Как умножить матрицу на матрицу в c
Перейти к содержимому

Как умножить матрицу на матрицу в c

  • автор:

Найти произведение двух матриц

Произведение двух матриц можно записать как
Произведение матриц
где
Произведение матриц
Произведение двух матриц можно найти только в случае, если количество столбцов левой матрицы совпадает с количеством строк правой.

Произведение матриц

Результат выполнения

Комментариев к записи: 7

Умножение квадратных матриц в С++

Матрицы можно умножать, если они согласованы. Две квадратные матрицы согласованы, так как у них одинаковое число строк в первой матрице и число столбцов во второй. Чтобы умножить две матрицы берут первую строку первой матрицы и умножают на первый столбец второй матрицы почленно. А получившиеся произведения складывают и результат ставят на место первого элемента в первой строке в новой (результирующей матрице). Затем эту эе первую строку умножают также на второй столбец во второй матрице. Результат на место второго элемента в первой строке в новой матрице. И так, пока не перемножат первую сроку первой матрицы на все столбцы второй. Затем берут вторую строку первой матрицы и повторяют процедуру со всеми столбцами второй. А результат пишется построчно во вторую строку результирующей матрицы. Также берут третью строку и так далее пока все строки не будут умножены на все столбцы. В результате получится такая же квадратная мтарица как и две исходные, но с новыми значениями элементов. Ниже листинг программы для умножения двух квадратных матриц.

#include using namespace std; int main()< //Размер матриц: const int N=3; //Индексные переменные: int i,j,k; //Первая матрица: double A[N][N]; //Вторая матрица: double B[N][N]; //Третья матрица (результат): double C[N][N]; //Ввод (построчный) элементов первой матрицы: cout> A[i][j]; //Ввод (построчный) элементов первой матрицы: cout >B[i][j]; //Вычисление произведения матриц: cout cout return 0; >

Мне нравится

    • Найти минимальное и максимальное
    • Учимся работать с массивом
    • Расчет высоты подъема тела в С++
    • Пример с инкрементом и декрементом на С++

    Оставить комментарий

    Вы должны быть авторизованы , чтобы оставить или оценить комментарий.

    Новые записи

    • Мечтаешь о разводе? Развед.
    • Инвестирование для студент.
    • Кеди Конверс: ідеальне взу.
    • Как выгодно и быстро сдать.
    • Організація переїзду групи.
    • То, чему не учат студентов.
    • Особливості та переваги за.
    • Где студентам искать инфор.
    • Любителям интернет-покупок
    • Все, что нужно знать о раб.

    Новые комментарии

    • Я нашел работу уже на посл
    • Наклон шрифта удобно и точ
    • И что это значит? совершен
    • Спасибо. Крутые советы!
    • интерестно
    • «Сделайте пожалуйста
    • Ну вот — «бессмысленн
    • Бред. Выкладывать данные н
    • На каком основании вы гово
    • Только что придумал идею д

    Популярные записи

    • Гостовские чертежные рамки.
    • 72 образца характеристик н.
    • Чертежные шрифты студентам.
    • Миллиметровка, система коо.
    • Титульный лист курсовой ра.
    • Таблица производных и инте.
    • Построение поверхностей
    • Пишем характеристику студе.
    • Заявление на отчисление и .
    • Пишем отзыв руководителя

    Новые объявления

    • Чем отличаются услуги грам.
    • Серебряное мужское кольцо .
    • Особенности и разновидност.
    • Почему и когда нужен аудит.
    • Быстрая покупка бикоина на.
    • Не важно где ты находишься.
    • Неожиданная причина почему.
    • Как уберечь себя и свое пр.
    • Несколько советов покупате.
    • Доставка воды как бизнес

    Умножение матриц: эффективная реализация шаг за шагом

    Умножение матриц — это один из базовых алгоритмов, который широко применяется в различных численных методах, и в частности в алгоритмах машинного обучения. Многие реализации прямого и обратного распространения сигнала в сверточных слоях неронной сети базируются на этой операции. Так порой до 90-95% всего времени, затрачиваемого на машинное обучение, приходится именно на эту операцию. Почему так происходит? Ответ кроется в очень эффективной реализации этого алгоритма для процессоров, графических ускорителей (а в последнее время и специальных ускорителей матричного умножения). Матричное умножение — один из немногих алгоритмов, которые позволяет эффективно задействовать все вычислительные ресурсы современных процессоров и графических ускорителей. Поэтому не удивительно, что многие алгоритмы стараются свести к матричному умножению — дополнительная расходы, связанные с подготовкой данных, как правило с лихвой окупаются общим ускорением алгоритмов.

    Так как реализован алгоритм матричного умножения? Хотя сейчас существуют множество реализаций данного алгоритма, в том числе и в открытых исходных кодах. Но к сожалению, код данных реализаций (большей частью на ассемблере) весьма сложен. Существует хорошая англоязычная статья, подробно описывающая эти алгоритмы. К моему удивлению, я не обнаружил аналогов на Хабре. Как по мне, этого повода вполне достаточно, чтобы написать собственную статью. С целью ограничить объем изложения, я ограничился описанием однопоточного алгоритма для обычных процессоров. Тема многопоточности и алгоритмов для графических ускорителей явно заслуживает отдельной статьи.

    Процесс изложения будет вестись ввиде шагов с примерами по последовательному ускорению алгоритма. Я старался писать максимально упрощая задачу, но не более того. Надеюсь у меня получилось…

    Постановка задачи (0-й шаг)

    В общем случае функция матричного умножения описывается как:

    C[i,j] = a*C[i,j] + b*Sum(A[i,k]*B[k,j]); 

    Где матрица A имеет размер M х K, матрица B — K х N, и матрица C — M х N.

    Мы без ущерба для изложения, можем считать, что a = 0 и b = 1:

    C[i,j] = Sum(A[i,k]*B[k,j]); 

    Ее реализация на С++ «в лоб» по формуле будет выглядеть следующим образом:

    void gemm_v0(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < for (int i = 0; i < M; ++i) < for (int j = 0; j < N; ++j) < C[i*N + j] = 0; for (int k = 0; k < K; ++k) C[i*N + j] += A[i*K + k] * B[k*N + j]; >> > 

    Глупо было бы ожидать от нее какой-либо производительности, и действительно тестовые замеры показывают, что при (M=N=K=1152) она выполняется почти 1.8 секунды (тестовая машина — i9-7900X@3.30GHz, ОС — Ubuntu 16.04.6 LTS, компилятор — g++-6.5.0б опции компилятора — «-fPIC -O3 -march=haswell»). Минимальное количество операций для матричного умножения — 2*M*N*K = 2*10^9. Иначего говоря, производительность составляет 1.6 GFLOPS, что очень далеко от теоретического предела однопоточной производительности для данного процессора (~120 GFLOPS (float-32) если ограничится использованием AVX2/FMA и ~200 GFLOPS при использовании AVX-512). Так, что нужно предпринять, чтобы приблизится к теоретическому пределу? Далее мы в ходе ряда последовательных оптимизаций придем к решению, которое во многом воспроизводит то, что используется во многих стандартных библиотеках. В процессе оптимизации, я буду задействовать только AVX2/FMA, AVX-512 я касаться не буду, так как их распостраненность пока невелика.

    Устраняем очевидные недостатки (1-й шаг)

    Сначала устраним самые очевидные недостатки алгоритма:

    1. Вычисление адресов элементов массивов можно упростить — вынести постоянную часть из внутреннего цикла.
    2. В оригинальной версии доступ к элементам массива B производится не последовательно. Его можно упорядочить, если поменять порядок вычисления таким образом, чтобы внутренним циклом был последовательный обход по строчкам для всех трех матриц.
    void gemm_v1(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < for (int i = 0; i < M; ++i) < float * c = C + i * N; for (int j = 0; j < N; ++j) c[j] = 0; for (int k = 0; k < K; ++k) < const float * b = B + k * N; float a = A[i*K + k]; for (int j = 0; j < N; ++j) c[j] += a * b[j]; >> > 

    Результат тестовых замеров показывает время выполнения в 250 мс, или 11.4 GFLOPS. Т.е. такими небольшими правками мы получили ускорение в 8 раз!

    Векторизуем внутренний цикл (2-й шаг)

    Если внимательно посмотреть на внутренний цикл (по переменной j), то видно, что вычисления можно проводить блоками (векторами). Практически все современные процессоры позволяют проводить вычисления над такими векторами. В частности набор инструкций AVX оперирует с векторами размерностью 256 бит. Что позволяет выполнить 8 операций для вещественных чисел с одинарной точностью за такт. AVX2/FMA делает еще один шаг вперед — он позволяет выполнить слитную операцию умножения и сложения (d = a*b + c) над вектором. Настольные процессоры Интел начиная с 4-го поколения имеют 2 256-bit FMA модуля, что позволяет им теоретически выполнять 2*2*8 = 32 операции (float-32) за такт. К счастью, инструкции AVX2/FMA достаточно легко задействовать напрямую из С/С++ при помощи встроенных функций (intrinsics). Для AVX2/FMA они объявлены в заголовочном файле .

    void gemm_v2(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < for (int i = 0; i < M; ++i) < float * c = C + i * N; for (int j = 0; j < N; j += 8) _mm256_storeu_ps(c + j + 0, _mm256_setzero_ps()); for (int k = 0; k < K; ++k) < const float * b = B + k * N; __m256 a = _mm256_set1_ps(A[i*K + k]); for (int j = 0; j < N; j += 16) < _mm256_storeu_ps(c + j + 0, _mm256_fmadd_ps(a, _mm256_loadu_ps(b + j + 0), _mm256_loadu_ps(c + j + 0))); _mm256_storeu_ps(c + j + 8, _mm256_fmadd_ps(a, _mm256_loadu_ps(b + j + 8), _mm256_loadu_ps(c + j + 8))); >> > > 

    Запускаем тесты, получаем время 217 мс или 13.1 GFLOPS. Упс! Ускорение всего на 15%. Какже так? Тут нужно учитывать, два фактора:

    1. Компиляторы нынче умные пошли (не все!), и вполне справляются с задачей автовекторизации простых циклов. Уже в 1-м варианте компилятор фактически задействовал инструкции AVX2/FMA, потому ручная оптимизация не дала нам практически никаких преимуществ.
    2. Скорость расчетов в данном случае упирается не в вычислителные возможности процессора, а в скорость загрузки и выгрузки данных. В данном случае процессору для задействования 2 256-bit FMA блоков требуется загрузить 4 и выгрузить 2 256-bit вектора за такт. Это в два раза превышает даже пропускную способность L1 кеша процессора (512/256 bit), не говоря уже о пропускной способности памяти, которая еще на порядок меньше (64-bit на канал)).

    Дальнейшие наши шаги по оптимизации алгоритма будут направлены на минимизацию доступа в память.

    Пишем микроядро (3-й шаг)

    В предыдущей версии на 1 FMA операцию приходится 2 загрузки и 1 выгрузка.
    Больше всего загрузок и выгрузок происходит с результирующей матрицей С: данные из нее нужно загрузить, прибавить к ним произведение C[i][j] += A[i][k]*B[k][j], а потом сохранить. И так много раз. Наиболее быстрая память, с которой может работать процессор — это его собственные регистры. Если мы будем хранить результирующее значение матрицы С в регистре процессора, то в процессе расчета нужно будет подгружать только значение матриц A и B. Теперь у нас на 1 FMA операцию приходится только 2 загрузки.

    Если мы будем хранить в регистрах значения двух соседних столбцов матрицы C[i][j] и C[i][j+1], то сможем повторно использовать загруженное значение матрицы A[i][k]. И на 1 FMA операцию потребуется только 1.5 загрузки. Кроме того, сохраняя результат в 2 независимых регистра, мы позволим процессору выполнять 2 FMA операции за такт. Аналогично можно хранить в регистрах значения двух соседних строк — тогда будет осуществляться экономия на загрузке значений матрицы B.

    Всего настольные процессоры Интел начиная с 2-го поколения имеют 16 256-bit векторных регистров (справедливо для 64-bit режима процессора). 12 из них можно использовать для хранения кусочка результирующей матрицы С размером 6×16. В итоге мы сможем выполнить 12*8 = 96 FMA операций загрузив из памяти только 16 + 6 = 22 значений. И того нам удалось сократить доступ к памяти с 2.0 до 0.23 загрузки на 1 FMA операцию — почти в 10 раз!

    Функция которая осуществляет вычисление такого маленького кусочка матрицы С, обычно называется микроядром, ниже приведен пример такой функции:

    void micro_6x16(int K, const float * A, int lda, int step, const float * B, int ldb, float * C, int ldc) < __m256 c00 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c10 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c20 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c30 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c40 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c50 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c01 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c11 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c21 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c31 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c41 = _mm256_setzero_ps(); __m256 c51 = _mm256_setzero_ps(); const int offset0 = lda * 0; const int offset1 = lda * 1; const int offset2 = lda * 2; const int offset3 = lda * 3; const int offset4 = lda * 4; const int offset5 = lda * 5; __m256 b0, b1, a0, a1; for (int k = 0; k < K; k++) < b0 = _mm256_loadu_ps(B + 0); b1 = _mm256_loadu_ps(B + 8); a0 = _mm256_set1_ps(A[offset0]); a1 = _mm256_set1_ps(A[offset1]); c00 = _mm256_fmadd_ps(a0, b0, c00); c01 = _mm256_fmadd_ps(a0, b1, c01); c10 = _mm256_fmadd_ps(a1, b0, c10); c11 = _mm256_fmadd_ps(a1, b1, c11); a0 = _mm256_set1_ps(A[offset2]); a1 = _mm256_set1_ps(A[offset3]); c20 = _mm256_fmadd_ps(a0, b0, c20); c21 = _mm256_fmadd_ps(a0, b1, c21); c30 = _mm256_fmadd_ps(a1, b0, c30); c31 = _mm256_fmadd_ps(a1, b1, c31); a0 = _mm256_set1_ps(A[offset4]); a1 = _mm256_set1_ps(A[offset5]); c40 = _mm256_fmadd_ps(a0, b0, c40); c41 = _mm256_fmadd_ps(a0, b1, c41); c50 = _mm256_fmadd_ps(a1, b0, c50); c51 = _mm256_fmadd_ps(a1, b1, c51); B += ldb; A += step; >_mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c00, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c01, _mm256_loadu_ps(C + 8))); C += ldc; _mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c10, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c11, _mm256_loadu_ps(C + 8))); C += ldc; _mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c20, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c21, _mm256_loadu_ps(C + 8))); C += ldc; _mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c30, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c31, _mm256_loadu_ps(C + 8))); C += ldc; _mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c40, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c41, _mm256_loadu_ps(C + 8))); C += ldc; _mm256_storeu_ps(C + 0, _mm256_add_ps(c50, _mm256_loadu_ps(C + 0))); _mm256_storeu_ps(C + 8, _mm256_add_ps(c51, _mm256_loadu_ps(C + 8))); > 

    Введем небольшую вспомогательную функцию для инициализации начального значения матрицы С:

    void init_c(int M, int N, float * C, int ldc)

    Здесь lda, ldb, ldc — длина строчки (Leading Dimension в общем случае) соответсвующей матрицы.

    Тогда функция умножения примет следующий вид:

    void gemm_v3(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < for (int i = 0; i < M; i += 6) < for (int j = 0; j < N; j += 16) < init_c(6, 16, C + i*N + j, N); micro_6x16(K, A + i*K, K, 1, B + j, N, C + i*N + j, N); >> > 

    Запускаем ее и получаем время исполнения 78.5 мс или 36.2 GFLOPS. Т.е. использование микроядра позволило ускорить матричное умножение почти в 3 раза. Но полученное быстродействие все еще далеко от максимального. Где теперь узкое место?

    Переупорядочиваем матрицу B (4-й шаг)

    Микроядро за каждую итерацию загружает два 256-bit вектора из матрицы B.

    Причем каждый раз из новой строчки. Это делает невозможным для процессора эффективное кеширование этих данных. Для исправления этой ситуации сделаем два изменения:

    1. Скопируем данные матрицы B во временный буфер таким образом, чтобы данные, необходимые одному микроядру лежали рядом.
    2. Изменим порядок обхода матрицы С: сначала будем ходить по столбцам и только потом по строкам. Это позволит эффективнее использовать переупорядоченные значения матрицы B.
    struct buf_t < float * p; int n; buf_t(int size) : n(size), p((float*)_mm_malloc(size * 4, 64)) <>~buf_t() < _mm_free(p); >>; 

    Здесь стоит отметить, что загрузка и выгрузка AVX векторов оптимально работает при выровненных данных, потому используются специальные функции для выделения памяти.

    Функция переупорядочивания матрицы B:

    void reorder_b_16(int K, const float * B, int ldb, float * bufB) < for (int k = 0; k < K; ++k, B += ldb, bufB += 16) < _mm256_storeu_ps(bufB + 0, _mm256_loadu_ps(B + 0)); _mm256_storeu_ps(bufB + 8, _mm256_loadu_ps(B + 8)); >> 

    Ну и собственно 4-я версия функции gemm:

    void gemm_v4(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < for (int j = 0; j < N; j += 16) < buf_t bufB(16*K); reorder_b_16(K, B + j, N, bufB.p); for (int i = 0; i < M; i += 6) < init_c(6, 16, C + i*N + j, N); micro_6x16(K, A + i*K, K, 1, bufB.p, 16, C + i*N + j, N); >> > 

    Результаты тестирования (29.5 мс или 96.5 GFLOPS) показывают, что мы на правильном пути. Фактически достигнуто около 80% от теоретически возможного максимума.

    Победа? К сожалению нет. Просто размер матриц, который мы использовали для тестирования (M=N=K=1152) оказался удобным для данной версии алгоритма. Если увеличить К в 100 раз (M=1152, N=1152, K=115200), то эффективность алгоритма упадет до 39.5 GFLOPS — почти в 2.5 раза.

    Локализуем данные в кэше L1 (5-й шаг)

    Так почему же с ростом параметра K, падает эффективность алгоритма? Ответ кроется в величине буфера, который мы использовали для хранения переупорядоченных значений B. При больших значениях K он просто не влазит в кэш процессора. Решением проблемы будет ограничение его величины до размера кэша данных L1. Для процессоров Интел размер кэша данных L1 составляет 32 kb. C ограничением размера буфера, микроядро будет пробегать не по всем значениям K, а только по диапазону, который влазит в L1 кэш. Результаты промежуточных расчетов матрицы С будут храниться в основной памяти.

    Введем макроядро — вспомогательную функцию, которая производит расчеты над областью данных, которые влазят в кэш:

    void macro_v5(int M, int N, int K, const float * A, int lda, const float * B, int ldb, float * bufB, float * C, int ldc) < for (int j = 0; j < N; j += 16) < reorder_b_16(K, B + j, ldb, bufB); for (int i = 0; i < M; i += 6) micro_6x16(K, A + i*lda, lda, 1, bufB, 16, C + i*ldc + j, ldc); >> 

    В главной функции у нас добавится цикл по K, в котором мы будем вызывать макроядро:

    void gemm_v5(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < const int L1 = 32 * 1024; int mK = std::min(L1 / 4 / 16, K); buf_t bufB(16 * mK); for(int k = 0; k < K; k += mK) < int dK = std::min(K, k + mK) - k; if(k == 0) init_c(M, N, C, N); macro_v5(M, N, dK, A + k, K, B + k*N, N, bufB.p, C, N); >> 

    Результаты замеров показывают, что мы движемся в правильном направлении: для (M=1152, N=1152, K=115200) производительность алгоритма составила 78.1 GFLOPS. Это значительно лучше, чем в прошлой версии, но все еще хуже, чем для матрицы средних размеров.

    Переупорядочиваем матрицу A и локализуем в кэше L2 (6-й шаг)

    Ограничив размер K, который обрабатывается за один проход микроядра, мы сумели локализовать данные матрицы B в кэше L1. Данных, которые подгружаются из матрицы A почти в три раза меньше. Но давайте попробуем локализовать и их, заодно переупорядочив данные, чтобы они лежали последовательно. Напишем для этого специальную функцию:

    void reorder_a_6(const float * A, int lda, int M, int K, float * bufA) < for (int i = 0; i < M; i += 6) < for (int k = 0; k < K; k += 4) < const float * pA = A + k; __m128 a0 = _mm_loadu_ps(pA + 0 * lda); __m128 a1 = _mm_loadu_ps(pA + 1 * lda); __m128 a2 = _mm_loadu_ps(pA + 2 * lda); __m128 a3 = _mm_loadu_ps(pA + 3 * lda); __m128 a4 = _mm_loadu_ps(pA + 4 * lda); __m128 a5 = _mm_loadu_ps(pA + 5 * lda); __m128 a00 = _mm_unpacklo_ps(a0, a2); __m128 a01 = _mm_unpacklo_ps(a1, a3); __m128 a10 = _mm_unpackhi_ps(a0, a2); __m128 a11 = _mm_unpackhi_ps(a1, a3); __m128 a20 = _mm_unpacklo_ps(a4, a5); __m128 a21 = _mm_unpackhi_ps(a4, a5); _mm_storeu_ps(bufA + 0, _mm_unpacklo_ps(a00, a01)); _mm_storel_pi((__m64*)(bufA + 4), a20); _mm_storeu_ps(bufA + 6, _mm_unpackhi_ps(a00, a01)); _mm_storeh_pi((__m64*)(bufA + 10), a20); _mm_storeu_ps(bufA + 12, _mm_unpacklo_ps(a10, a11)); _mm_storel_pi((__m64*)(bufA + 16), a21); _mm_storeu_ps(bufA + 18, _mm_unpackhi_ps(a10, a11)); _mm_storeh_pi((__m64*)(bufA + 22), a21); bufA += 24; >A += 6 * lda; > > 

    Так как, данные матрицы A теперь идут последовательно, то параметр lda в макроядре нам больше не нужен. Также поменялись параметры вызова микроядра:

    void macro_v6(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, int ldb, float * bufB, float * C, int ldc) < for (int j = 0; j < N; j += 16) < reorder_b_16(K, B + j, ldb, bufB); for (int i = 0; i < M; i += 6) micro_6x16(K, A + i*K, 1, 6, bufB, 16, C + i*ldc + j, ldc); >> 

    Размер буфера для переупорядоченной матрицы A ограничиваем размером L2 кэша процессора (он обычно составляет от 256 до 1024 kb для разных типов процессоров). В главной функции добавляется дополнительный цикл по переменной M:

    void gemm_v6(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < const int L1 = 32 * 1024, L2 = 256*1024; int mK = std::min(L1 / 4 / 16, K) / 4 * 4; int mM = std::min(L2 / 4 / mK, M) / 6 * 6; buf_t bufB(16 * mK); buf_t bufA(mK * mM); for(int k = 0; k < K; k += mK) < int dK = std::min(K, k + mK) - k; for (int i = 0; i < M; i += mM) < int dM = std::min(M, i + mM) - i; if (k == 0) init_c(dM, N, C + i * N, N); reorder_a_6(A + i * K + k, K, dM, dK, bufA.p); macro_v6(dM, N, dK, bufA.p, B + k * N, N, bufB.p, C + i * N, N); >> > 

    Результаты тестовых замеров для (M=1152, N=1152, K=115200) — 88.9 GFLOPS — приблизились еще на один шаг к результату для матриц среднего размера.

    Задействуем кэш L3 (7-й шаг)

    В процессорах помимо кэша L1 и L2 еще часто бывает кэш L3 (обычно его размер составляет 1-2 MB на ядро). Попробуем задействовать и его, например, для хранения переупорядоченных значений матриц B, чтобы избежать лишних вызовов функции reorder_b_16. В функции макроядра появится дополнительные параметр reorderB, который будет сообщать о том, что данныe матрицы B уже упорядочены:

    void macro_v7(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, int ldb, float * bufB, bool reorderB, float * C, int ldc) < for (int j = 0; j < N; j += 16) < if(reorderB) reorder_b_16(K, B + j, ldb, bufB + K*j); for (int i = 0; i < M; i += 6) micro_6x16(K, A + i*K, 1, 6, bufB + K*j, 16, C + i*ldc + j, ldc); >> 

    В основной функции добавится цикл по N:

    void gemm_v7(int M, int N, int K, const float * A, const float * B, float * C) < const int L1 = 32 * 1024, L2 = 256*1024, L3 = 2*1024*1024; int mK = std::min(L1 / 4 / 16, K) / 4 * 4; int mM = std::min(L2 / 4 / mK, M) / 6 * 6; int mN = std::min(L3 / 4 / mK, N) / 16 * 16; buf_t bufB(mN * mK); buf_t bufA(mK * mM); for (int j = 0; j < N; j += mN) < int dN = std::min(N, j + mN) - j; for (int k = 0; k < K; k += mK) < int dK = std::min(K, k + mK) - k; for (int i = 0; i < M; i += mM) < int dM = std::min(M, i + mM) - i; if (k == 0) init_c(dM, dN, C + i * N + j, N); reorder_a_6(A + i * K + k, K, dM, dK, bufA.p); macro_v7(dM, dN, dK, bufA.p, B + k * N + j, N, bufB.p, i == 0, C + i * N + j, N); >> > > 

    Результаты замеров для (M=1152, N=1152, K=115200) дают результат в 97.3 GFLOPS. Т.е. мы даже немного превысили результат для матриц среднего размера. Фактически мы получили универсальный алгоритм (на самом деле нет, про ограничения в следующем разделе), который практически одинаково эффективно (порядка 80% от теоретически достижимого макимума) работает для любого размера матриц. На этом предлагаю остановиться и описать, что у нас в итоге получилось.

    Общая схема алгоритма

    На рисунке ниже приведена схема получившегося алгоритма:

    Микро ядро
    • Цикл-1 по переменной k. Переупорядоченные данные из матрицы B лежат в кэше L1, переупорядоченные данные из матрицы A лежат в кэше L2. Сумма аккумулируется в регистрах (кэше L0). Результат записывается в основную память. Размеры микроядра определяются длиной SIMD вектора и количеством векторных регистров. Длина цикла определяется размером кэша L1, где хранится B.
    Макро ядро
    • Цикл-2 по переменной i. Пробегает микроядром по переупорядоченным данным матрицы A, которые лежат в кэше L2.
    • Цикл-3 по переменной j. Пробегает микроядром по переупорядоченным данным матрицы B, которые лежат в кэше L3. Опционально переупорядочивает недостающие данные в B.
    Основная функция
    • Цикл-4 по переменной i. Пробегает макроядром по матрице A. На каждой итерации переупорядочивает значения A. Опционально инициализирует значения матрицы С.
    • Цикл-5 по переменной k. Пробегает макроядром по матрицам A и B.
    • Цикл-6 по переменной j. Пробегает макроядром по матрице B.

    Что осталось за кадром?

    В процессе изложения основных принципов, которые используются в алгоритме матричного умножения, я сознательно упростил задачу, иначе она бы не влезла ни в одну статью. Ниже я опишу некоторые вопросы, которые неважны для понимания основной сути алгоритма, но очень важны для практической их реализации:

    1. В реальности, к сожалению, размер матриц не всегда кратен размерам микроядра, потому края матриц приходится обрабатывать особым образом. Для чего приходится реализовывать микроядра разных размеров.
    2. Для разных типов процессоров реализуются разные наборы микроядер и функций переупорядочивания. Также свои микроядра будет для чисел с двойной точностью и для комплексных чисел. К счастью, зоопарк микроядер ограничен только ими и на верхнем уровне код достаточно универсальный.
    3. Микроядра часто пишут прямо на ассемблере. Также проводят дополнительное разворачивание циклов. Но это не приводит к существенному ускорению — основные оптимизации заключаются в эффективном использовании кэшевой иерархии памяти процессора.
    4. Для матриц малого размера (по любому измерению) применяют особые алгоритмы — иногда переупорядочивание не эффективно, иногда нужно применять другой порядок обхода матриц. А иногда и реализовывать особые микроядра.
    5. В обобщенном алгоритме матричного умножения все три матрицы могут быть транспонированы. Казалось бы число возможных алгоритмов возрастает в 8 раз! К счастью применение переупорядочивания входных данных, позволяет для всех случаев обойтись унивесальными микроядрами.
    6. Практически все современные процессоры — многоядерны. И библиотеки матричного умножения используют многопоточность для ускорения вычислений. Обычно для этого используется еще 1-3 дополнительных цикла, в которых происходит разбиение задач по разным потокам.

    Заключение

    Приведенный алгоритм матричного умножения позволяет эффективно задействовать ресурсы современных процессоров. Но он наглядно показывает, что максимальная утилизация ресурсов современных процессоров — это далеко нетривиальная задача. Подход с использованием микроядер и максимальной локализации данных в кэше процессора можно с успехом использовать и для других алгоритмов.

    Код проекта с алгоритмами из статьи можно найти на Github.

    Надеюсь вам было интересно!

    • матричное умножение
    • SIMD
    • кэш процессора
    • C++
    • Алгоритмы
    • Обработка изображений
    • Машинное обучение

    Программирование на C, C# и Java

    Уроки программирования, алгоритмы, статьи, исходники, примеры программ и полезные советы

    ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ! В последнее время в социальных сетях участились случаи предложения помощи в написании программ от лиц, прикрывающихся сайтом vscode.ru. Мы никогда не пишем первыми и не размещаем никакие материалы в посторонних группах ВК. Для связи с нами используйте исключительно эти контакты: vscoderu@yandex.ru, https://vk.com/vscode

    Алгоритм умножения матриц на языке C

    В данной статье мы рассмотрим алгоритм умножения матриц и приведем его код на языке программирования С.

    Умножать можно такие прямоугольные матрицы, в которых число столбцов первой матрицы равно числу строк во второй (про такие матрицы говорят, что их форма согласована), то есть их размерность должна быть следующая: матрица A[m, n], матрица B[n, q].

    Алгоритм умножения матриц

    В результате умножения получится матрица C[m, q]:

    Результирующая матрица после умножения

    элементы которой находятся по формуле:

    Алгоритм умножения матриц - формула

    На языке C алгоритм умножения матриц может быть записан следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *