Значение словосочетания «светлая печаль»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переярок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Ассоциации к слову «светлый»
Ассоциации к слову «печаль»
Синонимы к словосочетанию «светлая печаль»
Предложения со словосочетанием «светлая печаль»
- Светлая печаль поэта мне близка и понятна. При виде ярко-красных гроздьев вянущей рябины и я испытываю похожие чувства.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «светлая печаль»
- Отец Михаил! Сердце Александрова вдруг сжалось от светлой печали , от неловкого стыда, от тихого раскаяния… Да. Вот как это было:
Сочетаемость слова «светлый»
- светлые волосы
светлое будущее
светлые глаза - в светлое время суток
в светлое будущее человечества
с копной светлых волос - стало светлее
казаться светлее
оказалась светлой - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «печаль»
- глубокая печаль
полные печали
великая печаль - с печалью в голосе
печаль разлуки
печаль расставания - причина печали
тень печали
выражение печали - печаль пройдёт
печаль ушла
печаль осталась - чувствовать печаль
выражать печаль
забыть свои печали - (полная таблица сочетаемости)
Понятия, связанные со словосочетанием «светлая печаль»
Страсти — 1/ сильные чувства, с трудом управляемые рассудком; 2/ то, что вызывает чувство страха, ужаса; 3/ (книжн.) страдания, мучения.
Фантазия «Франческа да Римини» — симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского, Op. 32, основана на сюжете из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь 5-я), рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату её мужа) и постигшем их возмездии. Посвящена С. И. Танееву. Музыка сочинена в 1876, впервые исполнена Н.Г. Рубинштейном 24.2 (8.3) в Москве.
Разочарова́ние — отрицательно окрашенное чувство, вызванное несбывшимися ожиданиями, надеждами или мечтаниями, чувство неудовлетворённости по поводу чего-нибудь не оправдавшего себя, неудавшегося. Разочарование можно считать одной из форм фрустрации, но в случае разочарования человек перестаёт бороться за получение желаемого. Согласно словарю Даля — «…Человеку суждено почасту разочаровываться, ошибаться и познавать ошибки свои; также быть слишком доверчивым к людям».
Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни.
Умиле́ние — христианская добродетель, проявляющаяся, согласно представлениям христианских авторов, так называемым радостотворным плачем и близкая к радостопечалию — состоянию, которое Святые Отцы описывали как одновременное сосуществование и неразделимое единство печали и радости.
Афоризмы русских писателей со словом «светлый»
- И сердце просится в неведомую даль,
В душе проносятся неясные мечтанья,
И радость томная, и светлая печаль,
И непонятные желанья.
Светлая печаль Авы Лавендер
Ава Лавендер — девушка, рожденная с крыльями. Она живет в доме на холме с мамой, бабушкой, которую все в округе называют ведьмой, и по-странному молчаливым братом-близнецом. Мать Авы запрещает им показываться на глаза соседям. Но однажды Ава теряет терпение и покидает дом, желая хоть один день побыть обычным подростком. Только она не представляет, как к ней отнесутся окружающие, особенно набожный Натаниэль Сорроуз, который принимает ее за ангела…
Author: Лэсли Уолтон
Publishing House: Popcorn Books
Year: 2019
Number of pages: 320
Cover type: Paperback
Translator: Гохмарк Э.
Age group: 18+
Book information
ISBN: 978-5-6042627-9-5 Publishing House: Popcorn Books Number of pages: 320 Cover type: Paperback Age requerements: 18+ Circulation: 4000 Book size: 21x14x2 Book series: Rebel Weight, g: 330 Year: 2020 Author: Лесли Уолтон Language: Russian
Светлая печаль
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Как читать книгу после покупки
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Стоимость книги: 20 ₽
Ваш доход с одной покупки друга: 2 ₽
Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться Войти
- Объем: 120 стр.
- Жанр:с овременная русская литератураРедактировать
Светлая печаль
Шрифт: Меньше Аа Больше Аа
© Татьяна Ивановна Кузнецова, 2022
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Худший слуга
«Благими намерениями вымощена дорога в ад…»
1
Андрей был уже совсем взрослый. Ему было целых 9 лет. Все вокруг него часто говорили «уникальный», «алмаз» и «вас ждёт с ним великое будущее». Андрей читал в одной толстой позолоченной книге о камнях и знал, что такое алмаз. В общих чертах молодой человек понимал и слово «уникальный». В полупрозрачной дымке непонимания оставалась только фраза «вас ждёт с ним великое будущее». Но Андрей никогда не спрашивал, что она значит, потому что ему бы никто не ответил.
Но, несомненно, молодой человек понимал, что все эти слова относились к нему. Однажды, будучи шестилетним, мальчик сказал своему слуге, Марсу:
– Марс, я алмаз. А алмаз обязательно ждёт великое будущее.
Слуга, расчёсывавший светлые волосы молодого господина, задумчиво промычал и настороженно посмотрел на него.
Марс был слугой у Андрея уже шесть лет, его приняли на службу через пару недель после появления его молодого господина в доме. Тогда Марс Спектрович был студентом. Он подавал большие надежды и был полон ими. Но как почти всякий студент он очень нуждался в деньгах и не желал обременять этим родителей. Когда он был занят поисками достойного заработка, город загудел новостью о том, что знаменитая на весь мир оперная певица, наконец, нашла себе преемника и воспитанника и теперь занята поисками слуги для него.
Марс недолго думал. Оказаться в доме, где должны были часто бывать умные и великие люди этого мира, казалось заманчивым. А тут ещё и хорошие деньги. Да и интересно было, чем же смогло расположить к себе это молодое дарование Лиру Михайловну, увидеть которую в роли наставника своих детей хотели многие родители.
Претендентов на должность слуги «молодого господина» было больше даже чем клавиш на двух органах. Но подходил только Марс. Только он умел водить машину, знал основы самообороны, был находчив, аккуратен. Единственной трудностью для студента было отказаться от обучения в университете. Однако трепет и любопытство перед воспитанником Лиры Михайловны взяли верх.
В тот же день, когда Марс Спектрович перевёз все свои вещи в дом оперной певицы, ему выдали чёрный фрак и специальный значок. Вообще ему выдали всё обмундирование, но сильно запомнились именно эти вещи. Чёрный чуть старомодный фрак, изменивший его до неузнаваемости, оттолкнувший время вокруг него на пару десятков лет назад. И серебряный значок в форме скрипичного ключа изогнутого в виде сердца, который навсегда присвоил Марса Андрею.
На следующий день Лира Михайловна неторопливо плыла своим полным телом по второму этажу, мелькая между столбиками балюстрады, а рядом с ней, еле сдерживая свой шаг, шёл Марс. Оперная певица посвящала нового слугу в его основные обязанности, ведя его к комнате своего подопечного. Правда, комнатка бывшего студента была соседней с комнатой его молодого господина, поэтому им пришлось сделать огромный круг по владениям Лиры Михайловны, чтобы она успела направить слугу к его новой цели в жизни.
Марс внимательно слушал, но в мыслях уже отворял красивую белую дверь в покои Андрея, поэтому то и дело поправлял значок на лацкане фрака.
И, наконец, этот момент настал. Мужчина открыл дверь, пропуская Лиру Михайловну, и вошёл сам. Огромная, не сравнимая с его, комната заставила Марса приподнять плечи. Всю противоположную стену занимал огромный книжный шкаф, из которого выпирали, желая выскочить книжки с толстыми ядовитыми корешками. У левой стены стояла огромная высокая кровать с воздушной объёмной, как облако, постелью. Рядом с дверью начинался длинный шкаф тёмного дерева. У другой стены пристроилось фортепиано перед единственным окном, резной пюпитр, письменный стол и маленькая скамеечка. На ней сидел игрушечный заяц с чёрными глазами и какой-то серый медведь. Марс знал, что эти игрушки были изготовлены очень знаменитой компанией. Правда его младшая сестрёнка никогда не тянула ручки в магазине к ним.
В этом сумраке комнаты-гиганта Марс не сразу нашёл своего молодого господина. Прячась под сугробом одеяла, Андрей настороженно наблюдал за Лирой Михайловной и чёрной худой с острыми, резкими краями птицей, у которой за спиной был раздвоенный хвост.
Певица пластично взмахнула пухлыми ручками и присела на край кровати. Отогнув край одеяла, чтобы видеть подопечного, она полным силы голосом протянула:
– Андрей, это твой слуга. Его зовут Марс. Он будет ухаживать за тобой и всегда сопровождать.
Марс при этих словах чуть отставил и согнул левую ногу, левую руку завёл за спину, а правую прижал к значку, висящему у сердца. Этому его успели научить один слуга и дворецкий Лиры Михайловны перед завтраком.
Андрей смело вылез из своего убежища и с детским любопытством наклонился вперёд, рассматривая птицу, которую почему-то зовут Марсом. Студент встал и сделал шаг к молодому господину. Мальчик, который, наконец, смог увидеть добрые карие глаза, со схожим любопытством смотревшие на него сквозь косые прядки чёрных волос, повернулся к своей наставнице и тихо, неуверенно спросил:
– А мама придёт когда?
Лира Михайловна строго посмотрела на воспитанника. Мальчик сник ещё больше и снова робко посмотрел на своего слугу.
– Твои родители придут через несколько месяцев. – Эти слова она как всегда пропела, но в голосе при этом были раздражение и усталость, которые портили полюбившийся всему миру непредсказуемый бархатный и многогранный голос.
Лира Михайловна встала, подошла к Марсу и вновь помилевшим голосом протянула:
– Следуйте расписанию. Мы не можем терять ни секунды от времени, дарованному его голосу.
Она выплыла из комнаты. Марс повернулся к молодому господину и вновь увидел этот настороженный взгляд: он был сдобрен любопытством, но страха в этих больших голубых глазах было больше. У Марса была сестрёнка этих же лет, поэтому он был уверен во всех своих действиях.
Он подошёл к мальчику и присел перед ним. Андрей вцепился в «облако» и прикрыл им трепещущую грудь. Марс искренне улыбнулся. Он был самый обыкновенный, безусловно, красивый и златовласый, как ангел, но видел мир, как обычный трёхлетний малыш.
– Доброе утро, молодой господин. Вам пора умываться и одеваться.
Кровать была очень высокой для Андрея, поэтому Марс протянул руки к нему, предлагая спуститься. Мальчик посмотрел в добродушное лицо слуги, и, хоть и робко, но доверчиво протянул ручку и сжал большую ладонь в белой перчатке. Студент взял молодого господина на руки и понёс в ванную.
Малыш потянулся к зубной щётке и стал неумело водить ею по зубам, видимо, он самостоятельно столкнулся с этим утренним ритуалом совсем недавно. Марс не вмешивался, лишь стоял с полотенцем наготове.
Андрей тщательно тёр своё личико, было видно, что эта новоприобретённая самостоятельность нравилась ему. Когда он повернулся весь мокрый к слуге, тот снова улыбнулся и стал вытирать лицо господина.
– Вы усердно следите за собой, молодой господин. – Похвалил он его. Малышам нужны подобные похвалы.
– Да. Служанка с блестящей птичкой на груди сказала, что я большой мальчик, а значит, сам должен следить за собой.
По описанию нагрудного значка Марс понял, что это служанка Лиры Михайловны. Похоже, никому не нужны были лишние обязанности, связанные с Андреем, поэтому заставляли делать многое его самого.
От раздумий слугу отвлёк молодого господина, которого он сажал на кровать, чтобы одеть.
– А у тебя другой значок. Зачем тебе он?
– Он значит, что вы мне дороги, и я буду всегда за вами присматривать.
Мальчик робко улыбнулся.
В той одежде, что ему приготовили, мальчик стал похож на истинного стереотипного маленького англичанина, образ которого уже начал уходить в прошлое. Серые шорты-бриджи, белая шёлковая блестящая сорочка и небольшая жилеточка с тусклыми пуговицами делали Андрея каким-то хрупким, бледным и болезненным, но при этом добавлял ему несколько лет к возрасту. То ли одежда заставляла его чувствовать себя скованней, то ли она просто создавала ему такой образ, но сейчас Марс видел перед собой сдвинувшего бровки, словно он чем-то недоволен, повзрослевшего мальчика. Скудный свет из единственного окна лишь утверждал это впечатление.
Улыбка на миг пропала с лица слуги, он провёл по глазам рукой. Видя, что молодой господин выжидающе смотрит на него, Марс улыбнулся, протянул руку Андрею и повёл его на завтрак.
После утреннего чая у мальчика тут же начинались уроки. Пока что лёгкие, прививающие больше усидчивости, чем знаний. Как и во время завтрака, Марс стоял чуть левее за стулом своего господина, готовый в любой момент по первому зову прийти к нему на помощь.
На уроке мальчик явно скучал, а временами и робел перед учителем. Поэтому он часто поворачивал золотистую чёлочку к слуге. Студент чуть улыбался, но тут же кивал ему на педагога. Андрей поворачивался, но через несколько минут снова отвлекался. Учитель терпел долго, но всё же приказал ученику протянуть руки вперёд. Малыш уже знал, что следует за этими словами, поэтому спрятал ручки за спиной. Учитель начал злиться, мальчик испугался и покорно протянул руки вперёд. Марс чуть наклонил голову, зашторивая глаза косой чёрной чёлкой. Послышался свист, плещущий звук соприкосновения плётки нежной кожи, а потом всхлипы.
Учитель, игнорируя слёзы Андрея, довёл урок до конца и удалился. Марс сразу же кинулся к своему господину и подхватил его на руки. Мальчик уткнулся в плечо своего слуги, теперь он стал плакать сильнее, будто сдерживался до этого. Мужчина слегка погладил его по голове и отстранил от себя. Андрей снова потянулся к плечу, но слуга остановил его вопросом:
– Тебе больше обидно или больно?
Мальчик озадачился, затих. Он действительно задумался. Вытерев слёзы кулачком, на котором краснела свежая полоска, он посмотрел в тёплые улыбающиеся и сопереживающие глаза Марса и ответил:
– Но ведь учитель хотел поделиться с тобой знаниями, а ты его не уважал, не слушал. Ему тоже было обидно.
Молодой господин уже совсем отвлёкся. Он нахмурил лобик, переживая новое для себя открытие. Марс нёс его в комнату, чтобы быстро умыть и отправиться с ним на урок Лиры Михайловны.
– Марс, я должен буду в следующий раз попросить прощение у учителя.
Андрей повернул к слуге лицо, спрашивая о верности своего решения и ища сил для его исполнения.
– Верно, мой господин. Старайтесь никогда не обижать людей, которые хотят дать вам что-то хорошее. Самые хрупкие сердца у щедрых людей, потому что очень многое они отдают от сердца.
– Что же они отдают?
Мальчик наклонился к слуге, когда они проходили через дверной проём.
– Много чего. Любовь, советы, заботу, много чего.
Эти слова Андрей почувствовал руками, которыми он обхватил шею Марса. На них передалось тёплое гудение его голоса. Наверное, поэтому их мальчик запомнил надолго.
Через десять минут Андрей с румяными влажными щёчками вошёл в огромную залу, в центре которой величественно выгибал спину благородный чёрный рояль. Как бы ни старался Марс рассмотреть картины или вазы, располагающиеся по периметру, но это ему не удавалось. Рояль, словно бездна, притягивал, переманивал взгляд из любого уголка комнаты, он словно пожирал пространство.
За роялем сидел мужчина средних лет, больше про него ничего нельзя было сказать. Его поглотил рояль, пианист стал его тенью, частью. Около рояля в красном платье, просящемся на сцену, стояла, опираясь на инструмент и покоряя, присмиряя его, Лира Михайловна. Она чувствовала его силу, но было видно, что чувствовала своё преимущество и силу над ним.
Наставница потребовала снять жилеточку с Андрея и отослала Марса с ней к стене. Только со стороны слуга увидел, какой же маленький и хрупкий его трёхлетний господин перед роялем и Лирой Михайловной. Марс испугался и было сделал шаг к мальчику, но опомнился и настороженно застыл.
Певица обошла вокруг своего воспитанника, развернула ему плечи, приподняла подбородок. Мальчик уже привык к этому, поэтому послушно застыл в этой гордой позе. Певица что-то тихо сказала Андрею, потом пианисту.
Пальцы побежали по шаткой и непредсказуемой чёрно-белой дороге, медленно возвышая звук. Лира Михайловна сильным, грудным, уверенным в каждом следующем звуке голосом пропела гамму. Марс никогда не был в опере на выступлении этой русской певицы, поэтому его восхитил этот звук, который, казалось, звучал не только в его ушах, но и тихо дребезжал и отзывался в его груди. Бывший студент даже закрыл глаза и приложил руку к лацкану фрака.
И вдруг совсем юный голос, чуть торопливый, забегающий вперёд рояля, прерывающийся из-за маленьких лёгких, расширил комнату, ослепил своим светом видевшие много красивого глаза Марса. Он слушал этот воистину ангельский, похожий на звон сосулек, плеск воды, свист упругой живой ветки и шёпот листьев голос. Этот невинный голос вызывал трепет в груди, пугал сокрытой в нём силой. Марс с трудом сдерживался, чтобы не заплакать и не засмеяться от этого счастья, которое он получил возможность пережить. Теперь слуга понял, почему этот маленький мальчик получил возможность обучаться у столь известной в искусстве личности. Если его голос поражал души только в начале обучения на простом пении гаммы, то что за цветок вырастет из этого ростка?
Эти полтора часа Марс то взмывал под действием голоса своего господина, то опускался на землю от голоса Лиры Михайловны. Такого катарсиса студент не переживал ещё никогда. Этот голос не надоедал, когда же он умолк по завершению урока, то душа Марса была не опустошённой, нет, она была лёгкой, открытой и воодушевлённой к новым поворотам жизни.
Лира Михайловна погладила мальчика по голове и тут же вместе с пианистом покинула зал. Марс подошёл к раскрасневшемуся, утомлённому Андрею.
Волосы мальчика растрепались, сорочка была мокрая, словно он носился по саду, он очень устал. Но глаза его ещё светились силой голоса. Было видно, что он отдавал всю силу в пение, и ему это нравится. Марс опустился на одно колено, чтобы надеть жилет на Андрея. Мальчик тёр пальчиками глаза, ему хотелось спать.
– Вы хорошо, нет, потрясающе поёте, молодой господин. Я никогда в жизни не слышал чего-то столь сильного, чтобы могло пробудить человека. – Марс убрал с лица Андрея волосы. – Но неужели вы всегда так сильно утомляетесь?
– Не всегда. – Мальчик смущённо стал вертеть пуговицы жилета. – Я просто хотел понравиться тебе.
Эти слова очень тронули Марса. Его господин знал его всего половину дня, но он уже доверял своему слуге, верил, хотел нравиться. Этот подарок мальчика был для него равен неумелому, но выполненному с желанием обрадовать, подарку сестрёнки. Ей было пять лет, и она дарила Марсу закладки для книг на дни рождения. У студента их было уже три. Все три закладки помечали его самые любимые книги. Они были украшены неловко вырезанными цветочками, улыбающимися божьими коровками и звёздочками, они были такими радостными и гладкими, как личико его любимой сестрёнки. За всё время, что он проведёт в доме Лиры Михайловны, Марс не раз достанет эти закладки, грустно вздохнёт, погладит по крупной звёздочке и уберёт назад. Одной из вещей, о которой мужчина будет жалеть эти года – о невозможности видеть взросление своей маленькой сестры.
Марс взял в белую перчатку ручку мальчика, а другую положил на плечо. Он улыбнулся и честно сказал:
– Вы мне очень нравитесь. Вы очень щедрый мальчик, вы подарили мне очень много светлого своими стараниями и голосом.
Андрей поднял голову, его глаза, хотя и закрывались от усталости, но светились счастьем. Марс встал, задумчиво посмотрел на пышущий солнцем и жизнью сад по другую сторону окна и медленно произнёс:
– Господин, перед обедом у нас есть час. Как вы смотрите на то, чтобы переменив сорочку, отправиться и отдохнуть в сад. Ваша наставница рекомендовала вам, конечно, в это время самостоятельное занятие музыкой. Но в данной ситуации выбор принадлежит вам.
– Марс, хочу в сад!
Мальчик даже не задумался в силу возраста о том, что было бы для него лучше. Он был настоящим ребёнком, который сейчас хотел играть.
Андрей почти побежал в сад, Марс своими огромными шагами легко следовал за ним. Лицо его господина оживилось, забыв про скучные, утомительные уроки. Только ручки дверей на террасу остановили его господина. Коротенькие ручки изо всех силу хотели дотянуться и открыть дверь в то чудесное место, чуждое от позолоты. Марс скоро, словно за их спинами нависала какая-то тень, положил руку и, приложив даже больше силы, чем следовало, нажал на неё. Чудесные живые звуки, богатые ароматы и свежий ветер вытянули слугу и господина в светлый сад.
Андрей замер в восторге и через секунду сбежал со ступеней. Он обежал эту небольшую огороженную живой изгородью шиповника часть сада и запрокинул голову, заметив чайку в небе.
Малыш остановился возле клумбы с очень красивыми белыми цветами и присел возле неё, он слегка дотрагивался до рваных краёв лепестков. Над этими цветами на высокой стене сидели и пели, и чирикали, и заливались птицы. Мальчик посмотрел на них, улыбнулся и запел своим удивительным голосом, вторя им. Его песня была весёлой и даже ещё больше понравилась Марсу, он легко рассмеялся. Его господин оглянулся и тоже засмеялся звонким юным голоском.
Слуга видел, что его юному господину немного одиноко, он очень хотел сесть с ним и поиграть, но боялся, что Лира Михайловна не поощрит его затею, напротив сделает ему выговор. Всё же он нанимался слугой и обязан был вести себя как слуга.
Подумав, что мальчик, набегавшись, захочет пить, Марс заглянул в дом и попросил одного слугу принести лимонад. Вернувшись к Андрею, мужчина увидел, что он лежит на траве и спит. Марс подошёл к нему и аккуратно поднял с земли. Его господин даже не открыл глаз – так сильно устал. Безвольные, кукольные руки и ноги качались, пока Марс нёс его к плетёной тахте, стоящей неподалёку.
Уложив Андрея, Марс сел рядом. Хотя изначально слуга думал о чём-то неважном, постороннем, наблюдая за потрясающим садом, но в итоге и мысли, и взгляд его обратились на молодого господина. Он наслаждался даже во сне светом солнца, казалось, что его золотые прямые волосы, растрепавшиеся по маленькой подушечке, напитывались светилом. Худое тело с фарфоровой кожей действительно было точно кукольное. Он и одет был, как дорогая кукла от хорошего мастера: чуть старомодно. Странно, но хотя мальчик и выглядел ухоженно, дорого, аристократично Марсу стало снова грустно при его виде.
За спиной хлопнула дверь, и послышались крики Лиры Михайловны:
– Скорее! Скорее заносите! Скорее заносите его в дом!
Марс вскочил и поспешил навстречу певице, боясь, что шум разбудит господина.
– Простите мою дерзость, но вы разбудите молодого господина. – Быстро сказал он шёпотом, отставляя ногу и наклоняя голову.
– Уносите его в дом, ему нельзя потемнеть!
Голос Лиры Михайловны был преисполнен паникой.
– Но почему, госпожа? Господин выглядит очень болезненно, бледно, ему необходимы воздух и солнце.
– Ты не понимаешь! Для него уже пишут роль, а для неё у Андрея должна быть хрупкая фарфоровая кожа. Немедленно занеси его в дом и разбуди, скоро обед!
Марс, понимая, что он не имеет шанса на то, чтобы переубедить леди, взял на руки молодого господина. Подойдя вместе с ним к его наставнице, Марс остановился и сказал:
– Прошу вновь простить мне дерзость. Но детям нужен свет, свет в душе и свет в жизни. Он одинок, а одинокий ребёнок не может развиваться. Ему стоит найти друга. Я весьма мало знаю об искусстве, но я бы не смог петь, если бы был несчастен. Точнее не захотел бы.
Марс занёс господина в тихий дом, оставив за спиной задумавшуюся Лиру Михайловну.
За обедом только что разбуженный Андрей был оживлён и ел с аппетитом, которого утром слуга не отметил. Небольшая прогулка положительно повлияла на мальчика. Пару раз он даже пытался спросить что-то у наставницы, которую, похоже, побаивался, но, не встретив заинтересованности, умолк. Голова мальчика всё время, пока он ел, обращалась к Марсу и окну, очень узкому, но сад всё же виден был.
Марс сам почувствовал себя живее, когда на него посмотрели сияющие, успевшие впитать в себя немного небесной лазури глаза. Хотя студент получил выговор от Лиры Михайловны, но сейчас понял, что никогда ещё в жизни не делал поступка лучше, чем этот. Он решил придумать новый способ осчастливить этого ребёнка.
После обеда у Андрея было ещё несколько теоретических занятий, урок игры на рояле, а потом фехтование в огромном пустом зале. Молодому господину стремились дать воистину королевское образование. На всех этих уроках Марс был его тенью. Он отметил, что хотя усидчивости у мальчика не хватало, но способности были ко многому. Он очень логично рассуждал для своих лет, его пальцы, компенсируя временную короткость, резво бегали по клавишам, тело становилось натянутой струной, когда он выкидывал вперёд рапиру. Но всё это отнимало много сил.
Когда стемнело, Марс, сопровождавший господина в его комнату, заметил, что Андрей часто спотыкается, а один раз слишком сильно зацепил угол. Слуга сжалился над ребёнком и взял на руки.
– Постарайтесь не заснуть, господин. Вам нужно ещё принять ванну. – Предупредил Марс.
Мальчик, честно стараясь не заснуть, стал водить по значку на лацкане фрака слуги. Эта брошь явно нравилась ему.
Однако, донеся до комнаты господина, Марс увидел, что тот всё же уснул, ухватившись белыми тонкими пальчиками за блестящий изогнутый скрипичный ключ.
Подготавливал одежду, следил за состоянием комнаты господина и наполнял ванну кто-то другой из слуг. Поэтому Андрея пришлось тут же разбудить. Сначала мальчик всё время впадал в дрёму, но после горячей воды усталость отступила. Мальчик, переодетый в чистое мягкое ночное платье, бодро подошёл к своим скромным игрушкам и взял за ухо зайца с чёрными глазами. Марс только решил напомнить господину, что время для игр позднее, но он уже сам небрежно разжал кулачок, и игрушка упала на пол. Слуга удивлённо осёкся, но тут же опомнился и поспешил поднять господина на кровать.
Справившись об удобстве Андрея, Марс потушил свет. Единственным источником света остался канделябр, с которым слуга должен был уйти. Мужчина потянулся за ним, но вдруг почувствовал, что его тянут за полу фрака.
– Марс, мне не нравится засыпать одному. Расскажи мне историю, чтобы я уснул. – Жалобно попросил мальчик.
Его глаза блестели от мерцания свечей, кожа из-за тёплого освещения казалась смуглой, он был сейчас обычным домашним малышом. Марс ничего против не имел, он часто дома читал сказки сестре, ему это даже нравилось. Нравилось в один момент встречать любопытные глазёнки, а в другой уже видеть, как это бойкое днём создание умиротворённо сопит носиком, обнимая мягкого игрушечного медвежонка.
Слуга подошёл к книжному шкафу и, пробежав взглядом по названиям на корешках, ужаснулся. Умные иногда даже непонятные слова вспыхивали маленькими кошмарами. Марс вернулся к кровати и, присев на её край, сказал:
Андрей слушал и с восторгом смотрел вокруг. Под потолком проносились небольшие самолётики с храбрыми лётчиками в кабинах, на белых волнах одеяла то тут, то там выныривали добрые и умные дельфины и аплодировали ему плавничками. По подушке, торопливо перешагивая через его чуть влажные прядки, шёл и нёс над головой что-то сверкающее Данко, а за ним спешили люди с воодушевлёнными лицами. В окно стучалось доброе мудрое древо, приглашая его узнать весь этот чудесный мир, что скрывается за шиповником и стеной. Даже Марс рядом превратился в доброго волшебника. Длинные косые пряди раздвинулись, открывая острое лицо, на котором тень нарисовала добрые круглые очки. Фрак врос в пол, образовав балахон, как у турецкого султана.
Марс, потешив его историями о том, что и сам бы хотел увидеть, стал рассказывать о звёздах, лесе и пруде, где эти звёзды купаются. Голос становился всё тише, умиротворённее, всё больше убаюкивал.
В один момент он посмотрел на своего господина и увидел, что он уснул. Марс взял канделябр с сильно прогоревшими свечами и тихо выскользнул из комнаты.
У двери в свою комнату Марс обнаружил заботливо оставленный кем-то поднос с остывшей едой и морсом. Только теперь мужчина понял, что он в последний раз ел только утром. Переживая за своего господина, он забыл о собственном голоде и пропустил все приёмы пищи для слуг.
Быстро поев и приготовившись ко сну, Марс лёг в кровать и тут же провалился в сон.
Светлая печаль
Для многих, если не для большинства православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть, и кинематографа.
Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть что-то другое, без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это что-то другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, настроение, прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь.
Надо подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы смягчить наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.
Эта постная атмосфера, это единственное состояние духа создается главным образом богослужениями, различными изменениями, введенными в этот период Поста в литургическую жизнь. Если рассматривать в отдельности эти изменения, они могут показаться непонятными рубриками, формальными правилами, которые надо формально исполнять; но взятые в целом они открывают и сообщают нам самую сущность Поста, показывают, заставляют почувствовать ту светлую печаль, в которой подлинный дух и дар Поста.
Без преувеличения можно сказать, что у святых Отцов, духовных писателей и создателей песнопений Постной Триоди, которые мало-помалу разработали общую структуру постных богослужений, придали Литургии Преждеосвященных Даров эту особую, свойственную ей красоту, было одинаковое, единое понимание человеческой души. Они действительно знают духовное искусство покаяния, и каждый год в течение Поста они дают всем, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, возможность воспользоваться их знанием.
Общее впечатление, как я уже сказал, это настроение светлой печали. Я уверен, что человек, входящий в церковь во время великопостного богослужения, имеющий только ограниченное понятие о богослужениях, почти сразу поймет, что означает это с виду противоречивое выражение. С одной стороны, действительно известная тихая печаль преобладает во всем богослужении; облачения — темные, служба — длиннее обычного, более монотонная, почти без движений. Чтение и пение чередуются, но как будто ничего не происходит. Через определенные промежутки времени священник выходит из алтаря и читает одну и ту же короткую молитву, и после каждого прошения этой молитвы все присутствующие в церкви кладут земной поклон. И так в течение долгого времени мы стоим в этом единообразии молитвы, в этой тихой печали.
Но в конце мы сознаем, что эта продолжительная и единообразная служба необходима для того, чтобы мы почувствовали тайну и сперва незаметное действие в нашем сердце этого богослужения. Мало-помалу мы начинаем понимать или, скорее, чувствовать, что эта печаль действительно светлая, что какое-то таинственное преображение начинает совершаться в нас.
Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, — место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Все, что казалось таким важным и наполняло нашу душу, то состояние тревоги, которое стало почти нашей второй природой, куда-то исчезает, и мы начинаем испытывать освобождение, чувствуем себя легкими и счастливыми.
Это не то шумное, поверхностное счастье, которое приходит и уходит двадцать раз в день, такое хрупкое и непостоянное; это — глубокое счастье, которое происходит не от одной определенной причины, но оттого, что душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась «к иному миру». И прикоснулась она к тому, что полно света, мира, радости и невыразимой надежды.
Мы понимаем тогда, почему службы должны быть длинными и как будто монотонными. Мы понимаем, что совершенно невозможно перейти из нормального состояния нашей души, наполненной суетой, спешкой, заботами, в тот иной мир без того, чтобы сперва успокоиться, восстановить в себе известную степень внутренней устойчивости.
Вот почему те, которые думают о церковных службах только как о каких-то обязательствах, которые всегда спрашивают о «минимальных требованиях» («Как часто мы должны ходить в церковь?», «Как часто мы должны молиться?»), никогда не смогут понять настоящего значения богослужений, переносящих нас в иной мир — в присутствие Самого Бога! — но переносят они нас туда не сразу, а медленно, благодаря нашей падшей природе, потерявшей способность естественно входить в этот иной мир.
И вот когда мы испытываем это таинственное освобождение, легкость и мир, печальное однообразие богослужения приобретает новый смысл, оно преображено; оно освещено внутренней красотой, как ранним лучом солнца, который начинает освещать вершину горы, когда внизу, в долине, еще темно. Этот свет и скрытая радость исходят из частого пения «Аллилуйя», от общего настроения великопостных богослужений. То, что казалось сперва однообразием, превращается теперь в мир; то, что сперва звучало печалью, воспринимается теперь как самые первые движения души, возвращающейся к утерянной глубине. Это то, что возвещает нам каждое утро первый стих великопостного «Аллилуйя»: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя.
Печальный свет: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божьего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца. Таково настроение великопостного богослужения; таково его первое соприкосновение с моей душой.
Рекомендуемые статьи
- Учение Православной Церкви о святых постах
- Вегетарианство и его отличие от христианского поста
- Как проводить посты и готовиться к исповеди
- О постах и трапезах
- Пост и его значение
- Пожертвовать
- 1.3 тыс. 0