1. Наставник – профессия или образ жизни?
Ни для кого не секрет, что любой человек нуждается в крепкой опоре и поддержке, так как жизнь зачастую подкидывает множество препятствий на пути. С этим сталкиваются не только взрослые, но и, безусловно, дети. Начиная познавать этот многогранный мир, люди ищут ответы на свои вопросы, которые они находят в других, более опытных, мудрых и взрослых людях. Процесс, когда рядом находится такой человек, называется наставничество.
Кто такой наставник? Я уверена, что данное слово включает в себя мощнейший смысл. Наставник – это тот, кто наставляет, помогает найти верный путь, не сбиться с намеченного курса, он вместе с тобой преодолевает трудности и невзгоды, которые могут коснуться идущего. Наставником может стать не только близкий, но иногда и мало знакомый для нас человек, например, учитель или коллега. Только в процессе преодоления трудностей ваши души соединяются в единое целое, появляется легкость, полное доверие, ведь нельзя быть рядом с тем, кто совсем не понимает тебя, не смотрит в ту же сторону, что и ты.
Наставник точно так же интуитивно ощущает, кому может и хочет помочь. Бывает так, что самым главным и значимым человеком становится мама или любой другой близкий человек. Это происходит не только потому, что вы – семья, но и потому, что этот человек оберегает, помогает в трудные минуты, полностью принимает тебя, каким бы ты ни был. Ощущать такую связь удивительно. Думаю, многие смогли ощутить эти чувства, потому что человек всегда следует за кем-то, иначе жизнь не имеет смысла.
Наставничество может стать не только духовной связью, но и частью рабочего процесса. Зачастую человек намеренно обращается к профессионалу в определённой области, который ведет его до нужного результата из точки А к точке Б. Это может быть бизнес-консультант, психолог, психотерапевт, коуч и многие другие представители определенных профессиональных областей, но для меня наставничество – это что-то большее, глубинное, чистое, искреннее, духовное. Наставник – это словно безграничная энциклопедия, которая днем и ночью дает ответы на твои вопросы. Он не решает за тебя, не толкает куда-то, а лишь мягко поправляет и направляет в нужную сторону, где ты самостоятельно формируешь или приобретаешь свой жизненный опыт. Это не касается, например, только передачи знаний по физике. Здесь за основу берутся какие-то более значимые, глубинные смыслы, что и делает наставничество невероятно таинственным, очень близким процессом.
Таким образом, в основе наставничества лежит не только поддержка и помощь, но и передача ценного опыта, ощущение незримой, искренней, чистой связи, исходящей от всех участников. В жизни человека может быть один или несколько наставников, они могут быть одними и теми же, а могут меняться. Это абсолютно нормально, ведь личность всегда находится в процессе движения и эволюции. Встретить своего наставника – большая ценность, поэтому так важно быть открытым к миру, излучать добро, чтобы жизнь дарила лишь самых лучших людей в ответ, ведь именно люди являются самыми большими источниками благ, опыта, эмоций, событий и чувств, в которых мы так остро нуждаемся.
#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставникаСПб
Путь наставника: как успешно работать с молодежью

Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. При этом уже шесть лет подряд лучшие специалисты в этой сфере получают из рук главы государства специальную награду — знак отличия «За наставничество». За это время его удостоились более 120 человек.
«Чтобы выйти на позицию наставника, нужно самому «расколдоваться»
«Многие студенты считают, что наставник — это тот, кто наставляет и вроде как заставляет. Я не согласен. Наставник — это тот, кто ставит «на», на какой-то путь. Наставник может быть великим человеком, например, руководителем страны, выдающимся философом или поэтом. А для кого-то наставник — просто один из ровесников» — так определил наставника руководитель партии «Новые люди», основатель компании Faberlic Алексей Нечаев.
Путь политика в наставничестве начался в детстве с поисковых отрядов, где он, тогда еще школьник, решил стать вожатым. После работы в поисковом отряде «Дозор» и в лагере «Юность» в МГУ Нечаев создал свой отряд «Рассвет», а затем — первую в Москве внешкольную пионерскую дружину. «Через наставничество ты вступаешь в отношения с большим количеством людей. Ты отдаешь знания, опыт. Но в какой-то момент ученика нужно выкидывать из гнезда в жизнь. Жизнь — это не аквариум, не теплица. Поэтому человека надо готовить прямо в этой жизни — не к жизни, а в жизни! И не держать его все время при себе», — сказал он.

Руководитель партии «Новые люди», основатель компании Faberlic Алексей Нечаев
© Сергей Савостьянов/ ТАСС
После юношеских отрядов в жизни Нечаева наступил новый этап — он стал предпринимателем и основателем крупной российской косметической компании Faberlic. Сегодня помимо косметики она занимается производством одежды, аксессуаров, бытовой химии. Можно сказать, что его компания сама походит на наставнический проект.
«Тысячи наших сетевых директоров работают по всей России и в 40 странах мира. Много делают для людей: обучают, мотивируют их. Есть такой феномен: пока ты передаешь людям опыт, они в этот момент растут, но также в это время растешь и ты сам. Неизвестно, станут ли люди лучше, но ты сам точно станешь. Это путь наставника», — отметил Нечаев.
На этом его история как наставника не заканчивается. Следующим проектом стала образовательная программа «Капитаны». «Этой программе уже десять лет, мы учим молодых людей быть предпринимателями. Факультет бизнеса «Капитаны» был основан в РЭУ имени Плеханова в Москве. А сейчас наша программа работает еще в 12 вузах в разных городах России», — рассказал предприниматель.
Читайте также
«Сопровождающий, поддерживающий, очень личный». Как тьюторы помогают детям в школе
Однако самым масштабным достижением в качестве наставника в жизни Нечаева стала партия «Новые люди» и ее образовательная программа молодежного предпринимательства «Я в деле», отмечает он сам. В ней, по заверению руководителя, образовательная составляющая равноценна политической. Партийный проект был открыт в январе 2022 года. За год в нем поучаствовали более 85 тыс. студентов и школьников по всей стране, что показало его востребованность.
Ежегодно проходит два сезона программы, каждый из которых рассчитан на пять месяцев. После набора учебных групп проводятся отборочные предпринимательские турниры по всей стране. Затем два месяца идет курс «Стартап». Последние полтора месяца самые сильные студенты учатся быть наставниками сами.
«В процессе обучения проходят так называемые воркшопы. Это формат общения, где разные группы рассказывают о своих идеях и достижениях. Часто ты зацикливаешься на чем-то в своих взглядах, даже внутри группы. А когда собираются еще люди и говорят: «Слушай, а вы не пробовали так?» Идея может быть элементарной, но, пока ее не озвучили, она тебе и в голову не приходила», — поделился руководитель проекта.
По мнению Нечаева, многие молодые участники программы смогли даже найти своих инвесторов и научиться на ошибках своих коллег.
Людям очень важно увидеть не только успешный опыт. На успехе не учатся. А когда у тебя не получилось, ты почувствовал вкус дела — вот это очень ценно. Тогда ты заводишься. Эти люди даже более продуктивно что-то делают потом
Алексей Нечаев
В то же время партия не останавливается на достигнутом и продолжает образовательную деятельность. Главный постулат в этом основан на том, что люди учатся в деятельности, а не по академическому плану. Так произошло и с муниципальными выборами в 2022 году, поскольку кандидатов в депутаты надо было подготовить и обучить.
Несмотря на такой успех в деле наставничества, Нечаев не перестает утверждать, что это немалый труд и подвиг, который под силу не каждому. Так, 25 октября 2018 года за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность он получил тот самый знак отличия «За наставничество».
«Одним наставникам важно, чтобы человек «продлил» его. Как и для многих родителей важно в своих детях воспроизвести себя же. Для других важны не собственные интересы или интересы дела, а то, что происходит с этим человеком, какие у него интересы и беспокойства. Забота об интересах другого — это и есть настоящие отношения», — пояснил Нечаев. «Чтобы выйти на позицию наставника, нужно самому «расколдоваться». Ведь наставнику важен человек. Если ты хочешь человеку действительно помочь, тебе нужно подумать именно о нем, не об интересах дела, а о его интересах», — резюмировал он.
От монографий и научных статей до борьбы с холерой и Эболой
Наставничество — это не просто учить тому, как на практике использовать свои знания, но и как жить, считает советский и российский микробиолог, эпидемиолог и инфекционист, доктор медицинских наук, академик РАН, советник директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев. Его путь в наставничестве оценили в июне 2020 года, когда он также был награжден президентским знаком отличия. По словам ученого, наставничество предполагает передачу определенной идеологии.
Должна быть идеология, необходимая для благополучия страны и ее населения
Виктор Малеев
Всю свою жизнь он вдохновлялся примером своего учителя, советского и российского эпидемиолога Валентина Ивановича Покровского, которого по праву считал основоположником отдельной научной школы. Став одним из первых его учеников, Виктор Малеев перенял от него вместе с профессиональными знаниями и поведенческие навыки, «как вести себя, как наставлять молодых».
«Не могу сказать, что создана моя школа. Но кое-что все-таки есть: у меня уже 52 ученика. Из них 16 докторов наук, остальные — кандидаты медицинских наук. Есть специалисты из республик бывшего Советского Союза», — рассказал эпидемиолог.
Советник директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев
© Владимир Гердо/ ТАСС
Научный стаж Малеева отсчитывается с 1968 года, до этого он работал на практике. Три года после окончания института инфекционист проработал в отдаленном селении, где набрался врачебного опыта, который одновременно с научным передавал своим ученикам.
«Когда я приезжал куда-то, собирал врачей-практиков, проводил с ними разбор ситуаций, учил находить оптимальное решение. Выступал и на международных конференциях, поэтому приходилось быть наставником и на международном уровне, в союзных республиках. У меня есть ученики в Азербайджане, Узбекистане. На территории нашей страны — от Сахалина до Крыма. Вот у меня ученик, доктор наук Александр Баранов, который работает на Сахалине, причем не в столице, а в отдаленном районе. Есть ученик в Симферополе. Есть в Челябинске ученики, в Тюмени, Ставрополе, Ярославле, Смоленске, Саратове», — вспомнил свою историю наставничества ученый.
Читайте также
Эксперименты, квесты, «школа будущего». Как в центре «Машук» учат тех, кто учит
Много лет в своей карьере Малеев занимался лечением холеры, кишечных инфекций, для борьбы с которыми разрабатывал водно-солевые растворы, в частности регидрон. Кроме того, специалист много изучал редкие особо опасные инфекции, такие как чума, лихорадка Эбола. Областью его специализации стал патогенез (механизм возникновения и развития заболеваний — прим. ТАСС) инфекций.
Не менее важное направление научной работы Малеева связано с тем, что он занимал должность главного инфекциониста Минздрава России около десяти лет. За это время эпидемиолог побывал во всех регионах страны. «Но в этой работе участвовали и врачи местные, которые учились у меня. Потому что есть инфекции, которые многие не видели. В мире на сегодня около 2 тыс. инфекций. И знать эти инфекции только по книжке, по учебнику недостаточно», — рассказал он.
Некоторые ученики Малеева смогли реализовать часть идей ученого. «Например, ожирение и инфекции — важная тема. У меня работала Лариса Ивановна Ткаченко в Ставрополе, [написала работу] по ожирению у больных хроническим гепатитом. В Тюмени написали по этой теме докторскую, но уже по респираторным инфекциям. Какие-то ученики активнее развивали тему редких инфекций», — поделился он.
«Если говорить об открытых мной инфекциях, можно вспомнить, например, астраханскую риккетсиозную лихорадку. К слову, ректор мединститута в этом городе был моим учеником. В Ижевске обнаружил новую разновидность клещевого боррелиоза — у него другая симптоматика по сравнению с тем, что было известно ранее», — рассказал Малеев.
Сейчас ученый занимается написанием монографий, передавая знания молодому поколению специалистов и продолжая таким образом свою традицию наставничества. Основной научной идеей, в которой хочет продолжать развиваться Малеев, является эволюция инфекционных болезней.
В профессиях врача и учителя нельзя стать мастером своего дела без наставника
Советский и российский травматолог, ортопед, общественный и политический деятель, председатель Самарской губернской думы Геннадий Котельников получил награду за наставничество из рук главы государства самым первым, 15 марта 2018 года.
«Вручил его [знак] мне сам Владимир Владимирович Путин, сказав при этом: «В России учреждена новая государственная награда — знак отличия «За наставничество». И мне очень приятно отметить, что такой знак за номером один вручается ректору Самарского государственного медицинского университета, академику Геннадию Петровичу Котельникову. Он — выдающийся врач, настоящий учитель, наставник, воспитал целую плеяду замечательных врачей и ученых», — рассказал Котельников.
Он возглавлял Самарский государственный медицинский университет в течение 21 года. По его свидетельству, в этом университете наставничество всегда было в чести. Так, эта работа продолжается там и по сей день вместе с подготовкой специалистов, сообщил почетный ректор.
Читайте также
«Перфекционизм в любом возрасте — сильная отрава». Как помочь ребенку пережить экзамены
«По распоряжению ректора Александра Владимировича Колсанова создан Совет по наставничеству. Я его возглавляю. В его работе активно участвуют все основные подразделения вуза: Институт профессионального образования, Центр развития кадрового потенциала, управление кадров, профсоюзный комитет вуза, члены школы молодого преподавателя, наставники-добровольцы», — рассказал он.
Всю жизнь Котельников продвигал тему наставничества и его развития в стране. Своим ученикам наставник старается прививать старательность, ответственность, дисциплинированность и любовь к делу всей своей жизни. Среди его подопечных 26 докторов наук и 59 кандидатов наук.
«Во все времена бытовала совершенно справедливая точка зрения: «Есть наставник и есть наставляемый. Есть и обоюдная польза от наставничества — и наставнику, и наставляемому». Такой путь — от наставляемого к наставнику — прошел и я. Таким же образом сам обучаю молодых врачей и сегодня», — добавил он.
Вместе с тем Котельников убежден, что без наставника в профессиях врача и учителя вообще невозможно стать мастером своего дела. До сих пор он является почетным ректором Самарского государственного медицинского университета, председателем Совета ректоров вузов Самарской области. Помимо этого, признается как основатель научно-педагогической школы, автор более 900 научных трудов и свыше 125 изобретений.
«Сама история наставничества уходит корнями в глубокую древность. Наставников, мудрецов и ученых почитали и уважали во все времена. Практика наставничества существовала еще в Древней Греции, а слово «ментор», которым часто обозначают наставников, происходит от имени персонажа гомеровской «Одиссеи». Ментор был другом Одиссея, которому он оставил на попечение своего сына перед отъездом на Троянскую войну», — рассказал Котельников.
В современной России роль наставничества чрезвычайно велика. Оно помогает формировать профессионалов. Ведь сейчас, по сути, во всех отраслях катастрофически не хватает профессионалов, мастеров своего дела. И наставничество помогает решать эту проблему, помогает формировать профессионалов во всех сферах. Но особенно — в образовании и здравоохранении, наиболее близких для меня
Геннадий Котельников
Анастасия Шаренкова
Татьяна Алексеева: «Наставничество – это такая надпрофессиональная категория»
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В декабре в Красноярске прошёл IV краевой форум «PRO наставничество 2022: становление института наставничества в системе образования Красноярского края. Один из организаторов и экспертов форума, директор Красноярского педагогического колледжа №1 имени Максима Горького Татьяна Алексеева рассказала корреспонденту «1-LINE» о развитии института наставничества в нашей стране.
– Татьяна Александровна, в очном и онлайн форматах в форуме приняли участие более 600 человек: представители Новосибирской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Москвы и Санкт-Петербурга, министерства образования Красноярского края… Кто все эти люди? Я вижу среди них даже представителей научных учреждений федерального уровня! А у меня при слове «наставник» в памяти возникает пожилой рабочий «Сибтяжмаша», который на практике от учебно-производственного комбината учил меня 16-летнего школьника работать на токарном станке… А каков современный наставник?
– Время изменилось кардинально! В ваших воспоминаниях – наставник из индустриальной эпохи. Сейчас время нового технологического уклада, именуемое постиндустриальным. Понимание роли наставничества также трансформировалось. Но сущность вида деятельности наставника осталась – это сопровождение.
Поле деятельности наставника достаточно широкое: от профессионального до социального. Остро турбулентная среда задаёт сегодня тренд на персонализированные подходы в наставничестве, поэтому так важна сегодня позиция «на равных». Как показывает практика, при помощи наставничества можно решать самые разные задачи: это и закрепление молодых специалистов, и профессиональное развитие, и продуктивная коммуникация и т.д. Всё зависит от того, какую цель для себя формулирует сам наставляемый.
В современном запросе к наставнической деятельности мы видим способность действовать не только в условиях производственных, но и умение выходить за рамки профессиональных (жестких) компетенций. Сейчас от наставника требуются серьёзные мягкие навыки (софт-скиллы), связанные с тем, чтобы, находясь на уровне своего мастерства и ничуть не роняя, не понижая его, суметь тем не менее с этого «подиума», с этого «олимпа» сойти и в человеческом межличностном общении встать на один уровень со своим наставляемым. Сегодня это очень важно. Услышать, почувствовать, понять и проанализировать потребность самого наставляемого – это высокое наставническое мастерство. Оно распространяется и на тех наставников, которые на производстве, и на тех наставников, которые находятся в социальной сфере, или сопровождают наставляемого вне профессиональной деятельности.
– На обывательском уровне слова «наставничество», «наставник» зачастую воспринимаются как «привет из далёкого советского прошлого» полной занятости в экономике и дефицита кадров. В современных условиях кадровый рынок – это во многих отраслях «рынок покупателя труда», а не рынок «продавца». Зачем потенциальному наставнику растить себе конкурента?
– Это деятельность достаточно сложная, многоаспектная, многослойная и неоднозначная, потому что требования к наставнику сегодня обусловлены и высоким уровнем неопределённости, и высоким запросом на развитие человеческого потенциала. Поэтому, когда мы говорим о производственном наставничестве, тезис «Не боится ли мастер отдать своё мастерство в руки того, кого он наставляет?» неуместен. Потому что сейчас мы все говорим о том, как вырастить человеческий потенциал, как его развить, как его соотнести, синхронизировать с экономическими и социальными потребностями, например, нашего региона, в том числе при помощи инструмента наставничества.
– «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребенку, вы сами этого не понимаете», – писал Альберт Эйнштейн. Но на самом деле даже хороший учёный – не всегда хороший учитель, наставник…
– На наш взгляд, наставничество – это такая НАДпрофессиональная категория, квалификационный уровень любого профессионала, который «технически» способен осуществлять эту деятельность. Потому что у хорошего специалиста есть мастерство самого высокого класса и есть компетенции при помощи этого мастерства, в том числе, осуществлять сопровождение наставляемого.
Но, отвечая на вопрос «кто может быть наставником?», мне нравится тезис, что каждый специалист МОЖЕТ быть наставником, но далеко не каждый специалист СПОСОБЕН наставническую деятельность осуществлять. Большую роль здесь играет и то, что у наставника должно быть желание эту деятельность осуществлять. Мы знаем очень много примеров, когда есть такие составляющие наставнической деятельности как мастерство, обученность наставническим техникам, способам, методам, но желания у человека нет. И тогда совершенно точно реализовать в полной мере наставническую программу не получится.
Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни
![]()
Каждому руководителю необходимо наставлять своих сотрудников. Как делать это эффективно и выйти на уровень менторства?
Рано или поздно любая компания сталкивается с необходимостью обучения персонала. Сегодня организации переходят от классической передачи знаний к наставничеству, или как еще это называют менторству.
Как пишет «Википедия»: «Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции».
Мне самому больше нравится, как выразился Дэвид Майстер, американский писатель и эксперт по практике управления бизнесом: «Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье».
И еще есть вот такое определение: «Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, карьере и профессиональном развитии». В общем, наставничество является достаточно глубокой темой.
Очевидно, что менторство несколько сложнее, чем банальная передача знаний, имен клиентов и паролей, и требует большей вовлеченности в процесс. Мы в компании уверены, что руководитель должен заниматься наставничеством, и есть несколько моментов, которые дают основание так полагать.
Плюсы наставничества
- Если руководитель занимается наставничеством, значит, он продолжает развиваться. От человека, который передает знания, требуется постоянный рост и движение «вперед». Также, в процессе этой передачи человек оттачивает эти самые знания. На самом деле, если руководитель развивается, он в том или ином виде все равно будет делиться своим опытом: индивидуально наставлять или проводить общие собрания, например, по качеству работы.
- Менторство означает, что руководитель «в теме», он понимает и изучает, что происходит вокруг, какие тенденции и течения сейчас на рынке, а в наше время все меняется очень быстро. Если руководителю есть, чем поделиться и что продвигать, то он точно держит «руку на пульсе» и всегда в рыночном потоке.
- Руководитель, который передает знания, всегда хочет увидеть обратную реакцию. Это означает, что он, в хорошем смысле, следит за тем, как сотрудники реагируют на информацию от него. Он ждет, что они на «одной волне». Такой руководитель всегда старается чувствовать коллектив, взаимодействовать с ним, создавать или изменять микроклимат. Это важная кадровая составляющая успешного дела.
- Через наставничество передается культура компании, ее стиль, миссия, та черта, отличающая ее от других. Для некоторых направлений бизнеса этот штрих может иметь, прямо скажем, решающее значение.
Из вышеописанного становится понятно, зачем руководителю необходимо наставлять своих сотрудников: для своего развития и развития коллег, для того, чтобы держать руку на пульсе, как на всем рынке, так и внутри компании.
Подводные камни наставничества
Но, как и в любом деле, всегда есть «подводные камни». Одной из таких точек преткновения в построении идеальной организации, где каждый руководитель чей-то наставник, является тот факт, что некоторые люди не хотят или не могут быть менторами.
Причин, почему так, может быть несколько. Для начала, будущему наставнику необходимо обладать такими обязательными для обучения чертами характера, как терпение и ответственность. Кроме того, ментор должен уметь объяснять простым языком, а также выработать навык эмпатии, чтобы чувствовать состояние обучаемого, лучше понимать его. Последнее очень важно в компаниях бирюзовой модели бизнеса, к которым относится наша организация.
Если в классическом менторстве акцент делается на профессиональных моментах, то в бирюзовой организации важно, чтобы человек развивался разносторонне, не только в своей должности, но и физически, ментально и в личном плане. Поэтому каждый наставник в бирюзовой организации становится немножко психологом.
И напоследок важный вопрос: можно ли человека заставить стать наставником, или это все-таки должен быть душевный порыв? На мой взгляд, первое – довольно сложная задача, потому в человеке должны быть заложены определенные характеристики, но уверен, что развиваться можно всегда и каждому, любые навыки и умения нарабатываются, в том числе и менторства, хотя для этого нужно время.
Советы начинающим руководителям-менторам
И в заключении хотел бы дать советы начинающим руководителям-менторам:
- Почитайте книги про наставничество: Джэк Кэнфилд, Патрик Ленсиони, Дэйв Логан и другие, так как зайти может не все.
- Посмотрите видео про наставничество, послушайте подкасты. Очень интересно делятся своим опытом тренеры по бизнесу, они часто рассказывают о том, что такое наставничество, например, Радислав Гандапас и Игорь Манн.
- Знаниями нужно делиться. Это суть менторства.
- Помните формулу: Знания -> переходят в понимание — > переходят в сознание -> переходят в осознание -> наставничество. Ни один пункт пропускать нельзя!
- Для наставничества, как и любого дела, нужна мотивация. Обретать мотивацию можно самостоятельно или через различные источники.
- Важно уметь честно отвечать на вопросы самому себе: «Зачем тебе наставничество? Какова твоя чистота намерений и помыслов? Зачем ты наставник?»
- Помнить, что другому можно дать только то, что сам имеешь!
- Всегда необходимо самообразовываться.
- Повышайте свою мораль (отношение к самому себе) и нравственность (отношение к другим).
- Добиваться результатов в своем деле, чтобы у вас были практические успехи, а не теоретические.
Читайте также: