Урок 25
§33. Линейные алгоритмы
1. Верно ли, что для каждой задачи существует единственный алгоритм решения? Ответ обоснуйте.
2. Сталкивались ли вы уже с алгоритмами, которые нельзя назвать линейными?
3. Как вы думаете, какие задачи невозможно решить с помощью линейных алгоритмов?
4. Как можно сравнить два различных алгоритма решения одной и той же задачи? Как выбрать лучший их них?
5. Два друга по-разному ищут ошибки в программах. Кирилл, написав программу, сразу запускает её для того, чтобы транслятор обнаружил все синтаксические ошибки. Даниил же сначала внимательно изучает текст программы и пытается найти ошибки сам, а потом уже запускает её на выполнение. Чем хорош каждый из методов?
6. Чем различаются синтаксические и логические ошибки?
7. Как можно искать логическую ошибку в программе?
8. К какому типу ошибок относится случай, когда выполнение программы не останавливается (программа зацикливается)?
9. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тетради.
Подготовьте сообщение «Роботы вокруг нас»
Следующая страница Практическая работа № 21 «Линейные программы для Робота»
Cкачать материалы урока
Какие задачи невозможно решить с помощью линейных алгоритмов?
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,508
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Линейные алгоритмы
— Формирование умений составлять программы линейной структуры, используя операторы ввода, вывода и присваивания с использованием целочисленного типа данных.
Формируемые УУД:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере линейные алгоритмы;
использовать переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования Паскаль,), реализующие линейные алгоритмы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Гражданское воспитание:
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
Экологическое воспитание:
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: робот манипулятор, элементы блок схемы, материал для моделирования, рабочие карты, компьютеры с установленным языком программирования Pascal ABC , таблички (готов, вопрос), визитка сотрудника.
1. Организационный этап.
Здравствуйте! Меня зовут Антон Александрович, я представляю отечественную компанию «Робоинтеллект», которая занимается разработкой роботов. В связи с открытием филиала я решил набрать на работу молодых перспективных сотрудников, поэтому я обращаюсь именно к вам, собравшимся здесь.
2. Актуализация знаний.
Для построения нашей дальнейшей работы я проведу с вами собеседование. Начну с традиционного вопроса: как поместить жирафа в холодильник? (открыть холодильник, засунуть жирафа, закрыть холодильник).
Следующий вопрос: как поместить слона в холодильник? (открыть холодильник, вынуть жирафа, поместить слона, закрыть холодильник).
Что вы видите в правой части слайда? (блок-схему линейного алгоритма).
Хорошо. Перед вами облако слов. Выберите из них те, которые относятся к данной теме и объясните их значение. (ответы учеников: программа, следование, результативность, команда).
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
Для чего применяются линейные алгоритмы?
Да я вижу, что вы владеете теоретическими знаниями. А вы можете применять линейные алгоритмы при решении задач? Но это мы сейчас проверим.
Как вы думаете, чем мы займёмся в продолжении нашего собеседования? (Выслушиваю ответы.)
Я правильно вас понял, что мы будем учиться применять линейные алгоритмы при решении учебных и жизненных задач — цель урока
Мы с вами сформулировали цель нашего урока, запишите тему в рабочие карты в отведенном месте.
Что бы достичь цели нашего урока, что же нам придется сделать?
Вы знакомы с примерами применения линейного алгоритма? Что нужно предпринять? (1 задача)
Вы умеет применять линейные алгоритмы при решении задач? (2 задача)
Для того что бы применить линейный алгоритм к решению любой задачи его нужно сначала…? (3 задача)
Рассмотреть примеры применения ЛА
применить ЛА к решению задач
создать ЛА для решения задачи
Вывешиваю задачи на доске
4. Первичное закрепление
— в знакомой ситуации (типовые)
— в изменённой ситуации (конструктивные)
Что ж, начнём нашу работу. К нам попал видео ролик с демонстрацией робота наших конкурентов. Давайте его посмотрим и разберемся, чем занимается робот и в чем его недостатки. (демонстрация видеоролика). Итак, обсудим…Чем занимается робот? В чем недостатки данного робота?
У нас есть разработка, которая должна обойти на рынке робота конкурентов (та-дам. Показываем робота). Программисты в нашей компании, написали программу для обмена позициями двух кубиков. Давайте посмотрим, как робот справляется с простой задачей. (робот блокирует один кубик другим – задача не решена. Походу надо увольнять программистов.
А теперь посмотрим на происходящее с точки зрения программирования. Позиции, на которых стоят кубики это переменные а и b . Номера кубиков — это значения этих переменных. Как происходит обмен значений двух переменных между собой? Чего не хватает программе робота для обмена переменных значениями? (третьей переменной). Даём роботу третью пустую позицию С.
— Перед вами элементы блок-схемы алгоритма, с помощью которого решается задача. Каждая пара составляет из них решение задачи. Впишите недостающие названия переменных в элементах блок схемы. После чего составьте из них правильный алгоритм. Если у вас возникают вопросы, поднимите табличку с знаком вопроса. Если вы справились с заданием поднимите зеленую галочку.
Итак, команда … справилась первой. Представитель команды выходит к доске и показывает результат работы. Все согласны? Показываем с помощью табличек (да, нет, почему, корректируем при необходимости).
Оцените свою работу на данном этапе. Введите значение переменной, а от 1 до 3 в ваших рабочих картах.
Присаживаемся за компьютеры. Не забудьте забрать свои вещи с столов. Перед вами уже открыта ошибочная программа, которую набрали программисты в нашей компании. Прочитать синтаксис программы. Мы уже с вами нашли правильный алгоритм. Давайте с помощью него исправим программу.
Продемонстрировать работу программы.
Оцените свою работу на данном этапе. Введите значение переменной b от 1 до 3 в ваших рабочих картах.
Мы уже достаточно поработали. Наши глаза нуждаются в отдыхе. Пробежите глазами по линиям на слайде в указанном порядке.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания )
Мы с вами смогли разработать верный алгоритм обмена значениями двух переменных и помогли Василию освоить его. Но чтобы стать конкурентоспособным роботом, Василий должен продолжать совершенствоваться.
Сейчас вам предстоит провести исследование, чтобы помочь нам разобраться с вопросом, а как обменять значения между тремя переменными? Вы продолжите работу в одном из отделов нашей фирмы. Кроме отдела программирования в нашей компании есть отдел тестирования. Когда программист отдает созданную игру, ее надо для начала протестировать на наличие ошибок и багов в коде. Для этого существует должность тестировщика. Я хочу вас попросить определится в каком отделе вы хотите продолжить работу, что вам более интересно писать код, или тестировать программу.
Поднимите таблички, кто хочет работать в отделе программирования.
Я хочу попросить тех, кто выбрал должность программиста, создать программу, которая обменивает целочисленные значения между тремя переменными. Прежде, чем приступить к написанию кода, смоделируйте обмен переменных значениями с помощью материалов на ваших рабочих местах.
Результат выполнения программы
Для тех, кто выбрал должность тестировщика, в нашей компании уже пытались разработать данную программу, но что-то пошло не по плану, и программа работает не корректно. На рабочих столах компьютеров есть папка (нерабочая версия программы). Я хочу, чтобы вы запустили данную программу и попробовали найти и исправить ошибку в ней, что бы она работала по заданному образцу.
Результат выполнения программы
Теперь я вам покажу верный вариант решения.
Оцените свою работу на данном этапе. Введите значение переменной c от 1 до 3 в ваших рабочих картах. (Слайд)
Как вы считаете задачи урока выполнены полностью? (отвечаем с помощью табличек) Оцените свою работу. Вычислите значение переменной S по формуле в ваших рабочих картах. Выведите ее значение в отведенном для этого месте.
Значение переменной S укажет вам, что по итогу оценивания вы можете быть приняты на должность: тестировщик, разработчик, программист согласно этим критериям. Возьмите свои визитные карточки сотрудников. Впишите в них ваши фамилию и имя. Впишите свою должность в вашу визитную карточку.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Согласно вашей должности, домашнее задание указано в вашей рабочей карте. Разработчики получили задание, решить ту задачу, которую мы решали на уроке другим способом, но этот способ используют только с целочисленным типом данных. В более молодых языках программирования, например python можно обойтись без третьей переменной.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
И так наше собеседование подошло к завершению. Понравилось ли вам работать сегодня в нашей компании под моим руководством? Если вам было сегодня интересно, и вы готовы продолжить работу сдаем свою визитную карточку мне, если вы не определились заберите визитную карточку с собой, если вы настроены категорично «нет» выбросите визитную карточку в мусорную корзину у входа!
Я как руководитель доволен работой каждого из вас и буду рад видеть всех вас в рядах своих сотрудников. Спасибо за работу! В память о нашей сегодняшней встрече на выходе возьмите сувенир от нашей компании!
1. Чем отличаются разветвляющиеся алгоритмы от линейных? 2. Как вы думаете, почему не все задачи можно решить с помощью линейных алгоритмов? Приведите примеры таких задач.
3. Как вы думаете, хватит ли линейных алгоритмов и ветвлений для разработки любой программы?
4. Почему нельзя выполнить обмен значений двух переменных в два шага: а:=b; b:=а?
5. Чем различаются условные операторы в полной и неполной формах? Как вы думаете, можно ли обойтись только неполной формой?
6. Какие отношения вы знаете? Как обозначаются отношения «равно» и «не равно»?
7. Что такое сложное условие?
8. Как определяется порядок вычислений в сложном условии? Расскажите об особенностях вычисления логических выражений в языке Паскаль.
9. Зачем нужен оператор выбора? Как можно обойтись без него?
10. Расскажите о различиях в операторах выбора в школьном алгоритмическом языке и в Паскале.
11. Как в операторе выбора записать, что нужно делать, если ни один вариант не подошёл?
12. Как в операторе выбора в языке Паскаль выполнить для какого-то варианта несколько операторов?
1. Линейные алгоритмы выполняются команда за командой, а в разветвляющихся алгоритмах путь программы зависит от условия.
2.если для решения задачи нужно условие, то эту задачу невозможно решить линейным алгоритмом, только разветвляющимся.
3.думаю не хватит, так как только с линейными алгоритмами и разветвлениями можно написать только простейшую программу.
4. При первом присваивании мы должны знать переменную б, а она не известна по условию
5. Операторы различаются функциями и возможностями. Если бы можно было обойтись только операторами неполной формы, то не было бы надобности придумывать операторы полной формы
6. Равно обозначается == при проверки условия, := при присвоении переменной определенного числа, <> при неравности
7. Сложное условие это условие содержащие несколько простых условий, соединённых операторами и/или
8. По приоритету:
1. Операции в скобках;
9.Оператор выбора необходим в случае, когда использование множества конструкций условий (if, elseif и else) в значительной мере загромождают код. С помощью оператора выбора Case возможно делать выбор из необходимого количества вариантов. Оператор выбора позволяет заменить несколько операторов ветвления
10. Исползуются обычно те которые помещаются в отведённую им память (обычно от 1 до 10 байт разные простые типы в разных языках и на разном железе) Если нужно 10000значное целое обсчитать, то надо ваять свои функции (пытался представить неалгоритмический паскаль и крыша поехала)