Почему говорят полста а не пятьдесят
Перейти к содержимому

Почему говорят полста а не пятьдесят

  • автор:

почему в радиосвязи не принято произносить числительное пятьдесят.

Звучит как шестьдесят. У ПИЛОТОВ И лоцманов может сложиться неверное понимание отсюда полста.

Источник: Слышал

Остальные ответы

чтоб не принялм за 60, произносят полста

А по-английски не люблю 13 и 14, потому что звучат практически одинаково.

Иногда принято.) ) Не в авиации, конечно. Там вроде «полсотни», а не «полста». Давно это было.. .
Были в одной конторе позывные : «десятый» ,»пятидесятый», «семидесятый. »
Шестидесятого почему-то не было) При первом вызове каждый надеялся, что вызывают не его) .
Часто кнопку «передача» нажимают чуть позже, чем начинают говорить. Да и шумоподавитель приёмника открывается с некоторой задержкой,
Пришлось долбить начальство полгода, чтобы издали новое распоржение)))

вообще-то, вместо «пятьдесят» говорят не «полста», а «полсотни».

Источник: личный опыт

Похожие вопросы

К спору о терминах ⁠ ⁠

Так сложилось, что в авиации нет слова «последний». Не говорят это слово лётчики применительно ко всему. Ему нашли замену — слово «крайний». Есть очень отдельные индивиды и среди лётчиков, спорящие об этом и говорящие «последний», но таких по всей земле по пальцам перечесть, и то лишние останутся. Что только подтверждает правило.

Так же лётчики редко говорят «пятьдесят», обычно — «пол сотни» или «полста». Это связано с чёткостью радиообмена, чтоб не спутать «пятьдесят» и «шестьдесят» в условиях плохой связи.

«Мизер» — не только термин в карточной игре, но и УМП — установленный минимум погоды, когда нижний край облаков и горизонтальная видимость в «мизере».

Слово же «последний» можно применять лишь когда ВСЁ. Совсем последний. Больше не будет. Никогда!

Возможно вам доводилось читать замечательную книгу об авиации Василия Васильевича Ершова «Раздумья ездового пса». Там есть описание одной катастрофы:
«Ладно, беспечность. А если к ней прибавляется ещё и самоуверенность, то при неблагоприятном стечении обстоятельств капитан может ошибиться в принятии единственно правильного решения.

Як-40 вылетел из Красноярска на Туру. Запасным был выбран Байкит — все в соответствии с правилами. Правда, в Байките были проблемы с наземным обеспечением, но по погодным условиям для выбора запасным он подходил — и ладно.

В Туре погода ухудшилась — обычное дело для Севера, и экипажу пришлось приложить все своё умение для захода по приводам.

Умения не хватило: заход не удался.

Вот — момент истины. Надо отдать себе отчёт, что ты не справился. Но то, что не справился — не главное; главное — топливо. Хватит ли его, чтобы дойти до запасного аэродрома?

Капитан полез снова. И снова не справился. И полез в третий раз, и снова бесполезно.

Опыт заходов в сложных условиях говорит: по приводам заходят один раз. Ну, если была явная ошибка, исправимая, то два. Если не получается, значит… значит, явно хуже минимума. Нечего лезть.

Ладно, пошли на Байкит. На подходе диспетчер Байкита предупредил их, что за наземное обслуживание им придётся платить наличными.

Такое было безвременье. Такая была перестройка на местах.

Вот — второй момент истины. За спиной три десятка живых душ; в баках три ведра топлива, а земля пугает финансовыми трудностями.

Самолёт идёт на запасной! Какие наличные? При чем тут наличные? Вопрос встаёт о жизни и смерти.

Капитан, оценил остаток топлива: «Ну…не хватает». И принял решение: тянуть до Ванавары.

Возьмите карту и гляньте: где Тура, где Байкит, а где Ванавара.

Последние слова капитана, когда уже в полёте остановились двигатели: «Ищите нас на речке Чамба.».

Нашли. Там недалеко.»

А другой автор Сергей Тычинский про эту же катастрофу написал песню «Последний взлёт»

Видео я взял с ютюба, там автор привязал песню к другой катастрофе. Но тут уже и не важно.

Вот это — ПОСЛЕДНИЙ

А всё остальное — крайний.

Про общепринятые в профессии сокращения, которые сразу поймёт любой лётчик, вроде НЛ-10М, ЛЗП, АРК, РСБН, НПШ (НПЛ), СМУ, ПМУ, УМП, КДП и т.д, и т.п. я писать не стану. Это отдельная большая тема.

Ну и, как пример, приведу анекдот, понятный любому лётчику, но для остальных — набор слов.

Едет в трамвае пьяный лётчик. Тут трамвай на перекрёстке «Дзин-Дзинь». Лётчик просыпается: «Дальний.К посадке готов!»

Видео чужое, с ютюба взял. Текст мой, за исключением выдержки из книги В. В. Ершова.

8.7K поста 16.7K подписчика

Подписаться Добавить пост

Правила сообщества

4 года назад
А когда группа в разведку идет последнего называют, замыкающий.
раскрыть ветку
4 года назад

Долбоебов везде хватает. Я работал на флоте. И ходил и плавал. Как все эти знатоки говна в проруби заебали. А капитан у вас дальнего хождения? И эти повсеместные лагерные забобоны: присаживайтесь, больничка.
И ты автор не изобретай велосипед, а купи словарь Ожегова
Крайний и последний — синонимы, но «крайний» более применимо к месту — крайний слева. А «последний» к ряду, к очередности: последнее выступление, последний день в году, последний ребенок в семье.

4 года назад

Знаете,уважаемый,прожив в экстремальных погодных условиях очень крайнего севера почти полста лет,то же стараюсь не конкретизировать. Кто его знает,как оно обернется.

4 года назад

Адекватные люди называют «долбоёбами» тех, кто боится слова «последний», «плывёт» и т.д.

раскрыть ветку
4 года назад
А еще есть раздражающее «присаживайтесь».
Похожие посты
2 года назад

Ох уж эти дискуссии⁠ ⁠

Ох уж эти дискуссии Истребитель, Су-57, F-35, J-20, Интернет, Спор, Срач, Самолет, Авиация

Показать полностью 1
4 года назад

Как я из электриков в разработчики электроники попал. Часть II⁠ ⁠

Приветствую всех. Если честно, не думал, что технические моменты кого-то заинтересуют на этом форуме! Ну, судя по сотне подписавшихся, это не так.

Повествование будет длинным, поэтому я решил разделить его на несколько частей.

После праздника меня вызвали в кабинет главного инженера, где присутствовал и технический директор. Главный инженер коротко описал техническому директору ситуацию и моё решение сделать новую систему управления уличным освещением городка. На спор. Тот молча слушал.
Главный инженер явно ждал отказа технического директора в таком эксперименте. Но тот сообщил нам, что такой же проект заказан местному ВУЗу, и они оценили его в дохулярд денег и 2 года времени. На что я заметил, что явно вы подписали их проект, не вдаваясь в реальную потребность предприятия: вам банально втюхивают понтовые навороты, которые по факту нам просто не нужны. Тот явно был немного взбешен моими комментариями, но промолчал. Минут пять сидели молча. Потом сказал: «Иди, делай».

И тут я допустил вторую, самую главную ошибку: мы не составили даже примерное техническое задание, в котором были бы перечислены хотелки руководства.

Сперва я решил повторить главный управляющий диспетчерский блок, но выполнив его на более современных компонентах. Потом, проанализировав причины его поломок и сбоев понял, что получится глюкавое решение, боящееся изменения полярности и наведенного напряжения во время гроз. И я решился сделать еще и новые приёмные блоки, размещаемые на подстанциях (там приёмник и промежуточное реле для включения пускателей 2-4 величины).

Встало три вопроса:

— метод передачи сигналов от диспетчера,
— способы повышения помехоустойчивости канала связи,
— реализация метода связи, не боявшегося изменения полярности проводной линии связи.

По факту, со связью было просто: от диспетчерской до каждой из четырёх электрических подстанций, в которой размещался первый головной элемент каскада уличного освещения, у связистов арендовались проводные каналы связи. Но в планах было разделить один из каскадов на два. Но линий связи туда не было, там хотели первое время использовать радиостанцию (да, я знаю, что использование р/связи для передачи кодированных посылок запрещено, но радиосвязь планировали использовать как аварийный канал связи до прокладывания проводов).
Поэтому по факту надо было придумать метод, позволяющий работать и с проводной линией, и с радиостанцией. Метод передачи изменением напряжения или тока, а так же полярности, тут же отметался. Все интерфейсы типа RS-482/485 были неоптимальны… Плюс у нас расстояние до самой дальней подстанции было явно больше 5 км., а то и 7 км! Да и качество латанных-перелатанных проводных линий со скрутками и муфтами было просто ужасным!

Перелопатив профильную литературу, был выбран частотный метод. Сперва хотел сделать что-то на подобие тонального управления: две частоты для включения и отключения удаленного промежуточного реле. Это решало проблему неверного подключения пар, давало возможность передать сигналы управления как по проводам, так и по радио при минимальных доработках радиостанции: достаточно было сделать вход микрофона через делитель и включения станции на передачу.

Но проблема помехоустойчивости оставалась. Самым простым казалось увеличение времени передачи сигналов: явно маловероятно событие, когда помеха определённой частоты будет длиться две секунды.

Так были решены (на бумаге, – а её я извел на примеры схем и узлов тонну!) все заявленные проблемы. Осталось малое – сделать диспетчерский блок и приёмники хотя бы на макетах и показать их работу.

И я начал придумывать оборудование. Спасибо что жена тогда не выгнала: я жил только этой мыслью. Она не удивлялась, увидев куски бумаги со схемами в спальне, туалете, кухне… Я мог вскочить среди разговора с криком «Придумал!!» и побежать зарисовывать что-то придуманное…

Был реализован в железе приёмник с детектором частоты и передатчик, выдающий одну из 8 частот (каждой из подстанций я отводил две не повторяющихся частот).

На столе всё работало. Я был рад, и покрывался мурашками от удовольствия! 🙂

А потом всё это мы повезли на полевые испытания: приёмник был на расстоянии в 2 километра, а передатчик – в диспетчерской. И это был провал: у приёмника не было АРУ (автоматической регулировки усиления) и при слабом сигнале не работал детектор, а при сильном – детектор срывался. Плюс выплыл факт влияния плохого кабеля с нарушенным чередованием проводов в парах: в линии прослушивались разговоры других абонентов, плюс весьма неплохо было слышно радио (проводное вещание)!

Сказать что я был уничтожен в нуль – ничего не сказать. Аналоговая схемотехника для меня – не самое интересное, я-то больше сидел с «цифрой»… Мне маячил проигрыш в споре.
И я решил пойти несколько иным путём: зная, что автоматика на железной дороге на частотном принципе, то я решил подглядеть решения у них. Через знакомых я вышел на местных парней в «доме связи РЖД».

Для затравки несколько фотографий.
К сожалению, командный блок этой системы из диспетчерской не сохранился. Просто выбросили. А исполнительные комплекты на подстанциях просто поленились снят

Автоматика на подстанции (исполнительный блок).
Три команды:

«Включить вечернее освещение», «Включить ночное освещение», «Отключить»

управлялось путем передачи комбинации напряжений (постоянное и переменное разных уровней)

Как я из электриков в разработчики электроники попал. Часть II Молодость, Термины, Электрик, Электроника, Личный опыт, Спор, Мотивация, Длиннопост

Вид блока приёмника изнутри:

Как я из электриков в разработчики электроники попал. Часть II Молодость, Термины, Электрик, Электроника, Личный опыт, Спор, Мотивация, Длиннопост

Так выглядел внутри весь щит уличного освещения:

Как я из электриков в разработчики электроники попал. Часть II Молодость, Термины, Электрик, Электроника, Личный опыт, Спор, Мотивация, Длиннопост

Показать полностью 3
4 года назад

Как я из электриков в разработчики электроники попал⁠ ⁠

Долго не мог придумать, как изложить всё весело и компактно — форум-то развлекательный. Если давать всё подробно – будет нудно, если уж сильно коротко – непонятно…

Что получилось, то и получилось — выкладываю, выполняя обещание.

(Про обещание описать как я чуть священником не стал и почему всё же не стал – помню, но как это описать коротко и весело – вообще не понимаю!)

Вводные данные (на тот момент): Сашка, 20 лет.

Образование: электромонтёр по ремонту и обслуживанию промышленного электрооборудования.

Родился в маленькой деревеньке на границе России, Украины и Беларуси. Говор: местечковый, основан на русском, с вкраплениями украинских и, реже, белорусских слов. Иногда ругается по-ненашему: в лексиконе присутствуют польские ругательства и непереводимые местные идиоматические выражения.

Интересуется болгарским, сербским и церковнославянским языками.

Из-за всего перечисленного во время службы называли белорусом: сильно гыкал и использовал непривычные москвичам словеса.

Служил электриком, связистом (КВ и УКВ, спутниковая связь). Пару месяцев был кабельщиком. Так же выполнял обязанности на коммутаторе части (вследствие чего приходилось под принуждением нач. узла связи части и вместе с ним прослушивать его домашний телефон: тот следил за женой и убедился, что она «гуляет» когда мужа нет дома).

Электроникой и всё что с ней связано, интересовался лет с пяти: сосед дядя Ваня был телемастером, и мы с его детьми пользовались магнитофоном с микрофоном (шик в 80х!), ковыряли ламповые телевизоры и прочее…

В школьные годы посещал кружки электроники и радиосвязи. Первый был интереснее, но педагог постоянно бухал и часто пропускал занятия. Второй был адекватный, но фанат связи и электронике почти не учил.

Примерно в 10 классе я заработал на свой первый компьютер – ZX-Spectrum-48. 16 КБ под ПЗУ с Бейсиком внутри, ОЗУ – 32 КБ. Ввод программ — с кассеты через магнитофон. Мне повезло и родители получили ЗП, которую не платили почти пол года. Было решено купить цветной ТВ (Альфа, как сейчас помню) и мне – магнитофон. А старый ЧБ телевизор «Рекорд» отдали мне. К нему я Спектрум и подключил. Не спал ночами – учился программировать. Завидую нонешнему поколению: у них есть интернет и возможность найти если не всё, то почти всё… Литературы было мало, учился по обрывкам и просто заметкам в журналах – их я искал по всей области по библиотечному абонементу МБА. Родители отбирали комп, прятали его… Истерики: ты ослепнешь, ты с ума сошел, у тебя детей не будет, вон глаза уже красные, телевизор «посадишь» и так далее.

Совместив интерес к электронике и программированию, как-то плавно перешел к придумыванию своих схем, в основном автоматики. Сперва делал это на реле, потом, освоив «мелкую логику» — на сериях микросхем 155, 555 и 560. Например, так был реализован автомат управления рабочими местами в радиоклубе (сколько-то там приёмников, трансиверов и усилителей для них с определенными антеннами).

Во время службы в армии «оживил» с нуля мнемощит эл.снабжения нашей части, за что получил благодарность и неделю отпуска (куда меня, из-за нехватки служивых, не отпустили, гады!).

Хотел поступить после 11 класса в ПТУ на «монтажник радиоаппаратуры» (или как-то так профессия называлась), но тот, кто мне сказал про возможности поступить после 11 класса сам не знал, так как надо было изти после 9-го… Времени уже не оставалось – пошел на «электрика» в то же ПТУ.

После окончания ПТУ был принят на работу в электрические сети города. Начинал с нуля: шкурение сосен для изготовления из них опор, копка траншей, монтаж оборудования. Руководство заметило, что нормально понимаю в электротехнике: пригласили в другой отдел, где пришлось на ходу осваивать системы учета эл.энергии (счетчики).

Через несколько лет работы был максимально возможный разряд, допуски и всё такое.

В этой организации было устройство телемеханического управления уличным освещением — УТУ. У диспетчера стоял агрегат, по виду как этажерка высотой в 1.7 метра, шириной – около 60. На передней стороне кнопки, лампочки-индикаторы и стрелочный прибор, помогающий тестировать сие чудо инженерной мысли начала 70-х годов. Насколько помню, всё было сделано на реле! Транзистор был только в блоке питания. А у реле, да еще таких седых лет, был недостаток: их контакты они постоянно обгорали. Насколько я понял, задержки в цепях формирования команд (импульсов постоянного и переменного токов) были выполнены на пружинках реле. Время от времени пружинки надо было настраивать, так как они растягивались. Для ремонта радиостанций и этого УТУ был отдельный человек. Он постоянно психовал, что задолбался ремонтировать это «детище» и уволится, если его будут досаждать. В очередной раз у связистов порвали их кабель, они его соединили, но попутали (как всегда и бывало) пары, от чего связь УТУ с эл.подстанциями города не работала — уличное освещение опять не включалось и не отключалось. Связисты стали на кроссе переключать пары, что-то не туда завели и снова сожгли нам УТУ. Наш ремонтник УТУ отремонтировал и уволился.

Во время празднования Дня энергетика были и речи бравадные, и выпивка в конце — всё как всегда 🙂 Я не пил, так как лет до 24-25 вообще не употреблял алкоголь.

Так получилось, что около нас сел главный инженер и, как всегда в хорошем застолье, разговоры сошли на рабочие темы — о наболевшем, так сказать. Я помалкивал, а вот мужики высказывали оному, что задолбало это «уличное»: приходится вручную объезжать подстанции и включать и отключать освещение. Тот поплакался, что денег на это нет, пробовали заказать, но цену заломили – что пол года ЗП никому платить не будут. И в таком духе. После чего я уточнил цену: там было что-то дикое. Попросил рассказать что предлагают: а там навороты, которые в нашей каскадной системе просто не реализуются. Например, у нас было всего 4 каскада (город был разделён на 4 части), а там заложена возможность управлять чуть ли не каждым светильником.

Ну, я и сказал при всех, что всё это фигня: по факту нам надо передать 2 команды на нужную подстанцию. Главное, помехозащищенность сделать хорошую, ну, можно пару наворотов типа самотестирования добавить… Вещь, по факту, для собственных нужд, так как её сбой не приводит к нарушениям или проблемам. (да, тогда я был молод и наивен, но опустим в этот момент сей факт)

Главный инженер вспылил: там целый институт не может, а тут хер без высшего сможет. От этого я засмеялся, а он еще сильнее распылялся. Ну, я и поспорил, что сделаю это, и в следующем году к 1 мая это будет работать. Этот спор и засвидетельствовали все присутствующие.

Расписывать техническую часть, что и как делал?
Скажу так: устройство отработало 14 лет, пока в этом году его не заменили другим, уже не проводным и радио, а на оптике.

Почему штурману на судне рекомендовано говорить полсотни а не пятьдесят?

И не только во флоте, но и в авиации, в условиях шума, чтобы не перепутать похожие по звучанию слова «пятьдесят», «шестьдесят» и не совершить роковой ошибки из-за этого, говорят не «пятьдесят», а «полсотни» или «полста».

Число 57 на этом «языке» звучит как «полста семь».

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
sprin­ g9483­ 74 [473K]
4 года назад

Здесь объясняется всё очень просто. В условиях шума (ветер, шум моря и т.д.) легко спутать «шестьдесят» и «пятьдесят». Поэтому штурману на судне не просто рекомендовано, а даже предписано должностной инструкцией произносить не «пятьдесят», а «полсотни».

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Корне­ тОбол­ енски­ й [187K]
4 года назад

Морской язык отличается особой спецификой. Многие слова либо звучат по-другому (рапо́рт у моряков, тогда как ра́порт в обычной жизни), либо заменены своими терминами (кок вместо повара, камбуз, а не кухня), либо заменены синонимами («полсотни» вместо пятьдесят). Впрочем, последнее объясняется тем, что «пятьдесят» созвучно со словом «шестьдесят» и во избежание ошибки при передаче информации с использованием этого слова штурман говорит именно «полсотни».

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
timur­ ovec [283K]
4 года назад

Неспроста введено такое правило у штурманов. Объяснение очень простое, но догадаться правильной версии самому без подсказок, нереально. Оказывается, это правило введено из за того, что при передачи команд голосом возможно перепутать пятьдесят и шестьдесят. А такая ошибка может привести к катастрофе.

Ответ — что бы исключить ошибочное восприятие.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Ладле­ н [272K]
4 года назад

Конечно перепутать пятьдесят, шестьдесят и даже семьдесят можно запросто. Ну а на судне такие промахи могут и на скалы завести или еще куда. Так что вариант полсотни не перепутаешь с шестьдесят. Ну а более точный ответ, это чтобы исключит неверное восприятие передаваемых данных.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Nina-iz-dalek­ a [153K]
4 года назад

Потому, что на судне никогда не бывает идеальной тишины. То мотор гудит, то ветер свистит, то волны плещут . итп.

А в условиях шумовых помех «пятьдесят» и «шестьдесят» можно спутать.

Зато «полсотни» и «шестьдесят» уже не спутаешь.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Serge­ ich91 [148K]
4 года назад

Да, действительно у штурмана была такая инструкция, которая вроде бы существует и по сей день, то есть нужно говорить именно полсотни, но ни в коем случае не пятьдесят. А дело тут всё в том, что нужно это в целях того, чтобы исключить ошибки, ведь пятьдесят по звучанию весьма похоже на шестьдесят, поэтому в случае помех или просто если неверно услышать можно ошибиться, а ошибка эта может стоить жизни, причём даже не кому-то одному, а целому экипажу.

Вот именно в связи с этим и решено было внести это в правило, то есть в так называемую должностную инструкцию, дабы избежать недопонимания и ошибок. Хотя иногда когда смотришь фильм про моряков и слышишь такое слово, то оно кажется странным, но всему есть своё логическое объяснение.

Почему говорят полста а не пятьдесят

Бабушка-Яга =)))
20.07.2009 12:34

KDmitry:
Предлагаю всем агрессивно грамотным переключиться на моряков, поучить их правильно произносить слово «компас». Там люди суровые, направление укажут верно.
А «полсотни» или «полста», а не «пятьдесят» говорят для того, чтобы не путать с «шестьдесят» (которое часто произносят как «шура», например, «давление семьсот шура четыре»). На всякий случай те же 10 мм.рт.ст. при установке давления на высотомере — это 110 метров высоты. Не стоит думать, что в авиации тупо выделываются, тут кровью полито каждое слово.

КРУТО вы сейчас всех построили!
А мы всё про туалет, да про туалет!

А вы нас к морякам послали!

Пы.Сы.
Кстати еще раз про «туалет». Уж, пардонте мужчины, но бабушке можно
отойти от авиатемы! Так сказать, по нужде! =)))

Одна маленькая комнатка, а сколько имеет названий!
1. Туалет.
2. Уборная.
3. Сортир.
4. Гальюн.
5. Ведро =))))))
6. Маленькая комната.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *