Откуда в сериалах закадровый смех и кое-что о том, кто над чем смеется
Казалось бы, такой незамысловатый и часто довольно раздражающий элемент ситкома, как закадровый смех (на американском телевидении его принято называть «консервированный смех»), на самом деле имеет крайне любопытное происхождение. Сам жанр ситкома постепенно эволюционировал из формата 50-х – комедийного шоу в прямом эфире, снимавшегося в студии со зрителями. Зрители реагировали на удачные репризы и шутки аплодисментами и смехом. Но по мере усложнения формата производить его в режиме реального времени становилось все сложнее и дороже, и телеканалы перешли к уже привычной нам павильонной съемке. Однако возникла новая проблема: зрители уставали. Бесконечные дубли утомляли аудиторию: люди не могли смеяться над шуткой так же искренне в десятый раз, как смеялись на первом дубле, который не устроил режиссера по той или иной причине.
Выход в 1953 году придумал звукоинженер Чарли Дуглас, создавший «машину смеха» – аппарат, очень похожий на старый калькулятор, где каждая кнопка была привязана к записи смеха. С помощью этой машины Дуглас – в чем-то это было похоже на игру на пианино – создавал те самые смеховые дорожки, которые и заменили живую аудиторию в студии.
Поначалу изобретение Дугласа предназначалось исключительно для того, чтобы исправлять звук, неудачно записанный в студии, но довольно скоро продюсеры сериалов стали просто подклеивать на постпродакшне «закадровый смех» ко всем ситкомам подряд. В результате за несколько десятилетий активного использования прием этот у более продвинутой
части режиссеров и шоураннеров стал считаться признаком халтуры.
К началу 90-х годов ситкомы снова стали все чаще снимать со зрителями. Закадровый смех дорабатывали и чистили на постпродакшне. Создатели некоторых шоу довели до совершенства мастерство кастинга аудитории, на съемки звали те социальные группы, которые гарантированно смеялись
бы над шутками, например на «Женаты. С детьми» (Наш вариант — «Счастливы вместе») чаще всего звали военных. Им особенно импонировали неполиткорректные шутки этого ситкома. На «Аминь» (ситком о жизни церковной общины) – участников церковных хоров, а смотреть, как снимают «Дорогой Джон» (история неудачника, которого бросила девушка), – только одиноких людей. С живой аудиторией, например, снимался и один из самых удачных ситкомов
последних десятилетий «Друзья». Чтобы зрители не «раскисали», между дублями их развлекали специально нанятые стенд-ап-комики.
Один из аргументов в пользу консервированного смеха таков: люди чаще смеются, если слышат, как смеется кто-то еще. Этот факт получил подтверждение в 1974 году в исследовании, опубликованном в журнале The Journal of Personality and Social Psychology, и с тех пор несколько раз подтверждался другими учеными. Правда, с одной важной оговоркой – закадровый смех помогает зрителям смеяться над «не очень смешными
шутками», над смешными же шутками все смеются одинаково и без какой-либо дополнительной стимуляции.
Поскольку большая часть звуков для дорожек с закадровым смехом была записана в 50-х годах, на телевидении стала популярна шутка о том, что «над современными ситкомами смеются в основном покойники». Шутку эту обыгрывали и писатель Чак Паланик, и сценарист Энди Кауфман.
И в ней есть доля правды. Звукорежиссер, обладатель трех «Эмми» Джон Биккельхаупт рассказывал журналу NewYork Magazine, что в его библиотеке есть смех женщины 1892 года рождения: «правда, сейчас я его уже почти не использую, он записан в моно». Закадровый смех, целиком «созданный» звукорежиссерами, используется и сегодня, например для
ситкомов 2011 года «Две девицы на мели» и «Уитни». В остальных же случаях звукорежиссеры чаще всего просто чистят и несколько улучшают искреннюю реакцию живой аудитории.
(с) Александр Роднянский «Выходит продюсер»
Значение словосочетания «закадровый смех»
- Закадровый смех — запись человеческого смеха, используемая на телевидении (комедийные шоу, ситкомы). Впервые такой приём был использован звукорежиссёром Чарли Дугласом на американском канале CBS.
По мнению российского публициста М. В. Кононенко, смех за кадром указывает «не очень умным людям» на момент, когда на экране происходит нечто смешное. В терминологии философа А. Зупанчич этот эффект называется маркированием возникновения комического объекта. Негативно оценивает его преподаватель ОНУ имени И. И. Мечникова Виктор Левченко — по его утверждению, закадровый смех, подобно разъяснению шутки, омертвляет смешное и не даёт зрителю самостоятельно различать его.
Славой Жижек, другой философ, считает, что смех за кадром вовсе не призван рассмешить зрителя. Напротив, телеэкран сам реагирует на свои шутки, позволяя зрителю заниматься другими делами и тем поощряя «бездумную, лихорадочную активность». При этом для создателей шоу важно, что зритель чувствует себя так, как будто смеялся он сам. Казанские учёные, во многом соглашаясь с Жижеком, находят в «интерпассивности» закадрового смеха положительные стороны — зритель перекладывает бремя потребительского наслаждения на чужие плечи и может идентифицировать себя как творческое, мыслящее существо.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: в присутствии — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Закадровый смех
Закадровый смех — довольно распространённый приём не только в комедии положений, но и в любых юмористических шоу. Обычно это смех реальной публики, перед которой ведётся съёмка, но бывают и исключения. Закадровый смех появился ещё до телевидения и широко использовался на радио, где комедии записывались в студии перед публикой. Изначально эффект закадрового смеха не имел какой-то определённой цели, и был просто чем-то вроде побочного эффекта в игровых комедийных шоу. Впоследствии продюсеры радио и раннего телевидения стали воссоздавать эту атмосферу присутствия публики, включая закадровый смех в саундтрек. С возникновением закадрового смеха, который записывался отдельно, связана следующая забавная история: на одно популярное комедийное радио-шоу, которое записывалось перед публикой, был приглашён известный комик Боб Бёрнз. Он шутил так смешно, что публика хохотала от души, и за смехом едва было слышно самого актёра. Прослушав запись, сценарист шоу посоветовал сохранить дорожку на всякий случай. Через пару недель очередной выпуск шоу вышел не очень смешным, и вот тогда-то и решено было использовать сохранённый смех.
С появлением телевидения запись шоу и ситкомов в студии с аудиторией быстро набрала популярность. Поначалу для записи использовалась только одна камера, которая не мешала публике наблюдать за актёрами, но впоследствии был изобретён метод, при котором шоу снималось несколькими камерами одновременно; первой ситуационной комедией, в которой этот метод применялся, стал сериал «Я люблю Люси», успех которого был просто грандиозным. Снятые таким образом шоу выглядели эффектнее в телевизоре, но публика в студии едва видела, что происходит на сцене. Кроме того, вскоре такие ежедневные и еженедельные шоу оказались не по карману большинству компаний. Отдельная дорожка стала использоваться всё чаще.
Вокруг предзаписанных дорожек со смехом возникало множество споров и разногласий: продюсеры и актёры чаще всего негодовали по этому поводу. Смех не всегда получался таким, как хотелось бы. Однако всем было ясно, что комедийное шоу без закадрового смеха обречено на провал. Американский зритель настолько привык к нему, что порой не мог понять, что смотрит комедию, если в ней не было смеха.
Несколько лет спустя запись перед живой аудиторией вновь стала популярной. Публика в студиях увидела сразу несколько новых ситкомов в семидесятых. С тех пор живой закадровый смех считается нормой, однако и исключения из этого правила также нередки.
В настоящее время мнения по поводу использования закадрового смеха в ситкомах разнятся. Некоторые считают, что это звуковая дорожка «для не очень умных людей», которая на самом деле не нужна, так как портит всю идею распознавания шутки, действуя как разъяснение непонятного анекдота. Кто-то же, наоборот, находит в закадровом смехе положительные стороны: он якобы позволяет зрителю спокойно заниматься своими делами во время просмотра комедии, переложив ответственность смеха над шутками на телевизор. При этом зритель чувствует, будто смеялся он сам.
В наше время аналог закадрового смеха используется в рекламе пабликов в социальных сетях, представленной в виде смс-переписки двух людей, один из которых угорает над шутками другого. Часто — гипертрофированно.
Инверсия [ править ]
- «Концертный» альбом «Гражданской обороны» «Песни радости и счастья» был на самом деле студийной записью, на которую перед выпуском наложили бурные овации с чужих концертов. Впрочем, на каноничных переизданиях нулевых годов никаких посторонних шумов уже нет.
- В «Кроликах» Дэвида Линча закадровый смех вообще никак не связан с репликами персонажей. И от этого становится жутко.
- Знаменитый концертный альбом Джонни Кэша «At Folsom Prison» с выступления в Фолсомской тюрьме — на самом деле концертный, но значительная часть оваций и смеха аудитории наложена в студии: заключённые, опасаясь, что если тюремному начальству что-то не понравится, то не видать им больше концертов, вели себя слишком тихо и спокойно.
ХЛЕБА И… СМЕХА
Любители юмора получили в 2007 году целый фейерверк развлекательных программ. К традиционным КВН, игровым и импровизационным шоу присоединился жанр «стэнд-ап» — заимствование из США, которое воспроизведено уже на двух российских федеральных каналах. Возможно, спустя пару десятков лет историки и философы объяснят такое неуемное желание наших сограждан «понадрывать животики» и свяжут это с ситуацией в стране. Между тем создатели подобных программ не заморачиваются такими вопросами и открывают все новые проекты, благо «пипл хавает». В приготовлении очередной порции ТВ-юмора приняли участие и резиденты пермского стэнд-ап-шоу «Камеди клаб Голд стайл».
«Новый проект, который должен выйти на канале ТНТ, называется «Смех без правил». Уже по его названию можно судить, что это будет что-то из ряда вон. Пока я не вижу аналогов этому на отечественном телевидении», — так характеризует проект резидент пермского «Камеди» Ксения Воронина.
«Смех без правил» по планам должен появиться на экранах в апреле. «Фишка» этой программы заключается в том, что она основана на импровизации. Участники программы получают задания от ведущих и тут же, на съемочной площадке, должны воплотить их в жизнь.
«Конкурсные задания могут быть самыми разными. От монолога на заданную тему, где нужно использовать заданные слова или начинать фразы с одного слова, до розыгрыша ситуации с соперником», — рассказывает пермская участница проекта.
Особенность программы состоит в сочетании импровизации и соревновательности, отмечает Ксения Воронина, говоря об отличии «Смеха без правил» от импровизационного шоу на другом канале. Участников проекта действительно поставили в более жесткие рамки. Юмористы-«гладиаторы» показывают свое умение «сделать смешно» не только один на один с публикой в зале, но и в «поединках» друг с другом.
Первые съемки проекта уже состоялись. Их участниками стали «кавээнщики» и «камеди-клабисты» из разных регионов России. Претендентов отбирали сами организаторы программы.
От Перми на съемки позвали Ксюшу Воронину, Ксюшу Потеряеву, Олега Верещагина (бывшие члены команды КВН «Парма») и дуэт «Смитт и Вессон» (пермский «Камеди»).
«Наша «делегация» получилась одной из самых представительных, такое число участников было еще лишь в одном регионе», — говорит Ксения Воронина. Всего же в программе должны появиться около 70-и человек, из которых жюри выберет сначала 12 финалистов, потом из них останется 10, потом — восемь, затем — шесть. А уже из них жюри определит единственного «выжившего» в «боях по смеху».
Первые съемки запомнились пермякам несколькими вещами. Во-первых, оба ведущих оказались «плохими следователями»: их роли предписывали им постоянно издеваться над рыцарями смеха. «Зато за кадром у нас сложились с ними замечательные, теплые отношения. Они приходили к нам в гримерку, подбадривали», — рассказывает пермская участница. Во-вторых, сложность была в том, что проект новый, экспериментальный, и некоторые его условия и задания менялись по ходу съемок. Из «экстремального» пермяки отметили жесткий режим работы (как и многое на ТВ, проект снимался почти круглосуточно). Теперь они ждут старта программы в апреле.
«Вообще, то, какими получатся «серии» проекта, во многом будет зависеть от монтажа. Наверное, ни участники, ни ведущие и организаторы не представляют, что из этой затеи в результате выйдет», — говорит Ксения Воронина.
Бесспорно, наверное, лишь то, что новое блюдо из того, что «нашутили» профессиональные и не очень юмористы России, все равно найдет своего потребителя. Уж очень охочими до такой пищи стали россияне за последние несколько лет. А спрос, как известно, рождает предложение.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.