Как работать в scribus
Перейти к содержимому

Как работать в scribus

  • автор:

Как работать в scribus

Scribus делает примерно то же, что и LibreOffice Writer — объединяет текст, графику и форматирование в одном документе. Но это достигается совершенно другими средствами а результат отличается как картина в раме от граффити.

  • Создание на диске рабочего каталога со всеми материалами будущего проекта — текстами, графикой, вспомогательными файлами (расчеты размера и количества страниц, библиография, заметки и другое). В этом же каталоге будет располагаться собственно проект Scribus.
  • Анализ имеющегося для печати материала и формулировка варианта (или вариантов) его подачи. На этом шаге продумывается дизайн документа.
  • Настройка параметров страницы и параметров всего проекта исходя из требований предыдущего пункта.
  • Создание текстовых блоков, выбор стиля, размера, шрифтов, цвета и т.п.
  • Создание блоков с графикой, вставка и настройка изображений.
  • Выполнение дополнительной отделки документа — настройка нумерации страниц, создание оглавления, титульного листа и т.п.
  • Сохранение документа в одном или нескольких форматах с учетом назначения документа.

Первый пункт особенно важен. Единый каталог всех файлов проекта позволит не только быстро ориентироваться в имеющемся материале, но и сделать сам проект переносимым с одного компьютера на другой.

Выбор параметров страницы

Предпечатная подготовка всегда начинается с выбора формата издания. Если офисные документы чаще всего используют формат А4, иногда А3, то в полиграфии вариантов намного больше — от размеров визитной карточки до громадных постеров. Здесь все определяется назначением печатной продукции.

При создании нового документа с помощью пункта главного меню Файл -> Новый открывается окно, где можно настроить основные характеристики формата (на иллюстрации — слева).

Если Scribus запускается первый раз и никаких проектов еще нет, то появляется похожее, но имеющее больше возможностей по настройке окно (на иллюстрации — в центре).

Если работа над документом уже начата, но его свойства потребовалось изменить, то с помощью пункта главного меню Файл -> Параметры документа можно открыть одноименное окно, где можно сделать все нужные настройки (на иллюстрации — справа).

Настройка свойств документа

Настройка свойств документа.

В появившемся окне прежде всего нужно выбрать макет документа. В полиграфии имеется термин фальцовка (fold), который означает сгиб страницы. Этот сгиб является частью макета, в реальности он получается на специальной фальцовочной машине. Примером может служить буклет, который в сложенном состоянии имеет вид гармошки. Хотя этот буклет верстается и печатается как один лист, фальцовка придает ему законченный вид. В Scribus макет может иметь до четырех сгибов. Если выбрать вариант Одиночная страница, то сгибов не будет, что характерно для журналов и книг. Одиночных страниц (как и любых других) в документе может быть сколько угодно — их легко добавить в процессе работы.

Выпуск под обрезку — это запас бумаги для получения ровного края книги после его обрезки. Сложенные в стопку отпечатанные листы никогда не создадут ровный край, поэтому их требуется подравнять на гильотине. По умолчанию выпуск равен нулю.

Все размеры задаются в пунктах. Это можно изменить, но надо учесть, что пункты — стандартная единица измерения для полиграфии. Есть смысл привыкать к такому положению вещей.

После предварительной настройки можно начинать работу с проектом. К этому моменту весь материал уже должен быть готов. Дальнейшие действия будут показаны на примере верстки простейшего буклета: имеется небольшой текст с единственной иллюстрацией. Желательно разместить все это на развороте со сгибом посередине, текст слева, фото справа.

В окне Новый документ надо указать тип макета Парные страницы. Размер страницы — Другой. Такой размер не является хорошим выбором, потому что в типографии наверняка предпочли бы один из стандартных. Вопрос с размером лучше уточнить там, где предполагается заказывать печать. Но пока таких данных нет, годится и наш выбор.

Заметка на полях

Совет: Чем раньше будет произведен выбор размера страницы, тем меньше изменений потребуется вносить в макет в дальнейшем.

Для нестандартного листа нужно указать его ориентацию, ширину и высоту. Пусть это будет альбом, 279 pt на 918 pt. Поля и прочее пока остаются по умолчанию. Если в окне настроек есть чекбокс Все страницы, то его надо отметить, даже если в документе будет всего одна страница.

Здесь же указывается количество страниц. Очень часто этот параметр известен заранее, ведь материал уже подготовлен и вид его оформления понятен. Но если это не так, то можно указать одну страницу. Дополнительные страницы всегда можно добавить.

Важный момент — установка направляющих. Они могут потребоваться для выравнивания элементов дизайна или просто для ориентировки на странице. Направляющие — это пунктирные линии, которые видны в окне программы, но не видны при печати. Для установки направляющей нужно «взять» мышкой верхнюю или левую линейку и подвинуть ее на нужное место. Сама линейка при этом никуда не передвинется, зато появится направляющая. Другой вариант — использование пункта главного меню Страница -> Управление направляющими. Преимущество этого метода состоит в возможности точного указания положения направляющей. В нашем случае имеет смысл отметить на странице место фальцовки, его координата равна 918/2 = 459 pt.

Логика работы и инструменты

Как в любой программе, в Scribus имеется главное меню, а под ним — панель инструментов. Они во многом не похожи на меню и инструменты офисных пакетов для работы с текстом. Здесь нет прямого выбора свойств шрифта, абзаца и других подобных настроек. Это связано с тем, что, как уже отмечалось, верстка больше похожа на работу с графикой, чем с текстом. Основное внимание уделяется дизайну. Собственно текст и иллюстрации создаются на более ранних этапах и к моменту верстки уже должны быть готовы. Это — одна из причин, почему почти никогда документы не создаются сразу в подобных программах. Подготовка материала и верстка — это разные процессы, они требуют разных подходов и разных инструментов.

Как и в других программах, в Scribus инструментами можно пользоваться через главное меню, а панель дает быстрый доступ к некоторым из них.

Саму панель можно тематически разделить на четыре части — Файл, Правка, Инструменты и PDF-инструменты. На иллюстрации они расположены слева направо и разделены красными вертикальными линиями.

Файл и Правка стандартны — как и в любых других программах они позволяют создавать, открывать, сохранять и печатать документы, а также копировать, вставлять, отменять и повторять правки.

Инструменты дают доступ к основным функциям Scribus.

PDF-инструменты нужны для экспорта документов Scribus в формат PDF.

Главное меню и панель инструментов Scribus

Главное меню и панель инструментов Scribus.

В нижней части рабочего поля также имеются некоторые инструменты — для масштабирования, навигации и режима предпросмотра.

Все объекты — текст, графика, ссылки, кнопки и т.п. — размещаются на странице в виде блоков. Например, невозможно просто взять и напечатать на странице текст. Сначала нужно создать пустой текстовый блок, а затем уже в нем разместить текст. При этом полученный блок будет независим от других элементов страницы — его можно вместе с содержимым свободно перемещать, изменять размер и пропорции.

Для вставки текстового блока нужно нажать на панели значок Текстовый блок, а затем «прокатить» по странице курсор при нажатой левой кнопке мыши. Кроме текстовых блоков таким образом можно вставить на страницу Блок изображения, Блок визуализации, а также некоторые графические примитивы.

Блок можно просто перемещать мышкой, но часто требуется точно задать его расположение, размер и даже поворот. Это делается в окне Свойства, которое вызывается из частного меню по щелчку правой кнопкой мыши на объекте.

Блок можно. да, заблокировать от изменений, если нажать на иконку замка в окне Свойства. В этом случае его нельзя будет ни изменить, ни переместить. Это полезно, если если блок полностью и окончательно готов.

Это же меню позволяет работать с текстом в блоке. При этом используются пункты Получить текст, Добавить текст, Изменить текст, Вставить шаблонный текст.

Логика работы с другими объектами примерно такая же.

Поскольку Scribus относится к классу программ для графического дизайна, здесь конечно же есть возможность использовать слои. Структуру слоев лучше продумать с самого начала. Каких-то жестких правил для наполнения слоев содержанием нет. Можно разместить в одном слое текстовые блоки, а в другом графику или фоновое изображение. Или текст и текст, что позволит накладывать их один на другой. Или иметь слои с одним и тем же текстом, но на разных языках. Или с использованием разных шрифтов. Все зависит от задачи, опыта и фантазии.

Окно управления слоями можно включить с помощью пункта главного меню Окна -> Слои. Слои можно добавлять (+), удалять (), перемещать вверх или вниз. Каждый слой имеет набор свойств, которые можно менять управляя чекбоксами, которые располагаются в строке с его именем. Основные свойства слоя — видим он или нет, выводится на печать или нет, заблокирован или нет.

Окно управления слоями

Окно управления слоями.

Активный слой выделен в окне Слои серым цветом, именно в нем выполняются все текущие действия. Чтобы перейти в другой слой, надо один раз щелкнуть на его названии. Чтобы переименовать слой, надо сделать здесь же двойной щелчок.

Все дополнительные окна в Scribus, в том числе и окно Слои — плавающие. Их можно свободно перемещать мышкой по экрану и располагать так, как это удобно для работы.

Для нашего буклета можно сразу создать два слоя для размещения текста и графики в дополнение к имеющемуся по умолчанию слою Фон.

Теперь можно создать один текстовый блок с помощью инструмента Текстовый блок, который на иллюстрации обведен красным кружком. Линия синего цвета отделяет поля. К этому моменту окно программы должно выглядеть примерно так:

Создание текстового блока в Scribus

Создание текстового блока в Scribus.

Текст

Текст обычно начинается с заголовка. В Scribus заголовок — это такой же текстовый блок, как и любой другой. Поэтому отдельно рассматривать создание заголовков нет смысла.

Заполнить текстовый блок можно содержимым готового файла. Для этого надо выбрать из меню по щелчку правой кнопкой мыши на блоке пункт Получить текст или Добавить текст. Откроется окно выбора файла, в котором надо указать нужный. Поддерживается множество форматов файлов — от простого txt до ODF. Проприетарных форматов типа doc в списке может не быть, поэтому ими лучше не пользоваться.

Если текст был получен или добавлен из файла, то этот файл связывается с проектом Scribus. Это значит, что для редактирования текста достаточно изменить его файл и в Scribus эти изменения отобразятся автоматически. Таким образом можно изготовить, например, визитки для разных людей, но с одинаковым оформлением.

В этом же меню есть пункт Вставить шаблонный текст, который просто заполняет блок произвольным текстом. Эта возможность бывает востребована, если текст для верстки поступает из многих источников, часть из которых пока не предоставила свой материал. Например, при издании газеты или журнала. Процесс верстки можно не останавливать и вставить текст в подготовленный заранее блок в последний момент.

Но самый интересный пункт частного меню текстового блока — Изменить текст, который активирует окно Story Editor. Это же окно можно вызвать через главное меню Правка -> Изменить текст или просто нажав на клавиатуре комбинацию Ctrl+T . В этом окне собраны все основные настройки текста для данного текстового блока (для разных блоков можно иметь различные настройки). Story Editor является очень важным инструментом в Scribus.

Окно настройки текста в блоке

Окно настройки текста в блоке.

В окно Story Editor можно вставить скопированный ранее текст. Или можно набрать его прямо здесь. И, конечно, можно редактировать так же, как это делается в любом редакторе. В нижней части окна отображается статистика текстового блока, что бывает полезно.

Все характеристики текста в блоке настраиваются, для этого в окне Story Editor имеется множество инструментов. Но все настройки, сделанные для одного блока, применяются только к нему. Для другого блока их придется делать заново. Горазда удобнее воспользоваться стилями. Стили можно создавать, давать им имена, удалять, импортировать и т.д. И самое главное — их можно применять к абзацам в любых текстовых блоках. Каждый абзац может иметь свой стиль.

Слева, напротив каждого абзаца, указан его стиль. Сейчас стиль не определен, поэтому он помечен как Без стиля. Если щелкнуть на этом названии мышкой, то появится строка выбора стиля. В данный момент доступен только один — Стиль абзаца по умолчанию (Default Paragraph Style).

Для управления стилями имеется свой инструмент. Он доступен через пункт главного меню Правка -> Стили или по клавише F3 . Окно Стили — обычное плавающее окно и его можно разместить в любом удобном месте. Инструментов здесь не меньше, чем в окне Story Editor. Для создания нового стиля надо нажать кнопку Создать, выбрать тип стиля, например, Абзацный стиль, затем присвоить ему понятное имя.

Окно Стили, вкладка Свойства
Окно Стили, вкладка Свойства.
Окно Стили, вкладка Символьный стиль
Окно Стили, вкладка Символьный стиль.

Для нового стиля можно выбрать прототип в строке Основан на:. Но можно все настроить с нуля. Как уже говорилось, инструментов много, но часть из них нужна для тонкой настройки и на первых порах будет невостребована.

На вкладке Свойства собраны характеристики, которые относятся к абзацу в целом.

Это прежде всего интерлиньяж, расстояние перед абзацем и после него, выключка.

Заметка на полях

Интерлиньяж (происходит от фр. interligne; дословный перевод: «написанное между строк») — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах.

Здесь же есть настройки для буковицы — отдельной красивой буквы, с которой начинается первое слово абзаца. Используется не очень часто, но, если это делать к месту, то выглядит красиво.

Расширенные параметры позволяют управлять шириной пробелов и шириной глифов (собственно символов). Это позволяет несколько сжать или, наоборот, расширить набор в строке. Такой прием оправдан, если зарезервированного места немного не хватает для текста или остается пустое пространство, которое портит восприятие. Делать это надо осторожно, так, чтобы подобный абзац не выделялся по сравнению с другими.

Ниже в окне Стили настраиваются отступы первой строки, всего абзаца слева, всего абзаца справа.

Заметка на полях

Выключка — выравнивание строки. Возможные варианты — по левой или правой вертикальным границам, по центру, по ширине кроме последней строки, по ширине для всех строк.

На вкладке Символьный стиль собраны характеристики, которые относятся к шрифту. Здесь указывается гарнитура (доступны все шрифты, установленные в системе) и начертание (обычный – regular, полужирный – bold, наклонный — italic, полужирный наклонный – bold italic.

Настройка размера шрифта, кегль, дополнена точной установкой трекинга (расстояния между символами текста).

Ниже расположены кнопки включения режимов подчеркивания, индексов, капители (начертание всех букв как заглавных), прорисовки контуров символов (без заливки внутри), прорисовки тени от символов (бывает полезно для заголовков).

Еще ниже находятся кнопки расширенного форматирования для точной подстройки положения символов и их размера. Они позволяют изменить размер несмотря на указание кегля.

В самом низу окна Стили можно настроить цвет заливки символов.

Настройка Стиля

Настройка Стиля.

Умение выбрать оптимальные настройки при таком их разнообразии достигается практикой, опытом.

Количество страниц документа было указано в самом начале работы. Но если требуются дополнительные страницы, то их несложно добавить. Для вставки страниц нужно воспользоваться пунктом главного меню Страница -> Вставить. По умолчанию будет предложен тот же формат, который имеет весь документ. Его можно изменить. И снова можно указать количество вставляемых страниц.

При заполнении блока текстом может возникнуть ситуация, когда он там не помещается. Индикатором этого служит маленький перечеркнутый косым крестом квадрат в правом нижнем углу текстового блока. Здесь может быть два решения — либо уменьшить размеры шрифта, интерлиньяжа, межсимвольного расстояния и ширины самих символов, то есть ужать текст, либо добавить еще один текстовый блок и перенаправить в него текстовый поток из первого блока.

Первый вариант очевиден, но его возможности ограничены.

Вариант с перенаправлением текстового потока в большинстве случаев подходит больше. Сначала нужно создать второй текстовый блок на этой или другой странице, неважно. Затем выделить тот текстовый блок, в котором текст не помещается. После этого воспользоваться пунктом главного меню Объект -> Связать текстовые блоки или нажать на клавиатуре N . Теперь можно выделить второй текстовый блок мышкой и в нем появится оставшийся текст.

Графика

Добавление изображений на страницу производится так же как добавление текста — с помощью блоков. Соответствующий инструмент называется Блок изображения. Кнопка добавления блока изображения (на иллюстрации обведена красным кружком) находится на панели инструментов, рядом с кнопкой добавления текстового блока.

Для добавления блока изображения надо выбрать этот инструмент и затем «прокатить» мышку в нужном месте страницы при нажатой левой кнопке. Если для изображений отведен специальный слой, то он должен быть активен в момент вставки блока. В этом случае блок появится именно в нем.

Добавление блока изображения

Добавление блока изображения.

Блок изображения, также как и другие объекты, имеет свое частное меню, которое можно вызвать щелчком по нему правой кнопки мыши. Для вставки изображения из файла нужно выбрать пункт Вставить изображение и выбрать нужный файл. Изображение будет вставлено в блок. Здесь действует тот же механизм, как и при вставке текста из файла. Сам файл будет связан с проектом Scribus и, если его отредактировать, то изображение в блоке тоже изменится. Если файл убрать или переместить, то изображение в Scribus исчезнет.

Окно Свойств блока изображения отличается от соответствующего окна текстового блока.

Вставляемое изображение и подготовленный для него блок почти никогда не совпадают по размерам. Поэтому сразу после вставки изображение будет занимать либо часть блока, либо будет видно не полностью. Это легко исправить с помощью масштабирования до размера блока в окне Свойства, в разделе Изображение.

Масштабирование изображения

Масштабирование изображения.

Файлы, содержащие изображения могут быть практически любых форматов — PNG, JPG, SVG, TIFF и другие. Но разработчики Scribus рекомендуют отдавать предпочтение формату PNG, который использует алгоритм сжатия без потерь.

Окончательный результат показан на иллюстрации ниже.

Готовый буклет (использовано изображение из библиотеки Open Clip Art Library)

Готовый буклет (использовано изображение из библиотеки Open Clip Art Library).

Сохранение

В Scribus имеется автоматическое сохранение, по умолчанию оно выполняется каждые 10 минут и это время можно изменить. Оно начинает работать после присвоения файлу имени и первого сохранения документа. Но рекомендуется и самостоятельно периодически сохранять документ, если изменений накопилось много. Кроме собственно документа сохраняются и настройки программы, например, расположение окон.

Готовый проект всегда нужно сохранять в собственном формате файлов Scribus — sla. Он должен располагаться в том же каталоге, где находятся все рабочие материалы, связанные с ним. Это позволит переносить весь проект с одного компьютера на другой простым копированием каталога.

При переносе проекта Scribus на другой компьютер может возникнуть ситуация, когда требуемых шрифтов не там окажется. Поэтому лучше перед переносом внедрить в проект шрифты, а заодно и изображения, если они есть. Для полного сохранения изображений и шрифтов надо выбрать пункт главного меню Файл -> Собрать для вывода. В появившемся окне нужно отметить чекбокс Включить шрифты.

Для передачи в печать обычно требуется файл в формате PDF. Такие файлы полностью автономны, могут просматриваться на любом компьютере и не требуют переноса вместе с ними каталога с материалами проекта.

Scribus позволяет получать файлы PDF очень высокого качества. Для экспорта в PDF имеется пункт главного меню Файл -> Экспортировать -> Сохранить как PDF. Окно Экспорт в PDF имеет несколько вкладок, которые позволяют настроить свойства готового документа.

Окно Экспорт в PDF

Окно Экспорт в PDF.

При экспорте в PDF надо обязательно включить в файл все используемые в проекте шрифты, это делается на вкладке Шрифты. Этот момент важен потому, что в противном случае при просмотре на другом компьютере текст может не отображаться или искажаться.

Окно Экспорт в PDF, вкладка Шрифты

Окно Экспорт в PDF, вкладка Шрифты.

На вкладке Безопасность можно задать пароль на печать, изменение или копирование документа.

На вкладке Цвет можно выбрать метод цветопередачи (RGB, CMYK или черно-белый). Если печать производится на офисном принтере, то можно оставить RGB. Если файл передается в типографию, то лучше проконсультироваться с ее сотрудниками на предмет выбора подходящих настроек цвета, а также правильной настройки последней вкладки Полиграфия.

  • Все шрифты обязаны быть встроены в конечный файл.
  • Допускаются лишь цвета в градациях серого, CMYK или плашечные цвета. Изображения в RGB автоматически конвертируются в CMYK согласно настройкам управления цветом. Для этого в настройках Scribus (Файл -> Настроить Scribus) нужно заранее включить управление цветом и выбрать профили для CMYK (и для растра, и для сплошных цветов). Если этого не сделать, то экспорт в PDF/X-1a будет недоступен.
  • Запрещено внедрение мультимедиа.
  • Запрещены скрипты JavaScript.
  • Запрещено шифрование и защита паролем.

Изучаем Scribus. Часть 1. Первое знакомство

«Я делаю газету на работе и мне нужна настольная издательская система. Я обычно использую программу Х под Windows или Mac OS. Но недавно я перешел на Linux. Я хотел бы знать, имеются ли под эту операционную систему подобные программы» .

Вопрос похож ли на тот, который вы можете задать сами себе? Тогда ответ на него прост и точен — это Scribus. Официальный сайт проекта — http://www.scribus.net/canvas/Scribus .

Scribus (Скрибус) является Open Source программой, способной создавать высококачественные страницы, тиражируемые для печати. Программа работает под целой коллекцией операционных систем: Linux/UNIX, Mac OS X, OS/2 Warp 4/eComStation и различными версиями Windows. Проекты, созданные в Scribus, полностью готовы к типографской печати. Помимо этого, программа имеет множество дополнительных возможностей по улучшению вывода страниц на печать.

Помимо современного и удобного графического интерфейса, Scribus поддерживает все возможности профессиональных издательских систем, такие как цветовую модель CMYK, Spot Colors, систему управления выводом цвета ICC, создание PDF-файлов.

Почему мы предлагаем вам использовать Scribus? Во-первых, потому что эта программа является свободно распространяемой. А во-вторых — она позволяет создавать документы великолепного качества для любых целей — будь то печать или распространение в электронном виде.

Чуть не забыл упомянуть — журнал PCLinuxOS Magazine также создается в этой программе. На момент написания статьи текущей стабильной версией Scribus является v1.3.9.

Ну что же, пора начинать!

Scribus можно запустить как из командной строки, так и через основное меню графической оболочки операционной системы (Gnome, KDE, Xfce или что-либо другое). При первом запуске программы появляется окно настроек нового документа. Эти настройки распространяются только на текущий проект, который вы начали создавать. По умолчанию загружаются общие установки Scribus, которые вы можете поменять. В окне Макет документа (Document layout) вы можете выбрать тип документа, в зависимости от того, что вам необходимо создать. Если это обычный реферат, то подойдет вариант Одиночная страница (Single Page). Если это многостраничный документ, то можно выбрать из макетов Парная страница (Double Page), трех— (3-fold) или четырех— (4-fold) страничная модель. Здесь под специальным словом fold понимается фальцовка — сгиб страницы, получаемый на документе в его собранном состоянии. Как видим, таких сгибов может быть один, два, три или четыре.

Scribus - Новый документ

В этом окне также можно установить остальные параметры документа. В секции Page Size (Размеры) задаются размеры страницы: формат листа (A1, A2, A3, A4); ориентацию страницы (портретная — portrait или альбомная — landscape). По умолчанию стоит портретная ориентация листа с форматом A4. После того, как вы выберите нужный вам формат, в нижних полях width и height автоматически установятся размеры, соответствующие этому формату, которые вы можете подредактировать, при желании.

В секции Margin Guides (Поля) устанавливаются отступы от краев документа в выбранных единицах измерения. В типографике стандартом de-facto являются пункты (pt). При создании журнала PCLinuxOS Magazine используются именно пункты. Но вы можете выбрать те, которые вам более удобны: дюймы, сантиметры или что-либо еще. У себя на работе я пользуюсь дюймами. В нашем же примере я выбрал единицы измерения по умолчанию, за исключением того, что поменял формат документа на Letter. Вы можете в любой момент зайти в пункт меню FileDocument Setup и установить параметры документа, которые вам нужны, например, отступы.

В секции Options (Параметры) можно установить единицы измерения (по умолчанию это пункты) и количество создаваемых страниц. Если вы заранее не знаете, сколько страниц вам потребуется, устанавливайте изначально одну — в дальнейшем вы можете легко добавить то количество, которое будет нужно.

После того, как вы установите все параметры документа, нажмите кнопку ОК. Новый документ будет создан и вам сразу будет доступна панель инструментов Scribus. Давайте рассмотрим, что она из себя представляет.

Scribus - Панель инструментов

Вся панель разделена на четыре части: Файл, Правка, Инструменты и PDF-инструменты. Каждую из этих частей можно настроить под удобный вам вид — запретить или разрешить парковку, сделать панель плавающей или фиксированной и многое другое.

Итак, первая секция панели — Файл. В ней можно выполнять операции над файлами: Создать новый (Ctrl-N), Открыть существующий (Ctrl-O), Сохранить текущий (Ctrl-S), Закрыть документ (Ctrl-W) или Отправить на печать (Ctrl-P). Также имеются валидатор, проверяющий документ на возможные ошибки и инструмент для преобразования в PDF-формат.

Вторая секция — Правка. Здесь возможны следующие действия над документом: Отменить (Ctrl-Z), Повторить (Ctrl-Shift-Z), Вырезать (Ctrl-X), Скопировать (Ctrl-C) и Вставить (Ctrl-V). Три последних в каких-либо объяснениях не нуждаются. А вот относительно Отменить и Повторить стоит заметить, что при выполнении этих действий очень полезно пользоваться мышью. Дело в том, что при наведении на значок любого из них во всплывающей подсказке будут показано действие, которое будет выполнено при нажатии на него. Таким образом, вы всегда будете точно знать, какое именно действие вы можете повторить или отменить на данный момент.

Третья секция — PDF-инструменты. Здесь представлены формы, которые можно вставить в PDF-документ. Все формы создаются с помощью языка JavaScript и служат для интерактивного общения с пользователем внутри документа. Другими словами, для получения от него какой-либо информации.

Четвертая секция — Инструменты. Это самая большая часть панели и инструментов здесь собрано больше, чем во всех остальных. При наведении курсора мыши на каждый из них возникает подсказка с информацией, помогающей разобраться, для чего любой из них предназначен. Разберем по их порядку.

  • Выделить объект (C) служит для выделения объекта в документе. Это наиболее часто используемый инструмент, служащий для перемещения фокуса внутри документа.
  • Добавить текстовый блок (T) — добавляет текстовый блок, в который впоследствии загружается текст.
  • Добавить изображение (I) — аналогично предыдущему инструменту добавляет графический блок, в который будет загружен графический файл.
  • Добавить таблицу (A) — добавляет блок, в который вставляется таблица с текстовыми данными.
  • Добавить фигуру (S) — добавляет блок, в котором размещается фигура произвольной формы.
  • Добавить многоугольник (P) — добавление многоугольника необходимой формы. В диалоговом окне свойств можно настроить количество углов, угол поворота и коэффициент сглаживания.
  • Добавить линию (L) — добавление линии в документ.
  • Добавить кривую Безье (B) — добавляет блок с кривой Безье требуемой конфигурации. Кривая Безье позволяет строить гладкие линии на основе ломанной.
  • Добавить линию от руки (F) — создание линий произвольной формы.

Все перечисленные инструменты имеют одну общую особенность — способом размещения создаваемых объектов в документе. Первый способ заключается в следующем. При выделенном инструменте делается щелчок левой кнопки мыши в месте предполагаемой вставки объекта. Сразу после этого появляется диалоговое окно, в котором необходимо ввести линейные размеры и опорную точку для вставляемого объекта.
Второй способ — удерживать левую кнопку мыши и вытягивать ее в необходимые стороны, строя тем самым нужный объект.

  • Инструмент Повернуть объект (R) — вращение объекта на произвольный угол.
  • Изменить масштаб (Z) — приближает или удаляет выделенный объект на плоскости документа. При нажатой клавише Shift происходит уменьшение (отдаление) объекта. Также уменьшение или увеличение масштаба объекта можно получить, зажав клавишу Ctrl и вращая колесо мыши.
  • Инструмент Изменить содержимое объекта (E) — позволяет редактировать выделенный объект. Если выбран объект с таблицей, то будет выделена ячейка, на которую пришелся курсор мыши.
  • Инструмент Изменить текст в Story Editor (Ctrl-Y) — открывает текст, вставленный в объект, во встроенном в Scribus текстовом редакторе Story Editor.
  • Связать текстовые блоки (N) — устанавливает взаимосвязь между объектами, содержащими текст. Связанные блоки имеют общее текстовое пространство.
  • Разорвать текстовые блоки (U) по своему действию прямо противоположен предыдущему инструменту.
  • Измерения — служит для вычисления точного расстояния между объектами, а также измерения углов между отрезками.
  • Инструмент Пипетка позволяет запомнить выбранный цвет в палитре цветов.

На скриншоте видно, что открыты еще два дополнительных окна — Свойства документа (Document Properties) и Слои (Layers). В своей работе я не могу обойтись без них, так как задача дизайна документа выполняется, в основном, в этих окнах. Если вы случайно закрыли одно из них, то можете перейти в меню в пункт Окна (Windows). Откроется целый список окон, которые можно использовать. Выберите то, которое вам необходимо. Немного позже мы будем использовать некоторые из них в нашей работе.

Scribus - Рамка фрейма

В самом низу основного окна вы можете увидеть еще несколько инструментов: масштабирование, навигацию по страницам, навигацию по уровням и режим предпросмотра (значок выглядит как открытый глаз).

В общем, мы рассмотрели все инструменты, требующиеся нам для повседневной работы в Scribus. Теперь закрепим знания и перейдем к практическим занятиям.

Все объекты, добавляемые в документ, вставляются в него с помощью фреймов. Если необходимо вставить текст, сперва вставляется тестовый объект (фрейм), а затем в этот фрейм добавляется сам текст. Аналогично производится вставка изображений, только вместо текста добавляется графический файл.

Давайте вставим текстовый объект. На панели инструментов нажмите кнопку Добавить текстовый блок (она выглядит как лист бумаги с большой буквой A в уголке). Затем щелкните левой кнопкой мыши на пустом месте документа и, не отпуская зажатую кнопку мыши, создайте прямоугольник.

Scribus - Вставка текстового объекта

Не обращайте внимание на тот факт, что получившийся прямоугольник имеет не те размеры и находится не совсем в том месте, как вам бы этого хотелось. Все это можно исправить впоследствии. Сейчас вам нужно обратить внимание на окно Свойства (Properties). Вы могли заметить, что если до этого оно было окрашено серым цветом и было неактивно, то сейчас оно стало доступным для редактирования и поля в нем заполнились какими-то цифрами. Напомню, что окно Свойства (Properties) позволяет редактировать любой объект, вставляемый в документ. Кроме редактирования геометрических размеров объектов, вы можете переместить их точно в то место, которое вам требуется. Этот способ является более точным и удобным, нежели стараться выполнить это действие с помощью мыши.

Мне нужно, чтобы текстовый объект располагался в документе в левом верхнем углу, поэтому в полях X-Pos и Y-Pos окна Свойства (Properties) я выставляю значение 40pt — как раз на границе отступа по вертикали и по горизонтали. В большинстве газет и брошюр размеры текстового объекта зависят от длины статьи (текста), поэтому на данном этапе я оставляю высоту и ширину блока как есть, не изменяя их.

На панели инструментов найдите значок, который выглядит как записная книжка с карандашом в правом уголке. Это инструмент Изменить текст в Story Editor. Выделите мышью только что созданный текстовый объект и нажмите на этот значок. Откроется окно, как на скриншоте внизу. Другой способ вызвать это окно — кликнуть правой кнопкой мыши внутри созданного текстового объекта и выбрать из появившегося контекстного меню пункт Редактировать текст (Edit Text).

Scribus - Story Editor

Это окно Story Editor. В нем вы можете создавать текстовый документ, заполняя текстовый объект. Или же, если текст у вас уже готов в каком-либо другом текстовом редакторе, вы можете просто скопировать и вставить его в это окно. После того, как текст будет готов, нажмите зеленую кнопку в верхнем углу окна. Редактор Story Editor закроется, а ваш текст появится в текстовом объекте документа. Аналогично заполняются все фреймы, содержащие текст.

Точно также добавляется в документ графика. Щелкните на кнопке Добавить изображение на панели инструментов и затем создайте графический объект в документе. Для того, чтобы вставить изображение в только что созданный фрейм, щелкните правой кнопкой мыши внутри него и выберите Вставить изображение (Get image) в контекстном меню.

Scribus - Вставка графического объекта

После того, как графический файл будет добавлен, можно его отредактировать. Например, вы можете подстроить изображение к размеру фрейма, в который оно вставлено. Для этого выделите картинку правым щелчком мыши и выберите Fit Image to Frame. Это действие подстроит графический файл к размеру объекта, но не всегда это будет достаточно точно. Поэтому, чтобы получить более правильный результат, вам необходимо знать размеры вставляемого графического файла. Затем в окне Свойства (Properties) в полях, отвечающих за размеры графического объекта, выставите нужные значения. Снова выберите действие Fit Image to Frame. Теперь графический файл точно впишется во фрейм.

Scribus - Свойства изображения

Scribus - Контекстное меню

Теперь загляните в окно Свойства. Все, что необходимо для редактирования графического объекта, находится в нем. Все окно разбито на несколько секций — XYZ, Shape, Text, Image, Line и Colors. Секция XYZ наиболее часто используемая. Применяется для установки размеров и местоположения объекта. Вы можете понизить или повысить графический файл в уровне, используя кнопки Level (это полезно в том случае, когда у вас несколько изображений в документе, перекрывающих друг друга). Еще одной полезной кнопкой является значок небольшого замочка, служащий для блокировки выбранного объекта от изменений. Иногда это полезно, когда у вас в документе имеются несколько объектов, которые должны обтекаться текстом. Также, когда вы блокируете какой-либо объект, он становится защищенным от случайного смещения относительно своего местоположения — в этом случае вы можете свободно редактировать другие объекты.

Секция Shape предназначена для задания формы, по которой текст будет обтекать объект. Например, вы вставляете в документ картинку и задаете ее местоположение. Затем в секции Shape вы устанавливаете форму, по которой текст будет обтекать графический файл, оставляя, тем самым, и картинку и текст полностью видимыми.

Секция Group служит для настройки обтекания текстом группы объектов (точно также, как секция Shape задает обтекание текстом графического файла). С помощью этой секции можно установить форму, с помощью которой объединяются объекты в группу. Тем самым, задается и форма, по которой текст будет обтекать эту группу. Однако, в некоторых версиях Scribus эта функция работает все еще некорректно, поэтому в следующих статьях будут рассмотрены способы решения этого вопроса.

В секции Text можно настроить параметры отображения текста в документе — установить гарнитуру и размер шрифта, задать цвет и эффекты отображения текста. Все это доступно в этом разделе. Например, если вам необходимо создать большой заголовок синего цвета с красной окантовкой, то вы легко можете выполнить эту задачу в данной секции. Кроме этого, точно такой же набор функций для редактирования текста вы можете найти в окне Свойства, на вкладке Text. Обзор этой возможности будет сделан несколько позже.

Line — если вам необходимо задать рамку вокруг текстового или графического объекта, то это вы можете сделать в этой секции. Здесь имеется большой выбор самых различных стилей и размеров границ. Прежде чем увидеть конечный результат, перейдите в секцию Colors и выберите цвет для рамки, если выбранный по умолчанию вас не устраивает.

Секция Colors позволяет установить цвет для любого редактируемого вами объекта (цвет текста также можно выбрать на вкладке Text). Например, если вы вставляете для украшения прямоугольник, то для него можно установить рамку, цвет заливки и степень прозрачности. Также здесь можно выбрать и задать вертикальный или горизонтальный градиенты.

Вводный курс по Scribus:5

В публикации нам будет необходимо провести сложную работу по форматированию. Это надо сделать с текстом указаний на первой странице со сведениями об издании, шапки (заголовка), подрубрики (подзаголовка). Это сложная работа, особенно если издание будет на нескольких языках и если необходимо для каждого языка осуществлять монтаж (форматирование). Вместо этого можно использовать для текста на разных языках, свои раздельные слои. Можно скрывать и показывать слои разных языков. Такой подход удобен при макетировании страниц. На один уровень можно разместить фоновый рисунок, на другой — текст. Таким образом мы получим текст на фоне рисунка. Перейдите в пункт меню Окна>Слои. В открывшемся окне вы увидите уже существующие слои, которые содержат все ваши объекты. Если вы снимите галочку с «глаза», все объекты этого слоя исчезнут, у вас останется пустая страница. Чтобы изменить название слоя, кликните в него и введите свое название. Внизу крайняя кнопка служит для создания нового слоя, следующая кнопка для удаления текущего слоя. Объекты которые вы размещаете на странице будут располагаться на текущем слое, который в данный момент выделен в этом окне.

Вставка текста в текстовые блоки

Чтобы вставить текстовый блок 1.Нажмите на кнопку «Вставить текстовый блок» на панели инструментов 2.Выберите пункт меню Вставка>Текстовый блок 3.Используйте клавиатурную комбинацию T, или Alt+N, T Это позволит вам с помощью мыши расположить и установить размер текстового блока. Кликните мышью и перетащите диагонально удерживаю кнопку, располагая блок на странице. То место страницы в котором вы кликнули мышью будет одним углом блока, там где вы отпустили кнопку мыши — другим. Чтобы удалить текстовый блок необходимо сделать его активным кликнув по нему и потом нажать кнопку Delete, или комбинацию Ctrl+X.

Автоматическое создание текстовых блоков

Вы можете создавать текстовые блоки автоматически. Эта функция предусмотрена в окне создания нового документа (называется Автосоздание текстовых рамок) Выберите необходимое число страниц (также в окне создания нового документа), число столбцов и величину интервала. После того как вы нажмете ОК, будет создано заданное количество страниц с текстовыми блоками заполняющими пространство страниц. Более того эти текстовые блоки будут связаны друг с другом, так что когда вы будете вставлять текст он будет перетекать на следующую страницу (текстовый блок следующей страницы). (Подробнее о том как связывать блоки см. «Макетирование нескольких страниц» Вводный курс по Scribus:6) Заметьте, когда вы будете добавлять страницы к уже имеющимся (меню Страница>Вставить), новые появляющиеся страницы будут содержать текстовый блок заданного стиля.

Размер и расположение текстового блока

Чтобы задать размер и позицию текстового как и любого другого блока, используется окно Свойства. Чтобы его открыть выберите меню Окна>Свойства. В появившемся окне указаны свойства текущего блока, обведенного красным контуром (чтобы его выделить надо кликнуть по нему мышью). Во вкладке XYZ этого окна показана точная информация о координатах X и Y верхнего левого угла блока, ширине и высоте блока, угле поворота относительно вертикали. Изменить размер блока можно перетаскиванием контура (над маленькими прямоугольниками), или задав размеры в окне свойств (можно изменять в окошках значений размеры при помощи колесика мышки, если это делать при нажатых клавишах Ctrl, Shift, или Ctrl+Shift, разрядность изменений будет разной) Следует обратить внимание на кнопку с иконкой цепи. Если она нажата (по умолчанию она нажата), ширина и высота связаны друг с другом (изменение одной величины приводит к пропорциональному изменению другой). Если кнопка отпущена, значит ширина и высота не связаны. В меню Страница>Прилипание к сетке можно установить свойство прилипания к сетке страницы. Чтобы увидеть сетку страницы необходимо установить свойство «показать сетку» (Вид>Показать сетку)(по умолчанию это сделано). Эта сетка не будет отображаться в итоговом документе PDF, поскольку не является его частью. Задать свойства сетки можно в меню Файл>Настроить Scribus>Направляющие В меню Страница>Прилипание к направляющим можно установить свойство прилипания к направляющим страницы. Чтобы увидеть направляющие страницы необходимо установить свойство «показать направляющие» (Вид>Показать направляющие)(по умолчанию это сделано). Эти направляющие не будет отображаться в итоговом документе PDF, поскольку не является его частью. Задать свойства направляющих можно в меню Файл>Настроить Scribus>Направляющие

Копирование блоков и подобные операции

Один из путей копирования блоков его дублирование (клавиатурная комбинация Ctrl+Alt+Shift+D)Объект>Продублировать. Эта операция создает практически офсетную копию, находящуюся на более высоком слое. Используя команду продублировать многократно Объект>Продублировать многократно можно создать сколь угодно большое количество копий. Если перетягивать объект правой кнопкой мыши, то после того как ее отпустить можно в появившемся запросе выбрать создание копии, перетаскивание данного объекта или завершение операции. Для копирования объектов можно использовать Альбом (меню «Объект>Передать в альбом» или в контекстном меню «Передать в альбом»). Это создает поименованную копию блока и его содержимого в Альбоме. Чтобы получить копию из альбома следует выбрать меню Окна>Альбом Объекты с которыми осуществляется работа могут находиться не только на странице, но и за её границами. При сохранении документа, сохраняется все объекты, даже если они находятся за границами страницы. Это позволяет расширить пространство рабочего стола, временно помещая за границы страницы объекты. Когда создается файл публикации PDF для находящихся за пределами страницы объектов будут получины сообщения об ошибках. Если пропустить эти ошибки, то полученный файл PDF, не будет включать эти объекты.

Ввод и редактирование текста в блоке

Story Editor (Редактор материала) Если у вас выбран текстовый блок нажмите клавишу «Изменить текст в Story Editor» (клавиатурная комбинация Ctrl+Y), или выберите в меню Правка>Изменить текст; это также доступно и в контекстном меню. Редактор материала Story Editor наиболее эффективный способ ввода текста. Вводимый текст будет иметь соотвествующий тексту в блоке цвет, другие свойства, такие как гарнитура, расстояние между символами, не отображаются в тексте набираемом в Story Editor. Если вы хотите изменить цвет заднего фона в Story Editor выберите меню Параметры>Фон. Свойства которые можно изменять в Story Editor, можно изменять на вкладке Текст окна Свойства (см. Размер и расположение текстового блока). Чтобы облегчить себе работу в Скрибусе используйте Стили окна Story Editor. Они позволяют сохранить комплекс свойств связав их с определенным именем Стиля, с целью повторного их использования в дальнейшем. Можно редактировать текстовый блок непосредственно на главной странице, для этого используйте кнопку «Изменить содержимое блока» панели инструментов (клавиатурная комбинация «E»). Когда вы кликните в блок, вы увидите мигающий курсор в том месте, куда будет производиться ввод текста, или осуществляться редактирование. Вместо использования этой кнопки того же результата можно добиться двойным кликом в текстовом блоке. Изменить свойства редактируемого таким образом текста можно используя окно Свойства>Текст (см.Размер и расположение текстового блока) Чтобы редактировать весь текст целиком данного текстового блока, следует сначало выбрать текстовый блок (вокруг него появиться красная рамка). Для этого нажмите кнопку Выбрать объект (клавиатурная комбинация «C»). После этого если вы будете изменять свойства на вкладке Текст окна Свойства (см.Размер и расположение текстового блока), изменения будут применяться ко всему тексту блока.

Специальные символы, акцентуированные символы иностранных языков

Существует возможность вставлять в текстовый блок специальные символы, символы иностранных языков, которые не представлены на клавиатуре, типографские знаки (такие как длинное тире, короткое тире, символы различного размера и т.п.). Для этого используйте главное меню Вставка>Символ, Вставка>Символ. Вставка>Кавычки, Вставка>Пробелы и разрывы, Вставка>Лигатура. Если специальные символы не отображаются, чаще всего это означает, что они не доступны в данном выбранном шрифте. То что отображается в Story Editor, не обязательно проявиться на странице.

Загрузка текста из файла

Чтобы загрузить текст из файла, в контекстном меню текстового блока выберите Получить текст, или из меню Файл>Импортировать>Получить текст. Эта команда заменяет все что ранее находилось в текстовом блоке на текст из файла. Чтобы добавить текст следует выбирать вместо Получить текст, Добавить текст. Файл можно также загрузить и в Story Editor. Чтобы посмотреть каким будет форматирование в текстовом блоке можно использовать вставку шаблонного текста (в контекстном меню текстового блока пункт Шаблонный текст; в меню Вставка>Шаблонный текст. Скрибус имеет шаблонный текст на нескольких языках, в том числе на русском языке.

Проблема расходящихся строк в колонках

Размещая текст в фрейме с несколькими колонками, вы иногда можете столкнуться с тем что строки соседних колонок не лежат на одной линии. Это часто происходит при совмещении блока изображения с текстовым блоком, или если вы разместите рядом два текстовых блока. Чтобы решить эту проблему применяйте абзацные стили. Создать абзацный стиль можно в меню Правка>Абзацные стили. Чтобы создать или изменить стиль в Story Editor, для этого выберите меню Правка>Изменить стили. В появившемся окне Правка стилей, вы можете создать новый стиль, нажав кнопку Новый. В окне Правка стилей в блоке Расстояния нажмите крайне левую кнопку интерлиньяж (рядом с ней также находиться окно ввода значения) и выберите «Выровнять по сетке базовой линии»

Уровни и слои

Небольшой блок кнопок «Уровень», расположенный на вкладке «XYZ» окна «Свойства» позволяет перемещать выбранный блок на более высокий или низкий слой, стрелки с линией предела дают возможность переместить блок на самый верхний или самый нижний слой. Поскольку фон блока может быть как прозрачным, так и не прозрачным, его перемещение между слоями может изменить то какая часть блока будет видимой, какая будет перекрываться другими непрозрачными блоками. Другие кнопки вкладки XYZ 1.Перевернуть по горизонтали или перевернуть по вертикали 2.Заблокировать блок на месте. При нажатии этой кнопки, замыкании замочка, блокируются такие свойства блока как размер, расположение, содержимое. 3.Заблокировать размер объекта. При нажатии этой кнопки возможность изменять размер исчезает. 4.Включить или отключить экспорт объекта. Вы можете разместить на странице блок с вспомогательной для себя или для третьего лица информацией, которая не будет частью готовой работы. Можно использовать эту кнопку если на странице располагаются блоки с идентичным содержимом на разных языках, и вы желаете иметь две публикации для этих языков.

Свойства:вкладки Очертания

Вкладка очертания находится в окне Свойства. Первая, самая верхняя кнопка с изображением прямоугольника в центре позволяет выбрать одно из нескольких типовых очертаний для текущего текстового блока. Более того если нажать кнопку Изменить очертания. появится возможность с помощью векторного редактора изменить очертания. Можно также использовать инструмент построения многоугольников (кнопки панели инструментов Добавить фигуру, Добавить многоугольник) чтобы создать обычный многоугольник, который затем преобразовать командами из контекстного меню в блок, в том числе текстовый блок (Преобразовать в>Текстовый блок). Следует заметить, что прежде чем после такого преобразования вводить текст необходимо изменить цвет фона полученного текстового блока. Окно ввода значения «закругленные углы» позволяет закруглить углы текущего текстового блока, допускаются и отрицательные значения. Расстояние до текста. Окна ввода «Столбцов», «Интервал» определяют количество колонок в текстовом блоке, и интервал между колонками. Окна ввода Сверху, Снизу, Слева, Справа определяют расстояние от края текстового блока до текста расположенного внутри него. Кнопка Табуляторы. устанавливает пункты табуляторов в текстовом блоке.

Обтекание блока текстом

Этот пример относится к случаю если текстовый блок находится на более низком уровне чем блок изображения. После создания блока изображения граница изображения и рамка блока изображения имеют одинаковые размеры и поэтому текст обтекающий блок изображения непосредственно соприкасается с самим изображением. Чтобы создать контур вокруг блока изображения на вкладке Очертания окна Свойства блока изображения во-первых поставте отметку Текст обтекает блок. После этого текст находящийся на нижнем уровне будет обтекать данный блок. Далее необходимо отметить пункт Контурная линия. Для изменения вида и размера контурной линии нажмите кнопку «Изменить очертания» этой же вкладки. В появившемся окне Узлы необходимо отметить пункт «Изменить контурную линия». Вокруг текущего блока появится синяя рамка с круглыми отметками углов. Перетаскивая эту рамку вы можете создать контур любого размера.

Свойства:вкладка Текст

Первые два поля ввода показывают гарнитуру шрифта и его стиль.В зависимости от того в каком режиме находится Скрибус, «Выбрать объект» (клавиатурная комбинация «С», при этом нажата первая кнопка панели инструментов (со стрелкой)) или «Изменить содержимое блока» (клавиатурная комбинация «Е», седьмая кнопка панели инструментов с конца) изменяться будет соответственно либо весь текст блока, либо вновь вводимый. Чтобы изменить некоторую часть текста следует перейти в режим «Изменить содержимое блока» и произвести выделение этой части. Далее во вкладке Текст идут поля:

2. Левое среднее поле ввода показывает межстрочное расстояние. Если вы находитесь в режиме Выбрать объект значение поля Межстрочное расстояние автоматически изменяется при изменении кегля шрифта (размера шрифта), в режиме «Изменить содержимое блока» изменение кегля шрифта не отражается на межстрочном расстоянии. Настройка автоматического межстрочного расстояния производится в меню Файл>Настроить Scribus. >Типографика. Если несколько секунд нажать на иконку межстрочного расстояния расположенную рядом с полем ввода значения, появится список режимов межстрочного расстояния: «Фиксированный интерлиньяж», «Автоматический интерлиньяж», «Выровнять по линии шрифта». Первый вариант установлен по умолчанию. Автоматический интерлиньяж означает, что межстрочное расстояние будет установлено автоматически «Выровнять по линии шрифта» устанавливает выравнивание строк текста по сетке базовых линий. Расстояние между базовыми линиями сетки устанавливается в меню Файл>Настроить Scribus. >Направляющие.

3. Левое нижнее поле ввода «Изменяемая ширина символов»- его изменение не влечет изменение высоты шрифта.

4. Правое верхнее поле поднимает (при положительных значениях) или опускает выбранные символы по отношению к базовой линии.

5. Правое среднее поле «Ручной трекинг» — кернинг или слияние — расстояние между символами.

6. Правое нижнее поле «Изменяемая высота символов» — при этом ширина символов остается неизменной, а сами символы остаются на базовой линии.

На вкладке Текст также можно найти два поля для установки цвета. Верхнее для установки цвета обводки текста и/или отбрасываемой им тени если она выбрана (смотри ниже пункты 8 и 9). Нижнее поле устанавливает цвет текста. Кроме определения цвета можно установить также его насыщенность, для этого кликните на проценте насыщения возле поля задания цвета. Ниже расположенный ряд кнопок слева направо:

1.Подчеркивание текста, включая интервалы между словами. Можно изменять толщину и вертикальную позицию(смещение).

2.Подчеркивание только символов. Можно изменять толщину и вертикальную позицию(смещение).

5.Все капителью (прописными буквами).

6.Малая капитель (маленькие заглавные).

7.Вычеркнутый текст. Можно изменять толщину и вертикальную позицию(смещение).

8.Контур. Применяет контур к символам. Можно изменять толщину.

9.Оттененный текст. Создает тень для символов, что фактически означает их дублирование сзади. Смещение по горизонтали (X-смещение) и по вертикали (Y-смещение) можно изменять.

10.Написание справа налево (отраженный по горизонтали текст) выбранных символов. Возможно применить только ко всему тексту, н не к отдельному параграфу.

Следующий ряд кнопок определяет выравнивание. Самая левая кнопка определяет принудительное выравнивание по ширине, что может привести к непредсказуемым результатам. Ниже расположены поля выбора стиля и языка. Последнее определяет автоматический перенос. В версии Скрибуса 1.3.4 выбор языка производится п меню Файл>Настройки документа>Перенос слов для редактируемого документа и в меню Файл>Настроить Scribus>Перенос слов для всех документов которые будут редактироваться в программе. В версии 1.3.4 выбрать язык можно и для каждого стиля в менеджере стилей.

Свойства: вкладка Линии

Параметры этой вкладки относятся к границам блока. Прежде всего следует упомянуть, что по умолчанию Цвет линии установлен в Никакого, поэтому какие бы установки не делались на данной вкладке, ничто не будет отражено на странице, пока не будет установлен какой-либо иной Цвет линии. Цвет линии устанавливается во вкладке Цвета, где помимо кнопки Изменить свойства цвета линии имеется кнопка Изменить свойства заливки блока или многоугольника. Если поля установок затемнены их невозможно применить к блоку.

Свойства: вкладка Цвета

Кнопка Изменить свойства цвета линии определяет параметры границы блока, по-умолчанию установлена в Никакой. Свойства заливки определяет цвет заливки блока. Значение Никакой для заливки означает прозрачный. Цвет текста можно установить на вкладке Текст, или в Story Editor. Поле Тень определяет насыщенность цвета, поэтому 0% отображается в нейтрально серый цвет. Для поля Непрозрачность 100% означает непрозрачный, 0% полностью прозрачный. Следует оговориться, что некоторые версии PDF, и их просмотрщиков не поддерживают прозрачность. Вы не ограничены в своем выборе цветов только теми, которые указаны на данной вкладке. Добавить, редактировать, удалить цвета можно в меню Правка>Цвета. Удаление цветов упрощает использование Scribus и уменьшает размер файла.

Scribus (первое знакомство)

Scribus является свободно распространяемым кроссплатформенным программным продуктом, работающим как под операционной системой Windows, так и под управлением ОС Linux и позволяет решать широчайший спектр задач по вёрстке документов на профессиональном уровне.

Программу Scribus можно использовать для создания любого вида полиграфической продукции, такой, например, как учебные материалы, техническая документация, визитки и многое другое, где требуются серьёзные возможности по обработке изображений, а также точное управление размерами изображений.

Установка программы Scribus

Чтобы установить программу Scribus, необходимо скачать программу с сайта разработчика (http://www.scribus.net/).

Страница, на которой можно скачать программу: http://wiki.scribus.net/canvas/Download

Нажмите два раза быстро по установочному файлу.

В следующем диалоговом окне нажмите кнопку Выполнить.

Начнется процесс первичной установки.

В диалоговом окне Installer Language выберите язык установки.

Откроется мастер установки Scribus.

В данном диалоговом окне нажмите кнопку Далее. Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне выберите вариант Я принимаю условия соглашения и нажмите кнопку Далее;

Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне нажмите кнопку Далее.

Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне нажмите кнопку Далее.

Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне нажмите кнопку Далее.

Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне начнется копирование файлов. Подождите когда все файлы скопируются и нажмите кнопку Далее.

Диалоговое окно мастера установки Scribus изменится. В данном диалоговом окне нажмите кнопку Готово.

После установки программы необходимо поставить еще и расширение Ghostscript, который использует функции импорта и экспорта программы Scribus.

Установка Ghostscript

Нажмите два раза левой клавишей мыши по установочному файлу.

Запуск программы Scribus

Для запуска программы щелкните два раза левой клавишей мыши по ярлыку программы Scribus.

При запуске Scribus появляется окно настроек нового документа.

Это окно можно также вызвать следующими способами: выбрать пункт меню Файл → Создать, нажать клавиатурную комбинацию CTRL-N или нажать на значок нового окна в панели инструментов.

Первоначальная настройка документа

В окне Новый документесть область Макет документа. В данной области производится выбор типа документа (в зависимости от вида полиграфической продукции):

Одиночная страница – для верстки реферата, одиночного объявления;

Парные страницы – для создания двухстраничного буклета;

Две фальцовки[1] для создания трехстраничного буклета;

Три фальцовки — для создания четырехстраничного буклета.

В области Формат страницы необходимо выбрать размер документа, указав нужный формат. Наиболее часто используют формат A4.

Затем необходимо указать нужную ориентацию страницы (портретную или альбомную). По умолчанию стоит портретная ориентация. После выбора необходимого формата в поля ширина и высота автоматически подставятся значения, соответствующие выбранному формату, которые при желании можно скорректировать.

Если вы выбрали макет документа, отличный от макета Одиночная страница, то вам будет доступно для редактирования поле Первая страница.В нём необходимо указать ту страницу вашего полиграфического издания, которая будет главной.

В область Параметры можно выставить единицы измерения, а также количество страниц создаваемого документа. В поле Единица измеренияпо умолчанию стоят пункты, а в Количество страниц ‒ одна страница.

Если вы измените, значение в поле Единица измерения, например, на миллиметры (mm), то выбранная единица измерения автоматически подставится во все другие поля и будет фигурировать в дальнейшем в настройках других элементов.

В области Поля можно задать отступы от краёв документа в выбранных единицах измерения.

Вы также можете создать необходимое количество текстовых рамок и задать интервал между ними. Для этого поставьте галочку перед командой Автосоздание текстовых рамок, укажите количество столбцов и интервал.

После того как вы выставите нужные параметры, нажмите на кнопку ОК.

Scribusс генерирует пустую страницу (или страницы) в соответствии с выставленными параметрами.

Знакомство с интерфейсом программы

Интерфейс программы Scribus характерен для любого современного приложения.

Основное окно состоит из следующих отдельных областей, с которыми взаимодействует пользователь:

— панель управления элементами форм;

— панель управления инструментами или инструментальная панель;

— панель состояния (статусов).

В основном окне приложения, как и в большинстве приложений, находится меню программы.

Меню программы содержит следующие пункты:

Файл — операции с файлами. Здесь находятся команды создания нового файла, открытия одного из последних или существующего файла, закрытия, сохранения файлов, расположения в публикации графических изображений, экспорта публикации, а также изменения ее параметров. Кроме того, здесь имеются команды добавления информации о документе и его печати;

Правка — команды общего редактирования документа (отмены и восстановления операции, работы с буфером обмена, выделения текста, поиска и замены текста);

Объект — команды работы с графическими объектами, контурами;

Вставка — вставка текстовых блоков, изображений, фигур, линий, символов, кавычек, пробелов и разрывов;

Страниц — работа с макетом публикации (управление страницами и направляющими линиями, команды навигации по публикации);

Вид — просмотр публикации и вывод служебных элементов (просмотр, назначение масштаба и варианта отображения публикации и ее структуры, вывод и скрытие линеек, направляющих, координатной сетки);

Расширения – вставка переносов, добавление указателя оглавления, просмотр установленных и используемых шрифтов, выбор цветовой модели, генерирование штрих-кода;

Сценарии – применение сценариев;

Окно — управление окнами документов (упорядочивание окон документов, вызов Альбома и диалогового окна Свойства, отображение открытых и текущего документов);

Справка — описание программы и помощь по ее использованию (помощь по программе и ее дополнениям).

Панель инструментов Файл

В данной панели представлены инструменты для операций с файлами.

В скобках указан альтернативный способ вызова инструментов с помощью клавиатурных комбинаций.

Панель инструментов Правка

Панель представлена на рисунке ниже .

Панель инструментов Инструменты

Самая большая панель инструментов ‒ это панель с одноимённым названием Инструменты.

Рассмотрим инструменты этой панели:

— Инструмент Выбрать объект[2] (клавиша «С») служит для активации объектов на рабочей плоскости.

— Инструмент Добавить текстовый блок (клавиша «Т») предназначен для добавления текстовых блоков, в которые в последующем загружается текст.

— Инструмент Добавить изображение (клавиша «I») позволяет добавить графические блоки.

— Инструмент Добавить таблицу (клавиша «A») служит для вставки таблицы требуемого формата и последующего размещения в ней текста.

— Инструмент Добавить фигуру [3] (клавиша «S») размещает на рабочей плоскости различные фигуры.

— Инструмент Добавить многоугольник [4] (клавиша «P») размещает на рабочей плоскости многоугольник необходимого формата.

— Инструмент Добавить линию (клавиша «L») соответственно добавляет линию.

— Инструмент Добавить кривую Безье [5] (клавиша «B») добавляет кривую Безье требуемой конфигурации.

— Инструмент Добавить линию от руки (клавиша «F») даёт возможность создавать линии произвольной формы.

— Инструмент Повернуть объект [6] (клавиша «R») позволяет повернуть любой выделенный объект в необходимом направлении на произвольный угол.

— Инструмент Изменить масштаб (клавиша «Z») позволяет приближать или отдалять объекты на рабочей плоскости. По умолчанию использование этого инструмента приводит к приближению объектов. Если использовать этот инструмент при нажатой клавише Shift, будет происходить отдаление объектов [7].

Инструмент Изменить содержимое блока [8] (клавиша «E») позволяет войти в режим редактирования выделенного блока.

— Инструмент Изменить текст в Story Editor (клавиша «Ctrl-Y») редактирует содержимое текстового блока во встроенном в Scribus редакторе Story Editor. Так же как и предыдущий инструмент, он становится активным, когда выделен либо текстовый блок, либо таблица.

— Инструмент Связать текстовые блоки (клавиша «N») позволяет установить взаимосвязь между несколькими текстовыми блоками [9].

— Инструмент Разорвать связь текстовых блоков по своему действию является обратным инструменту Связать текстовые блоки и используется для разрывания связи между связанными текстовыми блоками.

— Инструмент Измерения позволяет вычислять точное расстояние между объектами, а также угол между горизонтальной линией и измеряемым отрезком. При использовании этого инструмента необходимо зафиксировать точку начала измерения щелчком левой клавиши мыши и, удерживая ее, переместить курсор мыши до необходимого объекта. В отдельном окне вы увидите расстояние от точки старта до точки назначения.

— Инструмент Скопировать свойства объекта позволяет скопировать свойства созданного документа.

— Инструмент Пипетка позволяет запомнить выбранный цвет в палитре цветов.

Панель инструментов PDF-инструменты

Панель инструментов PDF-инструменты содержит инструменты создания форм, которые служат для сбора информации в диалоговом режиме с пользователем.

[1] Под количеством фальцовок понимается количество изгибов на буклете в собранном состоянии.

[2] Этот инструмент является наиболее часто используемым, так как служит для переноса фокуса активности между уже имеющимися объектами.

[3] Если нажать на черную стрелку справа от инструмента, то откроется диалоговое окно выбора необходимой фигуры.

[4] Щелчок на чёрную стрелку справа открывает диалоговое окно настройки свойств многоугольника и позволяет настроить такие свойства, как количество углов, угол поворота и коэффициент сглаживания.

[5] Кривая Безье позволяет строить гладкую линию на основе ломаной. При использовании этого инструмента важно знать, что завершение процесса построения кривой происходит при нажатии на правую кнопку мыши.

[6] Данный инструмент активен только тогда, когда выделен какой-либо объект.

[7] Сходного эффекта можно добиться, если вращать колёсиком мыши при нажатой клавише Ctrl. При вращении колесика от себя будет происходить приближение рабочей плоскости, а при вращении на себя будет происходить отдаление рабочей плоскости. Этот способ удобно использовать в сочетании с инструментом изменения масштаба.

[8] Данный инструмент становится активным, когда в фокус выделения попадает какой-либо объект, содержимое которого необходимо изменить. Если объектом изменения является таблица, то будет редактироваться та ячейка таблицы, по которой вы щелкнете левой кнопкой мыши перед применением инструмента Изменить содержимое блока.

[9] Связанные текстовые блоки имеют общее текстовое пространство, и если текстовая информация не помещается в один блок, то она автоматически перетекает в следующий связанный блок.

Данный инструмент становится активным, когда выделена либо таблица, либо текстовый блок. При выделенном текстовом блоке необходимо вначале щёлкнуть на инструмент Связать текстовые блоки, а затем на другой текстовый блок. После этого два текстовых блока станут связанными.

С помощью этого инструмента можно связывать текстовые блоки, таблицы, а также ячейки внутри таблицы. Порядок связывания элементов фиксируется и отображается в виде стрелок, которые проведены от одного связанного элемента к другому и видны при активации инструмента Связать текстовые блоки, либо при активации инструмента Разорвать связь текстовых блоков (клавиша «U»).

Дополнительный материал:

о программе Scribus

© При копировании материалов обязательно указание ссылки на данный блог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *