Почему у других заметить ошибку легче, чем у себя?
Это связано с отличительной чертой человеческого зрения, не зависимо от его остроты:
Есть у зрения особенность одна,
Всех людей она объединяет.
Всяк в у себя в глазу не разглядит бревна,
В чужом — мельчайшую соринку замечает
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
anoma lia [96.8K]
2 года назад
Существует интересный фразеологизм «глаз замылился». Раскопать его происхождение не просто. Поэтому строю гипотезу, которая будет близка к истине. Если мыло попало в глаза, то зрительное восприятие мира стремиться к нулю.
При длительном созерцании своего труда внимание рассеивается и можно не заметить грубейшую ошибку.
Какова же причина потери бдительности? Нервная система при работе анализаторов возбуждается. Но находиться в длительном напряжение она не может. Это противоестественно. Ради долгосрочного полноценного функционирования в ЦНС существует физиологический предохранитель — процесс обратный возбуждению. Поэтому при первичном контакте с раздражителем человек замечает не только чужие ошибки, а затем наступает торможение. Например, люди живущие рядом с водопадом не слышат звук ревущего потока воды. Их нервная система не считает важным для выживания однотипное звуковое воздействие на слуховой анализатор.
Человечество, зная о возможных проблемах, вызванных ошибками, подсуетилось и создало специальные профессии, снижающие вероятность неприятного исхода. Так в производстве печатных текстов участвует редактор. Его основное предназначение исправление текстов. Жаль на БВ такового спеца нет.
Почему в чужой тетради легче заметить ошибку, чем в своей? Почему учитель пользуется красной ручкой для исправления ошибок?
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,508
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Вопросы и задания по теме
1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.
Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?
3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.
4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
Рис. IX.34. Параллельны ли горизонтальные линии?
Рис. 1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым
Рис. 1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми
Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше
5. Какие основные требования с точки зре-ния психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное ука-зание?
6. Объясните следующий факт: почему, ког-да человек впервые идет по незнакомой местнос-ти, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, че-ловеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том слу. чае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?
8. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного кругана белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?
9. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
10. Чем объяснить, что слепорожденные., прозревшие после удачно сделанной операции, вначале ие различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
11. Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить:
1) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психологии необходимость систематического приготовления домашних заданий.
2) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников?
3) Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим наглядным пособиям?
Для выявления индивидуальных различий восприятия испытуемым можно показать ряд
Рис. IX.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются
Рис. 1Х.40. Оцените на глаз размеры окружностей и кругов в центрах фигур
Рис. IX.39. На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми
Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов
Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?
Рис. IX.44. Роль группировки при подсчете объектов
сюжетных картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 минут.
Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод об индивидуальных особенностях восприятия.
12. Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность —. качество личности, необходимое для успешной де-. ятельности вообще, а для учебной — особенно.
Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией
Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе.
1) Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников?
2) Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)?
3) С какими ошибками при восприятии учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь в своей педагогической практике и чем они обусловлены?
Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по АР. Лурия)
Узловые вопросы темы
1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти.
2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная.
3. Индивидуальные особенности и типы памяти.
4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации.
Основные психологические понятия по теме
Амнезия — отсутствие памяти.
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание — психическая деятельность, направленная на закреп-
ление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память непроизвольная — запоминание без специальной установки.
Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Представление — образ ранее воспринятого.
Проактивное торможение — ухудшение воспроизведения материа-
Рис. Х.1. Память в системе познавательной деятельности.
ла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Бла-
годаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.
Успешность памяти зависит:
от степени завершенности действий запоминания;
от интересов и склонностей личности;
от отношения личности к той или иной деятельности;
от эмоционального настроя;
от волевого усилия.
Многочисленные исследования показали, что нервная система может с
большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.
Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.
Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представле-
ний. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность де. ятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Различают два вида направленности, оказывающих влияние на ус-пешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
в различной скорости запоминания;
в прочности сохранения;
в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.
Рис. Х.2. Сущность памяти
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология»
Общая психология относится к числу фундаментальных дисциплин, задающих характер профессионального мышления специалиста и обеспечивающих не только практическую деятельность, но и успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки.
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология» направлены на формирование у обучающихся системы теоретических знаний, практических навыков и умений психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей.
Содержание материала для самостоятельной работы обучающихся способствует измерению уровня сформированности компетенций на основании усвоения обучающимися знаний об объекте, предмете и структуре современной психологии, основных понятий, категорий и законов психологии, о психических процессах, состояниях, свойствах, индивидуально-типологические особенностях личности, психологических методах познания и самопознания, выработки у обучающихся умений и навыков использования общепсихологические знаний для решения профессиональных задач, совершенствования и личностного роста, подбора и применения адекватной теоретической модели для решения конкретной прикладной задачи, выбора алгоритма исследовательской и формирующей части психологического исследования, практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психических явлений в целях решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности коллективов ОВД, пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников, проведения занятий по психологической подготовке.
Методические рекомендации включают задания, которые позволяют расширять кругозор, формировать научное и профессиональное мышление у обучающихся, их интереса к исследованию психических явлений, прививают им стремление к самостоятельной научно-исследовательской работе, что способствуют формированию компетенций у обучающихся по направлению подготовки Психология служебной деятельности и направлены на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций:
— способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
— способности проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7);
— способности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11);
— способности осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1);
— способности осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности (ПК-4);
— способности диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-7);
— способности проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий (ПК-9);
— способности обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-20);
— способности осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26);
— способности преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27);
способности принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29).
Тема № 11. «Психология ощущений»
В результате изучения темы обучающихся должен:
знать:
— сущность и физиологическую природу ощущения как познавательного процесса;
— виды ощущений и их характеристики;
— особенности развития ощущений;
— закономерности сенсорной адаптации индивида.
уметь:
— определять проявления закономерностей ощущений в психической активности;
— характеризовать виды ощущений в различных видах деятельности личного состава;
владеть:
— навыками диагностики свойств ощущений;
— навыками прогнозирования проявлений закономерностей сенсорной адаптации индивида.
Содержание вопросов и заданий для самоконтроля направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: