Как сохранить доступ к курсам
Перейти к содержимому

Как сохранить доступ к курсам

  • автор:

Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна»

Бурный рост популярности онлайн-обучения объясняется многими факторами, но основное его преимущество – доступность: для получения новых знаний не обязательно выходить из дома, достаточно подключиться к Интернету. Соответственно растет количество онлайн-курсов и онлайн-платформ, на которых они размещены. Сегодня число отечественных и зарубежных обучающих платформ исчисляется десятками, а онлайн-курсов – тысячами. Но для того, чтобы отыскать нужный онлайн-курс, необходимо потратить значительное время, и не факт, что он будет качественным и эффективным.

Объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна», – одна из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Воспользоваться возможностями ресурса «одного окна» может любой человек, независимо от места проживания и уровня образования. Студентам он поможет на практике реализовать принцип виртуальной академической мобильности, предоставив им доступ к качественному образовательному контенту от ведущих вузов страны. При этом результаты прохождения онлайн-курса будут зачтены наравне с результатами очного обучения. Преподавателям ресурс позволит изучить лучший отечественный педагогический опыт и даст возможность выделить больше времени на практические занятия со студентами и на повышение собственной квалификации. Людям, стремящимся получить новые знания или актуализировать навыки, он предоставит удобный и качественный сервис. Работодатели смогут напрямую высказывать свои пожелания к обучающему контенту, с целью привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Образовательным платформам и создателям онлайн-курсов ресурс «одного окна» даст уникальную возможность расширить аудиторию, повысить качество своего продукта, предложит гибкий и удобный инструмент аналитики.

Таким образом, ресурс «одного окна» будет обладать рядом ключевых особенностей, делающих онлайн-обучение удобным, доступным и качественным:

  • работать по принципу «одного окна», когда для доступа к материалам десятков образовательных платформ используется один ресурс;
  • обеспечивать единую аутентификацию пользователей;
  • отслеживать процесс обучения и фиксировать достижения;
  • реализовывать механизм многоступенчатой оценки качества онлайн-курсов.

В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ, исполнителем проекта по созданию такого информационного ресурса стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).

Разрабатываемый ресурс «одного окна» включает в себя две основные подсистемы: реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио обучающихся.

Реестр онлайн-курсов обеспечивает доступ к информации об онлайн-курсе, о его рейтинге, рецензиях экспертов, оценках обучающихся, а также осуществляет переход непосредственно на платформу онлайн-обучения, где размещается онлайн-курс, для дальнейшего его прохождения.

Цифровое портфолио обучающегося позволяет защищенно хранить результаты прохождения онлайн-курсов и сертификаты, выданные по итогам их успешной сдачи. С помощью инструментов цифрового портфолио происходит обмен сертификатами, зачет результатов обучения, а также формирование рекомендаций для образовательных организаций по включению онлайн-курсов в учебные планы образовательных программ.

В настоящее время ресурс «одного окна» находится в опытной эксплуатации, осуществляется процедура подключения к ресурсу образовательных организаций и интеграции с платформами онлайн-обучения.

Основной функционал ресурса уже реализован, а дополнительные опции станут доступны в феврале-марте 2018 года. В частности, к этому времени предусмотрена реализация подсистемы обеспечения хранения и обработки обезличенных данных вместе с выдачей рекомендаций по совершенствованию онлайн-курсов, личного кабинета работодателей, а также типовой платформы онлайн-обучения и системы прокторинга, доступных в качестве готового для развертывания решения.

Информация о ходе реализации проекта доступна в разделе Новости

Слушатели платформы Coursera смогут учиться на онлайн-курсах СПбГУ на платформе СПбГУ и на «Открытом образовании»

Решение было озвучено в Санкт-Петербургском университете в ходе стратегической сессии, посвященной развитию национальной платформы «Открытое образование».

4 марта международная образовательная платформа Coursera приняла решение приостановить сотрудничество с российскими вузами и ограничить доступ к их контенту. На данный момент на платформе было размещено 198 онлайн-курсов и 20 специализаций СПбГУ, слушателями которых являются 980 605 человек.

С 2017 года СПбГУ активно развивает направление онлайн-обучения и в настоящий момент является лидером в этой сфере: по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе Coursera, СПбГУ занимает первое место среди вузов Европы и входит в топ-5 среди вузов мира — партнеров Coursera. На платформе «Открытое образование» СПбГУ занимает первое место как по количеству размещенных курсов (165) и программ (21), так и по охвату аудитории (более двух миллионов слушателей). Кроме того, СПбГУ первым из российских вузов запустил свои курсы на китайской платформе XuetangX: в настоящее время там реализуются 16 курсов.

В связи со сложившейся ситуацией пользователи платформы Coursera могут продолжить обучение на национальной платформе «Открытое образование», на которой уже размещено более чем 160 онлайн-курсов СПбГУ, и на собственной онлайн-платформе Санкт-Петербургского университета.

«Мы очень дорожим каждым слушателем и делаем все, чтобы вы по-прежнему имели доступ к нашим образовательным онлайн-продуктам. Поэтому более 90 онлайн-курсов, которые были эксклюзивно представлены на Coursera, теперь будут представлены на национальной платформе „Открытое образование“ и собственной образовательной платформе СПбГУ, ведь право на образование — одно из основополагающих прав человека. И наша миссия — дать людям возможность обучаться и делиться знаниями», — заявил Владимир Старостенко, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.

Информация о запуске новых курсов публикуется на сайте Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, а также на официальных ресурсах Университета.

Задачей стратегической сессии, которая прошла 3–4 марта в СПбГУ, стало определение путей развития платформы «Открытое образование», выявление точек роста и составление «Плана быстрых побед».

В мероприятии приняли участие представители ведущих вузов страны — учредителей платформы: Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Московского физико-технического института, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ИТМО, Уральского федерального университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

«СПбГУ был избран площадкой для проведения сессии неслучайно. Зачастую решения СПбГУ, связанные с глобальной миссией по предоставлению качественного контента для всех желающих, предвосхищали тренды и задавали вектор развития для многих коллег, будь то переход от традиционных сессий к режиму свободного доступа на платформе „Открытое образование“ еще в 2018 году или молниеносная реакция на локдаун в период пандемии — открытие курсов для всех слушателей платформы», — подчеркнул Владимир Старостенко.

В ходе встречи обсуждались главные стратегические вопросы: выбор модели развития, определение целевой аудитории и повышение качества работы с каждым из ее сегментов, развитие контента для формирования уникальных компетенций и усиление взаимодействия с бизнесом.

По итогам сессии были определены три основные точки роста. Первой из них стал продуктовый портфель «Ядро уникальных компетенций». Его цель — дать слушателю возможность получить определенный набор компетенций, которые необходимы для выбранной им профессии и помогут в трудоустройстве.

Вторая точка роста — усиление сотрудничества с корпоративным сегментом. Было принято решение предоставлять компаниям образовательный контент, чтобы позволить сотрудникам приобретать недостающие навыки или переучиваться в соответствии с концепцией lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни).

В качестве третьей точки роста обсуждалась задача по расширению зарубежной аудитории. Представители Санкт-Петербургского университета выступили за необходимость переноса контента для иностранной аудитории на российскую платформу «Открытое образование». Представители НИУ ВШЭ озвучили опасения, что намерение стать «русской Coursera» излишне амбициозно и выход на новые рынки требует немалых трудозатрат, однако представители СПбГУ настаивали на том, что подобные инициативы необходимы, причем незамедлительно, поскольку в сложившейся ситуации поведение зарубежных контрагентов крайне непредсказуемо, а в случае блокировки ресурсов задача по охвату иностранного контингента и экспорту российского образования встанет как никогда остро, причем данный вопрос затронет интересы как тех, кто уже начал учиться, так и новых слушателей, желающих получить доступ к образовательным продуктам российских вузов.

«В этом отношении Санкт-Петербургский университет в очередной раз подтвердил свою роль лидера, поскольку уже на следующий день после окончания работы сессии иностранные платформы стали в одностороннем порядке блокировать деятельность российских вузов на своих ресурсах и СПбГУ, к сожалению, остался единственным российским вузом, представленным на зарубежных площадках, поскольку еще в 2019 году заключил соглашение с крупнейшей китайской образовательной платформой XuetangX и разместил там свои курсы», — добавил Владимир Старостенко.

Подготовленность СПбГУ к ограничениям со стороны платформы Coursera позволит СПбГУ в кратчайшие сроки открыть на собственной образовательной платформе и на платформе «Открытое образование» доступ к онлайн-курсам, которые были ранее размещены на платформе Coursera, о чем СПбГУ объявил сразу же после недружественных действий Coursera. В настоящий момент ведутся активные работы по переносу контента: и российских, и зарубежных пользователей платформы «Открытое образование» уже в ближайшее время ждет большое количество интересных новинок.

В завершение сессии участники пришли к мнению, что необходимо сохранить возможность доступа к контенту для иностранной аудитории, поэтому было принято решение об увеличении количества онлайн-продуктов не только на русском, но и на английском языке.

Действие «Дать доступ к уроку»

В списке действий в профиле пользователя доступна функция «Дать доступ к уроку», при помощи которой можно выдавать ученикам доступ к урокам, которые изначально были:

Обратите внимание: при помощи действия «Дать доступ к уроку» фактический доступ к тренингу (в обход настроек доступа к тренингу по группе или по покупке) не выдается. Функция не позволяет открыть урок ранее, чем настроено в расписании.

Также, если в тренинге есть стоп-уроки, выдать ученикам доступ к урокам можно в настройках тренинга в разделе «Ученики».

Чтобы продать несколько уроков тренинга или выдать доступ к нескольким урокам бесплатно, можно использовать уроки на тест-драйв.

Рассмотрим ситуации, когда может понадобиться открытие уроков при помощи действия «Дать доступ к уроку».

Например, доступ к урокам тренинга для всех учеников предоставляется на одинаковых условиях, но есть необходимость некоторым ученикам показать еще один урок, в качестве бесплатного бонуса или в качестве бонуса за дополнительную плату.

Для этого можно создать урок, в настройках которого отметить галочку «Скрыть урок от учеников».

Ученикам, которым нужно показать бонусный урок, можно при помощи действия в профиле пользователя или при помощи массового действия в разделе «Пользователи» выдать доступ к этому уроку.

Если в тренинге настроены стоп-уроки, и возникла необходимость ученику тренинга предоставить доступ к следующему уроку, пропустив предыдущий стоп-урок, то это также можно сделать при помощи действия «Дать доступ к уроку».

При выдаче доступа нужно выбрать урок, следующий за стоп-уроком.

Чтобы снова сделать урок невидимым, можно использовать действие «Забрать ранее выданный доступ к уроку». Данная функция используется только для скрытых уроков.

Также действие «Дать доступ к уроку» можно использовать в процессах. Например, для последовательного открытия уроков или для автоматической выдачи бонусного урока при выполнении определённого условия пользователем.

Последовательное открытие уроков мы рекомендуем настраивать при помощи расписания.

В настройках расписания есть возможность задать открытие уроков по датам, если тренинг начинается для всех пользователей одинаково, а также последовательно через день или через определенное количество дней, если тренинг начинается для каждого пользователя индивидуально.

Но может возникнуть задача, когда требуется открывать уроки не только последовательно, но в зависимости от дня недели и времени суток, без привязки к конкретным датам.

Для решения такой задачи можно использовать операцию «Дать доступ к уроку» в процессе. Задержка перед открытием урока может быть задана при помощи блоков «Задержка» или «Текущее время».

Вышка открывает студентам и сотрудникам доступ к своим онлайн-курсам

С 24 октября в системе SmartLMS предоставлен свободный доступ студентам и преподавателям НИУ ВШЭ к онлайн-курсам университета, которых более двухсот, без использования практических и проверочных материалов. Курсы охватывают широкий диапазон тем — от анализа фильма до психологии личности и индивидуальных различий, от введения в машинное обучение до теории игр.

Высшая школа экономики — это не только четыре кампуса в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде. Вышка — современный онлайн-университет, объединяющий на собственной платформе студентов, преподавателей, отраслевых экспертов и индустриальных партнеров. Несмотря на развитие цифровых технологий и инструментов в образовании, науке и управлении, НИУ ВШЭ считает важным сохранить традиционно высокие академические стандарты классического университета.

Вышка с 2014 года включает онлайн-курсы в образовательный процесс. Качество дистанционного образования Высшей школы экономики оценивается не только экспертным сообществом, но и студентами: средняя оценка — 4,7 из 5.

В числе более чем двух сотен доступных курсов:

курс «Экономика впечатлений», который знакомит с явлением массовой персонализации, феноменом подписочных сервисов, концепциями Entertailing и Shoppertainment, учит зарабатывать на радости соучастия;

курс «Балтика в раннее Новое время», рассказывающий о том, как эпоха викингов изменила балтийское пространство и значительно расширила представления об обитаемом мире для европейской книжной культуры, а также тренирующий навыки пространственного мышления;

курс «Банковское дело», который объясняет, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, рассказывает, какие операции для банков являются традиционными, а какие — сравнительно новыми, и отвечает на главный вопрос: как зарабатывают банки?

Полный доступ к оцениваемым материалам курса предоставляется автоматически при условии включения курса в ИУП студента. Авторизация в SmartLMS осуществляется по своим корпоративным учетным данным. Самостоятельно записаться на онлайн-курсы можно здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *