Как проходит работа программиста
Перейти к содержимому

Как проходит работа программиста

  • автор:

Чем же занимаются программисты, и как объяснить это остальным?

Наверное, у каждого программиста возникала ситуация, когда совершенно не знакомые с IT люди просили его объяснить, в чём же состоит суть его профессии. Так уж сложилось, что у большинства людей понятие «программист» ассоциируется либо с замкнутым гиком в очках и свитере, либо с неким гениальным красноглазым подростком-хакером — но при этом никто не знает, чем именно он занимается.

Как рассказать им об этом, не пугая страшными терминами и фрагментами кода?
Под катом я воспроизведу такой рассказ, а также развенчаю несколько мифов о программировании.

— Чем занимаются программисты? Это не так-то просто рассказать… Ответьте мне для начала: как в двух словах можно описать, например, суть профессии хирурга?
— Хирург проводит операции.
— Да, отличное описание! Ну а, скажем, футболиста?
— Играет в футбол!
— Угу, а хирург «занимается хирургией». А если без однокоренных слов?
— Пинает мяч?
— Вот это точно. А что же делает программист, кроме как «разрабатывает программы»?
— …
— Программист пишет код. Исходный код своей программы, составленный на каком-то специальном языке программирования. Точнее говоря, сначала он продумывает структуры своих данных, потом составляет алгоритмы для работы с этими структурами — ну а затем уже представляет это в виде кода.
— Что ещё за «структуры данных»? Разве он не управляет компьютером, не нажимает кнопки?
— Эх.

Миф №1: программист работает с компьютерами

Попробуйте донести до людей, что программисту для написания кода, в общем-то, совсем не нужен компьютер. Он нужен лишь для проверки корректности кода, для его тестирования — но писать сам код и составлять схемы алгоритмов вполне можно и на бумаге (хотя на экране монитора, конечно, это делать удобнее). Разработчик же просто записывает на этой бумаге набор каких-то инструкций, команд или конкретных данных (числа, текст). А кто этот набор исполняет — компьютер, телефон или особо умный робот, не так уж и важно. Программист работает с данными, а не с машинами.

— Ну как, понятно?
— То есть, программист просто сообщает машине, что бы он хотел сделать — а она это исполняет?
— Ну да, примерно.
— Так же, как начальник отдаёт распоряжения подчинённым?
— Вроде того.
— А если машина захочет исполнить это как-то по-другому?
— В смысле?
— Ну, что-то ей не понравится. Или просто исполнять не захочет.
— Так, давайте уясним раз и навсегда, что.

Миф №2: машина умеет думать

Почему-то немалое число людей реально считает, будто компьютер обладает каким-то интеллектом. На самом деле — это просто набор железок, которые думать не умеют. Они умеют лишь хранить числовые данные. Размагничен какой-то участок такой железки — значит, это ноль. Намагничен — единица. Плюс, ещё они могут складывать и вычитать эти единицы, образуя более сложные числа (о двоичной системе счисления лучше не стоит упоминать). Больше компьютер сам ничего делать не умеет, только хранить числа и оперировать ими. Это бездумный болван, который лишь выполняет команды программиста.

— В общем, код любой программы представляет собой набор команд, а компьютер их тупо исполняет.
— То есть, он не понимает сути самих команд? Но как он воспринимает текст, который я ввожу на экране?
— Когда ты крутишь педали на велосипеде — понимает ли он, что ему сейчас нужно поехать вперёд?
— Нет, но ведь едет. Поскольку его цепь преобразует вращение педалей во вращение колёса.
— Именно! Также и компьютер преобразует введённый тобой текст в набор чисел.
— Каким образом?
— У каждого символа текста есть свой числовой код, который знает компьютер. Это называется кодировкой. Например, английская «a» кодируется числом 97, а знак равенства — числом 61.
— Поэтому машина и может понимать текст, который мы ей сообщаем?
— Нет, она «понимает» не смысл. А лишь то, каким образом этот текст хранить, и как к нему обращаться.
— Выходит, сначала мы вводим текст, затем компьютер разбивает его на символы, а каждый символ уже представляет в виде числа?
— Верно. Сложные структуры представляются в виде более простых, которые и «понимает» машина.

Скажите мне, из чего состоит жилой дом?
— Ну… Из этажей.
— А из чего состоят этажи? И так далее.
— Этажи — из стен. А стены — из кирпичей. А кирпичи…
— Вот числа для компьютера — это то же, что и кирпичи для дома. Символы — это стены. Отдельные предложения — этажи. А книги — целые дома! Но у программистов есть преимущество перед строителями.
— Какое?
— Строитель не может строить целыми этажами, он вынужден всегда класть кирпичи. Даже если некий сверхмощный подъёмный кран позволит ему строить готовые этажи, он не сможет строить им целые дома или жилые кварталы. А программист сможет! Раз он уже «обучил» машину понимать конечный текст — то, по сути, он «обучил» подъёмный кран строить готовый дом за одно действие.
— То есть, программист может использовать всё более и более сложные структуры данных?
— Да. Поэтому первая из составляющих его работы — представить понятные человеку данные (текст, изображение, звук) в виде объединения более простых данных, уже понятных компьютеру. Разработчик практически «с нуля» составляет структуру, которая должна полностью описывать понятную человеку вещь — причём таким образом, чтобы эта структура была легко расширяемой и изменяемой (ведь в программу часто приходится вносить какие-то новые возможности).
— Хех! Выходит, что он строит резиновые дома из съёмных панелей!
— Примерно так. Однако, ещё ему придётся не только описать, что же ему нужно построить — но и как всё это построить. То есть, придумать алгоритм. Это вторая из составляющих его работы.
— Программист придумывает алгоритм на каждое действие?
— Именно. Поэтому алгоритмов получается очень много. Но его работу облегчает то, что одни действия могут содержать в себе другие, уже описанные им ранее.
— И здесь ему на помощь приходит язык программирования?
— Не совсем.

Миф №3: язык программирования нужен для составления алгоритмов

Нет, язык — это всего лишь инструмент. Как гитара для музыканта. Само по себе умение играть на гитаре вовсе не гарантирует славы — потому что люди, как правило, восхищаются самой музыкой, а не умением быстро и чётко дёргать струны. С другой стороны, вряд ли кто придёт посмотреть на плохого гитариста, какую бы замечательную композицию он не исполнял. Также и с ЯП: знание его синтаксиса и связанных с ним нюансов очень важно, равно как и умение писать красивый и ясный код. Однако, если человек не умеет составлять алгоритмы и структуры данных — то он не может называться хорошим программистом.

Компьютер не понимает язык программирования напрямую. Как и ранее, он представляет каждую команду языка в виде набора «простейших» команд (сохранить число, обнулить число, прибавить к нему единицу), которые он способен исполнить. «Понимает» язык программист, а машина его лишь исполняет. По сути, любой язык программирования — это набор команд, служащих для общения с нею.

— Правда, многие из нынешних языков программирования уже содержат «в себе» набор заранее составленных алгоритмов, которые разработчик может использовать в качестве готовых. Поэтому язык всё же немного облегчает процесс составления алгоритмов.
— То есть, если один программист составил какой-то алгоритм, то его тут же могут использовать другие?
— Да, и это происходит постоянно. Это одна из причин, почему отрасль IT так быстро развивается. Однако новые алгоритмы приходится составлять самому.
— А составь какой-нибудь прямо сейчас!
— Легко. Классический пример: у вас есть книга, в ней 1000 страниц. Вам нужно открыть в ней, к примеру, 875-ю страницу. Как бы вы стали это делать?
— Ну, просто пробежал от первой до 875-й, только и всего.
— Угу, и придётся тебе глядеть на номер каждой страницы. А представь, если все их уголки слиплись — сколько времени тогда пройдёт? А вот мне достаточно перебрать лишь 3 страницы!
— Как?
— Вначале я выберу страницу, которая находится посередине книги, то есть 500-ю. Потом посмотрю: в какую из образовавшихся половин должна попасть искомая страница?
— Во вторую. А дальше что?
— То же самое. Интервал с 500-й по 1000-ю я снова поделю надвое, открыв центральную страницу. Получится интервал от 750-й страницы до 1000-й, в нём я опять выберу центральную. Какой будет номер?
— 750 плюс 125… Так это же и есть 875!
— Вот видишь. Всего 3 действия! Даже если я буду не совсем точен при выборе центральной страницы, я всё равно найду нужную намного быстрее тебя. Этот алгоритм носит название «дихотомия». Хотя в реальности программисты используют куда более сложные алгоритмы.
— И ты можешь записать его на бумаге?
— Конечно. Где там моя ручка?

Псевдокод

повторяем цикл: ищем(в книге, центральную_страницу); если (центральная_страница = искомой_странице) выходим из цикла; иначе если (центральная_страница < искомой_страницы) удаляем(в книге, все страницы от первой до центральной); иначе удаляем(в книге, все страницы от центральной до последней); 

— Ну как, алгоритм ясен?
— Хм… Да, и впрямь ясен.
— Сейчас он записан в виде, уже слегка похожем на реальный программный код.
— А в чём отличия?
— В реальном коде все слова будут написаны на английском, а также будет заранее описана структура «книга» (помните, что я раньше рассказывал про структуры данных?). Плюс, для действий «ищем» и «удаляем» тоже будут составлены свои алгоритмы. Но в целом — всё то же самое.
— И ты занимаешься этим изо дня в день?
— В основном.
— И тебе не скучно?
— Ничуть!

Миф №4: программирование — это скучно

Конечно, разработка вполне может наскучить, если заниматься только рутинными и однообразными делами. Например, составлением очень простых алгоритмов, но в большом количестве. Или монотонным поиском ошибок в чужом коде. Но это же касается и любой другой работы — рутина везде убивает творческий процесс. А творчества в программировании немало, написание кода похоже на написание художественной книги. Только, в отличие от большинства писателей, программист сначала сам создаёт свой собственный мир (структуры данных) — а уже потом наполняет его сюжетом (алгоритмами).

Временами это действительно чистое творчество, где разработчик сам устанавливает собственные правила. Несмотря на то, что в мире данных и алгоритмов всё строго и логично, в нём присутствует своя красота. Любой программист может привести десятки примеров очень красивого кода, и ещё больше примеров уродливого. Программисты, как и все люди, тоже ошибаются: если где-то в исходном коде допущена ошибка, то задуманные алгоритмы могут работать неправильно. Поэтому код часто превращается в некий детектив — в котором идёт поиск очередного коварного бага, мешающего исполнению алгоритма, или нарушающего структуру данных…

— В шутку можно сказать, что в итоге получается какой-то детектив в выдуманном мире, выраженный с помощью языка программирования.
— А убийца в этом детективе — дворецкий?
— Ага, нулевой указатель. Бывает так, что весь отдел день-другой ловит особо назойливый баг, и каждый программист из отдела берёт на себя какой-то участок кода. Получается целое расследование, с наказанием виновных и награждением сопричастных…
— Хм, а это и впрямь интересно звучит!
— Вот видишь.
— А, скажем, я могу хоть немного научиться программированию?
— Да, конечно! Я знаю один сайт специально для этого.

От автора:

Данный диалог вполне реален, вплоть до финальной реплики. Конечно, он порядком приукрашен — но, уверяю вас, примерно так всё и было 😉

  • мысли вслух
  • программирование
  • разработка
  • мы тоже люди

Программист: типы профессии, зарплаты, как стать и где учиться

Программист: типы профессии, зарплаты, как стать и где учиться

Рассказываем подробно, как быстро стать программистом, какие есть специализации программистов, где на них учат и сколько они зарабатывают. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Кто такой программист

Программист — это разработчик алгоритмов и компьютерных программ. Он пишет их на специальных языках. Во всём мире программисты очень востребованы, их работа хорошо оплачивается: зарплата программиста в России в диапазоне 80 000–220 000 рублей, тимлиды — TeamLead и техлиды — TechLead (специалисты высшей квалификации) получают больше: 250–400 тысяч рублей. Пройдите короткий бесплатный тест, чтобы понять, можете ли вы быть программистом.

Стать программистом можно в любом возрасте. Профессия подходит мужчинам и женщинам с хорошими аналитическими способностями, логикой, знанием математики (в некоторых областях разработки) и обязательно английского языка. В программировании ценятся не только практические навыки, но и идеи.

Профессия - Программист

Стоит ли становится программистом? Как им стать и где получать образование? Какие бывают специализации?

Читайте далее

Образование в сфере IT Образование в сфере IT за рубежом. Главное про лучшие IT-университеты, цены, стипендии

Стипендии для IT-специалистов Мы собрали для вас список актуальных стипендий для студентов (и отдельно — для студенток) IT

Бакалавр компьютерных наук Bachelor of Computer Science — требования для поступления, основные предметы и карьерные перспективы

Профессия - Программист Стоит ли становится программистом? Как им стать и где получать образование?

Кто такой программист

Программист — это специалист, который пишет и тестирует код для программного обеспечения. Термин «программист» может использоваться для обозначения разработчика программного обеспечения, инженера-программиста, специалиста по компьютерам, аналитика программного обеспечения и др.

В обязанности программиста обычно входят: написание программ и приложений на различных компьютерных языках (таких как C++ и Java), создание и совершенствование операционных систем (iOS, Android), разработка веб-сайтов, обновление и расширение существующих программ, проверка программ на наличие ошибок и исправление неисправных строк компьютерного кода, создание и тестирование кода в интегрированной среде разработки (IDE), техническое обслуживание, сетевая архитектура.

При поиске работы можно встретить вакансии по языкам, с которыми работают программисты (программист С++, программист Java PHP-программист), по типам задач (программист 1С, web-программист, front-end / back-end разработчик) и по уровню (intern, junior, medium, senior).

Зарплата программиста в России и за рубежом

Страна/ регион Мин. зарплата /год Ср.зарплата/год Front-end разработчик Разработчик игр Программный инженер
Москва 5 097 USD 7 709 USD 11 901 USD 8 327 USD 5 746 USD
Регионы РФ 3 823 USD 7 205 USD 10 193 USD 7 645 USD 5 097 USD
США 70 500 USD 86 800 USD 76 000 USD 86 200 USD 82 000 USD
Великобритания 38 213 USD 82 978 USD 69 876 USD 80 188 USD 74 607 USD
Австралия 31 050 USD 43 090 USD 49 870 USD 50 694 USD 51 961 USD
Канада 38 914 USD 84 314 USD 69 180 USD 77 828 USD 76 387 USD
Германия 36 062 USD 44 336 USD 39 998 USD 39 998 USD 39 363 USD
Франция 39 046 USD 48 992 USD 42 326 USD 46 029 USD 46 029 USD
Чехия 119 932 USD 301 477 USD 27 744 USD 30 678 USD 29 082 USD
Китай 23 408 USD 32 849 USD 40 028 USD 41 833 USD 41 833 USD
Сингапур 32 097 USD 69 720 USD 57 354 USD 64 721 USD 63 142 USD

Данные, указанные в таблице, приблизительны.

Высокооплачиваемые специальности в программировании

Программисты уже давно занимают первые строчки в списке самых востребованных и высокооплачиваемых направлений [1] . Среди них отмечают профессии Python-разработчика, аналитика данных, Java-разработчика, инженера по тестированию и других [2] .

Получить программистское образование можно в университете, но на онлайн-курсах освоить профессию можно быстрее — примерно за 8-12 месяцев, занимаясь всего по 10 часов в неделю.

Важно выбрать лицензированный онлайн-университет. Один из лучших в России — Skypro. Там по окончании курса вы получите диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Также в Skypro:

  • подбирают преподавателей, которые сами добились многого — среди них представители СберМаркета, Авито, МТС, Rambler Group, JetBrains, Skyeng и других компаний;
  • дают востребованные навыки: написание кода, работа с базами данных, тестирование сайтов;
  • помогают собрать портфолио: у вас будет от четырех до восьми проектов после выпуска;
  • гарантируют трудоустройство за 4 месяца с зарплатой от 50 000 RUB ;
  • всегда остаются на связи — любой вопрос решится за 15 минут, а отзыв по домашней работе вы получите за сутки.

Стоимость курсов начинается от 116 028 RUB . Список направлений по программированию в Skypro:

  • Python-разработчик;
  • Java-разработчик;
  • аналитик данных;
  • инженер по тестированию;
  • веб-разработчик.

Если вы не знаете, какой курс выбрать — обратитесь за бесплатной карьерной консультацией. Оставляйте заявку на сайте университета Skypro — специалисты подберут ту профессию, которая отвечает вашим целям.

Исполни мечту. Освоить легко, даже если не в курсе про IT

Преимущества профессии программиста

  • Творческое пространство и ощутимые результаты. Умение писать код открывает безграничное поле для фантазии. Программисты создают приложения и программы, автоматизируют различные задачи. Они упрощают и ускоряют процессы для пользователей, решают практически любые проблемы и впоследствии облегчают жизнь людям. Программист создает что-то своё, тем самым помогая другим.
  • Удаленная работа. Поскольку для работы программистом необходим только компьютер, программист обычно не привязан к определенному местоположению. Интернет связывает его с другими пользователями, а облако хранит базы данных. Однако стоит отметить, что удаленная работа подходит не всем работникам и работодателям.
  • Постоянное развитие. Технологии меняются стремительно. IT тоже не стоит на месте, например появляются новые языки программирования. Для IT-специалистов существует большой выбор курсов и программ, посвященных определенным темам и новшествам или повышению квалификации. Тем не менее, у этого преимущества есть и обратная сторона. Программисты вынуждены каждый день учить что-то новое и идти в ногу со временем, иначе есть риск стать невостребованным специалистом с устаревшими знаниями.
  • Оплата труда. Программисты востребованы во множестве стран [3] , а следовательно их труд высоко оплачивается. Например, начальный уровень зарплаты в регионах России составляет 319 USD /мес., в Москве — 425 USD /мес., в США — 5 875 USD /мес.

Недостатки профессии программиста

  • Влияние на здоровье. Программисты целы й день работают в помещении за компьютером. Многие часы подряд они стучат по клавишам клавиатуры, щелкают кнопками мыши и смотрят в экран. Такая сидячая работа может привести к мышечно-скелетным болям, перенапряжению глаз и впоследствии к другим хроническим заболеваниям. Эргономичное кресло, подушки для запястий и регулярные физические упражнения в течение дня помогут смягчить некоторые негативные последствия для здоровья, но компенсировать все риски, связанные с сидячей работой, довольно трудно.
  • Утомительная работа. Программисты постоянно занимаются умственной работой, а в свободное время вынуждены изучать новый материал. Также зачастую IT-специалисты много перерабатывают. Появилось даже понятие «марш смерти» , созданное инженером-программистом Эдвард Йордон. Термин означает слишком сложный проект, обреченный на провал, или удвоение стандартных часов для его окончания. Например, 40-часовая неделя превращается в 80-часовую. Такая нагрузка длится неделями или даже месяцами, что не может не отразиться на личной жизни программиста.
  • Высокая конкуренция. Со всеми преимуществами работы, а именно высокими зарплатами и востребованностью, заполучить её стремятся многие. Еще более жесткой конкуренцию на рынке труда делают удаленный формат работы и глобализованный мир. Программисты из развивающихся стран работают не хуже, иногда даже лучше местных специалистов, а их труд, к тому же, стоит дешевле, что привлекает многих работодателей.

Нужна помощь в поступлении?

IT специализации

Специализаций в IT существует огромное множество. Выбирать направление следует из своих интересов, так как каждая специализация имеет свои особенности. Например, если вам нравится прикладное конструирование, то для изучения подойдет робототехника, если же вычислительные задачи, то — фундаментальная информатика. Популярными направлениями в вузах являются Computer Science или прикладная информатика, программная инженерия. Компьютерные науки — общая и разносторонняя отрасль изучения, которая имеет различные ответвления (искусственный интеллект, компьютерные системы и сети, безопасность). Набирает обороты такая специализация, как Data Science, подразумевающая работу со статистикой и математикой [4] .

В качестве перспективных направлений на будущее можно выделить компьютерную безопасность и искусственный интеллект.

  • Кибербезопасность. С внедрением использования технологий во всех сферах жизнедеятельности человека: от покупки продуктов до управления государством, появляется все больше хакеров и кибертеррористов. Они вредят как отдельным людям, так и правительственным учреждениям и крупным компаниям. Поэтому в современном мире защита данных — не роскошь, а жизненная необходимость. Чтобы защититься от кибератак и нарушений безопасности, ведущие организации готовы платить большие деньги за кибераналитиков. По прогнозам Бюро статистики труда США, число рабочих мест в сфере кибербезопасности вырастет на 28% с 2016 по 2026 год — намного быстрее, чем в среднем по всем остальным профессиям.
  • Искусственный интеллект (AI) — одна из самых противоречивых и интригующих областей в компьютерных науках. AI все еще находится на ранней стадии развития, но такие технологические гиганты, как Google и IBM, уже вкладывают огромные суммы денег и ресурсов в исследования. Предположительно мировая индустрия робототехники будет стоить 80 млрд USD к 2024 году [5] . Область изучения многообещающая и может полностью изменить мир. Однако искусственный интеллект имеет как преимущества, так и потенциальные риски. К примеру, AI может оптимизировать задачи и уменьшить количество человеческих ошибок, но при этом привести к ненадобности человеческого труда, а следовательно к исчезновению рабочих мест.

Как стать программистом

Чтобы стать программистом, образование необязательно, тем более что сфера IT развивается со скоростью света и традиционные вузы и колледжи не успевают за новшествами науки. Однако опытные специалисты все равно настаивают на получении высшего или хотя бы среднего специального образования. Чтобы самостоятельно освоить сферу IT, потребуется гораздо больше времени и усилий, чем в вузе, где уже есть наработанный учебный план, система обучения, стимулы в виде оценок и наставники, знающие свой предмет. Если же все-таки ваш выбор — самостоятельное обучение, то необходимо запастись терпением и упорством. Важно читать профессиональную литературу, посещать курсы и много практиковаться. Однако надеяться на высокие инженерные и исследовательские должности не стоит — для них необходимо высшее образование. После школы или колледжа вполне реально начать с позиции простого разработчика, развиваться и впоследствии стать хорошим специалистом.

Среднее специальное образование программиста

Обучение в колледжах имеет следующие преимущества:

  • Можно поступить после 9 класса и не сдавать ЕГЭ;
  • Учеба, как правило, короче (3-4 года) и дешевле , чем в вузах.

Специальности в колледжах бывают различными, например: компьютерные сети, сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование. Для поступления необходимо пройти конкурс аттестатов. Студенты стажируются во время учебы и после ее окончания могут сразу трудоустраиваться. Далее многое зависит от самого специалиста: непрерывное самообразование обеспечат профессионалу хорошие рабочие предложения и высокий заработок.

Учебные заведения в зарубежных странах также предлагают специальное образование для будущих программистов. Например, в муниципальных колледжах США есть программы по компьютерным наукам, управлению данных и т. д., а также короткие курсы. После окончания колледжа в США можно поступить в университет на бакалавриат или начать работать. Колледжи TAFE в Австралии реализуют множество различных программ по информационным технологиям. Например, по разработке веб-сайтов / программного обеспечения, цифровым медиа-технологиям, веб-технологиям, информационным технологиям сетей, программированию. Как правило, квалификации после колледжей — сертификат и степень ассоциата. Аналогичные программы можно найти в профессиональных училищах и институтах Германии и Франции.

Высшее образование программиста

Обучение в вузе дает студентам более качественную базу знаний, чем колледж. Университетские программы более обширные, а количество опытных преподавателей в вузах больше. Программы, предлагаемые университетами: прикладная математика и информатика, математика и компьютерные науки, фундаментальная информатика и информационные технологии, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, программная инженерия.

Предметы, преподаются, как правило, следующие: основы программирования, компьютерные сети компьютерная графика, языки программирования, теория информации и машинное обучение, математический анализ, алгебра и геометрия, программная инженерия, интеллектуальные системы, современные информационные системы и т.д. Также студенты проходят практику во время учебы.

Требования для поступления на IT

Поступление в вузы разнится в зависимости от страны и программы. Обычно требуются:

  • Диплом о среднем образовании / бакалавра / магистра (для некоторых вузов есть отдельные требования к оценкам по определенным предметам);
  • В России:
    • Результаты ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку. Каждый вуз самостоятельно устанавливает пороговые баллы для этих предметов;
    • Вступительное испытание.
    • Результаты вступительных экзаменов (например, SAT / ACT, GRE / GMAT в США , ECUS в Швейцарию)
    • Сертификат о знании английского языка (TOEFL или IELTS);
    • Мотивационное письмо;
    • Рекомендательные письма;

    Лучшие вузы в IT России

    Университет Стоимость в год
    51-100 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 4 152 USD
    101-150 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий 2 400 USD
    101-150 Санкт-Петербургский государственный университет 2 959 USD
    151-200 Московский физико-технический институт 2 867 USD
    151-200 Высшая школа экономики 4 141 USD

    IT программы лучших зарубежных вузов 2022

    Университет Бакалавриат / год Страна
    1 Massachusetts Institute of Technology (MIT) 55 450 USD США
    2 Stanford University 73 964 USD США
    3 Carnegie Mellon University 50 976 USD США
    4 University of California, Berkeley 14 254 USD США
    5 University of Oxford 30000 GBP Великобритания
    6 University of Cambridge 41 034 USD Великобритания
    7 Harvard University 49 653 USD США
    8 Swiss Federal Institute of Technology of Lausanne (EPFL) 1 730 USD Швейцария
    9 Swiss Federal Institute of Technology (ETHZ) 1 464 USD Швейцария
    10 University of Toronto 41 090 USD Канада

    Все данные необходимо уточнять в вузах.

    Какие качества нужны программисту?

    Программирование подходит людям, которым нравится находить решения проблем. Это, наверное, и есть ключевой элемент IT. Здесь специалисту нужна доля креативности, незаурядный ум и желание постоянно учиться. Не помешают терпение и упорство перед лицом трудностей, когда не получается код или нужно найти маленькую ошибку. У будущих программистов также должны быть хорошие аналитические способности и развитая логика.

    В школе желающим стать IT-специалистом следует уделить внимание информатике, логике, математике, физике, английскому языку. Однако здесь нельзя сказать категорично, потому что, например, знание математики для простых задач не всегда обязательно. Тем не менее, для полноценного роста и успеха в профессии математика нужна, чтобы как минимум направить мышление в правильное русло.

    Этой профессии присущи высокая концентрация на одной проблеме и длительная мыслительная деятельность, поэтому неусидчивость и рассеянность могут стать препятствием при становлении хорошим программистом. Помимо технических умений, которым научат в вузах и колледжах, IT-специалисту дополнительно понадобятся soft skills : быстрое чтение и понимание письменных инструкций, самостоятельность, любознательность, критическое мышление, умение слушать (для слаженной работы в команде) и внимание к деталям. Еще один навык необходимый программисту — это слепая печать. Она значительно повышает эффективность и скорость работы. Человек, владеющий десятипальцевым методом, быстрее набирает символы и активно пользуется горячими клавишами. Слепая печать — один из тех hard skills, что пригодятся в любой профессии.

    Главный совет: начать писать коды и практиковаться как можно раньше, чтобы понять, подходит профессия вам или нет.

    Мы поможем поступить

    Где работают программисты

    Программисты могут работать в любой индустрии, где используются приложения, программы, сайты, работа в интернете. Многие стремятся попасть в крупные технологические компании, например в Google, Apple, Samsung, Yandex, Amazon, Microsoft.

    Большинство IT-специалистов работают в традиционном офисе. Однако часто их работа может быть выполнена удаленно, поэтому некоторые работодатели разрешают своим программистам работать из дома.

    Существует возможность, что в будущем квантовые компьютеры заменят нынешние — бинарные. Если бинарные оперируют битами, то квантовые — кубитами. Они намного мощнее и комплекснее, чем привычные обывателю ПК. Возможности квантового компьютера могут открыть совершенно новые области для изучения. Однако пока такие компьютеры находятся только на ранней стадии развития и не имеют устоявшихся языков программирования [6] .

    В России, как и во многих развивающихся странах, наблюдается стремление программистов уехать работать за рубеж. Во многом это объясняется недостаточно высокими зарплатами, застоявшейся корпоративной культурой и ограничением свободного пространства, а именно неготовностью к созданию чего-то нового и приверженностью привычным технологиям. Программирование — многообещающая и растущая отрасль, в которой поле для открытий и новшеств безгранично. Однако не все компании создают благоприятные и комфортные условия для сотрудников, вследствие чего не только теряют талантливые кадры и стопорят улучшение своего продукта, но и препятствуют развитию индустрии в стране в целом.

    Известные программисты

    Сатоши Накамото — загадочная фигура в мире программирования. До сих пор неизвестно, кто скрывался под этим именем: человек или группа людей. Известно только, что Накамото написал «Белую книгу» биткойна и создал первую базу данных блокчейна. Накамото также первым решил проблему двойного расходования (двойной траты) цифровой валюты с помощью одноранговой сети . Таинственный программист активно занимался разработкой биткоина до середины 2010 года, но более не участвует в работе.

    Существуют разные теории о том, кем является или являлся Накамото. Эксперты находят пасхальные яйца в его посланиях и изучают речь Накамото с лингвистической точки зрения, чтобы понять, японец ли разработчик или нет, но так и не могут прийти к единому ответу. Ясно только то, что Накамото навсегда повлиял на финансовые транзакции, а сам биткоин продолжает оставаться ведущей мировой цифровой валютой.

    Ада Лавлейс — английский математик и первый в мире компьютерный программист. Дочь известного поэта Байрона родилась в 1815 году в Лондоне. Лавлейс создала описание вычислительной машины и написала первую в мире программу. «Мать всех программистов» ввела такие термины, как «цикл» и «рабочая ячейка». Она на много лет опередила свое время и оказала огромное влияние на историю компьютеров.

    Эвелин Бойд Грэнвилл — вторая афроамериканка, получившая степень доктора математики в Американском университете. Позже она также получила PhD в Йельском университете в 1949 году. Грэнвилл начала карьеру с преподавательской должности в Fisk University, а затем присоединилась к американским лабораториям космической техники, где помогала в космических миссиях США, изучая траектории ракет и вычисления орбит. Работая в IBM, Эвелин Бойд Грэнвилл разработала программное обеспечение, анализирующее спутниковые орбиты для космических программ NASA. В 1967 году она вернулась к преподаванию и продолжала отстаивать интересы женского образования в области технологий в течение оставшихся 30 лет своей карьеры.

    Как устроена работа программистов в компании JetRockets

    Как устроена работа программистов в компании JetRockets главное изображение

    На IT-рынке есть тысячи компаний с разным уровнем инженерной культуры и подходом к работе с программистами. При выходе на работу в новую компанию можно попасть не в классную команду, которая развивает и любит своих разработчиков, а в место с низкой инженерной культурой и токсичной атмосферой. Поэтому мы подробно рассказываем, как устроена работа программистов у наших компаний-партнеров, чем они занимаются, как прокачивают свои навыки, какие задачи решают и где отдыхают — чтобы вы точно понимали, куда стоит устраиваться на работу.

    История и структура компании

    История JetRockets начинается в 2010 году, когда будущие основатели — Игорь Александров и Алексей Солилин, работали вместе как фрилансеры. Позже к ним присоединилась Наташа Каминская. В конце 2012 года мы зарегистрировали домен jetrockets.ru и наняли первого сотрудника Юлию Егорову, которая работает в компании и сейчас.

    На сегодняшний день в компании работает 55 человек. При этом у нас никогда не было цели строить корпорацию с организационной иерархией, отделами, руководителями отделов и начальниками начальников — до сих пор мы общаемся легко и на равных.

    Как устроена работа над проектами

    Мы выделяем автономные команды по проектам, каждая из которых работает независимо от других разработчиков и направлений. В таких командах смешиваются специалисты разного профиля — они полностью отвечают за систему, которую сами и разрабатывают: от проектирования до обслуживания и эксплуатации

    При этом каждая команда сама выбирает методологии и формирует весь процессы работы. Единственный критерий и условие — максимальная выгода для проекта.

    Так выглядит традиционный для JetRockets состав команды для проекта:

    • Проджект-менеджер
    • Тимлид
    • Техлид
    • 1-3 бэкенд-разработчика
    • 1-3 фронтенд-разработчика
    • Тестировщик.

    Если команде не хватает компетенций, она инициирует запрос к руководству компании, например, о необходимости усиления команды еще одним специалистом. Все команды общаются между собой и перенимают опыт друг у друга — каждый сотрудник понимает, какое место его команда занимает в организации, как цели команд связаны друг с другом, чем занимаются его коллеги. Таким образом, мы остаемся в рамках небольших «организаций», но внутри одной компании.

    Мы не навязываем людям правила и процессы, но взамен требуем самостоятельно отвечать за принятие решений. Наши сотрудники могут работать там, где считают нужным: дома, в кафе, в такси, хоть в аэропорту. Но есть и возможность работать в одном из трех наших офисов: основной центр разработки находится в Твери, также есть небольшой офис в Ростове-на-Дону и в Нью-Йорке.

    Как устроена разработка: технологии и инженерные практики

    Наша цель — помочь клиентам достичь лучших результатов, и разработка софта — всего лишь один из инструментов. Бывают разные кейсы, но почти всегда у нас в приоритете скорость поставки результатов нашей работы для клиента. Поэтому мы не стесняемся использовать самые простые и «скучные» решения. Здесь нам очень важно пояснить, что «скучное» ≠ «плохое» — просто мы за прагматичный подход.

    Мы не выбираем интересную технологию только для того, чтобы сделать работу более увлекательной, или потому что ее все обсуждают. Используем в основном устоявшиеся технологии и подходы, такие как:

    Мы стараемся выбирать хорошо поддерживаемые инструменты и языки, но у нас нет правила, согласно которому все должны использовать только эти технологии. Мы выбираем инструмент исходя из задачи. Например, когда клиенту нужно было разработать Embedded Widget, мы взяли Svelte и остались очень довольны.

    Организация процесса и стандарты

    Мы всегда изучаем бизнес-процессы заказчика, цели и задачи проекта, пользовательские роли и сценарии, требования к безопасности. При этом никогда не пишем подробных технических заданий, потому что наш опыт показывает — это не работает и все будет сильно меняться в процессе работы.

    У нас нет единого текстового редактора или IDE — каждый выбирает сам, где ему комфортней писать код. Есть сотрудники, которые используют VIM, VsCode, RubyMine. Но общий стиль кода для нас — маст-хэв, поэтому на всех проектах настроены автоматические линтеры, также во внутренней Wiki есть отдельная папка со стайл-гайдами для основного стека, чтобы можно было посмотреть плохие и хорошие примеры. В корпоративном Slack есть канал #study, куда мы часто пишем или инициируем общие созвоны, чтобы обсудить что-нибудь техническое.

    Наша разработка почти всегда начинается с проектирования автоматизации. DevOps-инженер настраивает процессы непрерывной интеграции и доставки, проектирует инфраструктуру, которая соответствует целям проекта и обеспечивает гибкость и масштабируемость.

    Всегда есть как минимум три среды:

    • Development
    • Staging
    • Production.

    Есть проекты, где сред больше, например, добавляется Integration.

    То же самое касается процессов, Scrum, Kanban, v-model или lean — все зависит от проекта и выбора команды. Хоть мы и предпочитаем частые небольшие релизы, но бывает по-разному.

    Тестирование и дедлайны

    Мы не диджитал-агентство, поэтому не гонимся за дедлайнами, но все равно — стараемся исполнять обещания. Если оценили проект плохо, нужно максимально быстро это понять и вместе с клиентом принять решение, как быть со сроками.

    Использовать Test-driven development (TDD) или нет — опять же выбор каждого, но при код-ревью, если нет тестов, вас практически всегда попросят их написать. Код-ревью проводят все — это один из способов передачи знаний и обмена опытом.

    Мы заботимся о качестве финального продукта и репутации наших клиентов, поэтому уделяем особое внимание тестированию. Каждую команду сопровождают QA-специалист, это помогает обеспечить нормальный процесс разработки. Тестировщики участвуют не только в финальной стадии разработки фичи — зачастую они лучше всех знают, в каких местах есть сложности в проекте, поэтому стараются максимально рано включиться в процесс, например, на этапе оценки, чтобы иметь возможность предвидеть узкие места.

    У нас нет дизайнеров в штате, обычно клиенты приходят с готовым дизайном или своим дизайнером, который помогает нам прорабатывать макеты страниц системы и осуществляет надзор при разработке.

    Trampoline-митапы и публичная активность

    Мы точно не самая публичная компания на рынке, но по мере возможности стараемся заниматься разными вещами в этом направлении.

    Несколько раз мы были спикерами на Ruby Russia — главной российской конференции по Ruby, принимали участие в нескольких подкастах, например, были у Самата в Запуск завтра , а Игорь Александров (СТО JetRockets) читает курс «Программная инженерия» в Тверском Государственном Университете на факультете ПМиК (прикладная математика и кибернетика).

    Одна из самых интересных наших инициатив – Trampoline -митапы: ежемесячные встречи, на которых выступают практикующие разработчики. Мы собираемся и обмениваемся опытом каждый последний четверг месяца. У митапов нет коммерческой составляющей. Никаких входных билетов для участников и никаких гонораров для спикеров. Мы хотим проводить мероприятия в регионах, чтобы у всех был равный доступ к качественной информации и крутой экспертизе.

    Мы также поддерживаем разные локальные тверские сообщества. Долгое время центр современной культуры «Рельсы» проводил свои мероприятия у нас в офисе, пока они не открыли свое прекрасное пространство в центре города, также у нас отличная коллаборация с лекторием «Живое слово» — они помогают нам в организационных моментах Trampoline-митапов.

    Кого мы нанимаем и как

    Мы всегда рады как опытному разработчику, так и талантливому новичку, который хочет расти в команде с опытными наставниками.

    Скорее всего вы подходите нам, если демонстрируете проактивный подход к работе: самостоятельно организовываете работу, находите нужную информацию, предлагаете пути решения возникающих проблем.

    Читайте также: Это снова я, резиновая уточка: что такое метод Фейнмана и почему с его помощью так просто изучать программирование

    Процесс найма состоит из трёх этапов:

    1. Анкета с хорошим, но кратким рассказом о себе. Мы просим кандидата рассказать об опыте, достижениях, пет-проекте (если он есть), просим привести примеры хорошего Open Source кода, на который он равняется, и объяснить — почему. Можно ознакомиться подробней и откликнуться, все анкеты находятся в общем доступе:
      • Бэкенд-разработка
      • Фронтенд-разработка
      • PM
      • Тестирование .
    2. Если нам нравится, как кандидат представил себя, то приглашаем его на собеседование по Zoom с CTO и членами команды. Оно проходит в формате знакомства, где мы рассказываем подробнее о JetRockets и даем возможность задать интересующие вопросы. Конечно, есть часть, где мы говорим о технической составляющей, спрашиваем про хобби, интересы и увлечения кандидата.
    3. Если останутся сомнения, то пришлем задание для самостоятельной работы часа на четыре. Мы дадим обратную связь, и, если задание сделано хорошо, возможность сделать работу над ошибками.

    Условия, компенсации, бонусы

    Мы гордимся тем, что обеспечиваем полную прозрачность. Это важная часть нашей культуры. На всех уровнях и во всех аспектах работы необходимо говорить правду. Например, нельзя скрывать допущенную на этапе проектирования или разработки ошибку — это может потянуть за собой трудности в дальнейшей работе и репутационные риски. Ошибку нужно описать, спокойно обсудить и исправить — даже если это будет стоить для компании дополнительных часов.

    JetRockets — это компания, поэтому мы никогда не нанимаем сотрудников на проект, а трудоустраиваем официально в компанию с белой заработной платой. Мы гордимся тем, что еще не было ни одного увольнения из-за того, что какой-то проект закрылся.

    Мы компенсируем сотрудникам 50% от стоимости образовательных курсов, например, на английский язык, на курсы Хекслета, покупку книг, посещение конференций и других профильных мероприятий.

    Ежегодно мы выделяем бюджет на общий бонус. Берем какой-то процент от заработанного компанией за календарный год и распределяем эту сумму между всеми сотрудниками. Размер бонуса зависит не от должности, а от проработанного времени в компании.

    enter image description here

    Мы считаем, что нет хороших или плохих компаний — ну или почти нет. Просто разным людям подходят разного типа компании. Не стоит идти работать к нам, если вы:

    • Хотите иметь четкие регламенты, описанные процессы, иметь прозрачную систему KPI, грейдов. Лучше выберите большую корпорацию, вам будет там комфортней.
    • Хотите участвовать и побеждать в разных рейтингах и конкурсах.
    • Пишете код и считаете, что бизнес ничего не понимает, а главное — это ваш хороший код.
    • Мечтаете делать красивые и при этом технически не очень сложные лендинги.
    • Не умеете самостоятельно организовывать работу.

    Каждый, кто начинает свой путь в IT, задает вопрос: «Что мне стоит учить?». Мы в JetRockets уверены только в одном — учите английский, он точно пригодится.

    Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *