Современные языки программирования, которые заставят вас страдать: Часть 1, ООП
В этой статье автор попытался дать объективную оценку современным языкам программирования. В первой части поговорим об ООП языках.
Прим. ред. Это перевод статьи Ильи Суздальницкого. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора оригинала.
В этой статье автор попытался дать объективную оценку современных популярных (и не очень) языков программирования. Если вы не согласны с автором, делитесь мнением в комментариях, и голосуйте за свои любимые языки программирования в нашем баттле.
Си-подобные языки
С++
Особенности языка: C++ может многое. Слишком многое. Это попытка стать универсальным, при этом не будучи хорошим в чём-то одном. В языке есть: оператор goto, указатели, ссылки, ООП, перегрузка операторов и другие не особо полезные фичи.
Почему C++ такой? Полагаю из-за возраста. Язык был создан в далёком 1979 году, когда его создатели не знали на чём нужно фокусироваться. Добавлять в язык больше возможностей считалось хорошей идеей, ведь это увеличивало область применения.
Скорость: C++ славится долгой компиляцией. Она значительно дольше чем у Java, но не так плоха, как у Scala. С другой стороны производительность уже скомпилированных приложений и время их запуска достаточно хороши.
Экосистема\Инструментарий: описание ошибок — не сильная сторона C++, это иллюстрирует следующий твит:
На данный момент этот блок не поддерживается, но мы не забыли о нём! Наша команда уже занята его разработкой, он будет доступен в ближайшее время.
Сборка мусора: этой фичи никогда не было в C++. Ручное управление сборкой мусора — источник множества ошибок.
ООП, которое не получилось: во времена создания C++ ООП была крутой новой парадигмой, но при её реализации было допущено несколько критических ошибок. По крайней мере в С++ использовать ООП не обязательно (В отличие от Java).
Сложность изучения: С++ — сложный низкоуровневый язык без автоматического управления памятью. Его сложно изучать новичкам из-за чрезмерного количества функций.
Параллелизм: язык создавался во времена одноядерных вычислений, только в последние десятилетия в него была добавлена рудиментарная поддержка параллелизма.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Поддержка NULL: все ссылки могут быть NULL.
Вердикт: неудавшаяся попытка превзойти язык Си. Вероятно, стоит использовать только для системного программирования. Однако и здесь есть лучшие альтернативы. Например, такие современные языки программирования, как Rust и Go.
Java
Сборка мусора: это одно из ключевых преимуществ Java над C++, позволяющее избежать множества багов.
Экосистема: Java существует достаточно долго, поэтому она обладает внушительной экосистемой для бэкенд-разработки. Это значительно уменьшает затраты на разработку.
ООП: Подробнее моё мнение об ООП можно узнать в статье ООП — катастрофа на триллион долларов. Вместо этого я процитирую более выдающегося человека: «Мне жаль, что я придумал для этого термин “объекты”, и люди сфокусировались на побочной идее. Главная идея — сообщения» — Алан Кей, изобретатель ООП.
Скорость: Java запускается на JVM, что замедляет время старта. Я видел программы которые запускались по 30 секунд и дольше, что неприемлемо для современных приложений. Время компиляции растет на больших проектах, что влияет на продуктивность разработчиков (но всё ещё не так плохо как в Scala). Однако производительность JVM во время выполнения программы действительно хороша.
Сложность изучения: Хотя Java довольно простой язык, писать на нём хороший объектно-ориентированный код действительно сложно.
Параллелизм: Java также как и C++ был создан в эру одноядерных вычислений, и имеет лишь рудиментарную поддержку параллелизма.
Поддержка NULL: все ссылки могут быть NULL.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Вердикт: Java был неплохим современным языком программирования в момент своего появления. Его портит сосредоточенность на ООП. Язык очень многословен и страдает от шаблонного кода.
С#
Синтаксис: синтаксис C# всегда немного опережал Java. Он меньше страдает от шаблонного кода. Но хоть C# и объектно-ориентированный язык, он тоже страдает от многословности. Приятно видеть как синтаксис C# улучшается с каждым релизом, добавляются: сопоставление с образцом, кортежи и другие возможности.
ООП: C#, как и Java больше сосредоточен на ООП. И снова, вместо того чтобы рассказывать о недостатках ООП, я процитирую более выдающегося человека: «Я считаю, что недостаточное переиспользование больше относится к ООП языкам, чем функциональным. Потому что проблема ООП языков в неявной среде, которую они таскают за собой. Вы хотите банан, но получаете гориллу, держащую банан и целые джунгли» — Джо Армстронг, создатель языка Erlang.
Мультипарадигменность: разработчики утверждают, что C# — мультипарадигменный язык. В частности, говорят что C# поддерживает функциональное программирование. Я считаю, что поддержки функций первого класса не достаточно для того, чтобы считать язык функциональным. Что для этого нужно? Как минимум встроенная поддержка иммутабельных структур данных, сопоставления с образцом, конвейерный оператор для создания цепочек функций и алгебраические типы данных.
Параллелизм: аналогично с C++ и Java.
Поддержка NULL: аналогично с C++ и Java.
Обработка ошибок: аналогично с C++ и Java.
Иммутабельность: аналогично с C++ и Java.
Вердикт: как и в случае с Java я бы порекомендовал более современные языки программирования. C# под капотом — та же Java, с более современным синтаксисом.
Python
Экосистема: есть библиотеки почти на любой случай. В отличие от JavaScript, Python нельзя использовать для фронтенда. Это компенсируется множеством библиотек для анализа данных.
Сложность изучения: простой язык, который можно выучить за пару недель.
Типизация: имеет динамическую типизацию.
Скорость: Python — интерпретируемый язык программирования и является одним из самых медленных языков по времени выполнения программы. В случаях когда производительность важна, можно использовать Cython. Скорость запуска программ также страдает, в сравнении с нативными языками.
Инструменты: управление зависимостями в Python разочаровывает. Существует: pip, pipenv, virtiualenv, pip freeze и другие. Для сравнения — NPM в JS это всё что вам нужно.
Параллелизм: имеет только рудиментарную поддержку параллелизма.
Поддержка NULL: Все ссылки в Python могут быть NULL.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Вердикт: увы, Python не имеет достаточной поддержки функционального программирования, которое как нельзя лучше подходит для анализа данных (лучше использовать Elixir). Язык не стоит использовать где-то кроме анализа данных (когда нет других альтернатив). Julia вероятно может быть хорошей заменой, но её экосистема ещё не такая зрелая, как у Pyhton.
Rust
Скорость: язык создавался быстрым. Компиляция на Rust занимает больше времени чем на Go. Выполнение программ немного быстрее чем на Go.
Поддержка NULL: первый язык из нашего списка, использующий современную альтернативу. Вместо NULL значения здесь используется Option.
// Source: https://doc.rust-lang.org/rust-by-example/std/option.html // вернет либо значение типа T либо None enum Option < Some(T), None, >// деление целого числа без "паники" fn checked_division(dividend: i32, divisor: i32) -> Option < if divisor == 0 < // Ошибка это None None >else < //результат обёрнут в Some Some(dividend / divisor) >> // Функция деления, которая может вернуть ошибку fn try_division(dividend: i32, divisor: i32) < // Option можно использовать в match, как другие enum match checked_division(dividend, divisor) < None =>println!("<> / <> failed!", dividend, divisor), Some(quotient) => < println!("<>/ <> = <>", dividend, divisor, quotient) >, > >
Обработка ошибок: Rust использует для этого подход современных функциональных языков программирования. Существует специальный тип Result, который показывает, что операция может выдать ошибку. Это очень похоже на Option, но случай None тоже хранит результат.
// Результат либо Ок типа Т, либо ошибка типа Е enum Result < Ok(T), Err(E), >// Функция, которая может вернуть ошибку fn random() -> Result < let mut generator = rand::thread_rng(); let number = generator.gen_range(0, 1000); if number else < Err(String::from(number.to_string() + " should be less than 500")) >> // Обработка результата функции match random() < Ok(i) =>i.to_string(), Err(e) => e, >
Управление памятью: нет сборщика мусора.
Параллелизм: из-за отсутствия сборки мусора параллелизм в Rust довольно сложен.
Иммутабельность: не поддерживается.
Низкоуровневый язык: в следствие этого, язык сложен для изучения, а производительность разработчиков меньше, чем на высокоуровневых языках.
Вердикт: Rust хорош для системного программирования, имеет мощную систему типов, Option и современную обработку ошибок. Однако, он всё ещё менее популярен чем TS и JS, потому что не подходит для бэкенда\Web API.
TypeScript
Надмножество JS: это плюс, потому что многие уже знают JavaScript. Но с другой стороны, язык тянет за собой всё из JS.
Экосистема: здесь всё также наследуется от JS, что даёт доступ к огромной экосистеме JS. Работать с NPM очень приятно, особенно после Python. Однако, не все JS-библиотеки поддерживают TypeScript.
Система типов: с одной стороны поддерживает алгебраические типы данных, с другой имеет только рудиментарную поддержку приведения типов. Вы будете использовать Any чаще, чем вам того хотелось бы.
Поддержка NULL: в версии 2.0 была добавлена поддержка non-nullable типов, её можно включить с помощью флага –strictNullChecks. Однако это не подразумевается в языке.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Новые фичи JS: JavaScript быстрее получает клевые обновления. Используя Babel можно использовать даже экспериментальные фичи.
Иммутабельность: JS разработчики могут использовать библиотеки для этого. В TypeScript приходится полагаться на нативные массивы/оператор spread (копирование при записи):
const oldArray = [1, 2]; const newArray = [. oldArray, 3]; const oldPerson = < name: < first: "John", last: "Snow" >, age: 30 >; // глубокое копирование объектов выглядит громоздко const newPerson = < . oldPerson, name: < . oldPerson.name, first: "Jon" >>;
К сожалению нативный оператор spread не производит глубокое копирование, а ручное расширение является громоздким. Копирование больших массивов/объектов плохо сказывается на производительности.
Ключевое слово readonly делает свойства иммутабельными. Однако это всё ещё далеко от адекватной поддержки иммутабельности.
TypeScript&React: если вы занимаетесь фронтендом, то наверняка используете React. Он не создан для работы с TS. React пригоден для функциональных языков.
Нужен ли TypeScript? Мне кажется что шумиха вокруг TS имеет ту же природу, что и популярность Java\C#. Её причина — поддержка большими корпорациями.
Вердикт: хотя TypeScript и позиционируется как “лучше чем JS”, его достоинства переоценены.
Go
Параллелизм: это киллер фича языка. Как и Erlang\Elixir, Go следует mailbox модели параллелизма. Параллелизм в Go с помощью горутины в случае ошибки убивает всю программу, когда как параллелизм в Elixir убивает один из процессов.
Скорость: Go — очень быстрый язык, как по времени компиляции, так и скорости запуска программ.
Сложность изучения: это простой язык, который можно изучить за месяц.
Обработка ошибок: Go не поддерживает исключения. Вместо этого нужно явно обрабатывать возможные ошибки. Как и Rust, он возвращает два значения: результат вызова и возможную ошибку.
Не ООП: хоть многие со мной не согласятся, я считаю отсутствие ООП фич большим достоинством.
Экосистема: нативные Gо библиотеки недостаточно стандартизированы. Одни библиотеки в случае ошибки возвращают (int, error), другие -1.
Типизация: отсутствие дженериков в Go приводит к дублированию кода.
Поддержка NULL: к сожалению, Gо использует NULL, а не более безопасные альтернативы.
Иммутабельность: не поддерживается.
Вердикт: Если вы не работаете в Google, тогда Go, вероятно, не лучший выбор. Go — простой язык, подходящий для системного программирования. Он действительно быстрый, лёгкий для изучения и отлично справляется с многопоточностью.
Javascript
Экосистема: это сильная сторона JS. Этот язык используют в вебе, CLI, data science, и даже машинном обучении.
Сложность изучения: JavaScript один из самых простых для изучения языков. Его можно освоить за пару недель.
Типизация: JS — динамически типизирован. И это иногда порождает странные вещи вроде:
[] == ![] // -> true NaN === NaN; // -> false [] == '' // -> true [] == 0 // -> true
Иммутабельность: выше уже говорилось о том, что оператор spread снижает производительность. Однако, JS-библиотеки могут помочь.
React не создан для JavaScript: использование PropTypes обязательно в связке React+JS. Однако это означает, что PropTypes должны поддерживаться, что может стать вашим кошмаром.
Также возможны проблемы с производительностью в подобных моментах:
HugeList options=[]
Такой невинный на первый взгляд код, может стать кошмарным, из-за того, что в JS []!=[]. Он заставит огромный список перерендериться при каждом обновлении.
Ключевое слово this: это, возможно, худшее, что есть в JS. Оно порождает неоднозначное поведение. Использование этого ключевого слова часто приводит к странным ошибкам.
Параллелизм: JS поддерживает однопоточный параллелизм в цикле событий. Это устраняет необходимость синхронизации потоков (блокировки). Хотя JavaScript и не ориентирована на параллелизм, работать с ним здесь проще, чем большинстве других языков.
Новые фичи JS: быстро получают поддержку (можно использовать экспериментальные).
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Вердикт: JS — не идеален. Но при должной дисциплине может быть хорошим языком для фуллстек разработки.
Следите за новыми постами по любимым темам
Подпишитесь на интересующие вас теги, чтобы следить за новыми постами и быть в курсе событий.
Уровни языков программирования
Какие бывают языки программирования? Что за концепции в них заложены? Как они развивались? В данной статье рассмотрим виды языков программирования основываясь на так называемых уровнях — от машинных кодов (низкий уровень, приближённый к компьютерному «железу») до таких языков, как Java или С# (высокий уровень). Чем меньше преобразований пройдёт текстовый листинг программы по пути превращения в набор нулей и единичек – тем ниже уровень.
- Языки низкого уровня (машинные коды и ассемблер)
- Средний уровень ( C, Фортран …. )
- Высокий уровень (C++, Java, Python, Ruby, JavaScript . )
Машинные языки (Самый низкий уровень)
Нам придётся совершить краткий визит из Software области в Hardware. Рассмотрим в упрощенном виде. Процессор – основной «мозг» компьютера. Материнская плата, на которой он установлен, содержит контроллеры, служащие для взаимодействия с прочими устройствами через шины (каналы данных для связи).
Некоторые работают с большой скоростью (красные стрелки): процессор черпает из памяти команды и манипулирует данными, видеокарта – особенно в 3D играх, потребляет огромные объёмы текстур, фигур, координат пикселей и прочих объектов для построения изображения на экране монитора. Другим (в силу ограничения скорости обмена информацией) столь высокие показатели и не нужны. Разнообразные внутренние и внешние устройства подключены на схеме зелёными стрелками.
Внутренний мир процессора
Все команды процессора поступают из памяти на выполнение в двоичном виде. Формат, количество, подмножество инструкций зависят от его архитектуры. Большинство из них несовместимо друг с другом и следуют разным идеологиям. А также вид команды сильно зависит от режима (8/16/32… разрядность) и источника данных (память, регистр, стек…), с которыми работает процессор. Одно и то же действие может быть представлено различными инструкциями. Процессор имеет команды сложения двух операндов (ADD X,Y) и прибавления единицы к указанному (INC X). Добавление тройки к операнду можно выполнить как ADD X,3 или троекратно вызвав INC X. И, в отношении разных процессоров, нельзя предсказать какой из этих способов будет оптимальным по скорости или объёму занимаемой памяти. Для удобства двоичную информацию записывают в 16-ричном виде. Рассмотрим часть привычной программы (язык C, синтаксис которого сходный с Java)
int func()
- Мы полностью хозяева положения, имеем самые широкие возможности использования процессора и аппаратуры компьютера.
- Для нас доступны все варианты организации и оптимизации кода.
- Необходимо обладать обширными знаниями по функционированию процессоров и учитывать большое количество аппаратных факторов при выполнении кода.
- Создание программ чуть более сложных чем приведенный пример приводит к резким увеличениям затрат времени по написанию кода и его отладку.
- Платформозависимость: программа, созданная для одного процессора, как правило, не будет функционировать на других. Возможно, и для данного процессора, в остальных режимах его работы, потребуется редактирование кода.
Язык ассемблера (низкий уровень)
- Сопоставим группам цифровых инструкций процессора, выполняющих соответствующие действия, одну символьную команду.
- Выделим аргументы инструкций процессора отдельно.
- Введем возможность именовать области памяти, переменные, местоположение отдельных команд.
2004b0 48 83 ec 08 sub $0x8,%rsp 2004b4 bf bc 05 20 00 mov $0x2005bc,%edi 2004b9 31 c0 xor %eax,%eax 2004bb e8 e8 fe ff ff callq getData 2004c0 48 83 c4 08 add $0x8,%rsp 2004c4 83 c0 01 add $0x1,%eax
- Процесс написания и модификации кода упростился.
- Сохранился контроль ко всем ресурсам аппаратуры.
- Относительно легче переносить программу на другие платформы, но требуется их модификация в зависимости от аппаратной совместимости.
- Ассемблер относится к низкоуровневым языкам программирования. Создание даже небольших участков кода затруднено. К тому же также необходимо учитывать специфику работы аппаратуры.
- Платформозависимость.
public static void main(String[] args)
будет выглядеть (NASM синтаксис, с использованием Windows API и kernel32.lib) следующим образом:
global _main extern _GetStdHandle@4 extern _WriteFile@20 extern _ExitProcess@4 section .text _main: ; DWORD bytes; mov ebp, esp sub esp, 4 ; hStdOut = GetstdHandle( STD_OUTPUT_HANDLE) push -11 call _GetStdHandle@4 mov ebx, eax ; WriteFile( hstdOut, message, length(message), &bytes, 0); push 0 lea eax, [ebp-4] push eax push (message_end - message) push message push ebx call _WriteFile@20 ; ExitProcess(0) push 0 call _ExitProcess@4 ; never here hlt message: db 'Hello, World', 10 message_end:
Как и машинные коды, ассемблер чаще используется инженерами и системными программистами. На нём пишут аппаратно-зависимые части ядра операционных систем, критические по времени или особенностям реализации драйвера различных периферийных устройств. Но в последнее время к нему прибегают всё реже и реже, так как его применение сильно сужает переносимость программ на другие платформы. Иногда используют процесс дизассемблирования – создают ассемблерный листинг программы из цифровых кодов для разбора логики выполнения небольших фрагментов. В редких случаях, если первоначальный высокоуровневый код недоступен: анализ вирусов для борьбы с ними или потере исходного текста. Язык ассемблера причисляют к первому/второму поколению (мы не будем рассматривать отдельно псевдокоды до возникновения ассемблера и их отличие от символьных команд). Хотелось бы выделить использование ассемблера в Demo Scene (демо-сцена): сплав искусства, математики и низкоуровневого кодирования, воплощающие художественные замыслы своих создателей в виде программ, генерирующих видеоклипы при ограничениях в ресурсах. Часто общий размер файла программы и данных не должен превышать 256 байт (также популярен и формат в 4/64 килобайта). Вот пример 4 Кб программы:
Языки группы C/Фортран (средний/высокий уровень)
- Упрощение процесса создания кода: введение типов, разбивка на модули, сокращение листинга программ.
- Прозрачная логика заложенного алгоритма вследствие ухода от машинных кодов к более понятным для человека командам в семантически описательном стиле.
- Переносимость. Стало достаточно перекомпилировать текст программы для выполнения на другой платформе (возможно, с небольшой модификацией).
- Скорость откомпилированных программ.
- Отсутствие автоматического управления памятью и необходимость постоянного её контроля.
- Отсутствие реализации концепций объектно-ориентированного и функционального программирования.
Развитие языков высокого уровня
Высокоуровневые языки программирования, в плане создания ПО, стали всё по большей части удаляться от машинных кодов и реализовывать различные, помимо процедурного, парадигм программирования. К ним относят также и реализацию объектно-ориентированных принципов. C++, Java, Python, JavaScript, Ruby… – спектр языков данного типа наиболее популярен и востребован сегодня. Они предоставляют больше возможностей для реализации разнообразного ПО и нельзя однозначно определить «специализацию» каждого из них. Но популярность применения в соответствующих областях обусловлена библиотеками/фреймворками для работы с ними, например: JavaScript – Frontend. Язык был разработан для взаимодействия клиентского веб-браузера с пользователем и удалённым сервером. Наиболее популярные библиотеки: Angular, React и VUE. В данное время относительно активно употребляется и на web и т. п. серверах (backend), особенно популярен Node.js. Ruby – Backend. Применяется для создания скриптов (служебных сервисных файлов) и на web серверах. Основной фреймворк — Ruby On Rails. Python – научная и инженерная сфера (помимо веб-области). Является альтернативой стандартным вычислительным и математическим пакетам (Mathematica, Octave, MatLab…), но имеет привычную семантику языка и большое число библиотек. Имеет много поклонников в области систем машинного обучения, статистики и искусственного интеллекта. Из часто используемых библиотек необходимо упомянуть django, numpy, pandas, tensorflow. С++ – Универсал, эволюционное развитие языка C. Предоставляет возможности функционального и объектно-ориентированного программирования и не потеряв при этом способность низкоуровневого взаимодействия с аппаратным обеспечением. За счёт чего реализуется производительность и гибкость при создании ПО, но и цена соответствует: высокий порог вхождения за счёт сложной спецификации языка, необходимости самостоятельного контроля за ресурсами при выполнении программы. Многие однопользовательское и системное ПО написано с его применением: модули операционных систем (Windows, Symbian…), игры, редакторы (Adobe Photoshop, Autodesk Maya…), базы данных (MSSQL, Oracle…), проигрыватели (WinAmp…) и т. д. Следует отметить, что современное ПО является сложным продуктом, в разработке которого используется сразу несколько языков программирования и расставлять степень участия каждого из них в общий результат бывает весьма затруднительно.
Дальнейший прогресс
- Для тестирования нам необходимы только аргументы функций (результат работы не зависит от внешних переменных и т. п.).
- Программа в функциональном стиле чудесным образом готова к параллельной работе: последовательные вызовы функций можно пускать в соседних потоках (так как на них не действуют внешние факторы) и им не нужны блокировки (то есть, проблемы синхронизации отсутствуют). Хороший стимул уделить время этой теме, учитывая повальное распространение многоядерных процессоров.
Заключение
В настоящее время самые распространённые – языки ООП. Java, с момента возникновения, всегда находится в топе, обычно в тройке, востребованных языков. Помимо ООП, содержит элементы функционального программирования, и вы можете комбинировать разные стили составления ваших программ. Спектр применения Java весьма широк – это бизнес задачи, реализация веб-серверов (backend), основной язык создания Android-приложений, кроссплатформенные среды программирования и рабочих мест (IDE/АРМ) и моделирования и многое другое. Особенно сильны позиции Java в Enterprise секторе – области корпоративного программного обеспечения, которая требует качественный и долгоживущий код, реализацию самых сложных бизнес-логик.
Топ-5 языков программирования для начинающих
Выбор первого языка программирования является дилеммой, с которой сталкивались практически все мы, когда стояли в начале своего путешествия по миру разработки.
Этот выбор в итоге станет решающим фактором, который сформирует ваше впечатление о самом процессе программирования. Он также может определить то, продолжите ли вы движение по этому пути с интересом или же или же, наоборот, решительно все бросите.
Так что если вы приходите в программирование пока что просто в надежде понять, что это вообще такое, то рекомендую особенно осторожно подойти именно к выбору своего первого языка.
Причины для освоения этого навыка бывают совершенно разными. Вы можете заняться этим в качестве хобби или для реализации личного проекта. Нередко программирование выбирают в качестве смены деятельности или возможности дополнительного заработка. Как бы то ни было, это тоже влияет на то, к какому языку стоит склониться.
Итак, мы подготовили данное руководство, чтобы вы могли сориентироваться в выборе между пятью наиболее популярными языками программирования в 2021 году. Из всей это смеси как закрепившихся, так и просто перспективных языков, которые нацелены на долгосрочное доминирование, вы сможете подобрать те, которые будут максимально соответствовать всем вашим требованиям.
Python
В течение последних лет начинающие программисты, в особенности те, кто осваивает язык самостоятельно, все чаще выбирают именно Python.
Согласно статистике PyPL, отражающей популярность языков программирования по количеству запросов, соответствующих обучающих материалов в Google, Python опережает все остальные языки более, чем на 10%.
Основной причиной столь высокой популярности этого языка среди начинающих является его простой синтаксис. Будучи высокоуровневым языком подобным Java или C, он предлагает синтаксис, который ближе к понятному нам человеческому языку. Он избавляет от перегруженных и многословных инструкций, наблюдаемых в других языках, и использует только самые необходимые символы и ключевые слова.
К примеру, простая функция Hello World! в Python требует всего одной строки кода:
print("Hello World!")
А вот в Си для получения того же самого, нужно прописать уже куда больше:
#include
int main() printf("Hello, World!");
return 0;
>
Python поддерживает функциональные, процедурные и объектно-ориентированные парадигмы программирования. В результате освоение этого языка дает учащемуся возможность изучать различные способы написания кода и подходы к решению задач.
Этот язык также дает вам больше свободы в выборе пути, по которому вы захотите продолжить движение как программист, поскольку используется он в очень широком спектре областей программирования.
На данный момент Python является ведущим языком в индустрии науки о данных и машинном обучении. Он также используется в качестве языка для бэкенд-разработки. Помимо этого, он зачастую применяется при написании скриптов для автоматизирования задач.
Если вы выбираете Python в качестве первого языка программирования, то открываете перед собой возможность изучить различные области программирования, прежде чем однозначно определиться с итоговым предпочтением.
Крупное и быстрорастущее сообщество этого языка также относится к причинам, по которым его можно выбрать. Существует огромное множество обучающих материалов, видео, статей и книг, которые помогут в процессе освоения. Помимо этого, есть огромное число активных и отзывчивых программистов, к которым всегда можно обратиться на таких платформах, как StackOverflow или GitHub.
Для Python создан продвинутый и обширный набор библиотек и фреймворков, что также попадает в список плюсов для начинающих. Эти библиотеки упростят сложные детали реализации, позволив вам сначала сосредоточиться на изучении аспектов самого программирования, а не углублении в техническую сторону процесса.
Если вы хотите изучать Python, то есть множество бесплатных и коммерческих ресурсов, которые в этом помогут. Вот некоторые из моих любимых (англ.):
JavaScript
JavaScript — это язык интернета. Он поддерживается всеми ведущими браузерами, включая Chrome и Firefox. И если вы мечтаете стать фул-стек разработчиком, то для разработки фронтенда вам потребуется умение программировать на JS.
Такая потребность в этом языке и сделала его самым популярным среди разработчиков. Если вы выберите JavaScript в качестве своего первого языка, то точно не ошибетесь, независимо от того, станет ли это вашим хобби или же началом новой карьеры.
Несмотря на то, что он не так прост, как Python, JS все равно достаточно легок и понятен для новичков. Лучшая же его часть в том, что вы можете экспериментировать с JS-кодом прямо из браузера, не утруждаясь настройкой дополнительных инструментов, таких как IDE.
Если вы планируете освоить веб-разработку, то знание JavaScript избавит вас от необходимости учить второй язык для создания серверной стороны сайта. Причина в том, что несколько лет назад появился Node.js, и теперь можно создавать и бэкенд, и фронтенд составляющие веб-приложения с помощью одного только JavaScript.
Сегодня JS вышел за рамки использования только для веб-разработки. Теперь он, помимо этого, используется для создания мобильных и настольных приложений, а также находит применение в области обработки данных.
Так что изучение JavaScript однозначно не поставит вас в тупик при выборе возможных путей построения будущего в сфере программирования.
Этот язык отличается самым большим числом репозиториев на GiHub, а значит вы всегда сможете рассчитывать на предоставление сообществом достаточного количества обучающих материалов и помощь в понимании сложных нюансов.
С наличием прекрасных сторонних библиотек и фреймворков поиск решения для бесчисленных задач по программированию не составляет сложностей. Если вы осваиваете JavaScript для фронтенд-разработки, то вам также понадобится по меньшей мере базовое понимание HTML и CSS, равно как некоторый навык их использования для дизайна сайтов.
Вот несколько предпочтительных, на мой взгляд, ресурсов для изучения JS, где предлагаются как платные, так и бесплатные курсы (англ.):
Ruby
Ruby аналогичен Python в своей простоте и читаемости. В некоторых случаях его синтаксис даже более интуитивен и понятен, чем синтаксис Python. Тем не менее Ruby в своих конструкциях уже более многословен за счет использования дополнительных символов и ключевых слов.
Вот как выглядит цикл while в Python:
total = 0
for x in range(5):
print(x)
total += x
А вот тот же цикл while в Ruby:
$total = 0
for i in 0..5
puts "Value of local variable is #"
total += i
end
Поскольку этот язык разрабатывался как “увлекательный и продуктивный”, то программирование на нем станет интересным и интуитивным процессом даже для новичка. Это наглядно видно по англоподобному синтаксису Ruby и естественному ходу мысли при решении с его помощью задач.
При использовании Ruby перед вами возникает несколько способов реализации нужной цели, а также возможность выбирать, какой из этих способов будет для вас более интуитивным.
Программы, создаваемые на этом языке, рассматривают все как объекты. Это позволяет добавлять уникальные свойства и действия каждому объекту без каких-либо ограничений.
С появлением фреймворка Ruby on Rails популярность языка буквально подскочила, и он занял уверенную позицию в области веб-разработки. Ruby on Rails — это простой в освоении и использовании фул-стек фреймворк для создания веб-приложений и сайтов.
Несмотря на то, что Ruby не столь распространен, как те же Python или JavaScript, за последние годы он успешно набрал популярность, и в сообществе программистов на него наблюдается высокий спрос.
По данным последнего опроса разработчиков, проведенного StackOverflow, Ruby занял пятое место в рейтинге самых высокооплачиваемых технологий среди разработчиков. Этот язык выбирают многие стартапы для реализации своих программных нужд при одновременной экономии ресурсов.
Ruby также имеет активное сообщество, в котором радушно приветствуют начинающих программистов и охотно помогают в освоении этого языка. Сторонние библиотека, называемые гемы (gems), тоже постоянно совершенствуются, все более успешно помогая без проблем решать сложные задачи.
Поскольку популярность Ruby охватывает область веб-разработки, то освоение его в качестве первого языка станет отличным решением для тех, кто собирается двигаться именно в этом направлении.
Я не эксперт по Ruby, поэтому рекомендуемые материалы подобрал по отзывам других людей (англ.):
Go является самым молодым языком из нашего списка. Изначально он был разработан компанией Google, которая представила его миру в 2010 году. Сегодня он обслуживается как язык с открытым исходным кодом, но при этом поддержка со стороны Google сохраняется.
Благодаря уникальному набору предлагаемых им возможностей и его связи с Google он быстро завоевал популярность в среде программистов.
Go совмещает в себе разные наиболее полезные возможности других языков и в то же время лишен их недостатков. К примеру, он поддерживает статическую типизацию и производительность в среде выполнения, наподобие Си, и при этом остается легко читаемым, наподобие Python.
Такая комбинация возможностей делает Go идеальным языком для начинающих. У него симпатичный и простой синтаксис, лишенный многословности, свойственной другим объектно-ориентированным языкам. Все это делает процесс его освоения гораздо менее сложным.
Создавался Go в современной среде и с учетом современных требований, в результате чего по умолчанию содержит большую часть необходимых инструментов, избавляя от необходимости использовать внешние зависимости.
Самое же главное то, что Go изящно обрабатывает конкуррентность с помощью горутин, чем не могут похвастаться другие языки. Конкуррентность — это трудная тема, которая вызывает сложности среди начинающих программистов. Тем не менее техника использования горутин существенно ее упрощает, позволяя создавать поистине конкуррентные программы.
В опросе разработчиков на StackOverflow этот язык занял 12 место в рейтинге самых популярных технологий. Для нового языка, за чьими плечами всего с десяток лет существования, это определенно хороший признак прогресса и перспектив в будущем.
Согласно же упомянутому ранее рейтингу наиболее оплачиваемых технологий на рынке труда Go занимает третье место. Если вы планируете изучать язык с целью дальнейшего построения вокруг него карьеры, то этот критерий однозначно будет для вас важен.
Сообщество Go молодо и еще набирается сил, но при этом здесь также с радостью приветствуют начинающих и предлагают помощь. Помимо этого, данный язык богат хорошей документацией, которая даст вам точную и исключительно полезную информацию.
Будучи низкоуровневыми языками, Си и С++ не относятся к самым простым, особенно для начинающих программистов. Так зачем же мы добавили их в статью?
Дело в том, что хоть С/С++ и требуют длительного усердного обучения, а также вполне могут и вовсе отпугнуть от программирования, освоение любого из них даст вам более глубокое понимание принципов работы языков на их базовом уровне. Это позволит выстроить прочное основание, став в результате истинным знатоком и мастером в этой области.
Си или С++ также используются в качестве ознакомительных языков во многих университетах. Доказательством значимости Си и С++ как стартовых языков служит то, что они вынуждают студентов смотреть за границы синтаксиса и теорий, чтобы по-настоящему понять внутренние процессы.
На сегодня эти языки используются практически во всех областях программирования, включая бэкенд, разработку игр, операционных систем и браузеров.
Как один из старейших и в то же время популярнейших языков, Си и его объектно-ориентированный собрат, С++, имеют огромное сообщество, готовое помочь на пути освоения и предоставить множество обучающих материалов.
Так что, если вы хотите сразу взять прицел повыше, то Си или С++ станут для вас отличным выбором.
- 8 полезных приемов программирования на C++
- 22 сниппета на Python для повседневных задач
- Go. Прорабатываем 25 основных вопросов собеседования
Что есть в Java, чего нет в C#? [закрыт]
Хотите улучшить этот вопрос? Переформулируйте вопрос так, чтобы он был сосредоточен только на одной проблеме.
Закрыт 2 года назад .
Решил попробовать писать под андроид и столкнулся с необходимостью писать на Java. До этого писал больше на C#. Языки похожие во многом, но есть и отличия. И так как пока я C# знаю лучше Java, то так получается, что я пользуюсь только теми возможностями синтаксиса Java, которые знаю по C#. В общем, сейчас для меня java превратился в «урезаный C#», потому что каких-то чисто джавовских «фишек» я не знаю, а некоторых возможностей из C# в этом языке нет. Ну, например, в Java нет оператора ?? , нет linq, нет свойств, нет атрибутов. Так вот сам вопрос: а что есть в Java, чего нет в C#? Именно из синтаксиса, различных удобностей и синтаксического сахара.
Отслеживать
13.7k 12 12 золотых знаков 43 43 серебряных знака 75 75 бронзовых знаков
задан 14 окт 2014 в 6:58
1,303 2 2 золотых знака 20 20 серебряных знаков 35 35 бронзовых знаков
@Чад, ну действительно, зачем человеку быстро осваивать те области, с которыми он не знаком, пусть лучше еще раз почитает с самого начала про то, что такое объекты, методы и свойства.
14 окт 2014 в 7:18
@Чад, а еще есть один такой сайт, где девелоперы помогают друг другу, показывая шоткаты, чтобы один девелопер мог не тратить слишком времени на чересчур подробное изучение вопроса, которое ему в данный момент не требуется. В последнее время, конечно, вопросы такие, что в большинстве случаев остается апеллировать только к документации, но посылать туда людей просто так с вопросами, которые напрямую в доках не рассмотрены, — это некрасиво.
14 окт 2014 в 8:10
<Немного нытья>Почему то на stackoverflow если задать вопрос то на него просто ответят. Здесь же тебя пошлют в документацию, назовут лентяем и обвинят во всех грехах. >Иначе — это очередной шлако вопрос, который уменьшает качество сети знаний ответы типа «читай документацию» уменьшают ее качество еще больше чем вопросы от наивных новичков.Немного нытья> Немного>
14 окт 2014 в 8:47
@JuniorTwo, повышайте качество вопросов. Если бы Вы сразу сослались в вопросе на прочитанную в вике статью, то нападок не было бы вообще (как, возможно, и ответов). Кстати, Вы бы отредактировали вопрос, да и выделили бы, что Вас прежде всего интересуют отличия именно в языке (тексте, который обрабатывает компилятор), а не в стандартных библиотеках. (Хотя, может быть, для шарпа и явы (в отличие, скажем, от Си) язык без библиотек вообще не стоит рассматривать?)
14 окт 2014 в 8:58
@Чад, что не так в вопросе «про какие вещи типа linq в c# мне нужно знать заранее?»
14 окт 2014 в 10:10
5 ответов 5
Сортировка: Сброс на вариант по умолчанию
В основном по фичам в данный момент C# идёт впереди Java, Java находится в позиции догоняющего. Однако есть несколько фич, которые есть в Java и нет в C# и которые при правильном использовании могут облегчить жизнь программисту.
1) Легковесные (анонимные) производные классы.
new Thread(new Runnable() < // это анонимный производный класс! @override public void run() < // do some work >>).start();
В C# надо было бы объявить производный класс явно. Аналогичная, но не равносильная фича C# — анонимные методы, то есть лямбды.
2) Нестатические внутренние классы. В C# внутренние классы лишь логически находятся «внутри» и не имеют доступа к instance-переменным. В Java внутренние классы более богаты.
3) enum ‘ы. В C# они такие же, как в C++, и являются по существу именованными константами целочисленного типа. В Java enum ‘ы есть константы объектного типа, гораздо более богатые семантически.
4) checked exceptions. Вы можете объявлять как часть сигнатуры метода исключения, которые бросаются этим методом. В C# такой возможности нету. (Хотя разработчики C# считают, что эта фича не нужна и даже вредна, тем не менее по факту это фича, которая есть в Java и нет в C#.)
5) final -параметры. В C# const могут лишь переменные и поля, в Java можно параметр объявить как final , и при попытке его изменить компилятор наругается на вас.
6) SoftReference представляет собой «более сильную» версию WeakReference (которые тоже есть в Java): объекты, референсируемые ими, не удаляются, пока памяти хватает, даже если другие объекты уничтожаются в процессе сборки мусора.
7) У Java есть симпатичные помеченные блоки, которые позволяют выйти из любого количества циклов за раз ( break ) или пропустить итерацию во внешнем цикле ( continue ). Также break ; может выйти из любого блока, не только цикла (что делает его равносильным goto ).
8) В Java вы можете ловить в одном catch несколько исключений: catch (IOException | SQLException ex) . C# такое не умеет.
С выходом новой версии Java 8 добавилось ещё одно расхождение:
9) У Java есть очень полезная фича: default interface implementation, с помощью которой можно устраивать подобие mixin’ов: написать код, который можно добавить к любому классу, с возможностью перегрузки.
У C# похожее поведение можно смоделировать при помощи extension-методов (которых в Java как раз нет) и маркерных интерфейсов, но вы не сможете полиморфно перегрузить метод в конкретном классе, только перекрыть. В результате если у вас есть указатель на базовый класс, вызов в случае C# приведёт к вызову метода для базового класса.