Для чего нужны беспилотные автомобили
Перейти к содержимому

Для чего нужны беспилотные автомобили

  • автор:

Для чего беспилотным автомобилям все еще нужны люди

Не секрет, что беспилотные автомобили предполагают полный отказ от человеческого водителя. Крупнейшие компании, занимающиеся разработкой полностью автоматизированных автомобилей (например, американские Waymo или Cruise), уже не первый год тестируют свои автомобили «без поддерживающего водителя» на дорогах общего пользования: салон пуст, а автомобиль двигается самостоятельно. Где еще можно найти тень человека в беспилотных автомобилях, если внутри — пусто? Ответ приходит со стороны разработки.

Центр Исследований науки и технологий

Самая сложная задача для беспилотного автомобиля

Три основные задачи, которые стоят перед разработчиками беспилотного автомобиля — это а) локализация автомобиля на местности, б) распознавание многообразной окружающей среды и в) планирование маршрута с учетом нюансов правил дорожного движения и текущей дорожной ситуации. К самой сложной из них относится распознавание: на дороге постоянно происходит что-то непредсказуемое. Именно с этой задачей должно справиться машинное обучение, а именно то, что нам известно под названием нейросетей. Именно в их стабильной работе, кажется, и лежит разрешение основных проблем, препятствующих выезду автомобилей на дороги общего пользования.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делают нейросети в беспилотных автомобилях?

Слоган беспилотника Google Waymo, который уже сейчас может заказать через приложение каждый желающий в Финиксе, штат Аризона — «Building the most experienced driver» («Строя самого опытного водителя»), говорит нам о том, что уже в недалеком будущем мы будем иметь дело с водителями совсем нового типа, опыт которого не равен водительскому стажу, а коррелирует с числом ситуаций, на которых обучены нейросети.

Отличать запрещающий сигнал светофора от разрешающего, прерывистую линию разметки от сплошной, велосипедиста от пешехода — легкие повседневные задачи для человеческого водителя. Те же самые задачи становятся большими проблемами для разработчиков беспилотных автомобилей. Люди в большинстве случаев с легкостью ориентируются во всех дорожных ситуациях. В свою очередь, машину также необходимо научить этому навыку, закодировав массу дорожных случаев, возникающих на дороге.

Чтобы быть восприимчивыми к среде, беспилотные автомобили оснащены различными вариантами сенсоров: камерами, лидарами, радарами, ультразвуковыми датчиками. Нейросети обрабатывают данные с этих датчиков, делая предположения о том, что встречается на дороге. Именно нейросети ответственны за распознавание важных инфраструктур и ситуаций: сигналы светофоров, разметка, знаки, внезапно выбегающие на дорогу люди. Нейросети выделяют из дорожной среды значимые объекты, заставляя автомобиль реагировать: например, притормозить у пешеходного перехода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, все довольно просто: если все участники дорожного движения известны и дорожная среда формализована различными видами знаков, то нетрудно обучить нейросеть ориентироваться на дорогах. Однако в реальности все может быть совсем по-другому. В одних случаях знаки могут быть не видны (например, закрыты ветками деревьев), а в других — могут быть неправильно распознаны автомобилем. В видео, представленном ниже, автомобиль Tesla распознает эмблему Burger King как запрещающий знак.

Это же подтверждает в своей лекции Роман Удовиченко, руководитель группы обработки дорожной ситуации в направлении беспилотных автомобилей Яндекса:

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда вы начинаете разрабатывать беспилотные автомобили, оказывается, что на дорогах столько всего всего происходит. Если посмотреть на записи проездов беспилотных автомобилей, можно увидеть что-нибудь такое: где-то несут дерево, где-то несут байдарку, где-то люди на лошадях перескакивают дорогу».

Как же поступать с такими случаями? Чтобы нейросеть смогла успешно справляться с максимальным количеством как рутинных, так и неожиданных ситуаций, которые могут возникнуть на дороге, необходимо собрать данные реальных проездов. Именно эти данные формируют датасеты для обучения нейросетей.

С чего начинается нейросеть?

Нейросети начинаются с датасетов. Датасеты — это большие массивы информации, те самые данные с сенсоров, которые используются для обучения нейросетей. Это могут быть данные с камер или лидаров, которые принимают форму, например, фотографий или лидарных облаков точек.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению Андрея Карпатого, директора AI и компьютерного зрения (Autopilot Vision) в Tesla, в датасете является ведущим не количество данных, а покрытие возможного пространства ситуаций, с которыми может столкнуться машина, передвигаясь по городским дорогам. Однако все-таки размер важен: ведь в большем количестве данных возрастает вероятность встретить разнообразные ситуации: будь то люди, несущие байдарку, или стая уток. Чем больше таких разнообразных данных знает и умеет обрабатывать нейросеть, тем, в свою очередь, больше точность их правильного распознавания. Таким образом, датасет должен соответствовать трем условиям, чтобы нейросеть работала хорошо: он должен быть большим, разнообразным и основываться на данных реальных проездов.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разметка датасетов

Но как нейросеть понимает, что перед ней? Необходимо разметить тысячи и тысячи картинок. Вспомним капчу Google, где надо найти, например, все мосты или пожарные гидранты — это тоже пример разметки датасетов.

В обучении датасетов необходимо придерживаться иерархии: как и люди, нейросети обучаются от простого — к сложному. Обучая нейросеть распознавать, например, дорожную разметку, сначала берутся случаи, где хорошее дорожное покрытие, сухая погода, разметка свежая или в хорошем состоянии, не закрыта другими машинами. Постепенно могут добавляться новые, более сложные элементы: например, тип разметки будет тот же, но ее часть не будет видна, так как поток машин слишком плотный. Когда датасет только формируется, разметка происходит вручную. Такая несложная, но кропотливая работа обычно дается компаниями на аутсорс: используя мышку, человек размечает линии разметки. Так, процессы распознавания, решающие для беспилотных автомобилей, начинаются не просто с датасетов, а с датасетов, которые размечаются вручную.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Авто без водителя и дрон: что надо знать о ДТП с беспилотниками

В России нет статистики по ДТП с беспилотниками, да и законодательно эта область урегулирована не до конца. При этом аварии с дронами и машинами на автопилоте на российских дорогах все-таки случаются. И в таких случаях не понятно, кто должен отвечать. Большая часть существующих правил касается летательных аппаратов, а беспилотные авто используют только в формате эксперимента. В статье разбираемся, у кого требовать возмещения ущерба, если в вас врезался транспорт без водителя.

В середине января 2023 года в Воронежской области случилось необычное ДТП: квадрокоптер врезался в лобовое стекло грузовика Volvo. Водитель увидел подлетающий дрон, но из-за высокой скорости движения не успел ничего сделать. Беспилотник влетел в лобовое стекло, ударил водителя по голове, а затем упал ему на колени. По данным МВД, авария случилась, потому что квадрокоптер разрядился. Транспортной компании, которая владеет грузовиком, ГИБДД возместила 280 000 руб. ущерба. Как предполагает телеграм-канал Mash, инспекция с помощью беспилотника следила за обстановкой на дорогах.

Эта авария — не первое ДТП с участием беспилотного транспорта в России. В 2019 году в Москве беспилотный автомобиль «Яндекса» врезался в легковую машину. В результате столкновения никто не пострадал, а транспорт получил лишь незначительные повреждения. Виновником происшествия признали водителя-испытателя, который сидел за рулем беспилотника. Его отстранили от тестирования.

Беспилотные устройства все еще редкость на дорогах России. Но как считает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, они могут стать частью инфраструктуры уже к 2025 году. А значит, важно разобраться, как работают беспилотники.

Для чего нужны беспилотники

Беспилотники — устройства, которые передвигаются автоматически и обычно работают на основе искусственного интеллекта. В зависимости от размера и назначения девайса его могут контролировать удаленно или изнутри (в салоне находится водитель-испытатель). Беспилотными бывают авто и летательные аппараты: квадрокоптеры, самолеты и вертолеты. Их используют, чтобы минимизировать риски для людей, например при оценке масштабов лесного пожара, сэкономить деньги на выплатах зарплат и попасть в труднодоступные места, где сможет пролететь только небольшой дрон.

Беспилотные машины нужны для перевозки грузов и пассажиров. В 2020 году беспилотная «Газель» впервые доставила фрукты и овощи из Владимира в Москву. Движение осуществлялось ночью, оператор страховал автопилот и однажды был вынужден экстренно перехватить управление, но в целом перевозка груза прошла без происшествий. А в мае этого года на платной дороге Москва – Санкт-Петербург должен состояться первый беспилотный грузовой коммерческий рейс под руководством КамАЗа.

Летательные аппараты тоже используют для доставки. В ноябре 2021-го «Почта России», «Аэромакс» и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа провели успешные испытания по доставке груза с помощью беспилотного воздушного судна (можно посмотреть видео). Теперь «Почта России» собирается использовать беспилотники для коммерческих задач. Еще квадрокоптеры пригодятся для личных целей, например фото- и видеосъемок, и военных нужд.

Часто воздушные беспилотники применяют для мониторинга ситуации на дорогах. Аппарат может зафиксировать нарушение ПДД и передать информацию ближайшему экипажу ДПС. Качество съемки позволяет распознать госномер авто и доказать вину. В Красноярском крае во время тестирования девайса сотрудники ГИБДД привлекли к ответственности двух водителей, которые выехали на встречную полосу.

А в конце 2022 года в РФ впервые сертифицировали сразу несколько беспилотных вертолетов. По словам директора Ростеха Сергея Чемезова, их собираются использовать для мониторинга местности, лесоохраны, сельского хозяйства, поисково-спасательной деятельности.

Законодательное регулирование

О необходимости развития нормативной базы для беспилотников президент Владимир Путин заявил еще в 2017 году. Но сегодня законодательно регулируются только летательные аппараты.

Так, квадрокоптеры от 150 г до 30 кг ставят на учет, а устройства потяжелее регистрируют (Постановление Правительства от 25.05.2019 № 658, ст. 33 Воздушного кодекса). Больше 30 кг весит военная техника или дроны, которые доставляют грузы. Обычно ими пользуются госорганы и компании. Еще в некоторых случаях для управления беспилотником нужно получить разрешение. Например, если есть желание снимать с квадрокоптера спортивное соревнование, а не просто запустить его во дворе (п. 52(1) Постановления Правительства от 11.03.2010 № 138). Если владелец дрона не соблюдает эти правила, его могут привлечь к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП. Максимальный штраф для обычного человека — 50 000 руб., для должностного лица — 150 000 руб., для компании — 300 000 руб., деятельность фирмы могут приостановить на 90 суток.

Нормативная база относительно беспилотных авто не так сильно развита, поскольку в России подобный транспорт используют редко. Адвокат Алексей Лежников считает, что законодательство в этой области будут разрабатывать, когда беспилотные авто начнут массово появляться на улицах российских городов. А юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × Дан Хоролец не исключает появления новых составов преступлений, связанных с беспилотными аппаратами.

Первый эксперимент с высокотехнологичным транспортом в РФ стартовал в 2018-м. Бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».

Планировалось, что тестовая езда на беспилотниках по обычным дорогам поможет разработать изменения, которые необходимо внести в ПДД для использования таких авто. Тестировать работу транспорта начал «Яндекс»: компания вывела пять устройств на улицы Москвы. А в 2020 году «Яндекс» в партнерстве со Сбербанком, ГАЗом и КамАЗом разработал дорожную карту поэтапного внедрения беспилотников. Предполагалось, что в 2023-м машины без водителя будут перевозить людей и грузы, но пока использование беспилотников все еще находится в тестовом режиме. Изменения в ПДД, связанные с беспилотниками, тоже пока не внесли.

В марте 2022-го правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для применения беспилотного транспорта (Постановление Правительства от 09.03.2022 № 309). Власти разрешили автомобилям без водителя ездить на обычных дорогах. ЭПР продлится до 2025 года и реализуется беспилотниками того же «Яндекса». На 158 улицах Москвы машины будут ездить под контролем водителя-испытателя, а в Иннополисе в Татарстане и технопарке «Сколково» в Московской области — без него, но движение будут мониторить удаленно.

Для участия в ЭПР беспилотные авто должны соответствовать нескольким критериям, как минимум они обязаны «безопасно реагировать на ошибки других участников движения». Что это значит на практике — в документе не написано. Можно предположить, что имеется в виду, например, остановка авто, если человек начал переходить дорогу на красный свет. Есть требования и к водителям-испытателям: у них должен быть стаж как минимум три года. Не посадят за руль беспилотника человека, который за последние три года привлекался к административной ответственности по статьям, предусматривающим лишение прав.

Попробовать новую технологию на себе могут и обычные люди: «Яндекс» запустил эксперимент по использованию беспилотного такси в столице в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Цена поездки в нем такая же, как и в обычном. Чтобы поучаствовать в проекте, надо зарегистрироваться.

ДТП с беспилотником: что надо знать

Беспилотный транспорт сильно расширяет человеческие возможности, например позволяя делать фото с высоты птичьего полета. Но создает и серьезные риски, потому что поведение автоматизированной системы невозможно спрогнозировать на все 100%. В США волна исков обрушилась на компанию Tesla, которая производит беспилотные авто: зарегистрировано больше 1500 споров. Значительная часть дел связана с неполадками в работе искусственного интеллекта, которые приводят к ДТП. По этому поводу с компанией судятся даже акционеры.

Первая смертельная авария с Tesla случилась в 2016 году. В нее попал сорокалетний житель Флориды Джошуа Браун, который на своем беспилотнике врезался в грузовик с полуприцепом. Авария произошла, когда грузовик резко повернул налево, а машина на автопилоте не успела затормозить. А в 2021-м Tesla на автопилоте сбила водителя, который на обочине менял спущенное колесо на машине.

В РФ аварии с беспилотниками пока редки. Но как гласит известная фраза, предупрежден — значит вооружен. Постановление Правительства от 09.03.2022 № 309 разъясняет, что делать, если попал в ДТП с беспилотником.

Когда в результате аварии пострадали только авто и оба застрахованы по ОСАГО, то вместо вызова сотрудников ГИБДД аварию можно оформить самостоятельно с помощью европротокола (как это сделать, читайте в статье «Европротокол: правила оформления и частые ошибки»).

Если ДТП случилось из-за действий беспилотника, то виновным могут признать:

  • водителя-испытателя, если он не предотвратил происшествие, хотя мог (например, отвлекся и не смотрел на дорогу);
  • оператора, который удаленно контролирует движение авто, если авария случилась из-за ошибки в построении маршрута;
  • владельца и специалиста по безопасности, если обнаружились технические неполадки.

Хотя все машины проверяют на соответствие требованиям безопасности и они должны соблюдать ПДД, правительство предусмотрело и худший сценарий — на случай ДТП каждое авто застраховано на 10 млн руб. Из них потерпевшим и выплатят компенсацию.

Для летающих беспилотников действуют похожие правила. При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2022 № 458, расследовать происшествия с таким устройством надо по правилам Приложения № 13 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года. Документ содержит общие нормы, которые касаются допуска всех заинтересованных сторон к расследованию происшествия.

Но на самом деле никакие дополнительные нормы для возмещения ущерба в случае аварии с летающим беспилотником не нужны, говорит руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Любовь Шебанова. Если владельца привлекли к административной ответственности (например, по уже упомянутой ст. 11.4 КоАП), то пострадавший имеет право на возмещение ущерба. А чаще всего происшествия случаются потому, что владелец квадрокоптера не соблюдал административный регламент: например, управлял дроном в неположенном месте или без необходимого разрешения.

Так, в деле № 2-1833/2019 Петр Назимов* управлял квадрокоптером рядом с технопарком «Сколково» в Московской области. Он потерял связь с аппаратом, а изображение дрона пропало с монитора. Назимов побежал искать устройство и обнаружил его на асфальте рядом со зданием технопарка. Предположительно, квадрокоптер врезался в торец и повредил восемь элементов фасадного остекления. Технопарк обратился в Муромский горсуд, чтобы взыскать с Назимова 407 504 руб. ущерба. Именно столько стоит замена окон согласно заключению компании «Аскон», которая разрабатывала проект здания. Истец уточнил, что ответчик управлял квадрокоптером без необходимого разрешения и это нарушает ст. 16 Воздушного кодекса («Порядок использования воздушного пространства»).

Назимов возражал. Он посчитал, что заключение компании «Аскон» не доказывает размер ущерба и добавил: чтобы починить здание, ответчик должен обращаться в страховую, а не подавать иск к нему. Ответчик указал, что в деле нет конкретных доказательств, что именно его дрон повредил здание. Суд согласился с такой позицией и отказал в удовлетворении иска. Тогда технопарк написал жалобу во Владимирский облсуд (дело № 33-2006/2020). Апелляционная инстанция решила, что вина Назимова в причинении ущерба доказана. Она подтверждается показаниями свидетелей, которые находились рядом с местом происшествия, и нет оснований им не доверять. А то, что технопарк не сообщил о случившемся в страховую, не освобождает Назимова от обязанности возместить ущерб. Доказательств, что оценка стоимости замены окон не обоснована, ответчик не предоставил. В итоге суд взыскал с Назимова 407 504 руб. С такими выводами согласился и Второй кассационный суд общей юрисдикции.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Все плюсы и минусы беспилотных автомобилей

Почему автономный транспорт — это плохая идея. Ещё 10 лет назад беспилотные автомобили казались утопическим мифом и фантазией производителей. А сейчас несколько марок уже достигли третьего уровня автономного вождения, при котором автомобиль может взять на себя полный контроль над вождением, но пока не во всех условиях. Общепринятый мировой стандарт доходит до пятого уровня автоматизации, при котором водитель уже не требуется. Автомобильные технологии развиваются очень быстро.

Илья Питалев / РИА Новости

Новое поколение молодых водителей отходит от идеи владеть автомобилем, выбирая такси, подписку, каршеринг и транспорт. Если смотреть в будущее, то автономный транспорт как раз отвечает запросам пользователей и позволяет не приобретать автомобиль в личное пользование. Люди хотят пользоваться телефоном, работать в дороге или отдыхать между встречами, а не нервничать за рулём. Ещё не все готовы смириться с тем, что беспилотные машины лишат людей возможности самовыражения и демонстрации статуса. Но это быстро поменяется, когда технологии полноценно войдут в нашу жизнь.

Терминология

Термин «самоуправляемые автомобили» стал популярным благодаря компании Tesla, несмотря на то, что американского автопроизводителя много раз осуждали за использование этих слов. Автомобили Илона Маска на самом деле не оснащаются технологиями, которые бы соответствовали этому названию. Кроме того, используются другие термины — автономные автомобили, машины без водителя, автоматизированный или беспилотный транспорт. На самом деле полностью автономного автомобиля ещё не существует. Автономность предполагает наличие искусственного интеллекта, способного обучаться и адаптироваться. Нынешние уровни автономности позволяют машине реагировать на ситуацию, используя программы, созданные человеком. То есть автомобили могут делать только то, что им говорит строка кода. Транспорт в мгновение ока проходит через серию вопросов. Есть ли пешеход перед автомобилем? Да. Внимателен ли человек за рулем? Нет. Пострадает ли один или несколько пешеходов, если не затормозить прямо сейчас? Да. И тогда машина нажимает на тормоза. Автомобили с такими функциями вождения относятся ко второму уровню автономности. Системы способствуют снижению количества дорожно-транспортных происшествий, но водитель всё равно должен постоянно контролировать автомобиль.

Плюсы беспилотных автомобилей

По мнению американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), одним из главных плюсов самоуправляемых автомобилей является безопасность. Считается, что более 90% ДТП происходит из-за человеческого фактора, поэтому если убрать водителей из формулы, то теоретически произойдет снижение количества ДТП. Однако для этого необходима чёткая разметка, а это задачка со звёздочкой не только для сельской местности, но и для некоторых целых стран. Кроме того, автономные транспортные средства будут более экологичными, и эти автомобили потенциально могут сократить выбросы вредных веществ. Когда компьютеры будут управлять транспортом, технологии, связанные с ними, значительно продвинутся вперёд. Многие автопроизводители предложили, чтобы беспилотные автомобили могли подключаться к системам, регулирующим дорожное движение. Это позволит автомобилю поддерживать необходимую скорость, чтобы уменьшить пробки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *