Жанр игр «рогалик» — что это такое?
«Рогалик» или на английском « R ogu el ike» — это определенный жанр игр. Это полноценный игровой жанр , как и аркада, эк шн , симулятор, головоломки, стратегии, ролевые игры и т. д.
«Рогалик» имеет свою историю возникновения и свои отличительные особенности — этим он не похож на другие жанры. Данный жанр игр пользуется популярностью среди игроков из-за своей «изюминки» , и чуть ниже вы узнаете , какой именно.
Жанр игр «рогалик» — что это такое?
Каждому игровому жанру соответствуют определенные критерии и свойства, без которых описываемый жанр — не жанр. Точно та к ж е и с «рогаликом».
«Рогалик» как жанр в играх несет в себе 4 обязательных свойства — это:
- Автоматическая генерация компонентов игры. Игра построена таким образом, что при новом старте раунда или игры в целом она создает многие компоненты заново и в случайном порядке. Игра способна генерировать: новый уровень, новые препятствия, новых соперников, новые награды и т. п. То есть игрок, играя во второй раз в игру , не сможет предугадать ее сценарий. Это главн ая отличительная особенность данного жанра игр от других. Именно поэтому многие геймеры любят такие игры, потому что они всегда вызывают новые эмоции при их повторном прохождении.
- Игровой персонаж умирает всегда. В играх в жанре «рогалик» смерть игрового персонажа — это важная часть игрового процесса. Именно это событие заставляет игроков играть более аккуратно и осмысленно. Потому что при смерти персонажа все достижения игрока обнуляются и игроку приходится заново проходить весь игровой сюжет, но уже с изменениями в игровом процессе.
- Случайные свойства предметов. Один и тот же предмет в разных уровнях игры будет обладать разными свойствами. Это свойство тоже уменьшает возможность предугадывать и планировать поведение персонажа и окружающих предметов на каждом новом уровне.
- Игровая свобода. Игровой персонаж может делать все что угодно, лишь бы это привело его на новый уровень. Можно делать все, что не запрещено!
Описанные выше 4 момента полностью отвечают на вопрос : «Ч то такое «рогалик» в играх? ». Итак, «рогалик» в играх — это свобода, возможность по-новому переиграть, спонтанное поведение, хардкор.
Как появился «рогалик» как жанр игр?
«Рогалик» как жанр игр появился еще в 1980-м году. Именно в этом году несколько студентов-энтузиастов разработали собственную игру «Rogue». По сюжету этой игры одинокий игровой персонаж-искатель приключений спускается в подземелье в поисках древнего магического кристалла.
В то время мало кто переигрывал игры, так как игры были довольно простыми и, как правило, ничего при их перепрохождении не м енялось. Так было и с игрой «Rogue». Поэтому она не особо пользовалась популярностью. Тогда ее разработчики решили внедрить в нее экспериментальную особенность — они реализовали в ней случайную генерацию уровней. Из-за этого игра обрела должную популярность, а подобные ей игры стали называть «рогалик ами ».
Почему «подобные»? Потому что игра была доступна в открытом доступе и у нее появилось большое количество клонов, например:
- Angband;
- Dungeon Hack;
- Tales of Middle Earth;
- и др.
Именно «клонирование» игры «Rogue» и дало толчок появлению жанра «рогалик». Но это еще был не тот «рогалик», который мы знаем сейчас. В 1993 году этот жанр игр п ре терпел небольшое изменение.
«Roguelike» — это тот самый «рогалик», который мы знаем как жанр игр
С ловосочетание «рогалик» или « R oguelike» возникло чуть позже, чем сам игровой жанр. Первое упоминание о нем датируется 1993-м годом. Именно в этот год произошла классификация игровых жанров и «рогалик» стал тем жанром, который мы знаем до сих пор.
Жанр игр «Roguelike» отличался от своего прародителя, игрового жанра «Rogue», главным образом тем, что в нем при смерти игрового персонажа все достижения игрока не обнулялись полностью, а лишь в большей части. То есть терялась его хардкорность и прочие навороченные скиллы, но костяк достижений оставался. Это позволяло начинать уровень заново, но уже со слегка «прокачанным» игроком. Плюс добавлялось отсутствие прохождения многих препятствий. Это все добавляло ощущение игрового прогресса и привлекло новых последователей жанра.
Игры, которые используют жанр «рогалик»
- Diablo и все ее части;
- Don’t Starve;
- ISAAC;
- FTL;
- Dungeons;
- Brittle Brothers;
- Rogue Legacy;
- Hades;
- Salt;
- Slay the Spire;
- Deathloop;
- Genesis;
- Children of MORTA;
- Tesla Force;
- Away;
- Never Split the Party;
- UnderMine;
- Aura of Worlds;
- и др.
Заключение
Теперь вы точно знаете, что за жанр игр «рогалик» и откуда он берет свое происхождение . Roguelike -игры идеально подходят для тех, кто не любит банальных и одинаковых сюжетов при переигрывании, любит свободу и хардкор.
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Roguelike-игры: история возникновения, общая характеристика, секреты популярности
В чем особенности? Roguelike-игры отличаются от других случайной генерацией уровней и перманентной смертью персонажа с полной потерей прогресса. Но у данного жанра есть и другие, свойственные только ему, черты, которые прописаны в так называемой Берлинской Интерпретации.
На что обратить внимание? Сегодня чистых «рогаликов» не так уж много. При разработке новых игр в основном используются лишь некоторые изначальные элементы roguelike – вроде той же случайной генерации.
В статье рассказывается:
- История возникновения и развития жанра Roguelike
- Особенности Roguelike-игр
- Секреты популярности Roguelike-игр
- Некоторые минусы жанра
- 5 увлекательных Roguelike-игр для смартфона
- 5 популярных Roguelike-игр для ПК
- Часто задаваемые вопросы о жанре Roguelike-игр
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
История возникновения и развития жанра Roguelike
Жанр Roguelike берет свое начало в 80-х годах XX века. В это время была выпущена игра Rogue, которая имела довольно предсказуемый лор. Пользователь исследовал подземелья, сражался с различными монстрами и находил сокровища.
Случайной генерации уровней еще не существовало. В игре функционировали очень простые алгоритмы. Все комнаты были похожи друг на друга. При этом площадь каждой из них можно было измерить сеткой в соотношении 3х3.
С каждым годом код становился все более продуманным. Разработчики усложняли уровни и другие составляющие игры. В качестве элементов визуального дизайна использовались исключительно буквы и символы. Тем не менее игра стала достаточно популярной. Дело в том, что на заре 90-х разработчики были сосредоточены на геймплейной механике, а не на визуальном оформлении.
Случайная генерация игр позволила разнообразить игры. В особенности это касается представителей жанра инди. Пользователи получили возможность проходить полюбившиеся игры сотни раз, так как каждый новый уровень имел свои отличительные особенности. Roguelike остается популярным и в наше время. Почти каждый год выходят проекты, относящиеся к этому жанру.
Особенности Roguelike-игр
Алгоритмы генерации позволяют наполнять одни и те же локации разными элементами. В результате пользователь при каждом входе в игру видит оригинальные уровни, которые различаются по левел-дизайну.
Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 23670
Как правило, попытка пройти “рогалик” (это называется забегом) начинается с того, что геймер получает персонажа с определенной способностью и случайным набором предметов. Из безопасной комнаты он переходит в следующую локацию. Каждый новый уровень содержит различных врагов. При этом их сложность возрастает по мере продвижения игрока по комнатам. Постепенно геймер находит новое снаряжение и способности. Локации могут генерироваться случайно или быть перемешанными и не иметь определенной схемы появления.
Берлинская Интерпретация содержит перечень важнейших элементов жанра roguelike-игр:
- Случайная генерация игрового мира и составляющих его подземелий.
- Перманентная смерть – потеря игрового персонажа без возможности возродить его с помощью сохранения. К примеру, в Dead Cells геймер теряет прогресс лишь частично. При этом сохраняются бонусы и предметы, полученные в процессе прохождения. Однако в играх Roguelike теряет прогресс полностью и ему приходится начинать с нуля. Нужно понимать, что эта особенность есть в том же Minecraft и некоторых других проектах, но они не относятся к жанру Roguelike.
- Пошаговый геймплей. Игровой мир начинает двигаться только в том случае, если игрок перемещается по локации. Чаще всего Roguelike-игры представляют собой большую сетку, состоящую из множества квадратов с камерой птичьего полета.
- Немодальный геймплей. Иными словами, все действия, которые может совершить геймер, доступны еще в самом начале игры. Пользователь имеет возможность пойти куда угодно и делать то, что ему захочется. Яркий пример – ADOM, где игрок может использовать ледяные стрелы, чтобы создать ледяные мосты. Если передать одному из монстров зелье силы и громоздкую броню, то через некоторое время он погибнет из-за слишком большого веса доспехов, так как эффект зелья сойдет на нет.
- Самообразующийся игровой процесс. Иными словами, мир “живет” сам по себе. При этом на него оказывают влияние различные законы, которые применимы не только к монстрам, но и к самому игроку. Таким образом, любой NPC и даже игрок является «мобом». Игровой мир подчиняется таким правилам, как воспламеняемость, усталость, ограничение здоровья и т.д.
- Ограниченный ресурсы. Геймеру дается определенное время, некоторое количество здоровья, выносливости, оружия и т.д. Чтобы выиграть, пользователю необходимо грамотно воспользоваться всеми ресурсами игры.
- Геймплей в стиле Hack and Slash. К примеру, Diablo также можно отнести к жанру Roguelike. Практически весь игровой процесс геймер зачищает подземелье от всевозможных врагов.
- Загадочные предметы. Иногда геймер находит предметы, которые имеют особые свойства. При этом об их характеристиках нельзя узнать, пока персонаж не использует их на себе. Пользователь может найти заклинания и свитки Опознания, которые позволяют заранее понять свойства найденного предмета.
Для вас подарок! В свободном доступе до 29.10 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Отсутствие финала – отличительная особенность многих roguelike-игр. Некоторые представители жанра все же имеют сюжет и определенную концовку. Но все же большинство игр этого направления предполагает бесконечное блуждание по случайно созданным уровням.
Секреты популярности Roguelike-игр
- Отсутствие сохранений
Дело в том, что игрок, который долгое время блуждает по локациям roguelike-игры, вырабатывает определенные навыки и умения. Из-за отсутствия сохранения риск начать все сначала становится очень высоким. Следовательно, каждое действие может стать для персонажа последним. Многократные поражения стимулируют геймера еще больше оттачивать свои умения. Кроме того, эмоции, получаемые от триумфальных эпизодов, становятся гораздо сильнее.
- Множество инструментов для решения различных задач
Каждое препятствие в игре преодолевается с помощью определенных инструментов. В результате у геймера появляется чувство непрерывного прогресса, так как каждое действие дает возможность изучить общую игровую систему. Это делает геймплей более разнообразным и интересным.
- Конфликтующие задачи и стратегический подход
Roguelike-игры отличаются еще и тем, что между краткосрочными и долгосрочными планами геймера может появляться противоречие. В результате игрок вынужден дольше обдумывать свои решения. В новых играх roguelike это обычно выражается в том, какой билд лучше собирать.
- Организация игровых циклов
Игровые циклы помогают удерживать геймера и стимулируют его интерес к прохождению. Кроме того, они увеличивают значимость событий. Многие игры, которые имеют лишь одну геймплейную петлю, сталкиваются с проблемой удержания геймеров. Яркий пример – репетативные гонки. Даже если их кор-геймплей очень интересен, то при отсутствии масштабных петель пользователю, скорее всего, наскучит подобное времяпрепровождение. Многие геймеры любят прокачивать автомобили, получать награды за прохождение турниров, развивать истории.
Однако игра может хорошо вовлекать пользователей даже без геймплейных циклов различных масштабов. Есть целые жанры, которые нацелены на узкую, но очень лояльную целевую аудиторию. К примеру, стратегии и серьезные автосимуляторы.
- Ощущение постоянного прогресса
Геймерам нравится постоянно видеть прогресс в игре. Классические roguelike-игры сфокусированы именно на этом аспекте. В них весь дизайн сосредоточен именно на прогрессе самого игрока. Стоит отметить, что во время расцвета популярности данного жанра стали появляться игры с метапрогрессией. Это давало возможность развивать своего персонажа между забегами. Такие игры называют роглайтами.
Некоторые минусы жанра
Важнейшим недостатком roguelike-игр является почти полное отсутствие сюжета. Как правило, геймеру показывают короткую предысторию. После этого пользователь сразу начинает блуждание по бесконечному количеству комнат.
Еще одним минусом является однообразие. Практически все геймплейные механики пользователь осваивает в самом начале игры. В процессе прохождения меняются лишь монстры, количество используемых способностей и арсенал. В результате игроку может попросту надоесть такое развлечение.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 29 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Третий недостаток roguelike-игры – нацеленность на инди-сектор. В подавляющем большинстве случаев такие проекты разрабатываются в небольших игровых студиях. Вполне очевидно, что они имеют довольно маленький бюджет. Из-за этого при создании визуальной составляющей игр не используются современные технологии.
5 увлекательных Roguelike-игр для смартфона
Рассмотрим топ-5 игр Roguelike для мобильных устройств:
Игрок может выбрать одного из четырех персонажей. У каждого из них есть отдельные классы/подклассы, где геймер будет собирать предметы, сражаться с врагами и проходить квестовые задания. Pixel Dungeon эмулирует классическую механику RPG. При этом в ней много элементов, относящихся к жанру roguelike. Например, случайно сгенерированные уровни, забег по подземельям и перманентная смерть. Нельзя не отметить тот факт, что скачать данную roguelike-игру можно абсолютно бесплатно.
Это карточная игра roguelike для мобильных устройств. Суть геймплея состоит в том, что на каждом новом уровне игроку выпадает карточный расклад. При этом одна из карт является героем, а остальные – врагами, бутылками с эликсирами, монетками, оружием, ловушками и т.д. Эти и многие другие элементы могут в определенных обстоятельствах помочь или, наоборот, навредить персонажу. Пользователь может перемещать карточку героя на соседние карты для взаимодействия. К примеру, чтобы атаковать монстра или забрать себе полезный предмет. В игре есть множество героев, боссов и мини-игр. При этом для прохождения не нужен интернет.
В этой roguelike-игре для телефона пользователь блуждает по красочному мультяшному пространству, в котором властвуют всевозможные растения, пытающиеся захватить мир. Игроку необходимо уничтожить их и спасти человечество. Как и во всех roguelike-играх, в Juicy Realm уровни генерируются случайно. То же самое можно сказать и про врагов, оружие, бонусы. Игра отличается хорошей графикой и достаточно интересным мультиплеером, который позволяет делать забеги вместе с друзьями. Однако за Juicy Realm пользователю придется отдать небольшую сумму денег.
Эта игра стала настоящим образцом жанра roguelike на Андроид. В этой вселенной револьверы используются наравне с луками, а лазерные пушки дополняются магическими молниями. Есть несколько классов, случайно создаваемые подземелья, несколько сотен видов оружия. Геймплей отличается своей сбалансированностью. Причем это касается и ближнего и дальнего боя. Имеется режим мультиплеера. В игре реализована хорошая 2D-графика
Многими любителями жанра эта roguelike-игра признается лучшей. Проект был портирован на смартфоны с ПК. В результате геймер может увидеть очень хорошее качество анимации и насладиться интересным сюжетом. Герой игры появляется в результате неудачного алхимического эксперимента и начинает изучать мрачные закоулки необычного острова. Dead Cells – это веселый и при этом сложный экшен платформер с видом сбоку. Персонаж, скорее всего, будет очень часто умирать. Однако это позволит отточить свои навыки и добраться до новых локаций, оружия и боссов. Игра поддерживает геймпад, так что скучно вам точно не будет.
5 популярных Roguelike-игр для ПК
- Project Zomboid
В игре пользователь встречает живых мертвецов, которые захватили целый город и планируют уничтожить все человечество. По словам разработчиков, Project Zomboid является «историей вашей смерти». Дело в том, что сложность уровней постепенно увеличивается. Кроме того, в игре множество хардкорных механик. К примеру, для открытия консервной банки понадобится особый нож.
Только до 2.11
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне
Если его не найти, то продукты быстро пропадут (особенно если не хранить их в холодильнике). Чтобы враги не заметили персонажа, необходимо сделать шторы и прикрыть ими окна. И это только малая часть деталей, которые продуманы в Project Zomboid. В игре реализован мультиплеер. Есть серверы, на которых геймеры делятся на группировки и даже сражаются друг с другом.
Популярная игра, в которой главный персонаж находится в подводной лодке. Есть редактор персонажей, онлайн-режим на 16 игроков. Реализована процедурная генерация зданий. Пользователь может отправиться в путешествие по вселенной, увидеть океаны Земли и других планет. Игрок сражается с инопланетянами, крафтит новое снаряжение, руководит целой командой матросов и многое другое.
В этом динамичном ролевом экшене с видом сверху реализованы классические элементы жанра roguelike в фэнтезийной среде. Геймеру необходимо уничтожать монстров и справляться с титаническими боссами. По мере прохождения игрок получает мощные навыки, которые позволяют усовершенствовать героя. Изначальный персонаж – охотник Пустоты. Когда пользователь накопит определенную сумму денег, он сможет создать оружие и даже открыть новых героев. Кроме того, в Soulstone Survivors можно улучшать древо навыков и накладывать новые руны. Все эти возможности создают интереснейший геймплей, который надолго приковывает пользователя к экрану ПК.
В этом арена-шутере пользователь управляет боевой картошкой. Игра напоминает Vampire Survivors. Геймер знакомится с историей Картофана с планеты Картошка, корабль которого разбивается на чужой планете. Персонажу приходится сражаться с ордой монстров, чтобы дождаться прилета товарищей. Геймплей игры довольно прост, но при этом интересен. Пользователь может гибко настраивать уровни сложности.
Данная roguelike-игра содержит элементы фэнтезийного экшена. Геймер попадает в открытый мир, вдохновленном скандинавским фольклором. Героем игры является сосуд, в котором боги заключили мощнейшее оружие, необходимое для уничтожения темных сил, заполонивших землю Авальта. Пользователь может изучать мир как пешком, так и в полете. Игровое пространство населено различными сказочными существами (троллями, драуграми, хульдрами).
Персонаж может использовать оружие ближнего боя и магию. Составление карточной колоды является одной из важнейших механик в игре. Карты позволяют получить мощное снаряжение, оружие и магию. Однако перед этим их нужно будет вытянуть.
Часто задаваемые вопросы о жанре Roguelike-игр
Кто создал первую в мире roguelike-игру?
Студенты Майк Тоем и Гленн Уичман в 1980 году разработали игру Rogue. В ней рассказывалась история об одиноком страннике, который в поисках приключений решил спуститься в подземелье, чтобы заполучить древний магический амулет.
Почему жанр получил такое название?
Roguelike происходит от слова rogue, которое можно перевести как изгой/бродяга/жулик/авантюрист. Как уже ранее упоминалось, жанр был назван в честь игры Rogue, где применялась аскетичная графика. Геймеру нужно было изучать подземелья и преодолевать различные препятствия. После выхода игры было создано большое количество аналогов, так как авторы опубликовали исходный код. Затем вышли Dungeon Hack, Angband, Tales of Middle Earth.
Что такое Берлинская Интерпретация?
В 2008 году в Берлине был организован съезд разработчиков, которые попытались определить основные элементы жанра Roguelike. В результате появилось 8 правил, которые мы упоминали выше. Этот список был назван Берлинской Интерпретацией. Перечисленным правилам соответствуют такие игры, как Dungeon Crawl Stone Soup, Ancient Domains of Mystery и т.д. Однако есть вариации, в которых нет тех или иных элементов из списка, хотя игроки все же относят их к Roguelike.
В чем отличие roguelike от roguelite?
Роглайк – это игра, в которой нет прокачки между партиями. Роглайт представляет собой игру, в которой постепенно появляется все больше контента. Кроме того, в ней улучшаются характеристики главного героя.
На данный момент практически не осталось 100 % представителей roguelike. Однако игр, который относятся к жанру roguelite, сейчас очень много. Они включают в себя различные элементы, которых нет в “рогаликах”. Roguelite можно назвать набором правил для разработчика, которые позволяют создавать спонтанность или реиграбельность для проекта. При этом данные правила не настолько строги, как в случае с “рогаликами”. Иными словами, их можно нарушать.
Roguelike-игры дают геймеру возможность получать новый опыт при каждом забеге. Проекты, в которых все уровни заранее подготавливаются разработчиками, нравятся далеко не всем пользователям. Запустив “рогалик”, человек может насладиться случайно сгенерированными уровнями, прекрасной атмосферой и увлекательным геймплеем.
Что такое «рогалики»: объясняем на примере Rogue, The Binding of Isaac, Hades
Термин «рогалик» применимо к видеоиграм звучит очень часто. Так, лучшей инди-игрой 2020 года, по версии The Game Awards, стала Hades — «рогалик» про древнегреческую мифологию. В апреле 2021 года на PlayStation 5 вышла эксклюзивная Returnal — «рогалик» про исследование далёкой планеты. А если заглянуть в раздел самых популярных инди-игр в Steam, чуть ли не для каждой третьей игры будет указан тег roguelike. Объясняем, что значит этот термин и чем roguelike отличается от roguelite.
Как появились «рогалики» и почему их стали так называть
«Рогалик» — народное название игры в жанре «руглайк». Термин roguelike появился в 1980-х благодаря игре Rogue — фэнтезийному приключению про исследование подземелья, где уровни, а также объекты и враги, размещённые на локациях, генерировались случайно. Rogue не первая игра, где была такая механика, но именно этот проект, вышедший в 1980 году, приобрёл популярность среди американских студентов — в течение трёх лет после релиза Rogue была установлена на компьютерах чуть ли не каждого кампуса в США. Все последующие игры, где была случайная генерация подземелий, игроки между собой, а затем и разработчики, стали называть «похожими на Rogue», то есть Roguelike.
Случайная генерация уровней — не единственный характерный для «рогаликов» элемент. Есть ещё шесть важных жанровых характеристик. В 2008 году их сформировали разработчики, которые приняли участие в конференции International Roguelike Development Conference в Берлине. Если игра не соответствует хотя бы одному из пунктов, перечисленных ниже, она перестаёт быть «рогаликом».
Окончательная гибель главного героя
Если персонаж погиб, он не может возродиться у контрольной точки. Кроме того, в «рогаликах» нет возможности сохранить и затем загрузить прогресс в рамках одной игровой сессии. Если герой погиб, игру предстоит начать с самого начала.
Деление локаций на сетки из тайлов или клеток
Весь мир в «рогалике» должен быть разделен на условные или реальные клетки, по которым двигаются герой и его противники. Один ход равен перемещению персонажа на одну клетку. Из сравнительно недавних игр так работает, например, российская инди Stoneshard.
Игра Stoneshard: каждая плитка на полу подземелья — одна клетка
Пошаговый игровой процесс
Одно действие в мире игры — это всегда один ход. Главный персонаж за ход может, к примеру, сдвинуться на одну клетку, нанести удар по противнику или подобрать предмет. А враги, в свою очередь, за тот же ход, скорее всего, решат приблизиться к герою или атаковать его, если уже находятся рядом с ним.
Отсутствие дополнительных режимов поверх основного
В «рогалике» не может быть, скажем, режима в реальном времени, когда герой исследует город и общается с персонажами, и вместе с тем боевого, пошагового режима, когда персонаж сражается. Все действия должны происходит в рамках одного общего игрового режима.
Вариативность при решение игровых ситуаций
«Рогалик» должен давать игроку достаточно средств, чтобы тот мог выбраться из ситуации хотя бы парой разных способов. Запертую деревянную дверь, к примеру, в игре жанра roguelike наверняка можно открыть ключом или просто взорвать с помощью бомбы. А особенно мощного противника — убить как в ближнем бою, так и с помощью заклинаний.
Возможность и необходимость исследовать уровни
В «рогаликах» важно всегда внимательно осматривать каждый кусочек локации, заглядывать за каждый угол и открывать каждый сундук. Везде может быть что-нибудь полезное — то, что поможет в прохождении.
Здесь, правда, может возникнуть вопрос: а почему тогда «рогаликами» называют игры вроде The Binding of Isaac, Hades или Returnal? В них же нет, наверное, и половины упомянутых элементов! И действительно, называть эти игры «рогаликами» не совсем правильно. Все они — игры жанра roguelite.
Чем игры жанра roguelite отличаются от «рогаликов»
Классических «рогаликов», на самом деле, не так уж и много — и выходят они крайне редко. Многие — NetHack, Ancient Domains of Mystery, Moria, Angband — появились ещё в 1980-х и 1990-х годах. А среди сравнительно новых релизов можно отметить разве что Dwarf Fortress, которая развивается с 2006 года, и Tales of MajʼEyal.
Истинные «рогалики» — нишевый и крайне специфический жанр, в рамках которого создатели игр должны воплощать все перечисленные выше элементы. В 1980-х и 1990-х годах «руглайки» — те самые приключения об исследовании подземелий — появлялись из-за желания разработчиков перенести в формат видеоигры условную партию в настольную Dungeons & Dragons.
Игра Spelunky 2
Со временем, впрочем, появились новые графические технологии и жанры игр. Разработчики поняли, что вовсе не обязательно всегда создавать только классические «рогалики», и стали совмещать уже знакомые элементы с другими жанровыми механиками. Что, если добавить необратимую смерть героя в платформер? Или избавить игру про исследование подземелий от пошагового геймплея? Так и появились «руглайты», то есть «облегчённые roguelike» — игры, где от истинных «руглайков» осталась лишь пара классических жанровых элементов. Например, пермасмерть и случайная генерация уровней — именно эти механики чаще всего воплощают в современных «руглайтах», смешивая их с какими угодно другими жанрами.
Так, в Spelunky и Rogue Legacy случайная генерация уровней и необратимая смерть героя сочетаются с элементами платформера. Hades и The Binding of Isaac — изометрические ролевые экшены, где также есть пермасмерть и случайная генерация. А недавняя Returnal, где астронавт Селена после гибели всякий раз начинает путешествие по чужой планете у своего корабля, — это вообще шутер от третьего лица. Всё это — самые популярные современные «рогалики», постоянно попадающие в топы лучших игр жанра в западных и российских игровых изданиях. Их же можно отыскать и в топах Steam, если отфильтровать список популярного по соответствующему жанру.
10 лучших современных «руглайтов» по версии IGN.
В 2021 году истинных «рогаликов» почти не осталось — можно вспомнить разве что уже упомянутые Dwarf Fortress и Tales of MajʼEyal. Но игр жанра roguelite, сочетающих в себе массу разных элементов, гораздо больше — особенно среди инди-проектов. Узнать, какие из них популярны прямо сейчас, можно на странице лидеров продаж в Steam.
10 игр в жанре roguelike, которые заставят попотеть
Roguelike, или «рогалик», — это жанр игр, в которых уровни при каждом забеге генерируются случайным образом, а персонаж после поражения теряет значительную часть прогресса. Мы выбрали 10 отличных представителей жанра — и оценили их уровень сложности по специальной пятибалльной шкале с настоящими мучными рогаликами.
Slay the Spire
Сложность:
В этом карточном «рогалике» вы выбираете одного из четырех героев и отправляетесь покорять вершину загадочного Шпиля. По ходу дела собираете колоду из разных способностей. Важно не только находить сильные умения, но и удачно их комбинировать
FTL: Faster Than Light
Сложность:
Где доступна: Steam, EGS, iOS
Вы управляете командой космического корабля. Вам нужно грамотно распределять питание по разным отсекам, сражаться с космическими пиратами и набирать новых членов экипажа — в том числе пришельцев
Loop Hero
Сложность:
В Loop Hero вы управляете не героем, а миром вокруг него. Пока персонаж идет по закольцованной дороге, вам нужно расставлять у него на пути клетки с монстрами. Если герой побеждает, он получает опыт, новое оружие и доспехи. А если нет — начинает заново
Darkest Dungeon
Сложность:
В поместье вашего дальнего родственника расплодилась нечисть. Соберите команду отважных героев, дайте отпор жутким созданиям и сохраните в сражениях рассудок. Без этого члены отряда запаникуют и перестанут выполнять приказы
The Binding of Isaac
Сложность:
Пиксельный экшен, в котором нужно пробиваться из комнаты в комнату через полчища врагов. Сюжет пронизан библейскими мотивами. Именно The Binding of Isaac в свое время популяризировала «рогалики»: настолько она хороша
Children of Morta
Сложность:
Вы управляете не одним героем, а целой семьей. Бергсоны — стражи горы Морта. Время от времени они спускаются в ее недра, чтобы защитить мир от порождений скверны, пытающихся выбраться на поверхность
Dead Cells
Сложность:
Вы играете за разумную биомассу, которая захватила тело обезглавленного заключенного и теперь пытается выбраться из тюрьмы. Динамичный экшен сочетается с прыжками по платформам, а десятки вариантов оружия и способностей делают геймплей еще интереснее
Risk of Rain 2
Сложность:
Экшен от третьего лица. Доступно 12 героев с уникальными способностями. Во время каждого забега количество врагов и их сила постепенно увеличивается, поэтому нужно постоянно двигаться вперед в поисках бонусов и усилений
Hades
Сложность:
Сын Аида Загрей решил сбежать из царства мертвых. В этом ему помогают боги Олимпа, каждый из которых по-своему усиливает способности героя. Hades выделяется отличной озвучкой и сюжетом. Игру особенно оценят любители древнегреческих мифов
Returnal
Сложность:
Где доступна: PlayStation 5
Экшен от третьего лица и один из главных эксклюзивов PlayStation 5. Исследовательница Селена сражается с враждебными созданиями на планете Атропос. Returnal очень красива, но абсолютно недружелюбна: сложности, скорее всего, возникнут даже у давних фанатов жанра
Больше полезных советов
В нашем потоке «Поп-культура». Экономим ваше время и рассказываем, что смотреть, что читать и во что играть
Читать статьи
Во что еще поиграть:
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Николай Абатуров
Посоветуйте, какие еще «рогалики» попробовать:
FTL: Faster Than Light — рандом очень жесток и убивает желание играть
Loop Hero, Children of Morta, Hades играл и всем совеютую.
Советую также попробовать Dungeon of the Endless, Nuclear Throne (быстрый экшн) и Road Redemption (переосмысление Road Rush)
Отредактировано
Странно, что здесь нет Enter the Gungeon. Ставлю пять подгоревших мучных рогаликов, if you know what I mean.
И нельзя не добавить Undermine – тоже очень классная игра из рогаликов, ничем не уступающая вышеперечисленным вариантам.
Отредактировано
Mikhail, с мнением насчёт Enter The Gungeon полностью согласен! Не добавить эту игру в список сложных рогаликов, является по моему мнению крайним неуважением, ибо боссы там ещё как умеют задать жару!
Sha, постить нужно только то, что вам интересно?
Slay the spire затянула , но единожды пройдя до верхушки одним героем, резко пропал интерес и остальными уже особо и не пробовал.
Hades , которую многие чуть ли не игрой года называли, мною не понята. Акцент на сюжет мне не интересен, а боевка радости не вызвала.
Исаак уже классика жанра. Понравилось, но надоедало лазить искать, что очередное пиу-пиу(или эффект) делают. Я понимаю, что соль, дабы ты сам со временем во всем разобрался, но у меня нет желания.
Могу посоветовать примитивный рогалик Peglin. Играется мышью. Одной кнопкой.
Отредактировано
Евгений, пфф, запускаешь коллекцию, где вики с удобным поиском уже открыта на комнатах/брелоках/картах и иногда ищешь пассивные артефакты ручками в местном глобальном поиске. Со 100% русской локализацией стало еще проще. Игра по альт-табу сама паузу включает, музыку не останавливает.
ЗЫ: Это мы если про основную версию. В оригинальной флэш-забаве не так много контента чтобы его самостоятельно не выучить, ага
Советую cult of the lamb . Хоть рандом там говно ,но музыка на высоте.
Технокультист Т—Ж
Просто, да и стиль!
Dungeon Dreadmore и rogues tale
Из мобильных игр: очень классный рогалик soul knight. Бесплатный, Есть русский язык, мультиплеер, и реклама только в осознанных местах. Виды оружия очень большое количество. Сколько играю, до сих пор что то новое выпадает