Какая из стратегий подачи учебной информации более всего подходит для выработки жестких навыков
Ключевым элементом любой стратегии, обеспечивающей переход современного общества в постиндустриальную фазу, должно быть образование, ориентированное на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования.
Стремительно меняющийся глобальный ландшафт трудоустройства и образа жизни меняет структуру спроса на новые индивидуальные и коллективные навыки.
В современной управленческой теории навыки принято разделять на «мягкие» и «жесткие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми. В отличие от жестких навыков с их узкой сферой применения мягкие навыки применимы в широких контекстах и не ограничиваются профессиональной деятельностью.
Большинство существующих моделей профессиональных компетенций можно представить в виде двухслойной матрешки. Внутри (или в основе компетенции) будут находиться жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, модифицирующих, усиливающих основной навык) — мягкие навыки. Предполагается, что жесткий навык — это собственно деятельность человека, а мягкий как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества.
Новая модель: экзистенциальные навыки и метанавыки
Наша способность преуспевать в различных контекстах зависит не только от мягких и жестких навыков, но и в первую очередь от фундаментальных аспектов человеческой личности, которые определяют, как человек живет и действует.
Понятие «мягкие навыки» возникло в связи с необходимостью отметить навыки особого качества, отличающиеся от навыков с жестко заданной последовательностью действий и измеряемым результатом — в том числе профессиональных навыков работы с техническим оборудованием. Это важный шаг, который позволил обратить внимание на социальную и эмоциональную часть образовательного процесса. Но сейчас такая категоризация лишь ограничивает возможности организации образовательного процесса.
Для организации обучения с учётом изменений, происходящих в XXI веке, мы предлагаем использовать четырехслойную модель навыков, которая будет включать в себя следующие уровни:
(1) контекстные/узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие навыки, но не ограничивающиеся ими) — это навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг);
(2) кроссконтекстные навыки — навыки, которые могут быть применимы в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;
(3) метанавыки — это прежде всего различные режимы управления объектами в нашем разуме или в физическом мире, близкие к тому, что Говард Гарднер называл «множественными интеллектами» или «модальностями интеллекта», от логико-математического до телесно-кинестетического и межличностного;
(4) наконец, на самом глубинном уровне находятся «экзистенциальные навыки», которые могут быть универсально применимы на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Матрешка таких навыков будет собираться в другом порядке.В основе будут лежать экзистенциальные навыки, так как именно они определяют характер человека, и метанавыки, которые формируют нашу способность оперировать окружающими внутренним миром. Следующим слоем станут кроссконтекстные навыки, на которые опирается любая деятельность, а контекстные навыки, к которым относится большинство жестких навыков, находится на внешнем слое, так как они могут меняться в соответствии с выполняемыми задачами.
Эти слои компетенций также отражают разные жизненные циклы человека . Контекстные навыки (включая жесткие навыки в профессиональных контекстах) могут быть приобретены в рамках коротких обучающих циклов, но они также могут быстро устаревать из-за изменения контекста. Кроссконтекстные навыки имеют более долгий жизненный цикл (годы или даже десятилетия), но требуют и более длительного периода освоения.
Метанавыки, а в особенности экзистенциальные навыки, имеют самый длинный жизненный цикл, они обычно приобретаются на ранних стадиях человеческой жизни и затем редко подвергаются изменениям.
Однако те, кто способен перестраивать свои экзистенциальные навыки целенаправленно, также изменяют и широкий набор аспектов своей жизни. Именно поэтому психотерапия и духовные практики часто имеют трансформирующий эффект даже в очень зрелом возрасте.
Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее?
В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как «hard skills» и «soft skills». В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.
Что такое hard и soft skills?
Hard skills — (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills — (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.
Краткая история
Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине «Системы проектирования военной подготовки» 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills — навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» — hard skills и soft skills.
В чем отличия hard от soft?
-
✔ Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется «эмоциональность» (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).
✔ Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills, наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).
✔ Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills.
Какие навыки все-таки важнее?
В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать
3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft: например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.
2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков: например, юристы, бухгалтеры, таможенники. Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми.
3. Профессии, в которых превалируют soft skills: например, сфера продаж, бизнес, политика или творческие профессии. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.
Стоит признать, что soft skills — это компетенции будущего . Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.
Как понять, нужно ли развивать soft skills?
Если вы хотите понять, насколько необходимы soft skills в вашей работе, то ответьте на несколько вопросов:
1. Насколько важно для моего карьерного продвижения то, как я взаимодействую с окружающими?
2. Есть ли люди в компании на подобной должности, которые двигаются по карьерной лестнице быстрее?
3. Влияет ли мой темперамент на продвижение в компании?
Если вы ответили «да» на эти вопросы, то работать над своими универсальными компетенциями просто необходимо. Для ориентира расскажем, какие универсальные компетенции наиболее перспективны (на основе исследования профессиональной сети LinkedIn):
-
✔ Коммуникабельность
✔ Организованность
✔ Умение работать в команде
✔ Пунктуальность
✔ Критическое мышление
✔ Креативность
✔ Гибкость
✔ Дружелюбность
✔ Лидерские качества
✔ Умение решать сложные задачи
Наш Центр разработал целый спектр тренингов для школьников, позволяющих развить социальные, интеллектуальные и волевые компетенции еще в подростковом возрасте. Это период, когда происходит адаптация человека в обществе. Общение приобретает исключительную значимость, необщительному подростку будет тяжело взаимодействовать с коллективом, он будет чувствовать себя чужим и эмоционально подавленным. Тренинги позволяют выявить проблемы в развитии soft skills и с помощью активизирующих методик превратить их в сильные стороны личности.
Будем рады видеть вас на наших программах!
Автор: Ольга Биккулова, специалист Центра «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.
Чтобы узнать, какая сфера деятельности вам подходит больше всего, вы можете пройти тест на профессию онлайн.
Какая из стратегий подачи учебной информации более всего подходит для выработки жестких навыков
Жесткие и гибкие навыки – какие важнее?
Forbes Russia Contributor
заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор
Распространено мнение, что обучение в вузе, и в принципе обучение, в первую очередь, направлено на выработку именно жестких навыков и зазубривание теоретических основ. В этом материале попробуем разобраться, каким образом связаны жесткие и гибкие навыки и должен ли их развивать университет.
Навыки
С середины прошлого века навыки принято делить на две большие категории: soft («гибкие») и hard («жесткие») навыки. Но в последнее время в некоторых крупных компаниях цифровые (относятся к hard skills) и когнитивные (относятся к soft skills) навыки выделяют в две отдельные категории. Таким образом, получается список из четырех групп:
Hard Skills — профессиональные навыки и знания, необходимые для конкретной специальности. С «хардами» должен выйти выпускник любого вуза.
Soft Skills – навыки, связанные с личными качествами человека, например, так называемые 4-K-компетенции: критическое мышление, способность кооперироваться и коммуницировать, креативность.
Цифровые навыки – совокупность умений использования и применения информационных технологий. В настоящее время ими должны в той или иной степени обладать все, независимо от рода деятельности.
К когнитивным навыкам относятся структурно-системное видение, эмоционально-образное и логическое мышление, умение задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. По востребованности они сейчас выходят на первый план. Пандемия выявила спрос именно на такой способ управления: необходимо быстро принимать решения, видеть систему, в которой вы работаете, комплексно, мыслить наперед, обладать определенным визионерским мышлением.
Рассказывая про навыки, нельзя не упомянуть эмоциональный интеллект и все то, что касается адаптации к постоянным изменениям. Эмоциональный интеллект относится к категории гибких навыков и включает распознавание эмоций, намерений и желаний, понимание мотивации как окружающих, так и самого себя, то, как вы реагируете на события и поступки других людей, каким образом ваша реакция отражается на коллективе. Также все большее значение приобретает навык саморегуляции — способность установливать личные границы, делать все, чтобы не выгорать. Чем способнее вы к саморегуляции, тем более ценным сотрудником становитесь.
Развитие навыков в вузе
В высшем образовании есть три существенных компонента: универсальное знание, с которым студент должен выпуститься; возможность самостоятельного познания; среда, в которой можно экспериментировать и ошибаться.
Жестким навыкам традиционно активно учат в бакалавриате, закладывая основу для реализации в будущей профессии. Но обучая hard skills, нужно развивать и другие категории навыков: даже линейную алгебру и умножение матрицы на вектор можно сделать увлекательными. Жесткие навыки — это то, что останется у выпускника «на кончиках пальцев», то, что он сможет, не задумываясь, применять на практике. Поверх «хардов» накладываются элементы цифровых, гибких и когнитивных навыков, которые должны сделать студента целостным человеком и профессионалом.
Вуз — это не только проводник знаний и умений, но и требовательный к студенту «собеседник», который помогает воспитывать самостоятельность: в поиске информации, преодолении трудностей, выстраивании коммуникаций и т.д.
Третий компонент высшего образования: среда, которую можно назвать safe heaven (пер.англ. «убежище»). Место, где есть все возможности для того, чтобы научиться совершать ошибки, получать конструктивный фидбек, в том числе и негативный, преодолевать страх и двигаться к поставленной цели. На самом деле, в силу сложившихся в обществе стереотипов довольно сложно учить ошибаться уже вполне взрослых и сформировавшихся личностей. Что такое правильно ошибаться? Это умение поставить эксперимент, сформулировать гипотезу, прийти к определенным результатам, часто отрицательным, ведь отрицательный результат не менее ценен, а чаще даже более значим, чем положительный.
Культура эксперимента, культура ошибки, на которой вы учитесь и быстро двигаетесь дальше — это то, что должно стать важной частью современного университетского образования.
Цель высшего образования – в первую очередь, научить работать с информацией и сформировать базовые навыки ее обработки, предоставить безопасную и комфортную среду, чтобы развить в студентах общечеловеческие ценности.
Какая из стратегий подачи учебной информации более всего подходит для выработки жестких навыков
Для успешной карьеры важно развивать как «жёсткие», так и «мягкие» навыки. Но что это вообще такое? Давайте разбираться, что такое hard и soft skills.
Время чтения:
Жёсткие навыки
Жёсткие навыки, или по-английски hard skills, — это умения, необходимые для конкретной работы, то, чему учат в колледже и университете. Поэтому такие навыки часто называют профессиональными.
Представьте, что вы — фронтенд-разработчик. В этом случае список жёстких навыков будет выглядеть так: в совершенстве владеть HTML и CSS, разбираться в фреймворках и библиотеках, знать JavaScript, уметь составлять SQL-запросы и так далее.
У редактора журнала совсем другой список профессиональных навыков: составлять контент-планы, распределять задания для авторов, править чужие тексты, владеть жанровой стилистикой, работать в паре с дизайнером и так далее.
Жёстким навыком переводчика с китайского будет знание языка, а также владение переводческими техниками, осведомлённость о китайской культуре, умение пользоваться CAT-системами и тому подобное.
Гибкие навыки
Мягкие навыки (или по-другому гибкие, soft skills) — это дополнительные знания, умения и личные качества. Они не так сильно зависят от специфики конкретной работы, но помогают строить карьеру.
Так, любой специалист должен соблюдать дедлайны, уметь общаться, быть ответственным и дисциплинированным. Эти базовые умения и качества нужны в любой сфере деятельности. Это и есть мягкие навыки. Часто они полезны не только в работе, но и в семье, дружбе, увлечениях.
Наиболее востребованные гибкие навыки:
- умение работать в команде,
- критическое мышление,
- тайм-менеджмент,
- лидерство,
- креативность.
В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует инструкций. Человек либо обладает неким качеством от рождения (дружелюбность, спокойствие и прочие), либо приобретает его с опытом.
Как развивать soft и hard skills
Чтобы построить успешную карьеру, необходимо регулярно прокачивать гибкие и жёсткие навыки. Развитие ваших hard skills — это учёба в школе и университете или колледже, онлайн-курсы, мастер-классы, воркшопы, стажировки, интенсивы и профессиональные конференции. С soft skills всё обстоит сложнее. Это постоянная работа над собой, поиск слабых мест и стремление их развивать.
Например, чтобы научиться коммуникации, запишитесь в дискуссионный клуб или устраивайте с друзьями круглые столы с обсуждением различных тем. Для развития проектного мышления полезно все свои дела воспринимать как проекты — определять цель, разбивать работу на этапы и выставлять дедлайн. Тут пригодятся навыки тайм-менеджмента, управления проектами, а также наставничества, если проект групповой. Полезно развивать эмоциональный интеллект, основой которого является эмпатия. Старайтесь прислушиваться к своим и чужим эмоциям, следить, как они влияют на вас, ваше поведение и поступки.
Загляните в себя, подумайте, какие мягкие навыки вы хотели бы развить в себе, почитайте современную литературу на эту тему, посмотрите лекции и вебинары.
Что важнее, мягкие или жёсткие навыки
Для жёстких навыков характерны дипломы и сертификаты, подтверждающие умения. Если вы не владеете профессиональными навыками, вы просто не сможете работать. Поэтому многие думают, что владение жёсткими навыками — это главное, а к гибким относятся несерьёзно.
Soft skills не поддаются количественному измерению. Кажется, что не так важно то, умеете ли вы планировать время, как ваш уровень китайского. Это ошибка. По исследованию LinkedIn, 57% работодателей ценят гибкие навыки больше, чем профессиональные.
Гибкие навыки многие считают компетенциями будущего. Да, без hard skills работать не получится. Нельзя стать водителем, не умея управлять автомобилем. Но из двух физиков-ядерщиков, скорее всего, более успешную карьеру построит тот, у кого хорошо развиты мягкие навыки.
Вывод
Мягкие навыки важны не меньше жёстких, и те и другие лучше развивать уже в подростковом возрасте. Хватайтесь за любые возможности обучения, получения hard and soft skills и опыта, будь то волонтёрство или онлайн-курс по разработке приложений.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание