Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии
Выручка Delivery Club, принадлежащего Mail.ru и «Сберу», за девять месяцев этого года составила 7 млрд рублей — это в 1,5 раза больше, чем за весь 2019 год. Сервис открывает новые направления и врастает в экосистему крупнейшего банка страны. Но более молодые конкуренты из «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» уже «отъели» у созданного в 2009 году агрегатора почти 40% рынка и первыми показали прибыль. У кого больше шансов в этой войне?
Пионер и пример
Delivery Club — самый опытный игрок на рынке доставки еды в России. Сервис был основан в 2009 году, в него вкладывались разные венчурные фонды, в частности Addventure и Phenomen Ventures. В марте 2012 года Delivery Club первый и единственный раз зафиксировал прибыль. Летом 2014-го немецкий сервис доставки еды Foodpanda (проект Rocket Internet) купил 100% акций Delivery Club, а спустя два года продал актив за $100 млн холдингу Mail.ru Group.
«Прежний владелец [Foodpanda], штаб-квартира которого находилась в Германии, не видел больших денег в России и не фокусировался на этой стране», — рассказывает директор по развитию продуктов Delivery Club Дмитрий Константинов, который пришел в компанию сразу после сделки с Mail.ru Group. В 2017 году выручка ООО «Деливери клаб», по данным «Спарк», составила 1,2 млрд рублей, а через год выросла на 48% — до 1,98 млрд рублей. Количество заказов достигло 250 000 в день (на конец 2020 года — до 250 000 в день). Но, несмотря на быстрые темпы роста, эффективность бизнеса нового акционера не радовала: в 2017-м убыток сервиса составил 1,7 млрд рублей, через год — более 2 млрд рублей.
К началу 2018 года Delivery Club был крупнейшим игроком на российском рынке доставки с долей 80% (по оценке UBS). Но спустя пару месяцев ситуация изменилась. В марте 2018-го «Яндекс.Такси» представила сервис доставки еды «Яндекс.Еда» на основе сервиса Foodfox, 100% которого IT-холдинг купил за 595 млн рублей. В мае доставкой «Яндекса» занялась Uber Eats, к июню компания запустила доставку в Санкт-Петербурге. По оценке гендиректора «Яндекс.Еда» Максима Фирсова, с сентября 2018-го «Яндекс.Еда» стала крупнейшим сервисом доставки еды в Москве и по выручке, и по количеству заказов. При этом компания всегда реализовывала менее агрессивную промостратегию.
К концу 2018-го доля Delievery Club, по данным Morgan Stanley, сократилась до 44%. «С 2018 по 2019 год мы акцентировали внимание на развитии собственной логистики и географической экспансии, развивали необходимые для этого технологические решения и операционную команду. Также в этот период мы экспериментировали с маркетингом и запускали первые большие кампании», — рассказывает директор по развитию бизнеса Delivery Club Олег Хаустов.
Потенциал роста российского рынка доставки еды по сравнению с аналогичными в развитых странах ограничен несколькими факторами, считают аналитики инвестбанка Goldman Sachs: низким средним чеком, слабой логистической инфраструктурой в отдельных регионах, неблагоприятными погодными условиями, которые затрудняют скорость доставки в дождливое время и зимой и делают стоимость доставки одного заказа относительно высокой, а также низкой плотностью населения. Тем не менее, согласно материалам аналитической записки банка, с которой ознакомился Forbes, к 2023 году совокупное проникновение Delivery Club и «Яндекс.Еда» увеличится с 18% в 2018 году до 57%.
Желтые идут
В июле 2019 года «Яндекс.Такси» (включает в том числе сервисы доставки «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка») впервые за четыре года получило прибыль: скорректированная EBITDA во втором квартале составила 423 млн рублей. Выручка сегмента «Такси и фудтех» в 2019 году составила 38,05 млрд рублей, EBITDA — 2,3 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года выручка этого сегмента составила 39,7 млрд рублей, EBITDA — 3,5 млрд рублей. Отдельно показатели «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» не раскрываются.
По оценке Goldman Sachs, в 2019 году только фудтех мог принести «Яндексу» $51 млн выручки (3,3 млрд рублей при среднегодовом курсе 64,73). С этой оценкой согласен с небольшой корректировкой аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. «Согласно нашим расчетам, выручка проекта составила около 3,2 млрд рублей, — говорит он. — Стоит учесть, что «Яндекс» представляет показатели выручки на основе US GAAP, а Delivery Club — МСФО. Разные стандарты могут влиять на возможность корректно сравнить эти цифры». Выручку «Яндекс.Еда» за девять месяцев этого года он оценивает в 5,5 млрд рублей, а за весь 2020-й ожидает около 7,4 млрд рублей.
Delivery пока остается в России лидером доставки готовой еды с наибольшим числом заказов и количеством скачиваний приложения. Но Михайлин отдельно отмечает, что «Яндекс.Еда» уже продемонстрировал положительную EBITDA.
Кроме того, у сервиса высокая узнаваемость и лояльность к бренду и большая доля собственной доставки (85% против 30% у Delivery Club — по данным отчета Goldman Sachs на сентябрь 2019 года). По состоянию на второй квартал 2019-го у «Яндекс.Такси» на балансе было около $400 млн, такси уже приносит прибыль — в отличие от проекта Mail.ru «Ситимобил». Таким образом, средства могут быть инвестированы и в сервис доставки еды. Компания уже настолько уверенно себя чувствует, что публично объявила о планах проведении IPO.
Еще одна сильная сторона «желтого» сервиса — глубокая интеграция во всю экосистему «Яндекса» (с картами, программами лояльности и т. д.), которая позволяет снизить операционные расходы. Delivery значительно позже приступила к интеграции с сервисами Mail.Ru.
Но у Mail.ru Group в доставке есть серьезное конкурентное преимущество — это доступ к капиталу, поступающему от совместного предприятия со Сбербанком, говорится в отчете Goldman Sachs. На развитие совместных проектов партнеры выделили уже $1 млрд, в Mail.ru заявили при этом, что значительная часть этих средств может быть потрачена на доставку еды.
«В отрасли идет гонка за выручкой и клиентами, которая позволяет показывать растущие направления. Но быстрый рост приведет к быстрому исчерпанию рынка, — считает Леонид Делицын, руководитель направления IPO-аналитики ГК «Финам». — Это похоже на некогда динамичный рынок музыкальных рингтонов или планшетов, который на заре рос двух- и трехзначными темпами за год, а потом остановился навсегда. Я не стал бы ждать прибылей от Delivery Club и «Яндекс.Еда», пока они оба делят рынок. Их конкуренция настолько же свирепа, как у сотовых операторов. В подобной ситуации прибыльным может стать лишь монополист».
Специалист по пицце
В июле 2019 года Mail.ru Group сменила управляющего для своего главного foodtech-проекта, пригласив специалиста традиционного ресторанного рынка — менеджера турецкого происхождения и экс-главу Domino’s Pizza в России Гюванча Донмеза. Незадолго до этого российский Domino’s Pizza столкнулся со сложностями: региональные франчайзи обвинили сеть в завышенных требованиях, навязывании услуг и отсутствии маркетинговой поддержки, а один из бывших партнеров даже подал на компанию в суд. «В СМИ одна за другой выходили скандальные статьи, вдобавок в офис московской управляющей компании нагрянула крупная налоговая проверка, — рассказывает Forbes один из партнеров Domino’s Pizza. — На фоне скандала Гюванч на некоторое время покинул Россию — улетел в Турцию, а когда вернулся, объявил о переходе в Delivery Club».
В Mail.ru Group рассчитывали на опыт Донмеза в развитии сетей быстрого питания (Domino’s Pizza, Cofix) с собственной службой доставки, которая на тот момент была хорошо отлажена у пиццерий. «До прихода Гюванча многие процессы внутри Delivery Club не были оптимизированы и выполнялись вручную, — вспоминает один из бывших сотрудников сервиса. — Например, на заключение договора с одним рестораном могло уйти до 30 дней. Было много неразберихи, мы теряли деньги буквально каждую минуту». По словам собеседника Forbes, за месяц до официального назначения Донмез приходил в офис Delivery Club на Ленинградском проспекте и следил, как работают его будущие подчиненные. «Некоторое время мы не понимали, что это за высокий иностранец ходит по коридорам. О том, что это наш новый руководитель, мы узнали в день пресс-релиза», — говорит он.
«С приходом Донмеза мы полностью пересобрали все, что у нас было внутри: усилили команду новыми кадрами, изменили технологичную начинку «под капотом» сервиса», — перечисляет Олег Хаустов. Одно из ноу-хау — «умное» распределение курьеров, которое предсказывает, где, когда и сколько курьеров необходимо сервису прямо сейчас. Это и другие нововведения позволили нарастить количество городов с собственной доставкой за год с 38 до 170 (с декабря 2019-го по декабрь 2020-го) и сократить время доставки до 35 минут. Переход на публичный договор оферты сократил подключение новых ресторанов с 20 дней до 4-6 часов («Яндекс» работал по договору оферты с момента запуска в 2018 году).
По итогам 2019 года выручка сервиса достигла рекорда — 4,46 млрд рублей, это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. «Мы наблюдаем сильный синергетический эффект, диктуемый резким увеличением количества ресторанов и пользователей на платформе при одновременном повышении уровня сервиса. Он ускорил наш рост и позволил установить новый рекорд по количеству заказов», — отмечал Донмез. Тем временем компания достигла и еще одного рекорда — в 2019 году убыток Delivery Club перевалил за 5 млрд рублей (по данным «СПАРК-Интерфакс»).
В новый 2020 год Донмез вошел с большими планами: повысить эффективность логистики, улучшить юнит-экономику, развить новые бизнес-вертикали и масштабировать технологии на основе искусственного интеллекта на все ключевые процессы компании. Изменения в потребительском поведении россиян, которые все чаще предпочитали готовые блюда домашней еде, сыграли на руку: за одну неделю январских каникул нового года Delivery Club приняли в 2,2 раза больше заказов на доставку еды, чем годом ранее. При этом стоимость одного заказа для компании в 2020 году снизилась на 50% по сравнению с 2019-м.
Со сменой управляющего ускорился переход Delivery Club от классического маркетплейса, который объединяет рестораны со своими курьерами на одной площадке, к гибриду с большей долей собственной логистической службы. «Своя доставка позволяет расти гораздо быстрее — расширять покрытие ресторанов и доставлять блюда из тех заведений, где нет своих курьеров», — объясняет Дмитрий Константинов. Доставка собственной логистической службой по итогам третьего квартала 2020-го составляет 59% от общего числа заказов, а количество ресторанов, подключившихся к Delivery Club, выросло более чем в два раза — до 35 000. В 2020-м сервис ввел новые услуги: заказ навынос и бронирование столов, а вскоре запустит оплату в ресторанах по QR-коду и возможность давать официанту чаевые через приложение.
У «Яндекс.Еда» этот показатель ниже — 32 000. По словам представителя компании, с ноября наблюдается новый всплеск заявок на подключение к сервису: «Динамика похожа на март-апрель». Собственной доставкой сервис охватывает 166 городов в России и Казахстане, еще примерно в 600 российских небольших городах «Яндекс» работает по модели маркетплейса: рестораторы получают заказы от пользователей «Яндекс.Еда», но доставку осуществляют самостоятельно. Доля заказов, осуществляемых собственной логистической службой, у сервиса сейчас составляет 85%.
Стандартная комиссия агрегаторов для ресторанов, которые пользуются только его маркетплейсом, составляет 20% от стоимости заказа. Маркетплейс и доставка обойдутся компаниям-партнерам уже в 35% от стоимости заказа.
Для ресторанов назвать такие условия работы выгодными довольно сложно, особенно если речь идет о небольших сетях, состоящих из 3-7 заведений. «Если ты небольшая компания, то Delivery Club или «Яндекс.Еда» отожмет тебя по полной, — утверждает совладелец одной из ресторанных сетей. — В большинстве случаев сотрудничество с агрегаторами — это мартышкин труд: комиссия превышает 30% с оборота, торговаться о снижении очень сложно». По словам предпринимателя, работая на таких условиях, ресторатор получает много заказов, но лишь в редких случаях может рассчитывать на «приемлемую норму прибыли, чаще работает с околонулевой рентабельностью». Тем не менее ресторанам ничего не остается, как согласиться на эти условия, потому что создавать собственную службу доставки еще сложнее и дороже.
Исключение составляют крупные сети, насчитывающие сотни точек. Например, Domino’s Pizza работает с Delivery Club на особых условиях — 10% комиссии. Продажи через агрегатор обеспечивают сети пиццерий около 20-30% от общего оборота. Бывший сотрудник Delivery Club рассказал Forbes, что сервис предоставляет особые условия только самым крупным партнерам, как Domino’s Pizza или «Макдональдс». «К каждому вип-клиенту — индивидуальный подход, даже закреплен отдельный сотрудник. Комиссия для них составляет около 10%», — рассказывает собеседник. Официально в компании не комментируют финансовые условия работы с крупнейшими партнерами. «Могу только сказать, что топ-3 ресторанов быстрого питания: «Макдональдс», KFC, Burger King — обеспечивают около 30% всего оборота Delivery Club», — говорит Олег Хаустов.
Чтобы поддержать малый бизнес во время первой волны пандемии, Delivery Club подключал новых партнеров за нулевую комиссию. Льготные условия действовали для несетевых ресторанов и сетей, состоящих не более чем из трех заведений, которые присоединились к сервису в период с 15 марта по конец июня. Позже Delivery Club поэтапно повышал комиссию, как говорят в компании, чтобы это было максимально безболезненно для малого и среднего бизнеса.
Гигантский потенциал
К концу 2019 года Delivery Club впервые вышел на рынок доставки продуктов (e-grocery). Первым партнером стал сервис экспресс-доставки «Быстроном» — проект ретейлера «Верный». Конкурент «Яндекс.Еда» начал работать с продовольственным ретейлером «Азбукой вкуса» гораздо позже — с апреля 2020-го.
«Запуск нового направления был для нас масштабным экспериментом, — признается Дмитрий Константинов из Delivery Club. — Мы решили: если через полгода ничего не получится, мы переключим команду на другое направление». В январе 2020 года Delivery Club запустил доставку продуктов с сервисом экспресс-доставки «Самокат», в мае — с «ВкусВилл». Модель работы — комиссионная, аналогичная той, по которой сервисы работают с ресторанами. Условия с каждым ретейлером обсуждаются индивидуально, исходя из числа подключенных к доставке магазинов и объема заказов. «Мы довольны сотрудничеством: Delivery Club оперативно реализует доработки и реагирует на пожелания по улучшению сервиса», — говорит управляющая электронной коммерцией сети магазинов «ВкусВилл» Лариса Романовская. Летом она рассказывала Forbes, что в июне с партнерами Delivery Club и «Яндекс.Еда» сеть заработала 86 млн рублей. В декабре доставка через партнеров (включая «СберМаркет», SaveTime, iGooods и других) принесет уже около 400 млн рублей, сообщила Романовская.
На сегодняшний момент клиентам Delivery Club доступна доставка из магазинов 13 ретейлеров, включая «Магнит», «Дикси», «Верный», «Азбука вкуса», «Мираторг», «Утконос» и других. Часть из них работает и с доставкой «Яндекса». Агрегаторы расширяют свой рынок, а зачем это крупным сетям?
«Мы осознанно сделали ставку на партнерские проекты, чтобы минимизировать инвестиции, добиться быстрого масштабирования и получить опыт», — говорит президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. У компании сейчас шесть онлайн-проектов, ежедневно ретейлер выполняет около 7000 заказов, по оценкам, годовая выручка онлайн-сегмента составит 2,2 млрд рублей.
Пандемия дала дополнительный толчок развитию сервисов доставки «чего угодно», и Delivery Club постарался извлечь из этого максимум пользы. Кроме продуктов, сервис совместно с проектом «Все аптеки» (входит в Mail.ru Group) доставляет лекарства, не требующие рецепта и особого режима хранения, косметику из магазинов «Магнит Косметик» и «Улыбка Радуги», а также зоотовары из сетей «Любимчик» и «ЗооОптТорг». «Подразделение по доставке из магазинов — вполне комплементарное направление, — считает Артем Михайлин из «Велес Капитал». — У проекта большой опыт в логистике и хорошо отлажен процесс приема заказов и доставки. Для курьера не имеет значения, что везти: еду из ресторана или покупки из магазина».
По словам Олега Хаустова, потенциал у e-grocery гигантский: «Если объем рынка готового питания составляет 1,6 трлн рублей, то рынок ретейла — 16 трлн рублей, и он очень быстро диджитализируется». Хаустов считает, что к 2030 году Delivery Club может занять от 5% до 10% на рынке продуктового онлайн-ретейла в стране.
«Безусловно, новые сегменты растущие, но не думаю, что высокомаржинальные. Стратегии и Mail.ru, и «Яндекса» — это развитие вширь для быстрого роста выручки, но не прибыли», — считает Леонид Делицын из «Финама». Прибыль не так важна на растущем рынке. Примером служит DoorDash — американская служба доставки еды, основанная в 2012 году студентами Стэнфорда. За несколько лет компания вытеснила более зрелых конкурентов, а к январю 2020-го заняла самую большую долю рынка доставки еды в США. Компания не получала годовой прибыли с момента ее запуска, но это не помешало ей в декабре провести первое первичное публичное размещение акций с оценкой $38 млрд.
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
На кого работает Яндекс
Фото: ссылка
СМИ сообщают о предстоящем разделении Яндекса на международную и российскую части, а также о назначении руководителем российской части Алексея Кудрина. Яндекс занимает в России лидирующие, во многом монопольные позиции в интернет-сервисах поиска, такси и доставки. Яндекс собирает обширные данные о россиянах, и контроль государства над этой компанией является критически важным для информационной безопасности страны.
С финансовой точки зрения Яндекс — не просто компания с выручкой около половины триллиона рублей (по прогнозу на 2022 год), с огромными трансграничными и внутренними операциями и налогами, но и ключевой бенефициар низконалогового статуса полумиллиона самозанятых в такси и доставке, многие из которых перешли на работу в эти сферы из менее комфортных строительства и ЖКХ. Государство не только недобирает налогов с такси и доставки как услуг преимущественно для небедных слоев населения, но и вынужденно повышает тарифы ЖКХ для всех, чтобы компенсировать отток кадров из этой отрасли.
В условиях неопределённости с экспортом российских углеводородов из-за западных санкций и высокой зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов необходим поиск новых источников доходов, так что финансисту Кудрину будет над чем поработать по своему профилю.
Яндекс: большой успех или большая проблема России?
Яндекс считается российской компанией лишь исторически, тогда как фактически это компания из недружественной страны. Штаб-квартира головной компании находится в Амстердаме на бульваре Схипхол рядом с одноименным центральным аэропортом нидерландской столицы. Акции Яндекса торгуются на американской площадке NASDAQ, и компания следует американским стандартам раскрытия информации и бухгалтерского учёта. Аркадий Волож и ряд других топ-менеджеров, контролирующих больше 50% акций компании, по данным СМИ, проживают за пределами России.
Сбербанку некогда принадлежала «золотая акция» Яндекса, ограничивающая появление новых акционеров с долями более 10%, но на рубеже 2019-2020 годов эта акция была передана Фонду общественных интересов. В СМИ можно найти сведения об учреждении этого фонда от лица нидерландской головной компании Яндекса и регистрации его в Калининграде. Также поисковик самого Яндекса выдает очень краткие сведения о деятельности фонда за 2020-2021 годы в объёме таблицы в несколько строк и столбцов. Основная суть этой таблицы заключается в получении фондом вступительных взносов в размере 78 млн руб., нахождении этих взносов на банковских счетах, заработке порядка 2 млн руб. на процентах и расходовании порядка 1 млн руб. на свою деятельность.
Яндекс — не просто российский лидер интернет-сервисов, но и аккумулятор огромного массива персональных данных. СМИ неоднократно писали об утечках таких данных, о судебных разбирательствах и о нескольких небольших штрафах за такие утечки. Яндекс считает сведения о местах расположения своих серверов конфиденциальной информацией, однако сам же поисковик этой компании выдаёт ряд соответствующих статей. Например, РБК 30 апреля 2022 года писал, что «Дата-центр «Яндекса» в финском муниципалитете Мянтсяля отключили от электроснабжения». Яндекс на своем сайте в разделе Transparency Report указывает на обработку 21 тысячи официальных запросов о раскрытии пользовательских данных за II полугодие 2021 года, а также на конфиденциальное предоставление информации правоохранительным органам. При этом не сообщается, правоохранительным органам каких стран предоставляется информация.
Оставим вопросы корпоративной казуистики владения и управления Яндексом, а также информационной безопасности нашей страны профильным специалистам, и сосредоточимся в рамках данной статьи на финансовых аспектах работы Яндекса, точнее, на том, как эти аспекты затрагивают почти каждого россиянина.
Налоги Яндекса на порядок меньше налогов Роснефти
В рейтинге RAEX крупнейших компаний России Яндекс занимает почетное 75-е место по выручке за 2020 год в размере 218 млрд руб. В этом рейтинге Яндекс располагается радом с такими крупными компаниями, как Алроса, Киа Россия, Пепсико Россия, КамАЗ, Почта России. По данным консолидированной отчётности голландской материнской компании, выручка за 9 месяцев 2022 года составила 357 млрд руб., с простой экстраполяцией на год до 490-500 млрд руб. Среди сотни крупнейших компаний России выручка Яндекса растёт одним из самых быстрых темпов, примерно в 1,4-1,5 раза ежегодно. С прогнозной выручкой за 2022 год в полтриллиона рублей Яндекс поднимется среди крупнейших компаний России примерно на 35-е место, на уровень таких отраслевых гигантов, как «Русгидро» или «Объединённая авиастроительная корпорация».
При столь большой выручке прибыль Яндекса периодически меняется на убытки и обратно, а налог на прибыль за 9 месяцев составил 13 млрд руб. или 3,7% выручки. Для сравнения, Роснефть за I полугодие 2022 года получила выручку в размере 5,2 трлн руб. и уплатила налогов на 2,1 трлн руб., то есть эффективная ставка налогов составила 40% или на порядок больше Яндекса. Следует уточнить, что Яндекс в своей отчётности выделяет только налог на прибыль, а Роснефть суммирует весь спектр уплачиваемых налогов.
Предположим, что Яндекс платил бы налоги по совокупной эффективной ставке как Роснефть. Нефтяной бизнес категорически более капитало- и трудоёмкий, чем IT-бизнес, особенно на новых месторождениях и в условиях западных санкций, а потому получает особые налоговые ставки для новых месторождений и модернизации нефтепереработки. Монопольное положение и эффект масштаба Яндекса в его сегментах рынка заметно сильнее аналогичного положения Роснефти в нефтяной отрасли, Яндекс более агрессивно пользуется налоговыми преференциями, поэтому применение эффективной ставки Роснефти к Яндексу вполне уместно.
При такой ставке объём налогов Яндекса за 2022 год составил бы около 200 млрд руб. На сайте riarating.ru можно найти «доходы бюджетов субъектов РФ в I полугодии 2022 года», и гипотетические налоги Яндекса по эффективной ставке налогов Роснефти оказались бы на уровне налоговых доходов Новосибирской, Нижегородской или Челябинской областей. Эти гипотетические налоги Яндекса превысили бы федеральные трансферты всем регионам Северокавказского федерального округа вместе взятым.
Рост Яндекс такси и доставки на налоговых льготах для самозанятых
США и Великобритания уже несколько лет назад своими судебными решениями признали отношения между агрегаторами, с одной стороны, и таксистами и курьерами, с другой стороны, трудовыми, с уплатой причитающихся при трудовых отношениях подоходного налога и социальных взносов. В России пока таксисты и курьеры являются преимущественно самозанятыми и платят налог по ставке 4-6%, тогда как сами агрегаторы зарабатывают на перевозках и доставке 20-26% от чека.
То есть просто предоставляя информационные услуги и фактически неся минимум издержек и ответственности, Яндекс получает от услуг такси в 5 раз больше, чем получает государство в виде налогов на самозанятых. Если бы таксисты были работниками Яндекса или таксопарков, то платили бы со своей зарплаты подоходный налог и социальные взносы, что можно было бы компенсировать перераспределением в их пользу комиссии Яндекса и признанием Яндекса налоговым агентом по налогам на заработную плату.
На заре становления бизнеса агрегаторов такси значительная часть таксистов работала «в серую», и тогда считалось большим достижением «обеление» рынка благодаря сервисам агрегаторов. Точнее, тогда агрегаторы выступили ключевыми лоббистами низконалогового статуса «самозанятых», фактически добившись от государства такого налогового субсидирования своего бизнеса. Во время первой волны коронавируса быстрый рост доставки позволил сократить посещение общественных мест, и всё же такое сокращение пришлось в основном на богатые столицы.
С социальной же точки зрения услуга такси ориентирована преимущественно на небольшую прослойку богатых в городах, тогда как подавляющее большинство небогатых жителей нашей страны пользуется такси крайне редко, если вообще пользуется. Так что получается скверная история социальной несправедливости субсидирования услуг для богатых за счёт недоплаты налогов и социальной поддержки бедных.
Курьеры Яндекс-доставки также ориентированы преимущественно на богатых. Можно наблюдать толпы доставщиков около ключевых торговых центров, на улицах на велосипедах или пешком, в общественном транспорте в богатой Москве и с огромным трудом найти таковых даже в относительно состоятельном подмосковном Можайске, не говоря уже о подавляющем большинстве дотационных российских регионов. Вроде бы доставка удобна небогатым пенсионерам, но пенсионеры редко могут себе позволить приличный чек покупки, делающий доставку интересной для агрегатора и курьера.
Финансовые результаты Яндекса чётко говорят, что существенный рост налогов на Яндекс возможен. Самым большим по выручке и прибыли является основной сегмент деятельности Яндекса — «поиск и сайт», который по итогам 2021 года дал 43% выручки с рентабельностью 49%. Вторым по выручке сегментом является сервис такси, на который в прошлом году пришлось 19% выручки с рентабельностью 22%. Сегменты продуктов питания, Яндекс Маркет, медиа сервис и Яндекс доставка были убыточны, суммарно «съедая» всю прибыль первого основного сегмента.
Рентабельность считалась по показателю EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов и амортизации). Чистая прибыль непоказательна из-за больших ухищрений в отчётности с переоценкой активов, например от обмена с Mail.ru бизнесов доставки (Delivery Club) и медиа (Дзен). То есть, если закрыть, продать или как-то ещё вынести «за скобки» убыточные сегменты и оставить только два прибыльных сегмента, то это позволит значимо увеличить налоги.
Дефицит федерального бюджета и поиски новых доходов
Федеральный бюджет продолжает сильно зависеть от нефтегазовых доходов, и по итогам 10 месяцев этого года доля таких доходов составила 44%. Значительная часть этих доходов в краткосрочной перспективе будет обусловлена интенсивностью фактического контроля западных санкций, а в среднесрочной перспективе — заявленным Евросоюзом удвоением возобновляемой генерации и отказом от импорта ископаемого топлива к 2030 году.
При текущих западных санкциях против российских энергоносителей федеральный бюджет запланирован на 2023 год с дефицитом 2,9 трлн руб. Пока эти триллионы планируется частично занять у своих банков с оголением инвестиционного кредитования, напечатать с приличным инфляционным фоном, получить косвенно через повышение тарифов ЖКХ, либо изыскивая дополнительные нетипичные источники.
Первым принятым нетипичным источником доходов стал акциз на сладкую газировку, примерно половину рынка которой до начала текущего года держали американские «Пепсико» и «Кока-Кола». Всего-то 7 руб. с литровой бутылки сладкой газировки стоимостью 50-100 руб. в зависимости от бренда может принести бюджету дополнительные 40-50 млрд руб. Небольшие «гонения» на сладкую газировку понимаются как польза для здоровья, поскольку потенциально снизят заболеваемость сахарным диабетом и ожирением. Таких небольших решений на фоне триллионных потребностей необходимо будет находить десятками.
Потенциал дополнительных налогов с Яндекса в разы превышает дополнительные доходы от сладкой газировки. Такси или доставка отнюдь не являются предметами первой необходимости для подавляющего большинства небогатых россиян, и дополнительные налоговые изъятия по ним будут социально справедливыми. Более того, Яндекс занимает близкое к монопольному положение по сервисам поиска и такси, стремится к монополии в доставке, что делает Яндекс удобным инструментом в руках государства для роста тарифов на эти услуги и соответствующего роста налогов.
Имеется чёткая связь межу ростом бизнеса Яндекса по такси и доставке и ростом тарифов ЖКХ. Сотни тысяч дворников, уборщиков, маляров-штукатуров в последние годы перешли на работу сначала в такси, а потом в доставку: труд в такси и, особенно, в доставке проще и оплачивается выше. Дефицит рядовых работников сферы ЖКХ вынуждает власти повышать зарплаты и тарифы. Поэтому, когда столичный житель среднего класса пользуется якобы дешёвым такси или псевдобесплатной доставкой, он должен соотносить для себя такие услуги с ростом тарифов ЖКХ. Особенно чувствителен этот рост для небогатых, крайне редко пользующихся такси и доставкой.
Рост тарифов и налогов на услуги агрегаторов такси и доставки приведёт к сокращению количества единиц этих услуг. Агрегаторы будут стонать в СМИ об ухудшении бизнес-климата и налоговом прессе. Всё же следует ещё раз подчеркнуть, что эти услуги не являются социально значимыми (за крайне редким исключением типа социального такси в Москве). Повышение тарифов на услуги такси в 1,5-2 раза и так будет, из-за глобальной промышленной инфляции, удорожания новых автомобилей и запчастей. Государству лучше вернуть изрядную часть таксистов и доставщиков в систему ЖКХ и тем самым снизить остроту дефицита кадров в этой системе.
Более интересно выглядит потенциал платных сервисов Яндекса по поиску, сайту и почте. Крупнейшие западные и российские интернет-компании и электронные средства массовой информации постоянно работают над различными способами получения платы с физических лиц за свои услуги. По аналогии с акцизом на сладкую газировку с упором на «Пепсико» и «Кока-Колу», интересен потенциальный налог на услуги интернет поиска и почты, включая сервисы Гугла. Специалисты в области информационной безопасности должны сказать первое слово как о конструкциях такого налога, так и целевого использования этого налога для финансирования суверенизации Рунета.
Поэтому Алексею Кудрину, как опытному бывшему министру финансов и главе Счётной палаты, вполне может быть поставлена задача добиться, помимо независимости российской части Яндекса от Запада, ещё и увеличениё на порядок уплачиваемых Яндексом налогов. В том числе налогов за счёт разумного роста тарифов на услуги Яндекса и разумной монополизации отдельных, далеко не самых социально значимых услуг. Дополнительные деньги очень нужны для поддержки российских военных, полицейских, пенсионеров, врачей и учителей, для сглаживания социального неравенства между столицами и периферией, и они могут стать личным вкладом Алексея Кудрина в будущее нашей страны.
Автор — доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета.
Кто сможет составить конкуренцию «Яндексу» после объединения с Delivery Club
С приобретением Delivery Club «Яндекс» может стать монополистом рынка доставки еды. Однако на интеграцию двух сервисов уйдет время, которым могут воспользоваться другие игроки, чтобы составить конкуренцию корпорации. У кого на это больше всего шансов и есть ли место на рынке для независимых фудтех-проектов, рассуждает генеральный директор сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов
Окно возможностей
На рынке доставки долгое время господствовали два сильных конкурента, которые постоянно боролись друг с другом, — «Яндекс Еда» и Delivery Club. Получив последний сервис в ходе сделки с VK, «Яндекс» устранил конкурента и теперь должен доминировать, создавая монополию. Но важно учитывать то, что оба сервиса в процессе многолетней конкуренции «потрепало» — потрачено огромное количество средств и усилий на маркетинговую войну и субсидирование работы курьеров. Сейчас оба сервиса хотят активно возвращать инвестиции.
«Яндекс» объявил, что оба сервиса доставки еды будут работать на единой технологической платформе. Но, естественно, «Яндекс» еще не успел интегрировать сервисы друг с другом: пока они функционируют как две отдельные почти идентичные команды, которые работают с ресторанами, клиентами и курьерами. Вероятно, в процессе слияния у команды Delivery Club из полномочий остается только работа с клиентами, кроме того, у нее снизится бюджет на маркетинг. Все это приведет к большим перестановкам внутри топ-менеджмента. По мере интеграции «Яндексу» также придется уволить часть курьеров. По нашим оценкам, у обоих сервисов из-за периодов пикового и низкого спроса простаивает около 30% курьеров. Сокращения будут связаны с желание уменьшить общий объем простоя при объединении.
Материал по теме
Интеграция сервисов — вместе со сменой команд и сокращениями — займет минимум полгода. А может и растянуться на несколько лет: у нас есть пример интеграции FoodFox в «Яндекс Такси» после покупки сервиса доставки корпорацией в 2017 году. Эта интеграция до сих пор не завершилась полноценно: мы знаем, что часть курьеров сейчас работает через приложение «Яндекс Еды» (бывшее FoodFox), а часть — через «Яндекс Про».
Фокус «Яндекса» в ближайшее время может быть в том числе на том, чтобы выровнять экономику своих фудтех-проектов, снизить расходы и пытаться выжать максимум прибыли из того, что уже есть. Delivery Club глубоко убыточный, и эту проблему в условиях последствий февральских событий нужно будет срочно решать. То есть в целом корпорации сейчас не до господства в доставке — нужно адаптироваться к изменениям после сделки. Это открывает окно возможностей на промежутке полугода-год, которое выглядит привлекательно, чтобы попытаться его как-то заполнить. Велик соблазн для кого-то попробовать зайти на этот рынок, воспользовавшись ситуацией.
Время маркетплейсов
Для создания агрегатора, который будет близок к объединенным «Яндексу» и Delivery Club, потребуются серьезные ресурсы — в первую очередь временные. Это может занять около двух лет — при условии, что все отлично с финансами и есть опытная команда. Но будет ли «Яндекс» держать это окно возможностей открытым два года? Маловероятно. За два года положение с интеграцией выровняется, аудитория стечется в объединенный сервис и выманить ее оттуда будет уже непросто.
Я вижу несколько вариантов развития событий:
- На рынок могут зайти маркетплейсы, у которых достаточно ресурсов и трафика для того, чтобы занять опустевшую нишу.
- Ситуацией воспользуется кто-то из текущих игроков рынка доставки еды, например Chibbis, — в том числе и через заключение партнерства с другой компанией, которая попробует зайти на рынок в такой перспективный момент.
- Воскреснет кто-то из мертвых сервисов, например «Около» от «Пятерочки» (о закрытии сервиса доставки еды компания объявляла в марте 2022 года).
- На рынок придет зарубежный сервис. Западные компании по понятным причинам этого делать не будут, но может попробовать кто-то из дружественных нам стран. Например, индийские или китайские сервисы (Zomato, Swiggy, Didi). Выйти в Россию они смогут либо самостоятельно, либо через покупку локального игрока.
Ближе всего к цели маркетплейсы — Ozon и Wildberries. Они имеют трафик, а это значит, что им не придется решать проблему с привлечением клиентов на старте. У них есть и отстроенная логистика. Однако это, как правило, доставка в пункт выдачи или на следующий день.
Материал по теме
Маркетплейсы сейчас вполне могут подключить к своим платформам рестораны, которые доставляют еду сами, и брать с них комиссию. В таком случае маркетплейсу не придется выстраивать процесс быстрой доставки до дома. Это принесет дополнительный доход. Но без собственной доставки маркетплейсы все же не смогут откусить самый лакомый кусок рынка — сотрудничество с сетями быстрого питания и высокомаржинальными ресторанами без своей доставки. Второй, и самый перспективный для маркетплейсов вариант, — настроить у себя экспресс-доставку. Ozon уже имеет опыт в ней и технически вполне сможет за относительно короткие сроки ее организовать. К тому же маркетплейс уже проявлял интерес к направлению доставки еды.
Однако в обоих случаях перед маркетплейсами может встать ключевой вопрос — как быстро набрать базу ресторанов? Текущая база агрегаторов «Яндекс.Еда» и Delivery Club — это тысячи ресторанов. На то чтобы подключить к новому сервису условные 20 000 ресторанов, маркетплейсу потребуется несколько лет. Чтобы как-то ускорить процесс, придется покупать сервис со своей базой ресторанов. В ближайшее время мы можем увидеть на рынке такие сделки.
Использовать возможность выхода на рынок доставки еды могут и ретейлеры, банки, девелоперы. Некоторые из них уже пытались сделать это ранее: например, «Самолет» инвестировал в dark kitchen. Но сейчас таким компаниям придется пройти весь тот же путь, что и маркетплейсам, но при этом еще и создать интерфейс для приема заказов и привлечь трафик. Сделать это оперативно своими силами вряд ли получится.
Внутренние агрегаторы
«Яндекс» как единственный оставшийся крупный игрок, скорее всего, будет повышать комиссию для ресторанов-партнеров. Вполне вероятно, что рестораны захотят изменить свое ухудшающееся положение за счет вывода на рынок собственных аналогов агрегаторам.
Например, крупные мультибрендовые сети ресторанов — Ginza Project, White Rabbit, рестораны Аркадия Новикова — будут пытаться сфокусироваться на собственных «внутренних» агрегаторах. То есть доставке через свое приложение, где под одной крышей объединены все бренды сети. Это жизнеспособная идея: есть пример сети «Тануки», которая запустила сайт и приложение TanukiFamily с доставкой из своих заведений.
Материал по теме
«Тануки» (или другая компания со своей доставкой) может попробовать построить внешний агрегатор на этой базе — и привлекать на него другие рестораны. Но это спорная идея — тут есть риск недоверия от конкурентов. Последние могут посчитать, что агрегатор от ресторанной сети будет пользоваться клиентской базой ресторана-партнера или данными о спросе — и получать преимущество над другими. Поэтому агрегатор от «заинтересованной стороны» продать рынку будет очень сложно, даже при его блестящей технической реализации.
Игры с монополией
У многих сейчас возникает вопрос — останется ли вообще место на рынке для независимых фудтех-проектов? Рынок доставки часто сравнивают с такси, проводят аналогию с монополией «Яндекс Такси», опасаясь, что то же самое повторится и с едой. На деле эти рынки существенно отличаются. Рынок такси подразумевает конкуренцию только по цене и скорости подачи. Это самые главные факторы, которые «съедают» все остальные предпочтения вроде уровня автомобиля или водителей. Побеждая по цене и скорости, сервис становится лидером.
Материал по теме
В случае же с доставкой большую роль играют рестораны и зоны доставки. Именно поэтому, к примеру, наш Broniboy существует и развивается в течение последних пяти лет, несмотря на наличие конкурентов с более крупными бюджетами. Правильный ассортимент ресторанов с проработанной зоной важнее, чем наличие сайта, где можно оформить заказ, и цена доставки.
Поэтому, на мой взгляд, потенциал для роста при определенных условиях есть у следующих сегментов:
- Сервисы доставки еды с фудкортов и фудмаркетов, например, Hungry Ninja или Eat Market. По сравнению с агрегаторами они слишком маленькие, но могут вырасти, если расширят количество ресторанов, повысят частотность заказов и привлекут больше аудитории.
- Логистическо-курьерские сервисы — Master Delivery или «Чекбокс». Сейчас они остаются в тени, потому что фокусируются на организации доставки для других и не имеют клиентского интерфейса. У них есть потенциал при условии, что они смогут собрать хорошую клиентскую часть или решить этот вопрос через объединение с кем-то из существующих приложений.
- Локальные сервисы и проекты, более сильные в регионах. Как пример — Chibbis, который может вырасти, если запустит собственную логистику. Локальный сервис «Крым.Еда» также имеет все возможности для масштабирования и за пределы региона — есть свои курьеры и налаженная логистика. Также среди локальных проектов со своей доставкой можно отметить холдинг «Екдоставка» в Нижнем Новгороде и Madyar Collection в Краснодаре. Чтобы побороться на рынке, им нужны амбиции и достаточное финансирование.
Пока что место для независимых фудтех-проектов, безусловно, есть. Однако когда «Яндекс» разберется с новым активом, им станет сложнее. Конкурировать независимым проектам придется и с новым крупным конкурентом «Яндекса» — по моим оценкам, в ближайшее время такой игрок точно появится.
«Яндекс» запустил доставку еды роботами-курьерами в Красной Поляне
2023: Запуск доставки еды роботами-курьерами в Красной Поляне
«Яндекс» запустил доставку еды роботами-курьерами в Красной Поляне. Об этом компания объявила 6 июня 2023 года.
В курортном поселке роботы развозят заказы из ресторанов «Бургер кинг», «Сыроварня», «Frank by Баста» и др. Такая доставка впервые стала доступна клиентам сервиса на курорте — прежде роботы привозили заказы только в нескольких районах Москвы, Санкт-Петербурга и в Иннополисе.
«Яндекс» запустил доставку еды роботами-курьерами в Красной Поляне
Роботы будут доставлять заказы клиентам «Яндекс.Еды» на территории курорта Поляна 540. Услуга бесплатная, ее зона ограничивается радиусом 2 км от выбранного ресторана до получателя. Такую доставку можно выбрать во время оформления заказа, и робот привезет его в указанное место — например, ко входу в отель. Получить заказ может только сам клиент — он сможет открыть грузовой отсек робота с помощью приложения Еды. Если все роботы будут заняты, то клиенты все равно смогут делать заказы — их доставят курьеры-партнеры сервиса.
Робот-доставщик «Яндекса» представляет это автономный аппарат высотой около полуметра с шестью колесами, отсеком для грузов и встроенными датчиками. Он может работать в любое время года, передвигается по тротуарам с пешеходной скоростью, умеет объезжать препятствия и прохожих. Роботы доставляют не только заказы из ресторанов, но и покупки из магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Иннополисе. С момента запуска и по начало июня 2023 года роботы привезли больше 160 тыс. заказов.
2021
Старт доставки продуктов из «Азбуки Вкуса» и «Вкусвилла»
8 апреля 2021 года «Яндекс» сообщил о начале использования своих роботов-курьеров для доставки продуктов из супермаркетов. Первыми к сервису подключились «Азбука вкуса» и «Вкусвилл», говорится в сообщении «Яндекса».
Вызвать робота с продуктами можно в приложениях «Яндекс.еда» и «Яндекс Go». Сотрудник супермаркета соберет заказ и погрузит его в «Ровера», после чего тот отправится по указанному адресу. Когда робот прибудет на место, покупатель получит уведомление, а в приложении появится кнопка «Открыть замок». Можно заказать, например, пятилитровую бутылку воды, пару пакетов молока, фрукты, и еще останется место для выпечки, отмечают в «Яндексе».
Роботы-курьеры «Яндекса» начали доставлять продукты из «Азбуки Вкуса» и «Вкусвилла»
Автономные роботы-курьеры «Яндекс.Роверы» к 8 апреля 2021 года работают в московском районе Хамовники. Они доставляют не только продукты из магазинов, но и еду из ресторанов.
«Яндекс.Ровер» перевозит до 20 килограммов. Именно на этих роботов компания делает ставку в так называемой гиперлокальной доставке – в радиусе нескольких километров или даже сотен метров от точки до точки. На более дальних расстояниях выгоднее и быстрее пока использовать обычных курьеров.
По его словам, спрос на доставку продуктов за год вырос в несколько раз, а партнерство с сервисом «Яндекс.Еда» позволило сети значительно расширить возможности онлайн-торговли. Российский рынок мобильных приложений для бизнеса и госсектора: крупнейшие игроки, тенденции и перспективы. Обзор TAdviser
К апрелю 2021 года в России «Яндекс» тестирует 35 роботов-доставщиков. По сравнению с первой версией они усовершенствованы. В частности, они используют аккумуляторные батареи повышенной емкости для работы в холодную погоду.
Старт доставки заказов в жилые дома в Москве
В феврале 2021 года робот «Яндекс.Ровер» начал доставлять заказы «Яндекс.Лавки» в жилые дома на Ходынском поле в Москве. Компания обещает расширять географию работы автоматизированных курьеров.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Яндекса», с конца 2020 года, когда роботы-доставщики начали привозить заказы из ресторанов и продукты, они совершили больше 1500 доставок и проехали в беспилотном режиме почти 7000 км (к 11 февраля 2021 года).
«Яндекс» также рассказал об усовершенствованной конструкции робота. Он получил новый дизайн, более вместительный отсек для заказа, также инженеры увеличили время автономной работы до 10 часов на одном заряде. Пользователю не нужно больше открывать крышку робота: теперь она поднимается автоматически при нажатии кнопки в приложении, отметили в компании.
Роботы «Яндекса» начали доставлять заказы в жилые дома
«Яндекс.Ровер» является полностью автономным роботом: он самостоятельно планирует свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг и объезжает препятствия. Он способен ездить по городским тротуарам со скоростью пешехода, может работать и летом, и зимой, перевозить небольшие грузы и выполнять заказы в разных погодных условиях.
Как отмечает издание «N+1», районы, в которых «Яндекс» тестируют своих роботов, объединяет неплохая инфраструктура. В частности, в Москве они тестируются в районах с плавными съездами с тротуара на пешеходные переходы. При этом у «Ровера» жесткая конструкция шасси, поэтому непонятно, как он будет развозить заказы в спальных районах с менее развитой инфраструктурой. Другие компании, например, американская FedEx, решают это при помощи адаптивного шасси, позволяющего заезжать на тротуары через бордюр.
Роботы «Яндекса»
До 11 февраля 2021 года «Яндекс.Ровер» доставлял заказы только в казанском Иннополисе и в районе делового центра «Белая площадь» около станции метро Белорусская. [1] [2]
2020: Старт использования роботов-курьеров работникам и посетителям делового квартала «Белая площадь»
9 декабря 2020 года «Яндекс» объявил о начале использования роботов-курьеров для доставки заказов пользователей «Яндекс.Еды». Пока беспилотники «Яндекс.Ровер» доступны только работникам и посетителям делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская» в Москве, а также Иннополисе под Казанью.
В Москве заказы доставляются роботами из ресторанов «Марукамэ», Steak it Easy, Boston Seafood & Bar, Prime, Paul и Cheese Connection. В Иннополисе роботы также возят заказы из ресторанов, однако в дальнейшем их собираются использоваться и для помощи жителям города с другими повседневными делами.
У «Яндекс.Еды» появились роботы-курьеры, которые доставляют заказы в деловом квартале «Белая площадь» в Москве и Иннополисе
Выбрать доставку роботом можно при оформлении заказа в приложении, отмечает «Яндекс». Беспилотник заберет заказ из ресторана и привезет к указанному подъезду. В приложении можно посмотреть статус заказа и местоположение «Ровера». Если свободного «Ровера» не окажется, заказ привезет курьер, отметили в «Яндексе».
В отличие от обычного курьера, который может подняться на нужный этаж, к роботу необходимо выходить на улицу. Для получения заказа пользователь нажимает кнопку в приложении и люк в роботе открывается. В тестовой зоне работает несколько роботов: минимум два, а при большом спросе появляются дополнительные рободоставщики.
Примечания
- ↑Робот-курьер «Яндекса» начал доставлять заказы в жилые дома в Москве
- ↑Роботы Яндекса начали доставлять еду в Москве
- ↑Беспилотники «Яндекса» начали доставлять еду из ресторанов