Как профессор продавал 20 долларов
Перейти к содержимому

Как профессор продавал 20 долларов

  • автор:

Музей фактов

Новые факты теперь можно читать в Телеграме, Инстаграме и Твиттере.

Каким образом профессор Гарвардской школы бизнеса продаёт студентам 20-долларовую купюру за сотни долларов?

Каким образом профессор Гарвардской школы бизнеса продаёт студентам 20-долларовую купюру за сотни долларов?

Профессор Макс Базерман из Гарвардской школы бизнеса демонстрирует своим студентам иррациональность поведения при управлении финансами на простом эксперименте. Он объявляет аукцион по продаже банкноты в 20 долларов с начальной стоимостью лота и шагом ставки в 1 доллар. Но, кроме выигрыша купюры победителем, есть дополнительное условие: оказавшийся вторым участник должен выплатить профессору сумму своей итоговой ставки. Когда величина ставки превышает 20 долларов, очевидно, что в минусе будут те двое студентов, кто остаётся в игре дольше остальных. Но в стремлении минимизировать потери (ведь победитель потеряет на 19 долларов меньше) они зачастую торгуются очень долго и приносят профессору прибыль в сотни долларов.

Эффект Базермана — интересное чтиво

Очень занимательно, не ленимся, читаем! Одним из самых тяжелых барьеров, которые человек должен в себе преодолеть, и не один раз, в жизни – это жадность. Очень сильный порок, который заложен в основе существования человечества, и который ведет к очень большим негативным последствиям. Причем эти последствия проявляются как индивидуально – так и массово. Конечно, самому человеку, лично для себя очень тяжело признать сильное проявление такового, но признавшись, можно начинать уже бороться со своей жадностью. Однако не все так просто. Проявление этого порока может быть не постоянным и иногда, для его проявления необходимы совокупные условия, в силу которых, он может дать о себе знать. То есть человек может и не подозревать, что на то или другое он оказывается жаден. Но есть и другая категория людей. Это умы, которые наоборот, умеют пользоваться проявлением жадности у людей. Более того очень многие просто умеют зарабатывать на этом деньги. К примеру, известен один профессор, которого зовут Макс Базерман. Он установил такой эффект, когда из-за боязни потерь, человек теряет еще больше. Этот эффект Базермана проявляется массово в казино и на фондовых рынках, когда игрок, боясь получить убыток просто зафиксировав его, продолжает вести игру, в надежде отыграться, и теряет еще больше. Самый интересный процесс, когда Макс Базерман делает так, что студенты могут купить у него 20 долларовую купюру за цену, больше номинала. Не вероятно, но профессору удалось поставить рекорд, когда он продал купюру в 20 долларов за 204 доллара. Все просто. Базерман показал своим студентам купюру и объявил, что продаст ее тому, кто даст за нее больше. Правда есть нюанс. Человек, который по предлагаемой сумме шел сразу за победителем, должен отдать свои деньги. То есть, если продать купюру, к примеру, за 19 долларов, то человек, который перед этим предлагал заплатить 18 долларов, должен отдать эти деньги. Профессор проделывает этот денежный трюк каждый год, и не только со студентами, но и с разными менеджерами институционального уровня, и всегда результат один и тот же. Двадцать долларов продано за цену больше номинала самой купюры. Как обычно торги начинаются с одного доллара, а поскольку до двадцати еще далеко, участие принимает очень многие студенты в группе. Однако когда цена все ближе поднимается к значению 20 долларов, большинство участников торгов отсеивается и остается, как правило, пара. По той причине, что второй не хочет расставаться со своими деньгами, это стимулирует рост предлагаемой суммы за купюру в 20 долларов. Парадокс, но торг переваливает за 20 долларов, затем за 50 долларов, а затем за 100 и выше. Таким образом, профессор Макс Базерман демонстрирует то, что очень часто проявляется в бизнесе. Жадность и боязнь потерь – черта, которая ведет к еще большим потерям, так как человек готов отдать больше, за то, что может потерять. Ведь поначалу студенты полагают, что появился момент получить дармовые деньги, да и кто будет платить больше номинала. Но потом становится понятно, что кто-то потеряет один или два доллара, а кто – то все. И что бы платить меньше, приходится платить больше. А результат такой, что участники теряют все больше и больше денег, пока не становится ясно, что дальнейшая гонка уже бессмысленна и в проигрыше все) Так что, господа трейдеры фиксируйте убытки пока они минимальны! Читаем интересные факты о золоте и о долларе!

★Баян про эксперимент Базермана

Про один из его экспериментов :
Профессор HBS Макс Базерман брал купюру в 20 долларов и предлагал аудитории сыграть в игру, в которой были достаточно специфические условия — участники предлагали свою цену за эту Двадцатку, начиная с 1 доллара с шагом 1 доллар, и участник, предложивший наивысшую цену забирал купюру, однако «второе место» должен был отдать свою ставку безвозмездно.

Т.е. если последняя ставка была, скажем, 15 долларов, то участник платил эти 15 долларов и получал 20 долларовую купюру, а участник, которого перебили последней ставкой, предположим делал ставку 14 долларов, эти 14 долларов должен был просто отдать.

Математика достаточно проста. Если в игру вступили хотя бы 2 человека, то до уровня 20 долларов один из них потеряет некую сумму, а второй заработает, но кому охота терять? И второй участник называет сумму в 21 доллар, ведь так он потеряет не 19 долларов, а всего 1. По той же логике первый участник называет цифру 22 доллара. И т.д.

Рекорд профессора Базермана за свою преподавательскую карьеру — 204 доллара.

Ну а если без шуток — это самый наглядный пример того как человек пытается избавиться от убытка путем увеличения риска. При чем речь тут идет не только про усреднение в позициях, но и про банальное продолжение торговли тогда, когда стоит остановиться-«отстопиться». На этом примере видно, как страшны враги трейдера, если они действуют сообща. Я про Страх, Жадность и Надежду.

Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, трейдер надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.

Так что помните урок хитрого профессора – боязнь потерь ведет к большим потерям.

★Баян про эксперимент Базермана

.

.

Telegram-канал the_success_story_of_oil_trade

пишите
в Телеграмм (Telegram) @FullCup
.
Всё пишу и пишу. А робот ТС всё торгует и торгует :

Эксперимент Базермана: как мы ежедневно теряем деньги

Вы ещё не слышали, как профессор Гарвардской школы бизнеса «наживается» на своих студентах? Тогда вам, наверное, будет интересно узнать о том, как продать 20 долларов за гораздо большую сумму. Скажем, долларов за 200.

Профессор Макс Базерман придумал эксперимент, который демонстрирует необъяснимое иррациональное поведение будущих профессиональных бизнесменов и менеджеров в их родной стихии — управлении проектами. Кстати, в эту же ловушку попадают и топ-менеджеры крупных компаний, с которыми профессор проводит свои семинары.

Правила аукциона

У эксперимента простые правила:

20 долларов США / Wikimedia Commons

  1. Профессор проводит аукцион, на котором продаёт банкноту в 20 долларов.
  2. Начальная стоимость банкноты — 1 доллар.
  3. Участники по классическим правилам любого аукциона называют свои ставки. Шаг ставок — 1 доллар. Ставки можно поднимать сколь угодно долго. Банкнота достанется тому, кто сделал самую большую, никем не перебитую ставку. Победитель выплачивает профессору сумму своей ставки.
  4. Важное условие: участник, который оказался вторым, — последним предлагал свою ставку перед итоговым победителем, — должен выплатить профессору сумму своей итоговой ставки.

Никто не хочет отступать

Это 20 долларов. Их можно обменять на товары и услуги.
Гомер Симпсон

Кому же не захочется получить 20 долларов по сниженной цене? Студенты охотно начинают торговаться. Ставки растут, постепенно приближаясь к номиналу купюры — к 20 долларам. В этот момент большинство участников чувствуют подвох и выходят из игры — перестают повышать свои ставки. Одно дело — купить двадцатку по дешёвке, совсем другое — переплачивать за неё.

Самое интересное начинается, когда в игре остаётся два студента. После того, как сумма ставок превысит 20 долларов, оба участника в итоге будут в минусе:

  • победитель получит банкноту номиналом в 20 долларов по более высокой цене;
  • занявший второе место вообще ничего не получит, да ещё и отдаст профессору сумму своей последней ставки.

Но победитель всё же потеряет меньше — ведь ему достанется компенсация 20 долларов. В такой ситуации оба участника стремятся минимизировать свои неизбежные потери — каждый хочет оказаться первым. Игра продолжается — никто не хочет быть вторым, ставки растут.

А что бы вы сделали, если бы были вторым со ставкой 18 долларов, а ставка вашего соперника равнялась бы 19 долларам? Что лучше — потерять 19 долларов или сделать ставку 20 долларов и выйти в ноль? А как после этого поведёт себя ваш соперник, который оказался вторым?

Хотя каждый из участников может в любой момент выйти из игры, эксперимент обычно завершается, когда у одного из них заканчиваются деньги. В этом и состоит парадокс — вместо того, чтобы признать свои потери и выплатить небольшую сумму, участники продолжают раз за разом увеличивать ставки. Нередко профессор зарабатывает несколько сотен долларов за купюру номиналом в 20 долларов.

Боязнь потери

Давайте поразмышляем, зачем профессор Базерман проводит свой эксперимент.

Во-первых, хитрый профессор так зарабатывает деньги. Ведь второй участник по правилу 4 отдаёт ему сумму своей ставки. (На самом деле — нет. Все заработанные в эксперименте деньги профессор перечисляет на благотворительность).

Во-вторых, он хочет показать, как работает модель поведения под названием loss aversion — неприятие потери. Когда над нами нависает возможность потери, многие из нас начинают вести себя иррационально, продолжая повышать ставки, только бы не оказаться проигравшим.

Весь этот эксперимент — сильно упрощённая модель ведения переговоров и управления проектами. Важное умение заключается в том, чтобы вовремя выйти из игры, смирившись со своими потерями. Это надо сделать до того, как расходы перерастут возможную выгоду. Но даже если этот момент уже наступил, нужно уметь признать и списать уже неизбежные расходы, вместо того, чтобы бесконечно их увеличивать.

Всегда есть точка — те самые номинальные $20, — за которой прибыль уже не получит никто из участников процесса.

Занятия в Harvard Business School / Wikimedia Commons

Кругом сплошной феномен

Вы, наверное, скажете: «Это всё про бизнес и менеджмент: поучительно, но непрактично». На самом же деле феномен Базермана — та самая боязнь потери — может проявиться почти во всех наших делах и проектах. И это не только про финансы, ведь впустую также можно потратить время, энергию и усилия.

Приведу несколько примеров.

1. Мы боимся поменять неподходящую работу

Например, некий программист Сеня давно трудится на привычном месте и не хочет менять работу. При этом Сеня прекрасно знает, что ему крупно недоплачивают, что рыночная стоимость его опыта и знаний гораздо выше его текущего оклада. Но Арсению сложно решиться на смену работы: ведь столько сил уже вложено в программу, столько времени ушло на оптимизацию её кода. Здесь всё родное: и баги, и костыли, и коллеги-разработчики, и даже начальство.

С каждым новым рабочим днём Сеня вкладывает в программу всё больше своего труда — повышает свои ставки. Потери Арсения исчисляются не только суммами, которые ему недоплачивают. На новом месте работы он уже давно мог бы получать новый опыт, изучать новые инструменты, расширять свои знания.

Но для смены работы Сеня должен признать все свои потери, вернуться немного назад и кое-что начать заново. А это, согласитесь, очень нелегко.

2. Мы продолжаем развивать устаревшие системы

Разработка и поддержка любой системы стоит денег. Переход на новую систему стоит огромных денег. Именно поэтому часто можно встретить компании, в которых продолжают использоваться морально и технически устаревшие решения.

Чем старше система, тем больше её legacy. Дорабатывать эту систему становится всё сложнее и, самое главное, дороже. С такой системой тяжело всем: программистам сложно её развивать, тестировщикам приходится затрачивать огромные усилия на регрессионное тестирование, пользователям неудобно работать с устаревшими интерфейсами.

Но для того, чтобы решиться на небольшую революцию по смене системы, требуется определённое мужество. Нужно признать потери, списать суммы, уже затраченные на поддержание старого решения в рабочем состоянии, и двигаться дальше.

Такие революции происходят редко. Чаще бывает так, что все всё понимают, но денег на новую систему никто не даёт.

3. Мы используем устаревшие технологии

Технологии — это все те инструменты, которые мы используем в своей работе: язык программирования, платформа, тулкит, даже операционная система. Технологии постоянно устаревают, им на смену приходят новые, более эффективные и удобные.

В самом начале всё складывается замечательно: мы узнаём новые возможности технологии, учимся использовать её для решения различных задач. Наш опыт растёт, мы получаем прибыль. На этом этапе 20 долларов всё ещё можно купить по меньшей цене.

Но рано или поздно наступает такой момент, когда стоимость использования технологии превышает прибыль от её применения. Появляются новые сложные задачи, повышаются требования к решениям, развиваются и меняются системы в окружающем ландшафте. Всё это приводит к тому, что использовать технологию становится всё сложнее и дороже.

К тому же мы начинаем упускать всё больше возможностей, которые не поддерживает устаревшая технология. Некоторые современные страницы можно открыть с помощью Netscape Navigator, но много ли пользы мы от этого получим?

Главное — не упустить момент, когда технологию ещё можно сменить с наименьшими потерями. Дальше будет всё сложнее.

Чемодан без ручки

Феномен loss aversion — это тот самый пресловутый чемодан без ручки, который «нести тяжело, а бросить жалко». В следующий раз, когда у вас возникнет ощущение, что на какой-то проект вы тратите слишком много средств, времени или усилий, вспомните профессора Базермана и его самоуверенных студентов. Возможно, ваши вложения уже давно превысили ожидаемую прибыль и вы покупаете 20 долларов за 200.

Статья была впервые опубликована на другом ресурсе 7 июля 2021.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *