: все они выстраивают свои сервисы таким образом, чтобы закрыть наибольшее количество насущных повседневных потребностей пользователя. К примеру, все крупнейшие экосистемы присутствуют в трех ключевых для пользователя категориях: доставка еды, медиа и развлечения, транспорт.

    Компания Яндекс стала самой дорогой компанией Рунета в 2020 г. Согласно данным рейтинга Forbes, ее стоимость составила 22 980 млн долл. [3].

    В процессе развития экосистем компании стремятся при помощи своих сервисов удовлетворить в первую очередь наиболее актуальные и частотные запросы своих пользователей. На сегодняшний день в экосистему Яндекса входит около 90 сервисов по самым разным направлениям.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСОВ ЯНДЕКС

    Рассмотрим и выделим основные этапы развития компании Яндекс и формирования ее экосистемы.

    В 1997 г. заработал самый первый поисковый движок компании под названием ««^ndex-Web».

    В 2001 г. появилась первая в российском сегменте Интернета система, позволявшая любой компании или частному лицу самостоятельно и без посредников размещать рекламу на площадках Яндекса. По своей сути, это была первая система контекстной рекламы в России. Она получила название «Ян-декс.Директ» и работает под ним до сих пор.

    В 2005 г. компания запустила рекламную сеть Яндекса (РСЯ), предоставляющую возможность размещать рекламу одновременно на всех сайтах, показывающих объявления «Яндекс.Директ».

    В 2012 г. запущено приложение «Навигатор», содержащее обновляемые карты сотен городов, маршрутизацию с учетом пробок и голосовое сопровождение.

    В 2015 г. запущено мобильное приложение для поиска водителями парковочных мест под названием «Яндекс.Парковка», а также музыкальный сервис «Яндекс.Радио», позволяющий выбирать и слушать музыку различных направлений и стилей. Завершился этап бета-тестирования сервиса «Яндекс.Транспорт», показывающего положение общественного наземного транспорта в режиме реального времени. Начали работу два сервиса для бизнеса: агрегатор логистических служб «Яндекс.Доставка» — доставка товаров из интернет-магазинов и специальный сервис для медиа, представляющий собой автоматическое информационное агентство, транслирующее новости в соответствии с поисковыми интересами пользователей.

    В 2016 г. стартовало мобильное приложение «Яндекс.Здоровье», позволяющее записаться к врачу. Были запущены новые сервисы для бизнеса: «Яндекс.Телефония», при помощи которого стало возможным обрабатывать звонки и сообщения клиентов; «Яндекс.Аудитории», предназначенный для создания разнообразных аудиторных сегментов для показа рекламы. Сервис «Яндекс.Такси» начал обслуживать корпоративных клиентов.

    В 2017 г. Яндекс разработал и создал голосового ассистента, известного сейчас как Алиса. Ассистент помогает людям в ежедневных делах, обращаясь к сервисам Яндекса. К примеру, он может построить маршрут и рассчитать время прибытия на место, рассказать анекдот, поставить будильник, включить кино или музыку. Алиса способна импровизировать и постоянно обучается, так как разработана и создана на основе нейронной сети. Помимо получения полезной информации (время в пути от точки до точки, таймер, погода, словарь и многое другое), с ней можно просто поболтать или поиграть. Алиса обладает собственным характером и чувством юмора. В этом же году Яндекс провел испытания беспилотных автомобилей, способных самостоятельно передвигаться по маршруту, распознавать и объезжать препятствия. Запущено несколько новых сервисов и продуктов для бизнеса, включая платформу «Яндекс.Авто», которая явилась объединяющей платформой сервисов для водителей с возможностью встраивания в мультимедийные системы автомобилей. Появился сервис для совместной работы внутри организации — «Яндекс.Коннект».

    В 2018 г. выпущена умная колонка, оснащенная голосовым ассистентом Алисой, ставшее первым устройством собственной разработки компании под названием «Яндекс.Станция». В рамках запуска беспилотных автомобилей были открыты две тестовые зоны: в Иннополисе и Сколково. Тогда же Яндекс открыл сразу два новых и перспективных сервиса: сервис кратковременной аренды машин — каршеринг «Яндекс.Драйв» и сервис по доставке еды «Яндекс.Еда». «Яндекс.Драйв» позволяет водителям выбрать машины различного класса по гибким ценам, учитывающим предполагаемое время в пути, расстояние и включающее круглосуточную службу поддержки. «Яндекс.Еда» доставляет заказы из ресторанов и кафе в кратчайший срок благодаря технологии распределения заказов между курьерами.

    В этом же году создано совместное предприятие Яндекса и Сбербанка на основе «Яндекс.Маркета», сфокусированное на создании сервисов для электронной торговли. Запущен маркетплейс «Беру», предлагающий к продаже широкий ассортимент товаров: от техники и электроники до стиральных порошков и кормов для животных.

    В 2019 г. заработал сервис экспресс-доставки продуктов и товаров для дома «Лавка», позволяющий получить заказ через 15—30 минут. «Лавка» работает на основе сети локальных складов, откуда курьеры забирают заказы и доставляют их по ближайшим адресам. Сделать заказ можно на сайте eda.yandex.ru, в мобильных приложениях «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Такси». В это же время Яндекс создает разработки для умного дома под управлением голосового ассистента Алисы. Система способна объединить десятки устройств — от ламп освещения и кофеварок до кондиционеров и телевизоров. Алиса может включать свет и чайник, запускать пылесос или другую бытовую технику. Вместе с концепцией умного дома выпущены и собственные умные устройства: пульт управления, розетка и лампочка, подключаемые к Интернету. В этом же году появилась новая умная колонка с Алисой под названием «Станция Мини», позволяющая управлять устройством можно не только голосом, но и с помощью жестов. Выпущен экспериментальный робот для перевозки небольших грузов. Запущено тестирование лидаров (чувствительных сенсоров для беспилотных автомобилей, сканирующих пространство с помощью лазера и создающих трехмерную картину окружения автомобиля) собственной разработки. Робот получил название «Ровер», так как напоминает своим внешним видом луноход.

    В 2020 г. мир столкнулся с пандемией, вызванной коронавирусом COVID-19. После ее начала компания оперативно запустила сервис, показывающий в режиме реального времени, сколько людей соблюдает режим самоизоляции.

    Яндекс интенсивно продолжает развивать сервисы доставки, во многом из-за повысившегося на такого рода услуги из-за локдаунов и самоизоляции спроса. Яндекс запустил услугу «Доставка по клику»: пользователь совершает покупку на «Яндекс.Маркете», затем товар привозят в ближайший к адресу доставки склад, а далее курьер доставляет заказ в удобное покупателю время за 15—20 минут. В «Яндекс. Такси» появилась услуга «доставка небольших посылок», а в «Яндекс.Еде» — даже робот-курьер «Яндекс. Ровер». Он осуществляет доставку еды из ресторанов людям пока только на территории Иннополиса и делового квартала «Белая площадь» в Москве.

    В 2020 г. после завершения сотрудничества со Сбербанком в экосистему Яндекса был возвращен сервис «Маркет», сегодня являющийся одним из первых и старейших сервисов для поиска и сравнения товаров. Он включает в себя маркетплейс и является единой площадкой для выбора и покупки различных товаров. В «Яндекс.Маркете» можно найти все, что угодно — от мебели и одежды до товаров для дома и продуктов [4].

    В ряде сегментов Яндекс является бесспорным лидером. К ним относятся, прежде всего, «Яндекс.Такси» (СП «Яндекса» и Uber) — абсолютный лидер на российском рынке такси. По данным Департамента транспорта Москвы на апрель 2020 г., доля по числу заказов «Яндекс.Такси» составила 63,1 %, а его выручка во II квартале 2021 г. — 28,1 млрд руб. (около 30 % от общей выручки компании). Этот бизнес принес Яндексу более 1 млрд руб. прибыли [5].

    Яндекс интенсивно работает над развитием своего финансового сервиса. В марте 2021 г. был запущен платежный сервис Yandex Pay, позволяющий пользователю совершать покупки онлайн банковской картой, не вводя каждый раз ее данные. Yandex Pay — внутрироссийский механизм облегчения расчетов по картам: пользователю достаточно один раз привязать банковскую карту к своему аккаунту на Яндексе и затем просто оплачивать товары и услуги одним кликом.

    Появление коронавируса и последовавшая за этим пандемия радикальным образом повысили спрос на предоставление услуг бесконтактным (цифровым) образом, а также на онлайн-покупки и услуги по доставке товаров на дом [6; 7].

    Летом 2021 г. Яндекс приобрел банк «Акрополь», который стал работать под новым названием — «Яндекс Банк». Первым анонсированным продуктом банка стала программа кредитования водителей и курьеров, но в дальнейшем Яндекс планирует предложить и другие банковские продукты для различных категорий граждан. Кроме того, для покупателей «Маркета» Яндекс запустил собственный сервис рассрочки под названием «Сплит» и кредитование в партнерстве с Тинькофф Банком [8; 9].

    Ключевыми элементами российской экосистемы Яндекса для пользователя, на наш взгляд, являются следующие: мультисервисная подписка и единый идентификатор пользователя (ID).

    Это следующий шаг в процессе эволюции программ лояльности. Подписка позволяет пользователям закрыть ряд своих потребностей и при этом сэкономить за счет бонусов, скидок, повышенного кэшбе-ка и других привилегий подписки. Она удобна и быстро оформляется. При этом, по данным западных

    исследований, у пользователей может быть несколько подписок на конкурирующие сервисы: например, более 85 % пользователей подписки Walmart+ имеют также подписку на Amazon Prime [10].

    Подписки как таковые не могут генерировать прибыль для компании и часто бывают убыточными, но для экосистемы в целом важнее долгосрочная перспектива подписок: уменьшение привлечения стоимости аудитории к ее сервисам и повышение LTV (от англ. lifetime value — пожизненная ценность — примеч. ред.) пользователей. Для компании важно, чтобы пользователи приобретали как можно больше товаров и услуг именно внутри ее экосистемы. Аудитория Яндекса — это десятки миллионов пользователей поисковой системы.

    Важным для пользователя моментом в оформлении мультисервисной подписки является возможность потребления контента в онлайн-кинотеатрах и на музыкальных сервисах экосистемы бесплатно или со значительной скидкой. Медиасервисы делают подписку привлекательной для пользователя и могут выступать в качестве одного из основных мотивирующих факторов для ее оформления пользователем [11; 12].

    Яндекс первым среди российских экосистем запустил свою подписку для пользователей: в 2018 г. появилась подписка под названием «Яндекс.Плюс». Пользователи, подписанные на «Яндекс.Плюс», получают доступ к онлайн-кинотеатру «Кинопоиск», музыкальной библиотеке «Яндекс.Музыка», а также возможность копить бонусы за использование других сервисов экосистемы Яндекса. Стоит подписка 199 руб./мес. Летом 2021 г. у компании было 9 млн подписчиков и их количество продолжает расти [13].

    Тем не менее, существующие программы лояльности в целом не имеют большого значения для пользователя сервисов экосистемы. На первый план для пользователя выходят удобство и экономия.

    Эффективным способом привлечения пользователей в программы лояльности является доставка продуктов, потому что продукты — наиболее часто заказываемый товар, и если компания лидирует на рынке онлайн-доставки продуктов, она легко сможет мотивировать людей на участие в своей программе лояльности [14]. Для этого нет никакой необходимости объединять все сервисы в одно приложение — достаточно иметь ID для всех сервисов экосистемы.

    Важнейшим элементом мультисервисной подписки является возможность накопления баллов или другого аналога поощрения пользователя, которые потом можно потратить на оплату товаров и услуг внутри экосистемы. Например, пользователь может оплачивать поездки на «Яндекс.Такси», получать часть стоимости баллами «Яндекс.Плюс» и затем оплачивать ими стоимость подписки, по сути, получая таким образом, все ее сервисы бесплатно. Получение баллов визуализирует для пользователя синергети-ческий эффект от приобретения товаров и услуг внутри единой экосистемы. При этом баллами можно оплачивать не только стоимость подписки. Участник экосистемы Яндекса может получать скидки на «Яндекс.Маркете», в «Яндекс.Лавке» и «Яндекс.Еде», оплачивать поездки в сервисе каршеринга и получать тот или иной вариант выгоды практически в каждом из сервисов Яндекса. Этот процесс значительно упрощает второй ключевой элемент, а именно единый идентификатор пользователя.

    ЕДИНЫЙ ИДЕНТИФИКАТОР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

    Этот связующий элемент, по сути, реализация концепции омниканальности для клиентов. ID повышает вовлеченность пользователя в экосистему и позволяет собирать данные о его поведении в сети для применения в продвижении собственных продуктов или в своих рекламных сервисах [15].

    Клиента невозможно вовлечь в экосистему и вынудить пользоваться идентификаторами, если он не увидит в этом дополнительную ценность для себя. Ценность возникает, когда сервисы интегрируются друг с другом, а вся система работает как единое целое, чтобы за одну и ту же сумму денег за счет синергии внутри экосистемы пользователь мог бы получить больше товаров и услуг. А компания, охватив все важные сферы жизни пользователя и привлекая его программой лояльности, получает своего лояльного клиента на долгосрочный период [16; 17]. Бесспорно, для компании важно, чтобы ее пользователь приобретал товары и услуги при помощи ее сервисов. При этом клиент может быть пользователем одновременно нескольких из них, и это будет позитивным знаком для рынка в целом, потому что клиенты получают товар или услугу на выгодных условиях [18].

    На основании сказанного выше, можно предположить, что основная борьба за пользователя экосистем будет вестись в сегменте доставки еды — за 2020 г. этот рынок вырос втрое — до 155 млрд руб. [19]. Согласно докладу Goldman Sachs [20], к 2025 г. этот сегмент должен вырасти до 1 трлн руб. Вероятнее

    всего, в ближайшие годы существующие экосистемы будут вести активную борьбу за пользователей, запуская все новые сервисы, устройства и подписки.

    Чтобы построить новую, сравнимую по масштабу с Яндексом, экосистему и привлечь в нее достаточное количество клиентов, необходимо предложить новый уникальный сервис или уникальные условия для пользователя, отличные от тех, что уже имеются сейчас [21].

    Новым игрокам, планирующим создавать свои экосистемы на российском рынке, потребуется приложить немало усилий, чтобы потеснить уже существующие крупные компании. Исходя из того факта, что наиболее маржинальными сервисами на сегодня являются доставка еды и услуги такси, можно порекомендовать компаниям, выстраивающим собственную экосистему, сфокусироваться на этих быстро растущих сегментах и постепенно добавлять новые сервисы.

    Синергетический эффект для пользователя обеспечивается за счет более высокой суммарной выгоды, получаемой в рамках использования сервисов, входящих в одну экосистему, в сравнении с той выгодой, которую пользователь мог бы получить, используя сервисы, входящие в разные экосистемы. Образно говоря, потратив 1 000 руб. внутри экосистемы Яндекса, пользователь получит больше товаров и услуг, нежели потратив ту же сумму, но в сервисах, не связанных между собой и не объединенных в экосистему. Ключевые элементы экосистемы, такие как мультисервисная подписка и единый пользовательский идентификатор, являются необходимым и достаточным условием возникновения эффекта.

    Таким образом, для того, чтобы существующим и будущим экосистемам успешно конкурировать между собой и получать значимую долю рынка, понадобится реализовать два ключевых элемента — муль-тисервисную подписку и единый идентификатор, после чего сфокусироваться на повышении синерге-тического эффекта, получаемого от подписки. Кроме того, следует оптимизировать сервисы, входящие в экосистему, таким образом, чтобы пользователь, приобретающий товары и услуги внутри экосистемы, получал более заметную и ощутимую выгоду для себя в сравнении с ситуацией, когда те же самые товары и услуги приобретаются в компаниях и сервисах, не входящих в единую экосистему.

    1. РБК. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 03.03.2022).

    3. Forbes. 30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes. https://wwwforbes.ru/biznes-photogallery/421235-30-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-reyting-forbes (дата обращения: 03.03.2022).

    4. Яндекс. Все сервисы Яндекса. https://yandex.ru/all (дата обращения: 03.03.2022).

    5. ICT. «Ситимобил» увеличил свою долю на рынке такси до 28,7 %. https://ict.moscow/news/sitimobil-uvelichil-svoiu-doliu-na-rynke-taksi-do-28-7/ (дата обращения 03.03.2022).

    6. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер = Marketing insights from A to Z : 80 concepts every manager needs (2003). Пер. с англ. 10-е изд. М.: Альпина Паблишер; 2021. 211 с.

    7. Яндекс. Яндекс запустил сервис для оплаты покупок Yandex Pay. https://yandex.ru/company/press_releases/2021/2021-03-10-2 (дата обращения: 03.03.2022).

    8. Тинькофф. Тинькофф и Яндекс.Маркет запустили онлайн-кредитование покупателей.. https://www.tinkoff.ru/about/ news/05082021-tinkoff-and-yandex-market-launched-online-lending-to-customers/ (дата обращения: 03.03.2022).

    9. Яндекс. Яндекс запустил сервис для оплаты покупок по частям. https://yandex.ru/company/services_news/2021/2021-30-08#:~:text=Инlерне^%2C%2030%20авIусIа%202021%20roда,Сервис%20называе^ся%20Сплиг (дата обращения: 03.03.2022).

    10. CNBC. Walmart+ is gaining momentum, hits 32 million members, Deutsche Bank estimates. https://www.cnbc.com/2021/09/14/ walmart-hits-32-million-members-deutsche-bank-estimates.html (дата обращения: 03.03.2022).

    11. VC. Как российские компании развивают экосистемы — 2022. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiys-kie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 (дата обращения 03.03.2022).

    12. Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. Методы стимулирования продаж в торговле. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М; 2021. 304 с.

    13. VC.RU. «Кинопоиск HD» на 1 млн за два месяца — до 4 млн. https://vc.ru/media/239914-yandeks-otchitalsya-o-roste-chisla-smotryashchih-podpischikov-kinopoisk-hd-na-1-mln-za-dva-mesyaca-do-4-mln (дата обращения: 03.03.2022).

    14. Нордфальт Й. Ритейл-маркетинг: практики и исследования = In-store marketing. On sector knowledge and research in retailing (2011). Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 490 с.

    15. VC.RU. Как российские компании стоят экосистемы и чего ожидать. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/105427-kak-rossiyskie-kompanii-stroyat-ekosistemy-chto-proishodit-i-chego-ozhidat (дата обращения 03.03.2022).

    16. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете = Marketing 4.0: Movingjrom traditional to digital hardcover (2016). Пер. с англ. Хорошиловой М. М.: Эксмо; 2019. 316 с.

    17. Кожушко О.А., Чуркин И., Агеев А. и др. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Новосибирск: РИЦ НГУ; 2019. 241 с.

    18. Эффективные коммуникации. Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей». Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер;

    19. VC.RU. Injoline: более 55 % российского рынка онлайн-продаж продуктов приходится на пять игроков. https://vc.ru/trade/209423-infoline-bolee-55-rossiyskogo-rynka-onlayn-prodazh-produktov-prihoditsya-na-pyat-igrokov (дата обращения 03.03.2022).

    20. Banki.Ru. Goldman Sachs оценил экосистему «Сбера» в 1,13 трлнрублей. https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10951330 (дата обращения 03.03.2022).

    21. Mobile-Review. Война российских экосистем. «Яндекс» против «Сбера» плюс другие. https://mobile-review.com/all/artides/ analytics/vojna-rossijskih-ekosistem-yandeks-protiv-sbera-plyus-drugie/ (дата обращения 03.03.2022).

    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    1. RBC. What are business ecosystems and why are they needed. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdb-bf3 / (accessed 03.03.2022).

    3. Forbes. The 30 most expensive companies on the Runet. Forbes rating.. https://wwwforbes.ru/biznes-photogal-lery/421235-30-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-reyting-forbes (accessed 03.03.2022).

    4. Yandex. All Yandex services. https://yandex.ru/all (accessed 03.03.2022).

    5. ICT. «Citymobil» increased its share in the taxi market to 28.7 %. https://ict.moscow/news/sitimobil-uvelichil-svoiu-doliu-na-ryn-ke-taksi-do-28-7/ (accessed 03.03.2022).

    6. Kotler F. Marketing insights from A to Z : 80 concepts every manager needs. Trans. from Eng. 10th ed. Moscow: Alpina Publisher;

    2021. 211 p . (In Russian).

    7. Yandex. Yandex has launched a service for paying for Yandex purchases. Payment. https://yandex.ru/company/press_releas-es/2021/2021-03-10-2 (accessed 03.03.2022).

    8. Tinkoff. Tinkojj and Yandex.Market have launched online lending to customers. https://www.tinkoff.ru/about/news/05082021-tinkoff-and-yandex-market-launched-online-lending-to-customers/ (accessed 03.03.2022).

    9. Yandex. Yandex has launched a service for paying for purchases in parts. https://yandex.ru/company/services_ news/2021/2021-30-08#:~:text=Интернет%2C%2030%20авIуста%202021%20года,Сервис%20назьmается0/o20Сплит (accessed 03.03.2022).

    10. CNBC. Walmart+ is gaining momentum, has 32 million users, according to Deutsche Bank estimates. https://www.cnbc. com/2021/09/14/walmart-hits-32-million-members-deutsche-bank-estimates.html (accessed 03.03.2022).

    11. VC. How Russian companies develop ecosystems — 2022. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiyskie-kom-panii-razvivayut-ekosistemy-2022 (accessed 03.03.2022).

    12. Aleksina S.B., Ivanov G.G., Kryshtalev VK., Pankina T.V Methods oj stimulating sales in trade. Moscow: Publ. House «FORUM»; INFRA-M; 2021. 304 p.

    13. VC.RU. «Кинопоиск HD» на 1 млн за два месяца — до 4 млн. https://vc.ru/media/239914-yandeks-otchitalsya-o-roste-chisla-smotryashchih-podpischikov-kinopoisk-hd-na-1-mln-za-dva-mesyaca-do-4-mln (accessed 03.03.2022).

    14. VC.RU. «Кинопоиск HD» на 1 млн за два месяца — до 4 млн. https://vc.ru/media/239914-yandeks-otchitalsya-o-roste-chisla-smotryashchih-podpischikov-kinopoisk-hd-na-1-mln-za-dva-mesyaca-do-4-mln (accessed 03.03.2022).

    15. Nordfalt J. In-store marketing. On sector knowledge and research in retailing. Transl. from Eng. M.: Alpina Publisher; 2019. 490 p.

    16. VC.RU. How Russian companies value the ecosystem and what to expect. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/105427-kak-ros-siyskie-kompanii-stroyat-ekosistemy-chto-proishodit-i-chego-ozhidat (accessed 03.03.2022).

    17. Kotler F., Kartajaya H., Setiavan A. Marketing 4.0: Movingjrom traditional to digital hardcover. Transl. from Eng. M.: Eksmo; 2019; 316 p . (In Russian).

    18. Kozhushko O.A., Churkin I., Ageev A. et al. Internet Marketing and Digital Strategies. Principles oj ejective use. Novosibirsk: RITS NGU; 2019. 241 p. (In Russian).

    19. HBR.. Effective communications. Series «Harvard Business Review: 10 best articles». Trans. from Eng. M.: Alpina Publisher; 2020. 200 p. (In Russian).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *