Язык программирования
Язык программирования — это формальная знаковая система, на которой пишут компьютерные программы. Его можно представить как набор разнообразных правил и команд, на основе которых программист пишет код. Иногда словосочетание сокращают как ЯП.
«IT-специалист с нуля» наш лучший курс для старта в IT
Естественный язык — это средство общения между человеком и другим человеком. Язык программирования — средство общения между разработчиком и компьютером. Программист пишет код, который говорит устройству о том, что ему нужно сделать, какой процесс выполнить. Сама последовательность действий называется алгоритмом, а язык программирования помогает ее записать.
У языков программирования есть заданный набор команд и определенный синтаксис: то, как должны записываться команды. Например, во многих языках в конце строки ставится точка с запятой: это помогает компьютеру отделять одну команду от другой.
Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля
Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам
Языков программирования в мире тысячи, востребованных на рынке – десятки. Их много, потому что для решения разных типов задач нужны различные технологии и принципы.
Кто пользуется языками программирования
Языки программирования используют разработчики, системные администраторы, сетевые инженеры, DevOps’ы, этичные хакеры, тестировщики и многие другие. Конечно, для каждой цели понадобится свой язык. Это может быть какой-либо промышленный язык программирования или внутренний язык определенной системы — все зависит от того, в какой сфере работает специалист. У одного ЯП может быть несколько сфер применения.
Для чего нужны языки программирования
На самом глубоком, самом низком уровне все, что выполняет компьютер, сводится к электрическим сигналам. Они преобразуются в машинные коды: числа в двоичной системе счисления. Единица — это наличие сигнала, ноль — отсутствие. Но человеку практически невозможно работать с такими понятиями. Представьте: вместо одной команды понадобится написать несколько сотен нулей и единиц. Это нереально.
Поэтому появились языки программирования. Они выглядят более понятно для человека, чем машинные коды, и на них легче писать. С помощью языков программирования разработчик может держать в голове и реализовывать даже очень сложные конструкции. Языки бывают разных уровней: более близкие к машинным кодам или далекие от них, зато приближенные к человеческим понятиям. Для разных видов задач нужны разные уровни. От задачи также зависят требования к языку, основные принципы и особенности.
Как компьютер распознает языки программирования
Если цифровые устройства работают на основе машинных кодов, то как они распознают языки программирования? Для этого существуют специальные преобразователи — компиляторы и интерпретаторы. Это особые программы, которые «превращают» написанный код в набор команд, понятных для компьютера. Их можно сравнить с переводчиками. Они различаются принципом работы.
Компилятор получает на вход код и компилирует его — собирает, преобразует в исполняемый файл весь разом. Потом этот исполняемый файл можно запустить, и компьютер поймет, что от него хотят.
Интерпретатор «переводит» код построчно и тут же инициирует его выполнение. Сначала он прочитает и отправит на исполнение первую строчку, затем вторую – и так далее.
В зависимости от того, какой «переводчик» используется в том или ином языке программирования, они делятся на компилируемые и интерпретируемые. Из-за особенностей преобразования у этих двух разновидностей свои нюансы поведения. Это важно, например, при отладке.
Курс для новичков «IT-специалист
с нуля» – разберемся, какая профессия вам подходит, и поможем вам ее освоить
Откуда берутся языки программирования, компиляторы и интерпретаторы
Их пишут при создании языка его разработчики. Для этого они пользуются другими языками программирования, обычно — более низкого уровня, то есть более близкими к «железу». Вот пример: высокоуровневый язык Python написан на C/C++, а они, в свою очередь, на ассемблере — очень низкуровневом языке, ниже которого только сами машинные коды.
То же самое касается компиляторов и интерпретаторов. Они – самая важная часть: от них зависит, как именно компьютер воспринимает команды. Вместе с некоторыми другими техническими программами, например сборщиками мусора, они образуют реализацию языка, или его движок. Иногда реализацией называют сам компилятор или интерпретатор.
Бывает так, что для одного ЯП существует несколько компиляторов или интерпретаторов: каждый из них написан отдельной командой разработчиков. Одни — создателями, другие — сторонним сообществом или компанией.
Часто разные реализации одного и того же языка написаны на разных ЯП. Например, у JavaScript несколько интерпретаторов: на C, C++, Java и других языках.
Почему появляются и исчезают языки программирования
Технологии не стоят на месте. В определенный момент сообщество разработчиков может обнаружить, что для его потребностей больше не хватает текущих языков – тогда рано или поздно появится новый, заточенный под актуальные задачи. Иногда языки «переписывают» и дополняют: так из JavaScript появился TypeScript, который отличается синтаксисом и особенностями, но преобразуется в тот же JavaScript.
Бывает и так, что язык пишут для решения конкретной большой задачи или даже для отдельного устройства. Также существуют эзотерические языки программирования — их пишут не ради того, чтобы решать практические задачи, а ради развлечения, шутки или из любви к искусству.
Язык существует, пока есть задачи, для которых он используется. Со временем старые языки могут стать неудобными, неподходящими для актуальных потребностей разработчиков: тогда они постепенно отпадут. Но это очень медленный процесс, особенно сейчас, когда написанного кода огромное количество — чтобы отказаться от языка, понадобится перевести весь старый «легаси»-код на другие технологии.
Поэтому даже сейчас многие большие программные комплексы работают на языках, которые практически не встречаются в современной разработке: Ada, Fortran и других.
Популярные языки программирования
В действительности языков тысячи, но мы поговорим о самых популярных. Это не полная классификация — только приблизительная карта.
Веб. Для веб-разработки используются JavaScript и его «потомки»: TypeScript и другие. Во фронтенде также понадобятся HTML и CSS, хотя это не совсем языки программирования, а в бэкенде — PHP. Иногда в вебе также применяют Python, Java и другие языки.
Математика и скрипты. Python чаще всего используется для сложных математических задач: компьютерного зрения, машинного обучения, искусственного интеллекта. Но еще он отлично подходит для написания скриптов: коротких программ для автоматизации или мелких задач.
Сервисы и программы для разных ОС. Java применяется в энтерпрайзе. На нем пишут крупные сервисы, которые должны работать на всех платформах, часто высоконагруженные и работающие с большим количеством данных. Также он используется в мобильной разработке на Android.
Для мобильной разработки еще применяют Kotlin и Swift. Первый — для программирования под Android, второй – под iOS и под macOS. Это универсальный язык от Apple.
В написании программ под macOS используется все тот же Swift, под другие ОС — разные языки, часто C-подобные. Это C, C++, C# и прочие. C/C++ используется в системном программировании и для создания быстрого, оптимизированного ПО.
Низкоуровневая разработка. В низкоуровневом программировании работают с ассемблером и другими языками, направленными на работу с «железом».
Вы можете узнать больше о выбранном языке программирования на профессиональных курсах. Они помогут освоить интересующую отрасль и стать востребованным специалистом IT-рынка.
IT-специалист с нуля
Наш лучший курс для старта в IT. За 2 месяца вы пробуете себя в девяти разных профессиях: мобильной и веб-разработке, тестировании, аналитике и даже Data Science — выберите подходящую и сразу освойте ее.
На каких языках программирования пишут backend?
Дмитрий Степанов Системный архитектор ABCSolutions (бренд Goodt)
Во frontend лидирует JavaScript, а в backend все разнообразнее. Технологий десятки, для каждой задачи — своя. Разбираемся, какие языки в backend-разработке используют чаще всего. В бэкенде выделяются несколько востребованных языков: PHP, Java, Python, Ruby, JavaScript, C# и Go. Например, JavaScript активно используется для создания динамичных веб-приложений, в то время как Python славится своей простотой и расширенной библиотекой. Ruby с фреймворком Ruby on Rails подходит для быстрой разработки, в то время как Java обеспечивает надежность и масштабируемость. C# ориентирован на Windows-платформу, а Go – на высокую производительность. PHP остается одним из основных выборов для создания динамических веб-страниц на серверном языке. Для небольших проектов выбор языка программирования для серверной части может показаться незначительным. Времена сложных конфигураций и XML ушли в прошлое, а с современными MVC-фреймворками разработчики могут легко создать простое приложение на практически любом из указанных языков. Однако, при более серьезных задачах стоит учитывать особенности каждого языка и его способность эффективно решать поставленные задачи.
Каким должен быть язык для backend?
Backend переводится с английского как «задний, дальний край» и означает внутреннюю, серверную часть сайта или приложения, которая не видна пользователю. Она соединяет клиента и базу данных и отвечает за взаимодействие между сервером и интерфейсом. Во frontend главное требование к языку — способность работать в браузере, в backend важны удобство, скорость и производительность. А еще — то, насколько язык подходит для конкретной задачи.
Освойте профессию
«Fullstack-разработчик на Python»
Fullstack-разработчик на Python
Fullstack-разработчики могут в одиночку сделать IT-проект от архитектуры до интерфейса. Их навыки востребованы у работодателей, особенно в стартапах. Научитесь программировать на Python и JavaScript и создавайте сервисы с нуля.
Профессия / 12 месяцев
Fullstack-разработчик на Python
Создавайте веб-проекты самостоятельно
4 490 ₽/мес 7 483 ₽/мес
Универсальной технологии не существует: под каждую выбирается своя, со своими преимуществами и недостатками. Для больших проектов обычно выбирают Java, средних — PHP, а быстро развивающихся стартапов — Ruby или Go. Почему так — читайте дальше.
PHP
По данным W3Techs, в 2022 году это один из самых знаменитых веб-языков, на котором написано 77,4% всех сайтов в мире. На момент появления у PHP не было аналогов. Ни один язык не мог динамически подгружать данные и «собирать» их в веб-страницы. Сейчас появились другие технологии, но PHP — по-прежнему классика.
Преимущества
- Популярность и относительная простота изучения. PHP дружелюбен к новичку, прощает ошибки, легко устанавливается и настраивается по сравнению с рядом других сред.
- Язык динамически типизируется, разобраться в его основах легко, а большое сообщество и количество материалов упрощают изучение.
Недостатки
- Из-за динамической типизации PHP бывает непредсказуемым и неочевидным при чтении.
- Его нелегко масштабировать, поэтому для быстро меняющихся проектов язык подходит плохо.
- По сравнению с другими технологиями он достаточно медленный — и в работе, и в скорости отладки.
- Опытные программисты часто ругают PHP за архитектуру: язык развивался не целенаправленно, а хаотично, поэтому некоторые принципы кажутся нелогичными.
Применение
Это универсальный язык для веб-разработки. На PHP написано огромное количество «старых» проектов, например Википедия, Viber или Facebook*.
Сейчас используются современные версии PHP, лишенные части недостатков, поэтому PHP — хороший вариант для начинающих.
О том, почему в 2023 году стоит учить PHP и как это сделать, мы рассказали в статье.
Станьте веб-разработчиком и найдите стабильную работу на удаленке
C# + ASP.NET
ASP.NET — это фреймворк от Microsoft для разработки веб-приложений, который работает с языком C# и платформой .NET, а также с Visual Basic и F#. Он бесплатный, и кроссплатформенный. По рейтингу W3Techs сейчас он второй по популярности после PHP — на нем написано 7,7% сайтов.
C# похож похож на Java, но в нем есть некоторые функции C++, которых нет в Java. C# проще С++: например, в нем есть сборщик мусора, который облегчает работу программиста. Это быстрый, высокоуровневый язык, но не самый простой для входа в IT.
Visual Basic, наоборот, простой и ориентированный на ООП. Он очень наглядный, поэтому часто применяется для прототипирования, но у него есть минус: язык требует много ресурсов.
Преимущества
- ASP.NET — мощный фреймворк, который реализует архитектуру MVC.
- C# — универсальный язык общего назначения: его также используют в gamedev и в разработке десктопных приложений.
Недостатки
- Это сложный инструмент для новичков, который требует много ресурсов.
- Продукт полностью принадлежит компании Microsoft. Только она занимается его поддержкой, поэтому ASP.NET — технология, сильно зависимая от поставщика.
Применение
ASP.NET используют крупные компании. На нем написан StackOverflow, незаменимый инструмент разработчика, а также сайты Microsoft и Starbucks.
Посмотреть примеры кода на C# и прочитать про другие базовые инструменты можно в статье.
Ruby + Ruby on Rails
Ruby — язык общего назначения. Его часто используют в веб-разработке с фреймворком Ruby on Rails. «Рельсы», как их еще называют, реализуют архитектуру MVC. Они были прорывными: технологии переняли другие фреймворки. Ruby — язык «для людей», на нем приятно и удобно писать, он поддерживает концепцию объектно-ориентированного программирования.
Достоинства
- На Ruby можно быстро создать работающий проект: код на нем не избыточен и пишется легко.
- Объектно-ориентированный подход приводит в порядок сущности в коде, а инструменты «рельсов» автоматизируют типовые задачи.
- Язык открытый. Ruby активно развивает сообщество, поэтому он обновляется и модифицируется.
Недостатки
- Ruby не так популярен, как предыдущие технологии, но зато разработчики на нем очень ценятся.
- У языка не очень высокая производительность, но ее хватает для большинства задач.
Применение
Ruby on Rails часто выбирают стартапы, которым важно быстро создать работающий проект. Фреймворк используют для создания MVP — минимально жизнеспособного продукта. Но на нем работают и «старые» проекты: Kickstarter, Airbnb и другие. Язык был на пике популярности в начале 2000-х, с тех пор хайп спал и Ruby стабильно развивается в своей нише.
Java
У Java репутация «языка для энтерпрайза», которая закрепилась очень давно. Он полностью кроссплатформенный: все написанное на нем переводится в байт-код, который можно выполнить везде. Java — мощный, функциональный и производительный, поэтому на нем пишут крупные и высоконагруженные проекты.
Достоинства
- Это язык со строгой типизацией, которая нравится многим программистам.
- Для Java есть множество фреймворков и разнообразных библиотек.
- Язык универсален благодаря виртуальной машине и байт-коду — инструментам, которые позволяют работать под любой платформой. Например, язык подходит для мобильной разработки на Android.
- У Java большое и открытое сообщество.
Недостатки
- Язык не так дружелюбен к новичку, как многие другие, а подробность кода может запутать — некоторые считают его избыточным, слишком объемным.
- Из-за особенностей Java в коде много повторяющихся участков.
- Платформы для программирования требовательны к ресурсам.
Применение
Язык часто используют в банках, страховых компаниях, розничных сетях. На Java написаны PayPal и eBay, Amazon и другие гиганты рынка. Код на нем можно встретить в Airbnb, Pinterest и прочих проектах.
О том, как стать Java-программистом с нуля, мы рассказали в статье.
Станьте Java-разработчиком
и создавайте сложные сервисы
на востребованном языке
Scala
Язык основан на Java, но более современный. У него есть преимущества Java вроде байт-кода и виртуальной машины, но синтаксис лаконичнее, а структуры — сложнее. Scala — язык с сильным функциональным уклоном, а Java — в первую очередь объектно-ориентированный.
Достоинства
- Язык мощный и кроссплатформенный, как Java, но код на нем лаконичнее и изящнее.
- У Scala нет многословности — особенности Java, за которую его часто критикуют.
- Scala на 20% быстрее предшественника.
- В Scala можно интегрировать код на Java: языки совместимы друг с другом.
Недостатки
- Язык сложный в изучении.
- Иногда Scala называют преемником Java, но пока он не так популярен, как «родитель». Для него меньше фреймворков и библиотек, а сообщество уже.
Применение
Как и Java, Scala считается «языком для энтерпрайза», поэтому на нем написаны крупные платформы. Самые известные примеры — Twitter и LinkedIn, а также частично Тинькофф.
Kotlin
Как и Scala, язык основан на Java и работает под виртуальной машиной. Но сейчас интерес к нему выше, чем к Scala: он более простой и удобный. Kotlin разработала компания JetBrains как менее многословную и более компактную альтернативу Java. Язык полюбил и начал продвигать Google. Сейчас Kotlin — официальный стандарт для разработки под Android. Но на нем пишут и backend.
Достоинства
- Kotlin лаконичнее и быстрее Java и Scala. Код на нем понятен и легко читается.
- Это современный и мощный язык, поэтому он популярен в современной разработке.
- В Kotlin можно использовать любые библиотеки Java.
Недостатки
- Большинство технологий для Kotlin создано для мобильной разработки, хотя существуют и для backend.
- Код на Kotlin компилируется в среднем на 30% медленнее, чем на Java.
Применение
Наиболее известные примеры — Adobe и Shazam, а также сайт Spring — популярного фреймворка для Java. Язык частично используется в серверной части Amazon. Часто backend на Kotlin выбирают молодые компании, которым сразу нужен современный и удобный инструмент.
Python
Удобный и лаконичный Python называют «языком для математиков и машинного обучения». На нем также пишутся сайты и десктопные приложения. Python поддерживает разные парадигмы написания кода, у него понятный и четкий синтаксис, который подходит для множества задач.
Достоинства
- Язык легко начать изучать.
- Python универсален: разработчику открыты все дороги.
- Красота: язык лаконичный и изящный, код на нем понятный и легко читается.
- Для Python есть много хороших фреймворков, например Django, которые позволяют быстро создать форум, интернет-магазин, блог и т.п.
Недостатки
- Производительность Python ниже, чем у аналогов: это не самый быстрый язык, а на сервере скорость бывает критична.
- В нем сложно работать с асинхронностью и многопоточностью. Такая же проблема есть и у PHP.
Применение
Для Python много «математических» и «научных» фреймворков, он хорошо подходит для сложных расчетов. Поэтому проекты, связанные с активными вычислениями, часто выбирают его. Но это не единственный вариант. На Python написана часть Instagram*, Netflix, Uber и Pinterest.
Узнать больше о языке, популярном у новичков, можно в нашей статье.
C++
C++ — универсальный язык, который используют в огромном количестве сфер, от системного программирования до GameDev. Иногда он встречается и в backend.
Достоинства
- Это старый язык, который известен высокой скоростью, функциональностью и эффективностью.
- C++ универсален.
- Для языка есть множество разнообразных фреймворков и библиотек, в том числе для веб-разработки.
Недостатки
- Сначала C++ не использовался для веб-разработки, поэтому фреймворков для backend не много, а некоторые хостинги сайтов плохо его поддерживают.
- C++ — очень сложный язык, на котором тяжело писать и легко ошибиться. Быстро и хорошо запрограммировать серверную часть сайта не получится.
Применение
Обычно язык нужен для оптимизации, чтобы сервис работал быстро. Backend, полностью написанный на C++, считается редкостью: обычно на нем пишут часть, требовательную к скорости. Язык часто использует Яндекс.
О том, кому и для чего нужен C++, мы подробно разобрали в статье.
Rust
Rust — относительно новый и современный язык от компании Mozilla. Он поддерживает несколько парадигм программирования и работает очень быстро. Rust часто сравнивают с Go, но первый сложнее, хотя производительнее.
Достоинства
Это быстрый и мощный язык, по надежности сравнимый с Haskell, а по скорости — с C++. Из-за достоинств он входит в топ любимых языков программирования разработчиков по всему миру.
Недостатки
- Несмотря на то, что Rust проще C++, его сложно изучать, особенно работу с объектами. Популярная парадигма ООП поддерживается не до конца.
- Язык очень быстро развивается и порой серьезно меняется за короткий промежуток времени.
- Некоторые разработчики ругают его документацию: она сложная, избыточная и запутанная, в ней нелегко разобраться.
Применение
Rust отлично подходит для сложных вычислений, на нем можно писать крупные проекты вроде браузерных движков. Код на нем хорошо оптимизирован. Сейчас Rust можно встретить в энтерпрайзе и различных высоконагруженных сервисах, где активно идут вычисления: в FinTech, blockchain, EdTech и пр. На Rust написаны сервисы Mozilla, высоконагруженные части Twitter и Dropbox.
Go (Golang)
Современный и «модный» язык от Google, который еще не успел завоевать большой процент рынка, но уже популярен в веб-разработке.
Достоинства
- Go — быстрый, легкий и понятный язык с лаконичным синтаксисом, который похож на C.
- Это язык со строгой статической типизацией и поддержкой горутин: позволяет выполнять несколько строк кода одновременно.
- Go активно развивается, разработчики на нем нужны во многих компаниях.
- У него простой интерфейс, поэтому язык не сложно изучать.
Недостатки
- Пока что Go уступает по популярности другим языкам для backend.
- Несмотря на то, что сам язык простой, в нем много сложных инструментов.
Применение
Go — эффективный, многопоточный язык, который подходит для создания быстрых и нагруженных приложений. На Go написаны сайты Тинькофф, Domino’s, а также такие проекты, как Docker и Kubernetes.
JavaScript + Node.js
JavaScript известен как язык для frontend, потому что браузеры полностью поддерживают только его. Но он тоже может использоваться для написания серверной части сайта. Платформа Node.js позволяет запускать JS на backend без браузера. Это не единственная ее полезная возможность, поэтому Node.js используют не только бэкендеры.
Достоинства
- JavaScript — очень гибкий язык с малым количеством настроек.
- Для него не нужно долго настраивать специальную среду, потому что код можно выполнить в любом браузере.
- У JavaScript простой и понятный синтаксис, огромное сообщество, поэтому язык часто выбирают новички.
Недостатки
- JavaScript динамически типизируется, поэтому может вести себя непредсказуемо, а проекты на нем бывает сложно масштабировать. Эта проблема частично решается с помощью TypeScript — доработки языка со строгой типизацией.
- Из-за гибкости JS может работать довольно медленно.
- Популярность приводит к высокой конкуренции на ранних этапах «входа» в профессию.
Применение
JavaScript создавался как язык общего назначения, и сейчас с ним можно писать не только сайты — на нем работает ряд десктопных и мобильных приложений. В качестве backend-языка JavaScript используется там, где нужны гибкость и понятность. Среди крупных компаний им пользуются Airbnb, eBay и другие.
Мы подготовили подробную инструкцию, с чего начать изучать JavaScript, и рассказали о популярных фреймворках, библиотеках и многом другом.
Что из перечисленного выбрать?
Хотите создать высоконагруженный проект? Подойдет Java или C#. Планируете писать на чем-то «классическом» и неизменно востребованном? Выбирайте PHP. А если хотите писать на простом и развивающемся языке с перспективой перехода в DataScience и ML, то стоит присмотреться к Python. Помните, что один большой проект может быть написан на нескольких языках — хотя бы тот же eBay или Airbnb.
Смотрите, что востребовано на рынке и к каким технологиям лежит душа. Если вам нравится язык, то и достичь на нем вы сможете большего.
* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в России.
На чем пишут приложения под iOS
12432 23-08-21 Время чтения: 8 мин
Большую часть рынка мобильных приложений занимают нативные разработки, которые «заточены» на работу на устройствах под управлением определенных операционных систем. Самыми популярными ОС сейчас являются iOS, под управлением которой работают все устройства корпорации Apple, и Android. Последняя ОС успешно используется многими компаниями и является более универсальной, тогда как iOS остается эксклюзивным продуктом Apple.
При создании проектов под эти платформы разработчики используют разные языки программирования, которые имеют существенные отличия, из-за чего специалисты в iOS не будут разрабатывать приложения под Android, и наоборот. В данной статье мы разберем, на чем делают приложения для iOS, и какие средства разработки используют программисты для улучшения своей работы.
Виды и направления приложений
Прежде, чем перейти непосредственно к теме разработки, следует поговорить, о том, какие бывают приложения и зачем они создаются. Разделить приложения можно на:
Нативные, которые ориентируются только на одну конкретную платформу Android или iOS. Такие приложения быстро устанавливаются, легко работают и полностью взаимодействуют с техническими возможностями гаджета без зависимости от интернет-соединения. Разработка нативного приложения имеет более высокую цену и считается дальновидным стратегическим шагом.
Кроссплатформенные приложения создаются сразу для нескольких платформ. В них используется язык программирования JavaScript и его фреймворки, на которых можно реализовать проекты под разные платформы. Кроссплатформенная разработка подходит для некастомных проектов и может быть не менее эффективной, но менее затратной в ресурсах.
Помимо технической характеристики, нужно сказать и о типовом разнообразии. Приложения можно поделить на многие группы, например:
- Развлекательные (игры, обработка изображений, аудио и видео форматов).
- Помощники (поиск информации, приложения погоды и т.д.).
- Информационные (новости, события и т.п.)
- Социальные сети
- Для досуга (спорт, хобби, путешествия)
- E-commerce — мобильные интернет-магазины (возможность покупки через приложения).
- Приложения B2B в структуре (внутренние системы контроля и организации процессов внутри компании).
Каждая группа имеет свои особенности и позволяет полностью раскрыть возможности бизнеса, развлекательных или общественных проектов.
Например, создание приложения для ресторана — одна из главных составляющих успешной работы всего ресторанного бизнеса, независимо от того, это маленькая кофейня или сеть модных кафе. Мобильный проект будет выполнять несколько важных функций: привлекать внимание новых клиентов, увеличивать продажи, поддерживать заинтересованность существующей клиентуры, повышать прибыльность бизнеса, эффективно и легко управлять одним или сетью ресторанов.
Процесс разработки мобильных приложений iOS
Разработка приложений для iOS выполняется достаточно стандартным и в то же время уникальным для каждого случая способом. Процесс включает в себя планирование, исследования и четкую направленность. Чтобы приложение было успешным, необходимо во время его разработки правильно выполнить ряд шагов. Как правило, весь цикл состоит из 7 этапов.
Этапы разработки
- Планирование и написание Технического задания. Перед тем, как приступить к работе нужно знать, для какой целевой аудитории будет разрабатываться iOS-приложение, какие задачи ему предстоит решать и какие функции потребуются для эффективного функционирования программы. Кроме того, необходимо комплексно исследовать рынок, чтобы понимать будет ли приложение конкурентоспособным и востребованным. Данный этап включает в себя и подготовку технического задания на разработку.
- Проектирование и дизайн. Следующим шагом является прототипирование и дизайн интерфейса — UX/UI. После согласования прототипов, дизайнер создает визуализацию экранов, которые увидят пользователи на своих мобильных устройствах.
- Front-end разработка. Пользователь напрямую воздействует с внешним интерфейсом приложения, поэтому на данном этапе концентрируется внимание на работе с разными элементами дизайна. Хорошо проработанный интерфейс позволяет приложению эффективно функционировать на экранах с разными характеристиками и размерами. Это позволяет ему правильно отображаться как на более ранних версиях iPhone, так и на новых моделях.
- Back-end разработка. Начальный шаг разработки, который отвечает за функциональной iOS-приложения. Этап включает разработку на стороне сервера, а конкретнее: аутентификацию, функционирование учётных записей пользователей, настройку взаимодействия с ними, интеграцию с социальными сетями, пуш-уведомления и многое другое.
- Создание API. API или программный интерфейс приложения связывает внутренний и внешний интерфейсы мобильного приложения. API является одним из важнейших элементов для создания iOS-приложения.
- Тестирование. После завершения каждого этапа разработки приложение обязательно тестируется, чтобы убедится в полной работоспособности приложения без ошибок и сбоев.
- Запуск и обслуживание. По окончанию тестирования приложение можно публиковать в App Store. Добавление в магазин не означает завершения работ. Любое ПО требует обслуживания и поддержки, а также улучшения текущих функций и добавления новых возможностей.
Языки программирования iOS приложений
Для разработки программ для устройств под управлением iOS, iPadOS, tvOS, macOS, watchOS используются языки программирования Objective-C и Swift. Они являются основными языками для написания iOS-приложений. Эти языки объектно-ориентированы и дают возможность в процессе написания кода группировать похожие задачи, что существенно ускоряет и упрощает работу разработчиков.
Язык программирования Objective-C
Objective-C является более старым. Впервые был представлен еще в 80-х годах прошлого века. Постепенно он дорабатывался и стал основным для устройств Apple, поэтому с помощью Objective-C можно создать приложения под любую технику «яблочной» корпорации. К достоинствам данного языка можно отнести высокую степень поддержки кода, огромную базу обучающих материалов и большое сообщество, схожесть с семейством языков С, совместимость с более «молодым» языком Swift.
Язык Objective-C также известен как ObjC или Obj-C. Он является компилируемым объектно-ориентированным языком программирования корпорации Apple, который построен на основе языка Си и парадигм Smalltalk. Язык Objective-C полностью совместим с Си и код на Си компилируется. Объектная модель построена в стиле Smalltalk, то есть объектам посылаются сообщения. Компилятор Objective-C входит в GCC и доступен на большинстве основных платформ. Язык используется в первую очередь для двух реализаций объектно-ориентированного интерфейса OpenStep – MacOS X (Cocoa) и GNUstep.
Стоит сказать, что этот язык также является message-oriented в отличии от C++, который function-oriented. В Objective-C вызовы метода интерпретируются не как вызов функции, а именно как посылка сообщения (с именем и аргументами) объекту, подобно тому, как это происходит в Smalltalk-е. Такая система обеспечивает ряд преимуществ – любой объект может посылать любые сообщения. Таким образом, вместо обработки сообщения объект может делегировать свои полномочия другому объекту для проведения обработки. Таким образом можно легко реализовать распределенные объекты, которые находятся в разных пространствах. Сообщения привязываются к соответствующей функции прямо на этапе выполнения.
В языке понятие интерфейса объекта и протокола имеют четкое разделение. Для протоколов поддерживается множественное наследование, а для объектов не множественное. Объект может наследоваться от другого объекта и поддерживать сразу несколько протоколов.
Язык программирования Swift
В 2014 году корпорация Apple представила новый язык программирования, получивший название Swift. По словам разработчиков, данный язык вобрал в себя лучшее от популярного Objective-C и С, и при этом получил более мощный и удобный функционал, более современный инструментарий.
К главным достоинствам данного языка можно отнести высокую скорость разработки программ, уменьшение кода, лучшую читаемость, поддержку динамических библиотек, улучшенную безопасность. Swift и Objective-C совместимы, поэтому их можно использовать даже в рамках одного проекта.
Безопасность является одной из особенностей Swift. Этот язык намного безопаснее obj-c, благодаря введению новшеств и апгрейду синтаксиса. Возможность несанкционированного доступа к данным практически отсутствует, благодаря улучшениям работы с памятью. Более эффективная обработка сценариев, в свою очередь, уменьшила количество критических сценариев.
Визуализация результата – это также важный момент, на который стоит обратить внимание. Свифт имеет особую песочницу Playground, которая дает возможность демонстрировать работу программы. Данная система позволяет сократить время разработки и позволяет быстро находить проблемы в коде.
Язык Swift продолжает активно развиваться, и все большее количество разработчиков переходят на него или начинают свою трудовую деятельность именно с него. Сам Apple делает ставку на Swift, но и полностью отказываться от Objective-C точно не стоит.
Среда разработки
Теперь вы знаете, на чем разрабатывают iOS приложения, и можно переходить к знакомству с используемым программистами средам разработки. Самой популярной интегрированной средой разработки (IDE) является бесплатный продукт XCode, созданный самой компанией Apple.
Xcode – основная среда разработки
XCode представляет собой удобное приложение с внушительным набором полезных инструментов, существенно ускоряющих и упрощающих процесс написания программ. В одной среде можно написать приложение, провести тестирование и оптимизацию, и собрать сразу на нужном iOS-устройстве.
Интерфейс единого окна существенно упрощает работу разработчику, причем в процессе написания кода программа укажет программисту на допущенную ошибку, если она появится. В XCode интегрировано приложение IB (Interface Builder), позволяющее разрабатывать графические интерфейсы, настраивать стили и шрифты.
Если для создания приложения вам потребуется работать с картами, в XCode предусмотрена функция для имитации геолокации. Благодаря встроенному симулятору, программист сможет протестировать свою разработку, а отладчик поможет найти ошибки и возможные погрешности в верстке.
И это лишь основные достоинства, которыми обладает данная среда разработки iOS приложений. Главным конкурентом XCode является разработка JetBrains – AppCode с отличной работой автодополнения, хорошей интеграцией с issue-трекерами, подробным описанием ошибок. Но данную IDE в качестве основной и единственной использовать вряд ли получится, и в большинстве случаев разработчики возвращаются к XCode.
Сколько стоит разработка приложения для iOS
Создание бизнес приложения поможет вашей компании улучшить взаимодействие с нынешними клиентами, привлечь новую аудиторию, а также повысить лояльность к бренду. Успешное приложение способно не только стать полезным рекламным инструментом, но и перерасти в самостоятельный бизнес, приносящий доход.
Приложение будет иметь разную стоимость, в зависимости от конкретных реализованных в нем возможностей и сложности самого проекта. Предварительно рассчитать бюджет на разработку приложения под Android и iOS можно на нашем сайте.
7 языков, на которых можно писать в Unity
Те кто знаком с Unity знают, что написание скриптов происходит при помощи языков C# и JavaScript. На самом деле языков куда больше и в статье мы расскажем вам об этом.
Движок поддерживает несколько популярных языков программирования, так что вам не придется учить новый язык с нуля. Нужно только выбрать один из языков, которыми уже владеете, «прокачать» его и можно начинать экспериментировать. Причем дело не сводится только к C#, нормально работать с Unity можно и с использованием JavaScript, Python и ряда других языков, на этом сегодня остановимся подробнее.
C#
Если владеете этим языком программирования, то сможете использовать потенциал Unity на 100%. По сути, все библиотеки Unity написаны именно на C Sharp. В Unity используется Mono – open-source проект, являющийся одной из вариаций Microsoft. NET.
C Sharp – довольно простой в освоении язык, к тому же вам не нужно знать его досконально. Для работы с Unity достаточно базовых навыков. Его синтаксис схож с C++, Java, так что если владеете одним из этих языков, то освоить C Sharp будет еще проще.
В Unity в роли основного может быть несколько языков. Многое зависит от команды разработчиков, их целей.
Boo
Язык выпущен в 2011 г., автор – Родриго де Оливейра, этот же человек в прошлом активно работал над Unity. Синтаксис Boo – нечто среднее между IronPython и CPython, через настройку компилятора его можно сделать динамически-типизированным хотя по умолчанию он таковым не является.
Язык прост и удобен, синтаксис не перегружен сложными предложениями. В Unity он поддерживался до тех пор, пока над платформой работал его автор. Как только Оливейра ушел из команды, поддержка Boo была прекращена.
Причина проста – язык непопулярен и нет смысла тратить ресурсы на его дальнейшую поддержку. Он не может привлечь новых разработчиков в Unity, не дает никаких преимуществ по сравнению с другими языками и просто не окупает усилий, затрачиваемых на его поддержку в платформе.
JavaScript
Наряду с C# был базовым языком Unity. В платформе использовался UnityScript, этот язык несколько отличается от классического JS. US правильнее было бы назвать специальной версией JavaScript синтаксис схож, но отличий хватает. Например, в US отсутствует возможность переназначения переменных, нельзя использовать необязательные точки с запятой.
До недавнего времени коды скриптов давались как на C#, так и на UnityScript. Но в последнее время от US команда Unity отказывается. Причем не просто прекратили его поддерживать, а активно переводят все скрипты на C# и в будущем UnitySript будет искоренен полностью. С середины 2017 г. авторам скриптов рассылается предупреждение о необходимости перевода кода в C#. Так что, если собрались изучать этот язык, лучше оставьте эту затею.
Обойти это ограничение можно через компилятор на GitHub, специально ограничивать использование JS в Unity никто не собирается. Но работать с таким «костылем» все же не так удобно.
Lua
Lua – довольно специфический язык с однообразным синтаксисом, широко используется разработчиками игр. Именно на Lua создана большая часть модов для World of Warcraft. В других проектах этот язык часто используется для написания AI.
Что касается Unity, то в платформе используется специальный интерпретатор MoonSharp, чтобы можно было подключить сторонний код, написанный на Lua. MoonSharp не стоит рассматривать как замену C#.
IronPython и IronRuby
Оба языка – результат реализации Python и Ruby соответственно на платформе .NET. Чтобы использовать их в Unity придется немного повозиться с подключением нужных библиотек , их можно найти на GitHub. Все материалы в свободном доступе.
После подключения обоих языков можно будет вызывать скрипты, написанные на них, прямо из C# кода. Бонусом получим возможность вызова .NET библиотек из Python.
Rust
Если сравнивать скорость и технические возможности, то Rust сопоставим с С++, язык не имеет проблем с безопасностью, скоростью и параллелизмом. В прошлом его называли неплохим вариантом для разработки ядер ОС.
В среднем 1.0-1.5% программистов регулярно используют Rust, пик популярности еще впереди, поэтому не стоит обращать внимания на столь незначительный процент. Функции и методы можно вызвать из Unity кода, но напрямую писать их не выйдет. Тем не менее, и такой уровень поддержки Rust отметить стоит.
C/C++
Использование этих языков стало привычной практикой для проектов, в которых важна скорость и надежность работы. Это универсальный язык, используется не только в разработке игр, но и в разработке операционных систем, прикладного ПО – вариантов применения масса. В Unity поддержка этих языков реализована «из коробки», то есть можно сразу переходить к созданию плагинов.
Новичкам в геймзидайне рекомендуем эти языки осваивать на старте обучения. Они просты, а знания, которыми овладеете на старте, пригодятся в будущем.
Заключение
Если собрались работать в Unity, то придется освоить C#, игнорировать этот язык не получится. Зацикливаться только на нем не обязательно, платформа поддерживает разношерстные языки программирования, так что каждый найдет вариант себе по душе. Исключением является разве что JavaScript. От него команда Unity решила отказаться и в будущем US вряд ли вернется, так что его для работы с Unity изучать не стоит. В остальном ограничений нет, работать можно с любым из перечисленных языков.
Больше интересных новостей
С# разработчик: кто это, и что он делает?
Пропорциональное уменьшение YouTube видео
Необходимые навыки и технологии в разработке игр на Unity
Игровой движок Unity: разбираемся что к чем!
Комментарии (1)
Кирилла 10 декабря 2022 в 01:47
Так, а где питон в unity то, такое чувство что в статью вкинули просто так, поправьте если ошибаюсь
Игорь 19 января 2023 в 10:21