Изучение чего то нового
Перейти к содержимому

Изучение чего то нового

  • автор:

Изучение чего то нового

Если вас пугает идея овладеть чем-то с нуля или вы считаете, что вам уже поздно учиться новому, вы такие не одни. Но стать в чем-то начинающим — действительно хорошая идея. Почему — рассказывает Екатерина Малько, заведующая редакцией в издательстве «Лаборатория», которая прочитала книгу «Початківці. Чому вчитися нового ніколи не пізно».

Катерина Малько

Автор книги Том Вандербильт длительное время наблюдал за тем, как учится его семилетняя дочь, и решил не оставаться в стороне. Шахматы, пение, жонглирование, серфинг, рисование — он составил список всего, чему хотел бы научиться, и с детской любознательностью взялся осваивать новые навыки в возрасте за 50 лет. В книге Вандербильт рассказывает не только о своем пути начинающего, набитых шишках и полученном опыте, но и о научно доказанных фактах в пользу lifelong learning (обучение в течение всей жизни).

Том Вандербильт
«Початківці. Чому вчитися нового ніколи не пізно»
— Издательство «Лаборатория»

Эта книга произвела на меня потрясающий эффект. На момент ее прочтения у меня не было ни одного хобби, кроме разве что чтения книг. С работы я шла домой, а на выходных восстанавливала силы после изнурительной недели. Иметь еще какие-то увлечения в дополнение к любимой работе не приходило мне в голову. Для этого был нужен дополнительный ресурс, которого не всегда хватало. Да и зачем?

Но прочитав книгу «Початківці», я кое-что поняла: невозможно развиваться профессионально без приобретения новых навыков в других отраслях. Почему? Вот вам 6 причин для того, чтобы начать изучать что-то с нуля.

1. Вас не будет беспокоить синдром самозванца

Начав изучать что-то новое для себя, вы свободны от ожиданий и бремени прошлого. В дзэн-буддизме это состояние называют разумом начинающего — когда ваш ум открыт и готов к чему угодно.

Читайте также
Вт., 08/05 Карьера
Что такое синдром самозванца и как от него избавиться?

Настоящий разум начинающего у детей: они часто задают такие вопросы, которые не ставят взрослые, потому что не так сильно боятся ошибиться или показаться глупыми. Как и детям, новичкам нечего бояться, ведь от них не ожидают многого. Но именно на этом этапе кривая вашего развития может прыгнуть резко вверх — когда огромное поле возможностей умножается на ваше сильное желание.

«Ум начинающего видит много возможностей. Ум мастера — мало».

Сюнрю Судзуки

2. Это помогает стать лучшим в своей области

Интересно, что лауреаты Нобелевской премии, если сравнить с другими учеными, по крайней мере в 22 раза чаще выступают как актеры, танцоры, фокусники или исполнители в другом жанре на аматорском уровне. Новые занятия дают им возможность снова мыслить без категоричности и предубеждений, что стимулирует их выйти за рамки отрасли или свои собственные. А еще они просто могут повеселиться, не заботясь о собственном несовершенстве.

Чем больше у нас желания быть отважными начинающими, тем лучше. По словам Рави Кумара, президента IT-гиганта Infosys, нам нужно «научиться учиться, научиться отучаться и научиться переучиваться».

Читайте также
Вт., 05/11 Истории
Як гуманітарію знайти роботу в IT? Історія і поради Оксани Куянцевої

Помню, как я впервые столкнулась в работе с HTML-кодом. Тогда это показалось мне чем-то невозможным для понимания, ведь я считала себя закоренелым гуманитарием. Но после книги Вандербильта я бросила себе вызов и начала самостоятельно осваивать веб-верстку. Не для работы, а просто потому, что мне интересно. Сейчас я уже могу самостоятельно сверстать несложную веб-страницу, и временами мне удается использовать эти знания и в своей работе.

3. Вы «прокачиваете» свой мозг

Доказано, что усвоение чего-то нового и сложного (особенно в группе) идет на пользу нашему мозгу. А овладение несколькими навыками одновременно может усилить этот эффект и принести еще больше пользы.

Кроме того, изучение нового имеет добавленную ценность, которая не ограничивается самим навыком. Исследование с участием маленьких детей, посещающих уроки плавания, показало, что они лучше выполняли и другие тесты на физическую подготовку, например на координацию движений, чем дети, которые не учились плавать. Кроме того, начинающие пловцы лучше справились с тестами по чтению и математической аргументации — даже с учетом таких факторов, как социально-экономический статус.

Читайте также
Пт., 26/03 Развитие
Чертоги разума: как и зачем развивать аналитическое мышление

Лично я очень жалею, что не любила математику в школе и никогда не углублялась в эту науку. Сейчас я занимаюсь на курсе по финансам для нефинансовых специалистов — и знания математики здесь крайне важны. Кроме того, хорошая математическая база развивает аналитическое и системное мышление. Поэтому в ближайших планах у меня — восстановление и расширение знаний математики по школьным учебникам.

4. Это дарит новые знакомства и… продлевает вам жизнь

В своем стремлении научиться новому вы знакомитесь с новыми людьми, причем с кем-то из них вы даже можете стать друзьями, ведь растете вместе без страха показаться друг другу глупыми. В психологии это называется «открытость опыту». Эта черта — вместе с экстраверсией, добродетелью, невротизмом и доброжелательностью — относится к так называемой Большой пятерке черт, которые нас характеризуют.

Открытость опыту также непосредственно влияет на продолжительность нашей жизни. Согласно теории психологов, она требует от нас когнитивной и поведенческой гибкости, которая помогает противостоять многим вызовам старшего возраста.

Для себя я выбрала занятия в клубе ораторского мастерства Toastmasters. Это прекрасная возможность не только прокачаться как оратор, но и познакомиться с интересными людьми из совершенно разных сфер — программистами, предпринимателями, проджект-менеджерами, ведущими мероприятий, преподавателями, издателями и др. Оказалось, что развиваться в сообществе единомышленников действительно намного приятнее и проще. И делать это точно никогда не поздно: к примеру, средний возраст участников моего клуба — 40+ лет.

5. Вы «заряжаетесь» для работы

Даже от любимой работы можно выгореть. Вандербильт пишет, что иногда, увлекшись рабочими делами и рассказывая всем: «Я горю этой работой», мы забываем о «подзарядке».

Читайте также
Вт., 08/12 Истории
Работа творчеству не помеха: 3 истории о том, как все удачно совмещать

Хобби — это именно тот предохранитель, который не позволяет нам слишком глубоко погружаться в рабочую рутину и помогает быстрее восстановить силы после тяжелого дня или недели. Я заметила это по себе: несколько новых хобби сделали мою жизнь более наполненной, а свободное время — более осознанным и содержательным. К примеру, мои новые увлечения «отняли» у меня время на пролистывание соцсетей или просмотр сериалов

6. Это расширяет ваш горизонт знаний

Как бы банально это звучит, но разбираться и интересоваться многими темами — важно. И не только для личностного развития, но и для профессионального тоже.

Например, мои знания HTML помогают мне в работе, а программирование в целом — систематизирует мышление. Занятия ораторским мастерством помогают в общении и в умении высказываться. А курсы финансов точно пригодятся в будущем.

К тому же новые виды деятельности усиливают интерес к жизни и гарантируют блеск в глазах, когда открываете для себя что-то увлекательное. Думаю, этим запалом вам обязательно захочется поделиться с другими. И тогда, возможно, вы тоже вдохновите кого-то стать начинающим ��

Нужна работа?

У нас есть множество вакансий в креативной индустрии, ІТ-компаниях, образовании и других ��

Читайте также

Обучение новому. От выгорания к мотивации

Многим нелегко собраться с силами и начать разбираться в чем-либо с нуля. Нередко бывают такие ситуации, когда у людей есть желание получить новые навыки и знания, но они никак не могут заставить себя именно НАЧАТЬ учиться.

В таких случаях можно выявить несколько причин: выход из зоны комфорта, неизбежные неудачи на первых этапах, большой поток информации, переутомление, страх показаться глупым, сравнение себя с более опытными людьми в данной области. Также на человека может эмоционально может повлиять тот факт, что изучение нового не является личным желанием. К примеру, если это необходимость для вашей работы.

В такие моменты может пропасть мотивация. Для кого-то данные факторы могут стать причиной выгорания.

Но, как известно, все минусы можно превратить в плюсы. Главное – это настрой и наше мышление.

Вы можете собрать команду по интересам и обучаться новому вместе. Не обязательно изучать один и тот же предмет. Достаточно будет собрать вокруг себя людей, которые хотят развиваться. Вам могут понадобиться новые знания в одной области, а другим людям в другой, но это не помешает вам друг друга мотивировать.

Вы можете выписать список дел, отправить их партнеру или команде и попросить в конце дня/недели проверить выполнение поставленных целей. Ваш партнер также пришлет вам свой список, и вы проверите его. Это поможет организовать себя, вы получите поддержку от единомышленников и будете чувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Можно придумать для себя награды за каждый выполненный шаг. Такие поощрения будут подбадривать вас, и сложится полезная привычка – желание получить награду, а значит, и мотивация выполнить свой план.

Также вы можете найти человека для обмена опытом. Вы можете научить своего партнера тому, в чем считаете себя экспертом, а взамен получить профессиональную консультацию в области, которую хотите изучить.

В таком случае обучение новому может стать причиной для мотивации, получения позитивных эмоций, стремления достичь больших высот.

Чтобы не попасть в ловушку выгорания, нужно поработать над собой.

А если вы все же чувствуете, что начинаете выгорать и пробовать новое вам тяжело, можно воспользоваться некоторыми способами:

1. Попробуйте разобраться в том, что именно вам интересно. С чем вы бы хотели связать свою деятельность? Что вас заряжает? Возможно, в вашей компании есть именно такие задачи, которые вам по душе.

2. Отвлечься ненадолго от работы. Можете взять небольшой отгул, даже выключить телефон, устроить себе информационный детокс. Ни в коем случае не заниматься работой в это время и стараться даже о ней не думать. Каждому человеку нужна перезагрузка.

3. Поговорите со своим руководителем. Ваши руководители такие же люди, как и вы. Если вы будете честны, то ваш руководитель обязательно пойдет вам навстречу, ведь это будет влиять на дальнейшее качество вашей работы. Объясните, что сейчас вам сложно и попросите перераспределить обязанности и нагрузку.

4. Найдите себе хобби. Это отличный вариант, чтобы переключиться и получить положительные эмоции. Найдите то, что вас вовлекает, это поможет вам эмоционально.

5. Можно взять консультации у психолога. Здорово, если в вашей компании он есть.

В дальнейшем вы сможете подобрать инструменты, которые помогут вам справиться с выгоранием.

Каждый человек эмоционален по-своему. Кто-то проявляет эмоции в большей степени и чувствителен к внешним факторам, склонен к выгоранию. У других эмоции могут проявляться в меньшей степени, и таких людей все устраивает, сложно себя замотивировать двигаться дальше. Но каждый из нас хозяин своей жизни и своих эмоций. Все зависит от настроя и наших внутренних установок. Если провести анализ самого себя и запрограммировать мозг и эмоции на позитив, то можно достичь любых высот, каких вы только захотите.

Изучение чего то нового

В книге «Голубые зоны на практике: Как стать долгожителем» писатель Дэн Бюттнер рассказывает, как прожить длинную и счастливую жизнь. Один из секретов – постоянно учиться чему-то новому. Если вы перестанете обучаться, вы быстро состаритесь.

Используйте различные стили обучения

Очень важно посвящать огромное количество времени изучению одной идеи или предмета. Однако вы должны прибегать к различным методам обучения.

Конечно, важно, ЧТО именно вы учите, но куда важнее, КАК вы это учите. Если вы только читаете книги, ваш мозг атрофируется в определенных частях, из-за чего вы быстрее состаритесь.

У нас у всех есть преобладающий стиль обучения. В сложных ситуациях мы полагаемся на запасные стили. Но есть и такие, которые мы отрицаем и избегаем.

К ним относятся:

  • Воображение: придумывание идей
  • Отражение: изучение идей, которые вы придумали
  • Анализирование: синтез того, что вы изучали, и составление стратегических планов о том, что делать дальше с идеями
  • Принятие решений: выбор одного пути, по которому будете следовать со своей идеей
  • Действие: действия, которые помогут достичь вашей идеи
  • Испытания: изучение проблемы с разных ракурсов

Обращайтесь к большему количеству методик обучения, тогда ваш мозг будет функционировать быстрее и лучше.

Выделяйте по 15-30 минут в день на изучение чего-то нового

В детстве вы пробовали множество разных вещей. Ваш мозг развивался. К сожалению, со временем люди перестают экспериментировать с новыми занятиями. И это неправильно. Каждый день изучайте что-то новое. Например:

Языки

Это отличная закалка для мозга. Однако не следует учить языки, опираясь только на одну методику. Вот несколько советов, как это можно делать:

  • Языковые приложения
  • Карточки
  • Просмотр фильмов в оригинале
  • Общение с носителями
  • Прослушивание музыки на иностранном языке
  • Чтение книг в оригинале
  • Погружение в иностранную культуру

Чем больше методик вы будете применять на практике, тем лучше. Кроме того, даже 15-30 минут в день, потраченные на активное обучение, раскроют и расширят ваше сознание.

Музыкальные инструменты

Это также очень полезно для мозга. Попробуйте превратить процесс обучения в игру – в видеоиграх, например, вы должны выполнять квесты или цели. Ставьте перед собой небольшие задачи. Учитесь играть на фортепиано при помощи приложения на телефоне. Это весело и познавательно. Кроме того, всегда интересно, как далеко вы сможете зайти.

Как меняется ваш мозг, когда вы изучаете что-то новое

  • Во-первых, обучение способствует улучшению памяти. Самые большие энтузиасты могут развить практически фотографическую память. Это вполне реально.
  • Во-вторых, чем чаще вы сможете одерживать небольшие победы и добиваться маленьких целей, тем увереннее будете себя чувствовать.
  • В-третьих, изучение одного предмета может способствовать творческим прорывам в других областях вашей жизни. Осваивая предмет при помощи совершенно нового стиля обучения, мозг производит всевозможные уникальные связи с вашим нынешним занятием. Это называется «косвенное обучение». Пожалуй, это самый эффективный инструмент. Именно таким образом Альберт Эйнштейн, Битлз и другие лучшие инноваторы и художники добились огромных результатов в науке и творчестве. Например, Альберт Эйнштейн работал в патентном бюро, когда он осознал относительность времени. Битлз изучали зарубежную музыку, благодаря чему позже стали отцами и легендами рок-н-рола. Один из ведущих шеф-поваров мира Грант Акац изучал абстрактное искусство, чтобы найти вдохновение для своей основной работы.

Как максимизировать результаты

  • Каждый день изучайте что-то новое (игра на музыкальном инструменте, язык, кулинария, путешествия).
  • Несмотря на то, что вы делаете это просто ради забавы, поставьте перед собой цели.
  • Превратите процесс обучения в игру – вы можете, например, организовать соревнование с друзьями.
  • Как минимум пять раз в неделю уделяйте по 15-30 минут этим вещам.
  • Раз в одну или две недели проводите интенсивную трехчасовую сессию полного погружения и концентрации.
  • Во время таких сессий делайте фитнес-перерывы каждые пять минут – например, походите вокруг дома или сделайте 50 отжиманий.
  • Пейте много воды.
  • Всегда носите с собой блокнот и записывайте все креативные идеи, независимо от того, связаны они с вашей основной сферой деятельности или нет.
  • Подумайте, как вам помогут новые умения в будущем. Будьте креативным. Например, автор хочет научиться играть на фортепиано, чтобы развить фотографическую память и усилить творческое мышление. Музыка помогает ему справляться со сложными проблемами и выражать эмоции. Он также считает, что это будет полезно для его мозга и креативности.

Другими словами: вы должны понимать, зачем что-то делаете. Однако вы также должны ставить перед собой небольшие цели и достигать их, чтобы не терять интерес и продолжать двигаться в этом направлении.

Эффект

Изучая новые вещи, вы меняетесь. Если вы уделяете 15-30 минут в день на новые занятия, полностью фокусируетесь на них и активируете разные области мозга, вы становитесь здоровее и моложе.

Кроме того, вы совершенствуетесь в тех областях жизни, где уже добились высоких успехов. Вы можете по-новому взглянуть на себя и на мир.

Воздействие на окружающих

Когда вы меняетесь сами, меняется ваша психология, биология, окружающая среда и близкие. Вы начинаете общаться с людьми по-другому. Вы становитесь более любящим и отзывчивым в отношениях. Вы начинаете больше любить друзей и семью. Вы смотрите на них по-другому. Вы замечаете маленькие вещи. Вы цените их.

Расширяется ваше воображение, а вы избавляетесь от ограниченных моделей мышления. Еще раз, суть косвенного обучения заключается в том, чтобы смотреть на вещи с другой стороны. Поэтому, практикуясь, играя и преодолевая себя, вы поймете, как усовершенствовать подходы, которыми пользуетесь в работе и других областях жизни. Если вы этого не делаете, вы слишком много упускаете.

Материалы по теме:

Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно

Этой осенью вступают в силу очередные изменения законодательства, а с нового года нас ждет следующая партия поправок. Бухгалтеру приходится работать в постоянно меняющихся условиях, а значит, практически непрерывно что-то изучать. Поговорим о том, как выстроить процесс обучения наиболее эффективно.

Ирина Васильева

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик

Александра Лузина Денис Лунёв Анна Соловьева
Александра Лузина, психолог, корпоративный тренер СКБ Контур Денис Лунёв, психолог, коуч, консультант, тренер Анна Соловьева, эксперт по отчетности и расчету заработной платы СКБ Контур

Зачем вы учитесь?

Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.

А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным. Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика. Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.

Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы. Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции. Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.

А. Л.: Еще очень важно определить критерий, на основе которого можно будет сделать вывод, удалось достичь успеха или нет. Допустим, вы хотите через год, когда поедете в отпуск свободно говорить на английском языке. А что для вас значит свободно разговаривать на иностранном языке? Спросить, как дойти до Биг-Бена, или возможность свободно, без словаря беседовать, например, на такие сложные темы, как ядерная физика?

Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?

А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать. Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например. Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.

Насколько вы заинтересованы в результате?

Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.

А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.

Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.

А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.

Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.

После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.

От чего зависят способности к обучению

Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции. А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда. А какой стиль поведения характерен для вас?

Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами». Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически. А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.

У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.

Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться.

Как оценить, способен ли человек обучаться?

Оценить опыт, который был у человека в прошлом, позволяет поведенческое интервью. Если прежде он легко осваивал новые методы и подходы, то и в будущем справится с этим. И напротив, если раньше это давалось тяжело, то и в будущем он будет делать это с большим трудом. Вопросы делятся на четыре группы.

  1. Попросить вспомнить ситуацию, когда человек осваивал что-то новое. Если вы хотите, чтобы он освоил новое программное обеспечение, то и спрашивать нужно, был ли у него именно такой опыт и как он осваивал тот же Word и Excel.
  2. Теперь нужно выяснить, какие цели он перед собой ставил. Перейти на новое ПО в кратчайший срок или, наоборот, стать экспертом в этой области и изучить его не торопясь, но глубоко и фундаментально.
  3. Выясните, какие действия он предпринимал, чтобы достичь этого результата. Как именно он собирал информацию? Как осваивал новую технологию? Что делал, чтобы внедрить в повседневную деятельность?
  4. Спросите, как он оценивает свой результат, с помощью каких критериев? Из чего можно сделать вывод, что он достиг поставленных целей и эту программу действительно освоил? Какие результаты его работы подтверждают то, что он с этой учебной задачей справился?

Как повысить уровень обучаемости?

Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал. Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути. Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.

Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко. А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет. Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала. Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.

А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу. В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др. Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.

Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.

А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика. Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий. В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.

Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.

Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.

Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше. Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает. А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.

Полезный совет

Хотите знать, как развивать память? Читайте об этом в статье «Правила хорошей памяти».

Хотите сохранить живость ума? Читайте о том, как и какую зарядку для ума нужно делать.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей. Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед. Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.

Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки. Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся. Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?

А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни. Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д. Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.

В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.

Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту. Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина. Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.

А. С.: На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни. Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию. Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.

Домашнее задание

Если вы хотите усвоить прочитанное, внедрить свою жизнь какие-то новые навыки, действуйте. Ведь вы уже знаете, что взрослые учатся только на практике.

Поэтому рекомендуем вам выписать или подчеркнуть в статье все, что вы планируете внедрить в своей жизни. Составить план, описать промежуточные итоговые результаты и, конечно, поставить сроки. Желаем вам успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *