Какая бывает форма линии строки
Перейти к содержимому

Какая бывает форма линии строки

  • автор:

Какая бывает форма линии строки

8 (800) 500-76-44 Заказать звонок info@ceur.ru

  • Способы оплаты
  • Условия доставки документов
  • Прайс-лист
  • Условия гарантии и возврат
  • Отзывы
  • Контакты, телефон и адрес
  • Реквизиты
  • Политика обработки персональных данных

График работы: Пн.-Пт. 9.00-18.00, Сб., Вс. Выходной

© 2019-2023, Институт судебных экспертиз и криминалистики
НОЧУ ДПО «Институт СЭиК», ИНН: 7730184427, ОГРН: 1117799014178

Вся информация, размещенная на сайте, в том числе сведения о цене оказываемых услуг, не является публичной офертой. Условия оказания соответствующей услуги, в том числе её стоимость, определяются индивидуально на момент заключения договора, в зависимости от сложности поставленных задач и количества объектов для исследования.

§ 3. Общие признаки почерка

Признаки почерка по основному принципу (значению для идентификации) подразделяют на общие и частные. В основу этого деления положен объем проявления признака в рукописи. Общие признаки почерка — это те его характеристики, которые проявляются в руко­писи в целом. Они делятся на три группы: 1. Характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений в ру­кописи (топографические признаки). 2. Характеризующие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка. 3. Характеризующие структуру движений по их траектории. 1-я группа. Признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию и размещение движений в рукописи (иначе, топографические признаки) Проявление данной группы признаков в основном зависит от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыках пишущего размещать текст на бумаге относительно срезов листа бумаги, разнообразных частей текста относительно друг друга и других ориентиров. Общие признаки почерка, отображающие пространственную ори­ентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются, в большинстве своем, достаточно устойчивы как к естественным, так и умышленным изменениям почер­ка и поэтому имеют высокое идентификационное значение. 1. Размещение самостоятельных фрагментов К самостоятельным фрагментам рукописи относятся: заголовки, обращения, резолюции, даты, подписи и др. Размещение этих фрагментов изучают относительно: а) основного текста: сверху, снизу текста, на тексте, на сколько строк или сантиметров ниже или выше текста они размещены; над текстом под текстом на тексте Рис. 2. Размещение самостоятельных фрагментов относительно основного текста рукописи б) вертикальных срезов листа бумаги: в центре, ближе к лево­му или правому срезу; на каком расстоянии в мм; Ближе к правому срезу листа бумаги в центре ближе к левому срезу листа бумаги Рис. 3. Размещение самостоятельных фрагментов относительно вертикального среза листа В) горизонтальных срезов листа бумаги, изучается: на каком расстоянии фрагмент размещен от них (в строках или сантиметрах); Расстояние в строках Расстоянии в сантиметрах Рис. 4. Размещение самостоятельных фрагментов относительно горизонтального среза листа г) взаиморасположение взаимосвязанных самостоятельных фрагментов рукописи (например, даты и подписи, резолюции и даты, визы, даты и подписи и т. д.) слева, справа, сверху, снизу, друг на друге, на каком расстоянии один от другого; слева от даты справа от даты сверху даты сверху над датой на каком расстоянии друг от друга Рис. 5. Размещение самостоятельных фрагментов относительно других фрагментов рукописи д) направление оснований (линии письма) самостоятельных фрагментов относительно горизонтальных срезов листа бумаги или текста: параллельное, поднимающееся, опускающиеся. Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка. параллельно поднимающееся опускающееся Рис. 6. Направление оснований самостоятельных фрагментов рукописи 2. Наличие или отсутствие полей, их расположение, размер и форма, конфигурация линий полей Признак состоит из нескольких подпризнаков. а) при наличии полей — их положение: левое, правое, левое и правое относительно текста. левое правое левое и правое Рис. 7. Расположение полей в рукописи б) размер полей (определяют по расстоянию от среза листа бумаги до линии поля): малые (до 1 см), средние (от 1 до 3 см), большие (свыше 3 см); малые — до 1 см средние — от 1 до 3 см большие — свыше 3 см Рис. 8. Размер полей в) форма полей (изучают по форме свободного от текста пространства листа бума­ги, образованного тремя срезами листа бумаги и условной линией, проведенной через начальные (для правых полей — заключительные) точки верхней (без абзационного отступа) и нижней строк текста: прямоугольные, трапециевидные (делятся на правонаклонные и левонаклонные или расширяющиеся к верху и расширяющиеся к низу); прямоугольные трапециевидные (левонаклонные) трапециевидные (правонаклонные) Рис. 9. Форма полей г) конфигурация линии поля (определяют по начальным (заключительным) точкам каждой строки (за исключением абзацных отступов), соединенных условной линией): прямые, вогнутые, выпуклые, ломанные, извилистые. Признак особенно устойчив к умышленным изменениям почерка. прямые вогнутые выпуклые ломанные извилистые Рис. 10. Конфигурация линии поля 3. Размер красной строки Красная строка определяется в первой строке каждого абзаца относительно начала ниже или выше расположенных строк. Красную строку измеряют в сантиметрах. По размеру она может быть малой (до 2 см); средней (от 2 до 3 см); большой (свыше 3 см). Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка. малый — до 2 см средний — от 2 до 3 см большой — свыше 3 см Рис. 11. Конфигурация линий полей 4. Размер интервалов между строками Признак, как правило, изучают, если текст выполнен на нелинованной бумаге. Размер интервалов между строками определяют относительно высоты строчных букв. малый — в пределах высоты от одной до полутора строчных букв средний — от полутора до двойной высоты строчной буквы большой — свыше двойной высоты строчной буквы Рис. 12. Размер красной строки Ин­тервал может быть малым (в пределах от одной до полутора высот строчных букв), сред­ним (от 1,5 до двойной высоты строчной буквы), большим (свыше двойной высоты строчной буквы). Если текст выполнен на линованной бумаге, то изучают размещение строк относи­тельно линий графления: в каждой линии (клеточке) графле­ния, через одну, через две и т. д. Признак не достаточно устойчив к естественным и умышленным изменением почерка. в каждой линии (клеточке) через одну (две и т. д.) Рис. 13. Размер интервалов между строками 5. Размер интервалов между словами Интервалы между словами изучают относительно ширины двухэлементных строчных букв («и», «н», «п», и т. д.) Размер интервалов может быть малым (менее ширины одной двухэлементной буквы); средним (равным ширине от одной до двух двухэлементных букв); большим (свыше ширины двух двухэлементных букв). Признак малоустойчив к большинству естественных, патологических и умышлен­ных изменений почерка. Малый — менее ширины 1-й двухэлементной буквы средний — равный ширине от одной до двух двухэлементных букв большой — свыше ширины 2-х элементных букв Рис. 14. Размещение интервалов между словами 6. Размещение линий письма относительно линовки Линии письма образуются за счет соединения точек оснований всех букв в строке (без учета подстрочных элементов) одной условной линией. Размещение линий письма относительно линовки бумаги могут быть: на линовке, под линовкой (очень редко встреча­ются), над линовкой. Признак достаточно устойчив к умышленным изменениям почерка. на линовке под линовкой (очень редко встречается) над линовкой Рис. 15. Размещение линий письма относительно линовки 7. Направление линий письма относительно горизонтальных срезов листа бумаги Для определения признака начальные и заключительные нижние части каждой стро­ки (за исключением подстрочных элементов) соединяют условной линией. Направле­ние линий письма может быть: параллельным (горизонтальным), поднимающимся, опускаю­щимся. Признак мало устойчив к патологическим и отдельным естественным изменениям почерка и достаточно устойчив к умышленным. параллельное поднимающееся опускающееся Рис. 16. направление линий письма относительно горизонтальных срезов листа 8. Форма линий письма Основания всех букв в строке (за исключением подстрочных элементов) соединя­ют условной линией и определяют ее форму. Линии письма по форме могут быть: прямолинейными, ломанными (ступенчатыми), извили­стыми, выпуклыми (основания строки опущены вниз), вогнутыми (основания обращены внутрь строк). Признак достаточно устойчив при умышленных изменениях почерка; при алкоголь­ном, наркотическом опьянении, при физической утомленности, охлаждении исполнителя рукописи признак изменяется. прямолинейные извилистые ломаные (ступенчатые) вогнутые (основания строк обращены вверх) выпуклые (основания строк опущены вниз) Рис. 17. Форма линий письма 9. Размещение движений при выполнении знаков препинания В этом признаке можно выделить два подпризнака а) размер интервалов между знаками препинания и предшествующим словом. Размер интервалов определяют относительно ширины двухэлементной буквы. Он может быть малым (меньше ширины двухэлементной буквы), средним (в пределах ширины двухэлементной буквы), большим (свыше ширины двухэлементной буквы). малый (меньше ширины двух элементной буквы) средний (в пределах ширины двух элементной буквы) большой (свыше ширины двух элементной буквы) Рис. 18. Размер интервала между знаком препинания и предшествующий словам б) размещение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться на линии письма (на линовке), выше линии письма (выше линовки), ниже линии письма, линовки). на линии письма (на линовке) выше линии письма (выше линовки) ниже линии письма (ниже линовки) Рис. 19. Размещение знаков препинания относительно линий письма В запятых размещение знака изучают по размещению ее головки, в сложных знаках (!,;,:) — по расположению нижнего элемента знака. Оба подпризнака устойчивы к умышленным изменениям почерка. 10. Размещение движений при выполнении знаков переноса При изучении знаков переноса можно выделить два подпризнака: а) размещение знаков переноса относительно срединной линии письма (или линии письма, если знак низко размещен). Срединная линия письма — это условная линия, проходящая через середину строки по горизонтали. Знаки переноса могут располагаться на линии, выше линии, ниже линии. на линии выше линии ниже линии Рис. 20. Размещение знаков переноса относительно срединной линии письма б) направление движений при выполнении знаков переноса относительно горизонтальных срезов листа бумаги. Направление может быть параллельным (горизонтальным), поднимающимся, опускающимся. Признак достаточно устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка. параллельное (горизонтальное) опускающееся поднимающееся Рис. 21. направление движений при выполнении знаков переноса относительно горизонтальных срезов листа 2-я группа. Признаки почерка, характеризующие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка В эту группу входят два признака — степень выработанности и степень сложности почерка. 1. Степень выработанности почерка Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности почерка — один из основных показателей уровня владения человеком письменно-двигательным навыком. Признак позволяет определить степень сформированности почерка в целом. Показателями являются темп движений и координация движений пишущего. Темп движений — это скорость выполнения букв, слов, предложений. Темп может быть быстрым, средним, и медленным. Быстрый темп характеризуется высокой связанностью элементов и букв, приспособленностью конструкций букв и безбуквенных элементов к быстрому темпу, постепенным утолщением начальных и постепенным утончением и удлинением заключительных штрихов в несвязанных буквах и элементах, изменением прямолинейных движений в сторону дугообразности, наоборот, спрямлением (уменьшением кривизны дуг) криволинейных элементов. Для медленного темпа характерна малая связанность букв и элементов, извилистость и угловатость элементов, тупые начала и окончания движений. быстрый средний медленный Рис. 22. Темп движений при письме Координация движений — это степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков и букв по размеру, разгону, наклону, положению их относительно горизонтали и вертикали, размещению связей между буквами и элементами. Координация движения может быть высокой, средней и низкой. Высокая координация движений характеризуется прямизной прямых элементов и округлостью овальных и полуовальных, равномерностью и устойчивостью наклона, размера, разгона, нажима, размещения букв по горизонтали и вертикали, устойчивостью в размещении точек начала и окончания движений и соединений букв и элементов. Средняя координация движений позволяет пишущему устойчиво без особых усилий выполнять различные движения при написании и соединении букв и элементов. Низкая координация проявляется в неточности движений при выполнении букв и слов, в извилистости, изломе при выполнении прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении от установленных прописью размещений точек начала, окончания и соединения движений, в неравномерности размера, разгона, наклона, нажима, размещения букв и элементов по горизонтали и вертикали. В зависимости от темпа и координации движений можно выделить следующие виды почерка по степени выработанности: маловыработанный, средневыработанный, высоковыработанный. Маловыработанный почерк характерен для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка остановилось на начальных классах обучения письму в школе. В отличие от школьного маловыработанного почерка в практическом маловыработанном почерке отчетливо проявляются низкая координация движений и медленный темп исполнения. высокая средняя низкая Рис. 24. Координация движений при выполнении рукописей Средневыработанный почерк характеризуется тем, что письменно-двигательный навык еще не сформировался окончательно. Возможен у учеников средних школ и у лиц в послешкольный период, не имеющих большой письменной практики. Средневыработанный почерк характеризуется не вполне сформировавшимся письменно-двигательным навыком, а именно: средней координацией и средним темпом движений. Высоковыработанный почерк характеризуется быстрым темпом и высокой координацией движений. Данный признак (степень выработанности почерка) наиболее устойчив из всех общих признаков почерка, и может изменяться (умышленно или от естественно сбивающих факторов) только в сторону снижения. Если, конечно, при умышленном изменении почерка нет длительной письменной подготовки по конкретному, как правило, небольшому по объему тексту. Этот признак один из всех общих признаков позволяет сделать обоснованный категорический вывод об отсутствии тождества. маловыработанный школьный почерк с признаками неточности движений первой степени маловыработанный практический почерк с признаками неточности движений первой и второй степени средневыработанный почерк с признаками неточности движений второй степени маловыработанный школьный почерк маловыработанный практический почерк почерк ниже средней степени выработанности средневыработанный почерк выше средней степени выработанности высоковыработанный почерк Рис. 24. Степень выработанности почерка 2. Степень сложности почерка Признак характеризует построение почерка в целом. Почерки по степени сложности подразделяются в зависимости от соответствия исполнения букв нормам прописей на упрощенные, простые, усложненные. Простой почерк характеризуется движениями, соответствующими в определенной мере нормам прописей букв по форме, направлению, протяжности, непрерывности, последовательности и особенно количеству движений. Это почерки, приспособленные к быстрому темпу, но одновременно сохраняющие четкость рукописи. простой почерк усложненный почерк упрощенный почерк Рис. 25. Степень сложности почерка Упрощенный почерк характеризуется изменением формы, направления, протяжности, количества, непрерывности, последовательности движений, которые направлены на уменьшение протяжности и количества движений, т. е. это почерк наиболее приспособленный к быстрому темпу, даже за счет уменьшения количества движений и снижения четкости рукописи. Для упрощенных почерков в большинстве случаев характерно: спрямление криволинейной формы движений, возвратные прямолинейные движения трансформируются в дугообразные, дугообразные — в прямолинейные; движения по направлению изменяются для выполнения их по наикратчайшей прямой; наблюдается уменьшение протяженности движений по вертикали (особенно в застрочных элементах) и количества движений, увеличивается слитность движений. Усложненный почерк меньше всего приспособлен к быстрому темпу. Для него характерны мелкие, тонкие, точные движения, которые воспроизводят букву в целом. Много извилистых и угловатых движений. Усложнение особенно часто происходит за счет изменения формы движения, увеличения протяженности и количества движений или за счет украшательства почерка. Признак малоустойчив к умышленным изменениям почерка. 3-я группа. Признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории В третью группу признаков почерка входят семь признаков. 1. Преобладающая форма движений в почерке Форма движений в процессе написания элементов и букв в целом может быть прямолинейной, дугообразной, угловатой, петлевой, округлой, овальной, извилистой, ломаной. В соответствии с нормами прописей преобладающей формой движений в почерке является прямолинейно-дугообразная. преобладающая форма движений прямолинейно-дугообразная преобладающая форма движений прямолинейно-угловатая преобладающая форма движений дугообразно-петлевая извилистая округлая смешанный почерк Рис. 26. Преобладающая форма движений в почерке В зависимости от того, какая из указанных форм преобладает при письме, выделяют следующие виды почерка по форме: прямолинейно-дугообразный, прямолинейно-угловатый, дугообразно-петлевой, округлый, извилистый, смешанный (невозможно выявить преобладание какой-либо формы движений). Признак относительно устойчив при обычных условиях исполнения и малоустойчив к умышленным изменениям почерка. 2. Преобладающее направление движений в почерке Направление движений рассматривают отдельно для: а) прямолинейных движений и б) криволинейных движений. направление прямолинейных движений при письме бывает: для вертикальных — сверху вниз (сгибательное движение), снизу вверх (разгибательное); для горизонтальных — слева направо, справа налево. Для криволинейных движений при письме направление определяют по движению часовой стрелки. Выделяют левоокружные (против часовой стрелки) и правоокружные (по часовой стрелке). В соответствии с преобладанием определенного направления движений и в зависимости от формы движений почерки подразделяют на левоокружные, правоокружные, смешанные (при невозможности выделить преобладание левоокружных или правоокружных движений). Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка. левоокружный смешанный правоокружный Рис. 27. Преобладающее направление движений в почерке 3. Наклон почерка Наклон почерка определяется положением вертикальных осей знаков относительно линий письма. Нормами письма предусмотрен правый наклон осей букв. В практике возможны отклонения от прописного наклона. По наклону можно выделить почерки: правонаклонный, левонаклонный, вертикальный (без наклона, или с отклонением + 5 от перпендикуляра), косой (наклонный под острым углом почерк, угол равен 30° и менее), смешанный (с неустойчивым наклоном). Признак мало устойчив при искажении почерка. левонаклонный правонаклонный вертикальный косой со смешанным наклоном Рис. 28. Наклон почерка 4. Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка) Размер почерка определяется высотой строчных букв без застрочных элементов и может быть малым (высота букв до 2 мм), средним (высота букв от 2 до 5 мм включительно), большим (высота букв свыше 5 мм), сверхбольшим (высота букв свыше 6 мм). Иногда в почерке застрочные элементы резко отличаются от строчных по высоте в сторону уменьшения или увеличения. В этом случае отдельно определяют размер застрочных элементов. Признак малоустойчив при искажении почерка. большой средний малый Рис. 29. размер почерка 5. Преобладающая протяженность движений по горизонтали (разгон почерка) Разгон почерка определяется отношением ширины двухэлементных строчных букв к их высоте и может быть сжатым (ширина буквы меньше 1/2 высоты буквы), средним (ширина букв равна от 1/2 до одной высоты буквы), размашистым (ширина буквы больше одной высоты буквы). Признак относительно устойчив к искажениям, так как даже при изменении размера почерка разгон обычно сохраняется. размашистый сжатый средний Рис. 30. Разгон почерка 6. Степень связанности почерка Этот признак отражает степень непрерывности движений в горизонтальной плоскости. Чем реже пишущий отрывает пишущий прибор от горизонтальной плоскости материала письма, тем выше степень связанности. Связное письмо быстрее, чем отрывистое. Являясь одним из показателей темпа движений, степень связности в определенной мере характеризует выработанность и строение почерка. В зависимости от того, сколько букв в тексте выполняются связными движениями выделятся следующие виды почерка по степени связности: отрывистый (все буквы пишутся интервально), малосвязанный (в тексте встречаются по 2—3 буквы исполненных слитно), среднесвязный (слитно исполнены по 4—6 букв в словах), высокосвязный (слитно исполнены шесть и более букв), сплошной связности (все буквы в словах исполнены слитно). Признак малоустойчив при искажении почерка. Обычно изменяется в сторону снижения степени связанности. Если признак изменяют искусственно в сторону повышения степени связности, то значительно снижается темп движений. отрывистый малосвязанный среднесвязанный высокосвязанный сплошной связанности Рис. 31. Степень связности почерка 7. Степень и характер нажима В этом признаке определяются степень и характер усилий на пишущий прибор при письме (как правило, в рукописях, выполненных перьевыми ручками). Степень нажима определяют по толщине штрихов. Нажим может быть сильным (толщина сгибательных движений больше разгибательных в 2 и более раз), средним (сгибательные движения до двух раз шире разгибательных), слабым (сгибательные и разгибательные движения равны по ширине). Характер нажима определяется по расположению усилий на пишущий прибор и может быть дифференцированным (ширина штрихов в сгибательных и разгибательных движениях неодинаковая) и недифференцированным (ширина штрихов в сгибательных и разгибательных движениях одинаковая). сильный средний слабый Рис. 32. Степень нажима на пишущий прибор Все общие признаки почерка определяются обычно на большом по объему тексту и по отношению к почерку в целом. Если говорить об идентификационном значении признаков, то наиболее устойчивы к умышленным и естественным изменениям почерка топографические признаки, а степень выработанности почерка — единственный из всех общих признаков, позволяющий дать категорический вывод об отсутствии тождества, если в исследуемом тексте почерк более вьработанный, чем в образцах предполагаемого исполнителя, при условии, что за период между исполнением спорной рукописи и образцами почерка предполагаемого исполнителя у него не было травм, заболеваний, и. п., что могло повлечь снижение степени выработанности почерка. Все общие признаки почерка (даже в их совокупности) не позволяют идентифицировать исполнителя.

09.06.2015 183.58 Кб 94 T_instrBDputi.pdf

09.06.2015 1.99 Mб 202 T_instrOBDP_Dop16.pdf

09.06.2015 944.94 Кб 138 T_komentPTE-INSTR.pdf

09.06.2015 592.51 Кб 34 T_pteINSTR.pdf

09.06.2015 2.01 Mб 101 T_signINSTR.pdf

28.03.2016 35.35 Mб 1349 Uchebnik_PiPE.doc

09.06.2015 623.1 Кб 78 UMK_Ekonomichesky_analiz_novy — копия.doc

09.06.2015 257.02 Кб 17 upravlenie_predpriatiem.doc

09.06.2015 2.25 Mб 22 UZS-311_Volchanskaya_Raschenaya_rabota.docx

28.03.2016 168.45 Кб 176 VL10_-_opisanie_skhemy.doc

09.06.2015 109.65 Кб 108 Voprosy_k_zachetu_Danilina-2-2.docx

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

криминалистика

Криминалистика

Справочник криминалиста

судмед

Судебная медицина

Курс судебной медицины

орд

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

криминология

Криминология

Курс криминологии

Общими являются признаки, характеризующие почерк в целом как систему движения. Они, как правило, имеют групповое значение и подразделяются на признаки:

а) характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений *;

б) отражающие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка;

в) отражающие структуру движений по их траектории.

Эти признаки в ряде учебников и учебных пособии выделены в самостоятельную группу и называются топографическими признаками. Исключение их из числа общих признаков почерка необоснованно, так как они характеризуют определенные особенности письменно-двигательного навыка (почерка).

Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений

Наличие и особенности проявления этой группы признаков во многом зависят от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыке пишущего, определенным образом размещать текст относительно краев листа, частей текста относительно друг друга и различных ориентиров. Необходимо отметить, что эксперт сможет выявить эти признаки и оценить их с точки зрения устойчивости только при исследовании большого по объему рукописного текста. Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются, устойчивы и поэтому имеют определенное идентификационное значение при установлении исполнителя текста. Не подвержены они значительным изменениям и при умышленном изменении почерка.

Рассмотрим особенности этой категории общих признаков почерка.

Размещение самостоятельных фрагментов документов — заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций изучается относительно основного текста и срезов листа бумаги, на котором исполнена исследуемая рукопись. В рукописях разных лиц заголовки, обращения могут размещаться на определенном расстоянии от первой строки основного текста, слева, справа или в центре листа бумаги.

Дата может быть расположена в конце или в начале текста, а также слева, справа или в центре (относительно основного текста).

Подпись в рукописи рассматривают (изучают) по отношению к основному тексту. Она может быть расположена справа, слева или в центре под текстом. Подпись рассматривается также по положению относительно нижнего среза листа бумаги — параллельному или наклонному.

Определенное идентификационное значение имеет и такой признак рассматриваемой группы, как взаимное размещение под текстом подписи и даты

Наличие или отсутствие полей, их размер, форма, конфигурация линий полей. Эти признаки рассматриваются относительно левого и правого срезов листа бумаги и предыдущей строки. У каждого человека при письме вырабатываются определенные навыки по размещению начальных и заключительных движений. Их положение в строке рукописи образует левые или правые поля, или те и другие. Чаще пишущий оставляет поля слева, реже — справа.

Поля считаются малыми, если расстояние от левого (правого) среза листа бумаги до начальных (заключительных) движений в каждой строке не превышает одного сантиметра. Средние имеют от одного до трех сантиметров. Большими принято считать такие поля, где указанные расстояния превышают три сантиметра. Обычно в рукописях пишущий оставляет средние по размеру поля, примерно, около двух сантиметров (2, а, б, в).

По форме площадь полей может быть прямоугольной или трапециевидной. Это зависит от расстояния начальных и заключительных движений в каждой строке текста. При одинаковых расстояниях от левого (правого) среза листа бумаги до начального (заключительного) движения в каждой строке форма полей будет прямоугольной ( 3).

Трапециевидными поля в рукописи считаются, когда расстояния от левого (правого) срезов листа бумаги до начальных (заключительных) движений в каждой последующей строке равномерно увеличиваются или уменьшаются. В зависимости от увеличения или уменьшения этого расстояния стороны трапеции будут право-наклонными или левонаклонными ( 4, а,, б).

Конфигурация линий полей в зависимости от различных изменений расстояний от срезов листа бумаги до начальных (заключительных) движений при выполнении строк на протяжении всей рукописи может быть прямой, вогнутой, выпуклой, ломаной, извилистой

В экспертной практике чаще всего встречаются рукописи с прямой конфигурацией линий полей слева.

Размер красной строки или размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала предшествующей строки и других строк зависит от расстояния, на которое отступила рука пишущего от левого среза листа бумаги. При обучении письму в школе ребенка учат делать абзацные отступы примерно в три сантиметра. В процессе обучения письму и дальнейшей жизни под влиянием факторов объективного и субъективного характера у людей формируется письменно-двигательный навык, проявляющийся на письме в виде различной по размеру красной строки.

Размер красной строки считается средним, если расстояние от начала первой строки абзаца до начального движения в остальных строках этого же абзаца будет приблизительно два с половиной — три сантиметра. Размер красной строки считается малым, если это расстояние не превышает двух сантиметров, большим, — если три сантиметра и более ( 6, а, б, в).

Размер интервалов между строками. Этот общий признак почерка может быть изучен только при исследовании рукописи, выполненной не на линованной бумаге. В процессе обучения письму стандартный размер между строками определен наличием линовки. В дальнейшем при формировании почерка у каждого человека вырабатывается определенный навык в размещении движений при перемещении руки влево вниз при переносе ее от конца одной строки до начала другой. Размер интервалов между строками определяется относительно высоты строчных букв. Большим интервалом считается, если расстояние между строками больше высоты двух строчных букв; средний интервал равен двойной высоте строчной буквы; малый — равен или несколько больше высоты буквы ( 8,

Этот признак менее устойчив, чем перечисленные выше, и поэтому при письме в необычных условиях или умышленном изменении почерка привычный размер интервалов между строками может нарушаться.

Размер интервалов между словами. Малый интервал равен ширине одной буквы; средний—двойной ширине букв; большой интервал превышает ширину двух букв ( 9, а, б, в).

Чаще всего встречаются рукописи со средними по размеру интервалами между словами. Так же как и размер интервалов между строками, этот признак является сравнительно неустойчивым. Он изменяется при выполнении рукописи в необычных условиях, при маскировке почерка, в случаях ускорения темпа письма.

Размещение линии письма относительно бланковой строки. Строки в рукописях (размещение линии письма) относительно графления листа бумаги могут располагаться: над линовкой, под линовкой, совмещаться с линовкой ( 10, а,, б, в).

Довольно редко встречается в рукописях расположение линии письма под типографской линовкой. Этот признак относительно устойчив.

Положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги (направление линии письма в строке). Этот признак характеризует размещение заключительных движений при выполнении букв относительно друг друга на протяжении всей строки. Определенное выражение признака во многом зависит от степени усвоения человеком в школьный период технических и гигиенических правил. Направление линии письма в строке может быть горизонтальным — параллельным горизонтальному срезу листа бумаги; поднимающимся и опускающимся

Наиболее часто встречаются рукописи с горизонтальным положением строк; реже — с явно выраженными поднимающимися или опускающимися направлениями. Этот признак относительно устойчив и сохраняется даже при намеренном искажении почерка.

Форма линии письма в строке. Разнообразие форм обусловлено многими обстоятельствами субъективного и объективного характера: положением руки на письме, способом держания пишущего прибора, расстоянием постоянной точки опоры, степенью активности различных частей руки и т. д. В зависимости от этих факторов форма линии письма бывает: прямая, выпуклая, вогнутая, извилистая, изломанная (ступенчатая) ( 12, а,

Наиболее часто встречаются рукописи, в которых форма линии письма прямолинейная или извилистая. Этот признак довольно устойчив и сохраняется при умышленном изменении почерка (кроме случаев перемены пишущей руки). Может изменяться форма линии письма в строке и при выполнении рукописи в состоянии алкогольного опьянения.

Размещение движений при выполнении знаков препинания относительно предшествующего слова, относительно линии письма или линии строки и положение знака переноса слов относительно линии строки бывает различным. Размер интервала между знаком препинания и предшествующим словом считается большим, если превышает ширину двухэлементной буквы; средним—в пределах ширины такой буквы; малым—меньше ширины

Знаки препинания в рукописях могут находиться на линии письма или бланковой строки, либо выше или ниже ее ( 14, а, б, в). Эти признаки характеризуются относительной устойчивостью.

Положение знака переноса слов, так же как и предыдущие признаки, отличается относительной устойчивостью. Знаки переноса слов относительно линии строки могут располагаться в рукописи на линии строки или ниже ее, параллельно линии строки или под углом к ней

Смотрите также:

Объективную основу почерковедения представляет индивидуальность (неповторимость) и относительная устойчивость почерка — системы движений, отображающейся в рукописях. Различают общие признаки, характеризующие почерк в целом как систему движений.

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, – это
Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки.

—>Липецкий региональный центр судебной экспертизы —>

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.
Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.
К общим относятся следующие признаки:
Выработанность — это приспособленность навыка к современной технике письма (скорописи), различают несколько степеней выработанности:
-низкую;
-среднюю;
-высокую;
Высокая степень выработанности почерка обусловлена, как правило, длительным процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе практической деятельности и
т. д., но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. Это зависит опять же от своеобразия внешних и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействия в процесса формирования индивидуального почерка. При предварительном исследовании почерка необходимо учитывать, что не всех общих признаков почерка выработанность является наиболее устойчивым признаком, не поддающимся развитию в течение очень короткого времени. Степень выработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений (скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-, двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочных штрихов слитно с основным штрихом буквы путем одного непрерывного движения; выполнение одним общим штрихом элементов двух рядом расположенных букв, и др.), по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. их пространственной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знаков и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше темп; если при низкой, средней выработанности пытаются писать быстро, то этим снижается координированное движений.
Темп письма — это скорость выполнения письменных знаков. Данный признак коррелирует с выработанностью, поэтому он не всегда выделяется как самостоятельный. Различают три степени темпа:
-быстрый;
-средний;
-медленный;
Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка. Различают:
-простой;
-упрощенный;
-усложненный почерки.
Простой почерк — близок к прописям; усложненный почерк характеризуется наличием дополнительных к прописным элементов; упрощенный, наоборот — отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом. Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства отдельных букв и их частей (например, закручивающиеся детали при выполнении надстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т. д.).
Преобладающая форма движения, может быть:
-прямолинейно-угловой:
-петлевой;
-угловатой и т. д.
Это определяется по способу соединения элементов букв.
Преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи дугообразным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более характерно левоокружное направление.
Наклон почерка: различают:
-правый ;
-левый наклоны ;
-вертикальную постановку букв.
Чаще встречается правонаклонный почерк. Его наклон очень легко может быть изменен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки.
Связность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги пишущего прибора) различают три степени связности:
-малую (связано не более двух-трех букв);
-среднюю (не менее четырех-пяти букв);
-большую (шесть и более букв).
Степень связности всегда коррелирует с темпом (скоростью). Наблюдается в ряде случаев быстрый темп письма и при отрывистом выполнении письменных знаков. Это встречается в высоко выработанных почерках, что обусловлено высокой степенью скоординированности, слаженности движений при выполнении письменных знаков.
Размер почерка: в зависимости от высоты букв различают:
-крупные почерки (4 мм и больше);
-средние (2-4 мм);
-мелкие (до 2 мм).
Разгон почерка — соотношение высоты букв и их ширина интервалов между ними. Различают:
-размашистый (превышение ширины над высотой):
-средний (примерно, равны);
-сжатый (превышение высоты над шириной).
Нажим: по степени общей выраженности выделяют:
-сильный;
-средний;
-слабый.
Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Кроме того, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными и ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное определение этого признака вызывает затруднение.
Топографические признаки почерка — это привычные способы размещения пишущим текста и его частей на бумаге.
Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется у человека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механически использует укоренившиеся навыки. В котором и выражается его индивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражены слабо.
К топографическим признакам относятся:
поля — отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам:
— размера — большие, средние, малые (к средним относятся поля размером от 25 до 35 мм);
конфигурации (формы) — равномерные (ровные), неравномерные (когда текст размещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого и правого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу;
абзацы — части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен:
— без деления на абзацы;
— с делением на абзацы, но без отступов в начале абзаца;
— с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев. Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся):
— по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз);
— по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).
Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частое употребление, и их полное отсутствие. В последнем случае исполнители документа либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносов знаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может быть большим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размером в двухштриховую строчную букву. Форма — прямая, выпуклая, вогнутая. Расположение по отношению к строке — посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали — горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.
Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние — если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а также равномерными и неравномерными.
Выделение слов — акцент на отдельные слова или группу слов.
Способы акцента — подчеркивание одной или двухштриховой. прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв’, письмо вразрядку, прописными буквами и др.
Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самые разнообразные:
— пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется текст;
— обводка текста и стрелка, указывающая место, где он должен быть расположен:
— условная пометка в тексте и соответственный вынос на поля данного знака, рядом с которым помещается вставленный текст.
Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту, строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал между обращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым (средний — если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4 строки).
Положение нумерации страниц текста. Порядковый номер страницы может быть размещен слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.
Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе. Ценность топографических признаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма.
Место топографических признаков в общей классификации признаков письма определенно в криминалистической литературе неоднозначно. Одни авторы относятся к почерку, другие — рассматривают как самостоятельную группу наряду с признаками почерка и письменной речи.
При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. В судебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Для более компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболее распространенными группами частных признаков являются следующие:
• особенности формы движения при выполнении письменны6х знаков и их элементов. Различают особенности движения при выполнении самих элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболее распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые, петлевые, усложненные, упрощенные и т. д. В одном и том же знаке нередко сочетается несколько форм движения;
• особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С помощью левоокружного и иравоокружного направлений выполняются овальные, дуговые, петлевые элементы знаков, с помощью вертикального и горизонтального — прямолинейные. В одном письменном знаке может сочетаться несколько направлений движения;
• наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непрерывное (слитное) выполнение, присоединение, интервальное расположение элементов письменных знаков;
• особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв;
• последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов. Наиболее частая — сверху вниз, слева направо, но может быть обратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняются с разной последовательностью;
• особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *