Браузер != Браузерный движок
В данной статье я хочу поделиться мыслями на счёт создания собственного браузерного движка. Мы рассмотрим текущие браузеры и браузерные движки. Вспомним про Modest и узнаем его нелёгкую судьбу.
Это будет цикл статей в которых мы создадим свой собственный минималистичный браузерный движок. Каждая статья будет подкреплена реальным кодом и примерами.
По прошествии десяти статей у нас с вами будет минимальная рабочая версия браузерного движка, сильно минимальная. После этого, если запал не уйдёт и будет интерес сообщества, продолжим, и в итоге доберёмся до JS.
И конечно, первым делом необходимо понять, что такое браузер и браузерный движок.
Браузер и браузерный движок
Существующий мир сложно представить без браузеров. Они есть на многих устройствах: компьютеры, лэптопы, телефоны, игровые приставки. Если представить браузер в виде машины то браузерный движок это всё то, что скрыто под капотом вашего автомобиля.
Браузеры как и автомобили могут отличаться внешним видом и содержимым под капотом. Цвет, кнопочки на панели, аудиосистема. У кого-то под капотом двигатель V8, а у кого-то там масло течёт.
Браузер объединяет периферию и предоставляет функционал позволяющий манипулировать движком, его поведением, предоставляет дополнительные сервисы.
Браузерный движок выполняет всю «грязную» работу: загрузка, обработка, отрисовка данных и все возможные расчёты.
Всё как в автомобилях. Есть салон в котором присутствует педаль газа, тормоза и множество переключателей полезных и понятных пользователю. А есть большая механическая часть скрытая от пользователя под капотом.
Кто создает браузеры и движки
Разработкой собственного браузера занимается множество компаний: Google, Mozilla, Apple, Microsoft, Opera Software, Яндекс, Ростелеком, Vivaldi Technologies, много их…
Каждый добавляет какие-то свои «фишки», сервисы в создаваемый браузер. К примеру, Яндекс интегрирует свои сервисы, поиск.
С браузерными движками дела обстоят кардинально иначе. Вот список движков, их разработчиков и обладателей:
- Blink: Google
- Gecko: Mozilla
- WebKit: Apple
- EdgeHTML: Microsoft
Это основные обладатели и разработчики движков. В разработке им помогают сторонние компании на определенных условиях.
Например, рассмотрим самый популярный проект от компании Google — Chromium. Данный проект содержит в себе движок Blink. Создавать данный проект Google помогают такие компании как Intel, Facebook, IBM, LG Electronics, NVIDIA, Yandex. Полный список можно посмотреть тут.
Условия на которых компании помогают создавать Blink/Chromium описаны в разделе Legal stuff на сайте проекта Chromium. Если кратко, то всё что вы создаёте принадлежит (не эксклюзивно) Google.
Браузеры компаний Opera, Яндекс, Ростелеком и другие используют именно этот браузерный движок. Если быть до конца откровенным то заявления вроде «у нас есть свой браузер» не совсем правда. Собственные сервисы — да, а вот всё остальное принадлежит другой компании(ям). И эта другая компания предоставляет свой браузерный движок на определенных условиях.
Лицензии браузерных движков
Любой открытый код содержит в себе лицензию с описанием условий по использованию данного кода, и браузерные движки не исключение.
Если сразу и кратко: лицензии сносные, прям вот из ряда вон ничего нет. Кроме EdgeHTML который закрыт. Легально утащить к себе какой-то проект и закрыто разрабатывать/изменять видимо не выйдет. Лицензии призывают к взаимной открытости.
Открытый исходный код, ответвление движка WebKit. Как и в WebKit заявлено четыре лицензии:
- The 3-Clause BSD License
- The 2-Clause BSD License
- GNU Lesser General Public License Version 2, June 1991
- GNU Lesser General Public License Version 2.1, February 1999
Самый популярный браузерный движок. Он входит в состав проекта Chromium. Именно на основе Chromium создают собственные браузеры.
Если верить файлу LICENSE проекта Chromium его основная лицензия 3-Clause BSD. Но у проекта есть директория third_party (третьи лица, третья сторона) содержащая множество стороннего кода от которого проект зависит. Иначе говоря, без этого кода собрать браузер не выйдет. У каждого компонента свои лицензии отличные от того что указано в LICENSE проекта:
Открытый исходный код. Заявлена одна лицензия:
Активно развивается компаний Mozilla и используется в собственном браузере компании — Firefox. Так же используется в браузере Tor Browser обеспечивающий анонимное пребывание в сети.
Как основа для производителей браузеров большой популярности не имеет.
Открытый исходный код. Заявлено четыре лицензии:
- The 3-Clause BSD License
- The 2-Clause BSD License
- GNU Lesser General Public License Version 2, June 1991
- GNU Lesser General Public License Version 2.1, February 1999
Развивается компанией Apple и используется в собственном браузере компании — Safari. Ранее многие компании использовали в своих разработках WebKit, но после покинули проект и переключились на Blink от Google.
Закрытый исходный код. Проприетарная лицензия.
Движок используется для браузера компании Microsoft под названием Edge, который пришёл на смену Internet Explorer. Это их новый движок. Предыдущий Trident (MSHTML) компания прекратила развивать.
Риски
Использование стороннего движка порождает очевидные риски:
- Закрытие исходного кода
- Выход ключевых компаний из разработки
- Смена лицензий на код
Никто не может гарантировать, что исходный код свободного браузерного движка не будет закрыт для публичного доступа. Так же возможен выход ключевых компаний из разработки свободного движка, что фактически является его закрытием.
Компании развивающие собственные браузеры должны понимать, что всё будет «хорошо» пока они не составляют угрозу/конкуренцию разработчикам оригинального браузера/браузерного движка. Думаю это очевидно. Компания тратит на разработку движка свои ресурсы, но вдруг появляется другая компания которая используя их движок захватывает рынок. Реакция, думаю, очевидна — смотрим список рисков выше.
«Мы создадим копию движка на текущий момент и продолжим развивать сами» — именно так отвечают производители браузеров на сторонних движках. Большое заблуждение, не выйдет просто так продолжить разработку чужого движка. То есть, взять программистов и поставить им задачу — пишите браузерный движок. Написание браузерного движка сложный технологический процесс. Подтверждением этого служит список их обладателей.
Для примера, компания Microsoft создает свой движок, хоть и закрытый. Google вместе с Apple разрабатывали WebKit, но позже Google сделал форк и начал развитие собственного движка Blink.
При этом нужно понимать, что браузерный движок постоянно развивается. Постоянно обновляются спецификации, добавляются новые возможности, улучшаются текущие. Это живая работа. Если взять какой-либо движок на текущую дату и просто использовать его для своего браузера то, примерно, через год-два браузер на этом движке морально устареет.
Адаптация движков
Существует проблема адаптации стороннего движка под нужды собственного браузера. На адаптацию тратится не мало ресурсов. При этом нужно понимать, что браузерные движки часто обновляются, что создает систематические проблемы при интеграции в собственный браузер.
Собственный движок
Прежде всего стоит ответить на главный вопрос — зачем создавать свой браузерный движок? А точнее, кому не надо создавать свой движок?
Свой браузерный движок не стоит создавать если:
- Нет задачи/стремления захватить рынок.
- Браузер нужен лишь номинально. Сейчас это модно, делают даже школьники.
- Создаваемый движок не будет отличаться от существующих: скорость, надёжность, адаптивность.
- Идёт освоение бюджета.
На текущий момент нет сложности создать собственный браузер на стороннем движке. Их наплодилось не мало и как-то выделиться среди всей этой массы можно только созданием браузера на исключительно своих компонентах, на собственном движке.
Стоит ли заниматься разработкой движка для «заработка», для создания стартапа?
Данный вопрос скорее к сфере его применения. Мне видится несколько направлений:
- Собственно, создание полноценного браузера. Сотрудничество с поисковыми системами, различными сервисами. Создание особых версий для государственных структур.
- Рынок IoT (интернет-вещей), а так же адаптация для телевизоров, приставок, портативных устройств.
- Сервисы на отдельных компонентах браузера. Например, умный анализ контента сайта на риски: запрещенные комментарии, посты от пользователей и так далее. Технический анализ сайтов.
- Продажа движка. Самое простое, написать под компанию.
Кроме того, престиж компании разработчика браузерного движка значительно выше чем у клонов. Именно как технологической компании. Это сказывается на популярности компании и привлекательности для существующих и будущих сотрудников. Но это уже скорее о честолюбии, встать в одном списке с такими компаниями как Google, Mozilla, Microsoft.
Заключение
Без сомнения, создание браузерного движка процесс сложный и требующий значительных ресурсов. Подходить к этой разработки необходимо крайне серьёзно и с чётким планом по развитию. Кроме того, это не тот продукт прибыль от которого можно получать на промежуточном этапе разработки. Да, отдельные компоненты можно адаптировать под нужды компаний, но я уверен, что такой подход только отнимет время и значительно затянет разработку.
Развитие браузерного движка сильно зависит от метода его разработки. Каким он будет: открытым, закрытым?
Я уверен, что если компания занимается развитием браузера на основе стороннего браузерного движка то ей следует серьёзно подумать над перспективой создания собственного.
Компании далёкой от браузеров заняться разработкой браузерного движка тоже можно, и не только для того чтобы создать браузер. Если итоговый продукт будет полноценным браузерным движком превосходящим существующие то он будет востребован. Сферы применения были описаны выше.
Цикл статей
- Браузер != Браузерный движок
- Браузерный движок. Архитектура, работа с памятью.
- HTML парсер. Токенизация, обработка токенов, построение дерева.
Пишем свой парсер. Из каких стадий состоит разбор HTML, в чём сложность и как разогнать HTML парсер в несколько раз. - Кодировки в HTML. Как определяются, как конвертируются.
Напишем свой кодировщик и обсудим положение дел. - CSS парсер и CSS модули. Токенизация, обработка токенов.
Создадим свой CSS парсер. Разберём основные аспекты обработки CSS. Выясним в чём сложность, на что тратятся ресурсы и как написать самый быстрый парсер CSS/модулей. - CSS парсер. Grammar.
Пишем собственный Grammar для CSS модулей формирующий быстрый, человеко-читаемый код. - CSS Selectors. Как устроены, быстрый поиск HTML элементов по селекторам.
- Layout. Скрещиваем HTML и CSS.
Назначаем CSS свойства HTML элементам. Разберём порядок назначения, приоритеты и что делать если CSS постоянно изменяется. - Layout. Потоки. Поддержка CSS свойства display: block.
- Шрифты. Как расчитывать размер символов, строк.
Напишем свой парсер шрифтов. Узнаем, что такое baseline, descender, x-height, как хранятся символы и углубимся в тему расчётов размера символов. - Layout. Поддержка CSS свойства display: inline.
Судьба Modest
Кто-то из читателей, возможно, знает, что я занимаюсь разработкой браузерного движка. В моих публикациях можно найти предыдущие статьи на эту тему.
К сожалению, проект Modest пришлось завершить. Какое-то время проект развивался в компании, в которой я раньше работал. Мне пришлось покинуть компанию. Появились разногласия которые не позволили продолжить разработку проекта. Обычный рабочий процесс, такое бывает.
Не смотря на то, что у меня есть все права на Modest, на код никто не претендует (подписаны бумаги), я решил его «закопать». Чтобы ни у кого не возникало ложных ощущений. Тут надо понимать, что закапывается и весь основной код который развивался вне компании (mycore, myhtml). Но, есть и плюс, возможно, я стал чуть умнее.
Мной было потрачено очень много времени на изучение спецификаций, осознания их, поиск оптимальных алгоритмов, написание черновиков (прототипов), создание myhtml (самый быстрый парсер html) в свободное от работы время, и просто так забросить эту тему я пока не могу. Было потрачено много выходных, праздников, вечеров, ночей.
Теперь я занимаюсь разработкой нового браузерного движка. Разработка с ноля. Имени у него пока нет, только кодовое — lexbor. Вся основа уже написана: работа с памятью, общие алгоритмы, заложена будущая архитектура. Как всегда, всё краше и лучше чем было. В общем, у меня есть самое главное: технология и чёткое видение/понимание как и что развивать.
Одному мне такой проект не потянуть. Если поддержки не найду (финансирования) то прекращу разработку и присоединюсь контребьютером к существующему открытому движку (Blink или Gecko). Попробую побыть там волонтером и реализовать свои идеи. Занимаюсь всем этим исключительно в нерабочее время.
Тут видимо должна быть картинка «ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему».
Спасибо за внимание!
P.S.: Все ошибки в личку или считать авторским стилем.
Blink (движок браузера)
Blink — это движок браузера, разработанный в рамках проекта Chromium (с 2013 г.) [2] при участии Google , Facebook , Microsoft , Opera Software , Adobe , Intel , IBM , Samsung и других. [3] [4] Впервые об этом было объявлено в апреле 2013 года. [5]
На именование Blink повлиял нестандартный презентационный HTML-элемент blink , который был введен Netscape Navigator и поддерживался браузерами на базе Presto и Gecko до августа 2013 года. Blink, вопреки своему названию, никогда функционально не поддерживал этот элемент. [2] [6] [7]
Моргания являются вилкой из WebCore компоненты WebKit , [8] , который первоначально была вилкой из KHTML и KJs библиотек из KDE . [9] [10] Он используется в Chrome начиная с версии 28, [11] [12] Microsoft Edge начиная с версии 79, [13] Opera (15+), [11] Vivaldi , Brave , Amazon Silk и других Chromium -На браузеры и рамки . [ необходима цитата ]
Большая часть кода WebCore использовалась для функций, которые Google Chrome реализовал по-разному, таких как песочница и многопроцессорная модель. Эти части были изменены для форка Blink, и, хотя они немного крупнее, они обеспечивали большую гибкость для добавления новых функций. Форк также не поддерживает префиксы поставщиков CSS ; существующие префиксы будут прекращены, и вместо этого будут включены новые экспериментальные функции на основе согласия. [14] Помимо этих запланированных изменений, Blink изначально оставался относительно похожим на WebCore. [12]
По количеству коммитов, Google был крупнейшим участником базы кода WebKit с конца 2009 года [15].
Существует несколько проектов по превращению Chromium’s Blink в программную среду многократного использования для других разработчиков:
Blink (движок браузера) — Blink (browser engine)
Blink — это движок браузера. Он разработан в рамках проекта Chromium при участии Google, Facebook, Microsoft, Opera Software, Adobe Systems, Intel, IBM, Samsung и другие. Впервые о нем было объявлено в апреле 2013 года.
- 1 Engine
- 2 Frameworks
- 3 См. Также
- 4 Ссылки
- 5 Внешние ссылки
Engine
Blink представляет собой вилку компонента WebCore из WebKit, который изначально был вилкой KHTML и KJS библиотеки из KDE. Он используется в Chrome начиная с версии 28, Microsoft Edge начиная с версии 79, Opera (15+), Vivaldi, Brave, Amazon Silk и другие браузеры на основе Chromium и фреймворки.
Большая часть кода WebCore использовалась для функций, которые Google Chrome реализовал по-другому, например песочница и многопроцессорная модель. Эти части были изменены для форка Blink, и, хотя они немного крупнее, они обеспечивали большую гибкость для добавления новых функций. Форк также не поддерживает префиксы поставщиков ; существующие префиксы будут прекращены, и вместо этого будут включены новые экспериментальные функции на основе согласия. Помимо этих запланированных изменений, Blink изначально остается относительно похожим на WebCore. По количеству коммитов Google был самым крупным участником базы кода WebKit с конца 2009 года.
На именование Blink повлиял нестандартный презентационный HTML-элемент blink, который был введен Netscape Navigator и поддерживался браузерами на основе Presto и Gecko до августа 2013 года. Blink, вопреки своему названию, никогда не поддерживал функционально этот элемент.
Фреймворки
Существует несколько проектов по превращению Chromium Blink в программную среду многократного использования для других разработчиков:
- В поддерживаемых в настоящее время версиях операционной системы Android (начиная с версии 4.4 ) компонент WebView основан на Blink, а не на WebKit.
- Chromium Embedded Framework широко используется в программном обеспечении Adobe Systems, службы потокового мультимедиа, такие как Spotify, видеоигры, такие как Battle.net и Steam и т. д.
- NW.js (ранее известный как Node-Webkit) — это оригинальный фреймворк на основе Node.js, разрабатываемый Intel.
- Electron — это фреймворк на основе Node.js, разработанный GitHub.
- В структуре Qt 5 модуль Qt WebEngine заменяет предыдущий модуль QtWebKit.
Chromium Blink реализован на шести платформах: Windows, Mac, Linux, Chrome OS, Android и Android WebView. Версии Chromium для iOS продолжают использовать его родительский модуль рендеринга WebKit WebCore.
См. также
- Портал бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом
- V8, движок JavaScript, используемый в тандеме с Blink в браузере
- Сравнение браузерных движков
Ссылки
Внешние ссылки
- Официальный сайт
Категория : Blink (движок)
Blink — свободный движок для отображения веб-страниц, разработанный американской компанией Google Inc. на основе кода WebCore из WebKit для браузера Chromium. Движок анонсирован в апреле 2013. Используется в Chrome 28+, Opera 15+, Vivaldi, Brave, Яндекс.Браузере, Microsoft Edge и прочих браузерах на основе Chromium, выпущенных после весны 2013 года.
Служебная информация | Короткая ссылка • Статистика посещений • Популярные новости: д, н, м • Сведения о странице • Архив (по id) • Обновить |
Подкатегории
Эта категория содержит только следующую подкатегорию.
Я
Страницы в категории «Blink (движок)»
Показано 5 страниц из 5, находящихся в данной категории.
- Разработка JavaScript-движка V8 переведена на Git
- Первый предварительный выпуск Qt WebEngine, переведённый на браузерный движок Blink
- Qt переходит с WebKit на браузерный движок Blink и технологии Chromium
- Adobe присоединился к разработке Blink, форка WebKit от компании Google
- Компания Google представила Blink, форк движка WebKit
Последний раз редактировалась 10 ноября 2020 в 16:17
Языки
Эта страница недоступна на других языках.
- Если не указано иное, содержание доступно по лицензии CC BY 2.5.
- Политика конфиденциальности
- О Викиновостях
- Отказ от ответственности
- Кодекс поведения
- Разработчики
- Статистика
- Заявление о куки
- Условия использования
- Настольная версия