Интересно, кого больше: гуманитариев или технарей? Вы кто по сути?
Мне кажется , что больше гуманитариев , так как технарь пишущий стихи или музыку — это сколько угодно , а вот гуманитарий , занимающийся технологическими разработками — это как-то не получается ( в лучшем случае легкий ремонт собственной машины ).
А если по большому счету — какая разница , лишь бы люди были хорошие .
1234324Мастер (1241) 6 лет назад
Гуманитарий тоже может заниматься техническими разработками.
Остальные ответы
Технарь или гуманитарий — кто нужен современному миру
Когда-то давно, когда университетское образование было доступно только привилегированному меньшинству, диплом не был непосредственным трамплином в карьере. Но эти времена давно прошли.
Сегодня диплом — это главное условие на рынке труда, которое почти вдвое уменьшает риск остаться безработным.
Хотя диплом все равно не является 100-процентной гарантией трудоустройства, мы тратим на образование ежегодно все больше денег.
В США год обучения (с проживанием и питанием) в частном университете стоит в среднем 48 510 долл. США.
- Традиционные профессии скоро исчезнут
- Пекарь по фамилии Пекарь. Влияют ли имена на выбор профессии?
В Великобритании плата только за обучение для британцев составляет 12 тысяч долларов США. Четыре года в частном университете в Сингапуре обойдутся примерно в 51 тысячу долларов США.
Обучение ради обучения — это, конечно, замечательно. Но учитывая существенные расходы, большинство людей стремится к непосредственному возврату инвестиций.
Практический подход к высшему образованию означает, что вы вступаете на журфак, если хотите быть журналистом, изучаете право, если планируете карьеру юриста, и выбираете какую-то техническую специальность, если пока точно не уверены, кем хотите работать.
И даже не думайте о так называемых «свободных искусствах» (liberal arts), то есть дисциплинах, которые не предполагают узкой прикладной специализации, а учат общим (часто междисциплинарным) знаниям в области естественных, социальных или гуманитарных наук, как философия, история, филология.
Пренебрежительные высказывания о гуманитарных науках звучат все чаще, а политика в области образования во всем мире направлена прежде всего на поддержку технических специальностей.
Правительство Китая планирует превратить 42 университета в институты науки и техники «мирового уровня».
Благодаря правительственной поддержке технических специальностей в Великобритании на 20% снизилось количество выпускников школ, которые сдают экзамен по английскому языку, и на 15% — количество студентов гуманитарных специальностей.
Впрочем, этот подход глубоко ошибочен.
И дело не только в том, что мы теряем ключевой путь к пониманию и совершенствованию мира и самих себя.
Но мы также ошибаемся, считая, что рынок труда отдает предпочтение определенным специальностям, отвергая другие как «неперспективные и бесполезные».
С одной стороны, это заставляет многих молодых людей выбирать путь, который в конечном итоге не сделает их счастливыми. С другой — закрепляет стереотипы в обществе о выпускниках определенных специальностей.
Эмоциональный интеллект, критическое мышление
Журналист Джордж Андерс убежден, что такая репутация гуманитарных наук крайне неправильна.
Когда в 2012-2016 годах он работал обозревателем Forbes по вопросам технологий, Кремниевая долина «была одержима идеей, что никакое другое образование, кроме технического, просто не существует».
Но когда он пообщался с HR-менеджерами крупнейших технологических компаний, он выяснил кое-что другое.
«Uber нанимал психологов для решения проблем с недовольными клиентами и водителями. OpenTable искал выпускников английской филологии для разъяснения рестораторам технических вопросов», — говорит Андерс.
- Как преодолеть страх публичных выступлений
- Пламенная речь: как подготовиться к публичному выступлению
«Повсюду были нужны специалисты, умеющие общаться и находить общий язык с людьми, понимать, что нужно клиентам, и критически мыслить».
Кажется, полезность этих навыков понимали буквально все, кроме средств массовой информации.
Взгляните, какие навыки ищут работодатели.
По данным LinkedIn, в 2019 году наиболее востребованными «мягкими навыками» были креативность, умение убеждать и сотрудничать, а одним из пяти главных профессиональных умений — управление людьми.
Два топ-менеджера технологического гиганта Microsoft недавно отметили: «Компьютеры все больше ведут себя как люди, а потому знания в социальных и гуманитарных науках становятся все более важными».
Понятно, что вы можете иметь отличные навыки общения и критическое мышление без гуманитарного образования.
Но мало какие дисциплины так учат мыслить и аргументированно высказывать свое мнение, как гуманитарные специальности, во время обучения на которых вы обучаетесь в дебатах, пишете диссертацию или анализируете поэзию.
Поэтому, наверное, неудивительно, что выпускники гуманитарных специальностей занимают должности в наиболее разных областях.
В США 15% из них становятся руководителями компаний, 14% оказываются на разных административных должностях, 13% — в продажах и 12% — в образовании. Еще 10% делают карьеру в бизнесе и финансах.
Одно недавнее исследование, проведенное в 30 странах, показало, что большинство руководителей на высших должностях имели социальное или филологическое образование. Прежде всего, это касалось лидеров в возрасте до 45 лет.
Конечно, выпускники гуманитарных специальностей, как и все остальные, сталкиваются с трудностями, прежде всего в начале карьеры.
Для многих основной проблемой является непонимание, чего именно они хотят, а также нехватка технических навыков.
Однако существует немало способов приобрести специальные технические навыки, в частности, с помощью стажировки или последипломного образования.
Впрочем, в карьере гуманитариев существуют и другие подводные камни. Это прежде всего высокий риск безработицы и низкие средние зарплаты.
Последнее часто объясняется не столько дипломом, сколько гендерным неравенством. Ведь среди выпускников гуманитарных специальностей женщин, как правило, больше.
В США именно в гуманитарной области гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим. Средняя зарплата мужчин составляет 60 тысяч долларов, а женщин — только 48 тысяч.
Известна также закономерность — если в области начинает работать больше женщин, общий средний заработок в ней снижается.
Так стоит ли удивляться, что выпускники английской филологии, среди которых семь из десяти — женщины, зарабатывают меньше, чем инженеры, среди которых восемь из десяти — мужчины?
Делай то, что любишь
Какую бы профессию ни выбрал будущий работник, важно, чтобы это было не только то, что у них хорошо получается, но и то, что приносит удовольствие.
Только так удастся достичь профессионального успеха.
Именно поэтому финансовый аргумент — довольно слабый.
«Если вы достигаете в чем-то успеха, вы начинаете зарабатывать, и наоборот. Когда вы занимаетесь любимым делом, вы увлечены им, а именно такой сотрудник и нужен работодателям», — отмечает Энн Мэнгэн, консультант по вопросам образования и карьеры.
Многие люди обычно знают, что им нравится, они просто не уверены, стоит ли им этим заниматься, принесет ли это достаточный заработок. Большинство информации на эту тему не дает ответа.
По мнению Мэнгэн, поэтому родителям и учителям нужно отступить.
«Существует только один эксперт по тому, что нужно мне. И этот эксперт — я сама», — говорит специалист.
Никто в целом мире не подскажет вам, какой путь — единственно правильный. Даже если вы выберете «неперспективное» гуманитарное образование.
Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Capital
Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk, и наши журналисты с вами свяжутся.
Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram
Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?
Родитель замечает, что ребенок любит читать, горячо обсуждает проблемы общества, пишет стихи, легко запоминает иностранные слова и исторические даты. Что поделать, точные науки — «явно не его»… Или нет?
Два «лагеря»: технари vs. гуманитарии
Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
– «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»
Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?
«Откуда дровишки?»
Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.
Бытовое | Научное |
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». | Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства. |
Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:
Кто выглядит более наивным?
Кто выглядит умнее?
У кого лучше получается найти подход к ребенку?
Источник иллюстраций: AdMe.ru
Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!
Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:
- Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
- Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
- Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
- Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.
Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.
Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂
ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.
Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.
А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?
Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:
- В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
- Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
- Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
- Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.
Как стереотипы влияют на наших детей
Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.
Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.
Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».
Успевать по школьной математике могут все
Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.
Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.
Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.
Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.
На стыке дисциплин
Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».
Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.
Так к чему готовить ребенка?
Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.
Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:
- Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
- Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
- Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.
При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Ученые против мифов: правда ли, что технарям проще найти работу, а гуманитарию не стать начальником
Новостной портал Е1 продолжает спецпроект «Ученые против мифов». На этот раз поговорим о самых распространенных заблуждениях, связанных с гуманитариями и технарями. Кандидат социологических наук, директор департамента политологии и социологии — Анна Дмитриевна Гурарий рассказала, есть ли чистые гуманитарии и технари, кому работодатели готовы платить больше и правда ли, что у программистов нет друзей, кроме компьютера.
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Миф № 1. Люди делятся на гуманитариев и технарей
Это миф, который отчасти до сих пор поддерживается родителями и системой образования. Родители определяют, что их дети гуманитарии или технари по принципу «хорошо рисует / хорошо считает», а в школах их распределяют в математические и гуманитарные классы. Но это неверно.
Для того чтобы быть успешным не только в школе, но и за ее пределами, ребенок должен сочетать в себе разные качества. Например, гуманитариями мы называем людей, у которых в большей степени развиты гибкость, интуиция, креативность. Но это не значит, что технарю всё это недоступно. Просто для развития этих качеств ему нужно проявить чуть больше усердия. Гуманитарию, в свою очередь, может потребоваться больше времени, чтобы понять принцип решения математических или логических задач.
Гуманитарий не может быть конкурентоспособным на рынке труда, если не умеет хорошо пользоваться базовыми компьютерными программами, не разбирается в технических решениях, которые используют в его сфере. Как бы хорошо социолог ни составлял гайды, проводил интервью и фокус-группы, он не станет отличным специалистом, если не умеет работать в специальных программах для обработки данных, не умеет визуализировать через диаграммы и графики результаты.
Точно так же мне трудно представить себе хорошего айтишника, у которого не развиты софт скилз («гибкие» навыки, которые необходимы для успешного решения профессиональных задач. К ним относят навыки общения, управления, стрессоустойчивость и т. д. — Прим. ред.).
Технарь, который хочет построить успешную карьеру, должен разбираться и в гуманитарных предметах. Многие компании, например Google, проводят лекции об искусстве, философии, социологии для своих сотрудников. Так они помогают технарям лучше понимать общество, в котором они живут, разбираться, для чего они разрабатывают свои продукты и какое влияние — как положительное, так и отрицательное — разработанные ими продукты могут оказать на других людей.
Миф № 2. Технарям проще найти работу
Раньше это действительно было так, особенно если говорить о таких промышленных регионах, как Урал. Университеты получали госзаказ на подготовку технических специалистов. При этом технарям на старте всегда было проще найти работу, в то время как гуманитарию в начале карьеры приходится прикладывать больше усилий, чтобы получить желаемое место. Всё это способствовало возникновению определенной моды на инженерные специальности, но сейчас тренд меняется.
Для гуманитариев появилось больше карьерных возможностей. Если посмотреть Атлас новых профессий, то в будущем появится еще больше позиций. Гуманитариев заметно чаще стали приглашать крупные технологические компании. В Forbes был такой заголовок: «Кремниевую долину захватывают гуманитарии». Моду на это в свое время ввел еще Стив Джобс. Программисты придумывают технические решения для девайсов, которые должны быть понятны и удобны обычному человеку. Но добиться этого без людей с гуманитарным образованием, которые адаптируют продукт и помогают его продвигать, невозможно.
Сейчас развивается направление цифровой гуманитаристики (digital humanities). Так, например, у филологического факультета в УрФУ есть совместная программа с «СКБ Контур», где студентов учат формализовывать различные виды данных, анализировать их с использованием IT-инструментов. В будущем такие специалисты будут очень востребованы, ведь сегодня мы получаем огромные потоки информации, но не всегда знаем, что с ней делать. На философском факультете есть программа, где обучают в том числе языкам программирования.
Миф № 3. Гуманитариям платят меньше, чем технарям
На старте карьеры технари действительно получают больше. Более того — если мы посмотрим на ситуацию в Европе или западных странах, то увидим, что там с технарями куда чаще заключают бессрочные трудовые договоры, чем с гуманитариями. Да и годовой доход у них выше. Но это вовсе не означает, что так будет на протяжении всей карьеры технаря. Специалист должен постоянно повышать квалификацию. Если он этого не делает, то вряд ли пойдет вверх по карьерной лестнице и будет иметь стабильно хороший доход.
Миф № 4. Гуманитариям сложнее пробиться на руководящий пост
Часто можно услышать, что руководителями становятся люди с техническим складом ума, ведь они должны уметь просчитывать свои действия, выстраивать алгоритмы, добиваться поставленных целей через четко обозначенные задачи. Но статистика говорит об обратном. Согласно последнему исследованию РАНХиГС, 50% людей, которые занимают руководящие посты в среднем и крупном бизнесе, имеют гуманитарное образование.
Этому есть простое объяснение. Руководитель должен быть креативным, уметь договариваться с любым человеком, ориентироваться в режиме нелинейного управления, уметь работать в команде, быстро адаптироваться. Это качества, которые изначально в большей степени развиты у гуманитариев. Так, например, руководящие должности в Ельцин-центре сейчас занимают выпускники философского факультета, а одна из выпускниц Департамента политологии и социологии занимает руководящую позицию на Первоуральском новотрубном заводе.
Миф № 5. Технарь мало общается с людьми и дружит только с техникой
Кажется, что технарь — это человек, который сидит за компьютером и ни с кем не разговаривает. Но на самом деле это не так. У меня много знакомых технарей, которые любят и умеют общаться с другими людьми.
Многие компании при приеме на работу проверяют не только технические знания специалиста, но и его коммуникативные навыки. Это связано с тем, что при разработке программных продуктов очень важно среди прочего уметь работать в команде.
Миф № 6. Технари окажутся более востребованными в будущем
Пока мы видим обратный тренд. Ситуация с пандемией привела к тому, что на гуманитарные направления выделили больше бюджетных мест, в то же время их количество на технических факультетах не изменилось.
На направление «Социология» выделено 9 дополнительных бюджетных мест, на «социальную работу» — 10, то есть всего 19. И это было наибольшее количество в УрФУ на группу специальностей. Для сравнения: группа специальностей «компьютерные и информационные науки» получила 8 мест, «информатика и вычислительная техника» — 7, «информационная безопасность» — 4. Не в сильно большом выигрыше была «экономика и управление» — 8 дополнительных мест.
Я думаю, это связано с тем, что государство понимает: в будущем ему понадобятся специалисты, которые могут не только находить общий язык с другими людьми для достижения успеха в том или ином деле, решать кризисные ситуации, но и умеют анализировать новые тренды в обществе и предлагать решения, которые могут быть в виде конкретных продуктов или услуг.
Сегодня всё больше технических специалистов оказываются перед угрозой остаться без работы. Так, на одном из китайских заводов в провинции Гуандун еще в 2015 году был открыт полностью роботизированный завод. Это привело к тому, что производительность увеличилась на 160%.
Также популярны роботы — аналитики данных, которые гораздо быстрее и в ряде задач эффективнее человека справляются с обработкой огромного массива информации. По подсчетам российских экономистов, к 2040 году количество рабочих мест из-за роботизации в России может сократиться на 17,5 миллиона.
Соперничать с роботом становится всё сложнее. Для того чтобы не допустить социальной напряженности, в некоторых странах идут по пути искусственного создания или удержания рабочих мест. Но я бы сказала, что под угрозой находятся не только технари, но и гуманитарии, которые не следят за трендами и не развиваются в своей области.
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».