В чем суть теории компьютерной симуляции: истоки, суть и мнение
Теория компьютерной симуляции гласит, что наш мир нереален в такой степени, в как ой его считают люди, а является лишь чьей-то выдумкой, компьютерной игрой с высочайшим качеством. Настолько качественно «сделан» наш мир, что споры о его реальности и искусственном создани и кем-либо не утихают уже не одну сотню лет. Впервые о «нереальности мира» заговорил еще Платон.
Любой человек с нормальной и ненормальной психико й х оть раз, но задавался вопросом о реальности всего происходящего или о мироздании в целом. Иде ю , что наш мир является чьей-то фантазией, которая подстраивается под проживающего ее человека, впервые вынес в общественность в своей книге «Рассуждения о методе» Рене Декарт. По его теории , человеческое существование управляется неким злым гением, который способен манипулировать чувствами и восприятием людей и создавать вокруг них мир , основываясь на их же мыслях. Именно Декарту принадлеж а т фразы: «Я мыслю, значит , я существую» и «Только в реальности своего разума можно быть уверенным полностью».
Теория или гипотеза симуляции в современном мире
С приходом цифровых технологий и усиленной работ ой над виртуальной реальность ю т еория симуляции стала выглядеть намного реальней, чем во времена Декарта. В его время фразу «вымышленный мир» не чем было подкрепить , и она звучала как бред сумасшедшего. В наше время «вымышленный мир» звучит намного реалистичней.
Хотя бы в теории, но многие знакомы с технологией виртуальной реальности. С ее возникновение м с торонники гипотезы симуляции стали понимать, что раз человек уже вокруг себя может создавать «вымышленный мир», то что мешает более развитым сущностям с мегамощными квантовыми компьютерами создать виртуальный мир в масштабах нашей планеты и «наблюдать» за происходящим со стороны , г де люди — это всего лишь вымышленные персонажи с искусственным интеллектом. Кстати, искусственный интеллект люди тоже научились создавать, что также подкрепляет гипотезу симуляции.
Развитый искусственный интеллект помогает людям принимать все происходящее за истинную реальность и проживать как бы свою жизнь. При этом все это явля е тся лишь симуляцией высочайшего качества, которая только своим разумом отличается от персонажей современных компьютерных игр.
Теория симуляции и современные уче н ые
- Ник Бостром — профессо р Оксфордского Университета;
- Илон Маск;
- Нил Деграсс Тайсон — американский уче н ый-астрофизик, философ;
- Национальный Банк Америки.
Теория симуляции — это религия?
Большинство уче н ых сходится в том, что теория компьютерной симуляци и п ока так и остается только теорией без существенных доказательств или опровержений. В виду того, что люди постоянно совершают открытия в сфере информационных технологий, которые раньше казались невозможными, несложно предположить, что когда-нибуд ь т ехнологии масштабного симулирования станут вполне реальными. И современные фантастические фильмы типа «Матриц ы », «Ванильно го неб а », «Суррогат а » будут выглядеть вообще не фантастическими, а пророческими.
На сегодня мы имеем то, что гипотеза компьютерной симуляции находится примерно рядом с пониманием Бога. То ест ь к то-то верит и находит в подтверждение множество доказательств ; кто-то , наоборот , не верит и находит этому доказательства.
Живем мы в компьютерной симуляции или нет? Это вопрос, который пока находится за гранью человеческого понимания и вряд ли будет понят в ближайшее время. Самое важное, что люди научились с пониманием относит ь ся даже к самым бредовым идеям, которые могут оказаться правдой.
Если окунуться в историю, тогда мы можем вспомнить факты, когда люди были уверены, что Земля плоская, а за утверждения, что она круглая , сжигали на костре. Спустя время люди доказали, что Земля круглая , и оказалось, что наши предки зря сжигали людей из-за своего неверия и непонимания. Также может случит ь ся и с теорией симуляции. На сегодня она кажется более фантастической, чем реальной, но никто не знает , что будет завтра или через 10 лет. Вполне вероятно, что люди разгадают и эту загадку , и теория больше не будет теорией. Людям придет осознание , кто они есть на самом деле , и они восстанут против своих же создателей. Начнется «восстание машин», где в роли машин будут люди, осознавшие, что являются всего лишь чьей-то хорошей разработкой.
Заключение
- эволюция;
- создание Богом.
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Как это работаетКак учёные воссоздают Вселенную, мозг
и зарождение жизни
Компьютерная симуляция — это инструмент, который помогает моделировать и высчитывать поведение сложных систем. Учёные задают все необходимые данные, а компьютер высчитывает, как ведёт себя система. Симулировать можно что угодно, от мельчайших квантовых частиц до галактик. Результат даже необязательно визуализировать, хотя считается, что, глядя на изображение, человек может заметить важные детали. Например, метеоролог по изображению модели погоды может предсказать приближение урагана.
Осенью 1945 года военные США построили ЭНИАК — первый цифровой компьютер общего назначения. Он состоял из 17 000 вакуумных ламп и был размером с большую комнату. Впервые ЭНИАК использовали в 1946-м для создания водородной бомбы. Математики Станислав Улам и Джон вон Ньюманн пытались рассчитать поведение частиц при термоядерной реакции. Им нужно было провести статистическую симуляцию такого масштаба, что Улам
и Ньюманн не могли вбивать все числа вручную (компьютеры тогда работали на перфокартах). Математики воспользовались методом Монте-Карло: компьютер использует случайные числа, вероятностные характеристики которых совпадают с данными задачи. Компьютер выполняет симуляцию несколько раз, а потом статистически анализирует результаты. Программа, выполненная ЭНИАК, привела к нескольким последствиям в науке: в том числе стали популярны удивительные книги со случайными числами (они устарели, как только компьютеры научились генерировать их самостоятельно), а компьютерное моделирование стало использоваться в науке постоянно.
С распространением компьютерного моделирования науку можно разделить на три ветви:
НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ. То, с чего началась наука: учёные наблюдали за миром вокруг и делали выводы из того, что они видели. Это называется методом индукции, когда в эмпирических данных находят структуры и свойства и делают из них выводы.
ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Мыслительная часть науки, когда из наблюдений строятся теории и дальнейшая работа идёт с ними. Это метод дедукции: выводы делаются из аксиом и предположений.
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ. На самом деле симуляция — третья, новая ветвь науки. Она совмещает дедукцию и индукцию: как и дедукция, симуляция начинается с чистых данных, с предположений, но при этом в симуляции не доказываются гипотезы, а создаются данные, которые как раз могут быть рассмотрены с помощью индукции.
Компьютерные симуляции используются во многих разделах науки, от астрофизики до химии. Скажем, современные метеорологи в первую очередь работают с симуляциями: с помощью них они могут обнаружить торнадо или ураган за 20 минут до того, как он появляется, или спрогнозировать погоду на несколько дней вперёд. Метеорологи собирают информацию с радаров, спутников и наземных метеорологических станций и проводят симуляции, использующие всю информацию. Компьютер, впрочем, не отменяет участия человека: важно, чтобы симуляцию проанализировал эксперт — и сделал выводы.
Компьютерное моделирование может занимать
от нескольких минут до нескольких дней, а то и лет.
В XXI веке учёные начали проводить по-настоящему сложные и амбициозные симуляции, генерируя миллионы атомов и объектов.
Три амбициозных компьютерных симуляции
СОТРУДНИКИ THE ILLUSTRIS PROJECT ПЫТАЮТСЯ СИМУЛИРОВАТЬ ЭВОЛЮЦИЮ ВСЕЛЕННОЙ — от Большого взрыва до наших дней — за 13,8 млрд лет. Их модель использует все самые точные данные и вычисления из астрономии, доступные на данный момент, чтобы лучше понять природу Вселенной, формирование галактик и тёмную материю (это теоретические частицы, из которых состоит большая часть Вселенной, но которые не отражают свет). У The Illustris Project уже есть первые результаты и даже красивое видео, но полные результаты симуляции должны стать доступны позднее в этом году.
В 2005 ГОДУ СОТРУДНИКИ ЛОС-АЛАМОССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ СОЗДАЛИ МОДЕЛЬ РИБОСОМЫ в движении. Симуляция генерировалась 260 дней, и в ней было смоделировано 2,64 миллиона атомов. Рибосома — это органелла в клетках живых организмов, ответственная за создание белка. Это один из важнейших элементов в организме человека, и с помощью этой симуляции биологи в том числе попытались понять, откуда вообще появилась жизнь.
ГЕНРИ МАРКРАМ И СОТРУДНИКИ ЗАПУСТИВШЕГОСЯ В 2005 ГОДУ BLUE BRAIN PROJECT ХОТЯТ СОЗДАТЬ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА. К сожалению, это невероятно сложно: нужно смоделировать 100 триллионов синапсов, связей между нейронами в человеческом мозге. Поэтому Blue Brain Project пытаются для начала хотя бы разобраться в базовых законах, на которых работает мозг. Для этого они моделируют нейронные колонки — группы нейронов, в каждой из которой находится 10 тысяч нейронов. Пока что Blue Brain Project смогли смоделировать одну колонку из мозга крысы.
Как и любые программы, симуляции подвержены ошибкам. Чаще всего ошибки появляются в первоначальных данных. Тем не менее, модель системы может быть неправильно построена. Как правило, чтобы с этим справиться, учёные создают упрощённую модель нужной системы (скажем, экосистемы) в качестве образца. Они отлаживают её и сравнивают результаты с известными и правильными. А потом уже сравнивают работу большой полноценной модели с образцом, чтобы избежать ошибок.
Есть вещи, которые обычный компьютер подсчитать
не может. Существуют симуляции, которые невозможно провести, — для этого нужно дождаться квантового компьютера. Например, учёные из американского Национального института стандартов и технологий предлагают использовать квантовые компьютеры для симуляции поведения частиц, в том числе их столкновений. В таких вычислениях задействованы квантовые свойства, поэтому, чтобы их понять, нужен квантовый компьютер.
Наконец, есть важная (хотя несколько спекулятивная) идея, связанная с компьютерными симуляциями. Если довести идею компьютерной симуляции до логического конца, то при достаточно мощном компьютере и достаточном количестве данных человечество когда-нибудь сможет симулировать всю Вселенную целиком. До мельчайших деталей, включая живых существ внутри неё. Предполагается, что такие существа не будут понимать, что находятся внутри симуляции. Здесь философы, а также некоторые математики и физики совершают следующий мыслительный шаг: как доказать, что мы сами не находимся внутри такой симуляции? Об этом много пишут журналисты; главным аргументом в пользу того, что мы находимся в симуляции, обычно называют чисто математический: вероятность того, что наша реальность — симуляция, выше того, что это не так. Так или иначе, это действительно предел для компьютерной симуляции в науке — смоделировать весь мир целиком.
Мы живём в компьютерной симуляции?
Гипотеза симуляции — гипотеза о том, что окружающая нас реальность является симуляцией (чаще всего предполагается, что это компьютерная симуляция). Чтобы симуляция выглядела реалистично для реципиента, программа подстраивается под его восприятие, формируя материальные объекты, разум и сознание реципиента. Главной работой в этой области считается статья Ника Бострома «Доказательство симуляции», опубликованная в 2003 году (первая редакция — в 2001 году) в журнале «Philosophical Quarterly». Ещё в Древней Греции Пифагор основал школу, изучавшую базовую философскую концепцию своего создателя об иллюзии всего существующего и реальности исключительно чисел и их бесконечных комбинаций, которые формируют все феномены обозримого бытия, подвластные познанию их человеком. Представление о том, что реальность — это не что иное, как иллюзия, выдвигал вслед за Пифагором древнегреческий философ Платон, который пришёл к выводу о том, что материальны только идеи, а остальные объекты — лишь тени.
В 1981 году американский философ Хилари Патнэм провел мысленный эксперимент «мозг в колбе», который показал иллюзорность нашего восприятия. Некий ученый, предполагает Патнэм, мог бы извлечь мозг человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру. Электрические импульсы, поступающие в мозг, идентичны тем, что он получает, находясь в теле. Таким образом, компьютер мог бы симулировать виртуальную реальность, и человек, точнее его мозг, продолжал бы осознавать себя существующим, а окружающий мир, создаваемый компьютером, — реальным.
Согласно Патнэму, человек не может достоверно утверждать, что воспринимаемая им реальность является «объективной», потому что это всего лишь его вера в это утверждение. Патнэм не был первопроходцем, поставившим реальность окружающего мира под сомнение. В 1641 году подобный мысленный эксперимент описал французский философ Рене Декарт в своей книге «Размышления о первой философии».
«Я допускаю, что все видимое мною ложно. Я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память. Я полностью лишен чувств. Мои тело, очертания, протяженность, движения и место — химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного».
До Декарта об этом говорили Платон в мифе о пещере и Чжуан-Цзы в притче о бабочке.
2003 год, Ник Бостром опубликовал в журнале «The Philosophical Quarterly» исследование «Живете ли вы в компьютерной симуляции?».
1 июня 2016 год, на конференции «Code Conference», Илон Маск (основатель «Tesla» и «SpaceX») заявил о пребывании человечества в матрице.
«Приходится надеяться, что мы все живем в симуляторе, потому что иначе. », и журналист издания «The Verge» Уолт Моссберг попробовал закончить фразу Маска: «Они смогут его перезагрузить?» На это Илон ответил: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование». Илон Маск верит в симуляцию гипотезы Ника Бострома, которая утверждает, что если человечество сможет выжить достаточно долго, чтобы создать технологию, способную убедительно симулировать реальность, оно создаст много таких симуляций и, следовательно, будет много симулированных реальностей и только одна «базовая реальность» — так что статистически это, возможно, более вероятно, что мы сейчас живем в симуляции. По словам Маска, еще одним доказательством того, что мы живем в Матрице, является то, насколько крутые видеоигры сегодня. Он объяснил: «40 лет назад у нас был понг. Два прямоугольника и точка. Теперь, 40 лет спустя, мы имеем фотореалистичное 3D с миллионами, играющими одновременно. Если вы предполагаете какой-либо уровень улучшения вообще, то игры станут неотличимы от реальности. Это очевидно, что мы находимся на траектории, что у нас будут игры, неотличимые от реальности. Из этого следует, что шансы на то, что мы находимся в базовой реальности, равны 1 на миллиарды».
По мнению Бострома, слова бизнесмена о жизни в матрице нужно воспринимать буквально: «Важно понимать, что мы сами и весь мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоторой развитой цивилизацией. Гипотеза моделирования может быть очень хорошей или очень плохой в зависимости от того, какие, по вашему мнению, мотивы создателей симуляций: что произойдет в симуляции, что произойдет после того, как симуляция закончится. Очевидно, для этого есть как оптимистичные, так и пессимистические возможности».
В настоящее время, в физике наиболее популярна теория струн (или теории, потому что их много). Согласно теории струн, пространство имеет 9 или более измерений и фундаментальный объект — это суперструна. Струны вибрируют в пространстве высокой размерности, а каждая частица Вселенной — это вибрация суперструны. Виталий Ванчурин (Профессор физики из университета Миннесоты), написал статью: «Мир – это нейросеть». Ванчурин в своей статье показывает, что Вселенная может описываться как нейронная сеть, и он может вывести из неё и квантовую механику, и общую теорию относительности. Это по крайней мере такая же хорошая модель Вселенной, как струны или что-то другое. Статья Ванчурина полна математики и читать её трудно, если вы не математик или физик. Фундаментальный объект в теории Ванчурина — нейрон; Вселенная может описываться как нейронная сеть. Нейронные сети — это тренируемые математические структуры, вдохновлённые человеческим мозгом. Нейрон такой сети — несложный блок обработки, который обычно описывается простой математической функцией. Нейронная сеть — это также граф, его нейроны зависят от силы соединения (настраиваемых самой нейронной сетью весов). Нейронная сеть — это нечто, похожее на компьютер, который программируется весами. В теории Ванчурина важно отметить, что модель нейронной сети в этой работе — не «думающая машина», она не распознаёт паттерны и т. д., которые мы используем в компьютерных технологиях. Ванчурин применяет модель нейронной сети как математическую модель частиц. Согласно теории Ванчурина, кварки, фотоны и другие частицы – подсистемы нейросети, уже достаточно хорошо «обученные».
Дмитрий Сидорин (закончил с отличием МФТИ. Сфера научных интересов – ядерная физика. Разрабатывал программное обеспечение для Большого адронного коллайдера в ЦЕРНе. Сейчас занимается «большими данными» — создал компанию, которая анализирует, как нами управляют через Интернет и социальные сети) сообщает: «По-настоящему большая наука видит мир во всей его странности, и мир становится все более странным по мере появления все более мощных приборов. Вот стол. Глазу он кажется твердым. Берем электронный микроскоп, и видим атомы, а между ними – пустота. То есть стол на самом деле состоит из пустоты. Ладно, но хотя бы сами атомы твердые! Берем ускоритель элементарных частиц, и видим, что и атом состоит в основном из пустоты. Вокруг ядра – электроны, то ли частицы, то ли волны, ядро – протоны и нейтроны. Хорошо, но хотя бы протоны с нейтронами твердые. Но при ближайшем рассмотрении те и другие распадаются на кварки. А Большой адронный коллайдер демонстрирует, что и кварк – это не «частица», а некая одномерная колеблющаяся струна. Получается, все вокруг — это энергия, колебания, а «твердое вещество» — своего рода иллюзия».
Нереальная реальность.
Существуют и другие явления, которые заставляют усомниться в действительности окружающей нас реальности. Среди них эффект Манделы, эксперимент «с двумя щелями», дежавю, реинкарнация, сон и другие.
1. Эффект Манделы — заключается в совпадении у нескольких людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам. Странно то, что это касается довольно многих событий, и такие «заблуждения» носят массовый характер. Некоторые люди утверждают, что помнят телевизионное освещение смерти Нельсона Манделы в 1980-х годах, даже несмотря на то, что он фактически умер в 2013 году. Следовательно, «эффект Манделы» является якобы доказательством того, что тот, кто отвечает за нашу симуляцию, меняет прошлое. Или, это свидетельство параллельных вселенных, и некоторые люди перешли из одной вселенной, в которой Мандела умер в 80-х годах, в нашу, где он жил в возрасте до 95 лет.
2. Реинкарнация — перевоплощения после смерти в новое тело. При исследовании реинкарнаций исследователи собирали и изучали опросы маленьких детей, которые утверждали, что помнят события прошлого, и которые отождествляли себя с людьми, ушедшими из жизни до того момента, когда сообщавший об этом ребёнок появился на свет. Свидетельств реинкарнации можно найти довольно много.
Сюда же, «Дежавю» – французское слово («déjà vu»). В переводе оно значит «уже увиденное». Над изучением явления дежавю работали Зигмунд Фрейд, его ученики, хирурги, психологи и даже историки. Но впервые его подробно описал и назвал этим самым словом «дежавю» французский психолог Эмиль Буарак в 1876 году. Ученик и оппонент Фрейда Густав Юнг считал дежавю доказательством переселения душ и переживания человеком опыта своих прошлых жизней.
3. ДНК, содержащая компьютерный вирус. В 2017 году группа ученых из Вашингтонского университета, под руководством Тадаёши Коно (Tadayoshi Kohno) доказала, что они могут встраивать вредоносный компьютерный код в физические нити ДНК. Их целью было показать, что компьютеры, работающие в секвенировании генов, уязвимы для атак. Но они также могли непреднамеренно показать, что то, что мы воспринимаем как биологическую реальность, на самом деле было компьютерным кодом.
4. Электроны ведут себя по-разному. В известном эксперименте с двумя щелями электроны запускаются по светочувствительному экрану через щели в медной пластине, обычно создавая интерференционную картину, которая указывает на волнообразное поведение. Но когда тот же эксперимент проводится под наблюдением, электроны ведут себя как частицы, а не волны, и интерференционная картина отсутствует. Некоторые считают, что наша симуляция сохраняет свои ресурсы и воспроизводит определенные вещи, только когда знает, что мы на них смотрим.
Принцип неопределенности открытый Вернером Гейзенбергом в 1927 году, показался таким странным, что физики отказывались в него верить, даже когда он подтвердился тысячами опытов. Принцип говорит: природа существует, лишь пока мы на нее смотрим. Соратник Нильса Бора, физик Паскуаль Джордан, сказал так: «Мы не наблюдаем реальность, мы ее создаем». В 1970-х Джон Уилер провел эксперимент, который показал: природа не просто меняется от нашего взгляда, она заранее «знает», будем ли мы на нее смотреть.
Физик Джеймс Гейтс из Мэрилендского университета (США) изучает материю на уровне кварков — субатомных частиц, из которых состоят протоны и нейтроны в атомных ядрах. И он склонен допускать, что за физические законы нашей Вселенной отвечает компьютерная симуляция. В своих исследованиях Гейтс обнаружил странную вещь: кварки подчиняются правилам, которые напоминают компьютерные корректирующие коды. Последние помогают обнаружить и исправить ошибки, возникающие при передаче данных. Гейтс говорит: «Откуда они в уравнениях о кварках или суперсимметрии из моих исследований? Это привело меня к осознанию: я уже не могу говорить о том, что люди поддерживающие теорию симуляции — сумасшедшие».
Рич Террил, директор Центра эволюционных вычислений и автоматизированного проектирования НАСА, научный и технический консультант фильма «Когда сталкиваются миры» и телешоу «Сквозь червоточину», предполагает, что в скором времени люди сами смогут создавать обширные симуляции. Суть теории Террила состоит в том, что программист из будущего спроектировал нашу реальность. Он подтверждает свои слова тем фактом, что известная нам Вселенная — «пиксельная» во времени, пространстве, объеме и энергии. Существует фундаментальная единица, которую невозможно разделить на что-либо меньшее. Это значит, что Вселенная состоит из конечного числа этих единиц, а значит вычислима. Если она вычислима, то человечество само сможет создавать собственные симуляции с сознательными и разумными существами.
5. Законы физики. Космолог из Массачусетского технологического института Макс Тегмарк указал на строгие законы физики нашей вселенной в качестве возможного доказательства того, что мы живем в видеоигре: «Если бы я был персонажем в компьютерной игре, я бы также в конце концов обнаружил, что правила кажутся абсолютно жесткими и математическими». В этой теории скорость света — самая высокая скорость, с которой может двигаться любая частица — представляет собой ограничение скорости передачи информации в сети нашего моделирования.
6. Сон. До сих пор точно не известно, для чего человек спит, хотя на этот счет есть сотни теорий. Где находится в этот момент сознание человека? Не отправляется ли сознание в другие тела и иные миры? На эту тему существует довольно интересная притча о бабочке, китайского философа Чжуан-Цзы (китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств, входящий в число учёных Ста Школ. Согласно биографии, Чжуан-цзы жил между 369 до н. э. и 286 до н. э.). «Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он – Чжуан-цзы и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжуан-цзы?!
7. Если вы и после этого всё ещё сомневаетесь, вот несколько видео со сбоями нашей компьютерной реальности:
И в завершение…
В американском научном журнале Nautilus опубликован фрагмент из книги философа сознания Дэвида Чалмерса Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy, где он объясняет, почему существующих доказательств не хватает, чтобы доказать, что мир реален. Философ из Нью-Йоркского университета Дэвид Чалмерс сомневается, что можно доказать, что мы не живем в Матрице: «Вы не получите доказательства того, что мы не в симуляции, потому что любое доказательство, которое мы получим, может быть симулировано».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
- гипотеза симуляции
- виртуальная реальность
- симуляторы
- матрица
- нереальность мира
Так мы симуляция или нет?
Гипотеза симуляции — это идея о том, что наша вселенная может быть компьютерной симуляцией, подобной виртуальной реальности или игре. Эта идея очень популярна в последнее время. Много книг и статей было написано, много фильмов и сериалов было снято, много слов от Илона Маска было сказано. В общем, гипотеза оставила большой след в поп культуре.
Корни идеи восходят еще к Платону, но полноценно развил гипотезу Ник Бостром. В 2003 году он опубликовал свою статью «Живете ли вы в компьютерной симуляции?», в которой он доказывал правоту Платона. Бостром в своей статье описал 3 утверждения, и одно из них, по его словам, является правдивым.
- Вероятно, что человечество вымрет до того, как достигнет «постчеловеческой» фазы. (фазы, когда мы будем сверх технологически развиты)
- Каждая постчеловеческая цивилизация с малой вероятностью будет запускать значительное число симуляций своей эволюционной истории или ее вариаций.
- Мы живем в симуляции.
Если перевести это на человеческий и переформулировать в тезисы за идею симуляции, то мы получим :
Аргументы Бострома в пользу Гипотезы симуляции:
- Существование продвинутых цивилизаций: Он утверждает, что если технологические цивилизации продолжат развиваться и не вымрут (что крайне маловероятно), то они обретут способность создавать высоко реалистичные симуляции, охватывающие целые вселенные или их части.
- Изобилие симуляций: Если такие симуляции возможны, то у развитых цивилизаций будет сильная мотивация их создания. Он предполагает, что количество симулированных реальностей будет значительно превышать количество базовых (настоящих / неискусственных) реальностей, учитывая возможность существования множества симуляций в рамках каждой цивилизации.
- Вероятность оказаться в симуляции: Если цивилизация, способная создавать симуляции, существует, то вполне вероятно, что мы живем в одной из этих симуляций, а не в базовой реальности. Это основано на статистическом аргументе, что количество симулированных реальностей будет намного больше базовых, что делает более вероятным наше пребывание в симуляции.
Помимо развития технологий и возможного изобилия симуляций, сторонники идеи причисляют тонкую настройку вселенной к аргументам в пользу гипотезы. Фундаментальные физические константы вселенной, как скорость света, гравитационная постоянная, постоянная Планка и т.д., имеют именно такие значения, при которых может существовать жизнь и вообще вселенная. Что несомненно наводит на мысль о том, что все это имеет именно такие значения не из-за вселенского хаоса, а было специально аккуратно подогнано разработчиками.
Все эти мысли исходят из предположения, что цивилизации все-таки способны создавать подобные сверхточные симуляции. Именно к этому пункту задается больше всего вопросов, ибо создание вселенской симуляции требует решения множества фундаментальных проблем.
- Почему НЕЛЬЗЯ симулировать вселенную?
Дискретность мира
Компьютерный или виртуальный мир обладает дискретностью (это обусловлено спецификой компьютерных вычислений). Дискретность — это наличие минимальных, элементарных частиц чего-либо. То есть виртуальный мир должен обладать мельчайшими объектами, как бит времени, бит пространства (по сути, пиксель) и бит материи.
Обладает ли наш мир дискретностью?
Современная физика говорит, что нет. Лучшее, что у нас пока есть — это квантовая механика, которая гласит, что подобные дискретные структуры Не являются фундаментальными.
У Дэвида Тонга (Профессора в Кембридже) есть отличная статья по теме. Там он подробно объясняет, что дискретность или целые числа не считаются элементарными, только лишь появляются ИЗ непрерывных, постоянных структур. Можно привести пример с тем, как сама линейка (кусок дерева или пластика) выступает основой, а деления уже наносят позже, дискретизируя непрерывную линейку.
Классические компьютеры не способны моделировать непрерывность, так как в своем принципе работы используют только дискретные биты.
Поэтому на обычном компьютере, каким бы мощным он не был, симулировать вселенную не получится.
Симуляция на Квантовом компьютере
Мы уже разобрались, что на классическом компьютере никак не получится создать сложную структуру нашего мира со всеми его непрерывными структурами. Но многие приверженцы идеи считают, что вселенная симулируется не на обычном, а на квантовом компьютере.
Почему же на квантовом?
Квантовые компьютеры отличаются от обычных тем, что для работы они используют не только обычные 2 состояния бита, как 0 и 1. Квантовые компьютеры апеллируют кубитами, которые могут находиться в 3 состояниях : 1, 0 и в суперпозиции двух состояний. В суперпозиции кубит является и 0, и 1 одновременно. Это позволяет квантовым компьютерам работать с непрерывными структурами. Значит они могут полноценно симулировать квантовые эффекты.
Казалось бы, вопрос решен. И теперь понятно, что наш мир просто рендерится на мощном квантовом компьютере. Но как всегда, не все так просто…
Такая симуляция должна иметь невероятную точность. Но точно смоделировать квантовую систему можно только, если количество кубитов в системе равно количеству кубитов в квантовом компьютере.
Столь сложные системы из огромного количества частиц как наша вселенная могут симулироваться только на квантовых компьютерах с таким же количеством кубитов, что и частиц во вселенной.
По сути, чтобы симулировать нашу вселенную понадобиться еще одна другая вселенная. Такие вычислительные мощности ни одной сверхцивилизации даже и не снились.
Конечно, можно начать думать, что каким-то образом это возможно, и мы вообще находимся под капотом летающей тарелки меж вселенского алкоголика, выступая еще и батарейкой. Но это уже вопрос веры. Так как доказать это или опровергнуть не представляется возможным.
Итоги
Представление об устройстве мира всегда было обусловлено уровнем развития цивилизации.
В первобытные времена, когда животные были центром всего, мир стоял на слонах и черепахе. После работ Ньютона люди начали воспринимать мир как большой детерминированный механизм. Не удивительно, что в современном мире, где все зависит от вычислительных мощностей, люди начали думать, что вселенная — это большая компьютерная симуляция.
Это очень интересная гипотеза, невероятно ценная для фантастов и просто мечтателей. Но к науке она не имеет почти никакого отношения.
Идея строится на фундаменте из «возможно» и «если…». И с самого начала утыкается в проблему возможности симулирования подобных систем. И несмотря на то что существуют сильные аргументы против гипотезы, она все еще остается нефальсифицируемой, так как всегда можно добавить каких-либо уточнений, чтобы заткнуть логические дыры. Но проблема в том, что из-за этого гипотезу становится невозможно доказать или опровергнуть.
Поэтому гипотеза симуляции превращается в подобие религии, полностью завязанной на вере. Вы вольны верить во все, что угодно, но навязывать свою веру без возможности доказать правоту не стоит.
на данный момент нет никаких убедительных Научных доказательств того, что мы живем в симуляции.
Telegram: @inscieder — новости мира науки и технологий каждый день. Подписывайся !
- симуляция
- компьютер
- квантовый компьютер
- квантовые вычисления
- математика
- дискретность
- ник бостром
- физика
- квантовая физика
- квантовая механика