Сколько максимум выдает порт чадемо
Электромобиль имеет один значительный недостаток — его надо заряжать. Не perpetuum mobile, все-таки. И процесс его зарядки значительно длительнее, чем у бензиновых авто. Впрочем, человек об этом переживает с непривычки, т.к. в подсознании крепко сидит процедура заправки на традиционной АЗС. Человек забывает о том, что большую часть времени автомобили стоят, а не едут.
Если брать в расчет бытовое использование автомобиля (не коммерческое), то среднее время его эксплуатации в будний день составляет менее 2 часов. Вообще, если пробег в 10 тыс. км. в год поделить на дни и среднюю скорость, то получится всего 1 час. Но тут накладываются выходные, праздники, отпуска и проч. Так что правильнее будет считать, что все-таки в среднем 2 часа в день.
Аксиома: автомобиль простаивает более 90% времени.
Остальные 22 часа суток машина стоит. В основном на парковках возле дома, работы, торгового центра. Этого времени достаточно, чтобы зарядить электромобиль полностью даже от обычной бытовой розетки! Так что тут лишь вопрос наличия розеток. Даже не обязательно специализированных зарядок.
Вторая сложность при владении электромобилем пользователю в голову сразу не стучится. Она познается уже в процессе. Это «война зарядок». Ну, не то, чтобы прям война… Но ситуация «а у тебя есть зарядка на айфон?» — «нет, у меня Андройд» повторяется и тут. Ибо как сами производители электромобилей величают свои творения — это гаджеты на колесах. Вот о зарядках мы и поговорим. Точнее о типах разъемов, т.к. это более понятно и наглядно для обычного пользователя.
Типы зарядных станций и разъемов: что нужно знать перед покупкой электромобиля
Перед покупкой электромобиля потенциальному владельцу стоит познакомиться с целым рядом особенностей – ёмкостью аккумулятора, запасом хода, и основными типами зарядных станций и разъемов зарядных устройств
Последнее – важнейший фактор, способный повлиять на решение купить электрокар, или стать причиной отказа от покупки.
Касается это и украинцев, которые часто сталкиваются и с отсутствием инфраструктуры электрозаправок за пределами городов, и с совместимостью технологий восстановления заряда аккумулятора.
Иногда решить проблему помогает переходник – но лучше всё-таки купить авто, разъёмы которого совместимы с украинскими зарядными станциями.
Типы зарядных станций
Стандарт зарядки – не менее важная особенность, чем размеры салона и технические характеристики. Тем более что выбрать параметры сравнительно просто, заранее зная свои предпочтения и финансовые возможности.
Со стандартами зарядных устройств и подходящих к ним электрозаправок всё намного сложнее.
Электрокары разных производителей комплектуются своими вариантами разъёма. И не обязательно, что встреченная на пути заправка будет оборудована устройством подходящего типа.
Избежать проблем украинский водитель может, пользуясь специальными сайтами и мобильными приложениями. На них обозначены электрозаправки по всей стране и зарядные станции, ближайшие к автомобилю.
Для каждой точки можно узнать адрес и виды поддерживаемых стандартов, иногда – узнать цену, познакомиться с отзывами и фотографиями других пользователей.
Американские стандарты
Первые стандарты электрических зарядок появились в Соединённых Штатах. В этой стране зарядные станции делят на три типа – Level 1, 2 или 3.
Электрозаправки первого уровня – обычные устройства, похожие на бытовые зарядки переменного тока. С их помощью можно за час зарядить электромобиль для поездки всего на 20-40 км. Большинство электрокаров заряжаются на такой станции 8-12 часов.
Зарядки типа AC Level 2 представляют собой станции, которые подключаются к обычной электросети. Скорость примерно вдвое выше по сравнению с первым уровнем.
Среднее время восстановление заряда аккумулятора – 4-6 часов. К этому типу относится большая часть современных американских станций.
Тип Level 3 – быстрая зарядка постоянного тока с напряжением 480В и мощностью до 135 кВт. Редко встречается в европейских странах, в том числе, в Украине. Предназначена, в первую очередь, для автомобилей Tesla, аккумулятор которых заряжается всего за 30-40 минут на 80%.
Европейская классификация
В Европе можно встретить зарядные станции, которые делятся на 4 разновидности – уже не по уровню, а по режиму:
- Mode 1. Самая маломощная станция, способная питаться от бытовой электросети. Время подзарядки электрокара с его помощью – до 10-12 часов. Соответствует американскому типу Level 1 и почти не применяется для современных электромобилей.
- Mode 2. Стандартная зарядная станция переменного тока, которую применяют и в быту, и на электрозаправках. Подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электрокара – до 8 ч.
- Mode 3. Самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Совместим с разъёмами типа Type 1 (SAE J1772) для однофазных цепей и Type 2 – для трёхфазных. Время зарядки может достигать от нескольких минут до 3-4 часов.
- Mode 4. Скоростная зарядка, использующая уже не переменный, а постоянный ток. Время восстановления ёмкости аккумулятора среднего электрокара – полчаса до 80%. Цена таких станций достаточно высокая, и в Украине они встречаются редко.
Отдельный тип, примерно соответствующий самым мощным американским электрозаправкам Level 3 – зарядные станции Tesla Supercharger. Применяются только для автомобилей марки «Тесла», заряжают аккумулятор на 50% всего за 20 минут и на 80% за 40 минут. Оставшиеся 20% требуют ещё 35-40 минут подключения к станции. Максимальная мощность заправок – 135 кВт постоянного тока.
Типы разъёмов
В настоящее время, несмотря на то, что электромобили уже серийно выпускаются больше 10 лет, не существует единого стандарта ни зарядных станций, ни разъёмов.
Европейские автопроизводители чаще применяют зарядки типа Mennekes и CHAdeMО, американские – CCS Combo и SAE J1772
Есть свои стандарты в Китае, а некоторое время назад отдельным типом пользовались японские компании.
Причины для такой ситуации заключаются в том, что каждый разработчик был уверен – именно его вариант разъёма и зарядной системы будет лучше и выиграет гонку технологий.
Правда, из-за этого появляются проблемы у автовладельцев, решивших пересесть на экологичный транспорт. Особенно, если требуется зарядить аккумулятор электрокара быстро, а не с помощью обычной сети.
Для решения проблем на американских электрозаправках появились устройства, совместимые с европейскими стандартами, а в Европе – станции, к которым можно подключить электрокар с разъёмом, характерным для Китая или США.
Кроме того, ведутся разработки, которые позволят выпустить один общий стандарт вместо китайского GB/T и европейского CHAdeMO. А компания Tesla собирается выпускать автомобили Model S и X с разъёмами, подходящими к зарядным станциям в КНР.
Type 1 (J1772)
В 2009 году американские разработчики из организации SAE создали и ввели в эксплуатацию 5-тиштырьковый разъём стандарта J1772.
Он предназначался для зарядки аккумуляторов электротранспорта от обычной сети переменного тока 220В. Максимальная мощность – 7,2 кВт.
Сначала стандарт использовался только в США и Японии, однако до 2016 года вышло несколько европейских моделей с таким разъёмом. Модифицированный стандарт позволяет заряжать аккумуляторы с использованием мощности 90 и даже 240 кВт (сила тока 450 и 600 А, соответственно).
Список электрических автомобилей, использующих разъём Type 1 (J1772), включает:
- Audi A3 Sportback E-tron, поддерживающую мощность зарядки до 3,7 кВт;
- старые версии BMW i3, которые можно было заряжать с мощностью до 6,6 кВт;
- BMW i8, 330e и X5e – 3,7 кВт;
- Mercedes Benz C-Class C 350 e и S500 e – 3,7 КВт;
- Nissan Leaf 24 и 30, заряжавшиеся с мощностью 6,6 кВт около 4 и 5 часов, соответственно;
- гибриды Porsche Cayenne и Panamera, поддерживающие мощность 3,6 кВт.
Type 2 (Mennekes)
С января 2013 года в соответствии с планами Европейской комиссии развития экологичного транспорта был принят новый стандарт разъёмов для электромобилей.
Его назвали Type 2 или Mennekes, по названию компании-разработчика. Этот тип считается стандартным и самым распространённым в Европе.
Для однофазной сети максимальная мощность не отличается от Type 1 – 7,4 кВт. Для трёхфазной (380В) поддерживается 43,5 кВт. Модифицированная в США версия Type 2 позволяет заряжать автомобили Tesla с мощностью 120 кВт.
К автомобилям, которые можно заряжать через разъём Type 2, относят:
- Hyundai Ioniq – мощность зарядки 6,6 кВт;
- Kia Soul EV – 6,6 кВт;
- Opel Ampera-e, поддерживающая только 7,2 кВт (однофазное подключение);
- Renault Zoe с возможностью зарядки с мощностью 22 кВт;
- предназначенные для Европы Tesla Model S и Model X – 11 или 16,5 кВт;
- американские Tesla – до 120 кВт.
CHAdeMО
Стандарт быстрой зарядки, который поддерживают автоконцерны Nissan, Mitsubishi, Subaru и Toyota («Ассоциация CHAdeMO»).
Принят в 2010 году, а его название расшифровывается как «charge de move» (фр. «зарядись для движения»).
Мощность зарядных станций, использующих постоянный ток, составляет 50-200 кВт, а аккумулятор заряжается на 80% в течение получаса.
В 2018 году ассоциация опубликовала информацию о создании нового протокола CHAdeMO 2.0, позволяющего заряжать электрокары с мощностью до 400 кВт. Это должно заметно увеличить скорость зарядки, которая у большинства электрозаправок пока не превышает 50 кВт.
Разъёмы CHAdeMO можно увидеть на таких авто:
- Kia Soul EV – 50 кВт;
- Nissan Leaf 1 и 1.1, Nissan e-NV200 – те же 50 кВт;
- Citroen Berlingo – до 50 кВт;
- Renault ZOE ZE – 43 кВт;
- Daimler Smart ED и европейская версия старой Tesla Model S – 22 кВт;
- Mercedes B250E – 11 кВт.
CCS Combo
Универсальный стандарт разъёмов для быстрой зарядки, главный европейский конкурент CHAdeMO.
Первое поколение поддерживает мощность до 80 кВт при силе тока до 400В, второе – до 350 кВт (до 1000 В).
Стандарт используется с 2012 года, когда 8 корпораций (Audi, Chrysler, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche и Volkswagen) договорились об использовании на своих автомобилях разъёмов CCS Combo.
Разъём позволяет заряжать аккумуляторы разными способами – медленно, но от бытовой зарядки, быстро через специальный разъём или с высокой скоростью и с помощью внешнего устройства. Преимущества стандарта – возможность подключения к обычным сетям.
Стандарт и скорость зарядки на мощности до 50 кВт поддерживается такими авто:
- Volkswagen e-Golf и ID;
- KIA Niro;
- Hyundai eSUV;
- Daimler EQ;
- Focus Electric.
GB/T
Разъём GB/T или GBT предназначен исключительно для китайского рынка, хотя поддерживающие его зарядные станции можно встретить в США и Европе.
Создавался он одновременно с изобретением первых серийных китайских электромобилей с начала 2010-х годов и разработан на базе порта Type 2.
Визуально GB/T на самом деле напоминает Mennekes, но не совместим с ним, поэтому требует использования других зарядных станций.
К 2020 году ассоциация CHAdeMO и китайский Совет по электричеству собираются выпускать автомобили с общим типом разъёма, который будет полностью совместим со старыми стандартами.
Технические характеристики нового порта – поддержка мощности до 900 кВт при токе до 600 А и напряжении 1,4 кВ, время зарядки аккумулятора среднего авто до 80% – не больше 15 минут. Рабочее название прототипа, который пока только готовится к выходу на рынок – ChaoJi.
Китайские модели с таким стандартом зарядки почти не встречаются на территории Украины, но в их списке можно найти:
- Zotye E200 EV и Z500 EV;
- JAC iEV6E;
- DongFeng E30L;
- BYD E6.
Ещё один стандарт, ChaDemo, предполагал высокую скорость зарядки – до 50 кВт. Однако поддерживался он только некоторым японскими электрокарами. Впоследствии производители, поддерживающие ChaDemo, в основном, перешли на CCS Combo.
Отличие быстрой, ускоренной и скоростной зарядки
Стандартные зарядные станции используют для зарядки аккумулятора электромобиля переменный ток.
Если используется однофазная сеть, максимальное напряжение может достигать только 220В, а мощность не превышает 7,4 кВт.
Однако таких показателей мало для современного электромобиля с запасом хода не меньше 200 км.
Заряжать его для поездки придётся всю ночь, а днём время ожидания составит не меньше 5 часов. Поэтому для зарядки применяется трёхфазная сеть.
Электросеть с напряжением 380В позволяет зарядить аккумулятор электромобиля в несколько раз быстрее. При одинаковой с однофазными розетками силе тока в 16А мощность зарядки повышается до 10,5 кВт, максимальное значение – 43,5 (50) кВт.
Время зарядки от переменного тока – не больше 6 часов даже для автомобилей со значительным запасом хода. Однако такую зарядку всё равно нельзя назвать «скоростной». Она только «ускоренная», и подходит только в тех случаях, когда у водителя электрокара есть несколько часов времени, или автомобиль подключён к сети в домашних условиях.
По-настоящему скоростная зарядка выполняется с помощью постоянного тока. Для этого используются специальные батареи, установленные на зарядных станциях.
Отсутствие необходимости преобразовывать переменный ток электросети в постоянный аккумулятора электромобиля позволяет сократить процесс в несколько раз.
Вместо 10-12 или даже 5-6 часов на восстановление ёмкости батареи электрокара тратится всего 30-40 минут.
Преимущества такой зарядки – высокая скорость. Но есть и недостатки, из-за которых технология пока не настолько распространена, как «медленные» и «ускоренные».
К ним относят невозможность зарядить с максимальной скоростью весь аккумулятор – только на 80%, после чего процесс замедляется до стандартных значений.
Кроме того, станции быстрой зарядки намного дороже в обслуживании, а батарея, которую постоянно заряжают таким способом, быстрее выходит из строя.
Поэтому рекомендуется использовать скоростную технологию только периодически, чередуя её с обычной подзарядкой от сети.
Модели популярных в Украине электромобилей
Модель | Разъём | Максимальная мощность зарядки, кВт |
BMW i3 | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Opel Ampera-e | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Fiat 500e | Type 2 | 22 |
Ford Focus Electric | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Hyundai Ioniq Electric | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Jaguar I-Pace | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Kia Soul EV | Type 1 CHAdeMO |
50 |
Mercedes-Benz B-Class Electric | Type 2 | 22 |
Mitsubishi i-MiEV | Type 1 | 6,6 |
Nissan e-NV200 | Type 1 Type 2 |
22 |
Nissan Leaf | Type 1 Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Renault Kangoo Z.E. | Type 2 | 22 |
Renault ZOE | Type 2 | 22 |
Smart ForTwo Electric Drive | Type 2 | 22 |
Tesla Model S | Type 2 Tesla Supercharger |
120 |
Tesla Model X | Type 2 Tesla Supercharger |
120 |
Volkswagen e-Golf | Type 2 CCS Combo 2 |
50 |
Украинские сети электрозаправок
Название сети | Разъём | Мощность заряда, кВт |
STRUM | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 | |
Go To-U | Type 2 | 22 |
TOKA | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 | |
AutoEnterprise | Type 1 | 7,2 |
Type 2 | 22 | |
CHAdeMO | 50 | |
VLS Energy | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 |
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Терминалы и сети, системы и стандарты: объясняем по-порядку
При упоминании этой темы в воображении автолюбителей, не владевших EV, сразу возникает либо образ бытового электроудлинителя, либо пугающе опасного и непонятного электрооборудования. Выбросьте эти ассоциации из головы. Хотя электромобиль действительно можно включить в обычную розетку, его «заправка» все же выполняется по другому принципу.
Любого автовладельца во время визита на АЗС заботит всего три вопроса: будет ли там топливо нужного сорта, окажется ли оно качественным и зальют ли его в должном количестве. На самом деле мы должны испытывать ужас перед вполне реальным риском пролива, возгорания и взрыва, но все так привыкли к рутиной процедуре заправки, что мало кто вообще вспоминает о потенциальной опасности.
У электромобиля тоже есть лючок, открывающий «горловину» зарядного разъема, отчего по старой привычке многие и называют процесс зарядки «заправкой». Но на этом сходство закачивается. «Сортность» и чистота электрического тока здесь уже никого не волнует, зато возникает уйма других вопросов – от самых простых обывательских до сложных технических.
Далее мы шаг за шагом пройдемся по всей зарядной тематике. Вы узнаете, как правильно заряжать электромобиль, найдете ответы на многие вопросы, а заодно убедитесь, что многие «страшилки» по поводу зарядки EV беспочвенны или надуманы.
Также на портале есть обновляемый гид по вопросам ввоза, приобретения и оформления электромобилей в России, и подробная статья-инструкция об особенностях эксплуатации EV в наших климатических условиях.
Понятия и единицы
25 февраля 2022
больше 1 года назад
Прочтите эту небольшую главку, если вы здесь первый раз. Она поможет встать на правильную точку зрения и понять, в чем заключаются главные топливно-энергетические отличия EV и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Всем известно, что киловатт – это единица мощности. Киловатт равен 1,36 лошадиной силы. Названия разные, но смысл один – обе единицы указывают на то, сколько работы машина может произвести за единицу времени. Работой для автомобиля является, например, разгон с места до 100 км/ч. Очевидно, чем мощнее машина, тем быстрее она выполнит разгон.
Если киловатты мощности умножить на часы работы машины, мы узнаем необходимый запас энергии для нее – те самые кВт⋅ч, которые так удобны для учета электроэнергии. Однако в физическом смысле киловатт-часы идентичны другой единице – калориям, которыми в том числе измеряется теплотворность топлива для ДВС. Эти единицы соотносятся так: 1 кВт⋅ч равен 864 кКал. Поскольку при сгорании 1 литра бензина высвобождается 10 500 кКал, то можно сказать, что в нем запасено 12 кВт⋅ч.
Запомните это число – оно показательно для любых сравнений EV с обычными машинами.
Умножаем, предположим, 50 литров (запас бензина в баке) на 12 и видим, что такой объем топлива энергетически равнозначен батарее в 600 кВт⋅ч. Ого? Вовсе нет. Из этого внушительного резерва обычный автомобиль в дело пустит максимум 35-40%. Все остальное уйдет в нагрев агрегатов, сгорит без работы и вылетит в трубу из-за низкого КПД двигателя внутреннего сгорания.
Теперь пересчитаем расход энергии электромобилем в привычные для автомобилистов единицы. У легковых EV фактический расход укладывается в 20-40 кВт⋅ч/100 км. Делим на 12 и получаем, что в «бензиновом» выражении это всего 1,6-3,2 л/100 км. Все закономерно. Электрические машины лишь считанные проценты тратят на тепловыделение, а выбросов у них вообще нет. Вдобавок, благодаря рекуперации, они возвращают в батарею до трети растраченной энергии.
Как видите, электромобили в разы эффективнее распоряжаются энергией для кинетики. В дорожных заторах, когда у машин с ДВС расход начинает безудержно расти, у EV он остается почти на прежнем уровне – нет движения, нет и растрат! Однако там, где требуется именно тепло, все-таки выгоднее пока углеводородное топливо – почему дома и постройки по-прежнему дешевле отапливать газом, керосином, углем или даже дровами.
Увы, физика начинает работать против EV при зарядке батарей. Заправляя автомобиль, мы, по сути, переливаем носитель калорий. А зарядка – это процесс переноса самой энергии. И чтобы в батарею за минуту поступало столько же киловатт-часов, сколько их «влетает» в бак со струей из пистолета АЗС, нам бы потребовалась зарядная система огромной мощности – под 3-5 мегаватт!
Пока такие значения не реалистичны. Ни одна батарея EV не может принять такой напор электронов. По этой причине зарядку не стоит даже как-то уподоблять заправке. Договорились?
Поделиться
Почему в городах нет зарядных станций по типу АЗС?
25 февраля 2022
больше 1 года назад
Вот вопрос номер один у всех, кто задумался пересесть на электромобиль. Многие вообще не могут представить EV в отрыве от каких-то «электро-заправочных» сооружений. Весь прежний опыт нам говорит, что там, где ездят автомобили, должны обязательно быть и автозаправки.
На самом деле развитая инфраструктура с рядами из мощных «ультрабыстрых» ЭЗС (подобных той, что на фото) понадобится лишь на автомагистралях. И то – когда электромобили станут массово использовать для дальних поездок. Для другого она просто не нужна. В странах, где EV уже получили широкое распространение, по статистике к терминалам «быстрых» зарядок прибегает лишь 3-5% владельцев EV.
Почему так мало? Потому что в остальных случаях электромобили прекрасно заряжаются от так называемых «медленных» (и недорогих в установке) терминалов. Вот и вся стратегия – для подавляющего большинства применений EV нужна подпитка не где-то в пути, а в месте стоянки. Одна точка, которую могут вместе или поочередно использовать несколько электромобилей.
И она не принуждает подключаться каждый раз и каждый день. Терминал на 22 кВт за 6-7 часов в состоянии пополнять батарею на 400-500 км езды. Для многих пользователей это больше недельного пробега по городу и пригородам.
А при наличии собственной гаражной, придомовой или офисной точки зарядки, можно вообще навсегда забыть про визиты на бесплатные публичные или на коммерческие ЭЗС. К ним придется прибегать разве что при незапланированных перепробегах.
Поделиться
Чем отличаются «медленные» терминалы от «быстрых»?
25 февраля 2022
больше 1 года назад
Скорость зарядки – условное понятие. «Медленный» терминал на самом деле может быть и очень медленным (таким по факту является любой зарядной блок, подключаемый к обычной бытовой электророзетке), и вполне себе быстрым. Принципиально другое: в этих системах передача энергии производится по линии переменного тока (AC). Такой ток легко получить от электросети, но инвертор электромобиля должен его выпрямить, прежде чем отправить к ячейкам батареи.
В спецификациях «медленной» зарядки прописаны режимы аж до 43 кВт, но на практике AC-терминалы мощнее 22 кВт встречаются редко. Они не очень востребованы, так как производители электромобилей не всегда оснащают свою технику такими же мощными инверторами, а в некоторых случаях вообще ограничиваются 11- или даже 7-киловаттными.
«Быстрая» же зарядка подразумевает прямую подачу постоянного тока в батарею (DC), для чего он выпрямляется станцией – бортовой системе электромобиля остаются только контролирующие функции.
Терминалы «быстрой» зарядки нет смысла делать слабее 40-50 кВт. Поэтому в Европе, США и Японии уже встречаются DC-станции на 135-150 кВт и выше (в России такие пока еще исключительная редкость).
Также разработаны станции для «ультрабыстрой» зарядки при мощностях 250-400 кВт. Но преимущества таких ЭЗС могут реализовать только EV с 800-вольтовыми тяговыми батареями. У других электромобилей мощность зарядки постоянным током может быть ограничена параметрами используемой батареи.
Поделиться
Как найти общедоступную зарядку для электромобиля?
25 февраля 2022
больше 1 года назад
Установите на смартфон мобильное приложение 2chargers (наиболее удобно для использования в России) или откройте Plugshare.com (для работы в нашей стране потребуется VPN). Оба сервиса глобальные, отображают на картах все имеющиеся в регионе ЭЗС – бесплатные и платные, «медленные» и «быстрые», свободные и занятые, планируемые к вводу и поставленные на техобслуживание.
Там же можно включить фильтры ЭЗС с подходящими для вашего электромобиля разъемами и узнать о том, на каких условиях доступны станции, размещенные на территориях с ограниченным въездом – возле офисных центров или у автодилеров, на паркингах отелей или ТРЦ.
Что ещё может быть полезно? Функции удобного агрегатора ЭЗС с поиском подзарядок на пути к выбранной цели появились в популярном апплете Яндекс.заправки. Отображение всех станций на одной карте с подробной информацией о каждой точке предлагает новое (вышедшее в 2023 году) приложение Charby. А одним из наилучших планировщиков поездок на электромобилях считается сервис ABRP, у которого также есть и мобильная версия.
Перечисленные приложения помогут найти зарядки с необходимыми параметрами, спланировать маршрут к ним, зарезервировать продолжительность подключения, оставить комментарий об ЭЗС, который наверняка будет полезен для других обладателей EV, войти в пользовательские в чаты, вызвать техподдержку и т.д.
Поделиться
Что требуется для бесплатной зарядки электромобиля?
25 февраля 2022
больше 1 года назад
Ответим на примере Москвы. В дополнение к 2chargers или PlugShare столичным электромобилистам следует установить на смартфон еще три приложения: «Мосэнергосбыт — зарядки», Sitronics Electro и «Московский Транспорт».
Первое охватывает бесплатные станции МОЭСКа и «МосОблЭнерго», размещенные в Москве и области (активация колонок осуществляется через приложение или специальными картами – есть особенности регистрации).
Второе – все бесплатные «медленные» и «быстрые» ЭЗС, установленные МГТС (для доступа к ним также нужно оформить специальные пропуска).
Третье позволит забронировать и активировать те бесплатные точки зарядки EV, которые создает департамент транспорта Москвы. Не исключено, что именно эта сеть в столице и станет основной – она пока насчитывает два десятка станций, но ее будут расширять ежегодно на 200 ЭЗС.
Поделиться
Сколько стоит зарядка электромобиля на платных ЭЗС?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Опять же ответим на примере Москвы – от 8 до 25 рублей за кВт⋅ч в зависимости от мощности и места расположения терминала. Соответственно, сотня киловатт-часов, которой хватит примерно на 400-500 км, выйдет в 800-2500 рублей.
К коммерческим относятся станции Punkt E, терминалы Sitronics Electro, ZEVS и «Фора» («Первых российских ЭЗС»), Volt For Drive и ещё многих региональных сетей. Почти у всех есть свои приложения с картой зарядных точек и с привязкой банковских карт для оплаты.
Правда, лишь некоторые из перечисленных брендов претендуют на статус федеральных сетей. У многих количество станций исчисляется пока единицами и они установлены скорее для тестирования функций и изучения спроса.
Коммерческие зарядные станции стали встречаться и на АЗС. Первые пробные терминалы были установлены в сети фирменных заправок Shell (часть до сих пор работают бесплатно). Теперь мощные платные ЭЗС от «Энергоцентра» стали устанавливать на автозаправочных комплексах «Роснефти», «Лукойла», BP и др.
Поделиться
В чем плюсы зарядки электромобиля на дому?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Хотя этот способ не бесплатный, именно он самый удобный и целесообразный. Во-первых, личную станцию можно поставить с любыми разъемами и желаемыми параметрами. Во-вторых, получать энергию можно по сниженным ночным тарифам (около 2 рублей за киловатт-час). В-третьих, таймерное или удаленно управляемое подключение позволит прогревать или кондиционировать электромобиль непосредственно от электросети – вы забудете про потери времени на подготовку электромобиля к движению. Наконец, в «медленной» домашней зарядке есть еще один плюс – он самый щадящий и не изнашивает дорогостоящую батарею критическими токами, как делают зарядки «быстрого» типа.
Разумеется, проще всего тем, кто проживает в своем частном доме. Лучше обратиться в какую-либо специализированную компанию – она проведет у вас и технический аудит, и подберет оборудование для персональной ЭЗС, и обеспечит его подключение/наладку.
Заказать размещение зарядных терминалов можно также для жилых комплексов и деловых центров: проектные и прочие услуги такого рода уже предлагают сами электросбытовые компании. Они принимают заявки и от юридических, и от частных лиц.
С 1 марта 2022 года терминалы разрешено монтировать и в подземных паркингах многоквартирных домов, где раньше по противопожарным нормам этого делать было нельзя.
Поделиться
Как выбрать зарядной терминал для домашней установки?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Если в день электромобиль проезжает не более 50-100 км, то можно ограничиться комплектным зарядным устройством, которое включается в самую обычную розетку. Мощность такого не превышает 3-3,5 кВт и его иногда зовут «бабушкой» за неспешность зарядки, но за ночь оно обеспечит необходимое пополнение батареи на 20-30 кВт⋅ч.
Если суточные пробеги достигают 200-300 км, то потребуется трехфазное подключение штатного зарядного блока (если такое допускается производителем) или опциональное зарядное устройство вдвое-втрое мощнее штатного (7-11 кВт). Такие способны зарядить даже самую емкую батарею электромобиля полностью менее чем за сутки.
Наилучший вариант для дома (или офиса) – настенный блок с трехфазным подключением мощностью 11-22 кВт. Их выпускает множество производителей. Стоимость оборудования от известных брендов (ABB, Mennekes, Sсhneider, Legrand и т.д.) – от 80 до 400 тысяч рублей в зависимости от функционала. Цена аналогов российского, украинского или китайского производства – от 50 тысяч рублей. Причем среди них уже есть и продвинутые модели – многотарифные, наделенные таймером, дисплеем, беспроводным модулем и контролем через мобильное приложение.
Поделиться
Можно ли дома заряжать электромобиль по-быстрому?
7 марта 2022
больше 1 года назад
В теории – да, на практике – едва ли. Некоторыми производителями налажен выпуск подходящих для установки в гаражах частных и многоквартирных домов компактных терминалов с инверторами для зарядки постоянным током. Однако мощность такого оборудования обычно ограничена 20 кВт, то есть к «быстрым» ЭЗС их можно отнести лишь с большой натяжкой (при этом они в несколько раз дороже стандартных 11- или 22-киловаттных трехфазных станций переменного тока).
Ещё более мощные станции, способные обеспечить реально быструю зарядку, дороже уже на порядок и требуют присоединения к электросетям по промышленным стандартам, что далеко не везде возможно.
Существуют также терминалы, работающие по буферному принципу. Они берут энергию от сети как станции обычной мощности, накапливают ее в себе, а затем отдают электромобилю максимально быстро. Но в таком оборудовании должна использоваться высоковольтная емкая батарея и из-за этого цена системы получается высокой, а сама она – большой и тяжелой.
Встречается и экзотика: переносные инверторы, которые подключаются вообще к обычной розетке, а с другой стороны отпускают постоянный ток по стандартам «быстрой» зарядки через сменные кабели с разъемами SHAdeMO, GB/T, CSS или SC (об их разновидностях будет рассказано ниже). Однако из-за входных ограничений они также не выдают ту мощность, что подразумевает настоящая «быстрая» ЭЗС. Такое оборудование может представлять интерес разве что для станций сервисного обслуживания.
Поделиться
Есть ли риск поражения электротоком при зарядке электромобиля?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Если рассматривать обычную розетку и удлинитель, то риск будет такой же как и при пользовании любым электробытовым прибором. Но в специализированном соединении терминал-EV он сведен к нулю даже при подключении мокрых разъемов в условиях осадков.
Дело в том, что изначально в зарядном кабеле нет никакого электротока и он не подается туда даже при попытках активации терминала. То есть тот «пистолет», который надо вставить в гнездо EV, в любом случае не будет под напряжением. Лишь когда автоматика заблокирует замки разъемов, проверит цепь на качество соединений и на возможные утечки, тогда в нее пойдет ток.
Для усиления мер безопасности производители электромобилей также блокируют процесс зарядки, если, например, осталось включенным зажигание.
Свои правила задает и ЭЗС. Если пользователь нарушил инструкции или порядок подключения, которые указаны на колонке – ток не пойдет.
Поделиться
Не перегрузит ли мощная ЭЗС электромобиль и его батарею?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Нет. После подключения EV к зарядному терминалу (любому – «медленному» или «быстрому») помимо тестирования запускается и процесс инициализации, в ходе которого EV через CAN-протокол обменивается информацией с зарядной колонкой об оптимальных зарядных режимах. За пределы допустимого они не выйдут.
Но есть нюанс. Когда батарея уже накопила много заряда, процесс наполнения энергией не может продолжаться с прежней скоростью – подвод высоких зарядных токов в этом случае значительно уменьшает ресурс аккумуляторных ячеек из-за нежелательных химических процессов в них. Поэтому везде применительно к «быстрой» зарядке считается наполнение энергией только до 80%.
Поделиться
Что такое Mode и Level?
7 марта 2022
больше 1 года назад
По европейским стандартам зарядные устройства для электротранспорта подразделяются по режимам подключения.
Mode 1 подразумевает соединение потребителя электроэнергии непосредственно с сетью переменного тока без какого-либо контроля параметров. В некоторых странах данный режим вообще запрещен, так как может перегрузить соединение, рассчитанное максимум на 240 вольт и 16 ампер.
Mode 2 подобен первому, но в кабельном соединении между сетью и электромобилем уже есть электронное устройство защиты сети от перегрузки.
Mode 3 – это контролируемый защищенный режим зарядки переменным током. Для него применяется соединенение с особыми разъемами. Это в нем станция и электромобиль сначала инициализируют проверку всех контактов и изоляторов, «договариваются» о допустимых режимах и лишь после этого включают ток. Напряжение может достигать 690 вольт, а ток – 63 A.
Mode 4 – контролируемый защищенный режим зарядки постоянным током (DC). По сути все тоже самое, что и третьем режиме, но используется кабель с сильноточными шинами, которые пропускают тока силой не менее 400 ампер при напряжении 600 В и выше.
Американская классификация попроще, распространяется лишь на зарядные станции переменного тока (AC) и условно подразделяет их на три уровня мощности: Level 1 – до 1,92 кВт, Level 2 – до 14,4 кВт, Level 3 – до 30-60 кВт.
Поделиться
Type 1/2, CCS, CHAdeMO, GB/T… Что все это?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Это разновидности разъемов, физически отличающихся друг от друга по форме. Это то, что не следует путать ни с Mode, ни с Level.
Первым в автоиндустрии был стандартизирован «американо-японский» коннектор Type 1 (иногда обозначается как J1772). Он однофазный и рассчитан на мощность до 9,2 кВт.
В Европе стандартом де-факто стал разъем Type 2, разработанный компанией Mennekes. Такой допускает одно- или трехфазное подключение (в последнем случае – мощностью до 43 кВт). Предлагался еще Type 3 («французский»), но он развития не получил.
Ограничения на силу тока в существующих стандартах подтолкнули компанию Tesla к разработке особых разъемов для зарядных станций Supercharger. Они впоследствии получили распространение не только в США, причем мощность в третьей версии «тесловского» стандарта была повышена со 135 до 250 кВт. В ноябре 2022 года компания заявила о намерениях сделать свою систему открытым стандартом NACS мощностью до 1 МВт.
Аналогично, для осуществления «быстрой» зарядки постоянным током на базе стандартов Type 1 и Type 2 были разработаны комбинированные разъемы CCS Combo 1 и CCS Combo 2 с дополнительной проводкой под мощности до 400 кВт. Штекеры от таких терминалов не вставляются в обычные гнезда Type 1 или Type 2. Но электромобиль с портом CCS Combo без проблем примет кабель от «медленной» зарядки соответствующего номера.
В США, Японии и еще ряде стран уже в ходу и многофункциональный разъем SHAdeMO, который обеспечивает и мощность до 400 кВт (при наличии жидкостного охлаждения терминалов), и «медленную» зарядку, и даже может подпитывать отдельно 12-вольтовую сеть электромобиля.
Наконец, в Китае вообще придумали собственные стандарты, которые полагаются на два разных разъема – базовый GB/T (20234.2, внешне похож на Type 2 Mennekes, но не совместим по распиновке) под переменный ток и мощность до 27,7 кВт и его разновидность GB/T Fast (20234.3) для зарядки постоянным током на мощностях до 250 кВт. Там же разрабатывается еще один разъем под рабочим названием ChaoJi (GB/T-2 или CHAdeMO 3.0), который обеспечит мощность до 900 кВт).
Как видите, единого типа нет. И вряд ли предвидится. Производителям проще поступать, как и производителям бытовой электроники – выпускать для каждого региона модели с нужными разъемами.
Поделиться
Какой стандарт зарядных станций принят в России?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Такой же, как и в Европе – Type 2 для «медленных» точек и CCS Combo 2 для «быстрых» ЭЗС. Впрочем, некоторые из уже установленных зарядных терминалов наделены дополнительным кабелем с «пистолетом» SHAdeMO. Встречаются также зарядки с разъемом Tesla SC, а на Дальнем Востоке – и с устаревшим «заокеанским» Type 1.
Как бы там ни было, но электромобиль для пользования в России лучше приобретать с портами Type 2/CCS Combo 2. К слову, на некоторых электромобилях они устанавливаются не вместо, а дополнение к «родным», что особенно удобно.
В июне 2022 года внезапно изменились требования Минпромторга РФ к комплектации «быстрых» зарядных станций, субсидируемых государством. Они обязаны иметь китайский «пистолет» зарядки GB/T, а европейский порт CCS2 Combo и японский CHAdeMO устанавливаются на выбор .
Поделиться
Будут ли проблемы с зарядкой электромобиля без европейских портов?
7 марта 2022
больше 1 года назад
Нет, если у вас есть возможность установить собственный зарядной терминал с необходимыми разъемами, и вы не планируете дальних поездок.
Их не должно возникнуть и при наличии кабелей-переходников, которые с одной стороны несут на себе разъемы по принятым у нас стандартам, а с другой – под ваш электромобиль. Но выбор таких изделий ограничен. Применение, кстати, тоже – они бесполезны для ЭЗС, у которых кабель стоит свой и является при этом несъемным.
Еще есть адаптеры-наконечники, но их использование из-за дополнительного соединения в цепи уже может повлечь различные сбои и технические проблемы. И, пожалуй, это единственный случай, когда пользование EV будет связано с повышенным риском.
Поделиться
Будут ли проблемы с зарядкой электромобиля в мороз или жару?
18 мая 2022
больше 1 года назад
Да, потенциально могут возникнуть, так как в батареях электромобилей применяются литий-ионные ячейки, которые могут иметь узкий диапазон допустимых температур зарядки (обычно от 0 до 50°С). Эта особенность аккумуляторов, как правило, учитывается конструкцией EV, то есть в схеме терморегулирования и в управлении бортового инвертора предусматриваются режимы подогрева батареи или отвода избыточного тепла, чтобы зарядные процессы оставались возможными при эксплуатации автомобиля в сильные морозы или жару. Но это накладывает и некоторые ограничения. В частности, если электромобиль «заморожен» до отрицательных температур, то после подключения к источнику энергии его зарядка начнется не сразу, а после предварительного нагрева аккумуляторных элементов.
Есть нюансы, связанные и с мощностью терминалов. Станция быстрой зарядки постоянным током при отрицательных температурах может значительно понизить выдаваемую мощность, что сделает процесс гораздо менее быстрым. А в случае с маломощными устройствами («кирпичами» на 1,5-2 кВт, подключаемыми к обычной розетке) время зарядки увеличится из-за неизбежных тепловых утечек, доля которых при очень низких температурах может оказаться весьма высокой.
Поделиться
Велики ли потери энергии во время зарядки?
20 сентября 2022
больше 1 года назад
Эксперты немецкого автомобильного клуба ADAC провели собственное исследование на эту тему и установили, что при зарядке от обычной домашней розетки через штатный блок мощностью 2-3 кВт до батареи доходит только 70-90% энергии, взятой от электросети. В случае использования настенной домашней станции на 11 кВт потери энергии уже не будут превышать 5-10 процентов, то есть электромобиль примет 90-95% от тех киловатт-часов, которые отобразит домашний электросчетчик. С минимальными потерями зарядка выполняется на мощных зарядных станциях постоянного тока.
Разница обусловлена тепловыми утечками энергии в кабеле, зарядном устройстве, инверторе, внутренней проводке автомобиля и самом аккумуляторе. Также некоторую часть энергии отбирает и бортовая электросистема машины, которая остается работать в фоновом режиме.
Из этого можно сделать простой вывод: чтобы снизить утечки при зарядке на дому, следует делать это в теплом гараже, использовать качественный кабель с низкими потерями и устройства с трехфазным подключением к электросети, способные обеспечить мощность более 7 кВт.
Что такое CHAdeMO? Система быстрой зарядки электромобилей
CHAdeMo — это название устройства для быстрой зарядки аккумуляторных электромобилей. CHAdeMo 1.0 может выдавать до 62,5 кВт при 500 В, 125 А постоянного тока через специальный электрический разъем CHAdeMo. Новая пересмотренная спецификация CHAdeMO 2.0 позволяет вырабатывать до 400 кВт при 1000 В, 400 А постоянного тока.
Если вы едете из автомобиля внутреннего сгорания, возможно, стоит подумать о различных вариантах зарядки как о разных типах топлива. Некоторые из них подойдут для вашего автомобиля, некоторые — нет. Использование систем зарядки электромобилей часто намного проще, чем кажется, и в значительной степени сводится к поиску точки зарядки, у которой есть разъем, совместимый с вашим автомобилем, и выбору максимальной совместимой выходной мощности, чтобы обеспечить максимально быструю зарядку. Один из таких разъемов — CHAdeMO.
Кто
CHAdeMO — это один из стандартов быстрой зарядки, созданный консорциумом автопроизводителей и отраслевых организаций, который в настоящее время включает более 400 членов и 50 компаний по зарядке.
Его название расшифровывается как Charge de Move, что также является названием консорциума. Целью консорциума было разработать стандарт быстрой зарядки автомобилей, который могла бы принять вся автомобильная промышленность. Существуют и другие стандарты быстрой зарядки, такие как CCS (на фото выше).
Какие
Как уже упоминалось, CHAdeMO — это стандарт быстрой зарядки, то есть на данный момент он может обеспечивать аккумуляторную батарею автомобиля мощностью от 6 до 150 кВт. Поскольку аккумуляторы электромобилей развиваются и их можно заряжать с большей мощностью, мы можем ожидать, что CHAdeMO улучшит свою пиковую мощность.
Фактически, ранее в этом году CHAdeMO объявила о своем стандарте 3.0, который способен обеспечивать мощность до 500 кВт. Проще говоря, это означает, что аккумуляторы очень большой емкости можно заряжать за относительно короткий период времени.
Учитывая, что CHAdeMO была создана преимущественно японской группой отраслевых организаций, разъем довольно часто встречается на японских автомобилях, таких как Nissan Leaf и e-NV200, гибридный подключаемый модуль Mitsubishi Outlander и подключаемый модуль> гибрид Toyota Prius. Но он также встречается на других популярных электромобилях, таких как Kia Soul.
Зарядка Nissan Leaf 40 кВт / ч на блоке CHAdeMO мощностью 50 кВт могла бы зарядить автомобиль менее чем за час. На самом деле, вам никогда не следует заряжать электромобиль таким образом, но если вы заскакиваете в магазины или на станцию техобслуживания на автомагистрали на полчаса, этого достаточно, чтобы добавить значительный запас хода.
Как
Для зарядки CHAdeMO используется отдельный специальный разъем, как показано на рисунке ниже. Карты зарядки электромобилей, такие как Zap-Map, PlugShare или OpenChargeMap, показывают, какие разъемы доступны в местах зарядки, поэтому убедитесь, что вы нашли значок CHAdeMO при планировании поездки.
Когда вы подъедете к точке зарядки и активируете ее, возьмите разъем CHAdeMO (он будет помечен) и аккуратно вставьте его в соответствующий порт на вашем автомобиле. Потяните за рычаг на вилке, чтобы заблокировать ее, а затем скажите зарядному устройству начать работу. Посмотрите это информативное видео от производителя зарядных станций Ecotricity, чтобы убедиться в этом сами.
Одно из основных отличий CHAdeMO от других точек зарядки заключается в том, что в точках зарядки есть кабели и разъемы. Поэтому, если в вашем автомобиле есть совместимый вход, вам не нужно поставлять собственные кабели. Автомобили Tesla также могут использовать розетки CHAdeMO при использовании адаптера за 450 долларов.
Зарядные устройства CHAdeMO также фиксируются в заряжаемом автомобиле, поэтому их не могут снять другие люди. Разъемы автоматически разблокируются после завершения зарядки. Для других людей принято снимать зарядное устройство и использовать его на своем автомобиле, как хороший этикет, но только после завершения зарядки!
Где
Повсюду. Зарядные устройства CHAdeMO расположены по всему миру, и использование таких сайтов, как PlugShare, может помочь вам точно определить, где они находятся. При использовании такого инструмента, как PlugShare, вы можете фильтровать карту по типу коннектора, поэтому выберите CHAdeMO, и вы точно увидите, где они находятся, и вы не запутаетесь со всеми другими типами коннекторов!
По данным CHAdeMO, в мире насчитывается более 30 000 пунктов зарядки, оборудованных CHAdeMO (май 2020 г.). Более 14 000 из них находятся в Европе и 4400 — в Северной Америке.