Побитовые операторы
Побитовые операторы интерпретируют операнды как последовательность из 32 битов (нулей и единиц). Они производят операции, используя двоичное представление числа, и возвращают новую последовательность из 32 бит (число) в качестве результата.
Эта глава требует дополнительных знаний в программировании и не очень важная, при первом чтении вы можете пропустить её и вернуться потом, когда захотите понять, как побитовые операторы работают.
Формат 32-битного целого числа со знаком
Побитовые операторы в JavaScript работают с 32-битными целыми числами в их двоичном представлении.
Это представление называется «32-битное целое со знаком, старшим битом слева и дополнением до двойки».
Разберём, как устроены числа внутри подробнее, это необходимо знать для битовых операций с ними.
- Что такое двоичная система счисления, вам, надеюсь, уже известно. При разборе побитовых операций мы будем обсуждать именно двоичное представление чисел, из 32 бит.
- Старший бит слева – это научное название для самого обычного порядка записи цифр (от большего разряда к меньшему). При этом, если больший разряд отсутствует, то соответствующий бит равен нулю. Примеры представления чисел в двоичной системе:
a = 0; // 00000000000000000000000000000000 a = 1; // 00000000000000000000000000000001 a = 2; // 00000000000000000000000000000010 a = 3; // 00000000000000000000000000000011 a = 255;// 00000000000000000000000011111111
00000000000000000000000100111010
Чтобы получить -314 , первый шаг – обратить биты числа: заменить 0 на 1 , а 1 на 0 :
11111111111111111111111011000101
Второй шаг – к полученному двоичному числу прибавить единицу, обычным двоичным сложением: 11111111111111111111111011000101 + 1 = 11111111111111111111111011000110 . Итак, мы получили:
-314 = 11111111111111111111111011000110
Список операторов
В следующей таблице перечислены все побитовые операторы. Далее операторы разобраны более подробно.
Оператор | Использование | Описание |
---|---|---|
Побитовое И (AND) | a & b | Ставит 1 на бит результата, для которого соответствующие биты операндов равны 1. |
Побитовое ИЛИ (OR) | a | b | Ставит 1 на бит результата, для которого хотя бы один из соответствующих битов операндов равен 1. |
Побитовое исключающее ИЛИ (XOR) | a ^ b | Ставит 1 на бит результата, для которого только один из соответствующих битов операндов равен 1 (но не оба). |
Побитовое НЕ (NOT) | ~a | Заменяет каждый бит операнда на противоположный. |
Левый сдвиг | a | Сдвигает двоичное представление a на b битов влево, добавляя справа нули. |
Правый сдвиг, переносящий знак | a >> b | Сдвигает двоичное представление a на b битов вправо, отбрасывая сдвигаемые биты. |
Правый сдвиг с заполнением нулями | a >>> b | Сдвигает двоичное представление a на b битов вправо, отбрасывая сдвигаемые биты и добавляя нули слева. |
Побитовые операторы работают следующим образом:
- Операнды преобразуются в 32-битные целые числа, представленные последовательностью битов. Дробная часть, если она есть, отбрасывается.
- Для бинарных операторов – каждый бит в первом операнде рассматривается вместе с соответствующим битом второго операнда: первый бит с первым, второй со вторым и т.п. Оператор применяется к каждой паре бит, давая соответствующий бит результата.
- Получившаяся в результате последовательность бит интерпретируется как обычное число.
Посмотрим, как работают операторы, на примерах.
Вспомогательные функции parseInt, toString
Для удобной работы с примерами в этой статье, если вы захотите протестировать что-то в консоли, пригодятся две функции.
- parseInt(«11000», 2) – переводит строку с двоичной записью числа в число.
- n.toString(2) – получает для числа n запись в 2-ной системе в виде строки.
let access = parseInt("11000", 2); // получаем число из строки alert( access ); // 24, число с таким 2-ным представлением let access2 = access.toString(2); // обратно двоичную строку из числа alert( access2 ); // 11000
Без них перевод в двоичную систему и обратно был бы куда менее удобен. Более подробно они разбираются в главе Числа.
& (Побитовое И)
Выполняет операцию И над каждой парой бит.
Результат a & b равен единице только когда оба бита a и b равны единице.
Таблица истинности для & :
a | b | a & b |
---|---|---|
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001001 (по осн. 2) 14 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001110 (по осн. 2) -------------------------------- 14 & 9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001000 (по осн. 2) = 8 (по осн. 10)
| (Побитовое ИЛИ)
Выполняет операцию ИЛИ над каждой парой бит. Результат a | b равен 1, если хотя бы один бит из a,b равен 1.
Таблица истинности для | :
a | b | a | b |
---|---|---|
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001001 (по осн. 2) 14 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001110 (по осн. 2) -------------------------------- 14 | 9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001111 (по осн. 2) = 15 (по осн. 10)
^ (Исключающее ИЛИ)
Выполняет операцию «Исключающее ИЛИ» над каждой парой бит.
a Исключающее ИЛИ b равно 1, если только a=1 или только b=1 , но не оба одновременно a=b=1 .
Таблица истинности для исключающего ИЛИ:
a | b | a ^ b |
---|---|---|
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 |
Как видно, оно даёт 1, если ЛИБО слева 1 , ЛИБО справа 1 , но не одновременно. Поэтому его и называют «исключающее ИЛИ».
9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001001 (по осн. 2) 14 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001110 (по осн. 2) -------------------------------- 14 ^ 9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000000111 (по осн. 2) = 7 (по осн. 10)
Исключающее ИЛИ в шифровании
Исключающее или можно использовать для шифрования, так как эта операция полностью обратима. Двойное применение исключающего ИЛИ с тем же аргументом даёт исходное число.
Иначе говоря, верна формула: a ^ b ^ b == a .
Пусть Вася хочет передать Пете секретную информацию data . Эта информация заранее превращена в число, например строка интерпретируется как последовательность кодов символов.
Вася и Петя заранее договариваются о числовом ключе шифрования key .
- Вася берёт двоичное представление data и делает операцию data ^ key . При необходимости data бьётся на части, равные по длине key , чтобы можно было провести побитовое ИЛИ ^ для каждой части. В JavaScript оператор ^ работает с 32-битными целыми числами, так что data нужно разбить на последовательность таких чисел.
- Результат data ^ key отправляется Пете, это шифровка.
Например, пусть в data очередное число равно 9 , а ключ key равен 1220461917 .
Данные: 9 в двоичном виде 00000000000000000000000000001001 Ключ: 1220461917 в двоичном виде 01001000101111101100010101011101 Результат операции 9 ^ key: 01001000101111101100010101010100 Результат в 10-ной системе (шифровка): 1220461908
- Петя, получив очередное число шифровки 1220461908 , применяет к нему такую же операцию ^ key .
- Результатом будет исходное число data .
Полученная шифровка в двоичной системе: 9 ^ key = 1220461908 01001000101111101100010101010100 Ключ: 1220461917 в двоичном виде: 01001000101111101100010101011101 Результат операции 1220461917 ^ key: 00000000000000000000000000001001 Результат в 10-ной системе (исходное сообщение): 9
Конечно, такое шифрование поддаётся частотному анализу и другим методам дешифровки, поэтому современные алгоритмы используют операцию XOR ^ как одну из важных частей более сложной многоступенчатой схемы.
~ (Побитовое НЕ)
Производит операцию НЕ над каждым битом, заменяя его на обратный ему.
Таблица истинности для НЕ:
a | ~a |
---|---|
0 | 1 |
1 | 0 |
9 (по осн. 10) = 00000000000000000000000000001001 (по осн. 2) -------------------------------- ~9 (по осн. 10) = 11111111111111111111111111110110 (по осн. 2) = -10 (по осн. 10)
Из-за внутреннего представления отрицательных чисел получается так, что ~n == -(n+1) .
Побитовые операции
Побитовые операции (англ. bitwise operations) — операции, производимые над цепочками битов. Выделяют два типа побитовых операций: логические операции и побитовые сдвиги.
Принцип работы
Логические побитовые операции
Битовые операторы И [math](AND,\ \&)[/math] , ИЛИ [math](OR,\ \mid)[/math] , НЕ [math](NOT,\ \sim)[/math] и исключающее ИЛИ [math](XOR,\ $\textasciicircum$,\ \oplus)[/math] используют те же таблицы истинности, что и их логические эквиваленты.
Побитовое И
Побитовое И используется для выключения битов. Любой бит, установленный в [math]0[/math] , вызывает установку соответствующего бита результата также в [math]0[/math] .
& |
---|
11001010 11100010 |
11000010 |
Побитовое ИЛИ
Побитовое ИЛИ используется для включения битов. Любой бит, установленный в [math]1[/math] , вызывает установку соответствующего бита результата также в [math]1[/math] .
| |
---|
11001010 11100010 |
11101010 |
Побитовое НЕ
Побитовое НЕ инвертирует состояние каждого бита исходной переменной.
~ |
---|
11001010 |
00110101 |
Побитовое исключающее ИЛИ
Исключающее ИЛИ устанавливает значение бита результата в [math]1[/math] , если значения в соответствующих битах исходных переменных различны.
^ |
---|
11001010 11100010 |
00101000 |
Побитовые сдвиги
Операторы сдвига [math]\lt \lt [/math] и [math]<\gt \gt >[/math] сдвигают биты в переменной влево или вправо на указанное число. При этом на освободившиеся позиции устанавливаются нули (кроме сдвига вправо отрицательного числа, в этом случае на свободные позиции устанавливаются единицы, так как числа представляются в двоичном дополнительном коде и необходимо поддерживать знаковый бит).
Сдвиг влево может применяться для умножения числа на два, сдвиг вправо — для деления.
x = 7 // 00000111 (7) x = x >> 1 // 00000011 (3) x = x // 00000110 (6) x = x // 11000000 (-64) x = x >> 2 // 11110000 (-16)
В языке программирования Java существует также оператор беззнакового битового сдвига вправо [math]\gt \gt \gt [/math] . При использовании этого оператора на освободившиеся позиции всегда устанавливаются нули.
x = 7 // 00000111 (7) x = x // 11100000 (-32) x = x >>> 2 // 00111000 (56)
Применение
Сложные операции
Определение знака числа
Пусть дано число [math]x[/math] . Поскольку при сдвиге вправо на освобождающиеся позиции устанавливается бит знака, знак числа [math]x[/math] можно определить, выполнив сдвиг вправо на всю длину переменной:
int32 getSign(x: int32): if x != 0: mask = 1 else: mask = 0 return mask | (x >> 31) // результатом будет -1, 0, или +1 // для отрицательного, равного нулю и положительного числа x соответственно
Используя побитовые операции можно также узнать, различны ли знаки двух переменных [math]x[/math] и [math]y[/math] . Если числа имеют различный знак, то результат операции XOR, произведенной над их знаковыми битами, будет единицей. Поэтому неравенство [math](x \oplus y) \lt 0[/math] будет верно в том случае, если числа [math]x[/math] и [math]y[/math] разного знака.
Вычисление модуля числа без использования условного оператора
Пусть дано число [math]x[/math] . Если [math]x[/math] положительно, то [math]mask = 0[/math] , и [math](x + mask) \oplus mask = x[/math] . В случае, если [math]x[/math] отрицательно, [math]mask = -1[/math] . Тогда получается, что мы работаем с числом [math]x[/math] так, как будто оно представлено в коде со сдвигом с тем отличием, что у нас знаковый бит принимает значение [math]1[/math] для отрицательных чисел, а [math]0[/math] — для положительных.
int32 abs1(x: int32): mask = x >> 31 return (x + mask) XOR mask int32 abs2(x: int32): mask = x >> 31 return (x + mask) XOR mask
Нахождение минимума и максимума из двух чисел без использования условного оператора
Этот способ корректен только если можно утверждать, что величина [math](x — y)[/math] лежит между граничными значениями типа int.
Пусть даны числа [math]x[/math] и [math]y[/math] разрядности [math]n[/math] . Тогда если [math]x \lt y[/math] , то [math]((x — y) \gt \gt (n — 1)) = -1[/math] , а если [math]x \geqslant y[/math] , то [math]((x — y) \gt \gt (n — 1)) = 0[/math] . Выражение [math]((x — y) \& ((x — y) \gt \gt (n — 1))[/math] принимает значение [math]0[/math] , если [math]x \geqslant y[/math] , и [math](x — y)[/math] , если [math]x \lt y[/math] .
int32 min(x, y: int32): return y + ((x - y) & ((x - y) >> 31)) int32 max(x, y: int32): return x - ((x - y) & ((x - y) >> 31))
Проверка на то, является ли число степенью двойки
Пусть дано число [math]x[/math] . Тогда, если результатом выражения [math](x\ \&\&\ !(x\ \&\ (x — 1)))[/math] является единица, то число [math]x[/math] — степень двойки.
Правая часть выражения [math](!(x\ \&\ (x — 1)))[/math] будет равна единице, только если число [math]x[/math] равно [math]0[/math] или является степенью двойки. Если число [math]x[/math] является степенью двойки, то в двоичной системе счисления оно представляется следующим образом: [math]1\underbrace_[/math] , где [math]n[/math] — показатель степени. Соответственно, выражение [math](x — 1)[/math] будет иметь вид [math]\underbrace_[/math] , и [math]x\ \&\ (x — 1)[/math] равно [math]0[/math] .
Операция логического И в данном выражении отсекает тот случай, когда [math](x = 0)[/math] и не является степенью двойки, но при этом правая часть [math](!(x\ \&\ (x — 1)))[/math] равна единице.
Нахождение младшего единичного бита
Пусть дано число [math]x[/math] и необходимо узнать его младший единичный бит.
Применим к числу [math]x[/math] побитовое отрицание, чтобы инвертировать значения всех его бит, а затем прибавим к полученному числу единицу. У результата первая часть (до младшего единичного бита) не совпадает с исходным числом [math]x[/math] , а вторая часть совпадает. Применив побитовое И к этим двум числам, получим степень двойки, соответствующую младшему единичному биту исходного числа [math](x\ \&\ (\sim x + 1))[/math] .
К такому же результату можно прийти, если сначала отнять от числа [math]x[/math] единицу, чтобы обнулить его младший единичный бит, а все последующие разряды обратить в [math]1[/math] , затем инвертировать результат и применить побитовое И с исходным числом [math](x\ \&\ \sim (x — 1))[/math] .
Нахождение старшего единичного бита
Пусть дано число [math]x[/math] и необходимо узнать его старший единичный бит.
Рассмотрим некоторое число, представим его как [math]0\dots01b \dots b[/math] , где [math]b[/math] — любое значение бита. Тогда, если совершить битовый сдвиг этого числа вправо на [math]1[/math] и произвести побитовое ИЛИ результата сдвига и исходного числа, мы получим результат [math]0\dots011b \dots b[/math] . Если мы повторим эту последовательность действий над полученным числом, но устроим сдвиг на [math]2[/math] , то получим [math]0\dots01111b \dots b[/math] . При каждой следующей операции будем увеличивать модуль сдвига до следующей степени двойки. После некоторого количества таких операций (зависит от разрядности числа) мы получим число вида [math]0\dots01\dots1[/math] . Тогда результатом выполнения действий [math]x — (x \texttt< \gt \gt >1)[/math] будет число, состоящее только из старшего бита исходного числа.
int32 greatestBit(x: int32): power = 1 for i = 1
: x |= x >> power power return x - (x >> 1)Циклический сдвиг
Пусть дано число [math]x[/math] и надо совершить циклический сдвиг его битов на величину [math]d[/math] . Желаемый результат можно получить, если объединить числа, полученные при выполнении обычного битового сдвига в желаемую сторону на [math]d[/math] и в противоположном направлении на разность между разрядностью числа и величиной сдвига. Таким образом, мы сможем поменять местами начальную и конечную части числа.
int32 rotateLeft(x, d: int32): return (x >> (32 - d)) int32 rotateRight(x, d: int32): return (x >>> d) | (xПодсчет количества единичных битов
Для подсчета количества единичных битов в числе [math]x[/math] можно воспользоваться следующим алгоритмом:
// Для чисел других разрядностей необходимо использовать соответствующие константы. int16 setBitsNumber(x: int16): x = x - ((x >>> 1) & 0x5555) x = (x & 0x3333) + ((x >>> 2) & 0x3333) x = (x + (x >>> 4)) & 0x0F0F return (x * 0x0101) >>> 8Поскольку [math]5555_[/math] равно [math]01010101 01010101_[/math] , результатом операции [math]x\ \&\ 5555_[/math] является число, в котором все нечетные биты соответствуют нечетным битам числа [math]x[/math] . Аналогично, результатом операции [math](x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 1)\ \&\ 5555_[/math] является число, в котором все нечетные биты соответствуют четным битам [math]x[/math] . Четные биты результата в обоих случаях равны нулю.
Мысленно разобьем двоичную запись нашего числа [math]x[/math] на группы по [math]2[/math] бита. Результатом операции [math]x\ \&\ 5555_ + (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 1)\ \&\ 5555_[/math] будет такое число, что если разбить его двоичную запись на группы по два бита, значение каждой группы соответствует количеству единичных битов в соответствующей паре битов числа [math]x[/math] .
Аналогично, число [math]3333_[/math] равно [math]00110011 00110011_[/math] и операция [math]x = (x\ \&\ 3333_) + (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 2\ \&\ 3333_)[/math] , примененная к результату, полученному на первом этапе, выполняет подсчет количества единичных битов в блоках по [math]4[/math] . В свою очередь, число [math]\texttt_[/math] равно [math]00001111 00001111_[/math] и операция [math]x = (x\ \&\ \texttt_) + (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 4\ \&\ \texttt_)[/math] позволяет подсчитать число единичных бит в блоках по [math]8[/math] .
Теперь необходимо просуммировать числа, записанные в блоках по [math]8[/math] битов, чтобы получить искомую величину. Это можно сделать, домножив результат на [math]0101_[/math] [math](1 00000001_)[/math] . Ответ на задачу будет находиться в первых восьми битах произведения. Выполнив сдвиг вправо на [math]8[/math] (для шестнадцатибитных чисел), мы получим долгожданный ответ.
int16 setBitsNumber(x: int16): x = (x & 0x5555) + ((x >>> 1) & 0x5555) x = (x & 0x3333) + ((x >>> 2) & 0x3333) x = (x & 0x0F0F) + ((x >>> 4) & 0x0F0F) return (x * 0x0101) >>> 8Заметим, что операция [math]x\ \&\ 55_ + (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 1)\ \&\ 55_[/math] равносильна операции [math]x - (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 1)\ \&\ 55_[/math] , в чем легко убедиться, рассмотрев все числа из двух бит.
В свою очередь, операцию [math](x\ \&\ \texttt_) + ((x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 4)\ \&\ \texttt_)[/math] можно заменить на [math](x + (x\ \texttt<\gt \gt \gt >\ 4))\ \&\ \texttt_[/math] . Эта замена не повлияет на результат, так как максимальное значение в любой группе из четырех битов данного числа равно четырем, то есть требует только трех битов для записи, и выполнение суммирования не повлечет за собой переполнения и выхода за пределы четверок.
Таким образом, мы получили код, приведенный в начале раздела.
Разворот битов
Чтобы получить биты числа [math]x[/math] , записанные в обратном порядке, применим следующий алгоритм.
// Для чисел других разрядностей нужны соответствующие константы. int16 reverseBits(x: int16): x = ((x & 0x5555) >> 1) & 0x5555) // Четные и нечетные биты поменялись местами. x = ((x & 0x3333) >> 2) & 0x3333) // Биты "перетасовываются" группами по два. x = ((x & 0x0F0F) >> 4) & 0x0F0F) // Биты "перетасовываются" группами по четыре. x = ((x & 0x00FF) >> 8) & 0x00FF) // Биты "перетасовываются" группами по восемь. return xБолее подробно про то, что за константы выбраны для данного алгоритма, можно прочитать в разделе подсчет количества единичных битов.
Применение для решения задач
Работа с битовыми масками
Для работы с подмножествами удобно использовать битовые маски. Применяя побитовые операции легко сделать следующее: найти дополнение [math](\sim mask)[/math] , пересечение [math](mask_1\ \&\ mask_2)[/math] , объединение [math](mask_1 \mid mask_2)[/math] множеств, установить бит по номеру [math](mask \mid (1\ \texttt<\lt \lt >\ x))[/math] , снять бит по номеру [math](mask\ \&\ \sim(1\ \texttt<\lt \lt >\ x))[/math] .
Битовые маски используются, например, при решении некоторых задач [1] динамического программирования.
Алгоритм Флойда
Основная статья: Алгоритм Флойда
Алгоритм Флойда–Уоршелла (англ. the Floyd–Warshall algorithm) — алгоритм для нахождения длин кратчайших путей между всеми парами вершин во взвешенном ориентированном графе. Работает корректно, если в графе нет циклов отрицательной величины, а если же такой цикл есть, позволяет найти хотя бы один такой цикл. Асимптотическая сложность алгоритма [math] \Theta(n^3) [/math] , также требует [math] \Theta(n^2) [/math] памяти.
Дерево Фенвика
Основная статья: Дерево Фенвика
Дерево Фенвика (англ. Binary indexed tree) — структура данных, которая может выполнять следующие операции:
- изменять значение любого элемента в массиве,
- выполнять некоторую ассоциативную, коммутативную, обратимую операцию [math] \circ [/math] на отрезке [math] [i, j] [/math] .
Данная структура требует [math] O(n) [/math] памяти, а выполнение каждой операции происходит за [math] O(\log n) [/math] .
Функция, позволяющая делать операции вставки и изменения элемента за [math] O(\log n) [/math] , задается следующей формулой [math] F(i) = (i \And (i + 1)) [/math] . Пусть дан массив [math] A = [a_0, a_1, \ldots, a_][/math] . Деревом Фенвика называется массив [math] T [/math] из [math] n [/math] элементов: [math] T_i = \sum\limits_^ a_k[/math] , где [math] i = 0\ldots n - 1 [/math] и [math] F(i) [/math] — функция, которую мы определили ранее.
См. также
- Определение булевой функции
- Сумматор
- Триггеры
Примечания
Источники информации
- Онлайн справочник программиста на С и С++
- Побитовые операторы
- Bit Twiddling Hacks by Sean Eron Anderson
- Habrahabr — Алгоритмы поиска старшего бита
- STP's blog — Counting the number of set bits in an integer
Документация
Побитовые операторы позволяют вам манипулировать отдельными битами необработанных данных внутри структуры данных. Они часто используются в низкоуровневом программировании, например программирование графики или создание драйвера для устройства. Побитовые операторы также могут быть полезны, когда вы работаете с необработанными данными из внешних ресурсов, например, шифрование или дешифрование данных для связи через собственный протокол.
Swift поддерживает все побитовые операторы, которые были основаны в C о которых мы поговорим далее.
Побитовый оператор NOT
Побитовый оператор NOT ( ~ ) инвертирует все битовые числа:
Побитовый оператор NOT является префиксным оператором и ставится прямо перед значением (без пробела), над которым он оперирует.
let initialBits: UInt8 = 0b00001111 let invertedBits = ~initialBits // равен 11110000
Целые числа типа UInt8 имеют восемь бит и могут хранить значения от 0 до 255 . В этом примере инициализируем число типа UInt8 , которое имеет бинарное значение 00001111 , которое имеет первые четыре бита равные 0 , а вторая четверка битов равна 1. Это эквивалент числа 15 .
Далее используем побитовый оператор NOT для создания новой константы invertedBits , которая равна initialBits , но только с перевернутыми битами. То есть теперь все единицы стали нулями, а нули единицами. Значение числа invertedBits равно 11110000 , что является эквивалентом 240 .
Побитовый оператор AND
Побитовый оператор AND ( & ) комбинирует два бита двух чисел. Он возвращает новое число, чье значение битов равно 1 , если только оба бита из входящих чисел были равны 1 :
В примере ниже, значения firstSixBits и lastSixBits имеют четыре бита по середине равными 1. Побитовый оператор AND комбинирует их для создания числа 001111100 , которое равно беззнаковому целому числу 60 :
let firstSixBits: UInt8 = 0b11111100 let lastSixBits: UInt8 = 0b00111111 let middleFourBits = firstSixBits & lastSixBits // равен 00111100
Побитовый оператор OR
Побитовый оператор OR ( | ) сравнивает биты двух чисел. Оператор возвращает новое число, чьи биты устанавливаются на 1 , если один и пары битов этих двух чисел имеет бит равный 1 :
В примере ниже значения someBits и moreBits имеют разные биты со значениями 1. Побитовый оператор OR комбинирует их для создания числа 11111110 , что равно беззнаковому целому числу 254 :
let someBits: UInt8 = 0b10110010 let moreBits: UInt8 = 0b01011110 let combinedbits = someBits | moreBits // равен 11111110
Побитовый оператор XOR
Побитовый оператор XOR или “оператор исключающего OR” ( ^ ), который сравнивает биты двух чисел. Оператор возвращает число, которое имеет биты равные 1 , когда биты входных чисел разные, и возвращает 0 , когда биты одинаковые:
В примере ниже, значения firstBits и otherBits каждый имеет один бит в том месте, где у другого 0. Побитовый оператор XOR устанавливает оба этих бита в качестве выходного значения. Все остальные биты повторяются, поэтому оператор возвращает 0 :
let firstBits: UInt8 = 0b00010100 let otherBits: UInt8 = 0b00000101 let outputBits = firstBits ^ otherBits // равен 00010001
Операторы побитового левого и правого сдвига
Оператор побитового левого сдвига ( > ) двигают все биты числа влево или вправо на определенное количество мест, в зависимости от правил, которые определены ниже.
Побитовые операторы левого и правого сдвига имеют эффект умножения или деления числа на 2. Сдвигая биты целого числа влево на одну позицию, мы получаем удвоенное первоначальное число, в то время как, двигая его вправо на одну позицию, мы получаем первоначальное число поделённое на 2 .
Поведение сдвига для беззнаковых целых чисел
Поведение побитового сдвига имеет следующие правила:
- Существующие биты сдвигаются направо или налево на требуемое число позиций.
- Любые биты, которые вышли за границы числа, отбрасываются.
- На пустующие позиции сдвинутых битов вставляются нули.
Такой подход называется логическим сдвигом.
Иллюстрация внизу отображает результат смещения 11111111 > 1 (что означает 11111111 сдвинутые на 1 вправо). Голубые цифры — сдвинутые, серые — отброшенные, оранжевые — вставленные:
Вот как выглядит побитовый сдвиг в виде Swift кода:
let shiftBits: UInt8 = 4 // 00000100 бинарный вид shiftBits > 2 // 00000001
Вы можете использовать побитовый сдвиг для шифрования и дешифрования значений внутри других типов данных:
let pink: UInt32 = 0xCC6699 let redComponent = (pink & 0xFF0000) >> 16 // redComponent равен 0xCC, или 204 let greenComponent = (pink & 0x00FF00) >> 8 // greenComponent равен 0x66, или 102 let blueComponent = pink & 0x0000FF // blueComponent равен 0x99, или 153
Этот пример использует UInt32 , который называется pink , для хранения значения розового цвета из файла CSS. Значение розового цвета # CC6699 , что записывается в виде шестнадцатеричном представлении Swift как 0xCC6699 . Этот цвет затем раскладывается на его красный( CC ), зеленый ( 66 ) и голубой ( 99 ) компоненты при помощи побитового оператора AND ( & ) и побитового оператора правого сдвига ( >> ).
Красный компонент получен с помощью побитового оператора AND между числами 0xCC6699 и 0xFF0000 . Нули в 0xFF0000 фактически являются “маской” для третьего и четвертого бита в 0xCC6699 , тем самым заставляя игнорировать 6699 , и оставляя 0xCC0000 в качестве результата.
После этого число сдвигается на 16 позиций вправо ( >> 16 ). Каждая пара символов в шестнадцатеричном числе использует 8 битов, так что сдвиг вправо на 16 позиций преобразует число 0xCC0000 в 0x0000CC . Это то же самое, что и 0xCC , которое имеет целое значение равное 204 .
Аналогично с зеленым компонентом, который получается путем использования побитового оператора AND между числами 0xCC6699 и 0x00FF00 , который в свою очередь дает нам выходное значение 0x006600 . Это выходное значение затем сдвигается на восемь позиций вправо, давая нам значение 0x66 , что имеет целое значение равное 102 .
Ну а теперь последний синий компонент, который получается при использовании побитового оператора AND между числами 0xCC6699 и 0x0000FF , что в свою очередь дает нам выходное значение равное 0x000099 . Таким образом, нам не нужно сдвигать это вправо, так как 0x000099 уже равно 0x99 , что имеет целое значение равное 153 .
Поведение побитового сдвига для знаковых целых чисел
Поведение побитового сдвига для знаковых целых чисел более сложное, чем для беззнаковых, из-за того, как они представлены в бинарном виде. (Пример ниже основан на восьми битовом знаковом целом числе для простоты примера, однако этот принцип применим к знаковым целым числам любого размера).
Знаковые целые числа используют первый бит (известный как знаковый бит) для индикации того, является ли число положительным или отрицательным. Значение знакового бита равное 0 свидетельствует о положительном числе, 1 — отрицательном.
Остальные биты (известные как биты значения) хранят фактическое значение. Положительные числа хранятся в точности так же как и беззнаковые целые числа, считая от 0. Вот как выглядят биты внутри Int8 для числа 4 :
Знаковый бит равен 0 (число положительное), остальные семь битов означают число 4 , записанное в бинарной форме.
Однако отрицательные числа хранятся иначе. Они хранятся путем вычитания их абсолютного значения из 2 в степени n, где n — количество битов значения.
Вот как выглядит биты внутри Int8 для числа — 4 :
В этот раз, знаковый бит равен 1 (число отрицательное), а остальные семь знаковых бита имеют бинарное значение числа 124 (что означает 128 — 4):
Шифрование отрицательных чисел известно под названием дополнение до двух. Это может показаться необычным способом для отображения отрицательных чисел, но в нем есть несколько преимуществ.
Первое. Вы можете добавить — 1 к — 4 , просто выполняя стандартное сложение всех восьми битов (включая и восьмой бит), и отбрасывая все, что не поместится в ваши восемь бит:
Второе. Представление “дополнения до 2” так же позволяет вам сдвигать биты отрицательных чисел влево и вправо, как в случае с положительными, и все так же умножая их при сдвиге влево или уменьшая их в два раза, при сдвиге на 1 место вправо. Для того чтобы обеспечить такое поведение при движении знаковых чисел вправо, мы должны применить дополнительное правило:
- Когда вы сдвигаете знаковое число вправо, используйте тоже самое правило, что и для беззнаковых чисел, но заполняйте освободившиеся левые биты знаковыми битами, а не нулями.
Эти действия гарантируют вам, что знаковые числа имеют тот же знак, после того как они сдвинуты вправо, и эти действия известны как арифметический сдвиг.
Из-за такого способа хранения положительных и отрицательных чисел, сдвиг вправо двигает их значение ближе к нулю. Оставляя знаковый бит тем же самым в течение побитового сдвига, означает, что ваше отрицательное число, так же и остается отрицательным, в то время как его значение так же движется к нулю.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Битовые операторы
& Оператор выполнит двоичный И, где бит копируется , если она существует в обоих операндов. Это означает:
# 0 & 0 = 0 # 0 & 1 = 0 # 1 & 0 = 0 # 1 & 1 = 1 # 60 = 0b111100 # 30 = 0b011110 60 & 30 # Out: 28 # 28 = 0b11100 bin(60 & 30) # Out: 0b11100
Побитовое ИЛИ
| Оператор выполнит двоичное «или», где бит копируется, если он существует в любом из операндов. Это означает:
# 0 | 0 = 0 # 0 | 1 = 1 # 1 | 0 = 1 # 1 | 1 = 1 # 60 = 0b111100 # 30 = 0b011110 60 | 30 # Out: 62 # 62 = 0b111110 bin(60 | 30) # Out: 0b111110
Побитовое XOR (исключающее ИЛИ)
^ Оператор будет выполнять двоичный XOR , в котором двоичный 1 копируется тогда и только тогда , когда это значение ровно один операнд. Другой способ задания этого является то , что результат 1 только если операнды разные. Примеры включают в себя:
# 0 ^ 0 = 0 # 0 ^ 1 = 1 # 1 ^ 0 = 1 # 1 ^ 1 = 0 # 60 = 0b111100 # 30 = 0b011110 60 ^ 30 # Out: 34 # 34 = 0b100010 bin(60 ^ 30) # Out: 0b100010
Побитовый сдвиг влево
# 2 = 0b10 2
Выполнение левого разрядное смещение 1 эквивалентно умножению на 2 :
Выполнение левого разрядного смещения n эквивалентно умножения на 2**n :
Побитовый сдвиг вправо
>> оператор выполняет побитовое «сдвиг вправо» , где значение левого операнда перемещается вправо на число битов данных в правом операнде.
# 8 = 0b1000 8 >> 2 # Out: 2 # 2 = 0b10 bin(8 >> 2) # Out: 0b10
Выполнение правильного битового смещения 1 эквивалентно целочисленного деления на 2 :
36 >> 1 # Out: 18 15 >> 1 # Out: 7
Выполнение правильного битового смещения n эквивалентно целочисленное деление на 2**n :
48 >> 4 # Out: 3 59 >> 3 # Out: 7
Побитовое НЕ
~ Оператор переворачивает все биты числа. Поскольку компьютеры используют прямой код - прежде всего, в дополнении до двух обозначений для кодирования отрицательных двоичных чисел , где отрицательные числа записываются с ведущим один (1) вместо ведущего нуля (0).
Это означает , что если вы используете 8 бит для представления номера вашего дополнительного кода комплемента, вы бы относиться к модели от 0000 0000 до 0111 1111 для представления чисел от 0 до 127 и резервного 1xxx xxxx для представления отрицательных чисел.
Восьмиразрядные числа с двумя дополнительными числами
Биты Значение без знака Значение двух дополнений 0000 0000 0 0 0000 0001 1 1 0000 0010 2 2 0111 1110 126 126 0111 1111 127 127 1000 0000 128 -128 1000 0001 129 -127 1000 0010 130 -126 1111 1110 254 -2 1111 1111 255 -1
По существу, это означает , что в то время как 1010 0110 имеет беззнаковое значение 166 (прибыл в путем добавления (128 * 1) + (64 * 0) + (32 * 1) + (16 * 0) + (8 * 0) + (4 * 1) + (2 * 1) + (1 * 0) ), оно имеет значение дополнительного код дополнение -90 (прибыли в добавлении (128 * 1) - (64 * 0) - (32 * 1) - (16 * 0) - (8 * 0) - (4 * 1) - (2 * 1) - (1 * 0) , и дополняя значение).
Таким образом, отрицательные числа в диапазоне до -128 ( 1000 0000 ). Ноль (0) представляется в виде 0000 0000 , и минус один (-1) , как 1111 1111 .
В целом, однако, это означает , ~n = -n - 1 .
# 0 = 0b0000 0000 ~0 # Out: -1 # -1 = 0b1111 1111 # 1 = 0b0000 0001 ~1 # Out: -2 # -2 = 1111 1110 # 2 = 0b0000 0010 ~2 # Out: -3 # -3 = 0b1111 1101 # 123 = 0b0111 1011 ~123 # Out: -124 # -124 = 0b1000 0100
Обратите внимание, что общий эффект этой операции при нанесении на положительные числа можно суммировать:
И затем, применительно к отрицательным числам, соответствующий эффект:
Следующие примеры иллюстрируют это последнее правило .
# -0 = 0b0000 0000 ~-0 # Out: -1 # -1 = 0b1111 1111 # 0 is the obvious exception to this rule, as -0 == 0 always # -1 = 0b1000 0001 ~-1 # Out: 0 # 0 = 0b0000 0000 # -2 = 0b1111 1110 ~-2 # Out: 1 # 1 = 0b0000 0001 # -123 = 0b1111 1011 ~-123 # Out: 122 # 122 = 0b0111 1010
Операции на месте
Все операторы Побитового (кроме ~ ) имеет свои собственные места версии
a = 0b001 a &= 0b010 # a = 0b000 a = 0b001 a |= 0b010 # a = 0b011 a = 0b001 a >= 2 # a = 0b001 a = 0b101 a ^= 0b011 # a = 0b110