Новосибирский государственный университет
Персоны в коллекции «Современные проблемы информатики»
Чарльз Энтони Ричард Хоар
р. 11 января 1934, Коломбо, Цейлон, Британская империя, ныне Шри Ланка
Основные достижения:
Сэр Чарльз Энтони Ричард Хоар (Charles Antony Richard Hoare или Tony Hoare или C.A.R. Hoare) — английский учёный, специализирующийся в области информатики и вычислительной техники. Наиболее известен как разработчик алгоритма «быстрой сортировки» (1960), на сегодняшний день являющегося наиболее популярным алгоритмом сортировки.
Им разработаны язык Z спецификаций и параллельная модель взаимодействия последовательных процессов (CSP, Communicating Sequential Process). В числе его заслуг — разработка логики Хоара (Hoare Logic), научной основы для конструирования корректных программ, используемой для определения и разработки языков программирования. Хоар написал ряд трудов по созданию спецификаций, проектированию, реализации и сопровождению программ, показывающих важность научных результатов для увеличения производительности компьютеров и повышения надежности программного обеспечения.
Входил в рабочую группу IFIP по совершенствованию языков программирования.
Краткая биография:
Родился в Коломбо в Шри-Ланке. Получил степень бакалавра по классическим языкам в Оксфордском университете в 1956 году. Проходил службу в Королевском военно-морском флоте Великобритании в 1956—1958 годы. Изучив русский язык, в 1959 году Хоар обучался в Московском университете компьютерному переводу, а также теории вероятностей в школе Колмогорова. В 1960, из-за политического кризиса, связанного с уничтожением разведывательного самолета У-2, он покинул Советский Союз и начал работать в небольшой компании по производству компьютеров Elliott Brothers, где занимался реализацией языка ALGOL 60 . Там же он начал заниматься разработкой алгоритмов.
Публикации o жизни и деятельности персоны:
Публикации персоны:
- Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование / пер. с англ. С.Д. Зеленцкого, В.В. Мартынюка, Л.В. Ухова ; под ред. Э.З. Любимского, В.В. Мартынюка. — М.: Мир, 1975. — С. 247.
- Хоар Ч. Э. Р., Взаимодействующие последовательные процессы / под редакцией А. П. Ершова. — Москва: Мир. — 1989. — С. 264. — ISBN 5-03-001043-2.
Практическая работа № 15
«Использование возможностей текстовых процессоров»
2. Выделите заголовок стилем Заголовок 1.
3. Создайте стиль Биография со следующими характеристиками:
• шрифт Times New Roman, 12 пт
• абзацный отступ (отступ в первой строке) 1 см
• выравнивание по ширине
• междустрочный интервал 1,25 строки
• дополнительные интервалы : до абзаца – 0, после абзаца – 6 пт
Все абзацы текста оформите с помощью стиля Биография.
4. Включите режим автоматической расстановки переносов.
5. Включите проверку орфографии для русского языка.
6. Поместите информацию о книге Operating System в сноску в нижней части страницы.
7. Сделайте гиперссылками
• имена ученых: Тони Хоар, Никлаус Вирт (только когда они встречаются в первый раз); гиперссылка должна указывать на статью в Интернете с информацией об этом ученом;
• выражения «грамматика Ван Вейнгаардена» и «Алгоритм Дейкстры»; ссылки должна указывать на статьи с описанием упомянутой грамматики и алгоритма;
• выражение «премия Тьюринга»; ссылка должна указывать на статью с информацией об этой премии.
8. С помощью тезауруса найдите синонимы и антонимы к слову «впоследствии».
9. Преобразуйте документ в формат PDF. Если на вашем компьютере не установлена программа-конвертер, можно использовать бесплатные онлайн-сервисы, например,
Практические работы по информатике 9 класс. Поляков К.Ю.
Практическая работа №1. Подготовка текстового документа
1) Перейдите в каталог work-1 . Загрузите документ dijkstra.doc (или dijkstra.rtf ) и прочитайте текст.
2) Добавьте к тексту заголовок и выделите его стилем Заголовок 1.
3) Добавьте в документ фотографию человека, о котором идёт речь (найдите её в Интернете).
4) Создайте стиль Биография со следующими характеристиками:
· шрифт Times New Roman, 12 пт
· абзацный отступ 1 см
· выравнивание по ширине
· междустрочный интервал 1,25 строки
· дополнительные отступы: до абзаца – 0, после абзаца – 6 пт
Все абзацы текста оформите с помощью стиля Биография.
5) Включите режим автоматической расстановки переносов.
6) Включите проверку орфографии для русского языка.
7) Поместите информацию о книге Operating System в сноску в нижней части страницы.
8) Сделайте гиперссылками
· имена ученых: Тони Хоар, Никлаус Вирт (только когда они встречаются в первый раз); гиперссылка должна указывать на статью в Интернете с информацией об этом ученом;
· выражения «грамматика Ван Вейнгаардена» и «Алгоритм Дейкстры»; ссылки должна указывать на статьи с описанием упомянутой грамматики и алгоритма;
· выражение «премия Тьюринга»; ссылка должна указывать на статью с информацией об этой премии.
9) Преобразуйте документ в формат PDF. Если на вашем компьютере не установлена программа-конвертер, можно использовать бесплатные онлайн-сервисы, например,
Глава 1. Компьютерные сети
Практическая работа №2. Службы Интернета
Перейдите в каталог work- 2 . Загрузите документ service .doc (или service .rtf ). Выполняйте задания прямо в этом файле.
1) Добавьте в верхний колонтитул свою фамилию и имя.
2) Используя поисковую систему www.filesearch.ru, найдите на FTP -серверах файлы
syntrace.zip и minimax.ps , определите их адреса и размер (задание 40 в рабочей тетради).
3) Используя материалы Интернета, постройте круговую диаграмму, которая сравнивает количество пользователей различных программ-мессенджеров для мобильных устройств.
4) Используя материалы Интернета, составьте список наиболее популярных облачных сервисов для хранения данных и сравните объём хранилища, который предоставляется бесплатно.
Практическая работа №3. Информационные системы
Перейдите в каталог work- 3 . Загрузите документ info.doc (или info.rtf ).
1) Добавьте в верхний колонтитул свою фамилию и имя.
2) Используя несколько сервисов прогноза погоды, сравните прогноз на сегодняшний день в вашем городе (посёлке).
3) Варфоломей планирует лететь на самолете из Нижнего Новгорода в Анапу 25 июля, так чтобы 26 июля начать культурный отдых на море. Используя информационные системы в Интернете, предложите ему возможные варианты перелёта.
4) Используя сервисы для работы с картами, проложите маршрут из школы домой и определите его длину.
5) Узнайте, по какому адресу расположена школа № 146 г. Перми с углублённым изучением математики, физики и информатики. Кто является директором школы? Как выглядит вход в школу (вставьте скриншот с сервиса Яндекс-панорамы).
Практическая работа №4. Веб-сайты
Перейдите в каталог work- 4 . Загрузите документ sites .doc (или sites .rtf ).
1) Найдите в Интернете названия бесплатных CMS и запишите в таблицу адреса сайтов, откуда их можно загрузить.
2) Сравните тарифные планы на нескольких разных хостингах (по указанию учителя) по следующим критериям:
· место, выделяемое под сайт;
· возможность использования PHP);
· количество почтовых ящиков;
3) Найдите в Интернете статистику по использованию трёх самых популярных веб-серверов. Постройте по этим данным круговую диаграмму. Не забудьте, что кроме этих трёх серверов есть ещё и другие.
Практическая работа №5.
Простая веб-страница
Составьте простую веб-страницу, на которой поместите небольшое стихотворение и краткую справку об авторе (см. пример справа).
1) В заголовке страницы ( ) должны быть указаны фамилия и имя автора: «Работа Василия Иванова».
2) Заголовок документа – название стихотворения. Выравнивание по центру.
3) Под стихотворением – фамилия автора (отдельный абзац).
4) В самом низу – два абзаца с краткой информацией об авторе. Установите выравнивание по ширине.
Практическая работа №6.
Гиперссылки, списки и рисунки
Перейдите в каталог work- 6 . Загрузите документ ruskeala . html – заготовку для новой веб-страницы. Оформите страницу так, как на образце справа:
1) В заголовке страницы ( ) должны быть указаны фамилия и имя автора: «Работа Василия Иванова».
2) Выделить заголовок документа.
3) Выделите абзацы с помощью нужного тэга, установите выравнивание по ширине.
4) Оформите перечисления как маркированный и нумерованный списки.
Уровень B .
5) Добавьте фотографии: одну с обтеканием влево, вторую – с обтеканием вправо, третью – в отдельном абзаце с выравниванием по центру.
6) Сделайте названия соборов, музеев и дворцов Санкт-Петербурга ссылками на соответствующие страницы в Интернете.
Уровень C .
7) Добавьте небольшой значок, обозначающий международную трассу E105. сделайте этот значок гиперссылкой (куда – решите сами).
8) Сделайте названия населённых пунктов ссылками на карты сервиса Яндекс-Карты.
Глава 2. Математическая логика
Практическая работа №7. Логические элементы
Перейдите в каталог work- 7 . Откройте в браузере тренажёр element . html .
1) Постройте таблицу истинности элемента с кодовым именем NAND. Выполните задание 26 в рабочей тетради.
2) Постройте таблицу истинности элемента с кодовым именем NOR. Сравните её с таблицей истинности операции «ИЛИ». Выполните задание 2 7 в рабочей тетради.
3) Постройте таблицы истинности элементов с кодовыми именами XOR и EQV. Выполните задания 2 8 -2 9 в рабочей тетради.
4) Выполните задание 31 в рабочей тетради.
Откройте в браузере тренажёр element 2. html .
5) Постройте таблицу истинности схем с кодовыми именами KD и DK. Выполните задание 32 а рабочей тетради.
Практическая работа №8. Шифрование
1) Работа в парах. Договоритесь с напарником, какой четырёхбитный ключ вы будете использовать для шифровки. Зашифруйте год, когда произошло какое-нибудь известное историческое событие (четырёхбитный код каждой цифры отдельно с тем же ключом), и передайте напарнику зашифрованное сообщение. Выполните задание 51 в рабочей тетради.
2) Перейдите в каталог work- 8 . Откройте в браузере тренажёр enigma . html .
3) Выберите для шифрования четырёхбитный ключ (число от 0 до 15) и зашифруйте какую-нибудь известную фразу с помощью этого ключа. Передайте напарнику полученный двоичный код в виде текстового файла и попросите расшифровать (не сообщая ключ!).
Глава 3. Моделирование
Практическая работа №9. Броуновское движение
1) Работа в группах. Группы должны состоять из 3-5 человек. Каждый из вас проведёт эксперимент с математической моделью броуновского движения для одного значения температуры (-200°С, -100°С, 0°С, 100°С, 200°С).
2) Перейдите в каталог work- 9 . Откройте в браузере тренажёр brown . html .
3) Выберите нужное значение температуры и проведите 5-6 сеансов моделирования по 30 секунд. После каждого сеанса моделирования записывайте длину пути, который прошла частица.
4) Из полученных значений найдите среднее арифметическое.
5) Объедините данные всех членов группы и постройте в электронных таблицах график зависимости длины пути частицы от температуры.
6) Выполните задание 8 в рабочей тетради.
Практическая работа №10. Полёт шарика
1) Перейдите в каталог work-1 0 . Откройте в браузере тренажёр fly. html .
2) Протестируйте все четыре модели. Выполните задание 17 в рабочей тетради.
3) Откройте электронную таблицу fly.xls (или fly.ods ), куда вы будете заносить результаты эксперимента.
4) Выберите модель, которая прошла тестирование. Испытайте её при начальных скоростях шарика 5, 10, 15, 20, 25 и 30 м/с, для каждого случая запишите в электронную таблицу (на Лист 1) максимальную высоту, на которую поднялся шарик.
5) Выясните по таблице, во сколько раз увеличивается максимальная высота подъёма, если увеличить начальную скорость в два раза. Постройте график этой зависимости. Как зависит максимальная высота от начальной скорости? Выполните задание 1 8 в рабочей тетради.
6) Испытайте ту же модель при различных значениях ускорения свободного падения g , выбрав какую-то одну начальную скорость. Для каждого случая запишите в электронную таблицу (на Лист 2) максимальную высоту, на которую поднялся шарик.
7) Выясните по таблице, как изменяется максимальная высота подъёма, если уменьшить ускорение свободного падения в два раза. Постройте график этой зависимости. Выполните задание 1 9 в рабочей тетради.
8) *Известно, что максимальная высота зависит только от начальной скорости и ускорения свободного падения. Попробуйте по результатам экспериментов с моделью найти эту формулу (если вы выполнили задания 4-6, вам осталось определить только неизвестный коэффициент). Выполните задание 20 в рабочей тетради.
9) «Включите» в модели сопротивление воздуха. Выполните моделирование при g = 9,81 м/с 2 для всех возможных скоростей и запишите на Лист 3 электронной таблицы максимальную высоту, на которую поднимается шарик. Определите, при каких начальных скоростях модель без учёта сопротивления воздуха становится неадекватной. Выполните задание 2 1 в рабочей тетради.
Практическая работа №11. Полёт шарика-2
1) Перейдите в каталог work-1 1 . Откройте электронную таблицу fly-2.xls (или fly-2.ods ), куда вы будете заносить результаты эксперимента.
2) Наберите программу, которая решает квадратное уравнение. С её помощью определите время полёта шарика при начальных скоростях и запишите результаты в электронную таблицу на Лист 1.
3) Наберите вторую программу, которая решает задачу с помощью имитационного моделирования. С её помощью определите время полёта шарика при начальных скоростях и запишите результаты в соседний столбец электронной таблицы.
4) Определите, адекватны ли результаты моделирования (не превышает ли ошибка 10% от точного результата). Выполните задание 22 в рабочей тетради.
5) Выполните имитационное моделирование для других значений D t : 0,001; 0,1 и 0,2 сек. Результаты занесите на Лист 2 электронной таблицы. Выполните задание 23 в рабочей тетради.
6) *Подумайте, как можно было бы выполнить имитационное моделирование с помощью табличного процессора. Какие проблемы могут при этом возникнуть?
Глава 4. Программирование
Практическая работа №12. Посимвольная обработка строк
Уровень A. Напишите программу, которая заменяет в символьной строке все точки на нули и все буквы X на единицы.
Введите строку: ..X.XX.
Двоичный код: 0010110
Уровень B. Напишите программу, которая выполняет инверсию битов в символьной строке: заменяет в ней все нули на единицы и наоборот.
Введите битовую строку: 10011010
Уровень C. Введите битовую строку и дополните её последним битом, который должен быть равен 0, если в исходной строке чётное число единиц, и равен 1, если нечётное (в получившейся строке должно всегда быть чётное число единиц).
Введите битовую строку: 01101010110
Практическая работа №13. Обработка строк. Функции
Уровень A. Напишите программу, которая принимает символьную строку, содержащую фамилию и имя (они разделены одним пробелом). Нужно построить новую строку, в которой записан инициал (первая буква имени с точкой) и через пробел – фамилия.
Введите фамилию и имя: Семёнов Андрей
Уровень B. Напишите программу, которая принимает строку, содержащую фамилию, имя и отчество человека (каждая пара слов разделена одним пробелом). Нужно построить новую строку, в которой записаны инициалы (первые буквы имени и фамилии с точками после них) и через пробел – фамилия.
Введите фамилию и имя: Семёнов Андрей Владимирович
Уровень C. Напишите программу, которая вводит адрес файла и «разбирает» его на части, разделенные знаком ‘/’. Каждую часть нужно вывести в отдельной строке.
Введите адрес файла: C :/Фото/2015/Байкал/ shaman . jpg
Практическая работа №14. Преобразования «строка « число»
Уровень A. Напишите программу, которая вычисляет сумму двух чисел, записанную в виде символьной строки.
Что вычислить: 12+134
Уровень B. Напишите программу, которая вычисляет сумму трёх чисел, записанную в виде символьной строки.
Что вычислить: 12+134+45
Уровень C. Напишите программу, которая вычисляет сумму произвольного количества чисел, записанную в виде символьной строки.
Что вычислить: 12+134+45+17
Практическая работа №15. Перестановка элементов массива
Уровень A. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 8 элементов случайными числами в диапазоне [0,20], выводит его на экран, а затем меняет местами пары соседних элементов, кроме первого и последнего (2-й с 3-м, 4-й с 5-м и т.д.).
Массив: 5 16 2 13 3 14 18 17
Реверс: 5 2 16 3 13 18 14 17
Уровень B. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 случайными числами в диапазоне [10,30], выводит его на экран, а затем выполняет реверс первой половины массива.
Массив: 12 34 15 27 17 25 16 23 18 20
Реверс: 17 27 15 34 12 25 16 23 18 20
Уровень C. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 случайными числами в диапазоне [10,50], выводит его на экран, а затем выполняет реверс отдельно первой и второй половин массива. При изменении значения N программа должна работать правильно без дополнительных изменений.
Массив: 12 45 30 18 28 15 26 44 32 17
Реверс: 28 18 30 45 12 17 32 44 26 15
Практическая работа №16. Линейный поиск в массиве
Уровень A. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [0,20], выводит его на экран, а затем находит индекс первого элемента, равного введённому числу X . Программа должна вывести ответ «не найден», если в массиве таких элементов нет.
Массив: 5 16 2 13 3 14 18 1 3 16 9
Уровень B. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [-10,10], выводит его на экран, а затем находит индекс последнего элемента, равного введённому числу X . Программа должна вывести ответ «не найден», если в массиве таких элементов нет.
Массив: -5 -6 2 3 -3 0 8 — 3 0 9
Уровень C. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [10,50], выводит его на экран, а затем находит индексы всех элементов, равных введённому числу X . Программа должна вывести ответ «не найден», если в массиве таких элементов нет.
Массив: 12 45 30 18 30 15 30 44 32 17
Практическая работа №17. Сортировка
Уровень A. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [0,20] и сортирует его в порядке убывания.
Массив: 5 16 2 13 3 14 18 13 16 9
После сортировки: 18 16 16 14 13 13 9 5 3 2
Уровень B. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [10,100] и сортирует его по возрастанию последней цифры числа (сначала идут все числа, которые заканчиваются на 0, потом все, которые заканчиваются на 1, и т.д.).
Массив: 12 10 31 40 55 63 28 87 52 92
После сортировки: 10 40 31 12 52 92 63 55 87 28
Уровень C. Напишите программу, которая заполняет массив из N = 10 элементов случайными числами в диапазоне [0,20] и сортирует его в порядке возрастания. На каждом шаге цикла выполняется поиск максимального (а не минимального!) элемента.
Массив: 5 16 2 13 3 14 18 13 16 9
После сортировки: 2 3 5 9 13 13 14 16 16 18
Практическая работа №18. Матрицы
Уровень A. Напишите программу, которая заполняет матрицу случайными числами и находит максимальный элемент на главной диагонали квадратной матрицы.
Результат: A[ 4 , 4 ] = 92
Уровень B. Напишите программу, которая заполняет матрицу случайными числами и находит максимальный элемент матрицы и его индексы (номера строки и столбца).
Максимум: A[2,4] = 98
Уровень C. Напишите программу, которая заполняет матрицу случайными числами и находит минимальный из чётных положительных элементов матрицы. Учтите, что таких элементов в матрице может и не быть.
Результат: A[ 3 , 2 ] = 1 2
Практическая работа №19. Отладка программы
Уровень A. Отладьте программу для решения квадратных уравнений (из учебника). Проверьте, каков будет результат, если дискриминант получится отрицательный.
Уровень B. Дополните программу для решения квадратного уравнения так, чтобы в случае отрицательного дискриминанта она выводила сообщение «Нет корней».
Уровень C. Евгений написал программу, которая находит максимальную цифру числа:
алг МаксЦифра
нц пока N > 0
если d > m то
program M axDigit;
var N, m, d: integer;
while N > 0 do begin
if d > m then d:= m;
Он торопился, поэтому в программе есть ошибки. Используя отладчик и вывод отладочной информации, найдите ошибки и исправьте программу.
Практическая работа №20. Процедуры
Уровень A. Напишите процедуру, которая принимает один параметр – натуральное число N , – и выводит на экран две линии из символов «минус» длиной N . При запуске программы N нужно ввести с клавиатуры.
Длина цепочки: 7
Уровень B. Напишите процедуру, которая принимает один параметр – натуральное число N , – и выводит на экран прямоугольник длиной N и высотой 3 символа. При запуске программы N нужно ввести с клавиатуры.
Длина прямоугольника: 7
Уровень C. Напишите процедуру, которая выводит на экран квадрат со стороной N символов. При запуске программы N нужно ввести с клавиатуры.
Сторона квадрата: 5
Практическая работа №21. Рекурсивные процедуры
Уровень A. Напишите рекурсивную процедуру для перевода числа в восьмеричную систему счисления.
Введите число: 66
Уровень B. Напишите рекурсивную процедуру для перевода числа в любую систему счисления с основанием от 2 до 9.
Введите число: 75
Уровень C. Напишите рекурсивную процедуру для перевода числа в шестнадцатеричную систему счисления.
Введите число: 123
Практическая работа №22. Функции
Уровень A. Напишите функцию, которая вычисляет среднее арифметическое пяти целых чисел.
Введите 5 чисел: 1 2 3 4 6
Уровень B. Напишите функцию, которая находит количество цифр в десятичной записи числа.
Введите число: 751
Количество цифр: 3
Уровень C. Напишите функцию, которая находит количество единиц в двоичной записи числа.
Введите число: 75
Количество единиц: 5
Практическая работа №23. Функции-2
Уровень A. Напишите функцию, которая удаляет все пробелы в начале символьной строки и возвращает новую строку.
Введите строку: йцукен
Уровень B. Напишите логическую функцию, которая возвращает значение «истина», если переданное ей число помещается в 8-битную ячейку памяти (вспомните, какое минимальное и максимальное число можно записать с помощью 8 битов).
Введите число: 751
Уровень C. Напишите логическую функцию, которая возвращает значение «истина», если переданное ей число простое (делится только на само себя и на единицу).
Введите число: 751
Количество цифр: 3
Уровень D. Напишите рекурсивную функцию, которая вычисляет наибольший общий делитель двух чисел (НОД) с помощью алгоритма Евклида: заменять большее число на разность большего и меньшего, пока эта разность не станет равна нулю. Тогда второе число и есть НОД.
Введите числа: 14 21
Практическая работа №24. Стандартные функции
Перейдите в каталог work-24 и откройте файл functions .xls (или functions .ods ).
Уровень A. Соревнования по гимнастике оценивают 10 судей. Минимальную и максимальную оценки каждого спортсмена отбрасывают, а из остальных находят среднее значение. Вычислите оценки всех спортсменов и определите, кто какое место занял.
Перейдите на Лист 2. Определите общие доходы и расходы фермера Василия, а также его прибыль по результатам сезона.
Уровень B. Перейдите на Лист 3 . Выясните назначение функций
SQRT ( КОРЕНЬ ) GCD ( НОД ) LCM ( НОК )
ROUND ( ОКРУГЛ ) MOD ( ОСТАТ ) ROMAN ( РИМСКОЕ )
и приведите на этом листе примеры их использования.
Выполните задание 1 в рабочей тетради.
Уровень C. Перейдите на Лист 4 . Используя дополнительные источники, найдите функции для перевода чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Приведите на этом листе примеры их использования.
Выполните задание 2 в рабочей тетради.
Практическая работа №25. Таблицы истинности
1) как применить логическую операцию НЕ к логическому значению 0 или 1?
2) как использовать функции MIN ( МИН ) и MAX ( МАКС ) для вычисления результатов логических операций И и ИЛИ ?
Выполните задания 3 и 4 в рабочей тетради.
Перейдите в каталог work-25 и откройте файл tabist .xls (или tabist .ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и постройте таблицу истинности логической функции
F = (A и не B) или C
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и постройте таблицу истинности логической функции
Предварительно представьте операцию «импликация» через операции ИЛИ и НЕ , используя формулу .
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и определите, какие из трёх логических функций.
F2 = (A и не C) ® (не B)
F3 = (не C) ® (не (A и B))
совпадают с функцией, которая задана приведённой таблицей истинности.
Практическая работа №26. Условные вычисления
Перейдите в каталог work-2 6 . Загрузите документ if . xls (или if . ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и выполните задание в рамке. Обычно доставка в Интернет-магазине «Наш край» стоит 200 рублей, но если цена заказа 1200 рублей и больше, то доставка бесплатная. Вычислите в ячейке F3 общую выручку магазина с учётом доставки.
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и выполните задание в рамке. Фирма «Рога и копыта» доставляет рога и копыта клиентам. Если в доме у клиента есть лифт, то доставка бесплатная. Если лифта нет, то подъём товара на каждый этаж выше 3-го стоит 50 рублей. Найдите общую сумму, которую получит фирма за доставку товара.
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и выполните задание в рамке. Компания «Макрохард» набирает программистов на новый проект. Претенденты проходят два отборочных тура, на которых они выполняют тестовые задания. На работу принимаются все, кто набрал больше 80 баллов на первом туре и больше 70 баллов на втором. Определите, сколько новых сотрудников принято на работу по результатам двух туров.
Практическая работа №2 6 -a. Условные вычисления
Перейдите в каталог work-2 6 . Загрузите документ ifa . xls (или ifa . ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и выполните задание в рамке. Обычно доставка в Интернет-магазине «Наш край» стоит 200 рублей, но если цена заказа 1200 рублей и больше, то доставка бесплатная. Вычислите в ячейке F3 общую выручку магазина с учётом доставки.
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и выполните задание в рамке. Фирма «Рога и копыта» доставляет рога и копыта клиентам. Если в доме у клиента есть лифт, то доставка бесплатная. Если лифта нет, то подъём товара на каждый этаж выше 3-го стоит 50 рублей. Найдите общую сумму, которую получит фирма за доставку товара.
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и выполните задание в рамке. Жильцы дома регулярно платят компании «Электросбыт» за электроэнергию. Если у них есть счётчик израсходованной электроэнергии, они оплачивают по тарифу. Если счётчика нет, то считается, что каждый житель квартиры израсходовал 70 кВт·ч за месяц. Вычислите сумму, которую получит компания за месяц со всех жильцов.
Практическая работа №27. Сложные условия
Перейдите в каталог work-2 7 . Загрузите документ andor.xls (или andor.ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и выполните задание в рамке. Компания «Макрохард» набирает программистов на новый проект. Претенденты проходят два отборочных тура, на которых они выполняют тестовые задания. На работу принимаются все, кто набрал больше 80 баллов на первом туре и больше 70 баллов на втором. Определите, сколько новых сотрудников принято на работу по результатам двух туров.
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и выполните задание в рамке. Компания «Крестоцвет» объявляет акцию для тех, у кого есть дисконтные карты. Если они покупают товар на сумму более, чем 1500 рублей, то получают скидку в 5% на всю покупку. Определите общую сумму всех покупок с учётом скидки.
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и выполните задание в рамке. Для оплаты телефонных разговоров действуют два тарифа: обычный и льготный. Льготный тариф действует в выходные дни (они имеют номера 6 – суббота и 7 – воскресенье), а также в любой день после 20:00 до полуночи. Тарифы записаны в ячейках C2 и С3 . Найдите общую стоимость всех разговоров. Момент времени 20:00:00 следует записывать как TIME(20;0;0) (в Microsoft Excel – ВРЕМЯ(20;0;0) ).
Практическая работа №28. Обработка больших массивов данных
Перейдите в каталог work-2 8 . Загрузите документ array.xls (или a r r ay .ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и выполните задание в рамке. Определите:
1) Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Центрального района?
2) Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Центрального района? Ответ запишите с точностью до одного знака после запятой.
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и выполните задание в рамке. Определите:
1) На какое суммарное расстояние были выполнены перевозки с период с 1 по 3 августа 2015 года?
2) Какова средняя масса груза при перевозках из пос. Орехово? Ответ запишите с точностью до одного знака после запятой.
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и выполните задание в рамке. Определите:
1) Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков?
2) Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите с точностью не менее двух знаков после запятой.
Практическая работа №2 8 -а. Обработка больших массивов данных
Перейдите в каталог work-2 8 . Загрузите документ array2.xls (или a r r ay 2.ods ).
Уровень A. Перейдите на Лист 1 и выполните задание в рамке. Определите:
1) Какой максимальный результат по прыжкам в длину показали мальчики 2004 года рождения?
2) Найдите среднее время среди девочек в беге на 30 м? Ответ запишите с точностью до трёх знаков после запятой.
Уровень B. Перейдите на Лист 2 и выполните задание в рамке. Определите:
1) Каков рост самого высокого ученика 10 класса?
2) Какой процент учеников 8 класса имеет вес более 60 кг? Ответ запишите с точностью до двух знаков после запятой.
Уровень C. Перейдите на Лист 3 и выполните задание в рамке. Определите:
1) Сколько девочек любят информатику?
2) Какой процент учеников 8 класса имеют по любимому предмету отметку 4 или 5? Ответ на этот вопрос запишите с точностью до двух знаков после запятой.
Уровень D. Перейдите на Лист 4 и выполните задание в рамке. Определите:
1) C колько учеников 10 и 11 классов сдали экзамены по русскому языку и физике на отметки 4 и 5 баллов?
2) Какой процент учеников 9 и 10 класса не сдавали экзамен хотя бы по одному предмету? Ответ на этот вопрос запишите с точностью до одного знака после запятой.
Практическая работа №29. Решение уравнений
Уровень A. Найдите все решения уравнения на отрезке [-5;5].
Уровень B. Найдите все решения уравнения на отрезке [-5;5].
Уровень C. Вы хотите положить в банк 20000 рублей. Ежегодно на сумму вклада начисляются проценты. Например, если ставка составляет 10% годовых, каждый год сумма увеличивается в 1,1 раза. При какой ставке сумма вырастет до 30000 рублей за 5 лет?
Уровень D. При умножении двух чисел, одно из которых на 10 больше другого, была допущена ошибка: в произведении число десятков уменьшили на 4. При делении полученного произведения на меньший сомножитель получили остаток 122. Определите, какие числа умножались.
Практическая работа №30. Оптимизация
Уровень A. Определите, на какой минимальный срок (целое число лет) необходимо поместить в банк 20000 руб., чтобы получить не менее 100000 при 10% годовых.
Уровень B. Найдите стороны прямоугольного треугольника, имеющего наибольшую возможную площадь, если известно, что сумма длин его катетов равна 10.
Уровень C. На кондитерской фабрике выпускаются конфеты трёх сортов. Известны расходы компонентов (в граммах) на 1 кг каждого сорта и общие запасы, имеющиеся на складе:
Технологическая карта урока
Тема урока:
Практическая работа №10 по теме «Использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски).
Открытие нового знания
Расширение понятийной базы текстового процессора;
Формировать у учащихся навыки и умения работы в текстовом процессоре;
Методы обучения:
Проблемный или частично-поисковый, постановка и решение проблемы;
Практический (самостоятельная работа учащихся);
Образовательные:
Продолжить знакомить учащихся с понятиями: форматирование теста, работа над текстом в текстовом процессоре Word .
Развивающие:
Формирование эмоционально-целостного отношения к миру и к себе;
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
Учить анализировать и систематизировать известный материал;
Ставить и разрешать проблемы
Воспитательные:
Формирование элементов системного мышления; Создание условий для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать; Формирование социальной направленности любой деятельности; развитие учебно-познавательной и общекультурной компетентности учащихся; Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
Умение работать в группах
Планируемые образовательные результаты:
Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ алгоритмов и умений при решении примеров на составление алгоритмов; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью умению владения текстовым процессором. Владение базовым понятийным аппаратом; практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению задач; Выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи ; Формирование понимания смыслового аспекта темы
Знать : что такое тезаурус, ссылки, сноски.
Уметь : форматировать текст, добавлять ссылки, сноски, выполнять проверку орфографии в текстовом процессоре
Метапредметные
Регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи)
Познавательные УУД : выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; умений применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера; овладение умением классифицировать, наблюдать, делать выводы, обобщать изученный материал; развитие умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике
Коммуникативные УУД : формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.
Личностные
Смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения заданий на составление алгоритмов),
Оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);
Формирование информационной культуры,
Формирование познавательных интересов и мотивов;
Развитие логического мышления
Оборудование:
Компьютер, компьютеры для учащихся, установленная программа Microsoft Office Word 2007
Карта урока
Этап урока (название), время
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Вхождение в тему
Создание проблемной ситуации
Умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему выдвигать гипотезы, оценивать начальные данные и планируемый результат
Попробуйте ответить на вопросы:
Что такое текстовый процессор? Форматирование текста?
Отвечают на вопросы
Определение темы и задач урока
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Определяем задачи урока:
Определяют тему урока .
Основные функции текстового процессора
Вставлять ссылки, сноски, тезаурус при помощи текстового процессора
Изучение новой темы
Объяснение работы программы
Объяснение целей и задач практической работы
Умение принимать решение, брать ответственность на себя, быть лидером группы.
Умение осознавать смысл своей деятельности.
Умение слушать и анализировать.
Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Работа в группе. Умение учитывать разные мнения.
Сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение работать с различными источниками информации. Умение формулировать выводы, вести наблюдения
Мозговая гимнастика
(Приложение 1)
Выполнение практической работы 20-25 мин
Научиться выполнять предложенные задания с использованием полученных знаний
Работа с программой на ученических компьютерах. Выполняют задания. (приложение 2)
Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Умение понимать и осознавать смысл своей деятельности
Умение извлекать информацию из различных источников и применять её на практике
Умение работать с различными источниками информации, обобщать, систематизировать полученные знания. Умение формулировать выводы
Гимнастика для глаз
Коррегирующая гимнастика для глаз (Приложение 1)